ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ" (ЧАСТЬ 9) ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 31 марта 1997 г. N 360 (Д) 3. Цели и направления реструктуризации Реструктуризация угольной промышленности России заключается в осуществлении мероприятий, направленных на преобразование производственной и организационной структур угольной отрасли в целях повышения ее эффективности и решение сопряженных социально-экономических проблем угледобывающих регионов. Основными целями реструктуризации угольной промышленности являются: * формирование конкурентоспособных угольных компаний, обеспечивающих самофинансирование на перспективу; * обеспечение социальной защищенности работников отрасли и высвобождаемых трудящихся; * последовательное снижение государственной поддержки предприятий отрасли; * социально-экономическое, экологическое оздоровление и обеспечение социальной стабильности в угледобывающих регионах. Цели реструктуризации угольной промышленности отражают многообразие приоритетов (интересов) основных участников процесса реструктуризации. Основными направлениями реструктуризации угольной промышленности являются: в производственной сфере: * создание прибыльного угольного производства на базе перспективных и стабильно работающих предприятий; * ликвидация особо убыточных и неперспективных предприятий; * выделение непрофильных видов деятельности, непосредственно не входящих в технологический комплекс основного производства, прежде всего обслуживание социальной инфраструктуры; * развитие научно-технического потенциала; * углубление процесса преобразования форм собственности; * трансформация системы управления угольной промышленностью; в социальной сфере: * социальная защита высвобождаемых работников в связи с реструктуризацией; * охрана труда; * повышение квалификации и переобучение работников; * совершенствование социальной инфраструктуры шахтерских городов и поселков. Реформирование производственной и социальной сфер будет увязано с мерами по дальнейшему совершенствованию механизма государственной поддержки угольной промышленности. 4. Общая хозяйственная стратегия реструктуризации Реструктуризация угольной отрасли будет достигнута в результате осуществления мероприятий по стратегическим направлениям, обеспечивающим достижение ее целей. Формирование рентабельных угольных компаний. Формирование рентабельных угольных компаний будет осуществляться путем консолидации закрепленных в федеральной собственности акций эффективных предприятий основного и вспомогательного производства и выделения из состава акционерных угольных компаний неперспективных и особо убыточных шахт и разрезов с последующей их ликвидацией. Предполагается завершить передачу объектов социальной сферы от угольных компаний органам местного самоуправления, а также ускорить создание условий и механизмов, позволяющих освободить угольные компании от несвойственных субъектам рынка социальных обязательств. Ликвидация убыточных неперспективных угледобывающих предприятий, выделение непрофильных предприятий. За период реструктуризации угольной промышленности предусматривается ликвидировать с участием государства и использованием средств федерального бюджета не менее 140 убыточных шахт и разрезов суммарной мощностью по добыче 49 млн. тонн угля в год и числом занятых около 140 тыс. человек. Ликвидация убыточных угледобывающих предприятий, появляющихся в составе рентабельных угольных компаний после завершения периода реструктуризации, будет осуществляться самими компаниями без участия государства. Завершится вывод из состава угольной промышленности непрофильных предприятий. Трансформация системы управления, коммерциализация и демонополизация. Реформирование отраслевой системы управления будет направлено на ее децентрализацию, создание условий для формирования рентабельных угольных компаний и конкурентной среды в угольном секторе экономики. Будут приняты меры по созданию института доверительного управления, предусматривающего выполнение по договору с Правительством Российской Федерации работ по повышению рентабельности перспективных угольных компаний и ликвидации особо убыточных неперспективных предприятий. В результате реструктуризации основными субъектами угольного сектора экономики станут самофинансируемые угольные компании. Инвестиции. Модернизация, реконструкция действующих и строительство новых предприятий и производств будут осуществляться за счет собственных средств угольных компаний, займов, частных внутренних и иностранных инвестиций. Средства государственной поддержки, выделяемые на эти цели, будут способствовать развитию указанной инвестиционной деятельности. Выделение бюджетных средств на возмещение убытков производства. Последовательное сокращение размера бюджетных средств на возмещение убытков производства осуществляется путем селективной поддержки угледобывающих предприятий, не возмещающих свои производственные расходы за счет реализации произведенной продукции. Меры в социальной сфере. Смягчение негативных социальных издержек реструктуризации будет осуществляться прежде всего путем принятия упреждающих мер содействия занятости населения параллельно с программами создания новых недотируемых рабочих мест, выплат установленных действующим законодательством пособий и компенсаций, предоставления льгот высвобождаемым работникам угольной промышленности, членам их семей, пенсионерам и инвалидам, работавшим в угольной отрасли, семьям погибших шахтеров. Будет завершен процесс передачи в ведение органов местного самоуправления находящихся на балансе организаций угольной промышленности объектов социальной сферы, жилищного фонда и других элементов социальной инфраструктуры шахтерских городов и поселков. В дальнейшем предусматривается реформировать управление указанной социальной инфраструктурой и сложившиеся в ней отношения собственности. 5. Динамика реструктуризации угольной промышленности Реструктуризация угольной промышленности позволит кардинально повысить эффективность производственного потенциала отрасли за счет вывода из эксплуатации особо убыточных и неэффективных шахт и разрезов, строительства и ввода в действие высокоприбыльных угольных предприятий, прироста мощностей перспективных предприятий. Предусматривается поэтапная ликвидация особо убыточных угледобывающих предприятий: в 1996 году прекращена добыча в 22 шахтах, в 1997 году предлагается к закрытию 40 и в 1998-2000 годах - 79 предприятий. Техническое перевооружение и реконструкция перспективных предприятий позволят повысить их долю в общем объеме добычи угля с 49% в 1995 году до 68-70% в 2000 году. При этом технико-экономические показатели их работы будут приближаться к мировому уровню для аналогичных условий. Удельный вес добычи угля на убыточных предприятиях снизится с 41 до 30-32%, а на особо убыточных и неперспективных - с 9,5 до 1-2 %. Доля добычи угля открытым способом увеличится с 55 до 65 %. Предполагается, что в процессе ликвидации убыточных шахт и модернизации действующих общее число занятых на добыче угля сократится к 2000 году на 110 тыс.человек, или на 20% в сравнении с уровнем 1994 года. За счет вывода из состава отрасли непрофильных предприятий общая численность сократится еще на 175 тыс.человек. Общая численность занятого в отрасли персонала уменьшится к 2000 году ориентировочно на 285 тыс. человек. Объем добычи угля в 2000 году составит по прогнозу 275-280 млн.