Страницы: 1 2 управления природопользованием, укрепить экономические основы федерализма в области отношений собственности на природные ресурсы, усилить административную и уголовную ответственность за нарушение природно-ресурсного законодательства, обеспечить национальный режим при привлечении иностранных инвестиций. С этой целью предполагается разработать и представить на утверждение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в ближайшие 2-3 года проекты федеральных законов "О государственной природно-ресурсной политике", "О единой системе государственных кадастров природных ресурсов", "Об отходах производства и потребления", "О федеральных природных ресурсах", "О нефти и природном газе", "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", предусмотрев в последнем возможность реализации драгоценных металлов и камней непосредственно субъектами предпринимательской деятельности по установленным государственным квотам и др. Кроме того, исходя из единой концептуальной основы предлагается внести необходимые дополнения и уточнения в Федеральные законы "О недрах", "О соглашении о разделе продукции". Для реализации государственной политики в области использования охраны и воспроизводства природных ресурсов на 1997-2000 годы Правительством Российской Федерации будут предусмотрены мероприятия по отдельным видам ресурсов. В отношении ресурсов недр предусматривается: * предотвращение процесса исчерпания поисково-разведочного задела прошлых лет путем усиления геологических исследований и геологоразведочных работ, а также повышения темпов подготовки новых месторождений; * принятие мер по ликвидации острого дефицита в стране отдельных видов минерального сырья: марганца, хрома, урана и др.; * приостановление процесса отставания прироста запасов от объемов добычи полезных ископаемых; * развитие минерально-сырьевой базы на региональном уровне за счет выявления оценки и промышленного освоения небольших по масштабам месторождений угля, торфа и агрохимического сырья прежде всего в удаленных районах России, в которых отсутствуют альтернативные источники твердого топлива и минеральных удобрений; * повышение комплексности использования минерального сырья; * разработка мероприятий по модернизации геологоразведочных работ, внедрению новой техники буровых, геофизических работ, адаптированной к геологическим и природным условиям конкретных нефтегазоносных и рудоносных регионов России; * расширение объемов изучения и использования ресурсов шельфа и Мирового океана. В отношении водных ресурсов предусматривается: * обеспечение населения и отраслей экономики России качественной водой в необходимом количестве и режиме; * восстановление и охрана водных объектов, воспроизводство водных ресурсов; * предупреждение и ликвидация последствий вредного воздействия паводков, подтопления, водной эрозии; * восстановление и сохранение устойчивой экологической обстановки в бассейнах водных объектов; * охрана и рациональное использование водных ресурсов, охрана и восстановление малых рек, обеспечение населения качественной питьевой водой; * повышение уровня управления режимами работы водохранилищ и водохозяйственных систем с целью гарантированного водообеспечения предприятий и населения и снижения ущербов от наводнений и маловодья; * осуществление государственного контроля за безопасностью водохозяйственных сооружений и особенно крупных гидроузлов; * проведение реконструкции водохозяйственных сооружений, представляющих угрозу жизни населения, предприятиям, коммуникациям; * снижение водоемкости производств, уменьшение потерь воды, повышение качества питьевой воды; * совершенствование управления водными ресурсами и внедрение новых форм хозяйствования на водных объектах; проведение водоохранных мероприятий на водных объектах. 6.6 Аграрная политика В ходе аграрной реформы законодательно закреплено право выбора производителями форм собственности и хозяйствования. Предприятия и организации получили право самостоятельно распоряжаться произведенной продукцией и доходами. Приватизированы предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, рыболовства, производственной инфраструктуры. Доля государственного сектора в аграрной экономике составляет сейчас менее 10 процентов. Формируется фермерский сектор. Существенно возросла роль личных подсобных хозяйств. Однако из-за отставания в реализации реформ, неготовности отрасли к работе в новых экономических условиях, связанных с либерализацией цен и развитием внешней торговли, сужением гарантированных рынков сбыта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в агропромышленном комплексе не удалось преодолеть спад производства и избежать ухудшения финансовой ситуации. В 1996 году производство продукции агропромышленного комплекса сократится по сравнению с предыдущим годом на 7 процентов. Сокращается производственный потенциал агропромышленного комплекса, уменьшаются посевные площади, поголовье скота и птицы, объем инвестиций производственного назначения, парк сельскохозяйственных машин. Физический износ оборудования многих отраслей пищевой и рыбной промышленности составляет 60-70 процентов. Выбытие основных фондов существенно превышает их ввод. Существующие "ножницы цен" на материально-технические ресурсы для агропромышленного комплекса и сельскохозяйственную продукцию, возникшие спросовые ограничения на продовольственные товары, а также низкая эффективность в этом секторе экономики обусловили острый дефицит платежных ресурсов и убыточность 60-70% сельскохозяйственных предприятий. Немонопольная по своей природе отрасль, с ярко выраженной сезонностью, сельское хозяйство является неконкурентоспособным на рынке краткосрочных кредитов. Трудности экономического характера усугубляются