ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ" (ЧАСТЬ 12). Постановление. Правительство РФ. 31.03.97 360

     ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ"
                               (ЧАСТЬ 12)

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                          ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ
     
                           31 марта 1997 г.
                                N 360
     
                                 (Д)

     3. Цели и направления реструктуризации.
     
     Программа реструктуризации легкой промышленности ориентирована на
достижение к 2000 году следующих целей:
     * в интересах экономической безопасности страны обеспечить выпуск
отечественных изделий в объемах, позволяющих удовлетворять минимальные
потребности населения,  народного хозяйства и  обороны  независимо  от
складывающихся   обстоятельств,   уйти   от   критической  зависимости
экономики от импорта одежды и обуви;
     * укрепить   положение   отечественных   товаропроизводителей  на
внутреннем рынке и довести долю потребления отечественных  товаров  до
55-60 процентов;
     * обеспечить сохранение и развитие уникальных производств  России
-    павлово-посадских   шалей,   продукции   вологодских   кружевниц,
строчевышитых   изделий   народных   промыслов   "Рязанские    узоры",
"Крестецкая строчка", "Торжокские золотошвеи" и целого ряда других;
     * не допустить обвального сокращения рабочих мест, прежде всего в
градообразующих предприятиях,  и в регионах сосредоточения предприятий
легкой промышленности - Ивановской,  Владимирской, Московской и других
областях.
     Успешная реализация  указанных   целей   связана   с   улучшением
общеэкономических условий.
     В первую очередь это  -  совершенствование  налоговой  системы  и
снижение    налогового    бремени;    обеспечение    доступности   для
товаропроизводителей кредитных ресурсов;  решение проблемы неплатежей,
реструктурирования долга.
     
     4. Общая хозяйственная стратегия реструктуризации
     
     Основным направлением      структурной     перестройки     легкой
промышленности  до  2000  года  станет  опережающее  развитие  выпуска
продукции  готовых изделий - швейных,  трикотажных,  чулочно-носочных,
меховых,  обуви и других.  На первом этапе наиболее реально увеличение
выпуска товаров для детей, пожилых людей, спецодежды, форменной одежды
для силовых структур.
     Другим важным   направлением   станет   расширение  использования
льняного потенциала страны,  развитие  процессов  переработки  льна  в
конкурентоспособную    продукцию,   применение   принципиально   новой
технологии котонизации льна,  позволяющей обеспечить замену импортного
хлопка при производстве хлопчатобумажных изделий.
     Изменения ассортимента  в  льняной  промышленности  должны   быть
направлены также на увеличение выпуска льняных и льносодержащих тканей
для     населения     за     счет     уменьшения      доли      тканей
производственно-технического  назначения.  Расширение  производства  и
переработки льна будет  обеспечиваться  усилиями  регионов  на  основе
реализации  федеральной целевой программы "Развитие льняного комплекса
России на 1996-2000 годы" и соответствующих региональных программ.
     В связи с полной зависимостью от импорта сырья будет осуществлено
реструктурирование хлопчатобумажной промышленности.  Не менее половины
мощностей   по  производству  хлопчатобумажных  тканей  предполагается
перепрофилировать на выпуск трикотажных и  швейных  изделий,  а  также
пользующейся спросом продукции других отраслей.
     Возрастет потребление    химического    сырья    в    текстильной
промышленности.
     При переработке  отечественной   шерсти   приоритетное   развитие
получит   производство   трикотажных  и  ковровых  изделий.  Повышение
качества  шерстяной  продукции  будет  обеспечиваться  сотрудничеством
организаций  текстильной  промышленности и агропромышленного комплекса
на взаимовыгодной основе.
     Важным направлением структурной перестройки легкой промышленности
станет также углубление переработки кожевенного и  мехового  сырья.  В
настоящее  время  на  отечественных  кожевенных и меховых предприятиях
перерабатывается лишь третья часть  произведенного  кожевенно-мехового
сырья, что ведет к снижению занятости и потерям валютных средств.
     Обувная промышленность  в  среднесрочном  периоде  будет   не   в
состоянии  потреблять  весь объем отечественного кожевенного сырья.  В
связи с этим намечается развивать новое для нашей страны направление -
производство одежды из натуральной кожи,  значительно расширить выпуск
кожгалантерейных товаров,  использовать натуральные кожи в мебельной и
автомобильной промышленности, а также экспортировать готовую кожу.
     В целях вытеснения зарубежных конкурентов с внутреннего рынка  во
всех  подотраслях легкой промышленности будет осуществлен комплекс мер
по повышению качества и конкурентоспособности продукции.
     В условиях    крайне    ограниченных    финансовых   возможностей
предприятий и государства  стратегия  обновления  основных  фондов  на
ближайшую     перспективу     будет     ориентирована    на    закупку
высокоэффективного оборудования отдельными агрегатами для формирования
производственных  линий,  цепочек  и  комплексов  с  учетом имеющегося
оборудования, разработку и внедрение мер, стимулирующих вывод, обмен и
продажу  неиспользуемого  оборудования,  а также избыточных мощностей,
развитие лизинговой деятельности.
     
     5. Динамика реструктуризации легкой промышленности
     
     С учетом указанных целей и  складывающихся  условий  общий  объем
производства товаров легкой промышленности намечается увеличить к 2000
году  по  сравнению  с  1995  годом  в  1,5  раза.  При  этом   выпуск
хлопчатобумажных  тканей  возрастет  по сравнению с 1995 годом на 60%,
трикотажных изделий - на 15%, обуви - на 45 процентов.
     Доля товаров  легкой  промышленности  в общем объеме производства
потребительских товаров возрастет в 2000  году  по  сравнению  с  1995
годом  почти  в 2 раза - с 6,5%  до 10 процентов.  В значительной мере
будет    обеспечен    возврат     утерянных     позиций     российских
товаропроизводителей   на   внутреннем   рынке,   доля   отечественных
трикотажных изделий и обуви в общем  объеме  потребления  возрастет  с
12-13% до 50 процентов.
     До 2000 года по технологии  котонизации  намечается  переработать
около  200  тыс.  тонн  короткого  льноволокна.  С  учетом этого объем
выпуска льносодержащих тканей будет доведен  до  550  млн.кв.метров  и
возрастет   к  1995  году  более  чем  в  6  раз.  Максимальный  объем
переработки хлопка в перспективе может  составить  350-400  тыс.  тонн
вместо 1,3 млн.  тонн в 1990 году, что позволит в значительной степени
уменьшить импортную  зависимость  отрасли  от  поставщиков  хлопкового
сырья.
     Для обеспечения выпуска конкурентоспособной продукции и  развития
приоритетных  направлений ежегодный объем инвестиций в отрасли за счет
привлечения различных источников финансирования должен быть доведен  к
2000  году  (в  сопоставимых  ценах)  до  3,6  трлн.рублей  против 140
млрд.рублей в 1996 году.
     
     6. Институциональные изменения в легкой промышленности
     
     Для преодоления    сложившейся    экономической     разобщенности
предприятий   в   производстве   и   реализации  продукции,  повышения
конкурентоспособности  товаров   отечественного   производства   будет
активизирована  работа  по  объединению  предприятий  с использованием
различных  организационных  форм  -   ФПГ,   корпораций,   ассоциаций,
консорциумов   и   т.д.,  способных  взять  на  себя  решение  проблем
научно-технического прогресса,  изучения и формирования  рынков  сбыта
товаров,  эффективного  управления  ценами,  финансами и инвестициями,
развития малого бизнеса.
     Одновременно ускорится  формирование  малых и средних предприятий
как за счет реструктуризации существующих предприятий,  так и за  счет
создания новых.
     Малые и средние  предприятия  отрасли  будут  ориентироваться  на
интенсивное  использование имеющегося оборудования в процессе создания
небольших партий товаров. Одновременно решается задача трудоустройства
населения, смягчается социальная напряженность.
     Взаимодействуя с  крупными   предприятиями,   малые   и   средние
предприятия   закрывают   рыночные   ниши,   не   требующие  массового
производства. Они   активно   участвуют  в  организации  маркетинговых
экспериментов, получая поддержку крупных партнеров, заинтересованных в
результатах их рыночной деятельности.
     Получит развитие   маркетинговая  стратегия  при  формировании  и
укреплении соответствующих служб на предприятиях и в регионах.
     Намечается интегрировать   в   единую   систему,   обеспечивающую
эффективное  наполнение  рынка  товарами и устойчивую связь торговли и
отечественных товаропроизводителей,  различные  организационные  формы
оптовой торговли.
     На основе опыта информационного обслуживания будет  формироваться
единая информационная система в масштабе Российской Федерации.
     Дальнейшие институциональные  преобразования  будут направлены на
создание условий для привлечения сторонних инвесторов.
     Этому будут способствовать:
     * активизация инвестиционной  деятельности  предприятий  за  счет
совершенствования    системы    расчетов    между    предприятиями   и
организациями;
     * создание   налогового   режима,  стимулирующего  инвестиционную
деятельность, повышение роли амортизации как источника инвестиций;
     * предоставление  государством  гарантий  на конкурсной основе на
возврат части заемных средств коммерческих банков;
     * привлечение сторонних отечественных и зарубежных инвесторов для
финансирования   инвестиционных   проектов,   эффективность    которых
гарантирует возврат заемных средств;
     * развитие системы паевых инвестиционных фондов и  привлечение  в
инвестиционную сферу сбережений населения.
     
