ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ" (ЧАСТЬ 13) ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 31 марта 1997 г. N 360 (Д) 5. Институциональные изменения в отрасли Институциональные преобразования в отрасли основываются на структурной перестройке, приватизации предприятий связи, демонополизации, лицензировании, сертификации, организационно-правовом обеспечении. Проведение приватизации предприятий телерадиовещания позволит частично их демонополизировать в интересах негосударственных телерадиоорганизаций, будет способствовать финансовой стабилизации предприятий связи, расширит рынок услуг по предоставлению средств распространению программ телевидения и радиовещания, привлечет инвестиции в развитие телевидения и радиовещания страны. Таблица 1 СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛИ "СВЯЗЬ" В 1994 - 1996 ГОДАХ (в ценах соответствующих лет) ------------------------------------------------------------------ | Единица | 1994 г. | 1995 г. | 1996 г. | измерения | | | ------------------------- |-----------|---------|---------|-------- Численность работников | | | | основной деятельности (в | | | | среднегодовом исчислении) | тыс.чел. | 828,7 | 824,1 | 808 ------------------------- |-----------|---------|---------|-------- Валовый доход (текущ. | | | | цены) | млрд.руб. | 9725 | 27307 | 40540 ------------------------- |-----------|---------|---------|-------- Прибыль | млрд.руб. | 1858 | 6964 | 9199 ------------------------- |-----------|---------|---------|-------- Рентабельность | % | 26,2 | 39,2 | 29,7 ------------------------- |-----------|---------|---------|-------- Объем реализации услуг | | | | связи населению | млрд.руб. | 2119 | 6830 | 11164 ------------------------- |-----------|---------|---------|-------- Численность | тыс.чел. | 15,6 | 11,3 | 10,5 высвобождаемых | | | | (сокращенных) работников | | | | | | | | из них в связи с | | | | реорганизационными и | | | | ликвидационными | - " - | | 11,2 | 10,5 процедурами | ------------------------- |-----------|---------|---------|-------- Фонд оплаты труда | | | | работников | млрд.руб. | 2699,4 | 5797,1 | 9696,0 списочного состава | | | | | | ------------------------- |-----------|---------|---------|-------- Среднемесячная оплата | | | | труда работников | тыс.руб. | 271,4 | 586,2 | 1000 основной деятельности в | | среднегодовом исчислении | | | | ------------------------- |-----------|---------|---------|-------- Выплаты социального | млрд.руб. | 219,5 | 547,3 | 320 характера | | ------------------------- |-----------|---------|---------|-------- Прирост количества | | основных телефонных | тыс.штук | 560 | 835 | 805 аппаратов | | ------------------------- |-----------|---------|---------|-------- Прирост протяженности | | | | междугородных телефонных | | | | каналов | млн.км | 3,5 | 12,75 | 89 ------------------------------------------------------------------- Таблица 2 Таблица 2 Основные показатели социально-экономического развития по отрасли "Связь" на 1996-2000 годы --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Единица | 1995 год | 1996 год | Прогноз | измерения | отчет | оценка |--------------------------------------------- | | | | 1997 год | 1998 год | 1999 год 2000 год -------------------------------- | ------------- |----------|----------|---------- |----------|----------|---------- Объем реализации услуг связи | млрд.руб.в % | 6830 | 7000 | 7250 | 7600 | 8000 | 8400 населению (в сопоставимых ценах) | к предыдущему | | | | | | | году | | 102,5 | 103,6 | 104,8 | 105,3 | 105 -------------------------------- | ------------- |----------|----------|--------- |----------|----------|---------- Объем инвестиций за счет всех | млрд.руб.в % | 4749,5 | 4017,4 | 6272,1 | 7489,5 | 7639,3 | 8097,7 источников финансирования | к предыдущему | | | | | | (в ценах 1995 г.) | году | | 84,6 | 156,1 | 119,4 | 102,0 | 106,0 -------------------------------- | ------------- |----------|----------|---------- |----------|----------|---------- Ввод в действие основных фондов | млрд.руб.в % | 2909,2 | 3812,5 | 4352,5 | 5009 | 5897,8 | 6364,7 (в ценах 1995 г.) | к предыдущему | | | | | | | году | | 131 | 114,2 | 115,1 | 117,7 | 107,9 -------------------------------- | ------------- |----------|----------|---------- |----------|----------|---------- Прирост количества основных | тыс. шт. | 835 | 805 | 1100 | 1350 | 1800 | 2000 телефонных аппаратов | в % к 1995 г. | | 96 | 132 | 162 | 216 | 240 -------------------------------- | ------------- |----------|----------|---------- |----------|----------|---------- Прирост протяженности | млн.км | 12,75 | 89 | 32 | 32 | 32 | 32 междугородних телефонных каналов | в % к 1995 г.| | в 7 раз | в 2,5 | в 2,5 | в 2,5 | в 2,5 | | | | раза | раза | раза | раза -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- СТРОИТЕЛЬСТВО 1. Состояние отрасли Строительный комплекс страны объединяет более 140 тыс. организаций и предприятий, в том числе 126 тыс. подрядных фирм, около 8 тыс. предприятий промышленности строительных материалов и 10 тыс. проектно-изыскательских организаций различных форм собственности. Численность работников в строительных организациях составила на 1 января 1997 года 5,6 млн. человек и уменьшилась против 1995 года на 10 процентов. Объемы подрядных работ (в фактических ценах соответствующих лет) составили: в 1995 году - 147,5 трлн.рублей, в 1996 году - 194,7 трлн.рублей. За прошедшие годы в экономике наметилась устойчивая тенденция последовательной децентрализации инвестиционного процесса (удельный вес государственных инвестиций в общем объеме составил в 1993 году - 19,9 %, 1996 году - 9,0 %). В связи с изменением структуры строительства и переориентации ее на реконструкцию и техническое перевооружение существующих производственных мощностей произошла структурная перестройка строительного комплекса, что привело к разукрупнению подрядных организаций (свыше 118 тыс. организаций имеет численность работников до 100 человек). Реализация Государственной целевой программы "Жилище" потребовала переориентации подрядных строительных организаций на решение социальных проблем. Удельный вес непроизводственного строительства в общем объеме подрядных работ в 1996 году составил около 45 процентов. При этом основная часть (более 50 %) - жилищное строительство. Наряду с производственным строительством дальнейшее развитие подрядной деятельности будет направлено на обеспечение выполнения задач, поставленных федеральной целевой программой "Свой дом", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 г. N 753. 2. Экономические и социальные проблемы строительства Основной проблемой отрасли является критическое финансовое состояние строительных организаций. Хронический недостаток собственных оборотных средств вызывается опережающим ростом цен на строительные материалы и конструкции, электроэнергию и топливо, а также увеличением объемов неплатежей за выполненные работы и услуги. Инфляционные процессы и высокие ставки по кредитам поставили многие предприятия на грань банкротства. Такое положение обусловило низкий уровень выполнения государственной инвестиционной программы по вводу в действие важнейших производственных мощностей и объектов социальной сферы. Задолженность предприятиям строительнного комплекса за выполненные объемы работ в 1996 году превысила 73,7 трлн. рублей. Особенность строительного рынка на современном этапе - появление совместных предприятий и иностранных фирм, которые в 1995 году освоили 7,3 трлн.рублей инвестиций, или 2,7 процента. 3. Цели и направления реструктуризации Ведущая роль строительной отрасли в перестройке промышленной политики и формировании жилищно-социального комплекса России делает ее реформирование чрезвычайно актуальным. Решение этой проблемы позволит обеспечить наиболее рациональное использование части национального дохода, направляемой на воспроизводство основных фондов, а также создать необходимые пропорции в развитии производственного сектора и социальной сферы. В этой связи целью организационно-экономических преобразований отрасли в среднесрочный период станет, в первую очередь, максимальное повышение ее эффективности и конкурентоспособности в рыночных условиях, что реализуется: * на государственном уровне - на базе необходимого для действенного функционирования отрасли законодательно-правового регулирования; * на отраслевом уровне - на основе повышения качества, снижения сроков и стоимости строительства, а также организационно-технологического реформирования его материально-технической базы. 4. Общая хозяйственная стратегия реструктуризации Изменения в хозяйственной деятельности строительных организаций тесно связаны с ситуацией в инвестиционной сфере. Увеличение инвестиционных ресурсов становится главным рычагом модернизации производственного потенциала строительных организаций, снижения издержек в строительстве и возобновления на этой основе экономического роста подрядных организаций. В условиях структурной перестройки строительного комплекса особое значение приобретает государственное законодательно-правовое регулирование работы отрасли, создающее необходимые предпосылки для экономического роста, повышения отдачи от инвестиций. Первоочередными законодательными актами, обеспечивающими решение этих задач, будут решения Правительства, направленные на: * усиление контроля за целевым использованием централизованных