незавершенностью реальных институциональных преобразований, в особенности в сельском хозяйстве. Для возобновления экономического роста в агропромышленном комплексе, повышения экономической эффективности всех его отраслей Указом Президента Российской Федерации от 18 июня 1996г. N 993 утверждена Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 годы. Реализуя эту Программу, Правительство Российской Федерации будет осуществлять меры по решению следующих задач: * сохранение и наращивание ресурсного потенциала в сельском хозяйстве в первую очередь путем повышения плодородия земель, развития племенного животноводства, совершенствования системы семеноводства, внедрения ресурсосберегающих технологий, а также в сфере переработки и рыбном хозяйстве; * завершение реальных институциональных преобразований, основанных на передаче земельных долей и имущественных паев в руки наиболее эффективно хозяйствующих сельхозпроизводителей; * завершение структурной перестройки агропромышленного комплекса на основе увеличения количества реальных, эффективно работающих собственников; * улучшение экономических условий для развития производства и предпринимательства в аграрном секторе; формирование эффективного механизма государственной поддержки товаропроизводителей агропромышленного комплекса; развитие социальной инфраструктуры в сельской местности. Приоритетными направлениями в среднесрочный период в области государственной земельной политики будут: * реализация конституционных положений о многообразии форм земельной собственности; * рациональное использование и охрана земель как основного средства производства в сельском хозяйстве. В целях развития земельных отношений, создания механизма экономического стимулирования рационального и эффективного использования земель Правительство Российской Федерации примет меры по: * завершению выдачи собственникам земельных долей свидетельств на право собственности и заключению договоров пользователей земельных участков с собственниками земельных долей; * проведению поэтапного формирования системы государственной регистрации прав на земельные участки и иную недвижимость, совершенствованию и развитию системы земельного кадастра; * созданию под контролем государства механизма рыночного оборота земли, обеспечивая при этом ее наиболее эффективное использование; расширению института аренды земли и совершенствованию механизма ее правового регулирования; * созданию эффективного ипотечного механизма как одного из источников для предоставления негосударственного долгосрочного инвестиционного кредита сельскому хозяйству. Основой углубления институциональных преобразований в агропромышленном комплексе явится кооперация и интеграция. Особая роль при этом будет отведена кооперированию в сферах переработки сельскохозяйственной продукции, производственного обслуживания, кредитования и страхования. Организационно-правовые формы сельскохозяйственных организаций будут приведены в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации. Продолжатся процессы их глубокой реорганизации на основе проверенных практикой моделей и свободы выбора форм хозяйствования. Будет осуществляться агропромышленная интеграция в различных ее формах - в виде финансово-промышленных групп, концернов, агрокомбинатов, агрофирм и иных формирований по производству, переработке, хранению и торговле сельскохозяйственной продукцией и продовольствием. Государственная поддержка должна быть направлена на повышение доходности товаропроизводителей, повышение спроса на продукцию агропромышленного комплекса и установление паритетных экономических отношений с другими секторами материального производства. Поддержка аграрного сектора на федеральном уровне будет дифференцироваться по продуктам и регионам. Для сельскохозяйственных продуктов, конкурентных на международных рынках, должны создаваться условия, стимулирующие экспорт. В регионах массового и эффективного сельскохозяйственного производства меры поддержки должны быть направлены прежде всего на повышение эффективности производства и расширение сбыта продукции. Функционирование системы сбыта и реализации продукции, производимой агропромышленным комплексом, предусматривает участие организаций потребительской кооперации и основывается на свободном движении товаров, конкуренции и механизме ценообразования с учетом спроса и предложения. Продвижение сельскохозяйственной продукции и продовольствия от производителя к конечному потребителю будет осуществляться через кооперативы по реализации продукции, оптовые продовольственные рынки, агробиржи, ярмарки, аукционы, оптовые базы, агропромышленные фирмы и комбинаты, супермаркеты, торговые дома и магазины. В регионах с депрессивным сельским хозяйством субсидии следует наряду с поддержкой сельскохозяйственного производства направлять на создание дополнительных источников доходов для сельского населения. В числе мер государственной поддержки предлагаются: * на безвозвратной основе - направление средств на развитие сельскохозяйственной науки, поддержку племенного животноводства и элитного семеноводства, возмещение части затрат на сельскохозяйственное страхование. Будет также поддерживаться развитие социальной и инженерной инфраструктуры села, индустрии детского питания, воспроизводство лесных и рыбных ресурсов; * на возвратной основе - инвестиции на реализацию целевых федеральных программ, на формирование эффективных производственных структур, направление средств на проведение санации агропромышленных организаций-банкротов, поддержку кредитных и страховых кооперативов и стартовую поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств, на закупки сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия в федеральный продовольственный