ПРАВОМЕРНО ЛИ УЧИТЫВАТЬ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ РАСХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ-ПОСТАВЩИКА НА ВЫПЛАТУ ПРЕМИЙ И ОПЛАТУ УСЛУГ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ТОВАРОВ, ОКАЗЫВАЕМЫХ ПРОДАВЦОМ (ОРГАНИЗАЦИЕЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ)?. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 02.04.08 03-03-06/1/244

          ПРАВОМЕРНО ЛИ УЧИТЫВАТЬ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА
         НА ПРИБЫЛЬ РАСХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ-ПОСТАВЩИКА НА ВЫПЛАТУ
            ПРЕМИЙ И ОПЛАТУ УСЛУГ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ТОВАРОВ,
            ОКАЗЫВАЕМЫХ ПРОДАВЦОМ (ОРГАНИЗАЦИЕЙ РОЗНИЧНОЙ
                              ТОРГОВЛИ)?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                           2 апреля 2008 г.
                           N 03-03-06/1/244

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по  вопросу  учета в целях налогообложения прибыли расходов на
выплату премий и оплату оказанных услуг и сообщает следующее.
     При   определении   налоговой   базы   по   налогу   на   прибыль
налогоплательщик  - российская организация уменьшает полученные доходы
на  сумму  произведенных  расходов  в  порядке, предусмотренном гл. 25
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
     При  этом  ст. 252 НК РФ предусмотрены критерии, в соответствии с
которыми  осуществленные затраты (за исключением расходов, указанных в
ст.  270  НК  РФ)  признаются  расходами  для  целей налогообложения и
учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
     Так,    расходами   признаются   обоснованные   и   документально
подтвержденные  затраты  (а  в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ,
убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     Под  обоснованными  расходами понимаются экономически оправданные
затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     Под  документально  подтвержденными расходами понимаются затраты,
подтвержденные    документами,    оформленными    в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными
в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном
государстве,  на  территории которого были произведены соответствующие
расходы,  и  (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные
расходы  (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке,
проездными  документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с
договором).
     Расходами   признаются   любые   затраты  при  условии,  что  они
произведены  для осуществления деятельности, направленной на получение
дохода.
     Обоснованность  расходов, учитываемых при расчете налоговой базы,
должна   оцениваться   с  учетом  обстоятельств,  свидетельствующих  о
намерениях   налогоплательщика   получить   экономический   эффект   в
результате   реальной   предпринимательской   или  иной  экономической
деятельности.
     Учитывая,   что  в  налоговом  законодательстве  не  используется
понятие  экономической  целесообразности  и  не регулируются порядок и
условия  ведения  финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность
расходов,  уменьшающих  в  целях налогообложения полученные доходы, не
может  оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности,
эффективности  или  полученного  результата.  В  силу принципа свободы
экономической   деятельности   (ч.  1  ст.  8  Конституции  Российской
Федерации)  налогоплательщик  осуществляет  ее  самостоятельно на свой
риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и
целесообразность.   При  этом  проверка  экономической  обоснованности
произведенных  налогоплательщиком  расходов  осуществляется налоговыми
органами  во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения
которого установлен Кодексом.
     В   соответствии  со  ст.  506  Гражданского  кодекса  Российской
Федерации  (далее  -  ГК  РФ) по договору поставки поставщик-продавец,
осуществляющий  предпринимательскую деятельность, обязуется передать в
обусловленный  срок  или  сроки  производимые или закупаемые им товары
покупателю  для использования в предпринимательской деятельности или в
иных  целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным
использованием.
     Кроме   того,   в  соответствии  с  положениями  ст.  494  ГК  РФ
выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров,
демонстрация   образцов  или  предоставление  сведений  о  продаваемых
товарах  (описаний,  каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их
продажи  признается  публичной  офертой  в  рамках  договора розничной
купли-продажи.
     Оплата поставщика-продавца покупателю товаров за их размещение на
полках  магазинов  в  оговоренном  месте не связана с возникновением у
покупателя  обязанности  передать  поставщику имущество (имущественные
права),   выполнить  работы  или  оказать  услуги  в  рамках  договора
поставки.  В  общем  случае указанные операции осуществляются в рамках
деятельности   покупателя   (магазина)  по  оказанию  услуг  розничной
торговли   и   не   связаны   с   деятельностью   поставщика-продавца.
Соответственно,   затраты   поставщика-продавца   по  оплате  действий
покупателя   -   организации  розничной  торговли  в  рамках  договора
розничной  купли-продажи  не  могут  рассматриваться  как экономически
обоснованные расходы для целей налогообложения прибыли.
     При  этом  могут  иметь  место  случаи,  когда  заключенное между
поставщиком-продавцом  и покупателем (магазином) соглашение определяет
целенаправленное   выполнение   организацией   розничной  торговли  за
вознаграждение  конкретных  действий,  обеспечивающих в итоге создание
конкретных   обстоятельств,   привлекающих   дополнительное   внимание
покупателей к наименованию и ассортименту товаров поставщика-продавца.
Данное  соглашение может быть заключено как в виде отдельного договора
на   выполнение  услуг,  так  и  являться  составной  частью  сложного
договора,  включающего  в  себя элементы других видов договоров (в том
числе и договора поставки).
     Согласно  ст.  779  ГК  РФ по договору возмездного оказания услуг
исполнитель  обязуется  по  заданию  заказчика  совершить определенные
действия   или   осуществить  определенную  деятельность,  а  заказчик
обязуется   оплатить   эти   услуги.   Если   у  организации-заказчика
(поставщика-продавца)  есть  основания  полагать, что целенаправленные
оговоренные  в договоре действия исполнителя (покупателя - организации
розничной   торговли)  способствуют  привлечению  внимания  к  товарам
определенного   наименования,  продаваемым  поставщиком-продавцом,  то
такие действия могут рассматриваться в качестве услуг по рекламе.
     Таким   образом,   при  надлежащем  документальном  подтверждении
указанные  расходы  как  расходы  на  рекламу, по нашему мнению, могут
уменьшать  размер  налоговой  базы  по  налогу  на  прибыль в пределах
исчисляемого от размера выручки норматива, установленного п. 4 ст. 264
НК РФ.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
2 апреля 2008 г.
N 03-03-06/1/244