ОРГАНИЗАЦИЯ АРЕНДУЕТ НА ОСНОВАНИИ ОХРАННО-АРЕНДНОГО ДОГОВОРА НА ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДВИЖИМЫМ ПАМЯТНИКОМ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ ЗДАНИЕ И НЕСЕТ ПОЛНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕГО СОХРАННОСТЬ. ВПРАВЕ ЛИ ОНА УЧИТЫВАТЬ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ РАСХОДЫ ПО РЕМОНТУ. Письмо. Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве. 27.12.07 20-12/124848@

         ОРГАНИЗАЦИЯ АРЕНДУЕТ НА ОСНОВАНИИ ОХРАННО-АРЕНДНОГО
        ДОГОВОРА НА ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДВИЖИМЫМ ПАМЯТНИКОМ ИСТОРИИ
         И КУЛЬТУРЫ ЗДАНИЕ И НЕСЕТ ПОЛНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА
          ЕГО СОХРАННОСТЬ. ВПРАВЕ ЛИ ОНА УЧИТЫВАТЬ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ
         НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ РАСХОДЫ ПО РЕМОНТУ И ОПЛАТЕ
           РАБОТ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛЕДОВАНИЮ И ИСТОРИКО -
                КУЛЬТУРНОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ ЭТОГО ЗДАНИЯ?

                                ПИСЬМО

         УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ

                          27 декабря 2007 г.
                           N 20-12/124848@

                                 (Д)