тонн. 6. Институциональные изменения в угольной промышленности Институциональные изменения в угольной отрасли предусматривают комплекс мер, направленных на обеспечение согласованного управления двумя основными видами государственных ресурсов: закрепленными в федеральной собственности пакетами акций угольных компаний и средствами государственной поддержки угольной отрасли. Управление этими ресурсами по отношению к разным группам предприятий будет принципиально различным. Первая группа предприятий - это рентабельные угольные компании. Закрепленные в федеральной собственности пакеты акций этой группы угольных компаний будут продаваться после соответствующей подготовки. Средства государственной поддержки будут предоставляться рентабельным компаниям в основном на конкурсной и возвратной основе для софинансирования наиболее эффективных инвестиционных проектов и при условии привлечения в эти проекты негосударственных средств. Вторая группа предприятий - это нерентабельные угольные компании, которые при определенных условиях в течение ближайших двух-трех лет могут стать рентабельными. Закрепленные в федеральной собственности пакеты акций этой группы потенциально рентабельных угольных компаний могут быть переданы на этот период в доверительное управление различным доверительным управляющим. Средства государственной поддержки предприятиям второй группы будут выделяться на льготных условиях только в течение переходного периода исключительно на финансирование конкретных проектов реструктуризации ( финансового оздоровления) компаний. Третья группа - это убыточные угольные предприятия, не имеющие реальной перспективы стать рентабельными и подлежащие ликвидации. Закрепленные в федеральной собственности пакеты акций этой группы ликвидируемых предприятий могут передаваться в доверительное управление. Средства государственной поддержки ликвидируемым предприятиям будут направляться на компенсацию убытков текущей деятельности до начала ликвидации и финансирование по смете мероприятий по ликвидации. Бюджетные средства будут выделяться по договорам на условиях жесткого контроля со стороны государства за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий и их целевым использованием. Для более эффективного осуществления проектов ликвидации шахт возможна передача на конкурсной основе пакетов акций этих шахт, закрепленных в федеральной собственности, вместе с бюджетными средствами, предусмотренными проектами их ликвидации, доверительным управляющим. Магистральное направление реформы угольной промышленности - это создание эффективной бездотационной отрасли, способной к самостоятельному привлечению инвестиций в длительной перспективе. Важным звеном этого направления является деятельность менеджеров и управленческих команд, доказавших способность к эффективной работе, целенаправленное создание и воспитание эффективного собственника. Должна быть также продолжена реформа механизма бюджетного финансирования угольной отрасли. С целью повышения эффективности и усиления контроля за целевым использованием бюджетных средств будут совершенствоваться договорные отношения между государством и получателями. В договоры и отчетность будут вводиться показатели, характеризующие результаты использования полученных бюджетных средств. Таблица Состояние угольной отрасли (данные за 1994-1996 годы) -------------------------------------------------------------------------- Показатели | Единица | 1994 год | 1995 год | 1996 год | измерения | отчет | отчет | отчет -------------------------- | ------------ | -------- | -------- | -------- Количество государственных | | | | предприятий, состоящих на | | | | самостоятельном балансе | единиц | | 55 | 37 | | | -------------------------- | ------------ | -------- | -------- | -------- Количество занятых по | | | | отрасли: | | | | Численность работников | | | | - всего | тыс.человек | 536,9 | 488,3 | 445,8 -------------------------- | ------------ | -------- | -------- | -------- Численность высвобождаемых | | | | (сокращаемых) работников | тыс.человек | - | 48,6 | 42,5 | | | -------------------------- | ------------ | -------- | -------- | -------- из них в связи с | | | | реорганизационными и | | | | ликвидационными | | | | процедурами | тыс.человек | - | 12,36 | 46,64 -------------------------- | ------------ | -------- | -------- | -------- Производство угольной | | | | продукции | | | | всего | млн.тонн | 270,8 | 264 | 255 -------------------------- | ------------ | -------- | -------- | -------- в т.ч. для коксования | млн.тонн | 56,4 | 60,3 | 55,0 -------------------------- | ------------ | -------- | -------- | -------- Объем промышленной | | | | продукции в действующих | | | | ценах каждого года | млрд. рублей | 8229 | 23952 | 32865 -------------------------- | ------------ | -------- | -------- | -------- в ценах 1995 года | млрд. рублей | - | 23952 | 32865 -------------------------- | ------------ | -------- | -------- | -------- Темпы роста в % | | | | к предыдущему году | | - | 100,0 | 91,8 -------------------------- | ------------ | -------- | -------- | -------- Прибыль по всем видам | | | | деятельности | млрд. рублей | 558,4 | 2322,4 | 2579 -------------------------- | ------------ | -------- | -------- | -------- Инвестиции: | | | | в действующих ценах | млрд. рублей | 2739,3 | 5981,4 | 7027,7 -------------------------- | ------------ | -------- | -------- | -------- в ценах 1995 года | млрд. рублей | 7314 | 5981,4 | 4392 -------------------------- | ------------ | -------- | -------- | -------- Темпы роста в % | | | | к предыдущему году | | - | 82,1 | 73,4 -------------------------------------------------------------------------- ГЕОЛОГО-РАЗВЕДОЧНАЯ ОТРАСЛЬ 1. Состояние отрасли Минерально-сырьевой комплекс России формировался в условиях единой централизованной системы управления экономикой бывшего СССР. При этом отдельные звенья единой технологической цепочки - подготовка запасов, добыча, первичная переработка минерального сырья и получение конечного продукта зачастую были пространственно разорваны и реализовывались в различных регионах и республиках страны. Разрушение единого хозяйственно-экономического пространства привело к возникновению многочисленных проблем с обеспечением как общероссийских, так и региональных потребностей в отдельных видах минеральных ресурсов. В частности, в России стали остродефицитными уран, марганец, хром и другие виды сырья. Проблема с обеспеченностью добычи усугубилась наличием на государственном балансе значительных запасов сырья невысокого качества, причем на месторождениях, находящихся вдали от центров его переработки, что сделало их разработку в рыночных условиях нерентабельной и повлекло необходимость переоценки их запасов в соответствии с мировыми ценами на это сырье. В результате проведенной в 1995-1996 годах экспертной переоценки активные разведанные запасы уменьшились на 15-50% учтенных государственным балансом запасов. Особенно значительно сократились балансовые запасы угля (31%), никеля (54%), олова (67%), вольфрама (55%), россыпного золота (40%). Из-за дефицита финансовых средств в 1992-1996 годах по-прежнему продолжалось падение объемов геологоразведочных работ и не удавалось стабилизировать положение в геологической отрасли. В 1996 году объемы работ уменьшились на 5% по сравнению с 1995 годом в сопоставимых ценах. В 1996 году происходило их дальнейшее сокращение. В результате прирост запасов важнейших видов минерального сырья (кроме угля, цинка и газа) не компенсирует их погашение в недрах. Значительно ослаблены поисковые работы. Вследствие исчерпания разведанных запасов эксплуатируемых месторождений к концу 90-х годов, особенно в 2005-2010 годах, может произойти обвальное выбытие действующих в настоящее время горнодобывающих мощностей, что представляет реальную угрозу национальной безопасности России и ее суверенитету. За последние четыре года разведанные запасы нефти сократились на 1 трлн.тонн. Обеспеченность добычи 1995 года активными запасами (кратность) по сравнению с 1991 годом уменьшилась по меди почти в 2 раза, свинцу - в 8,6 раза, вольфраму - в 1,6 раза. В соответствии с законом Российской Федерации "О недрах" были изложены основные принципы преобразования системы недропользования и геологической отрасли. Функционирование государственной системы недропользования должно основываться на принципах платности, конкурентности, равнодоступности. Государственное регулирование и координация работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы осуществляются на основе федеральной целевой программы "Развитие минерально-сырьевой базы Российской Федерации на 1994-2000 годы", в которой наряду с отраслевым (по каждому виду сырья) присутствует и региональный аспект в виде территориальных программ по геологическому изучению нераспределенного фонда недр субъектов Российской Федерации и по каждому конкретному недропользователю. При составлении и утверждении этих программ используется принцип "двух ключей", в соответствии с которым все решения о недропользовании принимаются совместно Правительством Российской Федерации или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и администрацией соответствующего субъекта Российской