О ДЕЙСТВИЯХ ПРОФСОЮЗОВ В СВЯЗИ С НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА И ЗДОРОВЬЕМ РАБОТНИКОВ. Постановление. Федерация независимых профсоюзов России. 24.10.07 3-3

        О ДЕЙСТВИЯХ ПРОФСОЮЗОВ В СВЯЗИ С НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫМИ
                УСЛОВИЯМИ ТРУДА И ЗДОРОВЬЕМ РАБОТНИКОВ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

               ФЕДЕРАЦИЯ НЕЗАВИСИМЫХ ПРОФСОЮЗОВ РОССИИ

                          24 октября 2007 г.
                                N 3-3

                                 (Д)


     Генеральный  Совет  ФНПР  отмечает,  что  негативные  тенденции в
состоянии  условий труда и здоровья работников обусловлены отсутствием
целенаправленной  политики федеральных органов исполнительной власти и
внимания к этой проблеме со стороны работодателей и их объединений.
     За  последние  десять лет произошла практически полная ликвидация
промышленной   медицины,   что   негативно   отразилось   на  качестве
медицинской  помощи  работникам и состоянии их здоровья. Из года в год
растет  инвалидизация  у  впервые  выявленных профессиональных больных
устанавливается  не  более 13 - 15 процентов случаев с подозрениями на
профессиональные   заболевания.   Не   уделяется   должного   внимания
профессионально-обусловленным     заболеваниям,    развитию    которых
способствуют   производственные   факторы.   Многие   профессиональные
патологии    по    формальным    признакам    переводятся   в   разряд
общесоматических   болезней,  в  результате  больным  своевременно  не
ставится  реальный  диагноз,  не  проводится адекватное лечение. Из-за
болезней  ежегодно теряется до 10 рабочих дней на одного занятого, что
в  конечном  итоге  снижает объем валового внутреннего продукта на 1,4
процента. Среди трудоспособного населения устойчиво растет смертность.
     На  состояние  здоровья  работников  оказывают негативное влияние
неудовлетворительные  условия  труда.  В  Российской  Федерации каждый
четвертый работник работает во вредных и (или) опасных условиях труда.
За  работу  в  этих  условиях  41,2  процента  работников  установлены
компенсации.  Доля  занятых в таких условиях мужчин возросла за четыре
года  на 5,3 процента. В связи с неудовлетворительными условиями труда
трудопотери составляют от 20 до 40 процентов.
     Вызывает    озабоченность   высокий   уровень   производственного
травматизма.  Техногенные  аварии  с  большими  человеческими жертвами
происходят    с   удручающей   периодичностью.   Основными   причинами
большинства    несчастных    случаев    на    производстве    являются
неудовлетворительная   организация   производства   работ,   нарушение
производственной   и   технологической   дисциплины,  безответственное
отношение  к  должностным  обязанностям.  Выделяемые  на  охрану труда
средства,   особенно  на  малых  предприятиях,  в  расчете  на  одного
работающего  составляют не более 0,7 тыс. рублей, что в 4 раза меньше,
чем  в среднем по отраслям экономической деятельности. На предприятиях
отсутствует  необходимый  уровень культуры охраны труда, не внедряются
современные системы организации управления ею. Практически отсутствуют
экономические стимулы и регуляторы.
     Проблема    безопасности    труда   усугубляется   незаконченными
процессами административной и социальных реформ, а также непродуманной
реформой технического регулирования. Произошла полная ликвидация служб
охраны  труда  в  федеральных  органах  исполнительной власти и резкое
сокращение штатов этих служб в региональных органах. В течение четырех
лет  не  проводилась  работа  по пересмотру, гармонизации и обновлению
нормативных  правовых  актов, содержащих государственные требования по
охране  труда. Приостановлена реформа системы социального страхования,
в   т.ч.   страхования   от   несчастных  случаев  на  производстве  и
профессиональных заболеваний.
     Ухудшению  условий  труда  и оздоровлению работников способствует
отсутствие   на   федеральном,   региональном   и  отраслевом  уровнях
соответствующих целевых программ. Слабо используются в рассматриваемой
области  механизмы  социального  партнерства,  в  том числе такие, как
комитеты  (комиссии)  по охране труда. В погоне за прибылью отдельными
работодателями   не   принимаются   меры   по  первичной  профилактике
производственных   рисков   и   предотвращению  несчастных  случаев  и
профессиональных      заболеваний.      Недостаточно      используются
законодательные   полномочия   по  сохранению  и  укреплению  здоровья
работников профсоюзными организациями и ее активом по охране труда.
     Сложившаяся  ситуация  создает  предпосылки дальнейшего ухудшения
состояния   здоровья   трудоспособного  населения  и  его  негативного
воздействия на социально-экономические процессы.
     Генеральный Совет ФНПР постановляет:
     1. Предложить Правительству Российской Федерации:
     рассмотреть  проект Концепции формирования и развития современной
системы  медицины  труда в Российской Федерации как один из механизмов
реализации Глобального плана действий по охране здоровья работников на
2008 - 2017 годы;
     разработать  комплекс  мер  по  совершенствованию  оплаты труда в
производствах  с  повышенным  риском,  чтобы  довести постоянную часть
заработной платы до 70 процентов от заработка;
     разработать  Концепцию  компенсационной  политики  за  работу  во
вредных   и  опасных  условиях  труда,  в  основе  которой  лежали  бы
экономические  регуляторы,  побуждающие работодателя устранять рабочие
места с неудовлетворительными условиями труда;
     рассмотреть   вопрос  о  создании  при  Правительстве  Российской
Федерации   межведомственной  комиссии  по  охране  труда  и  здоровья
работающего населения для координации деятельности федеральных органов
исполнительной власти в этой области;