капитальных вложений, формированием единой инвестиционной программы; * проведение взаимосвязанной бюджетной, налоговой и ценовой политики; * повышение роли целевого использования амортизационных отчислений как важнейшего источника инвестиций; * расширение масштабов конкурсного размещения централизованных инвестиций на возвратной основе; * последовательное снижение процентной ставки по банковским кредитам; * обеспечение гарантированного и непрерывного финансирования, имущественной ответственности всех участников инвестиционной деятельности, введение системы банковских гарантий и страхования рисков; * обеспечение государственной поддержки индивидуального жилищного строительства и привлечение сбережений населения на инвестиционные цели; * развитие системы гарантий и правового обеспечения активной деятельности частных инвесторов, в том числе иностранных; * создание условий для сокращения незавершенного строительства, включая повышенное налогообложение его сверхнормативных объемов, приоритетность реконструкции и технического перевооружения, реализация проектов, предусматривающих при создании новых мощностей по производству продукции или оказанию услуг использование существующих зданий, сооружений и производственных площадей; * расширение межотраслевой интеграции, создание финансово-промышленных и финансово-строительных групп, лизинговых, холдинговых компаний, акционерных объединений и ассоциаций, дальнейшее развитие малого бизнеса. На отраслевом уровне повышение эффективности работы отрасли будет осуществлено на основе создания экономических, организационных и научных предпосылок для повышения качества, производительности труда, сокращения сроков строительства, снижения материалоемкости и удельной стоимости строительства. В сфере научно-технической политики особое внимание будет обращено на повышение эффективного использования научно-технического потенциала и исследований в интересах строительного комплекса, обеспечение ресурсо- и энергосбережения в капитальном строительстве, определяющих принципиально новый социальный и технологический уровень строительства. Надлежит развить и усовершенствовать государственную систему нормативных документов и стандартов в сфере строительства с целью обеспечения их соответствия новым условиям хозяйствования международным стандартам и нормам, сохранения единства нормативной базы строительства. Основное содержание реформирования проектного дела будет направлено на перевод от типового к целевому вариантному проектированию на конкурсной основе. Реформирование организационно-правовых отношений в отрасли акцентируется на лицензировании деятельности строительных фирм, формировании конкурентной среды, развитии подрядных торгов и сертификации строительной продукции с целью резкого повышения качества строительных и монтажных работ и выхода отечественных строительных фирм на конкурентный мировой уровень, на активизацию работы архитектурно-строительного надзора, маркетинговых и инжиниринговых служб. Главными задачами по более широкому развитию практики подрядных торгов и совершенствованию договорных отношений являются: * оказание практической помощи субъектам Российской Федерации в развитии сети инжиниринговых служб по проведению подрядных торгов; * организация системы информационного обеспечения подрядных торгов, обобщение и распространение опыта проведения тендеров; * подготовка и повышение квалификации кадров для работы в рыночных условиях. В сфере ценообразования намечается создание действенного экономического механизма, обеспечивающего минимизацию стоимости конечной продукции строительства и повышение ее потребительско-эксплуатационных качеств. В области совершенствования механизации строительства намечается разработать и реализовать федеральную программу развития отрасли строительного и дорожного машиностроения, развивать региональную сеть фирменного обслуживания и сервиса строительной техники, а также определить приоритеты развития строительного машиностроения, имея в виду, что к 2000 году ведущие предприятия этой отрасли должны выпускать технику, отвечающую требованиям международных стандартов и технологий. Для существенного повышения производительности и качества труда, темпов роста объемов строительно-монтажных работ предусматривается оснащение строительных рабочих эффективным техническим и технологическим инструментом и средствами малой механизации. В сфере организации производства и управления будет осуществлен последовательный переход от управления отдельными объектами к управлению инвестиционными проектами и программами. Намечается осуществление мер по повышению мобильности и организационно-технического уровня строительного производства, сокращению продолжительности срока строительства объектов, обеспечению конкурентоспособности российских строительных организаций как на отечественном, так и на зарубежном рынке подрядных работ. 5. Динамика реструктуризации Общий объем строительного производства с учетом определенных целей и прогнозируемых условий намечается довести к 2000 году до 255 трлн.рублей, или увеличить в 1,3 раза по сравнению с 1995 годом. Объемы подрядных работ в процессе реструктуризации строительного комплекса составят: (трлн. рублей, в ценах 1995 года) ------------------------------------------------------------------ 1997 год | 1998 год | 1999 год | 2000 год ------------------|---------------|---------------|--------------- 200 | 210 | 225 | 255 ------------------------------------------------------------------ Поступательное развитие строительного комплекса в значительной степени определяется динамикой роста инвестиций в социальную сферу, отрасли промышленности, агропромышленный комплекс, связь и транспорт. 6. Институциональные преобразования в строительстве Существующий потенциал строительного комплекса позволяет решать задачи по выполнению федеральных, отраслевых и региональных программ. Реализация новых крупных государственных и коммерческих инвестиционных проектов в существующих условиях разукрупнения строительных и монтажных организаций потребует создания в структуре строительного комплекса инжиниринговых фирм, способных организовать работу значительного количества контрагентов и обеспечить освоение крупных объемов инвестиций. В целях повышения эффективности строительства и снижения его стоимости дальнейшее развитие получит производство комплектов изделий для малоэтажного жилищного строительства, новых высокоэффективных видов теплоизоляционных материалов, мелких блоков из ячеистого бетона, керамического и грунтоцементного кирпича с использованием местных сырьевых ресурсов и других материалов и изделий на предприятиях материально-технический базы строительного комплекса. ПРИЛОЖЕНИЕ N 2 к программе Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997 - 2000 годах" Основные направления развития регионов Российской Федерации до 2000 года Северный экономический район является крупной топливно-энергетической и минерально-сырьевой базой, здесь сосредоточено около 40% важнейших топливных ресурсов европейской части страны. Общие перспективные нефтегазоносные площади составляют около 600 тыс.кв.км, а геологические запасы угля - 214 млрд.тонн. Велики запасы апатитовых руд (свыше 10 млрд.тонн), руд черных и цветных металлов, алмазов. В районе сосредоточено около 40% лесных и 38% водных ресурсов европейской части России, значительные рыбные ресурсы Баренцева и Белого морей. Первоочередными целями структурной политики в Северном экономическом районе являются: * стабилизация социально-экономической ситуации; * создание предпосылок для устойчивого развития экономики. Стабилизация социально-экономической ситуации в регионе предполагает: * создание условий для формирования многосекторной экономики, основанной на оптимальном сочетании государственного регулирования рыночных механизмов функционирования хозяйства; * развитие базовых отраслей специализации; * сокращение социальных издержек за счет упорядочения процессов миграции, решение демографических проблем, создание системы социальной поддержки гарантий и льгот, устойчивого продовольственного, материально-технического и финансового обеспечения как населения, так и самих воспроизводственных процессов; * сокращение ущерба, наносимого природной среде на Севере, и стабилизацию экологической ситуации; * введение особого режима природопользования. Концентрация в Северном регионе ценнейших природных ресурсов определяет специфику народнохозяйственного комплекса, основанного на развитии топливно-энергетического (электроэнергетика - 5,3%, нефтедобывающая - 3,0%, газовая - 3,1%, угольная - 10,8% общего объема по Российской Федерации), горнодобывающего, лесохимического (28,1%) и рыбоперерабатывающего комплексов. Сырьевые ресурсы Северного района в значительной мере обеспечивают рыночные потребности большинства европейских районов России и зарубежных стран в топливе, лесо-, и металлопродукции, фосфорных удобрениях, строительных материалах. Иностранные инвестиции в 1996 году по регионам Северного экономического района составили: * Республика Карелия - 18,2 млн.долл.США; * Республика Коми - 393,3 млн.долл.США; * Мурманская область - 6 млн.долл.США; * Архангельская область - 40 млн.долл.США; * Вологодская область - 1,5 млн.долл.