Федерации. Задачи и источники финансирования геолого - разведочных работ определяются исходя из трех уровней потребности в подготовленных к освоению запасах полезных ископаемых (федерального, территориального и предприятия). Основные затраты по воспроизводству минерально-сырьевой базы осуществляют добывающие предприятия, которые проводят разведочные работы в пределах лицензионных участков недр за счет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, оставляемых в их распоряжении, и собственных средств. Территориальными программами на нераспределенном фонде недр предусматривается проведение работ по поиску в перспективных районах новых месторождений, обеспечивающих нужды региона. Геологоразведочные исследования для государственных нужд ограничиваются в основном региональными работами. Поисковые и разведочные работы для государственных нужд предусмотрено выполнять в целях подготовки новых районов добычи минерального сырья либо проведения работ в минимальных объемах для повышения ценности участков недр при проведении конкурсов или аукционов на право пользования недрами. Эти работы предусмотрено проводить на конкурсной основе за счет средств федерального бюджета, сверх ставок отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы. В связи с принятой концепцией преобразования производится реструктуризация предприятий отрасли. Создана государственная система лицензирования пользования недрами, включающая 54 территориальных геологических центра и комитета. В результате функционирования этой системы единый государственный фонд недр в основном распределен между недропользователями, а перспективные территории находятся в государственном резерве (нераспределенный фонд). К началу 1997 года недропользователям выдано 10576 лицензий на добычу основных видов полезных ископаемых и 8345 лицензий на добычу общераспространенных полезных ископаемых и пресных подземных вод. Подавляющее большинство лицензий выдаются по результатам проведения конкурсов или аукционов. Только в 1994-1996 годах проведено 228 конкурсов, в которых участвовало 2107 претендентов, в том числе 211 иностранных. В отрасли приватизировано 160 предприятий, или 47 процентов от общего числа организаций и предприятий, подлежащих приватизации. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 мая 1994 г. N 942 запрещена приватизация 79 предприятий. В настоящее время геологическим изучением недр занимаются 233 государственных федеральных предприятия и организации, 26 государственных геологических предприятий субъектов Российской Федерации, около 240 акционерных обществ со смешанной и частной формами собственности. Численность работающих в отрасли сократилась в 1996 году почти в 2 раза по сравнению с 1991 годом (с 306 до 172 тыс. человек), в том числе по предприятиям, подведомственным Министерству природных ресурсов Российской Федерации, более чем в 3 раза (с 332,5 до 105 тыс.человек). 2. Цели и направления реструктуризации Реструктуризация отрасли производится в основном по следующим направлениям: * интегрирование геологоразведочных предприятий в специализированные геологодобычные предприятия в районах, имеющих возможность использовать существующую инфраструктуру добычи минерального сырья или требующих относительно небольших инвестиций в ее создание; * передача предприятий Министерства природных ресурсов Российской Федерации добывающим АО, ГОКам и т.д; * ликвидация специализированных геологоразведочных предприятий в районах, имеющих надежную сырьевую базу добычи конкретного минерального сырья, где ввод в разработку месторождений в настоящее время нерентабелен или требует значительных инвестиций (Ямальский полуостров Тюменской области - по газу, северные районы Тимано-Печорской провинции - по нефти и т.д.); * значительное сокращение численности работающих в районах с высокой обеспеченностью добычи подготовленными промышленными запасами либо в районах, выявленные и оцененные месторождения которых по качеству сырья или объемам запасов при существующей налоговой системе не обеспечивают минимальной рентабельности (нефть, газ Восточной Сибири, медь в Читинской области и т.д.); * создание унитарных государственных предприятий для выполнения геолого - разведочных работ для государственных нужд. 3. Стратегия и динамика реструктуризации отрасли До 2000 года предусматривается завершить реструктуризацию отрасли. В составе федеральной геологической службы в системе Министерства природных ресурсов Российской Федерации предполагается задействовать около 50 тыс.человек. В связи с этим за четыре года необходимо переселить, в основном из районов Крайнего Севера, 40-45 тыс.человек. Предусматривается преодолеть негативную тенденцию сокращения объемов геолого - разведочных работ и получить прирост разведанных запасов минерального сырья в объемах, превышающих в 1,5-2 раза их погашение в недрах, что позволит обеспечить добычу в объемах, достаточных для внутреннего потребления и экспортных поставок. Основное внимание будет уделено привлечению децентрализованных источников финансирования, долю которых к 2000 году по сравнению с 1995 годом предусматривается увеличить в 1,3 раза. При этом предполагается кроме прибыли предприятий направить на инвестиции не менее 50% средств, получаемых дополнительно геологоразведочными предприятиями и организациями в результате уменьшения ставки акциза на нефть. В 1997 году только за счет этого будут выполнены геолого -разведочные работы в объеме около 600 млрд.рублей. В условиях значительного дефицита финансовых средств поиск выхода минерально-сырьевого сектора экономики из кризисного состояния будет вестись в основном в направлении мобилизации внутренних возможностей самого сектора при увеличении регулирующего воздействия государства на процессы, происходящие в нем. В этих целях будет разработана концепция минерально-сырьевой политики Российской Федерации, определяющая цели, задачи и механизм ее реализации. 4. Основные задачи В ходе реструктуризации отрасли предстоит в 2000 году решить следующие основные задачи: * предотвращение процесса исчерпания поисково-разведочного задела путем усиления геологических исследований и геолого-разведочных работ, а также повышения темпов подготовки новых месторождений; * принятие мер по ликвидации острого дефицита в стране отдельных видов минерального сырья ( марганца, хрома, урана и др.); * приостановление процесса отставания прироста запасов от объемов добычи полезных ископаемых; * развитие минерально-сырьевой базы на региональном уровне за счет выявления, оценки и промышленного освоения небольших по масштабам месторождений угля, торфа и агрохимического сырья прежде всего в удаленных районах России, в которых отсутствуют альтернативные источники твердого топлива и минеральных удобрений; * повышение комплексности использования минерального сырья; * разработка мероприятий по модернизации геолого-разведочных работ, внедрению новой техники буровых, геофизических работ, адаптированной к геологическим и природным условиям конкретных нефтегазоносных и рудоносных регионов России; * расширение объемов изучения и использования ресурсов континентального шельфа Российской Федерации и Мирового океана. ЧЕРНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ 1. Состояние отрасли В отрасль входят 274 крупных и средних предприятия. Сложности текущего периода для металлургической промышленности выражаются в продолжающемся росте цен на все элементы основных и оборотных фондов, сырье, топливо и оборудование при сохраняющемся неудовлетворительном состоянии технико-экономического уровня основных фондов (особенно устаревших заводов Урала). Увеличение массы прибыли достигается за счет повышения цен. А при низком платежеспособном спросе потребителей металлопродукции это приводит в конечном итоге к спаду производства и другим неблагоприятным факторам, что и подтверждается итогами деятельности предприятий металлургической промышленности. Данные об освоении капитальных вложений на предприятиях черной металлургии за 1994-1996 годы: (млрд.