ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В 1997-2000 ГОДАХ" (ЧАСТЬ 14) ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 31 марта 1997 г. N 360 (Д) В Республике Ингушетия, Республике Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарской Республике созданы свободные экономические зоны, намечается создание такой зоны в Республике Дагестан. В ситуации, когда Новороссийск и Таганрог оказались единственными российскими морскими портами в Азово-Черноморском бассейне, важное значение приобретает строительство и развитие морских портов в Краснодарском крае и в Ростовской области, мощность которых к 2000 году увеличится на 35 млн.тонн в год. Строительство морского порта в Республике Дагестан укрепит позиции России на Каспийском море, будет способствовать росту внешнеэкономических связей и даст возможность получить дополнительные инвестиции для развития хозяйства Республики. Благоприятные климатические условия способствуют развитию курортно-туристической индустрии Геленджика, Анапы, Сочи, Кавказских Минеральных Вод, Теберды, Домбая. Социально-экономическое развитие отдельных регионов Северо-Кавказского района (Дагестан, Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкария, Ингушетия и Адыгея, Ставропольский и Краснодарский края) осложняется большим притоком беженцев и вынужденных переселенцев в связи с осетино-ингушским конфликтом и событиями в Чеченской Республике. Это усугубляет одну из главных проблем в сфере социальной политики - проблему занятости населения на Северном Кавказе. Северный Кавказ - единственный в стране район, в котором ожидается абсолютное увеличение трудовых ресурсов (почти на 16%) к 2000 году. Рост численности экономически активного населения и переход безработицы из скрытой формы в явную обусловят повышение уровня безработицы с 3,5 до 5,2%. Максимальный уровень безработицы прогнозируется в Республике Дагестан - 7,5%, минимальный в Республике Адыгея - 0,8 процента. В целях стабилизации социально-экономического положения и ликвидации отставания в развитии отдельных регионов Северного Кавказа Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации принят ряд документов. Указ Президента Российской Федерации от 10 февраля 1993 г. N 207 "О мерах по государственной поддержке экономического и социального развития Республики Адыгея" и постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 1995 г. N 81 "О государственной поддержке социально-экономического развития Республики Адыгея в 1995-2000 годах" предусматривают продолжение проведения мероприятий по предотвращению отрицательного влияния Краснодарского водохранилища на прибрежную зону. В целях становления вновь образованной Республики Ингушетия и оказания государственной поддержки ее развития приняты Указ Президента Российской Федерации от 25 февраля 1993 г. N 280 и постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 1994 г. N 740 "О зоне экономического благоприятствования на территории Ингушской Республики". Их реализация за короткий срок позволила решить многие социальные задачи в Республике. Учитывая социально-политическую и экономическую ситуацию в Республике Дагестан, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 12 октября 1995 г. N 1000 "О неотложных мерах по стабилизации социально-политической ситуации и экономического положения в южных приграничных районах Российской Федерации в пределах Республики Дагестан". Постановлением предусмотрено обустройство государственной границы Российской Федерации с Азербайджанской Республикой, а также намечены меры по улучшению экономического положения в регионе. Более половины территории Дагестана занимают горные районы, уровень развития хозяйства и жизненные условия в которых значительно ниже, чем в других районах Республики. Решение данной проблемы нашло отражение в постановлении Правительства Российской Федерации от 2 ноября 1995 г. N 1062 "О мерах по выполнению постановлений Правительства Российской Федерации о государственной поддержке социально-экономического развития Республики Дагестан, в том числе ее горных районов, в 1996-2000 годах". Федеральные программы по социально-экономическому развитию Республики Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарской Республики, Краснодарского края направлены на создание дополнительных рабочих мест, ускорение решения жилищного вопроса для беженцев и вынужденных переселенцев и стабилизацию социально-экономической и политической ситуации в Северо-Кавказском экономическом районе. Ситуация, складывающаяся в Чеченской Республике и вокруг нее, а также тенденции ее развития обуславливают необходимость решения следующих взаимосвязанных задач: * сохранение территориальной целостности Российской Федерации путем закрепления Чеченской Республики в конституционно-правовом и экономическом пространстве России; * восстановление экономики и социальной сферы Республики, ее демилитаризация; * установление гражданского мира и согласия; * укрепление правопорядка и соблюдение законности на всей территории Республики; * защита общегосударственных интересов; * создание в рамках законодательства Российской Федерации правового режима, позволяющего осуществлять хозяйственную деятельность на основе разграничения полномочий между органами государственной власти Чеченской Республики и федеральными органами государственной власти. В первую очередь будут решены социальные вопросы: * обеспечение выплат пенсий и заработной платы; * выплаты компенсаций лицам, пострадавшим в результате боевых действий. Уральский экономический район занимает третье место после Западной Сибири и Поволжья по добыче нефти, объем производства бумаги предприятиями Урала составляет около 16% общего производства в Российской Федерации. Заметную роль в экономике района, а также страны играет добыча железной и медной руды, бокситов, газа, калийных солей, асбеста. Урал отличается огромным промышленным и научным потенциалом с высококвалифицированными кадрами. Ведущие позиции занимают