фонд, создание страхового фонда семян, кормов и запасных частей, увеличение лизингового фонда, возмещение их сезонного недостатка и на инвестиции. Будет сформирована и введена в действие национальная кредитно-финансовая система обслуживания товаропроизводителей агропромышленного комплекса. Основу ее составит сеть устойчиво работающих с коммерческой точки зрения финансовых учреждений. Система обеспечит оказание необходимых услуг агропромышленным организациям всех форм собственности. Правительство Российской Федерации обеспечит создание системы критериев оценки финансового состояния и платежеспособности хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса. Кредитные ресурсы, предназначенные для кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, будут размещаться после заключения соответствующих кредитных договоров. В центре национальной финансово-кредитной системы агропромышленного комплекса станет независимый финансовый институт с высокой степенью платежной ликвидности, использующий новейшие банковские технологии и современные коммуникационные системы, объединяющей сеть страховых, лизинговых, ипотечных инвестиционных компаний, а в перспективе и сеть региональных кооперативных банков. С целью развития мелкого сельскохозяйственного кредита кредитные кооперативные товарищества в период их становления будут исключены из общего банковского законодательного регулирования в части минимальных размеров уставного капитала, резервного фонда и некоторых других положений. В дальнейшем кредитные кооперативные товарищества станут источником первоначального капитала для малого бизнеса на селе, призванного решить проблемы создания сельской инфраструктуры и использования избыточной рабочей силы непосредственно в сельском хозяйстве. Получат развитие залоговые операции, в том числе с участием государства, различные формы торговых (товарных или денежных) кредитов, предоставляемых аграрному сектору предприятиями-поставщиками средств производства, предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности. Ипотечный кредит под залог земельных участков должен стать одним из источников инвестиционного кредита. Залоговые операции с сельскохозяйственной продукцией станут одним из новых инструментов регулирования рынка. Лизинг станет одним из основных направлений специализированной системы сельскохозяйственного кредита. Правительство Российской Федерации примет меры по созданию широкой сети лизинговых компаний с участием коммерческих банков, организаций агропромышленного комплекса и предприятий сельскохозяйственного машиностроения. В целях создания рыночной инфраструктуры в агропромышленном комплексе с участием негосударственных финансовых и коммерческих организаций, поставляющих денежные и материально-технические ресурсы для агропромышленного комплекса, Правительство Российской Федерации обеспечит им частичное участие и поддержку. 6.7 Политика в области транспорта В ходе реализации в стране экономических реформ значительно усложнились условия функционирования транспорта. Падение производства в грузообразующих отраслях повлекло снижение объемов перевозок и увеличение удельных транспортных издержек, обусловленных ростом цен на материально-технические ресурсы и тарифов на услуги. Практически полное прекращение государственной инвестиционной поддержки транспорта (бюджетные инвестиции не превышают 3-5% от общих объемов капитальных вложений), значительная раздробленность приватизированных и акционированных мелких транспортных предприятий повлекло интенсивное старение основных производственных фондов транспорта, что в среднесрочной перспективе явится сдерживающим звеном при восстановлении и развитии экономики страны. Все виды транспорта, выполняющие пассажирские перевозки, убыточны, что ограничивает их возможности по повышению уровня и качества обслуживания пассажиров. Положение усугубляется неурегулированностью отношений между транспортными предприятиями и органами государственной исполнительной власти в части финансирования выпадающих доходов от льготных перевозок пассажиров. Находящийся в государственной собственности железнодорожный транспорт, отнесенный к отраслям естественных монополий, деятельность которых регулируется государством, в настоящее время также функционирует с достаточно низкой рентабельностью и не обеспечивает даже простого воспроизводства отрасли. Для обеспечения реализации основных задач настоящей Программы, подъема жизненного уровня и национальной безопасности страны главной задачей государственной политики в области транспорта на среднесрочный период следует определить устойчивое, безопасное и эффективное функционирование транспорта. В этих целях в 1997-2000 годах усилия Правительства Российской Федерации будут направлены на: * осуществление структурных и институциональных преобразований на всех видах транспорта, обеспечивающих создание правовых, экономических и организационных условий для нормального функционирования рынка транспортных услуг, усиление инвестиционной активности в этой отрасли; * сохранение в федеральной государственной собственности важнейших транспортных предприятий, коммуникаций и объектов, имеющих стратегическое значение; * исключение из сфер приватизации и коммерциализации объектов, предназначенных для обеспечения безопасности функционирования транспортных систем; * осуществление передачи в установленном порядке в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность предприятий транспорта, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов в городском, пригородном и местном сообщениях, а также объектов социальной сферы, находящихся на балансе предприятий транспорта; * осуществление сертификации на всех видах транспорта с целью формирования и развития цивилизованного