     
                                                       Таблица 1
     
         Объемы производства продукции легкой промышленности
                     в процессе реструктуризации
     
----------------------------------------------------------------------------------------------------
                 |  Ед.      | 1995 г. | 1996 г. |                Прогноз                | 2000 г. к
                 | измерения | отчет   | отчет   |---------------------------------------| 1995 г.
                 |           |         |         | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | в %
-----------------| --------- | ------- | ------- | ------- | ------- | ------- | ------- |---------
Ткани            |           |         |         |         |         |         |         |
хлопчатобумажные | млн.кв.м  |   1240  |   1005  |   850   |  1250   |  1600   |  2100   |   169
                 |           |         |         |         |         |         |         |
Ткани шерстяные  |   - " -   |     72  |     50  |    34   |    55   |    70   |    90   |   125
                 |           |         |         |         |         |         |         |
Ткани шелковые   |   - " -   |    198  |    136  |    80   |   150   |   195   |   260   |   131
                 |           |         |         |         |         |         |         |
Ткани льняные и  |           |         |         |         |         |         |         |
пенько-джутовые  |   - " -   |    133  |    112  |   120   |   155   |   195   |   250   |   188
                 |           |         |         |         |         |         |         |
Чулочно-носочные |           |         |         |         |         |         |         |
 изделия         | млн.пар   |    288  |    208  |   256   |   268   |   295   |   336   |   117
                 |           |         |         |         |         |         |         |
Трикотажные      |           |         |         |         |         |         |         |
изделия          | млн.шт.   |    108  |   59,1  |    75   |    85   |    98   |   124   |   115
                 |           |         |         |         |         |         |         |
Обувь            | млн.пар   |   51,6  |   35,5  |    38   |    48   |    60   |    75   |   145
                 |           |         |         |         |         |         |         |
Темпы            |           |         |         |         |         |         |         |
производства     |           |         |         |         |         |         |         |
продукции легкой |           |         |         |         |         |         |         |
промышленности   |   %       |     69  |     72  |    95   |   120   |   122   |   126   |   152
--------------------------------------------------------------------------------------
     
     
                                                         Таблица 2
     
                 Ожидаемая доля отечественного рынка,
               которая будет занята продукцией отрасли
     
--------------------------------------------------------------------------------------------------
                   |   Ед. | 1995 г. | 1996 г. |               Прогноз                 | 2000 г. к
                   |  изм. | отчет   | оценка  | ------------------------------------- | 1995 г.
                   |       |         |         | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | в %
-------------------| ------| ------- | ------- | ------- | ------- | ------- | ------- | ----------
Ткани              |       |         |         |         |         |         |         |
хлопчатобумажные   |  %    |  78     |  71     |  75     |  79     |  83     |  87     |   112
                   |       |         |         |         |         |         |         |
Ткани шерстяные    | - " - |  92     |  89     |  88     |  90     |  91     |  92     |   100
                   |       |         |         |         |         |         |         |
Ткани шелковые     | - " - |  59     |  33     |  20     |  30     |  50     |  70     |   119
                   |       |         |         |         |         |         |         |
Ткани льняные и    |       |         |         |         |         |         |         |
пенько-джутовые    | - " - |  98     |  98     |  98     |  98     |  98     |  98     |   100
                   |       |         |         |         |         |         |         |
Обувь              | - " - |  19     |  13     |  15     |  22     |  36     |  50     |   263
Трикотажные        |       |         |         |         |         |         |         |
изделия            | - " - |  23     |  12     |  22     |  31     |  40     |  50     |   217
                   |       |         |         |         |         |         |         |
Чулочно-носочные   |       |         |         |         |         |         |         |
 изделия           | - " - |  46     |  36     |  40     |  45     |  49     |  53,5   |   116
--------------------------------------------------------------------------------------------------
     
     
                                                         Таблица 3
     
            Ожидаемый объем экспорта продукции отрасли
     
                                                (млн.долларов США)
-------------------------------------------------------------------------------
                   | 1995 г | 1996 г | 1997 г  | 1998 г  | 1999 г  | 2000 г  | 2000 г
                   | отчет  | оценка | прогноз | прогноз | прогноз | прогноз | к 1995 г
                   |        |        |         |         |         |         |   в %
-------------------| -------| -------| ------- | ------- | ------- | ------- | -------
Ткани              |        |        |         |         |         |         |
хлопчатобумажные   |   250  |   250  |    250  |  262,5  |    270  |  277,5  |
                   |        |        |         |         |         |         |   111
Ткани шерстяные    |  22,8  |  18,9  |   18,9  |   18,9  |   21,3  |   23,7  |
                   |        |        |         |         |         |         |
Ткани шелковые     |    52  |    52  |     52  |   52,9  |   53,9  |     56  |   106
                   |        |        |         |         |         |         |
Ткани льняные и    |        |        |         |         |         |         |
пенько-джутовые    |  16,6  |  15,8  |   15,8  |   32,4  |   64,9  |  108,1  |   108
                   |        |        |         |         |         |         |
Обувь              |  64,2  |  56,2  |   60,3  |   73,6  |     85  |    100  |
                   |        |        |         |         |         |         |
Трикотажные        |        |        |         |         |         |         |
изделия            |    36  |    38  |   41,5  |     46  |     50  |     54  |  в 6,8
------------------------------------------------------------------------------  раза
                                                                              -
     
     
                      АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС
     
     Целью программы   реструктуризации   агропромышленного  комплекса
являются  обеспечение  вывода   аграрной   экономики   из   кризисного
состояния,   возобновление   роста  производства  сельскохозяйственной
продукции  и  продовольствия,  повышение  экономической  эффективности
агропромышленного производства, социальное обновление села.
     Предусмотренные в  ней  меры   направлены,   прежде   всего,   на
завершение     институциональных     и    земельных    преобразований,
восстановление и развитие  производственного  потенциала,  активизацию
инвестиционной  деятельности,  совершенствование  финансово-кредитного
механизма и  улучшение  условий  для  адаптации  аграрного  сектора  в
рыночной экономике.
     Приоритетными направлениями в реструктуризации  агропромышленного
комплекса будут совершенствование его структуры, в том числе повышение
роли и удельного веса  пищевой  промышленности.  Решение  этой  задачи
предполагается  осуществить на основе модернизации предприятий пищевой
промышленности,  повышения глубины  переработки  сельскохозяйственного
сырья.
     Важное значение  будут   иметь   отработка   более   совершенного
экономического  механизма  взаимоотношений входящих в агропромышленный
комплекс отраслей,  развитие кооперативных  начал  и  агропромышленной
интеграции.
     Более активно будут осуществляться меры по  созданию  рыночной  и
социальной  инфраструктуры  и оздоровлению демографической ситуации на
селе.
     
     
                          СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
     
     1. Состояние отрасли
     
     В ходе  институциональных  и  земельных преобразований в сельском
хозяйстве  созданы  основы  многоукладной  экономики.  При  этом  доля
государственного    сектора    составляет    менее    12    процентов.
Сельскохозяйственным   производством   занимаются   около   27    тыс.
сельскохозяйственных  предприятий,  из которых две трети - предприятия
новых  организационных  форм  (товарищества,   акционерные   общества,
кооперативы  и  др.),  278,6 тыс.  крестьянских (фермерских) хозяйств,
16,3 млн.  хозяйств  населения,  15  млн.  коллективных  садов  и  7,4
млн.коллективных    огородов.    Среднегодовая   численность   занятых
работников в 1996 году составила 9,5 млн.человек.
     Существенным структурным   сдвигом   в  аграрной  сфере  является
возросшее значение индивидуальных хозяйств,  в  которых  в  1996  году
произведено  55%  валовой  продукции сельского хозяйства,  в том числе
продукции растениеводства  -  59  процентов.  При  этом  удельный  вес
фермеров  в  производстве  продукции  индивидуальных  хозяйств  -  4,4
процента.  За последние 6 лет в индивидуальных хозяйствах  увеличилось
производство   продукции,   что  в  некоторой  степени  компенсировало
сокращение производства в коллективном секторе.
     В коллективных  хозяйствах и хозяйствах населения 59 %  продукции
приходится на долю  растениеводства,  в  фермерских  хозяйствах  -  67
процентов.
     В 1996  году  доля  сельского  хозяйства  в  валовом   внутреннем
продукте  составила  6,6%,  в  численности  занятых - 14%,  в основных
фондах - 13,6%, капитальных вложениях - 3,6 %.
     За последние  годы произошли принципиальные структурные изменения
в реализации продукции,  и сельхозпредприятия  самостоятельно  находят
каналы  ее  реализации.  За заготовительными организациями сохраняется
монополия при закупке льноволокна и в значительных размерах - молочной
продукции и яиц.
     В составе    всех    основных    фондов    сельского    хозяйства
производственные   основные   фонды   составляют   82%,   из   них   в
растениеводстве  -  33%,  в  животноводстве   -   40%.   В   структуре
производственных  основных  фондов сельскохозяйственного назначения на
долю машин и оборудования приходится 16 процентов.
     Уровень комплексной    механизации    в    наиболее   сложных   с
технологической   точки   зрения   подотраслях   сельскохозяйственного
производства   не   превышает:  в  картофелеводстве  -  50  процентов,
овощеводстве - 28 процентов,  на фермах крупного рогатого скота  -  68
процентов.
     Оснащенность хозяйств техникой в настоящее время составляет 50-60
%,   что   приводит   к   нарушению   технологий  возделывания  многих
сельскохозяйственных культур и сроков проведения полевых работ.
     