машиностроение, электроэнергетика, лесная и деревообрабатывающая промышленность. Вместе с тем большинство регионов Урала, за исключением Республики Башкортостан и Свердловской области, являются дотационными. Пермская область, не получающая трансферты в 1996 году, по проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 1997 год" включена в список регионов, нуждающихся в поддержке из фонда финансовой поддержки регионов. Доля населения, имеющего душевые доходы ниже прожиточного минимума, не уменьшается. По экономическому району в среднем это - более трети населения, по территориям - от 20 до 48 процентов. По покупательной способности (из 19 продуктов, которые можно приобрести на среднюю зарплату) Республика Башкортостан, Пермская, Свердловская и Челябинская области находятся на среднероссийском уровне. Удмуртская Республика, Курганская и Оренбургская области по этому показателю занимают соответственно 39, 43 и 47 места, а Коми - Пермяцкий автономный округ - 83 место в России. Безработица достигла размеров, угрожающих в социальном плане. Число безработных в процентах к численности экономически активного населения составляет по Уральскому экономическому району 4,6%, значительно выше этот показатель в Курганской области (5,7%) и Удмуртской Республике (7,5%). Одной из важнейших причин падения объемов промышленного производства в последние годы является крайне низкий уровень технической оснащенности предприятий, угрожающий износ производственных фондов (60%). Намечаемые меры по стабилизации экономики района на первом этапе (1997 - 1998 годы) связаны c модернизацией металлургического, машиностроительного и химического комплексов, конверсией предприятий ВПК, с реализацией крупных инвестиционных проектов. К 2000 году в результате принятых мер Уральский экономический район сохранит позиции одного из основных производителей продукции черной и цветной металлургии, машиностроения. Развитие металлургической промышленности будет происходить по пути перехода на энерго- и материалосберегающие технологии, выпуск продукции из высококачественных металлов и сплавов и полуфабрикатов. Федеральной программой "Техническое перевооружение и развитие металлургии России" намечено в 1997 году развитие мощностей по добыче медной руды в АО "Гайский ГОК" (Оренбургской область), ввод в 1998 году мощностей в Свердловской области на ПО "Севуралбокситруда" по добыче бокситов и в АО "Высокогорский ГОК" по добыче железной руды. На Нижнетагильском металлургическом комбинате после завершения реконструкции в 1998 году будет осуществлен переход на непрерывное литье заготовок, вывод из эксплуатации мартеновского производства и блюмингов. Окончание строительства Новоалапаевского металлургического завода в 1999 году позволит освоить принципиально новое производство горячекатаного листа по новейшей технологии, дающей 40-50% экономии энергоресурсов и труда. На территории Челябинской области в 1998 году предусматривается ввод мощностей по выпуску труб стальных в АО "Челябинский трубопрокатный завод" и стального проката в АО "Магнитогорский металлургический комбинат". Освоение выпуска новых машин и оборудования (экскаваторов, грузовых автомобилей, железнодорожных вагонов, металлургического оборудования), отвечающих современным требованиям и качеству, позволит повысить объем их производства в 1998 году. Государственная поддержка АО "Пермские моторы" даст возможность на основании совершенствования технологии изготовления повысить качество и надежность авиационных двигателей, их моторесурс и тем самым обеспечить развитие самолетостроения. В рамках федеральной целевой программы "Развитие и повышение качества пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте" в 1997 - 1998 годах намечен ввод мощностей по производству главных генераторов для тепловозов в АО "Привод" в г.Лысьва Пермской области. Предполагается, что темпы роста объемов производства электрической энергии на территории Урала будут значительно выше среднероссийских, что дает основание считать Уральский экономический район основным производителем электроэнергии наряду с Центральным и Восточно-Сибирским районами. Это составит в процентном отношении к общему объему производства электроэнергии в Российской Федерации соответственно - 15,5%, 18% и 17%. Предусматривается продолжение строительства Белоярской АЭС в Свердловской области (ввод турбины в 2001 году), Южно- Уральской АЭС в Челябинской области (ввод турбины в 2002 году). Особое внимание предстоит уделить переработке техногенных отходов, которых на Урале накопилось до 100 млрд.тонн, содержащих десятки миллионов тонн черных металлов, сотни тысяч тонн меди, тысячи тонн серебра, сотни тонн золота и ценнейшие элементы редкоземельной группы. Для решения многих проблем Урала большое значение имеет проведение конверсии предприятий оборонного комплекса в Свердловской области и Удмуртской Республике. В целях инвестиционной поддержки, ускорения переориентации производства предприятий оборонных отраслей указанных регионов и в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 9 апреля 1996 г. N 510 и от 12 мая 1996 г. N 962 им предоставлены крупные инвестиционные налоговые кредиты. Легкая промышленность должна стать в районе быстро окупаемой и доходной отраслью. Здесь, как ни в какой другой отрасли, требуется проведение технического перевооружения для повышения качества продукции и конкурентоспособности. Большое значение имеет окончание строительства Башкирского завода полиэфирного волокна. Ввод его в действие позволит осуществить структурную перестройку текстильной и швейной промышленности, решить сырьевые проблемы выпуска упаковочных материалов для пищевых продуктов. Разрешению транспортных проблем будет способствовать реконструкция водных путей Камского бассейна с вводом в 1997-1998 годах отдельных объектов в Пермской области. Большинство регионов Урала, кроме Республики Удмуртии и Курганской области, могут развиваться, в основном, на базе собственных экономических ресурсов. Регионы Урала имеют высокую инвестиционную привлекательность для отечественных и зарубежных инвесторов. В 1996 году объем иностранных инвестиций в целом по району составил около 270 млн.