США. Ожидается увеличение объема иностранных инвестиций к 2000 году в 2-2,5 раза. В настоящее время Северный экономический район является дотационным. Даже Мурманская область, не получившая трансферты в 1996 году, по проекту Федерального закона "О федеральном бюджете на 1997 год" включена в список регионов, нуждающихся в поддержке из фонда финансовой поддержки регионов. В перспективе район сохранит значение крупнейшего в европейской части России поставщика топливно-энергетического и минерального сырья, продукции металлургической, химической, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, отдельных видов продукции машиностроения. Дальнейшее развитие получат добыча и переработка рыбы и морепродуктов. В добывающих отраслях будут реализоваться проекты, обеспечивающие вовлечение в эксплуатацию нефтегазовых ресурсов Тимано-Печорской провинции, а также месторождений нефти и газа на шельфе Западной Арктики. Федеральной целевой программой реструктуризации предусмотрена ликвидация неперспективных угледобывающих предприятий и низкорентабельных вспомогательных производств Печорского угольного бассейна. Предусмотрена реконструкция и техническое перевооружение 13 перспективных угледобывающих предприятий, в результате чего численность работающих на них к 2000 году сократится на 3460 человек. Намечается начать освоение месторождений алмазов в Архангельской области. Лесопромышленный комплекс будет развиваться на основе более глубокой переработки древесины и освоении выпуска новых видов продукции. В Архангельской и Мурманской областях продолжатся работы по конверсии оборонных отраслей промышленности. В Мурманской области предстоит решить вопросы по обеспечению живучести, непотопляемости, ядерной безопасности и утилизации атомных подводных лодок, а также создания безопасных технологий для выгрузки, транспортировки и перевалки отработанного ядерного топлива атомных подводных лодок, переработки твердых и жидких радиоактивных отходов и подготовки к длительному хранению реакторных отсеков подводных лодок. Будет совершенствоваться транспортная инфраструктура района за счет строительства новых железнодорожных линий Ледмозеро-Кочкома, Карпогоры-Вендинга и Сыктывкар-Черная, что значительно улучшит связь района со странами Скандинавского полуострова и регионами Урала и позволит значительно сократить затраты на перевозку грузов к портам Северного бассейна. Предстоит провести реконструкцию морских портов в Архангельской и Мурманской областях и усилить автомобильные и железнодорожные подходы к этим портам. Большое значение для района будет иметь развитие его топливно-энергетической базы. Предусматривается строительство Кольской АЭС-2 и ряда ТЭЦ. Продолжится сооружение газопровода Нюксеница-Архангельск и начнется строительство газопровода Обозерский-Мурманск, что значительно улучшит энергетический баланс Северного экономического района. Доходы от экспорта продукции будут обеспечиваться железорудными и апатитовыми предприятиями и предприятиями цветной металлургии Мурманской области, металлургическим комбинатом "Северсталь", деревообрабатывающим комплексом Архангельской области, Республики Коми и Республики Карелия, нефтегазодобывающими предприятиями Республики Коми и Ненецкого автономного округа. Реализация всех этих мероприятий позволит расширить налогооблагаемую базу, что приведет к увеличению и укреплению собственной доходной базы бюджетов регионов. Это в свою очередь приведет к существенному улучшению положения в социальной сфере. В настоящее время доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составляет 19,2% общего числа населения Северного экономического района. Величина прожиточного минимума составляет 340-440 тыс. рублей. Уровень зарегистрированной безработицы составляет 4,5-7,6% по различным территориям. В перспективе в социальной сфере основными приоритетами будут: поддержка наиболее социально не защищенных слоев населения; финансирование в полном объеме затрат на образование, культуру и здравоохранение в соответствии с минимальными социальными стандартами. Большое значение для развития района имели постановления Правительства Российской Федерации по государственной поддержке ряда территорий Северного экономического района. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1996 г. N 90 "О мерах по улучшению использования производственного и природного потенциала Республики Коми" предусматривается дальнейшее развитие добычи нефти и газа на территории Республики Коми. Этим же постановлением намечается освоение месторождений бокситов Среднего Тимана и строительство Ярегского горно-химического комбината. Предусмотрены меры по стабилизации работы лесопромышленного комплекса и развитию транспортной инфраструктуры. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 1996 г. N 642 "О государственной поддержке хозяйственного комплекса Архангельской области в 1997-2000 годах" предусматриваются поддержка рыбопромышленного комплекса и судостроительных предприятий Архангельской области и развитие топливно-энергетического комплекса. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1996 г. N 1383 "О мерах по стабилизации социально-экономического положения Мурманской области" предусмотрены меры по поддержке горнопромышленного и топливно-энергетического комплекса Мурманской области. Решение указанных проблем позволит стабилизировать социальную и экономическую ситуацию в районе. Северо-Западный экономический район не располагает значительными запасами полезных ископаемых. Промышленное значение имеют только запасы фосфоритов, бокситов, торфа, горючих сланцев. Имеются большие запасы водных и лесных ресурсов. Особенностью Северо-Западного экономического района является его исключительное геополитическое положение, так как по его территории проходят важнейшие коммуникации, связывающие центральную часть России с портами Балтийского моря, а также с Финляндией и странами Балтии. Важнейшими направлениями структурной политики для Северо-Западного экономического района являются: * развитие инфраструктуры транспорта и связи, строительство новых и реконструкция уже имеющихся портов; * конверсия оборонной промышленности; * структурная перестройка лесоперерабатывающего комплекса за счет увеличения доли изделий высокой готовности и создания экспортно-ориентированных предприятий; * реконструкция мощностей нефтеперерабатывающей промышленности и электроэнергетики; * поддержка экспортно-ориентированных производств: алюминиевого - на Волховском заводе, нефтеперерабатывающего - в г.Кириши, производства азотных и фосфорных удобрений - в г.Новгороде и в Ленинградской области; * решение социально-экономических проблем, и в первую очередь вопросов занятости и миграции населения; * развитие сферы обслуживания и туризма. В настоящее время Северо-Западный экономический район является одним из индустриально развитых районов Российской Федерации и выполняет важную роль в формировании рынка как крупнейший поставщик разнообразной промышленной продукции, прежде всего продукции машиностроения, особенно наукоемкого и точного. На долю района приходится около 80% производимых в России гидравлических турбин, более 50% генераторов к турбинам, 18% дизелей, значительная часть судов, тяжелых и уникальных станков, изделий радиоэлектроники, приборов, средств автоматизации, пятая часть всех фосфатных удобрений и товаров бытовой химии, 12% серной кислоты, 11% бумаги. Иностранные инвестиции в 1996 году составили около 600 млн.долларов США. Инвестиционная привлекательность района оценивается на перспективу: для г.Санкт-Петербурга как очень высокая, для Ленинградской и Новгородской областей как высокая и для Псковской области как средняя. К 2000 году ожидается увеличение иностранных инвестиций в 2-2,5 раза. В настоящее время финансовое положение района значительно ухудшилось, весь район является дотационным. С 1997 года г.Санкт-Петербург, раньше являющийся донором федерального бюджета, вошел в число субъектов Российской Федерации, нуждающихся в дополнительной помощи из фонда финансовой поддержки регионов. В перспективе развитие Северо-Западного экономического района будет определяться прежде всего преобразованиями в промышленном комплексе. Для обеспечения структурных сдвигов в экономике района предстоит осуществить масштабную конверсию предприятий оборонного комплекса, и прежде всего в Новгородской и Псковской областях. Положительным примером осуществления конверсионных мероприятий в г.Санкт-Петербурге является техническое перевооружение судостроительных верфей под строительство гражданских судов. Предстоит провести реконструкцию предприятий нефтепереработки, электроэнергетики, развитие сферы обслуживания и туризма, рыночной инфраструктуры. Одной из первоочередных задач развития промышленности будет наращивание производства высококачественных товаров народного потребления, оборудования для их производства. Ускоренное развитие получат также отрасли машиностроения, ориентирующиеся на производство наукоемкой высокотехнологичной продукции, оборудования и техники для энергетического, строительного, транспортного и агропромышленного комплексов. Особенностью экономической ситуации в Северо-Западном экономическом районе является наличие здесь крупных энергоемких производств и почти полное отсутствие собственных топливных ресурсов. Поэтому большое значение для района будут иметь работы по развитию его топливно-энергетической базы. В целях повышения надежности энергоснабжения и обеспечения экологической безопасности района необходимо продолжить осуществление мероприятий по реконструкции Ленинградской АЭС. Продолжатся работы по строительству Псковской ГРЭС и линий электропередачи, что позволит снять энергетическую зависимость Псковской области от Эстонии. С целью улучшения коммунально-бытовых условий жителей в районе предполагается строительство газопроводов-отводов в Новгородской и Псковской областях. Кроме того, в Псковской области необходимо провести реконструкцию и строительство торфобрикетных заводов, что позволит удовлетворить потребности населения в топливе. В связи с изменившимся геополитическим положением района ускоренными темпами будет совершенствоваться транспортная инфраструктура. Предусмотрено строительство новых скоростных авто- и железнодорожных магистралей, новых портов и нефтеналивных терминалов. Предстоит осуществить работы по улучшению транспортных подходов к уже имеющимся и строящимся портам. Особую важность приобретут работы по созданию современного торгового флота, расширению и реконструкции торгового порта г.