О ПОРЯДКЕ ОБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОМ НА ПРИБЫЛЬ НА ТЕРРИТОРИИ РФ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ИНОСТРАННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ - ПЕРЕВОЗЧИКАМИ, ЯВЛЯЮЩИМИСЯ РЕЗИДЕНТАМИ РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША, РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИЯ, В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ИМИ УСЛУГ ПО ЭКСПЕДИРОВАНИЮ И ТРАНСПОРТИРОВКЕ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ ГРУЗОВ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 3 апреля 2008 г. N 03-08-05 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос по вопросу удержания российской организацией налога на доходы, полученные иностранными организациями (польской, немецкой, белорусской) по договору экспедирования и транспортировки автомобильным транспортом грузов, принадлежащих российской организации, и сообщает следующее. В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 309 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходы от международных перевозок, полученные иностранной организацией (если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью иностранной организации через постоянное представительство в Российской Федерации), относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов. Согласно положениям пп. 8 п. 1 ст. 309 Кодекса доходы от международных перевозок не включают доходы от оказания экспедиторских услуг. Данные услуги не поименованы и в ст. 6 "Международные перевозки" Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша об избежании двойного налогообложения доходов и имущества от 22.05.1992 (далее - Соглашение). В данной статье говорится о доходах, полученных лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве от использования морских, речных, воздушных судов, автотранспортных средств и железнодорожного транспорта в международных перевозках, и которые подлежат налогообложению только в этом Государстве. Таким образом, услуги по экспедированию и транспортировке грузов подлежат налогообложению налогом на прибыль, если деятельность иностранной компании, осуществляющей данные услуги, приводит к образованию постоянного представительства, и согласно ст. 5 "Прибыль от коммерческой деятельности" Соглашения прибыль, извлекаемая в одном Договаривающемся Государстве лицом с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве, может облагаться налогом в первом Государстве, только если она получена через расположенное там его постоянное представительство и только в той части, которая может быть отнесена к деятельности этого постоянного представительства. Аналогичные положения в отношении налогообложения указанной деятельности предусмотрены в международных соглашениях с Республикой Беларусь и с Федеративной Республикой Германия. Таким образом, доходы иностранной организации - перевозчика, являющейся резидентом Республики Польша (Республики Беларусь и Федеративной Республики Германия), полученные в связи с осуществлением услуг по экспедированию и транспортировке грузов, принадлежащих российской организации, не подлежат налогообложению на территории Российской Федерации, если такая деятельность иностранных компаний на территории Российской Федерации не привела к образованию постоянного представительства. Пунктом 1 ст. 312 Кодекса предусмотрено, что при применении положений международных договоров иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход (до даты выплаты дохода), подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым у Российской Федерации есть международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения. Это подтверждение необходимо заверить у компетентного органа соответствующего иностранного государства. В случае если деятельность иностранной организации на территории Российской Федерации приводит к образованию ее постоянного представительства для целей налогообложения в Российской Федерации, такая иностранная организация является самостоятельным плательщиком налога на прибыль в Российской Федерации в соответствии с положениями гл. 25 Кодекса. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Н.А.КОМОВА 3 апреля 2008 г. N 03-08-05 |