рублей, в ценах 1995 года) --------------------------------------------------------------------------- ПОКАЗАТЕЛИ | 1994 | 1994 | 1995 | 1996 г. | 1996 г. | факт | год | год | оценка | отчет в | в | (отчет) | (отчет) | | фактич. | действ. | | | | ценах | ценах | | | | | | | | | -------------------------- | ------- | ------- | ------- | ------- | ------- Черная металлургия - всего | 2952 | 8856 | 7501 | 4906,5 | 8292 -------------------------- | ------- | ------- | ------- | ------- | ------- в том числе: | | | | | Объекты производственного | | | | | назначения | 2289 | 6867 | 5987 | 3961,5 | 6695 -------------------------- | ------- | ------- | ------- | ------- | ------- Объекты | | | | | непроизводственного | | | | | назначения | 663 | 1989 | 1514 | 945 | 1597 -------------------------- | ------- | ------- | ------- | ------- | ------- из общего объема за | | | | | счет: | | | | | Средств федерального | | | | | бюджета и субъектов | | | | | федерации | 34 | 102 | 61 | 40,2 | 68 -------------------------- | ------- | ------- | ------- | ------- | ------- Собственных средств | | | | | предприятий | | 2267,9 | 6455,2 | 4750,9 | 8029 -------------------------- | ------- | ------- | ------- | ------- | ------- "Золотого" кредита | | | | | Роскомдрагмета | | - | - | - | -------------------------- | ------- | ------- | ------- | ------- | ------- Продажи государственной | | | | | доли акций на конкурсах | | - | 0,3 | 0,6 | -------------------------- | ------- | ------- | ------- | ------- | ------- Долгосрочных коммерческих | | | | | кредитов | | 404,9 | 340,1 | 1200 | -------------------------- | ------- | ------- | ------- | ------- | ------- Иностранных инвестиций, | | | | | (млн.долларов США) | | 29 | 20 | 156.6 | -------------------------- | ------- | ------- | ------- | ------- | ------- млрд.руб. | | 1,5 | 32 | 722,1 | ----------------------------------------------------------------------------- *) Средневзвешенный курс, руб/USD за 1995 г. = 4985. Удельный вес продукции, получаемой с применением прогрессивных технологических процессов (процентов) ------------------------------------------------------------------ Номенклатура | 1995 | 1996 продукции | год | год ----------------------------------------------|---------|--------- Чугун | - | - ----------------------------------------------|---------|--------- Электросталь + кислородно-конвертерная сталь | 60,8 | 64,1 ----------------------------------------------|---------|--------- Сталь, разлитая на МНЛЗ | 36,8 | 40,8 ------------------------------------------------------------------ Уровень использования производственных мощностей (процентов) ------------------------------------------------------------------ Номенклатура | 1995 год | 1996 год продукции | | (оценка) ------------------------------------|---------------|------------- Чугун | 70,1 | 70,0 ------------------------------------|---------------|------------- Сталь | 67,1 | 65,5 ------------------------------------|---------------|------------- Прокат готовый черных металлов | 65,6 | 65,1 ------------------------------------|---------------|------------- Трубы стальные | 36,3 | 36,5 ------------------------------------------------------------------ Динамика производственных мощностей (млн. тонн) ------------------------------------------------------------------ | 1991-1996 годы -----------------|------------------------------------------------------ Наименование | Ввод | Выбытие | Мощности | Мощности на продукции | мощностей | мощностей | на конец 1995 | конец 1996 | | | года | года (оценка) -----------------|---------- | --------- | ------------- | ------------- Чугун | 0,5 | - | 56,4 | 56,1 -----------------|---------- | --------- | ------------- | ------------- Сталь | 2,9 | 7,9 | 76,7 | 76,5 -----------------|---------- | --------- | ------------- | ------------- Прокат готовый | | | | черных металлов | 5,4 | 1,5 | 56,1 | 59,9 -----------------|---------- | --------- | ------------- | ------------- Трубы стальные | 1,42 | - | 10,5 | 10,5 ------------------------------------------------------------------------ В общем объеме выполненных капитальных вложений доля стоимости отечественного оборудования по экспертной оценке, сделанной на основании складских остатков, составляет 65-70 процентов. Средний проектный срок окупаемости инвестиций составляет: * по горно-рудным предприятиям -9 лет; * по предприятиям черной металлургии - 7 лет. Основные финансово-экономические показатели работы предприятий черной металлургии (в действующих ценах) ------------------------------------------------------------------------ | Единица | 1994 год | 1995 год | 1996 год | измерения | отчет | отчет | оценка --------------------------- | --------- | ---------|--------- | -------- Объем товарной продукции | трлн.руб. | 29,0 | 87,9 | 103,2 --------------------------- | --------- | ---------|--------- | -------- Объем прибыли | трлн.руб. | 4,1 | 12,6 | 8,2 --------------------------- | --------- | ---------|--------- | -------- Убыточные предприятия к | | | | общему числу предприятий | % | 10 | 14 | 31* --------------------------- | --------- | ---------|--------- | -------- Средняя рентабельность | % | 20,2 | 22,1 | 8,5 --------------------------- | --------- | ---------|--------- | -------- Задолженность по заработной | | | | плате | млрд.руб. | 71 | 343 | 1407 --------------------------- | --------- | ---------|--------- | -------- Кредиторская задолженность | | | | - Всего | трлн.руб. | 11,2 | 27,3 | 45,4* --------------------------- | --------- | ---------|--------- | -------- Дебиторская задолженность | | | | - Всего | трлн.руб. | 10,7 | 20,0 | 25,5* --------------------------- | --------- | ---------|--------- | -------- Среднесписочная численность | | | | - Всего персонала | тыс.чел. | 885 | 860 | 823 --------------------------- | --------- | ---------|--------- | -------- промперсонала | тыс.чел. | 738 | 727 | 656 ------------------------------------------------------------------------ *) По состоянию на 1 января 1997 года. Степень износа основных фондов (процентов) ------------------------------------------------------------------ Наименование продукции | 1994 год | 1995 год | 1996 год ---------------------------------|----------|----------|---------- Прокат готовый черных металлов | 48,8 | 50,9 | 50,0 ---------------------------------|----------|----------|---------- Железорудное сырье | 44,0 | 43,4 | 44,5 ---------------------------------|----------|----------|---------- Трубы стальные | 45,0 | 45,8 | 47,0 ---------------------------------|----------|----------|---------- Сталь | 50,0 | 51,5 | 53,0 ------------------------------------------------------------------ Доля продукции отрасли на внутреннем рынке (процентов) ------------------------------------------------------------------ Наименование продукции | 1994 год | 1995 год | 1996 год ---------------------------------|----------|----------|---------- Прокат готовый черных металлов | 91,8 | 87 | 86,9 ---------------------------------|----------|----------|---------- Железорудное сырье | 93,5 | 89,2 | 90,2 ---------------------------------|----------|----------|---------- Трубы стальные | 80,9 | 81,9 | 78 ---------------------------------|----------|----------|---------- Сталь | 100 | 100 | 100 ------------------------------------------------------------------ Доля продукции отрасли, поставляемая на внешний рынок (процентов) ------------------------------------------------------------------ Наименование продукции | 1994 год | 1995 год | 1996 год ---------------------------------|----------|----------|---------- Прокат готовый черных металлов | 58,8 | 57 | 60,9 ---------------------------------|----------|----------|---------- Железорудное сырье | 16 | 18,6 | 15 ---------------------------------|----------|----------|---------- Трубы стальные | 13,4 | 11,6 | 10 ---------------------------------|----------|----------|---------- Сталь | - | - | - ------------------------------------------------------------------ Объем экспорта продукции черной металлургии составил: в 1994 году - 6,3 млрд. долларов США; в 1995 году - 8,0 млрд. долларов США; в 1996 году - 8,5 млрд. долларов США. 2. Экономические и социальные проблемы черной металлургии Предприятия черной металлургии находятся в сложном финансовом положении, что в значительной степени определяется опережающим ростом цен на топливно-энергетические ресурсы и тарифов на железнодорожные перевозки, а также недостатком оборотных средств, усугубляющимся взаимными неплатежами предприятий за отгруженную продукцию. Получаемой массы прибыли явно недостаточно для финансирования инвестиционных программ, необходимых для поддержания и повышения технического и технологического уровня производства и продукции, содержания социальной сферы, так как значительное количество металлургических предприятий является градообразующими. В целях сохранения положительных тенденций стабилизации производства необходимо совершенствование налогово-бюджетной политики, цен и тарифов. 