О ДЕЙСТВИЯХ ПРОФСОЮЗОВ В СВЯЗИ С НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА И ЗДОРОВЬЕМ РАБОТНИКОВ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЦИЯ НЕЗАВИСИМЫХ ПРОФСОЮЗОВ РОССИИ 24 октября 2007 г. N 3-3 (Д) Генеральный Совет ФНПР отмечает, что негативные тенденции в состоянии условий труда и здоровья работников обусловлены отсутствием целенаправленной политики федеральных органов исполнительной власти и внимания к этой проблеме со стороны работодателей и их объединений. За последние десять лет произошла практически полная ликвидация промышленной медицины, что негативно отразилось на качестве медицинской помощи работникам и состоянии их здоровья. Из года в год растет инвалидизация у впервые выявленных профессиональных больных устанавливается не более 13 - 15 процентов случаев с подозрениями на профессиональные заболевания. Не уделяется должного внимания профессионально-обусловленным заболеваниям, развитию которых способствуют производственные факторы. Многие профессиональные патологии по формальным признакам переводятся в разряд общесоматических болезней, в результате больным своевременно не ставится реальный диагноз, не проводится адекватное лечение. Из-за болезней ежегодно теряется до 10 рабочих дней на одного занятого, что в конечном итоге снижает объем валового внутреннего продукта на 1,4 процента. Среди трудоспособного населения устойчиво растет смертность. На состояние здоровья работников оказывают негативное влияние неудовлетворительные условия труда. В Российской Федерации каждый четвертый работник работает во вредных и (или) опасных условиях труда. За работу в этих условиях 41,2 процента работников установлены компенсации. Доля занятых в таких условиях мужчин возросла за четыре года на 5,3 процента. В связи с неудовлетворительными условиями труда трудопотери составляют от 20 до 40 процентов. Вызывает озабоченность высокий уровень производственного травматизма. Техногенные аварии с большими человеческими жертвами происходят с удручающей периодичностью. Основными причинами большинства несчастных случаев на производстве являются неудовлетворительная организация производства работ, нарушение производственной и технологической дисциплины, безответственное отношение к должностным обязанностям. Выделяемые на охрану труда средства, особенно на малых предприятиях, в расчете на одного работающего составляют не более 0,7 тыс. рублей, что в 4 раза меньше, чем в среднем по отраслям экономической деятельности. На предприятиях отсутствует необходимый уровень культуры охраны труда, не внедряются современные системы организации управления ею. Практически отсутствуют экономические стимулы и регуляторы. Проблема безопасности труда усугубляется незаконченными процессами административной и социальных реформ, а также непродуманной реформой технического регулирования. Произошла полная ликвидация служб охраны труда в федеральных органах исполнительной власти и резкое сокращение штатов этих служб в региональных органах. В течение четырех лет не проводилась работа по пересмотру, гармонизации и обновлению нормативных правовых актов, содержащих государственные требования по охране труда. Приостановлена реформа системы социального страхования, в т.ч. страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Ухудшению условий труда и оздоровлению работников способствует отсутствие на федеральном, региональном и отраслевом уровнях соответствующих целевых программ. Слабо используются в рассматриваемой области механизмы социального партнерства, в том числе такие, как комитеты (комиссии) по охране труда. В погоне за прибылью отдельными работодателями не принимаются меры по первичной профилактике производственных рисков и предотвращению несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Недостаточно используются законодательные полномочия по сохранению и укреплению здоровья работников профсоюзными организациями и ее активом по охране труда. Сложившаяся ситуация создает предпосылки дальнейшего ухудшения состояния здоровья трудоспособного населения и его негативного воздействия на социально-экономические процессы. Генеральный Совет ФНПР постановляет: 1. Предложить Правительству Российской Федерации: рассмотреть проект Концепции формирования и развития современной системы медицины труда в Российской Федерации как один из механизмов реализации Глобального плана действий по охране здоровья работников на 2008 - 2017 годы; разработать комплекс мер по совершенствованию оплаты труда в производствах с повышенным риском, чтобы довести постоянную часть заработной платы до 70 процентов от заработка; разработать Концепцию компенсационной политики за работу во вредных и опасных условиях труда, в основе которой лежали бы экономические регуляторы, побуждающие работодателя устранять рабочие места с неудовлетворительными условиями труда; рассмотреть вопрос о создании при Правительстве Российской Федерации межведомственной комиссии по охране труда и здоровья работающего населения для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в этой области; подготовить проект Концепции реформирования системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. 