     2. Экономические и социальные проблемы сельского хозяйства
     
     За последние годы резко сократилась инвестиционная деятельность в
сельском  хозяйстве.  В 1996 году объем инвестиций на производственное
строительство сократился против 1990 года в 25 раз.
     С учетом   выделенных  дотаций  и  компенсаций  в  1996  году  по
предварительным  данным,   убыточными   были   75%   предприятий.   По
сельскохозяйственным предприятиям убытки составили 15,9 трлн.рублей.
     О нестабильности  финансового   положения   сельского   хозяйства
свидетельствует   рост   дебиторской   и   кредиторской  задолженности
предприятий.
     Наряду с   объективными  факторами,  влияющими  на  экономическое
положение  товаропроизводителей   аграрного   сектора,   имеет   место
недостаточное использование преимуществ рыночной экономики, ослабление
внимания к бережному  и  рациональному  использованию  материальных  и
финансовых ресурсов.
     Серьезное значение  имеет  незавершенность  институциональных   и
земельных  преобразований.  Учредители новых хозяйственных структур не
стали реальными собственниками, слабой остается мотивация их труда.
     Сельское хозяйство  страны  пока  не может обеспечить потребление
продуктов питания на  душу  населения  по  рекомендуемым  рациональным
нормам как по общей энергетической ценности, так и по рациону.
     Сложившееся в  настоящее   время   на   продовольственном   рынке
относительное   равновесие   спроса   и   предложения  при  сокращении
собственного производства поддерживается импортом  продуктов  питания.
Доля  импорта  в  формировании  валовых  ресурсов  основных  продуктов
питания составила в 1996 году по мясу и мясопродуктам  25%,  молоку  и
молокопродуктам  -  11%,  маслу растительному - 28%,  сахару - 47%.  В
товарных ресурсах продовольственных товаров доля импорта  достигла  50
процентов.
     Значительные трудности испытывает село в социальном и  инженерном
обустройстве территорий.
     
     3. Цели и направления реструктуризации
     
     Основной целью   реструктуризации  сельского  хозяйства  являются
вывод  отрасли  из  кризисного   состояния   и   возобновление   роста
производства продукции, повышение эффективности всех его подотраслей.
     Основные направления решения этой задачи на среднесрочный период:
     * завершение     реальных     институциональных    и    земельных
преобразований;
     * сохранение  и  наращивание  производственного  потенциала,  и в
первую  очередь  повышение  плодородия  земли,  укрепление  племенного
животноводства, совершенствование системы семеноводства;
     * внедрение достижений научно-технического прогресса;
     * формирование   эффективного  финансово-кредитного  механизма  и
совершенствования государственной поддержки товаропроизводителей;
     * улучшение   экономических  условий  функционирования  сельского
хозяйства и развития предпринимательства;
     * совершенствование    отраслевой    структуры   и   региональной
специализации;
     * развитие   социальной   инфраструктуры,  улучшение  социального
положения сельских жителей.
     
     4. Общая хозяйственная стратегия реструктуризации
     
     В комплексе  мер  по  реструктуризации  аграрного  сектора  особо
важное значение имеет развитие земельных отношений. В этих целях будет
продолжена работа по:
     * завершению выдачи собственникам земельных долей и имущественных
паев   сельскохозяйственных   организаций   свидетельств   на    право
собственности, заключению договоров пользователей земельных участков с
собственниками земельных долей;
     * проведению   поэтапного  формирования  системы  государственной
регистрации  прав  на   земельные   участки   и   иную   недвижимость,
совершенствованию  и  развитию  системы  показателей  по  оценке земли
(земельный кадастр);
     * созданию  под контролем государства механизма рыночного оборота
сельскохозяйственных земель с обеспечением их целевого использования;
     * расширению   аренды  земли  и  совершенствованию  механизма  ее
правового регулирования;
     * созданию  эффективного  ипотечного  механизма для долгосрочного
негосударственного инвестиционного кредита сельскому хозяйству.
     Все это    позволит   обеспечить   рациональное   и   эффективное
использование  земель,  формирование  устойчивого  землепользования  и
землевладения    физических   и   юридических   лиц,   поддержание   и
восстановление плодородия почвы.
     Трансформация производственной  структуры  сельского  хозяйства в
период до 2000 года будет осуществляться в следующих  направлениях:
     * обеспечение  приоритетности  зернового  производства  на основе
развития специализированных зон выращивания твердых и сильных  пшениц,
расширения   зон   возделывания   кукурузы   по  зерновой  технологии,
увеличения производства зернобобовых культур. К 2000 году производство
зерна достигнет 90-95 млн.тонн;
     * создание интенсивного производства сахарной  свеклы,  масличных
культур,  совершенствование  видовой  и  сортовой  структуры  кормовых
культур;
     * увеличение   производства  полноценных  кормов,  комбикормов  и
премиксов;
     * интенсификация производства льна-долгунца как одного из главных
направлений обеспечения сырьем легкой промышленности;
     * совершенствование    племенной    работы    путем   активизации
деятельности специализированных хозяйств;
     * реконструкция  промышленных  комплексов  по  производству мяса,
молока, яиц;
     * рост  производства  продукции  в  крестьянских  (фермерских)  и
личных подсобных хозяйствах.
     Экономическая и   финансовая  стабилизация  сельскохозяйственного
производства будет  обеспечена  на  основе  государственной  поддержки
доходов  товаропроизводителей,  повышения спроса на продукцию отрасли,
установления паритетных экономических отношений  с  другими  отраслями
экономики.
     Поддержка аграрного   сектора   на   федеральном   уровне   будет
дифференцироваться  по продуктам и регионам.  Для сельскохозяйственных
продуктов,  конкурентоспособных   на   международных   рынках,   будут
создаваться  условия,  стимулирующие  экспорт.  В регионах массового и
эффективного сельскохозяйственного производства меры  поддержки  будут
направлены,  прежде  всего,  на повышение эффективности производства и
расширение  сбыта  продукции.  В  регионах   депрессивного   сельского
хозяйства    намечается   переориентировать   субсидии   на   создание
дополнительных источников доходов для сельского населения.
     Государственная поддержка    будет   проводиться   по   следующим
направлениям:
     * предоставление  средств  на  бесплатной безвозвратной основе на
развитие    сельскохозяйственной    науки,    поддержку     племенного
животноводства  и  элитного семеноводства,  возмещение части затрат на
сельскохозяйственное страхование.  Будет также поддерживаться развитие
инженерной  инфраструктуры  села,  в первую очередь,  его газификации,
электрификации и строительства дорог;
     * предоставление  средств  на  возвратной  основе - на реализацию
федеральных целевых программ в  области  агропромышленного  комплекса,
структурной    перестройки,    проведение   санации   агропромышленных
организаций-банкротов,  поддержку кредитных и страховых кооперативов и
стартовую  поддержку  крестьянских  (фермерских) хозяйств,  на закупки
сельскохозяйственной продукции,  сырья и продовольствия в  федеральный
продовольственный  фонд,  создание  страхового  фонда семян,  кормов и
запасных  частей,  на  возмещение  их  сезонного   недостатка   и   на
инвестиции.
     При этом   кредитование   сезонных    затрат    и    запасов    в
агропромышленном комплексе будет осуществляться обслуживающими банками
в основном за счет их ресурсов под гарантии государства.
     В развитии  сельскохозяйственного  кредита  особая роль отводится
кредитным кооперативным товариществам, которые намечается исключить из
общего  банковского законодательного регулирования в части минимальных
размеров уставного  капитала,  резервного  фонда  и  некоторых  других
положений.
     Они станут  источником  первоначального  капитала   для   мелкого
бизнеса  на  селе,  который  призван решить проблемы создания сельской
инфраструктуры и использования избыточной рабочей силы непосредственно
в сельском хозяйстве.
     Большое значение в дальнейшем  будут  иметь  залоговые  операции,
различные   формы   торговых   (товарных   или   денежных)   кредитов,
предоставляемых аграрному сектору  предприятиями-поставщиками  средств
производства, предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности,
а также в форме лизинга сельскохозяйственной техники и оборудования.
     За период  реструктуризации сельского хозяйства предусматривается
осуществить меры по повышению плодородия  почв.  В  этих  целях  будет
существенно увеличено применение минеральных и органических удобрений,
постепенно восстанавливаться система их применения, а также реализован
комплекс   мер,   предусмотренных  федеральной  целевой  программой  "
Повышение плодородия почв".
     Важное значение    будет   придаваться   развитию   промышленного
семеноводства,  внедрению  высокопродуктивных   сортов   и   гибридов,
устойчивых к экстремальным факторам среды.
     В животноводстве     особое     внимание     будет      уделяться
совершенствованию     селекционно-племенной     работе,     увеличению
региональных и межрегиональных продаж племенных животных и птицы.
     Обновление и пополнение машинно-тракторного парка в решающей мере
будет осуществляться на основе совершенствования лизинговых операций.
     Механизм лизинговых отношений, предусматривающий отбор лизинговых
посредников на конкурсной основе,  в первую очередь будет направлен на
устранение  монополизма  поставщиков.  Для  этого  намечается создание
широкой сети региональных компаний  с  участием  коммерческих  банков,
организаций      агропромышленного     комплекса     и     предприятий
сельскохозяйственного машиностроения.
     Устойчивое производство  сельскохозяйственной  продукции на этапе
реструктуризации  сельского  хозяйства  будет   обеспечено   за   счет
внедрения  прогрессивных  технологий,  перехода  на  качественно новый
уровень производства,  основанный на более  эффективном  использовании
трудовых, материальных и энергетических ресурсов.
     Применение новых технологий в  сельскохозяйственном  производстве
будет  сконцентрировано  на  внедрении  минимальной  обработки  почвы,
совмещении  технологических  операций  за  один  проход   посевных   и
уборочных   агрегатов,   создании   и  освоении  систем  промышленного
семеноводства,   механизированных    комплексов    по    производству,
переработке и хранении продовольственного зерна,  кормов, других видов
сельскохозяйственной продукции,  использовании высокоэффективных пород
скота и птицы, применении возобновляемых источников энергии.
     Экономический рост   агропромышленного   производства    позволит
продвинуться  в  решении  социальных проблем развития села,  улучшении
демографической   ситуации   в   сельской   местности.   Этому   будут
способствовать  меры  по  развитию  инженерного  обустройства сельской
местности, созданию малых предприятий различных отраслей материального
производства  и сферы услуг,  созданию новых рабочих мест (возрождение
традиционных  ремесел  и  промыслов),  в  особенности  в  депрессивных
сельскохозяйственных районах.
     Необходимо полностью       освободить        сельскохозяйственных
товаропроизводителей от расходов, связанных с содержанием инженерной и
социальной инфраструктуры села. Важнейшим источником получения средств
для  ее  содержания  может быть земельный налог,  который должен стать
местным  налогом  (что  не  исключает   возможность   его   частичного
аккумулирования на федеральном уровне).
     