Санкт-Петербурга. На решение этих задач направлены Президентская программа "Российские верфи" и программа "Возрождение торгового флота России". Важное значение для развития транспортной системы г.Санкт-Петербурга имеет ввод в эксплуатацию новых линий метро и проведение восстановительных работ на аварийном участке Кировско-Выборгской линии. Необходимо принять меры по завершению работ на строительстве сооружений для защиты г.Санкт-Петербурга от наводнений. Требуют решения проблемы, связанные с развитием г.Санкт-Петербурга как исторического, культурного и научно-промышленного центра России. Продолжится работа по осуществлению программы "Сохранение и развитие исторического центра г.Санкт-Петербурга", для реализации которой предусмотрено участие иностранных инвесторов. Увеличится объем реставрационных работ на памятниках архитектуры федерального значения в Новгородской и Псковской областях. В Ленинградской и Псковской областях продолжатся работы по обустройству государственной границы Российской Федерации, будет развиваться инфраструктура приграничных территорий, строиться жилье для военнослужащих и их семей. В целях снятия экономической зависимости Ивангорода (Ленинградская область) от Эстонии необходимо создать автономную коммунально-бытовую инфраструктуру. Острой проблемой для всего района является принятие и размещение на своей территории беженцев и вынужденных переселенцев из стран Балтики и СНГ, что обостряет и без того сложную социальную ситуации в районе. В настоящее время доля населения с доходом ниже прожиточного минимума составляет 24% общего числа населения Северо-Западного экономического района. Величина прожиточного минимума составляет 290-350 тыс.рублей. Уровень зарегистрированной безработицы составил по району 3,5 процента к экономически активному населению. Большое значение для развития района имеют Федеральная целевая программа социально-экономического развития Псковской области на 1996-1998 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации N 149 от 16 февраля 1996 г.), постановления Правительства Российской Федерации N 998 от 22 декабря 1992 г. "О социально-экономическом развитии Новгородской области", N 233 от 16 марта 1993 г. "О мерах по государственной поддержке социально-экономического развития Псковской области". Центральный экономический район представляет собой мощный многоотраслевой комплекс, основу которого составляет промышленность. Наибольший удельный вес в промышленности Москвы и Московской области, Брянской, Владимирской, Калужской, Костромской и Тульской областей занимает машиностроение и металлообработка, а в Ивановской и Тверской областях - легкая промышленность. В г.Москве и Московской области большое развитие получила станкостроительная и инструментальная промышленность. Центральный экономический район занимает ведущее место в Российской Федерации по производству товарной продукции машиностроения и металлообработки. Район производит почти 1/2 продукции легкой промышленности. В общероссийском обмене и экспорте участвуют около 80% продукции машиностроения, 50% химической и 75% текстильной промышленности района. Экономическую ситуацию в Центральном экономическом районе будут определять следующие основные особенности его природно-экономического потенциала: * отсутствие месторождений энергетических ресурсов, руд черных и цветных металлов, пригодных для промышленной переработки; * ограниченные возможности увеличения сбыта продукции основных отраслей специализации (машины, оборудование, текстиль) на внешнем и внутреннем рынках; * размещение в районе основного российского административного и финансового центра - Москвы; * относительная устойчивость региональных финансов. Собственный экономический потенциал района для перехода к устойчивому экономическому росту недостаточен. Кроме г.Москвы, все регионы района дотационные и получают помощь из фонда финансовой поддержки регионов. Причем начиная с 1997 года Московская область будет получать трансферты (до этого она была донором), как нуждающаяся в дополнительной финансовой поддержке. Москва, Московская, Тульская, Рязанская и Владимирская области обладают высокой инвестиционной привлекательностью для отечественных и иностранных инвесторов. Иностранные инвестиции в 1996 году по областям, входящим в состав Центрального района, составили 255 млн.долларов США (без г.Москвы). К 2000 году ожидается увеличение объема иностранных инвестиций в 2,4 раза. Значительная часть размещенных в районе мощностей, особенно предприятий военно-промышленного комплекса, может эффективно использоваться при условии получения крупных государственных заказов. В перспективе район останется основным производителем продукции обрабатывающей промышленности в стране. Обрабатывающая промышленность района нуждается в государственной поддержке для преодоления опасных социальных последствий ее длительной стагнации. Эта проблема особо остро проявляется в Ивановской, Владимирской и Брянской областях. В Центральном экономическом районе сохранится тенденция замедленного выхода из кризиса предприятий машиностроения, легкой и пищевой промышленности. Мощности этих отраслей в 1996 году использовались только на 30-40%, при этом уже прекращено производство основной массы изделий, не пользующихся спросом и не обеспечивающих рост доходов предприятий. Следует отметить, что объем промышленного производства не будет сокращаться. Производство продукции будет увеличиваться преимущественно за счет выпуска ее новых видов, предназначенных как для внутреннего рынка, так и для экспорта. В топливно-энергетическом комплексе ожидается стабилизация объемов производства электроэнергии. Строительство новых генерирующих мощностей будет вестись в основном для замены мощностей, выводимых из эксплуатации. В нефтепереработке объемы производства бензина и дизельного топлива будут определяться в основном потребностями района. В машиностроении в 1997-2000 годах ожидается рост производства оборудования для нефтегазодобычи, ремонта скважин и транспортировки нефтегазового сырья и продуктов его переработки. Ожидается, что на предприятиях комплекса будут продолжены работы по перепрофилированию и модернизации высвобождаемых мощностей для организации разработки и серийного производства конкурентоспособной продукции, развития экспортного потенциала прежде всего в производстве гражданской авиационной техники, оборудования для ТЭК, наукоемкой медицинской техники и производства новых видов материалов. Дальнейшее перепрофилирование оборонной промышленности будет осуществляться в рамках Государственной программы конверсии оборонной промышленности на 1995-1997 годы. Развитие предприятий легкой промышленности будет осуществляться в соответствии с программой реструктуризации легкой промышленности, изложенной в соответствующем разделе среднесрочной программы Правительства Российской Федерации. В качестве основного направления структурной перестройки легкой промышленности должно стать опережающее развитие готовых изделий, то есть приведение структуры производства в соответствие с требованием рынка изменившейся сырьевой базы. Важным направлением структурной перестройки легкой промышленности должно стать значительное расширение использования отечественного льна. Это направление будет осуществляться на основе федеральной целевой программы "Развитие льняного комплекса России на 1996-2000 годы". Улучшению положения отрасли будет способствовать постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1996 г. N 498 "О неотложных мерах по созданию экономических условий для стабилизации в 1996-1997 годах работы текстильной и легкой промышленности Российской Федерации", а также региональная программа "Структурная перестройка текстильных предприятий Ивановской области на 1996-1999 годы". Основные направления государственной поддержки сельских товаропроизводителей на перспективу намечены в Федеральной целевой программе стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 годы. Реализация всех этих мероприятий позволит расширить налогооблагаемую базу, что приведет к увеличению и укреплению собственной доходной базы бюджетов регионов, а следовательно, к существенному улучшению положения в социальной сфере. Доля населения, живущего ниже прожиточного минимума, имеет тенденцию к росту. Величина прожиточного минимума составляет 232-417 тыс.