рынка транспортных услуг; * формирование необходимой законодательной и нормативно-правовой базы для функционирования и развития всех видов транспорта и дорожного хозяйства в условиях рыночной экономики; * проведение на всех видах транспорта гибкой тарифной политики, отвечающей интересам потребителей транспортных услуг и стимулирующей снижение транспортных издержек; * совершенствование управления транспортными системами на основе высокоэффективных информационных технологий с использованием современных телекоммуникаций, рациональное разграничение функций государственного управления между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; * обеспечение повышения технического уровня всех видов транспорта на основе обновления парка транспортных средств и модернизации транспортной инфраструктуры в соответствии с федеральными целевыми программами в основном за счет собственных и привлеченных средств предприятий транспорта, а также на условиях финансового лизинга; * повышение безопасности движения, судоходства и полетов, эксплуатационной надежности объектов транспортной инфраструктуры, снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду; * стимулирование российских перевозчиков и экспедиторов, работающих на рынке транспортных услуг, в том числе за счет оказания политической поддержки. Улучшение международных транспортно- экспедиционных связей за счет формирования международных транспортных коридоров, развития международных аэропортов и обустройства пунктов пересечения государственной границы; * обеспечение доступности транспортных услуг для всех пользователей, в том числе для малообеспеченных слоев населения, жителей районов Крайнего Севера и районов, приравненных к ним; * государственную поддержку за счет средств федерального бюджета технического перевооружения, модернизации и эксплуатационной деятельности систем и объектов транспорта, находящихся в сфере федеральной ответственности. 6.8 Внешнеэкономическая политика Основным направлением в области внешнеэкономической политики в предстоящий период является дальнейшая равноправная интеграция России в мирохозяйственные связи на основе использования преимуществ международного разделения труда. Осуществленные в рамках проводимой экономической реформы меры по либерализации внешнеэкономической деятельности, переходу от административных методов управления к экономическим позволили перевести регулирование внешнеэкономическим комплексом на рыночные принципы, которые нашли свое отражение в Федеральном законе "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". В период до 2000 года также ожидается улучшение мировой общехозяйственной конъюнктуры, вызванное начавшимся оживлением деловой активности в основных странах - контрагентах России. В основных промышленно развитых странах после циклического спада в конце 80-х - начале 90-х годов наступило экономическое оживление, обусловившее расширение импортного спроса на рынках многих товаров, что в свою очередь способствует росту экономики развивающихся стран, а в конечном счете - значительному увеличению международной торговли. Оценивая циклические, структурные и другие экономические факторы, можно предположить, что в ближайшее пятилетие, т.е. до начала 21 века, темпы развития мировой экономики составят 2,5-3,0% в год, причем рост международной торговли будет опережать рост производства примерно вдвое. Это позволяет предположить, что средние годовые темпы развития мировой торговли в ближайшее пятилетие составят около 5-6% в год. Такой прогноз создает благоприятную "внешнюю среду" для расширения участия России в системе мирового хозяйства. Можно выделить 5 основных направлений внешнеэкономической политики на предстоящий период. Первое направление - стимулирование промышленного экспорта, включая его финансовую и организационно-техническую поддержку. В связи с тем, что исчерпаны возможности экстенсивного наращивания поставок на внешние рынки сырья и материалов, дальнейшее увеличение экспорта может осуществляться за счет продукции с увеличенной добавленной стоимостью. Правительство Российской Федерации примет меры к обеспечению функционирования механизмов кредитования и страхования экспорта с участием государства, а также к предоставлению государственных гарантийных обязательств по экспортным кредитам. Эти меры позволят сохранить достигнутый уровень поставок на экспорт основных товаров, увеличить глубину переработки и улучшить качество вывозимых за рубеж сырьевых товаров и полуфабрикатов, будут содействовать продвижению на мировые рынки конкурентоспособной машинно-технической и наукоемкой продукции. В числе первоочередных мер в этом направлении предусматриваются: * обеспечение эффективного функционирования системы государственных гарантий под привлекаемые уполномоченными банками кредитные ресурсы для пополнения оборотных средств ориентированных на экспорт предприятий и организаций. Следует увеличить сроки предоставления гарантий до двух и более лет; * содействие становлению Российского экспортно-импортного страхового общества, основной функцией которого является страхование экспортных контрактов с целью облегчения выхода российских экспортеров на мировой рынок, а также проведение селективной внешнеэкономической политики в отношении отдельных стран и регионов; * создание необходимых финансовых и организационных основ для деятельности Фонда поддержки экспорта, направленной в том числе на финансирование и оказание различного рода услуг по продвижению отечественной готовой продукции на внешние рынки. Будет расширяться практика проведения специальных мероприятий по развитию экспортной деятельности субъектов Российской Федерации; * продолжение работы по созданию системы внешнеторговой