     5. Динамика реструктуризации
     
     Реализация мер,   предусмотренных   программой   реструктуризации
сельского   хозяйства,   позволит   возобновить   рост    производства
сельскохозяйственной  продукции  и  довести  к  2000 году валовой сбор
зерна до 95 млн.тонн,  сахарной свеклы - до 27 млн.тонн, подсолнечника
-  до  3,5  млн.тонн,  скота и птицы - до 10,8 млн.тонн в живой массе,
молока -до 44,6 млн.тонн, яиц - до 38 млрд.штук.
     Одновременно предусматривается  создание рыночной системы сбыта и
реализации продукции.
     При этом   определение  государственных  подрядчиков  на  закупку
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в федеральный и
региональные  фонды  будет  осуществляться  исключительно по конкурсу.
Кроме того,  будут максимально использованы  биржи,  оптовые  рынки  и
ярмарки.   Формирование  рынка  сельскохозяйственной  продукции  будет
основано на свободном движении товаров по территории  страны.  В  этих
целях   предусматривается   применение  системы  санкций  к  регионам,
вводящим экономические и административные барьеры для  межрегиональной
торговли сельскохозяйственной продукции.
     Осуществление мер по стимулированию  новых  технологий,  развитию
импортозамещающего  производства,  повышению  конкурентоспособности на
рынках сельскохозяйственной  продукции  позволит  добиться  сокращения
зависимости   от   импортных   поставок   готовых  продуктов  питания,
совершенствовать механизм  защиты  отечественных   производителей   от
экспансии импортной продукции, аналоги которой производятся в России.
     
     6. Институциональные преобразования
     
     Продолжится формирование    многоукладной   структуры   аграрного
сектора,      преимущественное      развитие      получат      частные
сельскохозяйственные   предприятия,   базирующиеся   на  кооперативных
принципах организации.
     Будет завершено     приведение    организационно-правовых    форм
сельскохозяйственных организаций в соответствие с Гражданским кодексом
Российской  Федерации,  продолжатся процессы их глубокой реорганизации
на  основе  проверенных  практикой  моделей  и  свободы  выбора   форм
хозяйствования.   Будет   отработана   процедура   проведения  санации
несостоятельных   сельскохозяйственных   предприятий,   активизирована
работа  по  обобщению  и  распространению  опыта эффективно работающих
сельскохозяйственных предприятий.
     Дальнейшее развитие  получат крестьянские (фермерские) хозяйства.
Одним из приоритетных направлений аграрной  политики  будет  поддержка
личных подсобных,  садоводческих и огородных хозяйств.  Структуризация
сельскохозяйственного   производства    обуславливает    необходимость
ускорения   кооперирования   частных   товаропроизводителей   в  сфере
производства,  переработки и сбыта продукции,  агросервиса,  взаимного
кредитования    в    соответствии    с   Федеральным   законом   "   О
сельскохозяйственной кооперации".
     Будет осуществляться  агропромышленная  интеграция в различных ее
формах:  финансово-промышленные группы, концерны, агрокомбинаты и иные
формирования   по   производству,  переработке,  хранению  и  торговле
сельскохозяйственной продукцией и продовольствием.
     
     
                        ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
     
     1. Состояние  отрасли
     
     В пищевой промышленности в настоящее время насчитывается более 30
подотраслей,  объединяющих около 15 тыс.  предприятий.  По сравнению с
1990  годом  их  количество  увеличилось  в  2,2  раза,  что связано в
основном с дроблением крупных специализированных предприятий на  более
мелкие акционерные общества,  а также с созданием большого числа новых
предприятий.
     В пищевой  промышленности  преобладающими  формами  собственности
являются   смешанная   и   частная,   на   долю   которых   приходится
соответственно 50,4% и 34,6% производимой продукции.
     В целом  за  годы  реформ  ситуация  в   пищевой   промышленности
характеризуется  спадом  производства всех основных продуктов питания,
значительным  сокращением   ассортимента   вырабатываемой   продукции,
кризисным   состоянием  большинства  предприятий,  старением  основных
производственных фондов, особенно их активной части.
     С 1990  по  1995  годы объемы производства пищевой промышленности
снизились на 51,2 процента,  а в 1996 году по сравнению с 1995 годом -
на 10 процентов.
     В критическом  состоянии  находится   производственно-техническая
база пищевой промышленности .
     Износ основных производственных фондов составляет около 50%, а по
отдельным подотраслям и предприятиям до 70%.
     Остающихся в распоряжении предприятий  средств  недостатачно  для
проведения  реконструкции и технического перевооружения,  в результате
чего  коэффициент  обновления  основных  фондов  в   настоящее   время
составляет всего около 1% (при норме 8-10%).
     Действующие производственные мощности и особенно  их  технический
уровень  не  только  не  позволяют увеличить выработку важнейших видов
продуктов   питания,    но    и    приводят    к    большим    потерям
сельскохозяйственного сырья.
     В последние годы в  пищевую  промышленность  привлекались  крайне
ограниченные инвестиционные ресурсы.
     Объем капитальных вложений по всем  источникам  финансирования  в
1995 году снизился по сравнению с предыдущим годом на 29 процентов,  а
в 1996 году спад инвестиций составил около 30 процентов.
     
     2. Цели и направления реструктуризации
     
     Реструктуризация отраслей пищевой  промышленности  направлена  на
повышение   эффективности  производства,  увеличение  объемов  выпуска
пищевой  продукции  и  повышение  ее  конкурентоспособности   как   на
внутреннем, так и на внешнем рынке.
     В этих целях  в  1997-2000  годах  предусматривается  осуществить
мероприятия по:
     * техническому  перевооружению   и   реконструкции   предприятий,
расширению на этой основе ассортимента и улучшению качества продукции;
     * совершенствованию   взаимоотношений   с   сельскохозяйственными
товаропроизводителями и усилению агропромышленной интеграции;
     * улучшению использования  сельскохозяйственного  сырья  за  счет
более глубокой его переработки;
     * совершенствованию  финансово-кредитного  механизма  и  созданию
благоприятных условий для предпринимательства.
     
     3. Общая хозяйственная стратегия реструктуризации
     
     Реструктуризация пищевой    промышленности    осуществляется   по
следующим стратегическим направлениям:
     * совершенствование  размещения  перерабатывающих  предприятий  в
целях формирования специализированных зон производства  и  переработки
основных товарных продуктов;
     * планомерная    поддержка    отраслей,    производящих    сахар,
растительное  масло,  мясные  и  молочные продукты с длительным сроком
хранения, преимущественно в аграрно-индустриальных регионах;
     * развитие  малых  предприятий  в  отдаленных  и  труднодоступных
районах;
     * осуществление    комплекса    мер    по   обеспечению   пищевой
промышленности современными видами тароупаковочных материалов.
     Применение в  производстве продуктов питания таких нетрадиционных
видов сырья и пищевых добавок,  как соя,  препараты  белка  на  основе
переработки сои,  пектин,  ферменты,  ароматизаторы, пищевые волокна и
др.
     Создание производства  сахаристых  веществ из крахмалосодержащего
сырья (кукуруза, картофель) и нетрадиционных видов сырья.
     Расширение отечественной  базы  производства кондитерских изделий
на  основе  растительного  сырья,  в  том   числе   освоение   выпуска
заменителей масла-какао.
     Внедрение современных   технологических    схем    рафинации    и
дезодорации    для    повышения    качества    растительного    масла.
Предусматривается комплексная переработка животноводческого  сырья,  в
том числе  за счет более полного использования сопутствующих продуктов
убоя скота и  птицы,  сокращения  потерь  при  холодильной  обработке,
применения  белков растительного и животного происхождения в колбасном
производстве, выработки новых видов мясопродуктов повышенной пищевой и
биологической   ценности,   производства   продукции  в  фасованном  и
упакованном виде, полуфабрикатов и кулинарных изделий из мяса птицы.
     В развитии  молочной  промышленности  главным  направлением будет
интенсификация производства,  углубление  переработки  и  рациональное
использование    молока,   совершенствование   ассортимента   молочной
продукции за счет увеличения выпуска продуктов, обогащенных белковыми,
витаминными и растительными компонентами.
     В мукомольно-крупяной промышленности предусматривается  внедрение
новых технологий,  позволяющих улучшить использование зерна и повысить
выход муки за счет многосортовых помолов пшеницы,  увеличение  выпуска
продукции  из  муки  с  витаминами и другими добавками,  хлебобулочных
изделий для детей и людей пожилого возраста,  расширение  ассортимента
продукции из ржаной муки.
     В рыбной  промышленности   намечается   проведение   технического
перевооружения  и реконструкции береговой материально-технической базы
(причальных линий морских рыбных портов,  холодильников, судоремонтных
предприятий),  обновление  флота  за  счет  поступления новых судов по
лизингу,  строительство  малотоннажных  судов  для  освоения  ресурсов
собственной  экономической зоны и континентального шельфа,  расширение
работ по искусственному воспроизводству,  реконструкции действующих  и
строительству новых природоохранных объектов. Приоритетными будут меры
по  сохранению   и   расширению   воспроизводства   таких   "валютных"
биоресурсов,    как    осетровые    Волго-Каспийского    бассейна    и
дальневосточный лосось.
     Модернизация и  реконструкция  действующих  предприятий,  а также
развитие новых производств будут осуществляться за счет:
     * средств производителей (прибыль и амортизация);
     * бюджетных средств, выделяемых на реализацию федеральных целевых
программ;
     * инвестиционного  кредита  с  отбором   на   конкурсной   основе
финансируемых проектов;
     * долгосрочных кредитов коммерческих  банков,  в  том  числе  под
залог недвижимости;
     * средств предприятий  других  отраслей,  частных  и  иностранных
инвесторов.
     В ходе  реализации  Программы   реструктуризации   инвестиционная
политика будет основываться на:
     * сочетании      последовательного      повышения      доходности
товаропроизводителей и усиления роли их собственных вложений;
     * концентрации ресурсов на  приоритетных  направлениях  развития,
поддержки   наиболее   эффективных  производств  и  ресурсосберегающих
технологий.
     