рублей. Уровень зарегистрированной безработицы в целом по району составляет 2,8 процента, при этом в Ивановской области - 11,8%, Владимирской - 8,7%, Ярославской - 8% и Костромской - 7,4 процента. В перспективе в социальной сфере основными приоритетами будут поддержка наиболее социально незащищенных слоев населения, финансирование в полном объеме расходов на образование, культуру, здравоохранение. Большое значение для развития района имеют принятые постановления Правительства Российской Федерации по государственной поддержке социально-экономического развития Смоленской, Калужской, Ивановской, Брянской и Тверской областей. Особое место в районе занимает г.Москва - крупнейший экономический, научный, банковско-финансовый, культурный и политический центр с населением около 8 млн.человек. Основу экономического потенциала города составляет промышленность, ведущими отраслями которой являются машиностроение, пищевая промышленность, промышленность строительных материалов и электроэнергетика. Наиболее крупными предприятиями являются - АО "АвтоЗИЛ" и "Москвич", Московский электромашиностроительный завод "Динамо", электромеханический завод имени Владимира Ильича, станкостроительные заводы "Красный Пролетарий" и имени Серго Орджоникидзе, хлопчатобумажный комбинат "Трехгорная мануфактура", фабрика имени Фрунзе и другие. Правительство Российской Федерации и правительство Москвы в целях стабилизации промышленного производства принимают меры, направленные на: * поддержку предприятий за счет предоставляемых налоговых и кредитных льгот, оказание им помощи за счет средств отраслевого фонда финансовой поддержки; * расширение помощи слабо защищенным группам горожан, при одновременном создании условий для получения достаточных заработков экономически активной частью населения города; * комплексное решение транспортных проблем, устойчивую работу инженерной инфраструктуры, всех отраслей обслуживания, восстановление основных фондов метрополитена и продолжение его строительства; * рациональное распределение бюджетных средств на потребление и накопление. Реализация этих мероприятий позволит мобилизовать все источники пополнения бюджета и внебюджетных фондов, ужесточить контроль за расходованием финансовых средств, удержать под контролем экономику и социальную обстановку. В связи с резким падением производства, остановкой части промышленных предприятий, большой задолженностью по выплате заработной платы в г.Москве необходимо принять срочные меры по смягчению социально-экономической ситуации. Намечается реализовать программы, направленные на обеспечение стабилизации экономики, существенное снижение уровня инфляции, переключения финансовых ресурсов государства с поддержки бесперспективных производств на стимулирование секторов экономики, обеспечивающих надежную отдачу затрачиваемых средств и имеющих важное значение для формирования хозяйства в перспективе, создание благоприятного климата для иностранных инвесторов. Иностранные инвестиции в 1996 году составили 3,2 млрд. долларов США. Ожидается увеличение к 2000 году объема иностранных инвестиций в 2,5-3 раза. Величина прожиточного минимума в г.Москве составляет 462 тыс. рублей. Это один из самых "дорогих" городов в России. Более половины населения Москвы имеет среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. Уровень зарегистрированной безработицы составляет 0,8 процента. В целях возмещения значительных потерь, которые несет бюджет города в результате кризиса в отраслях материального производства, намечено осуществить ряд мер, обеспечивающих привлечение дополнительных финансовых ресурсов, ликвидацию задолженности за счет расширения взаимозачетов, размещения заказов на конкурсной основе, применения прогрессивных норм расходов, цен и тарифов. По сравнению с 1996 годом объем производства продукции промышленности возрастет к 2000 году на 30% за счет роста производства продукции машиностроения, металлообработки, промышленности строительных материалов, пищевой промышленности. На предприятиях оборонного комплекса до 70% возрастет удельный вес гражданской продукции в общем объеме производства. Продолжится политика реформ, направленная на финансовую и экономическую стабилизацию, структурные преобразования экономики, поддержку отечественных производителей и науки, обеспечение роста реальных доходов москвичей при гарантированной поддержке малообеспеченных групп населения. К 2000 году объем инвестиций увеличится на 63%, в основном за счет финансирования объектов непроизводственного назначения и социальной сферы. Инвестиционная политика будет проводиться за счет собственных ресурсов и внебюджетных источников. Приоритетом инвестиционной деятельности правительства Москвы останется жилищное строительство. Объемы капитальных вложений в строительство жилья сохранятся на уровне 1996 года. Будет введено более 14 млн.кв.м жилой площади, обеспеченность населения общей площадью жилья возрастет с 19 кв.метров на человека до 21,2 кв.метров к 2000 году. Значительные объемы инвестиций будут выделяться, наряду с жилищным строительством, на развитие транспортной системы города, включая метрополитен, реконструкцию объектов культуры и искусства, являющихся национальной гордостью России, и обеспечение экологической защиты населения. В социальной сфере будут предусмотрены меры по сохранению высокого уровня занятости населения, по созданию новых рабочих мест за счет структурной перестройки экономики города, дальнейшего развития рыночного сектора, малого предпринимательства, что позволит решить задачу повышения доходов работающего населения города за счет вторичной занятости, работ по договорам и на условиях совместительства. В то же время продолжится социально-экономическая поддержка малоимущих слоев населения. Волго-Вятский экономический район расположен в центре Европейской части России на важнейших железнодорожных, водных и автомобильных магистралях, связывающих Центральный, Поволжский и Уральский экономические районы. Район не располагает собственными топливно-энергетическими и минерально-сырьевыми ресурсами, кроме торфа, фосфоритов, гидроэнергии, некоторых видов нерудных строительных материалов и лесных ресурсов. Первоочередными целями структурной политики являются: * осуществление целенаправленных структурных сдвигов в промышленности в рамках реализации программ конверсии, санации и финансового оздоровления предприятий, ресурсосбережения, направленных на повышение эффективности использования научного и производственного потенциала; * стимулирование процессов технологического перевооружения и реконструкции предприятий как основы структурных изменений и накопления потенциала для устойчивого развития; * осуществление программы реструктуризации предприятий с целью повышения эффективности производства и конкурентоспособности продукции; * обеспечение устойчивого энергоснабжения путем реконструкции существующих электростанций и создания новых мощностей без использования дорогостоящего органического топлива; * создание благоприятного инвестиционного климата, в том числе для привлечения иностранных инвестиций; * реализация федеральных и региональных целевых программ, направленных на стабилизацию и развитие агропромышленного производства и улучшение социально-экономических условий жизни на селе. В районе в перспективе сохранится существующая структура производства со значительным удельным весом отраслей машиностроения и химической промышленности. Продолжится конверсия военно-промышленного комплекса в рамках Государственной программы конверсии оборонной промышленности на 1995-1997 годы, позволяющей в перспективе провести реструктуризацию военно-промышленных предприятий района, а также развитие высокотехнологичных производств, нацеленных на выпуск эффективной и конкурентоспособной продукции. Сложной проблемой, требующей решения, является наличие в районе крупнейших предприятий-монополистов, которые испытывают трудности со сбытом продукции. Это крупнейший в Европе комплекс светотехнических предприятий в Республике Мордовия, химический комбинат и тракторный комплекс в Чувашской Республике, АО"ГАЗ" в Нижегородской области. Для обеспечения экономического роста необходимо принять кардинальные решения по реформе предприятий, предоставлению им необходимых инвестиционных ресурсов для формирования более рациональной структуры производимой продукции, соответствующей требованиям рынка. Для реализации этих программ большое значение имеет привлечение иностранных инвестиций, которые в 1996 году в целом по району составили 250 млн.долларов США, в том числе почти 50% вложено в Нижегородскую область. Привлечение иностранных инвестиций для АО "Волга" (г.Балахна) позволило увеличить производство бумаги и решить проблему занятости населения. Опыт работы администрации Нижегородской области по привлечению иностранных инвестиций в экономику области показывает, что это может дать значительный экономический эффект. К 2000 году ожидается увеличение иностранных инвестиций в 1,5-2 раза. Планируется привлечение крупных инвестиций в нижегородские предприятия АО "ГАЗ", "Связьинформ", предприятия г.