     подготовить проект Концепции реформирования системы обязательного
социального  страхования  от  несчастных  случаев  на  производстве  и
профессиональных заболеваний.
     2.   Предложить   Государственной   Думе   Федерального  Собрания
Российской Федерации:
     ратифицировать  Конвенции МОТ 2006 г. N 187 об основах содействия
передовой  организации охраны труда на национальном уровне и 1995 г. N
176 о безопасности и гигиене труда на шахтах;
     ускорить  принятие  изменений  и  дополнений  в ст. 216 Трудового
кодекса   Российской  Федерации  "Государственное  управление  охраной
труда",  определяющих полномочия в этой области органов исполнительной
власти на всех уровнях;
     рассмотреть  поправки ФНПР к ст. 370 Трудового кодекса Российской
Федерации  об  усилении  социальной защиты уполномоченных (доверенных)
лиц по охране труда;
     внести  дополнение в Трудовой кодекс Российской Федерации в части
усиления    материальной   ответственности   работодателя   за   вред,
причиненный    работнику   в   результате   несчастного   случая   или
профессионального заболевания;
     внести  изменения  и дополнения в Федеральный закон от 08.08.01 N
134  "О  защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
при проведении государственного контроля (надзора)", предусматривающие
выведение  из-под  действия  этого закона Государственной инспекции по
труду,  как  противоречащее  требованиям Конвенции МОТ 1947 г. N 81 об
инспекции труда.
     3. Предложить Министерству здравоохранения и социального развития
Российской Федерации:
     скорректировать  проект Концепции программы действий по улучшению
условий  и  охраны  труда  с  учетом предложений ФНПР и Рабочей группы
Трехсторонней  комиссии по регулированию социально-трудовых отношений,
а именно:
     - сформировать  основные  направления  в  области  охраны труда с
учетом   базовых   принципов,  определенных  в  основных  направлениях
государственной политики в этой области;
     - определить  основные  принципы  национальной политики в области
охраны здоровья работников и сформировать инструменты этой политики;
     проработать  вопрос  об оценке влияния аттестации рабочих мест по
условиям труда на здоровье и безопасность работников;
     провести  сопоставительный  анализ  аттестации  рабочих  мест  по
условиям труда с оценкой риска;
     ввести   форму  отчетности  анализа  заболеваемости  с  временной
утратой трудоспособности.
     4. Предложить объединениям работодателей России:
     обеспечить  создание  и  поддержание  условий труда, не наносящих
ущерб и вред здоровью работников;
     содействовать  заключению  коллективных  договоров  и соглашений,
направленных  на  реализацию мер по снижению рисков, производственного
травматизма и профессиональных заболеваний;
     выстроить   систему  организации  работ,  обеспечивающую  участие
работников  и профсоюзов в принятии решений по вопросам охраны труда и
здоровья работников;
     способствовать  созданию  в  организациях  медицинских  структур,
выполняющих функции по оздоровлению работников.
     5. Членским организациям ФНПР:
     совместно   с   федеральными  органами  исполнительной  власти  и
органами   исполнительной   власти   субъектов   Российской  Федерации
подготовить  предложения  о  восстановлении в этих органах структур по
охране труда;
     внести  предложения  в  региональные законы по охране труда (либо
другие  законы)  о  передаче  части  полномочий в области охраны труда
муниципальным образованиям;
     совместно   с   федеральными   органами   исполнительной   власти
подготовить   предложения  по  пересмотру  и  актуализации  отраслевой
нормативной правовой базы,
     активнее    использовать   возможности   тарифных,   региональных
соглашений и коллективных договоров для:
     - внедрения  системы  управления  охраной  труда,  построенной на
передовых   международных   принципах   (ГОСТ  12.0.230.2007  "Системы
управления охраной труда. Общие требования");
     - разработки    программ    по    модернизации    рабочих   мест,
представляющих  реальную  угрозу  жизни и здоровью работников, а также
устранению  опасных  и  вредных  производственных  факторов на рабочих
местах;
     - обучения  персонала  и  повышения его компетентности в вопросах
безопасности труда;
     активизировать  работу  уполномоченных (доверенных) лиц по охране
труда   для   предотвращения  несчастных  случаев  на  производстве  с
использованием оценки рисков на рабочих местах;
     обеспечить  наличие технической инспекции труда в соответствующих
структурах профсоюзных органов и не допускать случаев их ликвидации;
     осуществлять   непрерывное  обучение  и  образование  технических
инспекторов труда профсоюзов на базе Открытого института охраны труда,
промышленной  безопасности  и  экологии  Академии  труда  и социальных
отношений;
     использовать  возможности  местных  средств  массовой информации,
издательств  печатной  продукции,  а  также  услуги  научных и учебных
заведений для пропаганды культуры охраны труда среди работников;
     обеспечить    всестороннее   взаимодействие   с   Государственной
инспекцией  труда  (Роструд)  для предотвращения нарушений прав членов
профсоюзов в области охраны труда и здоровья работников.
     6.  Технической  инспекции труда ФНПР (Трумель В.В.) до 1 декабря
2007   года   составить   план  практических  действий  по  выполнению
постановления Генсовета и предложений, высказанных членами Генсовета.
     7.  Внести  на  рассмотрение Российской трехсторонней комиссии по
регулированию      социально-трудовых      отношений     вопрос     "О
неудовлетворительных  условиях  труда,  высоком  уровне  травматизма и
профессиональных заболеваниях в отраслях экономики".
     8.  Контроль  за  исполнением  данного Постановления возложить на
Техническую инспекцию труда ФНПР (Трумель В.В.)

24 октября 2007 г.
N 3-3