     4.  Динамика реструктуризации пищевой промышленности
     
     Реструктуризация пищевой  промышленности   позволит   значительно
повысить   эффективность  использования  производственного  потенциала
отрасли и на этой основе увеличить к 2000 году производство  продукции
отрасли   по  сравнению  с  1995  годом  на  12  процентов.  При  этом
значительный рост производства  будет  обеспечен  по  сахару-песку  из
сахарной  свеклы (в 1,3 раза),  маслу растительному (в 1,6 раза),  что
значительно сократит зависимость страны от импорта этих продуктов.
     Сократится доля  импорта  в  общих  ресурсах  и  по  другим видам
продовольствия, что станет основополагающим фактором продовольственной
безопасности страны.
     Намечаются реконструкция и техническое перевооружение предприятий
пищевой  промышленности,  решение  проблемы тароупаковочных материалов
позволит  обеспечить  конкурентоспособность  выпускаемой  продукции  и
повышение ее рентабельности.
     Более совершенной  станет  система   сбыта   продукции.   Закупку
продовольствия  в  федеральный и региональные фонды будут осуществлять
государственные  подрядчики  исключительно  на  конкурсной  основе   с
использованием бирж, оптовых рынков и ярмарок.
     
     5. Институциональные изменения в пищевой промышленности
     
     Важным фактором  реструктуризации  пищевой  промышленности станет
агропромышленная  интеграция,  осуществляемая  в  таких  формах,   как
создание   финансово-промышленных  групп,  концернов,  агрокомбинатов,
агрофирм и иных формирований по производству,  переработке, хранению и
торговле сельскохозяйственной продукцией и продовольствием.
     В ходе институциональных преобразований к 2000  году  практически
все  предприятия  отрасли  (за  исключением спиртовой промышленности и
предприятий,  имеющих мобилизационные мощности) по форме собственности
станут  частными  или  смешанными,  с  широким  участием  иностранного
капитала.
     Намечается активизировать  процесс  интеграции  на  кооперативной
основе  структур,  охватывающих  весь   технологический   процесс   от
производства  сельскохозяйственного  сырья  до  выпуска  и  реализации
конечной продукции.
     Будет упорядочено   соотношение   мелких,   средних   и   крупных
предприятий пищевой промышленности.
     
     
                              ТРАНСПОРТ
     
     1. Состояние отрасли
     
     Функционирование экономики    страны    неразрывно    связано   с
транспортом - одной из основных отраслей  в  инфраструктуре  народного
хозяйства,  обеспечивающей  производственные  и межрегиональные связи,
сферу обращения товаров и услуг,  удовлетворение потребности населения
в перемещении.
     В настоящее  время   транспортную   сеть   (общего   пользования)
составляли свыше 87 тыс.  км железных дорог,  531 тыс.км автомобильных
дорог,  84 тыс.км  внутренних  водных  судоходных  путей,  800  тыс.км
авиалиний,  около  1  млн.км морских судоходных линий,  более 2 млн.км
автобусных   маршрутов.   Эксплуатационная    длина    трамвайных    и
троллейбусных  линий  -  7,6  тыс.км,  метрополитенных путей - 389 км.
Общественным транспортом ежесуточно перевозится 123  млн.пассажиров  и
7,3  млн.т (без трубопроводного) грузов.  На транспорте занято около 4
млн.   человек.   Стоимость   основных    фондов    транспорта    (без
трубопроводного) составляет около 9% от стоимости всех основных фондов
страны.
     С начала  осуществления  программы экономических реформ в отрасли
преобразовано  в  акционерные  общества  и  приватизировано  3,6  тыс.
государственных предприятий,  или 70%  их общего числа.  В федеральной
собственности сохранены ранее закрепленные  пакеты  акций  акционерных
обществ,  продукция  (товары,  услуги)  которых  имеют  стратегическое
значение для  обеспечения  национальной  безопасности  страны.  К  ним
отнесены 1332 предприятия транспорта.  Предприятиями негосударственных
форм собственности в  настоящее  время  выполняется  на  автомобильном
транспорте 15% перевозок пассажиров и 90% перевозок грузов, морского -
соответственно 90 и 99%, речного - 90 и 94%, воздушного - 59 и 63%.
     В результате   процессов   приватизации   и   демонополизации  на
транспорте,  либерализации  тарифной  политики  ускоренно  формируется
рынок  транспортных  услуг.  На  нем  действует  уже  свыше  550  тыс.
операторов, более половины из которых составляют частные предприятия и
индивидуальные предприниматели и 21% - предприятия со смешанной формой
собственности.  Большинство  частных  предприятий  и  предпринимателей
действует    на   рынке   автотранспортных   услуг.   В   распоряжении
индивидуальных предпринимателей  находится  более  900  тыс.  грузовых
автомобилей.
     Существенное сокращение  уровня  промышленного   производства   в
грузообразующих  отраслях  экономики  России и странах СНГ,  ухудшение
экономического   состояния   товаропроизводителей    и    потребителей
продукции,   разрыв   существовавших  ранее  транспортно-экономических
связей,  снижение  жизненного  уровня  населения  предопределили  спад
объемов перевозок грузов и пассажиров на всех видах транспорта.
     Пассажирооборот на транспорте общего пользования в 1996 году,  по
предварительным данным, составил 415 млрд.пасс.-км (меньше уровня 1995
года на 8,4%),  что обусловлено в основном продолжающимся  сокращением
платежеспособного  спроса  населения  и ростом тарифов на пассажирские
перевозки  в  связи  с  повышением  цен  на  потребляемую  транспортом
промышленную продукцию.  Пассажирооборот на железнодорожном транспорте
оценивается в 168,8 млрд.пасс.-км,  что на 23,4 млрд.пасс.-км,  или на
12,2%  меньше показателей 1995 года.  Пассажирооборот на автомобильном
транспорте  составит  180,35  млрд.пасс.-км  (95,8%  к   1995   году),
воздушном - 65,3 млрд.пасс.-км (91,1% к 1995 году).
     В общем объеме пассажирооборота сохраняется тенденция  сокращения
удельного  веса  железных дорог за счет увеличения доли автомобильного
транспорта.
     Исходя из  объемов перевозимых грузов,  а также с учетом снижения
объема производства в грузообразующих отраслях экономики  общий  объем
отправления  грузов  всеми  видами  транспорта (без трубопроводного) в
1996 году составил 2063 млн.т, что по сравнению с 1995 годом меньше на
23%   .   При   этом  наибольшее  сокращение  (на  30%)  произошло  на
автомобильном транспорте,  а на железнодорожном транспорте  уменьшение
объема перевозок составило 11,4%.
     В 1996 году в целом по отрасли убытки составили 12,8 трлн. рублей
(без учета дотаций органов местного самоуправления на покрытие убытков
городского и пригородного транспорта),  а, включая убытки от перевозок
пассажиров  всеми  видами  транспорта,  -  25,7 трлн.рублей.  При этом
убытки от перевозок пассажиров в  городском  и  пригородном  сообщении
составят  около  16  трлн.рублей,  в  том числе автобусным и городским
электрическим транспортом  -  более  12  трлн.рублей,  на  компенсацию
которых   потребуются   дотации   из   бюджетов  субъектов  Российской
Федерации.  В 1996 году убытки от перевозок пассажиров железнодорожным
транспортом   в   дальнем  и  пригородном  сообщении  в  размере  13,9
трлн.рублей   при   незначительной   финансовой   поддержке   регионов
компенсировались доходами от грузовых перевозок.
     В федеральный и местные бюджеты перечислено более 2,5 трлн.рублей
в виде налога от прибыли, полученной предприятиями транспорта.
     В 1996 году среднегодовая численность работающих на  предприятиях
транспорта  уменьшилась  по  сравнению  с  уровнем  1995  года  на 224
тыс.человек (6,4%).  Среднемесячная заработная  плата  составила  1093
тыс.рублей.
     Тарифная политика  в   транспортном   комплексе   направлена   на
постепенную либерализацию ценообразования на конкурентных транспортных
рынках и сохранение государственного регулирования  тарифов  в  сферах
действия естественных монополий,  а также в области социально значимых
перевозок.
     Свободные тарифы,  установленные  в  соответствии  с  действующим
законодательством самими предприятиями транспорта  по  согласованию  с
пользователями  транспортных  услуг без ограничения предельного уровня
рентабельности,  применяются  на  перевозках   грузов   автомобильным,
воздушным  и  водным транспортом,  на перевозках пассажиров воздушным,
автомобильным и водным  транспортом  в  межобластном  и  междугородном
сообщениях, а также на межгосударственных и круизных перевозках.
     Тарифы на   железнодорожные   перевозки,   услуги    транспортных
терминалов,  ледокольного  флота,  портов и аэропортов регулируются на
государственном уровне.  Субъектами Российской Федерации  регулируются
тарифы на перевозки пассажиров всеми видами общественного транспорта в
городском и пригородном  сообщениях,  а  также  на  перевозки  грузов,
пассажиров и багажа морским,  речным и воздушным транспортом в районах
Крайнего  Севера  и  приравненных  к  ним  местностях  с  компенсацией
предприятиям   транспорта   выпадающих   доходов  из  средств  местных
бюджетов.
     Такая система    регулирования    тарифов   в   целом   позволяет
осуществлять  государственное  регулирование  в  сферах   естественных
монополий на транспорте,  социально значимых перевозок и предоставляет
свободу в выборе эффективной тарифной политики субъектам  транспортных
рынков в сферах, где существует конкуренция или имеются условия для ее
развития, позволяет включить механизм спросовых ограничений на уровень
тарифов в конкурентных секторах рынка транспортных услуг.
     