3. Цели и направления реструктуризации Основной задачей реструктуризации черной металлургии является снижение себестоимости выпускаемой продукции, обеспечивающей ее конкурентоспособность как на внутреннем, так и на внешнем рынках. В связи с этим крайне необходимо в ближайшее время осуществить пересмотр Федеральной программы технического перевооружения и развития металлургии России. Приоритетными вопросами этой Программы в процессе ее реализации должны быть следующие: * определение оптимального уровня мощностей предприятий, необходимых для обеспечения потребности внутреннего рынка и экспорта металлопродукции, с выводом излишних и устаревших мощностей; * осуществление специализации предприятий черной металлургии с учетом потребностей регионов в металлопродукции, максимального снижения транспортных расходов, связанных с перевозкой сырья и готовой продукции; * поддержание рудно-сырьевого потенциала отрасли, обеспечивающего максимальную экономическую независимость развития металлургии от внешних поставщиков; * проведение реконструкции предприятий, направленной на снижение издержек производства и повышение ее качественных характеристик; * диверсификация предприятий с учетом градообразующего положения подавляющего числа предприятий черной металлургии при сохранении рабочих мест с организацией производства высококачественных товаров народного потребления (холодильников, телевизоров, видеомагнитофонов, мебели, обуви и т.д.), строительных материалов из вскрышных пород и отходов производства (кирпич, щебень, мел, цемент, строительный фаянс и т.д.). 4. Общая хозяйственная стратегия реструктуризации В черной металлургии остро стоит вопрос привлечения инвестиций. Для обеспечения инвестиционных проектов в реструктуризации будет продолжена работа по следующим направлениям: * передача объектов соцкультбыта от предприятий в ведение местных органов власти, что позволит направить на инвестиции освободившиеся средства предприятий; * создание финансово-промышленных групп для решения крупномасштабных задач реструктуризации; * подготовка предложений о запрещении использования амортизационных отчислений на другие нужды, кроме капитального строительства; * привлечение иностранных и отечественных инвесторов под гарантии предприятий, регионов, а также Правительства Российской Федерации. Технологическое обновление предприятий черной металлургии в первую очередь должно быть направлено на снижение издержек производства и улучшение качества продукции. Основными задачами в области технологического обновления будут: * расширение использования пылеугольного топлива в доменном процессе; * ускоренный вывод мартеновских печей с заменой их на кислородно-конвертерный и электросталеплавильный способы призводства стали; * развитие внепечных способов рафинирования стали; * внедрение совмещенных процессов выплавки и прокатки стали; * установка агрегатов по прямому восстановлению железа. Удельный вес продукции, получаемой с применением прогрессивных технологических процессов (процентов) ------------------------------------------------------------------ Номенклатура | 2000 год продукции | ---------------------------------------------------|-------------- Чугун | 4,0-4,5 ---------------------------------------------------|-------------- Электросталь + кислородно-конвертерная сталь | 65-67 ---------------------------------------------------|-------------- Сталь, разлитая на МНЛЗ | 44-46 ------------------------------------------------------------------ Уровень использования производственных мощностей (процентов) ------------------------------------------------------------------ Номенклатура | 2000 год продукции | ------------------------------------------------------|----------- Чугун | 74-75 ------------------------------------------------------|----------- Сталь | 68-69 ------------------------------------------------------|----------- Прокат готовый черных металлов | 60-62 ------------------------------------------------------|----------- Трубы стальные | 41-43 ------------------------------------------------------------------ Для удержания внутреннего рынка металлопродукции и экспортных поставок будет продолжена практика заключения межотраслевых соглашений о взаимном сдерживании цен на продукцию. Получит дальнейшее развитие работа по сертификации продукции черной металлургии в соответствии с международными стандартами с доведением доли сертифицированной продукции до 20-22% (в настоящее время - 14%). 5. Динамика реструктуризации Численность работников предприятий черной металлургии (в среднегодовом исчислении) (тыс.человек) ------------------------------------------------------------------ 1997 год | 1998 год | 1999 год | 2000 год ------------------|----------------|---------------|-------------- 883 | 872 | 863 | 853 ------------------------------------------------------------------ Динамика производственных мощностей (млн. тонн) 1996 - 2000 годы ------------------------------------------------------------------ Наименование | Ввод | Выбытие | Мощности на конец продукции | мощностей | мощностей | 2000 года ------------------|------------|------------|--------------------- Чугун | - | - | 56,4 ------------------|------------|------------|--------------------- Сталь | 0,01 | - | 76,4 ------------------|------------|------------|--------------------- Прокат готовый | | | черных металлов | 0,4 | 0,4 | 67 ------------------|------------|------------|--------------------- Трубы стальные | - | - | 10,5 ------------------------------------------------------------------ Данные о намечаемых капитальных вложениях на предприятиях черной металлургии за 1997-2000 годы (млрд.рублей, в ценах 1995 года) ------------------------------------------------------------------------- Показатели | 1997 год | 1998 год | 1999 год | 2000 год ------------------------------| -------- | -------- | -------- | -------- Черная металлургия - всего | 9919,8 | 10630,7 | 11581,1 | 12973,4 ------------------------------| -------- | -------- | -------- | -------- в том числе: | | | | объекты производственного | | | | назначения | 7988,9 | 8603,3 | 9391,5 | 10521,0 ------------------------------| -------- | -------- | -------- | -------- объекты непроизводственного | | | | назначения | 1930,9 | 2027,4 | 2189,6 | 2452,4 ------------------------------| -------- | -------- | -------- | -------- из общего объема за счет: | | | | средств федерального бюджета | 130,0 | 135,0 | 143,0 | 157,0 ------------------------------| -------- | -------- | -------- | -------- собственных средств | | | | предприятий | 6519,6 | 6818,9 | 7298,9 | 8127,9 ------------------------------| -------- | -------- | -------- | -------- продажи государственной | | | | доли акций на конкурсах | 1,95 | 1,3 | 0,3 | - ------------------------------| -------- | -------- | -------- | -------- долгосрочных коммерческих | | | | кредитов (включая под | | | | гос.гарантии по бюджету | | | | развития) | 1625,0 | 1950 | 2275,0 | 2600,0 ------------------------------| -------- | -------- | -------- | -------- иностранных инвестиций | | | | (млн.долларов США) | 356,4 | 374,2 | 404,2 | 452,7 ------------------------------| -------- | -------- | -------- | -------- иностранных инвестиций | | | | (млрд.руб.)