информации, информационно-аналитическому, консультационному и экспертному сопровождению российских экспортеров. Вторым направлением внешнеэкономической политики является обеспечение благоприятных условий для доступа российских экспортных товаров на внешние рынки путем совершенствования договорно-правовой базы международного экономического сотрудничества, устранения существующих и недопущения новых дискриминационных ограничений, в том числе в рамках работы по присоединению России к Всемирной торговой организации (ВТО). Нынешняя модель взаимодействия России с мировым рынком не соответствует ни ее потенциальным возможностям, ни ее долговременным экономическим интересам. В связи с этим приоритетное значение приобретает вопрос присоединения России к ВТО. Процесс присоединения России к ВТО сопровождается внедрением в экономическую жизнь нашей страны накопленного международным сообществом многолетнего опыта в регулировании рыночной экономики, что, в свою очередь, создает условия для дальнейшего закрепления в стране реформаторских процессов и в конечном счете - обеспечения экономического подъема. Использование в процессе присоединения к ВТО международного опыта, кроме того, будет способствовать выработке наиболее оптимальных вариантов обеспечения экономической безопасности в условиях рыночного хозяйствования. Вступая в ВТО, Россия ставит перед собой и ряд других важных целей: Во-первых, Россия стремится стать равноправным торговым партнером на мировом рынке и создать более благоприятные условия для своего экспорта. При этом необходимо исходить из того, что в результате присоединения должны быть урегулированы проблемы дискриминационного отношения к России со стороны западных стран, не признающих пока Россию страной с рыночной экономикой. Во-вторых, для России представляет интерес существующая в рамках ВТО система поддержания дисциплины в международной торговле, включая механизм разрешения споров. В-третьих, присоединение к ВТО позволит России перевести торгово-экономические отношения с другими странами и их региональными группировками на равноправную, предсказуемую, долгосрочную экономико-правовую основу. И наконец, процесс присоединения к ВТО создаст дополнительные стимулы для гармонизации российского законодательства и практики его применения в соответствии с международными требованиями. В более конкретном плане условия присоединения к ВТО - это компромисс, вырабатываемый в ходе переговоров, компромисс, достигаемый как комплекс взаимных уступок и взаимных, часто жестких, обязательств. Здесь перед Россией стоит сложная задача - определить национальные экономические интересы и приоритеты, обязательства и условия, гарантирующие национальную экономическую безопасность. Но не только определить, но и суметь отстоять их в ходе сложных переговоров, в условиях уже проявившего себя экономического давления западных стран, их попыток добиться от России одностороннего открытия рынка, невзаимных уступок, нежелания признать тот факт, что многие отрасли промышленности России обладают сравнительными преимуществами, позволяющими экспортировать товары по конкурентоспособным ценам и ощутимо влиять на формирование уровня мировых цен. Присоединяясь к ВТО, Россия (ее экспортеры и импортеры) получает выход в унифицированное правовое пространство, опирающееся на пакет соглашений Уругвайского раунда (в том числе ГАТТ-94); международно-правовую защиту в других государствах, гарантируемую принципами и нормами Генерального соглашения, включая режим наибольшего благоприятствования и национальный режим для товаров, экспортируемых и импортируемых российскими предпринимателями, защиту от возможного применения иностранными государствами дискриминационных внутренних налогов, акцизов, таможенных сборов; защиту от дискриминационного использования так называемых технических барьеров в торговле (технические и другие нормы и стандарты, правила сертификации и др.), определенную гарантию против дискриминационного использования других торгово-политических средств в отношении экспортных и импортных операций российских участников внешнеторговой деятельности и целый ряд иных торгово-политических преимуществ, которые в конечном итоге будут содействовать организованному вхождению экономики России в мировое хозяйство, развитию ее внешней торговли и защите интересов экспортеров и импортеров за рубежом. В рамках курса на равноправную интеграцию в мировую экономику Россия должна принимать активное участие в решении глобальных экономических проблем. Поэтому необходимо решить вопрос о признании России в качестве международного кредитора и более активном участии ее в урегулировании проблем внешней задолженности развивающихся стран в связи с тем, что многие из них имеют значительный долг перед Российской Федерацией. Урегулирование внешней задолженности России следует проводить в увязке с задачами и мерами по восстановлению позиций на традиционных рынках и укреплению геоэкономического положения России в целом. России требуется прежде всего открытый доступ к равноправному и взаимовыгодному сотрудничеству с другими государствами, без какого-либо давления и дискриминации со стороны. Это позволит ей, опираясь на преимущества международного разделения труда, умело и эффективно организовать рациональное использование собственного потенциала. Третье направление внешнеэкономической политики - совершенствование системы и принципов государственного регулирования внешнеэкономических связей. Среди общих проблем внешнеторгового регулирования следует прежде всего выделить необходимость дальнейшего совершенствования таможенного, налогового и бюджетного законодательства в рамках единой системы управления и развития внешнеэкономического комплекса, а также необходимость корректировки внутреннего