долларов США. К 2000 году ожидается их рост в 3-3,5 раза. В целях стабилизации экономики регионов, входящих в Уральский экономический район, и улучшения условий жизни населения Правительством Российской Федерации намечены меры государственной поддержки. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 1996 г. N 577 утверждена федеральная целевая программа "Социальная и радиационная реабилитация населения и территорий Уральского региона, пострадавших вследствие деятельности производственного объединения "Маяк", на период до 2000 года". В программу включены мероприятия по созданию безопасных условий проживания в зоне влияния ядерных объектов, по восстановлению и дальнейшему развитию агропромышленного комплекса, лесного хозяйства и другие мероприятия. Оздоровление экологической обстановки Оренбургской области и г.Нижний Тагил Свердловской области будет осуществляться в соответствии с федеральными программами, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 8 июня 1996 г. N 658 и от 6 мая 1995 г. N 452. Принято постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. N 436, предусматривающее участие в финансировании первоочередных мероприятий по оздоровлению окружающей среды и населения г.Каменск - Уральский Свердловской области. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 1996 г. N 661 "О мерах государственной поддержки социально - экономического развития Коми-Пермяцкого автономного округа до 2000 года" принято решение реализации региональной комплексной программы социально - экономического развития автономного округа. В целях государственной поддержки социально-экономического развития Оренбургской области принято постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 1996 г. N 1561, в котором предусматриваются меры по стабилизации и повышению добычи нефти и газового конденсата, развитию нефтеперерабатывающих производств, реконструкции предприятий металлургического и машиностроительного комплексов, созданию и воспроизводству основных фондов в агропромышленном комплексе области. Уделяется внимание также развитию социальной инфраструктуры. Меры государственной поддержки будут иметь важнейшее значение для Урала в реализации его универсального потенциала как природно-ресурсного, так и научно-производственного, требующего модернизации применительно к современным условиям рынка. Выполнение намеченных мер позволит добиться к 2000 году устойчивой стабилизации и начала роста производства в большинстве отраслей промышленности регионов Урала. Западно-Сибирский экономический район концентрирует основные ресурсы стратегических видов горючих ископаемых. На долю района приходится 70% добычи нефти и более 90% природного газа в общей добыче Российской Федерации, около 40% добычи угля. Нефтегазовый комплекс Западной Сибири и Кузбасс в значительной степени обуславливает энергетическую безопасность Российской Федерации. Обладая такими значительными минерально- сырьевыми ресурсами, как железная, марганцевая и хромовые руды, титано-циркониевые россыпи, свинец, цинк, золото и другие, а также лесными ресурсами, Западная Сибирь является одной из главных сырьевых баз страны. Вместе с тем большинство территорий экономического района за исключением Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, являются дотационными и не обеспечивают собственными доходами все необходимые затраты социальной и производственной сфер. Экономический потенциал регионов Западной Сибири существенно влияет на уровень жизни. В регионах с экспортно-ориентированной экономикой (Тюменская и Томская области) более высокий уровень доходов населения, покупательная способность в Тюменской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах более чем в 2 раза превышает среднероссийский показатель, в Томской и Кемеровской областях этот показатель также превышает среднероссийский уровень. Новосибирская и Омская области относятся к средним по социально-экономическому развитию регионам с высокой долей промышленного и конверсионного производства, с относительно невысоким уровнем доходов. В Алтайском крае и Республике Алтай, ориентированных на сельскохозяйственное производство, - более низкий уровень жизни. По покупательной способности населения эти регионы занимают соответственно 60 и 82 место в России. Острой проблемой в районе является безработица, уровень которой составляет около 3% к экономически активному населению. В связи с увеличением численности переселенцев из Казахстана, республик Средней Азии нарастает социальная напряженность в обеспечении населения жильем. В перспективе до 2000 года существенных изменений в специализации хозяйства района не произойдет. Изменения в отраслевой структуре будут определяться уровнем спроса на энергоносители и деловую древесину, конкурентоспособностью сырьевых отраслей на внешнем рынке и государственной политикой в сфере налогообложения сырьедобывающих предприятий. По прогнозу в Западно - Сибирском районе к 2000 году предполагаются дальнейшая стабилизация и относительный рост (на 1 - 2%) в нефтегазодобывающей отрасли и лесозаготовках. Возможности для роста добычи нефти имеются на северных площадях в объединениях "Пурнефтегаз", "Ноябрьскнефтегаз". В целом доля Западной Сибири в 2000 году в общем объеме добычи нефти в стране составит более 70 процентов. Рост объема добычи газа предполагается за счет ввода в эксплуатацию открытых месторождений Надым-ПурТазовского района, а также организации на Ямале новой газодобывающей базы экспортного назначения. Прирост добычи угля в 2000 году по сравнению с 1995 годом в Западной Сибири намечается на 8 - 10 процентов. В Кемеровской области предполагается наряду с техническим перевооружением действующих шахт и разрезов продолжить ранее начатое освоение перспективного Ерунаковского