О СОСТОЯНИИ РЫНКА КОРПОРАТИВНЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ И ПРИВЛЕЧЕНИИ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ МОСКВЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЕГО ИНСТРУМЕНТОВ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 15 июля 1997 г. N 531-ПП (Д) Фондовый рынок России, в том числе и Москвы, вступает в новую фазу своего развития. Ключевыми задачами нового этапа развития фондового рынка России являются создание условий для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики и защита прав инвесторов. Решительные и согласованные действия государственных органов должны способствовать как росту портфельных инвестиций, так и стратегическому вложению капитала институциональными инвесторами. Процесс перераспределения собственности близится к завершению. Однако российская приватизация не привела к автоматическому появлению института эффективного собственника, обеспечивающего предприятия ресурсами для развития. Это явилось одной из причин существующего в России инвестиционного кризиса, в полной мере захватившего и промышленность Москвы. На рынке корпоративных ценных бумаг акционерных обществ, созданных в результате приватизации государственных и муниципальных предприятий, произошло четкое разделение. С одной стороны, в течение двух лет остается стабильным список из двух десятков предприятий, акции которых обладают высокой ликвидностью и наряду с государственными ценными бумагами являются предметом фондовых операций. С другой стороны, акции большинства предприятий активно не обращаются. В целом следует констатировать, что рынок ценных бумаг не выполняет своей главной задачи - перераспределения капиталов в наиболее эффективные производства и привлечения инвестиций для развития предприятий. В настоящее время внутренних инвестиций в приватизированные предприятия Москвы недостаточно для обеспечения подъема производства. Объем внешних инвестиций в экономику Москвы в течение ряда лет стабилизировался на уровне 4-5 млрд. долл. США в год. Причем, доля портфельных инвестиций в ценные бумаги московских предприятий в этом объеме пока не превышает нескольких процентов. Между тем, среднемировая доля портфельных инвестиций в промышленности составляет около 60%. Таким образом, Москва имеет неиспользованный резерв привлечения иностранных инвестиций, примерно в 3 млрд. долл. США в год. Кроме этого, неразвитость рынка ценных бумаг акционерных обществ, созданных в результате приватизации государственных и муниципальных предприятий, ведет к тому, что эти предприятия оказываются полностью отключенными от внутреннего негосударственного рынка финансовых ресурсов, емкость которого превышает 300 трлн. руб. Для оптимального функционирования фондового рынка в Москве необходима разработка и реализация Правительством Москвы совместно с ФКЦБ России и другими органами федеральной исполнительной власти Московской региональной программы развития рынка корпоративных ценных бумаг акционерных обществ, созданных в результате приватизации государственных и муниципальных предприятий. В целях обеспечения необходимых правовых, экономических и организационных условий для развития рынка корпоративных ценных бумаг и оказания помощи предприятиям при публичном размещении ценных бумаг Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить Комплексную программу развития рынка корпоративных ценных бумаг с целью привлечения инвестиций в экономику Москвы (приложение). 2. Возложить ответственность за исполнение Комплексной программы развития рынка корпоративных ценных бумаг с целью привлечения инвестиций в экономику Москвы (далее - Комплексная программа) в целом и координацию деятельности департаментов, комитетов и управлений по реализации Комплексной программы на Московское региональное отделение ФКЦБ России. 3. Департаментам, комитетам и управлениям принимать участие в реализации Комплексной программы в соответствии с поручениями, содержащимися в ней. 4. Московскому региональному отделению ФКЦБ России доложить Правительству Москвы и ФКЦБ России о результатах реализации Комплексной программы не позднее П квартала 1998 года. 5. Департаменту экономической политики и развития г. Москвы, Комитету муниципальных займов и развития фондового рынка, Департаменту науки и промышленной политики, Московскому региональному отделению ФКЦБ России до конца 1997 года разработать пакет нормативно-правовых документов, улучшающих инвестиционный климат в Москве, подготовить и представить на рассмотрение Мэра Москвы предложения Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации и Правительству Российской Федерации по обеспечению условий, необходимых для ускорения развития рынка ценных бумаг. 6. Московскому региональному отделению ФКЦБ России во II квартале 1998 г. доложить Правительству Москвы и ФКЦБ России о результатах проделанной работы по организации профилактики правонарушений, соблюдению законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, решений ФКЦБ России на рынке ценных бумаг. Комитету по управлению имуществом г. Москвы, Департаменту финансов, Управлению по экономическим преступлениям ГУВД г. Москвы, Московской регистрационной палате, Московскому городскому комитету по статистике, Пресс-центру Мэрии и Правительства и отраслевым департаментам в срок до 1 марта 1998 года обеспечить выполнение системы предусмотренных Комплексной программой мер по организации профилактики правонарушений, соблюдению законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, решений ФКЦБ России на рынке ценных бумаг Московского региона. Просить Прокуратуру г. Москвы, Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по г. Москве и Московской области, Управление Федеральной службы налоговой полиции по г. Москве, Государственную налоговую инспекцию по г. Москве, Главное управление Центрального банка Российской Федерации по г. Москве, Инспекцию негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации, Департамент страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации, Территориальное управление г. Москвы и Московской области Государственного комитета по антимонопольной политике Российской Федерации оказывать содействие Правительству Москвы и Московскому региональному отделению ФКЦБ России в выполнении мероприятий, предусмотренных Комплексной программой. 