     2. Экономические и социальные проблемы
     
     Спад производства,  снижение платежеспособного спроса предприятий
и  населения  повлекли  значительное   снижение   объемов   перевозок.
Положение  осложняется тем,  что при предоставлении транспортных услуг
высокий удельный  вес  стоимости  начально-конечных  услуг   вынуждает
сохранять  определенную  часть производственного аппарата и персонала,
не  участвующих   непосредственно   в   перевозочном   процессе.   Это
увеличивает    себестоимость   перевозок   и   транспортные   издержки
пользователей, сдерживая преодоление экономического кризиса в отрасли.
     Первоочередной экономической    проблемой    являются    взаимные
неплатежи потребителей и перевозчиков,  ведущие к  сокращению  объемов
инвестиций,     задолженности    по    выплате    заработной    платы,
недофинансированию социальной сферы.
     Общее состояние   материально-технической   базы   транспорта   в
настоящее время следует признать тяжелым.  Средний  срок  службы  всех
видов   подвижного   состава   значительно   превышает   установленные
нормативы.  Износ транспортных коммуникаций превысил  60%,  что  может
привести  в  ближайшем  будущем  к  снижению  провозных возможностей и
уровня  безопасности   на   транспорте.   Старение   основных   фондов
транспорта,  особенно  их  активной  части,  отсутствие инвестиционных
источников для  его  обновления  также  является  одной  из  важнейших
экономических проблем отрасли.
     Не выполняются задания по реализации федеральных целевых программ
развития   транспортного   комплекса.   Недостаточная  государственная
инвестиционная  поддержка  транспорта,  отсутствие   законодательства,
защищающего иностранных инвесторов, вкладывающих средства в российскую
транспортную  инфраструктуру,  делают   проблематичным   оживление   в
ближайшие годы инвестиционного процесса в отрасли.
     Высокие затраты на содержание пассажирского  транспорта  являются
причиной   убыточности   пассажирских  перевозок.  На  железнодорожном
транспорте эти перевозки дотируются за  счет  грузовых,  что  повышает
грузовые  тарифы  примерно  на  16-20%,  на  городском  и  пригородном
автомобильном  и  электрическом  транспорте   -   за   счет   бюджетов
соответствующих   уровней.  В  то  же  время  недофинансирование  этих
перевозок ведет  к  срыву  рейсов,  их  регулярности,  ветшанию  парка
подвижного  состава и к увеличению социальной напряженности.  Особенно
это  касается  воздушного  транспорта  в  районах  Крайнего  Севера  и
приравненных  к  ним  местностях,  где  этот  вид  транспорта является
единственным.
     Низкая рентабельность  и  убыточность транспортных предприятий не
позволяют содержать в надлежащем состоянии находящиеся на балансе этих
предприятий  объекты  социальной  сферы,  особенно  в районах Сибири и
Дальнего  Востока.  Передача  ее  на  баланс   муниципальным   властям
затруднена   из-за   дефицита   местных  бюджетов,  а  недостаточность
финансирования  социальных  нужд   ведет   к   увеличению   социальной
напряженности.
     
     3. Цели и направления реструктуризации
     
     Цель реструктуризации  транспортной  отрасли  состоит  в наиболее
полном удовлетворении потребностей народного хозяйства и  населения  в
услугах  транспорта  и  обеспечении  его устойчивой работы.  Программа
структурной  перестройки  на   транспорте   направлена   на   усиление
государственного   регулирования   естественных   монополий,  снижение
транспортных  издержек  в   конечной   цене   продукции,   обеспечение
экономически  обоснованной стоимости проезда для населения,  повышение
конкуренции между предприятиями одного или нескольких видов транспорта
и укрепление национальной безопасности.
     Основными направлениями реструктуризации транспорта  являются:
     * сохранение  в  федеральной собственности важнейших транспортных
предприятий,  коммуникаций и объектов, имеющих стратегическое значение
и обеспечивающих безопасность функционирования транспортных систем;
     * формирование  необходимой  законодательной   и   нормативно   -
правовой  базы  для  создания благоприятных условий функционирования и
развития цивилизованного рынка транспортных услуг;
     * совершенствование  управления транспортными системами на основе
высокоэффективных   информационных   технологий    с    использованием
современных   телекоммуникаций,  рационального  разграничения  функций
государственного управления между федеральными органами исполнительной
власти   и   органами   исполнительной   власти  субъектов  Российской
Федерации;
     * ликвидация убыточных и неперспективных предприятий;
     * повышение  конкурентоспособности  российских  перевозчиков   на
внешнем   и   внутреннем   рынках  транспортных  услуг,  расширение  и
углубление интеграционных процессов в области транспорта  со  странами
СНГ и другими зарубежными странами.
     
     4. Общая хозяйственная стратегия реструктуризации
     
     В течение    1997-2000    годов   будет   проведена   работа   по
совершенствованию   нормативно-правовой   основы,   экономических    и
организационных   условий   для   нормального  функционирования  рынка
транспортных  услуг,  улучшения  финансового  состояния  и   повышения
эффективности работы всех видов транспорта, усиления их инвестиционной
активности.
     На основе  обновления  парка  транспортных средств,  модернизации
инфраструктуры,    применения    прогрессивных    технологий     будет
осуществляться  повышение  технического  уровня всех видов транспорта.
Это касается обновления железнодорожного подвижного состава,  морских,
речных  и  воздушных  судов,  автотранспортных средств,  перегрузочных
комплексов,   навигационного    оборудования,    развития    дорожного
строительства  преимущественно  в  рамках  президентских и федеральных
целевых  программ  развития  отрасли:  "Дороги  России",  "Возрождение
торгового флота России", "Внутренние водные пути России", "Терминал" и
ряда других.
     Намечается повысить конкурентоспособность российских перевозчиков
на  внешнем  и  внутреннем  рынках  транспортных   услуг,   обеспечить
доступность  их  для  всех  слоев  населения,  включая районы Крайнего
Севера,  безопасность  дорожного   движения,   судоходства,   полетов,
эксплуатационную надежность объектов транспортной инфраструктуры.
     В ходе дальнейших институциональных и структурных  преобразований
на транспорте будут обеспечены:
     * повышение эффективности деятельности транспортных предприятий;
     * сертификация  на  всех  видах  транспорта  с целью формирования
цивилизованного рынка транспорных услуг;
     * проведение  на  всех видах транспорта гибкой тарифной политики,
отвечающей интересам потребителей транспортных услуг  и  стимулирующей
снижение транспортных затрат;
     * передача   в   установленном    порядке    в    государственную
собственность   субъектов   Российской  Федерации  и  в  муниципальную
собственность   предприятий   транспорта,   осуществляющих   перевозки
пассажиров  и грузов в городском,  пригородном и местном сообщении,  а
также объектов социальной сферы, находящихся на балансе предприятий;
     * реализация   мероприятий   по   социальной   защите  работников
транспорта и их семей,  а также по защите прав  частных  собственников
(акционеров);
     * привлечение  инвестиций,  необходимых  для   производственного,
технологического и социального развития транспортных предприятий.
     Реализация этих мероприятий позволит обеспечить прогнозируемые до
2000 года объемы перевозок грузов и пассажиров (таблица 1 и 2).
     