*) | 1643,3 | 1725,5 | 1863,6 | 2087,2 ------------------------------------------------------------------------- *) Средневзвешенный курс, руб/USD за 1995 г. = 4985. По экспертным оценкам, средний проектный срок окупаемости инвестиций за счет поэтапного ввода мощностей, передачи объектов социальной сферы местным органам власти и исключения затрат на их строительство и содержание инфраструктуры в 1997-2000 годах составит: * по горнорудным предприятиям - 6-8 лет; * по предприятиям черной металлургии - 5-6 лет. Объем экспорта продукции предприятий черной металлургии прогнозируется: * в 1997 году - 8,7 млрд. долларов США; * в 1998 году - 8,25 млрд. долларов США; * в 1999 году - 7,8 млрд. долларов США; * в 2000 году - 6,6 млрд. долларов США. В 1997-2000 годах по-прежнему будет преобладать экспорт готового проката и полуфабрикатов черных металлов. В 1997 году прогнозируется некоторое снижение физических объемов экспорта и импорта металлопродукции из черных металлов (на 3-5 процентов). По прогнозу на 2000 год основной рост потребления металлопродукции из черных металлов ожидается в развивающихся странах Азии, Латинской Америки и Китае, часть спроса которых будет удовлетворена за счет прироста производства в Японии, Южной Корее, Китае и Индии. Объемы продукции предприятий черной металлургии в процессе реструктуризации составят: трлн. рублей (в ценах 1995 года) ------------------------------------------------------------------ 1997 год | 1998 год | 1999 год | 2000 год ------------------|---------------|---------------|--------------- 86,2 | 87,9 | 91,4 | 96 ------------------------------------------------------------------ Ожидаемая доля отечественного рынка, занятая продукцией отрасли (процентов) -------------------------------------------------------------------------- Наименование продукции | 1997 год | 1998 год | 1999 год | 2000 год ------------------------------ | -------- | -------- | -------- | -------- Прокат готовый черных металлов | 87,3 | 87,5 | 88,5 | 89,5 ------------------------------ | -------- | -------- | -------- | -------- Железорудное сырье | 92 | 92 | 92 | 92 ------------------------------ | -------- | -------- | -------- | -------- Трубы стальные | 78,7 | 78,8 | 78,8 | 78,9 ------------------------------ | -------- | -------- | -------- | -------- Сталь | 100 | 100 | 100 | 100 -------------------------------------------------------------------------- 6. Институциональные изменения в хозяйственных структурах подотраслей В 1995 году в черной металлургии практически завершено преобразование государственных промышленных предприятий в акционерные общества. В государственной собственности остаются в основном организации непроизводственного характера деятельности. По всем остальным предприятиям утвержденные Госкомимуществом России и его территориальными органами планы приватизации предусматривают реализацию на аукционах и конкурсах всего пакета акций. На сегодня на чековых и денежных аукционах реализованы от 29 до 40 процентов акций большинства предприятий. Остались в распоряжении Российского фонда федерального имущества и его территориальных органов лишь пакеты акций, предусмотренные для продажи на инвестиционных конкурсах. Следует отметить, что при исключении изменений внутриполитической ситуации, мировой экономической конъюнктуры, а также сохранении существующих тенденций развития экономики страны в металлургии: * произойдут структурные изменения, направленные на вывод из эксплуатации нерентабельных горнорудных предприятий, а также вывод неэффективных производственных мощностей (мартеновское производство, доменные печи малого объема, ряд устаревших неэффективных станов); * будут созданы и получат развитие финансово-промышленные группы, деятельность которых будет направлена на обеспечение потребности металлургии в инвестициях, а также объединяющие предприятия, связанные технологическими процессами и заинтересованные в развитии определенных видов металлопродукции; возрастет удельный вес экономически эффективных технологических процессов - производство кислородно-конвертерной стали, электростали, непрерывной разливки стали; * в доменном процессе получит дальнейшее развитие технология вдувания угольной пыли; * до 2000 года будут конкурентоспособны такие виды продукции, как холоднокатаный лист, сортовой прокат конструкционных марок стали, жаропрочные сплавы; * удельный вес продукции черной металлургии, получаемой с применением современных технологий, к 2000 году должен составить около 60 процентов. ЦВЕТНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ 1. Состояние отрасли В отрасль входят 145 предприятий, добывающих и непосредственно производящих металлопродукцию, а также 800 предприятий, производящих золотую, алмазную и ювелирную продукцию. Сложности текущего периода для предприятий цветной металлургии выражаются в продолжающемся росте цен на все элементы основных и оборотных фондов, сырье, топливо и оборудование при сохраняющемся неудовлетворительном состоянии технико-экономического уровня основных фондов (особенно устаревших заводов Урала). Увеличение массы прибыли достигается за счет повышения цен. А при низком платежеспособном спросе потребителей металлопродукции это приводит к спаду производства и другим неблагоприятным факторам. Существенную роль в сохранении потенциала отрасли и рабочих мест также сыграла переработка импортного и отечественного сырья по схеме внутреннего и внешнего толлинга. Однако рассматривать толлинг с использованием импортного сырья как долговременный фактор поддержания и развития российской металлургии было бы ошибочным. Объем экспорта продукции цветной металлургии (без золота, алмазов, платиноидов и редкоземельных металлов) составил: * в 1994 году - 5,4 млрд. долларов США; * в 1995 году - 7,5 млрд. долларов США; * в 1996 году - 7,8 млрд. долларов США. Данные об освоении капитальных вложений на предприятиях цветной металлургии за 1994-1996 годы (млрд.рублей, в ценах 1995 года) --------------------------------------------------------------------------- ПОКАЗАТЕЛИ | 1994 г. | 1994 | 1995 | 1996 | 1996 г. | в факт. | год | год | год | в факт. | ценах | (отчет) | (отчет) | (отчет) | ценах --------------------------| ------- | ------- | ------- | ------- | ------- Цветная металлургия | | | | | всего | 1009 | 2926 | 2327 | 1150,3 | 1944 --------------------------| ------- | ------- | ------- | ------- | ------- в том числе: | | | | | объекты производственного | | | | | назначения | 870 | 870,8 | 2119,9 | 940,8 | 1590 --------------------------| ------- | ------- | ------- | ------- | ------- объекты | | | | | непроизводственного | | | | | назначения | 139 | 253,1 | 559,1 | 175,1 | 296 --------------------------| ------- | ------- | ------- | ------- | ------- из общего объема за | | | | | счет: | | | | | средств федерального | | | | | бюджета и субъектов | | | | | Федерации | 15 | 42 | 36 | 53,8 | 91 --------------------------| ------- | ------- | ------- | ------- | ------- собственных средств | | | | | предприятий | | 1512 | 4303,4 | 3843,8 | 1750 --------------------------| ------- | ------- | ------- | ------- | ------- "Золотого" кредита | | | | | Роскомдрагмета | | 188,3 | 322,0 | 1035,5 | --------------------------| ------- | ------- | ------- | ------- | ------- продажи государственной | | | | | доли акций на конкурсах | | - | 0,2 | 0,4 | --------------------------| ------- | ------- | ------- | ------- | ------- долгосрочных коммерческих | | | | | кредитов | | 270 | 226.8 | 800 | --------------------------| ------- | ------- | ------- | ------- | ------- иностранных инвестиций, | | | | | (млн.долларов США) | | 4 | 36 | 104,4 | --------------------------| ------- | ------- | ------- | ------- | ------- млрд.рублей*)| | 0.8 | 30 | 481,4 | --------------------------------------------------------------------------- *) Средневзвешенный курс, руб/USD за 1995 г. = 4985. Удельный вес продукции, получаемой с применением прогрессивной технологии (процентов) ------------------------------------------------------------------ Номенклатура | 1995 год | 1996 год продукции | | ----------------------------|---------------------|--------------- Алюминий | 18 | 19,4 ----------------------------|---------------------|--------------- Никель | 24,2 | 24,2 ----------------------------|---------------------|--------------- Медь | 58,7 | 62,1 ------------------------------------------------------------------ Уровень использования производственных мощностей (процентов) ------------------------------------------------------------------ Номенклатура | 1995 год | 1996 год продукции | | --------------------------------|----------------|---------------- Алюминий | 95,3 | 95,5 --------------------------------|----------------|---------------- Никель | 56,6 | 56,2 --------------------------------|----------------|---------------- Медь | 65,5 | 67,1 ------------------------------------------------------------------ В общем объеме выполненных капитальных вложений доля стоимости отечественного оборудования по экспертной оценке, сделанной на основании складских остатков, составляет 65-70 процентов. Средний проектный срок окупаемости инвестиций составляет: * по горно-рудным предприятиям - 9 лет; * по предприятиям цветной металлургии - 5 лет. Основные финансово-экономические показатели работы предприятий цветной металлургии (в действующих ценах) --------------------------------------------------------------------- | Единица | 1994 г. | 1995 г. | 1996 г. | измерения | отчет | отчет | оценка -------------------------- | ------------|---------|---------|-------- Объем товарной продукции | трлн.