законодательства в связи с предстоящим присоединением России к Всемирной торговой организации. Требуется, кроме того, реализация положений Соглашения об экономическом союзе (обеспечение приоритетности роста экономических связей с государствами-участниками СНГ), дальнейшее формирование полноценного Таможенного союза и создание механизма координации внешнеэкономической политики государств-участников СНГ с учетом международных обязательств России. Необходима отладка механизма государственного регулирования бартерных операций, повышения эффективности внешнеэкономических связей хозяйствующих субъектов приграничных территорий и областей, а также совершенствования системы внешнеэкономической отчетности и статистики. В целях предотвращения уклонения от налогов при экспорте товаров надо шире использовать расчетные цены для определения налогооблагаемой базы. В области регулирования экспорта товаров предстоит создать государственную систему продвижения российских товаров на мировые рынки и усилить контроль за недобросовестными действиями участников внешнеэкономической деятельности. Государственная политика в области регулирования импорта будет исходить из необходимости: * обеспечения разумной степени защиты российской экономики от разрушительного воздействия иностранной конкуренции, а также формирования благоприятных стимулов для привлечения иностранных инвестиций на основе изменений ставок ввозных таможенных пошлин; * поэтапного снижения ввозных таможенных пошлин на основе всестороннего анализа их воздействия на национальную экономику с учетом интеграции России в мировую экономику и результатов переговоров по тарифным уступкам в рамках присоединения России к ВТО; * введения (при необходимости) в установленном законодательством порядке государственной монополии на импорт отдельных видов товаров (работ, услуг); * эффективного использования системы преференций, предоставляемых Российской Федерацией, на основе градационных макроэкономического и потоварного подходов к странам-получателям преференций; * усиления координации таможенно-тарифной политики. Четвертое направление внешнеэкономической политики - защита внутреннего рынка и конкурентоспособных отечественных товаропроизводителей, опирающаяся на общепринятые международные нормы и использующая весь арсенал предусмотренных российским законодательством инструментов, включая такие защитные меры, как специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, тарифные квоты. При этом осуществляемые меры должны способствовать сохранению здоровой конкурентной среды, иметь временный и недискриминационный характер и вводиться в порядке, отвечающем правилам и нормам ВТО. Защита внутреннего рынка будет осуществляться по следующим направлениям: * совершенствование нормативной базы введения защитных мер в целях смягчения (предотвращения) неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции на отечественных производителей товаров и услуг; * создание механизма оперативного сбора информации, необходимой для проведения расследований, предшествующих введению защитных мер, и совершенствование системы проведения расследований, предшествующих введению защитных мер; * совершенствование методики и практики проведения консультаций с заинтересованными иностранными партнерами при введении защитных мер; * проработка и создание механизма анализа последствий введения защитных мер. Пятое направление внешнеэкономической политики это формирование международных региональных приоритетов внешнеэкономической политики. Предстоит обеспечить поступательное развитие торгово-экономического сотрудничества со странами Европейского региона. Страны этого региона занимают ведущее место во внешнеэкономических связях России. С точки зрения стратегических интересов России, реализация курса на сотрудничество с ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ остается одной из наиболее важных задач. Большое влияние на развитие сотрудничества с ЕС будет оказывать реализация Временного соглашения о торговле между Россией и Европейским Союзом, а в дальнейшем - и полномасштабного Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между нашими странами. В этих условиях первоочередной задачей с торгово-политической точки зрения является устранение существующих тарифных и нетарифных барьеров, активизация усилий по запуску механизма Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом. В существующем виде оно создает условия для поэтапной реализации в отношениях между Россией и Европейским Союзом принципов, лежащих в основе как самого Союза, так и всего европейского экономического пространства. В 1998 году Россия и Европейский Союз рассмотрят возможность создания зоны свободной торговли. Представляется, что для создания зоны свободной торговли между Россией и Европейским Союзом существуют весьма важные предпосылки экономического (например, взаимодополняемость хозяйственных комплексов) и географического характера. Внешнеэкономическая политика России в этом регионе должна также учитывать: * перспективы создания Европейского валютного союза, следствием чего явится дальнейшая консолидация внутреннего рынка Европейского Союза и обеспечение в его рамках еще более благоприятного режима во внешнеэкономической сфере для стран-членов Союза; * возможности расширения Европейского Союза за счет стран Центральной и Восточной Европы и последствия этого для России; * активное и полноправное участие России в Вассенаарских соглашениях и использование ею нового порядка экспортного контроля в целях расширения как импорта высоких технологий, так и увеличения своего экспорта продукции двойного назначения; * перспективы создания трансатлантической зоны свободной торговли между Европейским Союзом и США и последствия