О ПОРЯДКЕ ОТКРЫТИЯ И ЗАКРЫТИЯ СЧЕТОВ, А ТАКЖЕ ОБ ИСПОЛНЕНИИ ОБЯЗАННОСТЕЙ БАНКА, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТ. СТ. 60, 76 И 86 НК РФ.. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 06.03.08 03-02-07/1-87

                О ПОРЯДКЕ ОТКРЫТИЯ И ЗАКРЫТИЯ СЧЕТОВ,
              А ТАКЖЕ ОБ ИСПОЛНЕНИИ ОБЯЗАННОСТЕЙ БАНКА,
              ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТ. СТ. 60, 76 И 86 НК РФ.

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                           6 марта 2008 г.
                           N 03-02-07/1-87

                                 (Д)


     В  департаменте  налоговой  и таможенно-тарифной политики <...> о
порядке  открытия  и закрытия банковских счетов, а также об исполнении
обязанностей  банка,  предусмотренных  ст.  ст. 60, 76 и 86 Налогового
кодекса   Российской   Федерации,   в   условиях  изменения  структуры
филиальной сети банка сообщается следующее.
     Согласно  ст.  30  Федерального  закона  от 02.12.1990 N 395-1 "О
банках  и банковской деятельности" открытие, ведение и закрытие банком
счетов   клиентов  осуществляется  в  установленном  Банком  России  в
соответствии   с   федеральными   законами  порядке,  в  том  числе  в
соответствии  с  Инструкцией  Банка  России  от  14.09.2006 N 28-И "Об
открытии  и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)"
(зарегистрирована Минюстом России 18.10.2006 N 8388).
     Открытие (закрытие) подразделений кредитной организации (филиала)
на территории Российской Федерации, в том числе внутренних структурных
подразделений,   предусмотренных  нормативными  актами  Банка  России,
осуществляется  в  соответствии  с разд. II Инструкции Банка России от
14.01.2004  N  109-И  "О  порядке  принятия  Банком  России  решения о
государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на
осуществление  банковских  операций" (зарегистрирована Минюстом России
13.02.2004 N 5551).
     Пунктом 1 ст. 86 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс)  установлена  обязанность  банка  сообщить  об  открытии или о
закрытии    счета,   об   изменении   реквизитов   счета   организации
(индивидуального   предпринимателя)   на   бумажном   носителе  или  в
электронном  виде  в  налоговый  орган  по  месту  своего нахождения в
течение  пяти  дней  со  дня  соответствующего  открытия, закрытия или
изменения реквизитов такого счета.
     Полагаем,  что  указанный  пятидневный  срок  исчисляется  со дня
внесения соответствующих записей в книгу регистрации открытых счетов.
     Приостановление  операций  по  счетам  налогоплательщика  в банке
осуществляется в порядке, установленном ст. 76 Кодекса.
     В  силу  п.  6  названной  статьи  решение  налогового  органа  о
приостановлении  операций  по  счетам  налогоплательщика-организации в
банке подлежит безусловному исполнению банком.
     В  соответствии  с  п.  7 ст. 76 Кодекса приостановление операций
налогоплательщика-организации  по  его  счетам  в  банке  действует  с
момента  получения  банком решения налогового органа о приостановлении
таких операций и до отмены этого решения.
     Изменение  структуры  филиальной  сети  банка или закрытие банком
счета  налогоплательщика  не  является  основанием  для отмены решений
налогового    органа    о    приостановлении    операций   по   счетам
налогоплательщика  в  банке  и  взыскании  налогов (пеней, штрафов), а
также  для отзыва инкассовых поручений на перечисление налогов (пеней,
штрафов).
     Кодексом  не  предусмотрен  возврат  банками налоговым органам их
решений  о  приостановлении  операций  по  счетам налогоплательщиков в
банках   и   инкассовых  поручений  на  перечисление  налогов  (пеней,
штрафов).
     При   наличии   решения  о  приостановлении  операций  по  счетам
организации  банк не вправе открывать этой организации новые счета (п.
12 ст. 76 Кодекса).
     Следовательно,  при  наличии  в банке решения налогового органа о
приостановлении   операций   по  счетам  налогоплательщика-организации
открытие  банком  новых  счетов  этой  организации и исполнение по ним
поручений  на перечисление денежных средств, не связанных с платежами,
очередность   исполнения   которых   в   соответствии   с  гражданским
законодательством   Российской   Федерации   предшествует   исполнению
обязанности  по  уплате  налогов  и  сборов,  а  также на перечисление
налогов  (авансовых  платежей),  соответствующих  пеней  и  штрафов  в
бюджетную систему Российской Федерации не соответствует ст. 76 Кодекса
(п. п. 1, 6, 7 и 12).
     Вместе  с  тем  п.  2  ст.  846  Гражданского  кодекса Российской
Федерации  установлено,  что банк не вправе отказать в открытии счета,
за  исключением  случаев, когда такой отказ вызван отсутствием у банка
возможности   принять  на  банковское  обслуживание  либо  допускается
законом или иными правовыми актами.
     Открытие     банком     счета     организации,    индивидуальному
предпринимателю,   нотариусу,  занимающемуся  частной  практикой,  или
адвокату, учредившему адвокатский кабинет, при наличии у банка решения
налогового  органа  о приостановлении операций по счетам этого лица, а
также исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о
приостановлении  операций по счетам налогоплательщика его поручения на
перечисление   средств  другому  лицу,  не  связанного  с  исполнением
обязанностей   по  уплате  налога  либо  иного  платежного  поручения,
имеющего  в  соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации
преимущество  в  очередности  исполнения  перед  платежами в бюджетную
систему Российской Федерации, признается нарушением законодательства о
налогах  и  сборах и влечет привлечение банка к ответственности в силу
п. 1 ст. 132 и ст. 134 Кодекса.
     В  случае  если  у  банка  возникают  затруднения  при исполнении
решений   налогового  органа  о  приостановлении  операций  по  счетам
налогоплательщиков  -  клиентов  этого  банка или инкассовых поручений
налогового  органа на перечисление налогов, пеней, штрафов в бюджетную
систему  Российской  Федерации,  в частности, в связи с реорганизацией
филиальной  сети банка, рекомендуем обращаться в этот налоговый орган,
который  в пределах своей компетенции принимает решение в соответствии
с  законодательством  Российской  Федерации  и  с  учетом  фактических
обстоятельств.
     Кроме  того,  обращаем  ваше внимание на то, что настоящее письмо
имеет информационно-разъяснительный характер, оно не содержит правовых
норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
6 марта 2008 г.
N 03-02-07/1-87