Дзержинска. В топливно-энергетическом комплексе продолжится работа по обеспечению устойчивого энергообеспечения, намечается реконструкция ряда станций и ввод новых мощностей, в том числе на Йошкар-Олинской ТЭЦ-2, мощность которой после ввода двух блоков составит 300 МВт, Саранской ТЭЦ-2 в Республике Мордовия и ряда других объектов. В связи со сложностями в обеспечении энергетики топливными ресурсами больше внимания будет уделяться местным ресурсам. Так, в Республике Марий Эл расширяются и строятся новые торфопредприятия. Важнейшей задачей является устранение негативных последствий в результате затопления Чебоксарской ГЭС, обеспечение инженерной защиты, включая работы по берегоукреплению города Козьмодемьянска и других населенных пунктов. Развитие агропромышленного комплекса будет направлено на стабилизацию сельскохозяйственного производства в целях обеспечения продовольствием населения района. По уровню доходов на душу населения район значительно отстает от других промышленных регионов страны. Уровень безработицы колеблется от 2,5% в Нижегородской области до 6- 7% в Республике Мордовия и Чувашской Республике. Следует отметить, что почти все регионы, за исключением Нижегородской области, являются дотационными и получают помощь из федерального фонда поддержки регионов. Намечаемые мероприятия по социально-экономическому развитию района позволят значительно расширить налогооблагаемую базу, увеличить собственные доходные источники. Большое значение для социально-экономического развития Волго-Вятского района имело постановление Правительства Российской Федерации "О государственной поддержке социально-экономического развития Республики Марий Эл" от 27 октября 1995 года N 1036. В прогнозируемый период предстоит реализовать Федеральную программу экономического и социального развития Республики Мордовия на 1996-2000 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 1995 г. и всесторонне охватывающую проблемы развития экономики Республики. Конечным результатом выполнения этой федеральной программы должна стать стабилизация и структурная перестройка народнохозяйственного комплекса Республики в соответствии с запросами российского рынка, преодоление безработицы и выравнивание жизненного уровня населения. Правительством Чувашской Республики подготовлен проект федеральной целевой программы развития экономики и бюджетного потенциала Чувашской Республики на 1997-1998 годы. Центрально-Черноземный экономический район обладает благоприятными предпосылками экономического развития. Минеральные ресурсы района представлены уникальными запасами железных руд Курской магнитной аномалии, месторождениями огнеупорных глин, металлургических доломитов, медно-никелевых руд, бокситов, отдельными видами минерально-строительного сырья. Запасы железной руды КМА оцениваются в 43,4 млрд.тонн. Основные запасы железной руды Центрально-Черноземного района расположены на территориях двух областей - Белгородской и Курской. В Центрально-Черноземном районе сосредоточен мощный промышленный потенциал (черная металлургия, машиностроение, пищевая промышленность) и развитый агропромышленный комплекс. Важными факторами развития района являются наличие массивов плодородных черноземных земель в сочетании с благоприятными агроклиматическими условиями, удобное расположение по отношению к топливно-энергетическим базам Поволжья, Северного Кавказа и Украины, так как Центрально-Черноземный район испытывает дефицит в топливно-энергетических ресурсах и практически использует лишь привозное сырье. Район производит более 40% железной руды, 15% чугуна, 10% стали, готового проката черных металлов, кузнечно-прессовых машин, химического оборудования, цемента, более 40% сахарного песка. Стабилизация социально-экономической ситуации в регионе предполагает реализацию следующих мероприятий: * продолжение конверсии и реструктуризации отраслей оборонного комплекса и машиностроения; * стабилизацию развития горнодобывающего и металлургических комплексов и предприятий химической промышленности; * обеспечение устойчивого развития энергоснабжения района за счет дальнейшего развития атомной энергетики; * всемерное укрепление агропромышленного комплекса; * обеспечение экологической безопасности населения района; * реализация мер по улучшению условий жизни населения, обеспечению социальных гарантий и льгот. В настоящее время в Центрально-Черноземном районе Российской Федерации все регионы, за исключением Липецкой области, дотационны и получают помощь из фонда финансовой поддержки регионов. Кроме того, Белгородская и Тамбовская области в 1997 году будут получать государственную поддержку как нуждающиеся в дополнительной помощи. В 1996 году объем иностранных инвестиций в Центрально-Черноземном экономическом районе составил 50 млн.долларов США. Ожидается рост объема иностранных инвестиций к 2000 году в 1,8-2 раза. Наиболее привлекательными для отечественных и зарубежных инвесторов являются Белгородская и Воронежская области. Высокодоходными могут оказаться проекты по развитию железорудной промышленности, сахарной отрасли, предприятий по переработке зерна. Развитие Центрально-Черноземного экономического района в среднесрочной перспективе связано с решением задач по рациональному использованию значительных трудовых ресурсов, мощного промышленного потенциала и повышения производительности труда в агропромышленном комплексе. Большое значение для района будет иметь обеспечение энергетической стабильности на основе укрепления его топливно-энергетической базы. Ввод в эксплуатацию в 1998-1999 годах энергоблока N 5 и техническое перевооружение блоков N 1 и N 2 на Курской АЭС и реконструкция Нововоронежской АЭС позволят обеспечить устойчивое энергоснабжение Центрально-Черноземного экономического района. Будет продолжена работа по выполнению мероприятий, предусмотренных Программой развития газификации Центрально-Черноземного экономического района Российской Федерации в 1996-2000 годах и направленных в первую очередь на решение социальных задач в сельской местности. В прогнозном периоде решающее значение приобретают реструктуризация металлургического комплекса. Основными точками роста в районе в среднесрочной перспективе должны стать предприятия металлургии (Новолипецкий и Оскольский металлургические, Лебединский и Михайловский железорудные комбинаты). В агропромышленном комплексе главной задачей будет вывод отрасли из кризисного состояния и обеспечение устойчивого развития растениеводства (зерна, сахарной свеклы, подсолнечника), переработки сельхозпродукции (сахара, растительного масла, муки), выпуска сельскохозяйственного оборудования. Экономический эффект на предприятиях агропромышленного комплекса района может быть получен за счет более низкого уровня прямых издержек на производство продукции растениеводства и животноводства по сравнению со среднероссийскими показателями. Для решения этих задач необходимо проведение агромелиоративных мероприятий по повышению плодородия почв, улучшению семеноводства сельскохозяйственных культур и разведению племенного скота. Переходу к экономическому росту будет способствовать реформирование аграрных предприятий, решение проблемы создания единого рынка продовольствия в рамках регионов Центральной России, включая Московский регион, и развития на этой основе отраслей переработки сельскохозяйственного сырья. Район участвует в реализации федеральной целевой программы "Увеличение производства сахара в Российской Федерации". В экономическом районе сосредоточено около 50% мощностей сахарных заводов России. Реконструкция существующих и строительство новых сахарных заводов послужит основой для создания крупных коммерческих сахарных компаний. К 2000 году в Белгородской, Липецкой и Тамбовской областях предполагается проведение модернизации аграрного сектора. Следствием этого станет вытеснение большей части импортного продовольствия с рынков Московского столичного региона, промышленных центров индустриальной зоны и мобилизация на этой основе инвестиций для развития отраслей обрабатывающей промышленности, транспорта. Будет продолжена работа по конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, которая проводится в рамках Государственной программы конверсии оборонной промышленности на 1995-1997 годы. Для эффективного использования производственных мощностей и научно-технического потенциала оборонных предприятий района необходимо принятие мер по приоритетному развитию наукоемких и конкурентоспособных производств авиастроительного, радиоэлектронного и приборостроительного комплексов в Воронежской, Тамбовской и Курской областях. Важное значение будут иметь меры по повышению конкурентоспособности товаров народного потребления, легкой и пищевой промышленности. Реализация всех этих мероприятий позволит расширить налогооблагаемую базу, следствием чего будет увеличение и укрепление собственной доходной базы бюджетов регионов. Это позволит существенно улучшить ситуацию в социальной сфере. В настоящее время величина прожиточного минимума на душу населения составляет от 201,2 тыс.рублей (Тамбовская область) до 246,2 тыс.