месторождения, увеличить добычу коксующегося угля. Получит дальнейшее развитие партнерство между предприятиями оборонной промышленности и машиностроения, с одной стороны, и предприятиями нефтяной и газовой промышленности, с другой стороны, в целях обеспечения отраслей ТЭК современным высокоэффективным оборудованием, в том числе импортозамещающим. Необходимость развития на базе научно-технического потенциала оборонного комплекса новых технологий для повышения добычи нефти и газа, ремонта и восстановления скважин вызвана тем, что более половины оборудования имеет износ свыше 50%, а недостаток оборудования для ремонта скважин привел к увеличению бездействующего фонда скважин до 25 - 30 процентов. Особое внимание будет уделено внедрению новых технологий по глубокой переработке топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов. Увеличение объемов нефтепереработки произойдет за счет модернизации действующих предприятий, а также сооружения модульных заводов в Тюменской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Западная Сибирь в прогнозируемом периоде останется одним из основных районов - производителей черных металлов. Предусматривается ввод в 1997-1998 годах мощностей по добыче железной руды и производству литой трубной заготовки на предприятиях Кемеровской области, а также по добыче и переработке свинцово-цинковой руды в Алтайском крае. Реконструкция АО "Западносибирский меткомбинат" в г.Новокузнецке будет осуществляться за счет средств кредитной линии ФРГ. Одно из важнейших мест в структурной политике отводится разрабатываемой энергетической стратегии Сибири (ЭСС) на период до 2010 года. ЭСС позволит более четко определить роль государства в энергетическом секторе, обеспечит согласование интересов компаний и ресурсодобывающих территорий. Предполагается, что до 2000 года объем производства электроэнергии останется на уровне 1995 года, практически прежней (12%) останется доля Западной Сибири в общем объеме ее производства в Российской Федерации. Баланс по Западной Сибири будет оставаться дефицитным с увеличивающимся превышением потребностей над возможностями собственного производства. Этот дефицит будет покрываться за счет роста перетоков из Восточной Сибири. В Томской области, учитывая выбытие мощностей на Сибирском химическом комбинате, обеспечивающих г.Томск тепловой энергией на 40%, предусматривается продолжить строительство ТЭЦ-3 в качестве замещающих энергетических мощностей. Требует решения вопрос замены экибастузского угля, перерабатываемого двумя электростанциями Омской области, кузнецким, что позволит уменьшить энергетическую зависимость от Казахстана. К 2000 году в производственной структуре района ожидается увеличение доли машиностроения, темпы роста продукции которого прогнозируются на уровне 125 - 130%, что значительно выше среднероссийского показателя. Развитие машиностроительного комплекса на первом этапе предполагает "точечное" инвестиционное содействие развитию производства, в частности производства машин и технологического оборудования для ТЭК, для сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей АПК. На втором этапе (1999 - 2000 годах) возможно ускоренное наращивание доли наукоемких отраслей машиностроения. Предполагается создание таких мощностей в гг.Новосибирске, Томске и Омске, где имеются хорошие предпосылки для привлечения потенциала оборонного комплекса. Предусматривается усилить специализацию Западной Сибири на выпуске прогрессивных полимерных материалов. В АО "Тобольский нефтехимический комбинат" намечена организация производства продукции, ранее не вырабатываемой в России. В перспективе предполагается расширение и техническое перевооружение производств АО "Томский нефтехимический комбинат" и АО "Омскхимпром" - важнейших действующих объектов, непосредственно участвующих в структурных преобразованиях отрасли. К 2000 году прогнозируется ввод в действие Нижневартовского завода моторных топлив, комплекса моторных топлив на Сургутском заводе газового конденсата, I очереди газохимического предприятия "Обьполимер". Ряд областей (Кемеровская, Новосибирская и Тюменская) обладают высокой инвестиционной привлекательностью для отечественных и зарубежных инвесторов. В целом по экономическому району в 1996 году объем иностранных инвестиций составил около 500 млн.долларов США, в перспективе этот объем увеличится в 2,5 - 3 раза. Учитывая кризисное состояние отдельных направлений экономики и социальной сферы, по ряду регионов намечены и реализуются меры государственной поддержки. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 1996 г. N 1256 "О мерах государственной поддержки в преодолении депрессивных явлений в экономике Алтайского края" предусматривается развитие производства зерна, льна, развитие овцеводства. Проведение технического перевооружения предприятий сельскохозяйственного машиностроения позволит перейти на производство машин современного технического уровня для регионов Урала, Сибири и Дальнего Востока. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 1995 г. N 534 "О мерах по решению неотложных проблем стабилизации социально-экономического положения в Новосибирской области", намечены пути решения проблем научно-образовательной сфере, агропромышленного комплекса, предприятий оборонных отраслей промышленности, расположенных в области, а также других проблем социального характера. Восточно-Сибирский экономический район обладает крупными уникальными разведанными месторождениями цветных металлов: никеля (около 50% общероссийских запасов), меди, молибдена, кобальта, свинца, цинка, железных руд (10% общероссийских запасов), угля, в том числе коксующегося (10% общероссийских запасов), и других полезных ископаемых. В районе имеются крупные запасы гидроэнергетических ресурсов, древесины (71,8% общих запасов Сибири); производится около 74% алюминия и 17% электроэнергии от их общероссийского производства. В среднесрочной перспективе развитие Восточно-Сибирского экономического района будет