руб. | 23,0 | 60,9 | 63,8 -------------------------- | ------------|---------|---------|-------- Объем прибыли | трлн.руб. | 6,5 | 13,8 | 7,4 -------------------------- | ------------|---------|---------|-------- Убыточные предприятия к | | | | общему числу предприятий | % | 23 | 36 | 65 -------------------------- | ------------|---------|---------|-------- Средняя рентабельность | % | 33,2 | 32,7 | 14,0 -------------------------- | ------------|---------|---------|-------- Задолженность по | | | | заработной плате | млрд.руб. | 128 | 513,5 | 2117*) -------------------------- | ------------|---------|---------|-------- Кредиторская задолженность | | | | - Всего | трлн.руб. | 7,6 | 17,5 | 32,9*) -------------------------- | ------------|---------|---------|-------- Дебиторская задолженность | | | | - Всего | трлн.руб. | 5,2 | 11,0 | 16,8*) -------------------------- | ------------|---------|---------|-------- Среднесписочная | | | | численность | | | | - Всего персонала | тыс.чел. | 611 | 608 | 588 -------------------------- | ------------|---------|---------|-------- промперсонала | -"- | 517 | 549 | 491 ---------------------------------------------------------------------- *) По состоянию на 1 января 1997 года. Степень износа основных фондов (процентов) ------------------------------------------------------------------ Наименование | 1994 год | 1995 год | 1996 год продукции | | | -------------------------------|----------|----------|------------ Алюминий | 49-50 | 50-51 | 52-53 -------------------------------|----------|----------|------------ Титан | 72-73 | 76-77 | 79-80 -------------------------------|----------|----------|------------ Магний | 71-72 | 76-77 | 83-84 ------------------------------------------------------------------ Доля продукции отрасли на внутреннем рынке (процентов) ------------------------------------------------------------------ Наименование продукции | 1994 год | 1995 год | 1996 год ----------------------------------|----------|----------|--------- Алюминий | 98,5 | 94,9 | 97,1 ----------------------------------|----------|----------|--------- Титан губчатый | 100 | 100 | 100 ----------------------------------|----------|----------|--------- Магний | 100 | 100 | 100 ----------------------------------|----------|----------|--------- Медь | 90,7 | 94 | 87,9 ----------------------------------|----------|----------|--------- Никель | 100 | 100 | 100 ----------------------------------|----------|----------|--------- Цинк | 72 | 77 | 81 ----------------------------------|----------|----------|--------- Свинец | 24 | 29 | 27 ------------------------------------------------------------------ Доля продукции отрасли, поставляемая на внешний рынок (процентов) ------------------------------------------------------------------ Наименование продукции | 1994 год | 1995 год | 1996 год ----------------------------------|----------|----------|--------- Алюминий | 80,5 | 80,5 | 88 ----------------------------------|----------|----------|--------- Титан губчатый | 50,5 | 53,1 | 60,6 ----------------------------------|----------|----------|--------- Магний | 62,9 | 64,9 | 56,6 ----------------------------------|----------|----------|--------- Медь | 66 | 70,2 | 72 ----------------------------------|----------|----------|--------- Никель | 78,3 | 79,9 | 79 ----------------------------------|----------|----------|--------- Цинк | 67 | 62 | 58 ----------------------------------|----------|----------|--------- Свинец | 38 | 36 | 44 ------------------------------------------------------------------ 2. Экономические и социальные проблемы отрасли Предприятия цветной металлургии в настоящее время находятся в сложном финансовом положении, что в значительной степени определяется опережающим ростом цен на топливно-энергетические ресурсы и тарифов на железнодорожные перевозки, а также недостатком оборотных средств, усугубляющимся взаимными неплатежами предприятий за отгруженную продукцию. Получаемой прибыли явно недостаточно для финансирования инвестиционных программ, необходимых для поддержания и повышения технического и технологического уровня производства и продукции, а также для содержания социальной сферы, так как значительное количество металлургических предприятий являются градообразующими. В целях сохранения положительных тенденций стабилизации производства необходимо продолжить совершенствование налогово-бюджетной политики, цен и тарифов, подробнее об этом сказано в подразделе 4.3, раздела 4 настоящей Программы. 3. Цели и направления реструктуризации Основной задачей реструктуризации цветной металлургии является снижение себестоимости выпускаемой продукции, обеспечивающей ее конкурентоспособность как на внутреннем, так и на внешнем рынках. В связи с этим крайне необходимо в ближайшее время пересмотреть Федеральную программу технического перевооружения и развития металлургии России. Приоритетными вопросами этой программы в процессе ее переработки должны быть: * определение оптимального уровня мощностей предприятий, необходимых для обеспечения потребности внутреннего рынка и экспорта металлопродукции с выводом излишних и устаревших мощностей; * специализация предприятий цветной металлургии с учетом потребностей регионов в металлопродукции, максимального снижения транспортных расходов как по перевозке сырья, так и готовой продукции исходя из углубленного изучения современных потребностей как на внутреннем, так и на внешнем рынках; * поддержание рудно-сырьевого потенциала отрасли, обеспечивающего максимальную экономическую независимость развития металлургии от внешних поставщиков; * реконструкция предприятий, направленная на снижение издержек производства и повышение ее качественных характеристик; * диверсификация предприятий в направлении сохранения рабочих мест с организацией производства высококачественных товаров народного потребления ( телевизоры, мебель, посуда и столовые приборы и т.д.), строительных материалов из вскрышных пород и отходов производства (кирпич, щебень, мел, цемент и т.д.). 4. Общая хозяйственная стратегия реструктуризации В цветной металлургии крайне остро стоит вопрос привлечения инвестиций. Для обеспечения инвестиционных проектов будет продолжена работа по следующим направлениям: * передача объектов соцкультбыта от предприятий в ведение местных органов власти, что позволит направить на инвестиции освободившиеся средства предприятий; * создание финансово-промышленных групп для решения крупномасштабных задач реструктуризации; * подготовка предложений о запрещении использования амортизационных отчислений на другие нужды, кроме капитального строительства; * привлечение иностранных и отечественных инвесторов под гарантии предприятий, регионов, а также Правительства Российской Федерации; * осуществление реструктуризации товарной продукции предприятий цветной металлургии, перерабатывающих первичные металлы (алюминий, медь, титан, никель, магний и др.), направленной на обепечение внутренних потребностей страны и конкурентоспособности продукции повышенной товарной готовности на внешнем рынке. Технологическое обновление предприятий цветной металлургии в первую очередь должно быть направлено на расширение внедрения ресурсосберегающих технологий, снижение издержек производства и улучшение качества продукции. Основными задачами в области технологического обновления являются: * использование автогенных процессов выплавки меди, свинца и никеля; * внедрение совмещенных процессов выплавки и прокатки сплавов цветных металлов; * установка