этого для России; * будущее вступление России в ВТО; * все возрастающие масштабы использования технологий, снижающих энерго- и материалоемкость производимой продукции (то есть конъюнктурообразующие и определяющие состояние товарных рынков факторы), что объективно приведет к снижению потребности в российском сырье; * тенденции ужесточения экологических требований в отношении товаров и продукции, ввозимых на территории стран Европы и Северной Америки, а также последовательное проведение большинством из этих стран политики усиления природоохранных мероприятий в сфере материального производства, что может отразиться на объемах российского экспорта первично обработанных сырьевых товаров; * усиление конкуренции на европейских рынках в отношении традиционных российских топливно-энергетических и сырьевых товаров (в частности нефть, газ, черные и цветные металлы); * использование Россией и ее торговыми партнерами различных стандартов и норм, унификация которых сопряжена с большими временными и финансовыми затратами; * проблему внешней задолженности России европейским странам; * остающиеся на краткосрочную перспективу тарифные и нетарифные ограничения, затрудняющие доступ российских товаров на европейский рынок. Особое значение приобретают отношения России с государствами Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Анализ торгово-экономической ситуации в странах Восточной Европы свидетельствует о нарастании в данном регионе интеграционных процессов. Вступило в силу Центрально-Европейское соглашение о свободной торговле (ЦЕФТА), которое подписали Венгрия, Польша, Словакия и Чехия. Стратегическая цель Соглашения - усилить интеграцию экономики указанных стран путем поэтапной либерализации внешней торговли и создания на этой основе до 2001 года зоны свободной торговли и, кроме этого, укрепить позиции этих стран при вступлении в Европейский Союз. В последнее время наблюдается активизация группировки прежде всего за счет ускорения либерализации взаимной торговли и расширения состава участников. В ее состав решено принять Словению, проявляют интерес также Румыния и страны Балтии. Результатом этих интеграционных процессов уже в ближайшее время может стать создание достаточно емкого рынка с населением более 60 млн. человек, выполняющего роль специфичной буферной зоны между Россией и Европейским Союзом. Для уменьшения негативных последствий этих процессов предстоит развивать отношения со странами Центральной и Восточной Европы (прежде всего со странами ЦЕФТА), в том числе на базе двусторонних отношений, с расширением кооперации и сбытом совместной продукции на рынках третьих стран. Реализация такого механизма позволит вовлечь страны ЦЕФТА в более тесное сотрудничество с Россией. В ближайшие годы необходимы конкретные шаги в направлении развития торгово-экономических отношений с Болгарией и Югославией, используя их соответствующую заинтересованность и готовность к этому, а через них обеспечить выход на весь балканский регион, являющийся для России важным центром транспортной инфраструктуры (например, создание Балканского диспетчерского центра по управлению транзитными потоками российского природного газа, строительство трансбалканского нефтепровода Бургас - Александруполис и т.д.). Большое значение придается расширению экономических связей с Соединенными Штатами Америки. При этом учитываются лидерство США в мировой экономике, их огромный научно-технический и финансовый потенциал, наличие в США большого числа крупных компаний, обладающих необходимыми ресурсами и опытом для осуществления важнейших проектов в ключевых отраслях российской экономики, а также то, что американский рынок является одним из самых перспективных с точки зрения продажи передовых российских технологий, связанных с космическими исследованиями, ядерной энергетикой, программным обеспечением и др. В предстоящий период будут предприниматься усилия по: * отмене поправки Джексона-Вэника к Закону о торговле 1974 года, с тем, чтобы Россия могла пользоваться режимом наибольшего благоприятствования в торговле с США на постоянной основе без каких-либо условий; * прекращению применения дискриминационных по отношению к России положений американского антидемпингового законодательства (отнесение ее к категории т.н. стран "с нерыночной экономикой"), препятствующих экспорту в США или грозящих вытеснением с американского рынка ряда важных российских товаров; * отмене ограничений в отношении доступа России к американским товарам и технологиям. В этом плане необходимо обеспечить полноценное и равноправное участие России в процессе разработки и осуществления нового международного режима экспортного контроля взамен упраздненного КОКОМ. Быстро возрастает роль в мировом хозяйстве азиатско-тихоокеанского региона. Страны этого региона демонстрируют в последние годы самые высокие темпы экономического роста, причем особенно динамично развиваются страны АСЕАН. В перспективе значение этого региона как крупного центра мировой торговли еще более возрастет, что может внести некоторые коррективы в направления российских товарных потоков и несколько уменьшить удельный вес европейского региона во внешней торговле России. Можно рассчитывать, что стратегические интересы государств азиатско-тихоокеанского региона в развитии наукоемких, высокотехнологичных отраслей промышленности будут способствовать через расширение делового сотрудничества мобилизации внешнеэкономического потенциала российских научно-промышленных комплексов, в первую очередь из числа конверсионных производств. Наибольшие перспективы здесь имеются в отношениях с Китаем и Республикой Корея. Это относится и к странам - участницам АСЕАН. За последние десятилетия в экономике этих стран произошли весьма существенные