О ЗАЩИТЕ ПРАВ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В ДОМАХ РЕБЕНКА И ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УСТРАНЕНИЮ ЗАМЕЧАНИЙ, ВЫЯВЛЕННЫХ В ХОДЕ ПРОВЕРКИ, ПРОВЕДЕННОЙ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ). Письмо. Министерство здравоохранения и социального развития РФ. 25.01.08 477-ВС


                                ПИСЬМО

        МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ

                          25 января 2008 г.
                               N 477-ВС

                                 (Д)


     Министерство  здравоохранения  и  социального развития Российской
Федерации  направляет для использования в работе информационное письмо
о защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
в   домах   ребенка  и  лечебно-профилактических  учреждениях  системы
здравоохранения  и  предложения  по устранению замечаний, выявленных в
ходе   проверки,   проведенной   Генеральной  прокуратурой  Российской
Федерации.

Заместитель Министра
                                                        В.И.СТАРОДУБОВ
25 января 2008 г.
N 477-ВС


                        ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

     Генеральной  прокуратурой Российской Федерации проведены проверки
органов  и  учреждений здравоохранения и социальной защиты населения в
субъектах  Российской  Федерации по вопросам защиты прав детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей.
     Проверками выявлены серьезные нарушения в защите прав детей-сирот
и  детей,  оставшихся  без  попечения  родителей,  в том числе в домах
ребенка.  Практикуется  длительная  задержка  детей  в  стационарах по
социальным показаниям (Приморский край, Читинская область).
     Деятельность     органов     управления     здравоохранением    и
лечебно-профилактических  учреждений  по обеспечению медико-социальной
помощи  детям  раннего  возраста,  оставшимся без попечения родителей,
осуществляется  в соответствии с действующими нормативными и правовыми
регламентирующими документами.
     Мероприятия,   проводимые   органами  управления  и  учреждениями
здравоохранения  по медицинской, психолого-педагогической и социальной
адаптации  и  реабилитации  детей  в домах ребенка позволили увеличить
число  детей,  передаваемых  на  воспитание в семью, так, в 2006 г. их
удельный  вес  составил  82,99%,  в  2004  г. - 76,3% (от общего числа
выбывших  детей);  из  них  - число детей, взятых родителями, остается
практически на одном уровне, в 2006 году составил 18,5% (в 2004 году -
18,3).  Доля усыновленных детей составила в 2006 г. - 53,9% (в 2004 г.
- 58,0%).
     Вместе    с   тем,   произошло   увеличение   количества   детей,
воспитывающихся  в  домах  ребенка,  с  19,3 тысяч - в 2000 г. до 20,3
тысяч детей - в 2006 г. Большинство детей, поступающих в дома ребенка,
это  дети-сироты  и дети, оставшиеся без попечения родителей, удельный
вес которых составляет около 80%, причем доля детей первого года жизни
- 88,2%.
     Заболеваемость  детей  в домах ребенка выросла в 2006 г. на 9% по
сравнению  с 2005 г., в то же время, заболеваемость детей первого года
жизни  имеет  тенденцию к снижению и в 2006 г. составила 39,5% (в 2005
г.  -  42,3%)  от  общего  числа  заболеваний.  Число  детей-инвалидов
сохраняется  примерно  на  одном  уровне  и составило 27,25% от общего
числа детей, воспитывающихся в домах ребенка.
     В  то  же  время  реабилитационная  работа  развита недостаточно,
вследствие  чего  у  90%  воспитанников  страдает  речевое и сенсорное
развитие.   Кроме   того,   дети   в   ряде   случаев   поступают   из
лечебно-профилактических   учреждений   в  дома  ребенка  недостаточно
обследованными,   с   неустановленным   диагнозом   (ДЦП,  гипотиреоз,
дисплазия  тазобедренных  суставов,  грыжи  и  др.).  В среднем каждый
второй  ребенок  страдает анемией, гипотрофией или рахитом. Отмечается
низкий процент осмотра детей врачами-специалистами (стоматолог - 0,2%,
хирург   -   22%,  офтальмолог  -  13,7%,  отоларинголог  -  8,5%).  В
большинстве  домов  ребенка  основным  направлением медицинской помощи
являются уход и симптоматическое лечение.
     В    ходе   надзора   за   соблюдением   требований   санитарного
законодательства отмечено, что не в полной мере выполняются требования
к условиям содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения  родителей.  Во многих учреждениях из-за технического износа
требуется замена вентиляционного, санитарно-технического оборудования.
Большое  количество  учреждений размещаются в приспособленных зданиях,
не  соответствующих  по  набору  и  площадям  помещений  гигиеническим
нормативам,  часто  отсутствуют  или  имеют  неполный  набор помещений
медицинские пункты, что затрудняет организацию и оказание качественной
медицинской помощи детям.
     По-прежнему  серьезной проблемой остается качество и безопасность
питьевой  воды,  используемой  в  данных  учреждениях. В ряде регионов
имели  место  факты  неудовлетворительной  организации  питания детей,
невыполнения норм питания, занижения калорийности готовых блюд.
     В  целях совершенствования медико-социальной помощи детям-сиротам
и детям, оставшимся без попечения родителей, необходимо:
     - принять меры по совершенствованию оказания медицинской помощи и
соблюдению законности в части охраны прав детей раннего возраста;
     - обеспечить  проведение  диспансеризации  детей-сирот  и  детей,
оставшихся  без  попечения  родителей,  а  также  детей, находящихся в
трудной жизненной ситуации;
     - не  допускать  пребывания  детей-сирот  и детей, оставшихся без
попечения   родителей,   в   стационаре   при  отсутствии  медицинских
показаний;
     - обеспечить повышение квалификации специалистов домов ребенка по
вопросам  диагностики,  лечения  и  реабилитации детей с врожденными и
наследственными  заболеваниями центральной нервной системы в сочетании
с соматической патологией.