7. Департаменту науки и промышленной политики, Департаменту потребительского рынка и услуг, Департаменту продовольственных ресурсов, Фонду имущества г.Москвы, Комитету по управлению имуществом г. Москвы, Комитету муниципальных займов и развития фондового рынка, Московскому региональному отделению ФКЦБ России, Московскому комитету по делам о несостоятельности (банкротстве), Департаменту экономической политики и развития г. Москвы: - до 1 декабря 1997 года провести полную инвентаризацию закрепленных за городом пакетов акций и долей собственности в капиталах хозяйственных обществ, совместных предприятий и определить политику города по отношению к этой собственности; - до 1 июля 1998 года разработать и реализовать предусмотренные Комплексной программой меры по оказанию помощи акционерным обществам Москвы в проведении дополнительных эмиссий. Результаты проделанной работы представить на рассмотрение Правительства Москвы в июле 1998 года. 8. Московскому региональному отделению ФКЦБ России с целью обеспечения прозрачности рынка ценных бумаг в соответствии с законами "Об акционерных обществах", "О рынке ценных бумаг" в рамках проводимой ФКЦБ России политики по раскрытию информации в срок до 1 марта 1998 года создать информационную базу данных по эмитентам и профессиональным участникам фондового рынка, действующим на территории Московского региона. 9. Обязать органы Московской городской администрации и предложить территориальным подразделениям Федеральных органов исполнительной власти представлять по запросам Московского регионального отделения ФКЦБ России информацию, необходимую для создания указанной информационной базы данных. 10. В связи с передачей в Московское региональное отделение ФКЦБ России функций по лицензированию профессиональных участников фондового рынка и специализированных инвестиционных фондов приватизации, а также регистрации эмиссий ценных бумаг и аттестации специалистов: - Департаменту финансов до 1 октября 1997 года осуществить передачу в Московское региональное отделение ФКЦБ России архивов по регистрации эмитентов и лицензированию профессиональных участников; - Комитету по управлению имуществом Москвы до 1 октября 1997 года осуществить передачу архивов по лицензированию, эмиссии и контролю деятельности специализированных инвестиционных фондов приватизации. 11. Московскому региональному отделению ФКЦБ России при поддержке указанных департаментов и структур Правительства Москвы до 1 июля 1998 года разработать и реализовать предусмотренные Комплексной программой меры по развитию инфраструктуры Московского рынка ценных бумаг. При этом особое внимание обратить на соблюдение прав акционеров и вкладчиков. 12. Комитету муниципальных займов и развития фондового рынка: - обеспечить использование созданной инфраструктуры рынка городских облигационных займов Москвы в процессе размещения и обращения корпоративных ценных бумаг; - рассмотреть возможность финансирования на возвратной основе расходов, связанных с эмиссией ценных бумаг, направленных на привлечение инвестиций в предприятия Московского региона, за счет средств финансовых фондов городских облигационных займов Москвы. 13. Московскому региональному отделению ФКЦБ России разработать и начать реализацию предусмотренных Комплексной программой постоянных мероприятий по организации специальной системы обучения для руководителей и специалистов предприятий-эмитентов, профессиональных участников рынка и сотрудников регистрирующих, надзорных, правоохранительных органов. Московскому региональному отделению ФКЦБ России совместно с ведущими московскими институтами разработать и начать реализацию системы базового обучения специалистов по рынку ценных бумаг. Принять к сведению предложения Финансовой академии и Российской экономической академии имени Плеханова о взаимодействии по базовому обучению специалистов по рынку ценных бумаг. 14. Департаменту науки и промышленной политики, Комитету муниципальных займов и развития фондового рынка, Пресс-центру Мэрии и Правительства, Московскому региональному отделению ФКЦБ России до 1 ноября 1997 года разработать рекламно-имиджевую стратегию Правительства Москвы по вопросам инвестиций и рынка ценных бумаг и в дальнейшем обеспечить ее реализацию. 15. Департаменту экономической политики и развития г. Москвы, Департаменту науки и промышленной политики, Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства, Московскому региональному отделению ФКЦБ России постоянно проводить работу по привлечению ценных бумаг предприятий из других регионов на московский рынок ценных бумаг, создав условия для расширения объема торговли на Московской фондовой бирже. 