осуществляться в 2 этапа. Первый этап (1997-1998 годы) будет проходить в условиях начала финансово-экономической стабилизации с ориентацией на собственные возможности в связи с тем, что Восточная Сибирь не может рассчитывать на сколь-либо ощутимый приток инвестиций извне. Это этап формирования производственно-технических и структурных предпосылок для устойчивого развития региона. Второй этап (1999-2000 годы) будет характеризоваться началом процесса притока отечественных и зарубежных инвестиций в регион, производственная специализация Восточной Сибири по-прежнему будет ориентирована в основном на более активное развитие отраслей топливно-энергетического и сырьевого комплексов. Масштабы развития сырьевых отраслей, ранее во многом определяемые значительно милитаризованными потребностями страны, будут ограничиваться добычей наиболее дефицитных полезных ископаемых для обеспечения потребности экономики России и для экспорта. Расширение работ по разведке запасов нефти в Восточной Сибири, особенно в Красноярском крае, ввод в промышленную эксплуатацию разведанных месторождений Иркутской области позволят увеличить ее добычу к 2000 году до 2-3 млн.тонн. В Восточной Сибири к 2000 году предполагается добыча 5,5-6,5 млрд.куб.метров природного газа в районе г.Норильска и на нефтегазоносных площадях севера Иркутской области. Развитие добычи нефти и газа, с учетом возможности их переработки в южных районах Эвенкии и Катангском районе Иркутской области, целесообразно для самообеспечения и частичной замены нефти из Западной Сибири на перерабатывающих заводах Красноярского края и Иркутской области, а также для газификации промышленных центров региона. Прирост добычи угля в экономическом районе будет обеспечиваться за счет развития КАТЭК, месторождений Иркутской области. Прирост добычи угля за 1996-2000 годы оценивается на месторождениях КАТЭК в 7-10 млн. тонн, что предусмотрено федеральной целевой программой "Топливо и энергия". Большие проблемы стоят перед гидроэлектроэнергетикой региона. Износ основного технологического оборудования на Иркутской, Братской и Красноярской ГЭС составляет от 30 до 50 процентов. Обеспечение роста производства электроэнергии и тепла увязывается с вводом мощностей на Богучанской ГЭС и Березовской ГРЭС-1 в Красноярском крае, с завершением строительства Гусиноозерской ГРЭС и вводом мощностей на ТЭЦ-2 в Республике Бурятия, а также вводом мощностей на Харанорской ГРЭС в Читинской области и Кызылской ТЭЦ в Республике Тыва. За счет реконструкции и технического перевооружения, а также перепрофилирования ряда предприятий машиностроения Восточно-Сибирский экономический район сохранит свой удельный вес в производстве машиностроительной продукции. Лесопромышленный комплекс будет развиваться на основе более глубокой переработки древесины и освоения новых видов продукции. Для обеспечения условий рационального комплексного использования богатейших природных ресурсов Нижнего Приангарья, ускоренного и эффективного развития производительных сил в этом районе, обеспечения мобилизации финансовых, кредитных, материальных и других видов ресурсов для структурной перестройки экономики Красноярского края и экономики Российской Федерации в целом в Правительстве Российской Федерации рассмотрена федеральная программа освоения Нижнего Приангарья. Восточно-Сибирский экономический район неоднороден с точки зрения условий и результатов функционирования его регионов. Большие сложности представляет решение проблем развития Республики Тыва и Республики Бурятия, Читинской области, имеющих при отсталой тяжелой промышленности повышенную долю депрессивных отраслей сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности. Потребность в государственных капитальных вложениях будет обостряться низкой обеспеченностью отсталых территорий. В среднесрочной перспективе необходимо обеспечить решение проблем отсталых и северных территорий, где отмечается наибольшее накопление социального недовольства, изыскать меры поддержки и развития потребительского рынка, включая стимулирование новых внутрирайонных связей. В 1996 году уровень иностранных инвестиций в Восточную Сибирь составил чуть более 8 млн. долларов. В среднесрочной перспективе прогнозируется увеличение уровня зарубежных инвестиций в экономику района в 2-2,5 раза. Большинство территорий, входящих в Восточно-Сибирский экономический район, дотационны и получают помощь из фонда финансовой поддержки регионов. В ближайшие 4 года в хозяйственном комплексе района продолжится обострение существующих диспропорций, рост изношенности основных производственных фондов и отставание района от среднероссийского уровня по основным показателям социальной сферы. Впервые в истории из Сибири начался массовый отток населения. Одновременно с этим естественная убыль населения района составила в 1995 году 18,9 тыс.человек, а в 1996 году - 18,2 тыс.человек. В социальной сфере основными приоритетами будут поддержка социально незащищенных слоев населения, финансирование затрат на образование, культуру, здравоохранение. В связи с этим большое значение имеют принятые постановления Правительства Российской Федерации о государственной поддержке социально-экономического развития регионов, входящих в состав Восточно-Сибирского экономического района, и в частности Республики Бурятия, Республики Тыва и Республики Хакасия, Агинского-Бурятского, Усть-Ордынского Бурятского, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономных округов. В среднесрочный период усилия органов государственного управления всех уровней будут сосредоточены на решении вопросов стабилизации деятельности предприятий промышленности и сельского хозяйства, вследствие чего произойдет укрепление доходных статей бюджетов регионов, решение вопросов социального характера, в том числе снижения уровня безработицы. Для этого, в первую очередь, предполагается обеспечить: * стабилизацию работы и развитие предприятий сложившихся отраслей - топливно-энергетического и