     На  основании  статей  606,  615  и  616 ГК РФ по договору аренды
(имущественного    найма)    арендодатель    (наймодатель)   обязуется
предоставить  арендатору  (нанимателю) имущество за плату во временное
владение и пользование или во временное пользование.
     Арендатор  обязан  поддерживать  имущество в исправном состоянии,
производить  за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание
имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
     Арендатор   обязан   пользоваться   арендованным   имуществом   в
соответствии  с  условиями  договора  аренды,  а  если такие условия в
договоре не определены - в соответствии с назначением имущества.
     Согласно  пункту 1 Положения об охране и использовании памятников
истории и культуры, утвержденного постановлением Совета Министров СССР
от  16.09.82 N 865 (далее - Положение), памятниками истории и культуры
признаны   сооружения,   памятные   места   и  предметы,  связанные  с
историческими   событиями   в   жизни  народа,  развитием  общества  и
государства,   произведения   материального  и  духовного  творчества,
представляющие   историческую,   научную,   художественную   или  иную
культурную ценность.
     При    этом    в   пункте   60   Положения   предусмотрено,   что
охранно-арендные    договоры    заключаются    между    предприятиями,
учреждениями,   организациями,   гражданами,  которым  предоставляются
недвижимые   памятники   истории   и   культуры  для  использования  в
хозяйственных  целях,  и  местными  государственными  органами  охраны
памятников, на балансе которых состоят эти памятники. За использование
памятников  на основании охранно-арендных договоров взимается арендная
плата.
     В пункте 64 Положения установлено, что мероприятия по обеспечению
сохранности    памятников    истории   и   культуры,   предусмотренные
охранно-арендными   договорами,   охранными   договорами  и  охранными
обязательствами,  осуществляются  за  счет  средств  пользователей или
собственников памятников.
     Кроме  того,  согласно  пункту  2  статьи  21 Закона г. Москвы от
14.07.2000  N  26  "Об  охране  и  использовании недвижимых памятников
истории  и культуры" (далее - Закон N 26) охранно-арендные договоры об
условиях   содержания,   режиме   использования  и  аренды  недвижимых
памятников    истории   и   культуры   заключаются   в   установленном
Правительством  Москвы  порядке  между  государственным органом охраны
памятников,  в  оперативном  управлении  которого находятся недвижимые
памятники  истории и культуры, с одной стороны, и юридическими лицами,
гражданами,   их   объединениями   -   с   другой   стороны,   которым
предоставляются  во  временное  пользование  недвижимые памятники и их
территории.   Охранно-арендные   договоры   подлежат   государственной
регистрации   в   соответствии  с  федеральным  законодательством.  За
использование  недвижимых  памятников  истории и культуры на основании
охранно-арендных   договоров  в  установленном  Правительством  Москвы
порядке взимается арендная плата.
     В  соответствии со статьей 252 НК РФ плательщик налога на прибыль
уменьшает  полученные  доходы  на  сумму  произведенных  расходов  (за
исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
     При   этом  расходами  признаются  обоснованные  и  документально
подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.
     Под  обоснованными  расходами понимаются экономически оправданные
затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     Под  документально  подтвержденными расходами понимаются затраты,
подтвержденные    документами,    оформленными    в   соответствии   с
законодательством  РФ, либо документами, оформленными в соответствии с
обычаями  делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на
территории  которого были произведены соответствующие расходы, и (или)
документами,  косвенно  подтверждающими  произведенные  расходы (в том
числе  таможенной  декларацией,  приказом  о  командировке, проездными
документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
     Расходами   признаются   любые   затраты  при  условии,  что  они
произведены  для осуществления деятельности, направленной на получение
дохода.
     Характер использования арендуемого имущества может быть определен
договором   аренды,   а   также   технической   документацией  здания,
передаваемой арендатору.
     Согласно  статье  260  НК  РФ расходы на ремонт основных средств,
произведенные   налогоплательщиком,   являются   прочими  расходами  и
признаются  для  целей  налогообложения  в  том  отчетном  (налоговом)
периоде,  в  котором  они  были  осуществлены,  в  размере фактических
затрат.
     Положения статьи 260 НК РФ применяются также в отношении расходов
арендатора    амортизируемых    основных   средств,   если   договором
(соглашением)  между  арендатором и арендодателем возмещение указанных
расходов арендодателем не предусмотрено.
     Согласно  статье  257  НК  РФ  под  основными  средствами в целях
налогообложения  прибыли  понимается  часть имущества, используемого в
качестве   средств   труда   для  производства  и  реализации  товаров
(выполнения  работ,  оказания  услуг)  или для управления организацией
первоначальной стоимостью более 20000 руб.
     Следовательно,    в    случае,   когда   арендованное   имущество
соответствует таким критериям, оно может рассматриваться арендатором в
качестве основного средства.
     Таким  образом,  если  договором  аренды предусмотрено возложение
обязанности по ремонту здания на арендатора, расходы на ремонт здания,
используемого  арендатором  в  деятельности, направленной на получение
доходов, учитываются для целей налогообложения прибыли.
     В  соответствии со статьей 1 Закона N 26 реставрация представляет
собой   комплекс   исследовательских,   предпроектных,   проектных   и
производственных  работ, проводимых на недвижимых памятниках истории и
культуры, включающий в себя консервацию, ремонт, научную реставрацию и
приспособление    недвижимых   памятников   истории   и   культуры   к
использованию.
     Кроме того, в пункте 2 статьи 33 Закона N 26 предусмотрено, что к
реставрации   относятся  все  виды  исследовательских,  предпроектных,
проектных,  производственных, инженерных и иных работ, производимых на
недвижимых  памятниках истории и культуры и их территориях в различных
сочетаниях  и независимо от характера и объема и представляющих единый
процесс.
     В  пункте  3 статьи 4 Закона N 26 определено, что бремя затрат на
охрану, защиту, реставрацию недвижимого памятника истории и культуры и
ответственность  за  его  сохранность  несет  собственник  недвижимого
памятника  истории и культуры или его пользователь по соответствующему
договору.
     Вместе  с тем согласно пункту 1 статьи 22 Закона N 26 юридические
лица, граждане, их объединения, имеющие недвижимые памятники истории и
культуры  в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении
или  собственности, имеют право на возмещение произведенных затрат или
части  затрат  на  ремонт  и реставрацию арендуемого памятника за счет
уменьшения   вносимой   арендной   платы   в   порядке,   определяемом
охранно-арендным договором.
     Следовательно,  если  расходы  на реставрационные работы, включая
работы,  связанные  с  проведением  технического обследования здания с
оценкой     несущей    способности    строительных    конструкций    и
историко-культурным   исследованием   исторического   домовладения   с
проектом   предмета   охраны,  не  удовлетворяют  принципам  признания
расходов  в  целях  налогообложения прибыли, то сумма этих расходов не
может быть учтена в целях налогообложения прибыли.

Заместитель
руководителя Управления
советник государственной
гражданской службы 1-го класса
                                                          О.М. Спицына
27 декабря 2007 г.
N 20-12/124848@