преобразования и большинство из них уже вошло в ряды новых индустриальных стран, предъявляющих растущий спрос на новейшие технологии. В связи с этим к числу перспективных направлений торгово-экономического сотрудничества с АСЕАН следует отнести космическую, авиационную и судостроительную промышленность, энергетику, освоение ресурсов Мирового океана, военно-техническое сотрудничество. Южный регион, включающий Южную и Западную Азию, Ближний Восток и Северную Африку, Тропическую и Южную Африку, Латинскую Америку, представляет интерес для реализации внешнеторговой политики прежде всего с точки зрения восстановления позиций России на традиционных для нее рынках. Страны данного региона являются также перспективными для увеличения российского технологического экспорта. Значение стран Северной Африки и Ближнего Востока обусловлено прежде всего наличием в этом регионе значительных топливно-энергетических ресурсов (определяющих платежеспособный спрос), давними традициями инвестиционного сотрудничества и значительным потенциалом в этой сфере, возможностью экспорта российского вооружения и военной техники. На развитие сотрудничества в значительной степени могут повлиять отмена эмбарго на торговлю с Ираком и Ливией, реализация перспектив расширения сотрудничества с Индией и Ираном. 6.9 Сотрудничество с государствами-участниками СНГ Главной целью внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в Содружестве Независимых Государств в 1997-2000 годах должно стать повышение эффективности хозяйственного сотрудничества России со странами СНГ на основе рыночных отношений и защиты экономических интересов Российской Федерации. В этих целях необходимо: * поэтапное углубление интеграционных процессов на многостороннем, двустороннем и региональном уровнях, расширение участия российских хозяйствующих субъектов в экономическом, социально-культурном и гуманитарном сотрудничестве со странами СНГ; * создание условий для формирования с государствами-участниками СНГ общего экономического, инновационного и информационного пространства на базе общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы в рамках Экономического союза, Таможенного союза и Платежного союза; * обеспечение согласованного осуществления рыночных преобразований в экономике России и государств-участников СНГ, сближения проводимых в этих странах экономических реформ и хозяйственных механизмов их реализации в области структурной, торгово-экономической, кредитно-денежных и платежно-расчетных отношений; * совершенствование системы расчетов и платежей между странами СНГ. В области структурной перестройки экономик в 1997-2000 годах потребуется проведение работ в области: * концентрации финансовых, материальных и трудовых ресурсов для реализации совместных инвестиционных проектов и программ, включая создание транснациональных финансово-промышленных групп и других межгосударственных организационно-хозяйственных структур; * привлечения взаимных инвестиций, включая частные, с учетом создания и развития системы страхования и гарантирования капиталовложений, разработки механизма залоговых счетов, четкого определения приоритетных направлений и секторов привлечения инвестиций; * сближения и унификации хозяйственного законодательства; * развития двустороннего и многостороннего сотрудничества хозяйствующих субъектов в топливно-энергетическом, металлургическом, агропромышленном и машиностроительном комплексах России и государств-участников СНГ, а также кооперационного сотрудничества хозяйствующих субъектов этих стран. В торгово-экономическом сотрудничестве Российской Федерации с государствами - участниками СНГ в 1997-2000 годах необходимо будет обеспечивать: * рост товарооборота с этими странами с учетом принципов взаимовыгодности, взаимодополняемости и соблюдения конкретных интересов отдельных стран Содружества, совершенствование товарной структуры экспорта путем увеличения в нем готовых, технически сложных и наукоемких видов продукции и импорта за счет увеличения поставок в Россию минерально-сырьевых ресурсов и продукции, производство и запасы которых сосредоточены, в основном, на территории стран СНГ; * определение приоритетов во внешнеэкономической деятельности России и стран СНГ, и в первую очередь стран Таможенного союза, ключевыми моментами которой должны стать проведение переговоров о снятии имеющихся в торговле прямых и косвенных ограничений, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, выработка единых подходов во взаимоотношениях с третьими странами; * защиту внутренних рынков государств - участников СНГ и национальных товаропроизводителей от экспансии зарубежных поставщиков с учетом необходимости поддержания в экономике стран содружества в целом и отдельных ее отраслях условий для добросовестной конкуренции; * формирование механизмов поддержки и стимулирования прямых торгово-экономических связей хозяйствующих субъектов, включая развитие компенсационных, толинговых и лизинговых операций; * проведение согласованной ценовой политики, особенно в отношении продукции предприятий-монополистов, формирование механизма согласованного регулирования тарифов на всех видах транспорта, связанного с обеспечением взаимного товарообмена. В области кредитно-денежной политики и платежно-расчетных отношений предстоит решать проблемы: * погашения задолженности стран СНГ по ранее предоставленным им Россией государственным кредитам; * формирования и совершенствования механизма обеспечения взаимной конвертации национальных валют, стабилизации и поддержки их курсов; * взаимного предоставления национальных режимов при проведении платежно-расчетных, валютных и кредитно-финансовых операций банковским, страховым и финансово-инвестиционным структурам. Страницы: 1 2 |