сырьевого комплексов, цветной металлургии, химической, лесной и лесоперерабатывающей промышленности, транспортного и горнодобывающего машиностроения, подготовку к формированию таких новых для района отраслей, как нефтегазодобывающая, производство калийных и фосфатных удобрений; * формирование новых структур промышленного производства на базе реализации конверсионных программ предприятий оборонного комплекса; * укрепление ресурсного потенциала в сельском хозяйстве и сфере переработки сельскохозяйственной продукции для обеспечения прироста объемов производства продовольствия; * создание мощных финансово-промышленных объединений с крупным объединенным капиталом, обеспечивающим устойчивую работу предприятий в условиях глубоких экономических преобразований. На преодоление спада производства, обеспечение поступательного развития отраслей и более полное удовлетворение потребностей района в промышленной и сельскохозяйственной продукции направлена разрабатываемая в настоящее время федеральная целевая программа "Сибирь". Для обеспечения социально-экономического развития Восточно-Сибирского экономического района проводится активная согласованная региональная экономическая политика, учитывающая интересы федерального центра и субъектов Российской Федерации, предусматривающая ускорение реформы местного самоуправления, становление межбюджетных отношений, способствующих выравниванию уровня бюджетной обеспеченности регионов, их саморазвитию и самофинансированию. В соответствии с утвержденной Программой Дальневосточный экономический район должен развиваться как особая социальная и экономико-географическая зона, требующая постоянного внимания федеральных органов и учета ее специфических особенностей при осуществлении мер общегосударственной политики. Дальневосточный экономический район располагает крупными ресурсами. В его недрах находятся значительные запасы алмазов (98,8%), золота (29%), олова (95%), вольфрама (24%), сурьмы (85,5%), ртути (63%), древесины (28%). На Дальнем Востоке добывается свыше 60% рыбы и морепродуктов. В среднесрочной перспективе развитие Дальневосточного экономического района будет осуществляться в 2 этапа. На первом этапе (1997-1998 годы) будет продолжено осуществление комплекса неотложных мер по выводу экономики Дальнего Востока и Забайкалья из кризиса и улучшению социально-экономической ситуации. В число этих мер входят обеспечение потребности региона в топливно-энергетических ресурсах, регулирование энергетических и транспортных тарифов, ликвидация последствий землетрясений на Курильских островах и на севере о.Сахалин, урегулирование проблем неплатежей, межбюджетных взаимоотношений. На втором этапе (1998-2000 годы) предполагается завершить экономическую и социальную стабилизацию, снизить топливно-энергетический дефицит, создать условия для последующего роста экономического потенциала. Основным направлением в нормализации положения в экономике региона являются меры по снижению энергетической и транспортной составляющей в себестоимости производимой продукции за счет развития собственного топливно-энергетического комплекса. В целом по Дальневосточному региону обеспеченность собственными нефтепродуктами предполагается увеличить с 7-8% в 1995 году до 30-40% в 2000 году. За счет реконструкции угледобывающих предприятий, строительства и расширения угольных разрезов, в первую очередь в Приморском и Хабаровском краях, Сахалинской и Амурской областях, добыча угля возрастет к концу 2000 года в 1,5 раза. Вовлечение в топливный баланс газа с шельфа о. Сахалин и месторождений Якутии повысит долю этого вида топлива с 8% в 1996 году до 20-25 процентов к концу 2000 года. Ввод Бурейской ГЭС позволит сократить ежегодный завоз в регион 5-7 млн.тонн угля. Кроме того, стоимость 1 кВт.ч электроэнергии снизится в среднем не менее чем на 7-10 процентов. В лесопромышленном комплексе выход из кризиса не связывается с форсированием роста объемов лесозаготовок. Главной задачей ставится повышение доли продукции глубокой переработки древесины, что позволит увеличить экспорт пиломатериалов и продукции целлюлозно -бумажной промышленности. В рыбной отрасли предполагается увеличить улов рыбы и добычу морепродуктов к 2000 году до 3,2 млн.т, или на 15% по сравнению с 1995 годом. Инвестиционная деятельность будет осуществляться в основном за счет собственных средств, направленных на простое воспроизводство основных производственных фондов, поддержание их в эксплуатационном состоянии. Внебюджетные средства будут направляться на финансирование мероприятий по воспроизводству и охране рыбных ресурсов, поддержание отраслевой науки. Привлечение в регион иностранного капитала является стратегической задачей для экономики Дальнего Востока. В 1996 году привлечено 259 млн. долларов США иностранных инвестиций. Объемы иностранных инвестиций в дальнейшем будут ежегодно увеличиваться и к 2000 году возрастут более чем в 4 раза. Одним из главных факторов социально-экономического развития Дальнего Востока явится совершенствование транспортной инфраструктуры за счет повешения перерабатывающей способности портов и пропускной способности железных дорог, улучшения транспортного обслуживания центральных и арктических районов Якутии и Магаданской области, пополнения флота судами усиленного ледового класса, расширения и улучшения сети автодорог. Наиболее капиталоемкими мероприятиями станут работы по достройке БАМа, строительству Амуро-Якутской железнодорожной магистрали, выполнению мероприятий федеральных программ "Возрождение торгового флота России" и "Дороги России". Решение проблем в сфере экономики Дальнего Востока предусматривает: * ускоренное создание финансово-промышленных групп и компаний на ключевых и базовых направлениях хозяйственной деятельности в районе; * многократное расширение предпринимательской деятельности, в первую очередь в производстве товаров и услуг, что будет способствовать увеличению объема производства и снизит уровень безработицы. Однако в настоящее