рублей (Липецкая область), что ниже среднего уровня по Российской Федерации. Уровень зарегистрированной безработицы составил по Центрально-Черноземному экономическому району 2,2%. Наибольший процент безработных зарегистрирован в Тамбовской области - 6 процентов. Приоритетными направлениями в социальной сфере будут поддержка наиболее социально незащищенных слоев населения, финансирование в полном объеме затрат на образование, культуру, здравоохранение в соответствии с минимальными стандартами. Большое значение для развития Центрально-Черноземного экономического района имеют принятые в 1996 году указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, определяющие развитие регионов и отдельных предприятий района (например, Указ Президента Российской Федерации N 490 от 27 июня 1996 г. "О мерах по развитию горно-металлургического комплекса Белгородской области на 1996-2000 годы "). Ожидается, что реализация намеченных на перспективу мероприятий должна привести к стабилизации социального и экономического положения Центрально-Черноземного района. Поволжский экономический район является крупным промышленным и сельскохозяйственным районом России. На его территории имеются значительные запасы полезных ископаемых - нефти, газа, горючих сланцев, битума, поваренной соли, бишофита, а также разнообразного минерального сырья для строительства. Разведанные запасы нефти на территории района составляют 6,5% общих запасов по России, причем основная их доля приходится на Республику Татарстан. Астраханское газоконденсатное месторождение является вторым по запасам газа в России. Поволжский экономический район обладает хорошо развитой промышленностью, ведущими отраслями которой являются машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность. Машиностроительный комплекс - основная отрасль промышленности района - имеет ведущее значение как в структуре экономики района, так и в промышленности всей России. В структуре машиностроения региона большой удельный вес занимают наукоемкие отрасли, обеспечивающие научно-технический прогресс (приборостроение, электроника, радиотехника, авиакосмическая техника и другие). Государственное значение имеют автомобиле-, судо-, тракторо- и станкостроение, химическое и нефтяное машиностроение, производство подшипников. Поволжье по уровню развития химической и нефтехимической промышленности занимает первое место в России, в том числе по выпуску синтетических смол и пластмасс, труб из термопластов, синтетических моющих средств, а также является одним из крупнейших производителей поливинилхлорида, химических волокон, хлора, этилена, фенола, нефтяного бензина и толуола, является ведущим производителем кино- и фотопленки в России. Важную роль в экономике России продолжает играть топливно-энергетический комплекс района. По производству электроэнергии избыточными являются энергосистемы Саратовской области и Республики Татарстан. В районе сосредоточены крупные центры военно-промышленного комплекса, особенно в Пензенской, Ульяновской и Самарской областях. Получила дальнейшее развитие легкая промышленность. Такие предприятия, как Камышинский хлопчатобумажный комбинат (Волгоградская область), Мелекесская прядильно-ткацкая мануфактура (Ульяновская область) являются крупнейшими в регионе. Поволжский экономический район является крупнейшим производителем сельскохозяйственной продукции, обеспечивая большую часть потребностей региона в зерне, овоще-бахчевой и мясо-молочной продукции за счет собственного производства. Хорошо развиты пищевая и перерабатывающая отрасли промышленности, работающие в основном на собственном сырье. Первоочередными целями структурной политики в Поволжском экономическом районе являются: * стабилизация социально-экономической ситуации; * создание предпосылок для устойчивого развития экономики. Рост объема иностранных инвестиций к 2000 году ожидается в среднем в 2,5 раза. Вместе с тем, почти весь экономический район, кроме Самарской области и Республики Татарстан, в настоящее время является дотационным. Даже такие промышленно развитые области, как Волгоградская, Саратовская и Ульяновская, включены в 1997 году в перечень регионов, дополнительно нуждающихся в поддержке из фонда финансовой поддержки регионов. В большинстве областей и республик Поволжского экономического района переход к экономическому росту ожидается за счет использования финансовых ресурсов и экспортного потенциала предприятий химической и нефтехимической промышленности, развития нефтедобычи и нефтепереработки, машиностроения и конверсионных предприятий. Наиболее эффективный вариант развития и укрепления сырьевой базы нефтяной промышленности - разведка и разработка новых месторождений, сокращение потерь попутного газа, широкое применение новейших методов интенсификации нефтедобычи. Астраханское газоконденсатное месторождение способно ежегодно давать до 5 млрд.куб.метров природного газа (около 8% общей добычи РАО "Газпром"). Запасы нефти в Астраханской области прогнозируются в объеме 5-8 млрд.тонн. Для ее разведки и разработки необходимо инвестировать 2,5-3 млрд.долларов США на конкурсной основе. В конкурсе готовы принять участие 17 ведущих нефтяных компаний мира. Основными путями решения проблем нефтеперерабатывающей промышленности региона является проведение реконструкции нефтеперерабатывающих заводов путем строительства новых комбинированных и укрупненных технологических установок, взамен подлежащих выводу маломощных, морально и физически устаревших (в основном это установки переработки нефти на Волгоградском и Самарском заводах). Это позволит увеличить отбор светлых нефтепродуктов, добиться углубления переработки остаточного сырья, получения нефтепродуктов, соответствующих мировым стандартам. Развитие электроэнергетики района будет осуществляться как за счет строительства АЭС (при внедрении безопасных реакторов), так и получения электроэнергии из восточных регионов. Ввод в действие в Республике Калмыкия парогазовой электростанции мощностью 133 МВт позволит на 55% удовлетворить потребность Республики в электроэнергии. Ввод в действие ТЭЦ-3 в г.Астрахани полностью обеспечит потребность Астраханской области в электроэнергии. Рост объемов производства продукции машиностроения и металлообработки в Поволжье до 2000 года произойдет за счет приоритетного развития автомобильной промышленности в Саратовской, Самарской и Ульяновской областях, а также закупки авиатехники российскими авиакомпаниями на предприятиях авиационной промышленности Ульяновской и Саратовской областей. Реализация инвестиционной программы развития авиационной промышленности позволит увеличить производство гражданских самолетов. Разработки в этой области уже проводятся. Авиаконцерном "ЭКИП" (Саратовская область) разработан новый тип самолета, не имеющего аналогов в мире. Летательный аппарат этого типа можно использовать в труднодоступных районах. Этой моделью заинтересовались отечественные и иностранные инвесторы. Авиалесоохрана России намерена приобрести 300 таких самолетов. Большое значение для развития экономики Поволжья будет иметь модернизация предприятий химической промышленности в Самарской, Волгоградской областях и Республике Татарстан. Ввод очереди завода по производству высококачественного поливинилхлоридного линолеума в г.Отрадном Самарской области в 1998 году позволит частично удовлетворить потребность региона в этой продукции и создать дополнительные рабочие места. В Волгоградской области в АООТ "Каустик" продолжится строительство опытного завода по производству лекарственных средств мощностью до 25 тонн в год. В перспективе в Поволжском экономическом районе будут продолжены работы по перепрофилированию высвобождаемых мощностей предприятий оборонного комплекса на производство гражданской продукции в рамках Государственной программы конверсии оборонной промышленности на 1995-1997 годы. Меры, принимаемые государством по защите отечественных товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции, позволят Поволжскому экономическому району к 2000 году стать одним из крупнейших поставщиков на российском рынке растительного масла, сахара и овощей. При государственной поддержке сахарных заводов, а также привлечении инвестиций оптовых покупателей сахара Пензенская область сможет увеличить объем продажи сахара за пределы региона на 70-75% по сравнению с существующим уровнем. Большое значение для развития экономики Поволжья будет иметь развитие Астраханского транспортного узла, обеспечивающего транспортировку грузов водным путем в Иран и другие прикаспийские государства. Реализация этих мероприятий позволит стабилизировать социально-экономическую ситуацию в регионе, улучшить положение в социальной сфере. В настоящее время в Поволжском районе наблюдается значительная дифференциация среднедушевых доходов по регионам. Средняя заработная плата в регионе составляет 411 - 1025 тыс.рублей, величина прожиточного минимума - 219-355 тыс.рублей. В Самарской области средняя заработная плата составляет 1025,3 тыс.рублей (22 место по России), в то время как Саратовская область, Пензенская область и Республика Калмыкия находятся по этому показателю соответственно на 70, 79 и 87 месте. Уровень зарегистрированной безработицы составляет от 1,7% (Республика Татарстан) до 9,5% (Республика Калмыкия) от экономически активного населения. Большое значение для развития района имели принятые указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной поддержки ряда территорий. С целью государственной поддержки развития транспортного, топливно-энергетического, агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, а также учитывая значение Астраханской области для политических и экономических интересов России в бассейне Каспийского моря, приняты Указ Президента от 26 июня 1996 г. N 991 и постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 1996 г. N 1028 "О государственной поддержке социально-экономического развития Астраханской области до 2000 года". Завершение строительства и ввод в эксплуатацию морского торгового порта в с.Оля (Астраханская область), предусмотренное этими документами, позволит увеличить его грузооборот в 8 раз и создать дополнительно около 13 тыс.