     5. Динамика реструктуризации отрасли до 2000 года
     
     В 1997 году предприятия железнодорожного транспорта сохраняются в
федеральной собственности.
     В 1997  году  предусматривается  завершение  создания Федеральной
службы России по регулированию естественных монополий  на  транспорте.
Будут   разработаны   технико-экономическое  обоснование  и  программа
поэтапного  совершенствования  структуры  управления   железнодорожным
транспортом.
     В 1997  году  в  составе   железных   дорог   намечено   создание
пассажирских  компаний  по  перевозкам  пассажиров  поездами  дальнего
следования с самостоятельным балансом и государственной поддержкой  за
счет  средств  федерального  бюджета  с последующим решением вопроса о
целесообразности   создания   единой   государственной    пассажирской
компании. Предусматривается создание компаний по перевозкам пассажиров
в  местном  и  пригородном  сообщении  с  самостоятельными  балансами,
дотируемых    за    счет   средств   бюджетов   субъектов   Российской
Федерации.Будет  совершенствоваться  система  платежей   за   грузовые
перевозки на железнодорожном транспорте.
     Продолжится передача  органам  исполнительной  власти   субъектов
Российской   Федерации,   органам   местного  самоуправления  объектов
социальной  сферы  из  системы  железнодорожного  транспорта  или   их
приватизация,  а также работа,  направленная на сокращение убыточности
незагруженных железнодорожных линий и участков.
     В 1998-1999   годах  будет  осуществлен  переход  на  контрактные
взаимоотношения железных дорог с федеральными органами  исполнительной
власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
местными администрациями.
     С 1998  года вводится в практику система регулярного независимого
аудита предприятий железнодорожного транспорта.
     На воздушном   транспорте   будет   продолжено  совершенствование
системы  организации  воздушного   движения   на   основе   реализации
федеральной целевой программы "Модернизация Единой системы организации
воздушного  движения  Российской  Федерации",  использования  новейших
технологий  и технических средств,  включая спутниковые системы связи,
навигации и наблюдения,  а также реструктурирование авиапредприятий  с
целью  повышения  их  конкурентоспособности  и  эффективности  работы.
Одновременно  будет  произведено   реструктурирование   аэропортов   с
выделением  из  их  состава  администраций,  обеспечивающих управление
государственной  собственностью  (взлетно-посадочные  полосы,  системы
взлета и посадки воздушных судов).
     На автомобильном транспорте предусматривается изменение структуры
автомобильного  парка с увеличением доли автомобилей большой (свыше 16
тонн) и малой  (до  1,5  тонн)  грузоподъемности,  а  также  дизельных
автомобилей.  В  рамках реализации федеральной инновационной программы
"Терминал" предусматривается  ввод  в  эксплуатацию  до  200  объектов
терминальных  комплексов,  структурно  меняющих  систему  обслуживания
потребителей.
     На морском  транспорте  предусматривается  выделение  из структур
портов  и  пароходств  маркетинговых  фирм,  обеспечивающих  свободный
доступ  к рынку услуг на морских и смешанных "река - море" перевозках,
что будет способствовать развитию конкуренции и снижению тарифов.
     
     6. Институциональные   изменения   в   хозяйственных   структурах
      подотраслей
     
     В 1997   году   количество   приватизированных   предприятий   на
транспорте  (кроме  железнодорожного)  будет  доведено  до   4   тыс.,
намечается дополнительно создать 315 акционерных обществ, что составит
76,3%  общего   количества   предприятий,   подлежащих   приватизации.
Численность работающих на приватизированных предприятиях составит 1,28
млн.человек (63% общей численности).
     На морском  транспорте  намечено  акционировать  порты  Таганрог,
Кандалакша и порты Чукотского  автономного  округа.  Будет  продолжена
продажа части акций предприятий морского транспорта, которая находится
в федеральной собственности,  а  также  акции  будут  выставляться  на
аукционы  для  заключения договоров кредита,  залога акций и комиссии.
Намечена  разработка  и  принятие  протекционистских  мер  по   защите
отечественных морских перевозчиков.
     На речном транспорте продолжится  приватизация  предприятий.  Для
обеспечения  государственного  контроля  и регулирования продлены на 3
года сроки закрепления в федеральной собственности  акций  предприятий
речного транспорта,  имеющих стратегическое значение. Будет обеспечено
расширение свободного доступа на рынок услуг независимых  перевозчиков
на речных путях.
     На автомобильном транспорте продолжится передача автотранспортных
предприятий,  находящихся в федеральной собственности, в собственность
субъектов Российской Федерации и  муниципальную  собственность.  Будет
осуществлена работа по формированию на территории России международных
транспортных      коридоров,      развитию      сети       независимых
транспортно-экспедиторских фирм системы "Терминал", повышению качества
предоставляемых услуг, безопасности движения.
     В дорожном хозяйстве намечается проведение ремонта, реконструкции
и строительства новых дорог на конкурсной основе со свободным доступом
к  этим  работам  любых  подрядных организаций.  Развитие сети платных
дорог,  улучшение условий дорожного движения, реконструкция мостов под
современные   нагрузки  будут  приоритетными  направлениями  в  данной
отрасли.
     При проведении   приватизации   на   воздушном  транспорте  будут
учитываться его особенности,  необходимость  обеспечения  безопасности
полетов.     Намечается     сохранить    контроль    государства    за
функционированием  национальной  авиатранспортной  системы.  При  этом
будет  оказываться  необходимая  поддержка  в  развитии  и обеспечении
устойчивой и безопасной  работы  воздушного  транспорта.  Одновременно
будет  развиваться  лизинговая  продажа  воздушных  судов  независимым
авиационным компаниям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов.
     Обновление парка  транспортных средств на всех видах транспорта и
модернизация  транспортной  инфраструктуры  будут   осуществляться   в
соответствии  с федеральными целевыми программами,  в основном за счет
собственных и привлеченных средств предприятий транспорта.
     
     
                                                       Таблица 1
     
            ПАССАЖИРООБОРОТ ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
                        НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА
     
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
          Показатели        |  Единица  | 1994 год | 1995 год | 1996 год |                 Прогноз
                            | измерения |   отчет  |  отчет   |  отчет   |-------------------------------------------
                            |           |          |          |          | 1997 год | 1998 год | 1999 год | 2000 год
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Пассажирооборот транспорта     млрд.
общего пользования - всего    пасс.-км       495        453        415        412        417      427      438
   к предыдущему году            %            89         92         92         99        101      102      103
   к предыдущему пятилетию       %                       65         -          -          -       -        97
         в том числе:

железнодорожного               млрд.
                              пасс.-км     227,1      192,2      168,8        160        162      166      170
   к предыдущему году            %          83,4       84,6       87,8       94,8      101,2      102,4    102,4
   к предыдущему пятилетию       %                       70       -            -          -       -        88,4

автомобильного                 млрд.
                              пасс.-км     193,8      188,2      180,3        185        187      191      195
   к предыдущему году            %          96,8       97,1       95,8      102,6      101,1      102,1    102,1
   к предыдущему пятилетию       %                     71,8       -            -          -       -        103,6

воздушного                     млрд.
                              пасс.-км      72,3       71,7       65,3         66         67      69       72
   к предыдущему году            %          86,9       99,2       91,1        101      101,5      103      104,3
   к предыдущему пятилетию       %                     44,4       -            -          -       -        100,4

речного                        млрд.
                              пасс.-км       1,2       1,09       1,01        1,1       1,12      1,15     1,2
   к предыдущему году            %            75       95,7         93        109      101,8      102,7    104,3
   к предыдущему пятилетию       %                     22,7       -            -          -       -        110,1

морского                       млрд.
                             пасс.-км        0,3       0,23       0,13       0,11       0,11      0,12     0,13
   к предыдущему году           %           97,9       80,6         56         85        100      109,1    108,3
   к предыдущему пятилетию      %                      38,3       -            -          -       -        56,5

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                                                         Таблица 2

             ОБЪЕМ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
          Показатели         |  Единица  | 1994 г. | 1995 г. | 1996 г. |       Прогноз
                             | измерения |  отчет  | отчет   | отчет   |-------------------------------------------
                             |           |         |         |         | 1997 год | 1998 год | 1999 год | 2000 год
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Объем перевозок (отправление)
грузов - всего                   млн.т       3044      2670      2063       2020      2070      2150     2260
   к предыдущему году              %           72        88        77         98       102      104      105
   к предыдущему пятилетию         %                     46        -          -         -       -        85
         в том числе:

железнодорожного                 млн.т       1053    1024,3       908        915       945      980      1025
   к предыдущему году              %         78,4      97,3      88,6      100,8     103,3      103,7    104,6
   к предыдущему пятилетию         %                   47,9        -          -         -       -        100

автомобильного                   млн.т     1766,6    1440,7      1002        950       970      1010     1060
   к предыдущему году              %         68,7      81,6      69,5       94,8     102,1      104,1    105
   к предыдущему пятилетию         %                     49        -          -         -       -        73,6

речного                          млн.т      155,4     140,1      98,8        107       110      115      120
   к предыдущему году              %         72,4      90,2      70,5      108,3     102,8      104,5    104,3
   к предыдущему пятилетию         %                   24,9        -          -         -       -        85,7

морского                         млн.т       68,7      64,1      53,7         46        44      46       50
   к предыдущему году              %         84,3      93,3      83,7       85,7      95,7      104,5    108,7
   к предыдущему пятилетию         %                   57,3        -          -         -       -        78

воздушного                       млн.т       0,44       0,4      0,52       0,54      0,56      0,58     0,6
   к предыдущему году              %           80      90,9       130      103,8     103,7      103,6    103,4
   к предыдущему пятилетию         %                     17        -          -         -       -        150
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------