время Дальневосточный экономический район является дотационным, все субъекты получают помощь из фонда финансовой поддержки регионов. По величине средств, полученных из федерального бюджета в расчете на душу населения, Дальневосточный экономический район является лидером, однако следует иметь в виду, что затраты на производство промышленной продукции и прожиточный минимум на Севере не сопоставимы с аналогичными показателями в Центре России. Спад производства, усиление межрегионального перемещения рабочей силы, рост безработицы, естественная убыль приводят к тому, что численность населения в Дальневосточном экономическом районе значительно уменьшается (с 7,6 млн. человек в 1995 году до 7,3 млн. человек в 2000 году). Создавшаяся в регионе сложная демографическая обстановка требует принятия специальных мер по Дальнему Востоку. В социальной сфере в перспективе основными приоритетами будут финансирование затрат на образование, культуру и здравоохранение, компенсация предприятиям региона в форме субсидий расходов на выплаты по районным коэффициентам, надбавкам за стаж работы, северным льготам. Большую роль в улучшении социально-экономического положения Дальневосточного региона играют постановления Правительства Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 1996 г. N 1138 "О дополнительных мерах государственной поддержки экономики Сахалинской области в 1996-2000 годах" предусматривается дальнейшее увеличение развития угледобывающих районов и реструктуризация предприятий угольной промышленности, поддержка лесопромышленного комплекса, реконструкция аэропортов, строительство и содержание автодорог. Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 1996 г. N 663 "О государственной поддержке социально-экономического развития Еврейской автономной области в 1996-2000 годах" определены меры по реконструкции объектов производственной и социальной инфраструктуры, развитию крестьянских (фермерских) хозяйств, освоению минерально-сырьевых ресурсов. С целью решения насущных задач принята Президентская федеральная целевая программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья, которая определяет основные приоритеты развития данного региона в 1996-2005 годах. В рамках Программы предусмотрено также решение основных проблем, содержащихся в разработанных ранее федеральных целевых программах социально-экономического развития Курильских островов, Республики Бурятия и Республики Саха (Якутия). В этот период основные усилия как федеральных органов исполнительной власти, так и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации будут направлены на формирование условий для вывода района из депрессивного состояния и создание надежной стартовой площадки для вхождения в полосу стабильного хозяйствования после 2000 года. Калининградская область не располагает значительными запасами полезных ископаемых. Наибольший интерес представляют уникальные запасы янтаря (80% мировых запасов), каменной (поваренной ) соли. Имеются месторождения нефти, бурого угля, торфа, строительных материалов. Область располагает крупным Калининградским морским торговым портом, а также транспортными магистралями, плотность которых здесь в несколько раз выше, чем в целом по России. Основными направлениями структурной политики в Калининградской области являются: * стабилизация социально-экономической ситуации; * создание своей энергетической базы; * реконструкция рыбохозяйственного комплекса, создание современного рыболовецкого флота; * реконструкция предприятий целлюлозно-бумажной, легкой и пищевой промышленности; * создание экспортно-ориентированных производств; * развитие сферы производства и туризма. Основу хозяйства области составляет промышленность - 55%, транспорт и связь - 20%, сельское хозяйство - 14%, строительство - 11%. В структуре промышленности наибольший удельный вес имеют, прежде всего рыбная промышленность (35,6%), топливно-энергетический комплекс (20%), лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность (22%), машиностроение (10,5%). Иностранные инвестиции по области в 1996 г. составили 17 млн.долларов США. Увеличение объема иностранных инвестиций к 2000 году ожидается в 2-2,5 раза. В настоящее время финансовое положение области ухудшилось, она является дотационной. Важнейшими факторами, определяющими экономическое развитие Калининградской области, являются ее геополитическое положение, сложность взаимоотношений со странами Балтии, повышенные транспортные и электроэнергетические тарифы. Эти факторы создают дополнительные трудности в развитии региона. Поэтому решение экономических проблем области будет идти по пути преодоления негативного влияния ее изолированности от основной территории Российской Федерации, разработки комплекса мер по улучшению транспортных связей области и обеспечения устойчивого энергоснабжения. Необходимо принять меры по ускорению строительства таких важнейших для области объектов, как ТЭЦ-2 (г.Калининград), объединенные очистные сооружения гг.Калининград, Неман и Советск, газопроводы, предприятия стройиндустрии, развитию рыбохозяйственного комплекса и расширению Калининградского порта. Предстоит обеспечить выполнение мероприятий по защите от разрушений берега Балтийского моря. К числу факторов, которые в перспективе окажут положительное влияние на развитие экономики Калининградской области, можно отнести наметившееся улучшение отношений России со странами Балтии, расширение и укрепление деловых связей со странами Европы, максимальное использование преимуществ, которые область имеет в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "Об особой экономической зоне в Калининградской области". В социальной сфере положение в Калининградской области за последнее время значительно ухудшилось. Доля населения, живущего ниже прожиточного минимума, составила 25%. Величина прожиточного минимума - 290-320 тыс. рублей. Уровень безработицы - 5,6 процента. В перспективе в социальной сфере приоритетами должны быть: * поддержка