2. Предложить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации: ратифицировать Конвенции МОТ 2006 г. N 187 об основах содействия передовой организации охраны труда на национальном уровне и 1995 г. N 176 о безопасности и гигиене труда на шахтах; ускорить принятие изменений и дополнений в ст. 216 Трудового кодекса Российской Федерации "Государственное управление охраной труда", определяющих полномочия в этой области органов исполнительной власти на всех уровнях; рассмотреть поправки ФНПР к ст. 370 Трудового кодекса Российской Федерации об усилении социальной защиты уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда; внести дополнение в Трудовой кодекс Российской Федерации в части усиления материальной ответственности работодателя за вред, причиненный работнику в результате несчастного случая или профессионального заболевания; внести изменения и дополнения в Федеральный закон от 08.08.01 N 134 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", предусматривающие выведение из-под действия этого закона Государственной инспекции по труду, как противоречащее требованиям Конвенции МОТ 1947 г. N 81 об инспекции труда. 3. Предложить Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации: скорректировать проект Концепции программы действий по улучшению условий и охраны труда с учетом предложений ФНПР и Рабочей группы Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, а именно: - сформировать основные направления в области охраны труда с учетом базовых принципов, определенных в основных направлениях государственной политики в этой области; - определить основные принципы национальной политики в области охраны здоровья работников и сформировать инструменты этой политики; проработать вопрос об оценке влияния аттестации рабочих мест по условиям труда на здоровье и безопасность работников; провести сопоставительный анализ аттестации рабочих мест по условиям труда с оценкой риска; ввести форму отчетности анализа заболеваемости с временной утратой трудоспособности. 4. Предложить объединениям работодателей России: обеспечить создание и поддержание условий труда, не наносящих ущерб и вред здоровью работников; содействовать заключению коллективных договоров и соглашений, направленных на реализацию мер по снижению рисков, производственного травматизма и профессиональных заболеваний; выстроить систему организации работ, обеспечивающую участие работников и профсоюзов в принятии решений по вопросам охраны труда и здоровья работников; способствовать созданию в организациях медицинских структур, выполняющих функции по оздоровлению работников. 5. Членским организациям ФНПР: совместно с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации подготовить предложения о восстановлении в этих органах структур по охране труда; внести предложения в региональные законы по охране труда (либо другие законы) о передаче части полномочий в области охраны труда муниципальным образованиям; совместно с федеральными органами исполнительной власти подготовить предложения по пересмотру и актуализации отраслевой нормативной правовой базы, активнее использовать возможности тарифных, региональных соглашений и коллективных договоров для: - внедрения системы управления охраной труда, построенной на передовых международных принципах (ГОСТ 12.0.230.2007 "Системы управления охраной труда. Общие требования"); - разработки программ по модернизации рабочих мест, представляющих реальную угрозу жизни и здоровью работников, а также устранению опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах; - обучения персонала и повышения его компетентности в вопросах безопасности труда; активизировать работу уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда для предотвращения несчастных случаев на производстве с использованием оценки рисков на рабочих местах; обеспечить наличие технической инспекции труда в соответствующих структурах профсоюзных органов и не допускать случаев их ликвидации; осуществлять непрерывное обучение и образование технических инспекторов труда профсоюзов на базе Открытого института охраны труда, промышленной безопасности и экологии Академии труда и социальных отношений; использовать возможности местных средств массовой информации, издательств печатной продукции, а также услуги научных и учебных заведений для пропаганды культуры охраны труда среди работников; обеспечить всестороннее взаимодействие с Государственной инспекцией труда (Роструд) для предотвращения нарушений прав членов профсоюзов в области охраны труда и здоровья работников. 6. Технической инспекции труда ФНПР (Трумель В.В.) до 1 декабря 2007 года составить план практических действий по выполнению постановления Генсовета и предложений, высказанных членами Генсовета. 7. Внести на рассмотрение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений вопрос "О неудовлетворительных условиях труда, высоком уровне травматизма и профессиональных заболеваниях в отраслях экономики". 8. Контроль за исполнением данного Постановления возложить на Техническую инспекцию труда ФНПР (Трумель В.В.) 24 октября 2007 г. N 3-3 |