                                СВЯЗЬ

     1. Состояние отрасли

     В ходе  осуществления  структурной  перестройки отрасли проведены
приватизация, акционирование предприятий и формирование на этой основе
трех   самостоятельных   структур:   электросвязи,   почты,   радио  и
телевидения.
     В настоящее   время   в   электросвязи   действуют   93  открытых
акционерных обществ,  более 1400 коммерческих предприятий и  только  5
государственных  ,  в  почтовой  связи - 90 государственных и более 50
коммерческих  предприятий,  в  радиосвязи  и  телерадиовещании  -   91
государственное предприятие и более 600 коммерческих.
     В целях  объединения  усилий  региональных  акционерных   обществ
электросвязи,  привлечения  дополнительных  инвестиций отечественных и
иностранных  инвесторов   в   развитие   сети   связи   и   соблюдения
пропорциональности  ее  развития  в  соответствии  с Указом Президента
Российской Федерации от 10 октября 1994 г.  N 1989  и  постановлениями
Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1994 г. N 1297 и от 24
июля  1995  г.  N  742  создано  акционерное  общество  "Связьинвест",
уставный  капитал  которого  был  сформирован путем консолидации ранее
закрепленных в федеральной собственности пакетов акций 85 региональных
компаний электросвязи.
     С момента передачи пакетов акций региональных компаний связи  ОАО
"Связьинвест"  их  правовое положение определяется федеральным законом
"Об акционерных обществах".
     Основные показатели,    характеризующие   состояние   отрасли   в
1994-1996 годах, представлены в таблице 1.
     Существующее состояние технических средств связи не в полной мере
соответствует современному уровню.
     В 1996  году  на местной телефонной сети введено 2120 тыс.номеров
АТС на  базе  современного  цифрового  оборудования  отечественного  и
импортного    производства.    При    этом    доля    электронного   и
квазиэлектронного оборудования выросла с 15,5%  в 1995 году до  20%  в
1996  году.  На  сети  остается  в  эксплуатации  до  25%  устаревшего
декадно-шагового оборудования АТС.
     На международной  телефонной сети функционирует 129 АМТС,  из них
45% цифровые АМТС, 18,6% квазиэлектронные и электронные. В 1996 году в
32 городах введены современные АМТС общей монтированной емкостью 123,4
тыс.каналов,  в том числе в 4 городах введены  международные  АМТС.  К
концу  1998  года  во  всех  областных  центрах  будут функционировать
цифровые АМТС,  позволяющие принять  цифровые  потоки  и  предоставить
качественно новые услуги междугородной и международной связи.
     Спутниковая система  связи  и  телерадиовещания  состоит  из   12
космических аппаратов "Горизонт", "Экран-М" и "Экспресс", 7 из которых
выработали свой гарантированный ресурс  и  требуют  замены.  Выход  из
строя  спутников может отразиться на системе государственного вещания.
Регионы Севера,  Сибири и Дальнего Востока будут лишены  междугородной
спутниковой связи.
     Состояние рынка    услуг     телерадиовещания     характеризуется
недостаточным  развитием  сети  для  удовлетворения  потребностей всех
категорий  потребителей,   доминирующим   положением   государственных
предприятий,     невозможностью    создания    альтернативных    сетей
распределения и трансляции телерадиопрограмм.
     
     2. Экономические и социальные проблемы отрасли
     
     Основной проблемой для радиотелевизионных передающих  предприятий
остаются  несвоевременные  и в неполных объемах поступления финансовых
средств от государственных телерадиокомпаний за предоставленные услуги
по   распространению  телерадиовещательных  программ.  Систематические
неплатежи телерадиокомпаний и  образующаяся  задолженность  продолжают
создавать условия, ведущие к технологическому и социальному кризису на
радиопредприятиях.
     Из 82  региональных  управлений  почтовой  связи в 52 управлениях
финансово-хозяйственная    деятельность    убыточна.     Убытки     от
эксплуатационной  деятельности  нерентабельных  управлений федеральной
почтовой связи,  не  покрытые  дотацией  в  1996  году,  составили  94
млрд.рублей.  Регулируемые  государством  тарифы  на  основные  услуги
почтовой связи не позволяют в полной мере возместить затраты,  которые
несет почтовая связь.
     Предусмотренная Программой развития почтовой связи  на  1994-2005
годы  государственная  поддержка  отрасли  не  обеспечивается.  Из 837
млрд.рублей централизованных  капитальных  вложений,  необходимых  для
развития  почтовой связи,  в 1996 году выделено только 13 млрд.рублей,
которые не профинансированы.
     Характерной чертой  тарифной политики являлось широкое применение
элементов перекрестного субсидирования потребителей по отдельным видам
услуг   связи  (завышение  тарифов  для  государственных  или  частных
организаций при их более  низком  уровне  для  населения  и  бюджетных
организаций).
     Действующие тарифы на услуги связи,  регулируемые для населения и
бюджетных организаций,  в основном ниже себестоимости оказывемых услуг
(по междугородной телефонной связи для  бюджетных  организаций  в  2,5
раза,  по телеграммам для населения и бюджетных организаций в 2,8 раза
,  по абонементной плате за  пользование  телефоном  для  населения  в
городской местности в 2 раза).
     При этом по электросвязи убытки  от  предоставления  услуг  связи
населению  и  бюджетным  организациям полностью компенсируются за счет
перекрестного субсидирования,  а по почтовой связи кроме перекрестного
субсидирования  на  компенсацию  убытков  выделяются  ассигнования  из
федерального бюджета.
     
     3. Цели и направления реструктуризации
     
     Задачи  развития связи в 1997-2000 годах включают:
     * создание технической базы  информатизации общества;
     * обеспечение управления страной с учетом возможных  чрезвычайных
ситуаций;
     * обеспечение органов управления отраслей промышленности, обороны
страны,  субъектов  рынка,  населения  средствами  и услугами связи на
уровне, соответствующем развитию страны.
     В целях   преодоления   убыточности  и  стабилизации  финансового
состояния почтовой связи ее деятельность  должна  быть  направлена  на
развитие   международной  и  внутренней  ускоренной  почты,  услуг  по
распространению   ценных   бумаг,   страховых   полисов   и    полисов
негосударственных  пенсионных фондов,  рекламы,  по приему платежей за
коммунальные услуги и электроэнергию,  розничной продаже периодических
изданий и предоставление иных нетрадиционных услуг.
     Кроме того,  предстоит  решить  задачу   создания   и   внедрения
интегрированной   информационной   сети  почтовой  связи,  позволяющей
предоставлять широкий спектр современных почтово-банковских услуг, что
позволит   улучшить   обслуживание  населения  и  повысить  доходность
почтовой отрасли.
     Для развития   конкуренции   и   возникновения   предпосылок  для
эффективного функционирования  организаций  связи  по  распространению
телерадиовещания необходимо осуществить демонополизацию и приватизацию
предприятий связи, обеспечивающих распространение программ телевидения
и радиовещания.
     Сокращение перекрестного  субсидирования   будет   способствовать
повышению  эффективности  работы и финансовой стабилизации предприятий
связи,  приведет к снижению тарифов для  населения  и  организаций  на
услуги  международной  и  междугородной  телефонной  связи  и снижению
тарифов для организаций на местные телефонные разговоры, к обеспечению
равных  прав  потребителей  услуг  связи  всех категорий и доступности
социально значимых услуг для населения.
     Главными источниками инвестиций до 2000 года остаются собственные
средства  предприятий.  Созданы  реальные  условия   для   привлечения
сбережений населения.  Кроме того,  намечается привлечение иностранных
инвестиций.
     Средства государственной    поддержки   будут   направляться   на
реализацию федеральных целевых программ по тем направлениям, где связь
низкорентабельна,  а  также  на  объекты связи,  призванные обеспечить
устойчивость и гибкость системы связи в чрезвычайных условиях.
     
     4. Динамика реструктуризации
     
     В результате структурной  перестройки  отрасли,  ее  адаптации  к
рыночным  условиям  в соответствии с концепцией развития средств связи
повысится  эффективность  работы  предприятий  связи  и  улучшится  их
финансовое положение.  Будут сохранены темпы развития средств связи по
важнейшим показателям,  а по некоторым заложена тенденция  роста,  что
видно из прилагаемой таблицы 2.
     Прирост протяженности междугородных телефонных  каналов  составит
128  млн.км,  прирост  количества  основных телефонных аппаратов - 6,2
млн. штук.
     Прирост мощностей по основным показателям развития отрасли должен
быть  осуществлен  за  счет  увеличения  общего  объема  отечественных
инвестиций   к  2000  году  в  2  раза  по  сравнению  с  1996  годом,
акционирования   и   эмиссии   ценных   бумаг    предприятий    связи,
обеспечивающих  распространение  программ  телевидения и радиовещания,
активизации прямых и портфельных иностранных инвестиций.
     В 1997-2000  годах  в  крупных  городах будут (при необходимости)
созданы цифровые сети, процент которых существенно повысится. Качество
функционирования   международной   и   междугородной  сетей  достигнет
приемлемого  уровня.  Появится  возможность  реализации   национальной
интеллектуальной сети, значительное развитие получит подвижная связь.
     Охват населения  телевизионным  вещанием  на  конец   2000   года
составит: одной программой - 99,2%, двумя и более - 97,5%.
     Намечается полная замена действующих космических аппаратов  связи
на спутники нового поколения типа "Экспресс".
     Развитие почтовой связи на среднесрочную перспективу основывается
на  федеральной  целевой программе "Развитие почтовой связи Российской
Федерации на 1994-2005 годы",  одобренной постановлением Правительства
Российской Федерации от 6 июля 1994 г. N 804.
     Численность работников  основной   деятельности   в   2000   году
практически  сохранится  на  прежнем уровне.  Безработица в отрасли не
ожидается.