рабочих мест. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 1993 года N 1251 "О мерах по реализации приоритетных социально-экономических программ на территории Волгоградской области" предусматривает решение основных проблем развития объектов промышленности и сельского хозяйства (перерабатывающих производств), а также развития транспортных объектов области. В целях оказания государственной помощи в социально-экономическом развитии Самарской области, укрепления курса экономических реформ, усиления их социальной направленности, а также учитывая неблагоприятную экологическую обстановку в области, приняты Указ Президента Российской Федерации от 8 сентября 1993 г. N 1361 "О мерах государственной поддержки социально-экономического развития Самарской области" и постановление Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1993 г. N 905 "О мерах по решению неотложных проблем стабилизации экономики, развитию социальной сферы и охране окружающей среды Самарской области". В связи со значительным загрязнением окружающей природной среды в г.Чапаевске Самарской области, а также в целях создания нормальных условий проживания и труда жителей города, предотвращения загрязнения р.Волги приняты постановления Правительства Российской Федерации от 13 апреля 1993 года "Об улучшении экологической обстановки в г.Чапаевске Самарской области" и от 2 ноября 1995 года N 1071 "О первоочередных мероприятиях по улучшению экологической обстановки в г.Чапаевске в 1996-1998 годах". Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1993 г. N 621 "О мерах по стабилизации социально-экономического положения Саратовской области в 1993-1997 годах" направлено на оказание поддержки области в развитии приоритетных отраслей экономики, повышение социальной защищенности населения. В связи со значительным отставанием Республики Калмыкия в экономическом и социальном развитии от других регионов Поволжья, в целях ускорения ее социально-экономического развития принято постановление Правительства Российской Федерации от 20 апреля 1995 г. "О государственной поддержке социально-экономического развития Республики Калмыкия - Хальмг Тангч в 1995-2000 годах". Выполнение мероприятий, предусмотренных этим постановлением призвано обеспечить ввод в действие важнейших для Республики объектов промышленного, транспортного и социального назначения, решить проблемы водоснабжения. Характерной особенностью Северо-Кавказского экономического района является высокая плотность населения. На территории, занимающей менее 2,7% всей территории Российской Федерации, проживает 11,8% населения. Ни в одном экономическом районе России нет такого количества тесно связанных на небольшом пространстве национальных образований и народов, имеющих свои специфические черты развития и хозяйственные навыки. К этому следует добавить диспропорции в экономическом развитии, низкий уровень обеспеченности республик Северного Кавказа объектами социальной инфраструктуры. Кроме того, социально-политическая и экономическая обстановка в районе осложняется его пограничным положением. События в Чеченской Республике еще более усугубляют обстановку на Северном Кавказе. На западе и юго-западе Северо-Кавказский регион граничит с Украиной, с которой прежде имел глубоко интегрированные производственные связи и кооперацию. Вместе с тем, этот район играет важную роль в функционировании экономики России - обеспечении ее экономической безопасности, развитии транспортных связей, защите ее стратегических интересов. Северо-Кавказский экономический район располагает уникальными природными ресурсами. Промышленное значение имеют залежи нефти, газа, угля, кварцевых стекольных песков, многочисленные месторождения известняков, доломитов, мегреля, распространены рудопроявления молибдена, вольфрама, барита, полиметаллов, наличие термальных и минеральных вод. Природно-климатические и почвенные условия Северного Кавказа благоприятны для развития многоотраслевого сельского хозяйства, санаторно-курортного лечения, отдыха и туризма. Северо-Кавказский экономический район нельзя рассматривать как однородный экономический комплекс. Если в Ростовской области достаточно развито промышленное производство и высокий уровень жизни, то в Республике Адыгее, Краснодарском и Ставропольском краях уровень индустриального развития ниже, а в Республиках Дагестан, Республике Северная Осетия-Алания, Республике Ингушетия и Карачаево-Черкесской Республике уровень социально-экономического развития ниже среднего и один из самых низких в России. Все регионы Северо-Кавказского экономического района являются дотационными, получающими помощь из фонда финансовой поддержки регионов. Промышленность района составляют прежде всего машиностроение и металлообработка, отрасли военно-промышленного комплекса, пищевая и легкая промышленности, которые давали 2/3 всей промышленной продукции; развиты цветная металлургия, промышленность строительных материалов. В то же время остро ощущался недостаток мощностей по переработке овощей и мяса птицы. В перспективе в экономике Северо-Кавказского района ожидается снижение доли тяжелого машиностроения, химии и нефтехимии, получит дальнейшее развитие производство оборудования для аграрного сектора, пищевой и перерабатывающей промышленности, промышленности строительных материалов. Северный Кавказ является энергодефицитным регионом, и развитие энергетики, в основном за счет ввода мощностей на гидроэлектростанциях, является важнейшей задачей. Необходимо принять меры по увеличению объемов и глубины переработки нефти на действующих и вновь создаваемых нефтеперерабатывающих предприятиях. В постановлениях Правительства Российской Федерации по вопросам государственной поддержки экономического и социального развития республик Северного Кавказа намечено развитие базы электроэнергетики. Ведется строительство Зарамагской ГЭС в Северной Осетии-Алании, Нижне-Черекского каскада ГЭС в Кабардино-Балкарии, Ирганайской ГЭС в Дагестане, Ачалукской ГЭС в Ингушетии, тепловой электростанции с парогазовыми установками в Карачаево-Черкессии. Программы "Нефть Осетии" , "Развитие электроэнергетики Осетии", "Развитие электроэнергетики Кабардино-Балкарии" включены в федеральную целевую программу "Топливо и энергия". В этой программе предусмотрена реконструкция Каменской ТЭЦ в Ростовской области с вводом 32 МВт в 1997 году. В Краснодарском крае в результате ввода в действие электрогенерирующих мощностей, увеличения объемов переработки нефти на нефтеперабатывающих предприятиях ликвидируется дефицит в электроснабжении и обеспечении нефтепродуктами. В Республике Дагестан освоение нового месторождения "Инчхе-море" и Димитровского месторождения позволит организовать производство по переработке нефти, что уменьшит потребность в завозимых нефтепродуктах (дизельное топливо, бензин автомобильный). Угледобывающие предприятия, прежде всего в Ростовской области, занимают второе место в России по добыче угля (свыше 20 млн.тонн в год). В соответствии с Федеральным законом от 20 июня 1996 г. "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" администрацией Ростовской области разработана программа, которая предусматривает реструктуризацию угольной промышленности области, выделение до 2000 года малоубыточных шахт на самостоятельный баланс и их приватизацию, ликвидацию убыточных шахт и выделение средств на создание новых рабочих мест в шахтерских городах. Цветная металлургия, представленная в основном Тырныаузским вольфрамо-молибденовым комбинатом (Кабардино-Балкарская Республика), получит дальнейшее развитие, улучшится работа комбината, предполагается увеличить в 2000 году выпуск продукции по сравнению с 1995 годом на 35 процентов. Темпы развития агропромышленного комплекса будут определяться ходом реформы сельскохозяйственного производства, в том числе дальнейшим совершенствованием форм хозяйствования, созданием структур, ориентированных на переработку и вывоз продовольствия на рынки индустриальных районов и на экспорт. Значительные перспективы роста имеют производства по переработке чая, винограда, теплолюбивых технических культур, овощей и плодов. Предусматривается создание небольших перерабатывающих предприятий, максимально приближенных к местам производства сельхозпродукции. Создание дополнительных мощностей по производству сахара в Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской области, Карачаево-Черкесской Республике и Республике Адыгея позволят увеличить производство сахарной свеклы в районе и уменьшить импорт сахара. Направления развития агропромышленного комплекса Северного Кавказа, включающие поддержку отечественных товаропроизводителей, ликвидацию разрыва в ценах на продукцию животноводства и материально-технические ресурсы, гарантированный рынок сбыта, умеренные цены на энергоносители, комбикорма и молодняк, позволят увеличить валовый объем сельскохозяйственной продукции к 2000 году на 7,3% по сравнению с 1995 годом и сократить поставку импортных продовольственных товаров в Россию. Новое пограничное положение республик Северного Кавказа, при условии стабилизации внутри региона и в отношениях с соседними государствами, создает дополнительные перспективы для внешнеэкономической деятельности (создание свободных экономических зон, развитие внешнеторговых портов, возможности использования близости внешнего рынка для оживления производства и приграничной торговли). |