наиболее социально не защищенных слоев населения; * осуществление мероприятий, призванных снизить уровень безработицы; * максимальное финансирование социальных программ. Большое значение для разрешения проблем Калининградской области имело принятие Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 1995 г. N 495 "О социально-экономическом положении Калининградской области", постановления Правительства Российской Федерации от 25 мая 1994 г. N 531 "О неотложных мерах по стабилизации экономического развития Калининградской области", Федерального закона Российской Федерации "Об особой экономической зоне в Калининградской области". Решение в полном объеме указанных проблем позволит переломить негативные тенденции, сложившиеся в последнее время в промышленности, улучшит социально-экономическое положение в Калининградской области. Государственная политика в отношении социально-экономического развития районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее именуются - Север) на предстоящий период определяется значимостью северных регионов в обеспечении экономического развития страны, ее геополитических и стратегических интересов и необходимостью радикального решения имеющихся здесь острых проблем. Недостаточная эффективность мер, принимавшихся до сих пор по выводу экономики Севера из кризиса, в значительной степени определялась отсутствием увязки этих мер с перспективами развития экономики страны в целом и становления общероссийского рынка, среднесрочными и долгосрочными тенденциями платежеспособного спроса на продукцию северных предприятий. В рамках реализации Программы появляется реальная возможность осуществить такую увязку, конкретно определить, какие предприятия и производства являются перспективными, продукция которых будет пользоваться спросом. Таким образом, можно будет на практике выдержать селективный (точечный) подход при определении необходимых мер государственной поддержки, а также обоснованно определить не только необходимый, но и реальный размер этой поддержки исходя из возможностей, которыми будет располагать государство. Базируясь на потребностях перспективных предприятий можно объективно подойти и к определению оптимальной численности населения на Севере, а следовательно, и масштабов государственной поддержки в решении социальных проблем северян. Государственная политика в отношении социально-экономического развития Севера должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации", основными положениями проекта Государственной сводной программы экономического и социального развития Севера России. Экономическая политика по отношению к Северу должна преследовать в среднесрочный период достижение следующих целей: * поддержка через отраслевые программы экспортно-ориентированных отраслей ("Газ России", "Топливо и энергия" и др.); * создание режима благоприятствования иностранным инвесторам на основе закона о разделе продукции; * структурная перестройка хозяйства исходя из реальных транспортных и энергетических затрат (форсированное развитие собственной энергетики); * компенсация товаропроизводителям, обеспечивающим государственные нужды, повышенных затрат на производство, которые обусловлены природными факторами; * обеспечение селективной государственной поддержки конкретных предприятий и производств, продукция которых будет пользоваться спросом в перспективе; * установление особого порядка санации и перевода предприятий в казенные, введение ускоренной амортизации производственных фондов; * регулирование транспортных и энергетических тарифов в районах Севера с учетом их особенностей, влияющих на удорожание производства; * опережающее развитие объектов инфраструктуры, в первую очередь связи и транспорта, включая Северный морской путь. Для создания более благоприятных условий жизнедеятельности населения Севера и повышения эффективности использования трудового потенциала следует обеспечить: * использование вахтового метода для привлечения необходимых специалистов на Север; * снижение демографической напряженности за счет упорядочения процессов миграции, переселения части населения северных регионов, прежде всего лиц пенсионного возраста; * содействие гражданам, выезжающим с Севера, в строительстве и приобретении жилья в районах, благоприятных для проживания и трудовой деятельности; * обеспечение предусмотренных федеральными законами государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; * осуществление мер по охране здоровья населения, материнства и детства в соответствии с более высокими, чем в среднем по Российской Федерации нормативами; * социальную поддержку коренных малочисленных народов Севера; * осуществление рационального и эффективного использования ресурсов Севера и Арктики, создание особо охраняемых природных территорий и этноэкологических зон, проведение оздоровления зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия. Особым направлением реализации политики по отношению к Северу останется государственная поддержка завоза на Север. Предстоит сформировать и последовательно реализовывать комплекс мер по поэтапному совершенствованию практики решения этой важнейшей для жизнеобеспечения Севера проблемы. Механизм реализации государственной политики по отношению к Северу должен включать в себя прогнозирование его социально-экономического развития в составе общегосударственных прогнозов, отражение вопросов развития Севера в федеральном бюджете и в его взаимоотношениях с бюджетами северных субъектов Российской Федерации, реализацию на территории Севера федеральных целевых программ по развитию отраслей производства, решению социальных и экологических проблем, экономическому и социальному развитию коренных малочисленных народов Севера, социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Забайкалья, Сибири, Республики Саха (Якутия), Республики Бурятия, Курильских островов, Нижнего Приангарья и т.д., законодательное обеспечение формирования особого хозяйственно-правового статуса Севера. |