агрегатов по прямому восстановлению меди и медных сплавов; * реконструкция алюминиевых заводов по электролизу на обожженных электродах. Для удержания внутреннего рынка металлопродукции и экспортных поставок необходимо расширить практику заключения межотраслевых соглашений на взаимовыгодных условиях, в том числе: * внедрить Методические принципы расчета экономически обоснованных тарифов для предприятий алюминиевой промышленности и других категорий потребителей с целью перехода на заключение долгосрочных договоров между энергоемкими предприятиями цветной металлургии (алюминиевая, титано-магниевая, медно-никелевая подотрасли) и производителями электроэнергии (ГЭС, ТЭЦ, АЭС); * внедрить операции по переработке давальческого сырья (импортного и отечественного происхождения) на средне- и долговременной основе между поставщиками сырья и российскими предприятиями - переработчиками. Будет продолжена работа по сертификации продукции цветной металлургии в соответствии с международными стандартами. Удельный вес продукции, получаемой с применением прогрессивной технологии (процентов) ------------------------------------------------------------------ Номенклатура | 2000 год продукции | -------------------------------------------------|---------------- Алюминий | 55-57 -------------------------------------------------|---------------- Никель | 24-25 -------------------------------------------------|---------------- Медь | 64-66 ------------------------------------------------------------------ Уровень использования производственных мощностей (процентов) ------------------------------------------------------------------ Номенклатура | 2000 год продукции | -------------------------------------------------|---------------- Алюминий | 97-98 -------------------------------------------------|---------------- Никель | 62-63 -------------------------------------------------|---------------- Медь | 73-74 ------------------------------------------------------------------ 5. Динамика реструктуризации Численность работников по предприятиям цветной металлургии (в среднегодовом исчислении) (тыс.чел.) ------------------------------------------------------------------ 1997 год | 1998 год | 1999 год | 2000 год ----------------|---------------|----------------|---------------- 588 | 582 | 575 | 569 ------------------------------------------------------------------ Данные о намечаемых капитальных вложениях на предприятиях цветной металлургии за 1997-2000 годы (млрд.рублей, в ценах 1995 года) ------------------------------------------------------------------------- Показатели | 1997 год | 1998 год | 1999 год | 2000 год -----------------------------| -------- | -------- | -------- | --------- Цветная металлургия - всего | 5341,4 | 5724,2 | 6235,9 | 6985,6 -----------------------------| -------- | -------- | -------- | --------- в том числе: | | | | объекты производственного | | | | назначения | 4301,8 | 4632,5 | 5056,9 | 5665,2 -----------------------------| -------- | -------- | -------- | --------- объекты непроизводственного | | | | назначения | 1039,6 | 1091,7 | 1179,0 | 1320,4 -----------------------------| -------- | -------- | -------- | --------- из общего объема за счет: | | | | средств федерального бюджета | 70,0 | 72,6 | 77,3 | 84,5 -----------------------------| -------- | -------- | -------- | --------- собственных средств | | | | предприятий | 3510,5 | 3671,8 | 3930,2 | 4376,7 -----------------------------| -------- | -------- | -------- | --------- продажи государственной | | | | доли акций на конкурсах | 1,05 | 0,7 | 0,2 | - -----------------------------| -------- | -------- | -------- | --------- долгосрочных коммерческих | | | | кредитов (включая под | | | | гос.гарантии по бюджету | | | | развития) | 875,0 | 1050,0 | 1225,0 | 1400,0 -----------------------------| -------- | -------- | -------- | --------- иностранных инвестиций | | | | (млн.долларов США) | 191,9 | 201,5 | 217,6 | 243,7 -----------------------------| -------- | -------- | -------- | --------- иностранных инвестиций | | | | (млрд.руб.)*) | 884,8 | 921,1 | 1003,5 | 1123,9 ------------------------------------------------------------------------- *) Средневзвешенный курс, руб/USD за 1995 г. = 4985. По экспертным оценкам средний проектный срок окупаемости инвестиций за счет поэтапного ввода мощностей, передачи объектов социальной сферы местным органам власти и исключения затрат на их строительство и содержание инфраструктуры в 1997- 2000 годах составит: * по горнорудным предприятиям - 6-8 лет; * по предприятиям цветной металлургии - 4-5 лет. Объем экспорта продукции цветной металлургии (без золота, алмазов, платиноидов и редкоземельных металлов) прогнозируется в размере: * 5,85 млрд. долларов США - в 1997 году; * 5,5 млрд. долларов США - в 1998 году; * 5,2 млрд. долларов США - в 1999 году; * 4,9 млрд. долларов США - в 2000 году. В 1997 году ожидается рост экспорта алюминия, меди, никеля на 1-3 процента. Объемы продукции предприятий цветной металлургии в процессе реструктуризации составят: (трлн. рублей, в ценах 1995 г.) ------------------------------------------------------------------ 1997 год | 1998 год | 1999 год | 2000 год -------------------|--------------|--------------|---------------- 60,9 | 61,8 | 63 | 64,3 ------------------------------------------------------------------ Ожидаемая доля отечественного рынка, занятая продукцией отрасли (процентов) ------------------------------------------------------------------ Наименование продукции | 1997 год | 1998 год | 1999 год | 2000 год ------------------------| ---------|----------|----------|--------- Алюминий | 98,8 | 100 | 100 | 100 ------------------------| ---------|----------|----------|--------- Титан губчатый | 100 | 100 | 100 | 100 ------------------------| ---------|----------|----------|--------- Магний | 100 | 100 | 100 | 100 ------------------------| ---------|----------|----------|--------- Медь | 88,6 | 89,2 | 87,2 | 85,4 ------------------------| ---------|----------|----------|--------- Никель | 100 | 100 | 100 | 100 ------------------------| ---------|----------|----------|--------- Цинк | 63 | 64 | 65 | 65 ------------------------| ---------|----------|----------|--------- Свинец | 24 | 24 | 24 | 24 ------------------------------------------------------------------ 6. Институциональные изменения в хозяйственных структурах подотраслей В области приоритетных форм хозяйственных структур отрасли следует отметить, что в 1995 году в цветной металлургии практически завершено преобразование государственных промышленных предприятий в акционерные общества. В государственной собственности остаются в основном организации непроизводственного характера деятельности. По всем остальным предприятиям утвержденные Госкомимуществом России и его территориальными органами планы приватизации предусматривают реализацию на аукционах и конкурсах всего пакета акций. На сегодня на чековых и денежных аукционах реализованы от 29 до 40 процентов акций. Остались в распоряжении Российского Фонда федерального имущества и его территориальных органов лишь пакеты акций, предусмотренные для продажи на инвестиционных конкурсах. Следует отметить, что при исключении изменений внутриполитической ситуации, мировой экономической конъюнктуры, а также сохранении существующих тенденций развития экономики страны в цветной металлургии: * произойдут структурные изменения, направленные на вывод из эксплуатации нерентабельных горнорудных предприятий, а также вывод неэффективных производственных мощностей; * будут созданы и получат развитие финансово-промышленные группы, деятельность которых будет направлена на обеспечение потребности металлургии в инвестициях, а также объединяющие предприятия, связанные технологическими процессами и заинтересованные в развитии определенных видов металлопродукции; возрастет удельный вес экономически эффективных технологических процессов; * будут продолжать пользоваться спросом на внешнем рынке такие виды продукции цветной металлургии, как алюминий, никель, медная и алюминиевая фольга, медь, металлы редкоземельной и платиновой групп; * удельный вес металлургической продукции, получаемой с применением современных технологических процессов к 2000 году должен составить около 60 процентов. |