16. Комитету муниципальных займов и развития фондового рынка разработать комплекс мер по созданию гарантийного фонда Московской фондовой биржи и Депозитарно-расчетного союза, предусмотреть выделение на возвратной основе средств на их развитие, а также на создание системы удаленного доступа регионов к торгам и расчетам на Московской фондовой бирже. 17. Московскому региональному отделению ФКЦБ в соответствии с Соглашением, заключенным Правительством Москвы с ФКЦБ России, провести работу по распространению опыта Московского регионального отделения ФКЦБ на другие регионы России, на территории которых Московское региональное отделение ФКЦБ России осуществляет свои полномочия. 18. В целях своевременного выполнения Комплексной программы развития рынка корпоративных ценных бумаг с целью привлечения инвестиций в экономику Москвы: - Департаменту финансов предусмотреть в бюджете 1998 года закрепление средств по заявке Московского регионального отделения ФКЦБ России для финансирования реализации Комплексной программы и перечисленных в настоящем постановлении мероприятий; - Управлению делами Мэрии и Финансово-хозяйственному управлению Мэрии обеспечить подключение информационной системы Московского регионального отделения ФКЦБ России к городской информационной системе Мэрии Москвы; - Управлению по вопросам государственной службы и кадров Мэрии Москвы совместно с заинтересованными органами исполнительной власти города Москвы и по представлению Московского регионального отделения ФКЦБ России внести проект распоряжения Мэра Москвы о распространении на руководящих работников и специалистов Московского регионального отделения ФКЦБ России социальных гарантий, установленных нормативными правовыми актами города Москвы для государственных служащих города Москвы. 19. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Толкачева О.М. и председателя Московского регионального отделения ФКЦБ России Сизова Ю.С. П.п.Премьер Правительства Москвы Ю.М.Лужков Приложение к Постановлению Правительства Москвы от " __ " __________ 1997 г. N ____ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЫНКА КОРПОРАТИВНЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ С ЦЕЛЬЮ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ МОСКВЫ I. Мероприятия по подготовке акционерных обществ к эмиссии ценных бумаг --------------------------------------------------------------------------------- | Содержание мероприятий | Исполнители | Сроки | |-----------------------------------------|---------------------|---------------| | 1. Совершенствование системы анализа | Департамент науки и | | | финансово-экономического состояния | промышленной | | | предприятий Москвы, акции (доли | политики, | | | участия) которых находятся в | Департамент | | | муниципальной собственности: | потребительского | | | | рынка и услуг, | | | - создание общего реестра московских | Департамент | 01.12.97 | | предприятий, акции (доли участия) | продовольственных | | | которых находятся в городской | ресурсов, Фонд | | | собственности; | имущества Москвы, | | | | Москомимущество, | | | - проведение отраслевого анализа и | Московский Комитет | 01.02.98 | | определение политики города в отношении | по делам о | | | имеющегося портфеля ценных бумаг путем | несостоятельности | | | выделения основных групп: | (банкротстве), МРО | | | 1) группа A - предприятия особой | ФКЦБ России | | | значимости (обеспечивающие | совместно с | | | жизнедеятельность города и выполняющие | Департаментом | | | социальный заказ, а также сырьевые | экономической | | | предприятия и производства | политики и развития | | | подготовительного цикла); | г.Москвы. | | | 2) группа B - рентабельные | | | | предприятия, акции которых потенциально | | | | могут приносить доход Правительству | | | | Москвы; | | | | 3) группа С - предприятия, | | | | нуждающиеся в реструктуризации; | | | | 4) группа D - убыточные предприятия, | | | | акции которых целесообразно продать; | | | | 5) группа E - проблемные предприятия, | | | | которые целесообразно подвергнуть | | | | процедуре банкротства; | | | | - проведение анализа финансовой | Департамент | 01.09.97 | | структуры взаимоотношений предприятий и | экономической | | | городского бюджета; | политики и развития | | | | г. Москвы, | | | | Департамент | | | | финансов | | | - разработка механизмов и нормативных | Департамент | 01.03.98 | | документов для проведения | экономической | | | реструктуризации задолженности | политики и развития | | | предприятий; | г. Москвы, | | | | Департамент | | | | финансов | | | - разработка научно обоснованной | Департамент | 01.07.98 | | системы показателей финансового | экономической | | | состояния предприятий, | политики и развития | | | дифференцированной по отраслям; | г. Москвы, | | | | Департамент науки и | | | | промышленной | | | | политики, | | | | Департамент | | | | финансов, МРО ФКЦБ | | | | России. | | | - внедрение стандартной формы | МРО ФКЦБ России, | 01.09.97 | | представления информации о деятельности | Департамент науки | | | акционерных обществ; | и промышленной | | | | политики. | | | | | | | - сбор финансово-экономической | МРО ФКЦБ России, | 01.03.98 | | отчетности о деятельности акционерных | Департамент науки | | | обществ в Москвы по установленной | и промышленной | | | форме; | политики. | | | | | | | - проведение комплексного | | ежеквартально | | ежеквартального анализа | | с 01.03.98 | | финансово-экономических показателей | | | | акционерных обществ; | | | | | | | | - применение административных | | по мере | | санкций к обществам, которые: | | необходимости | | - уклоняются от раскрытия или | | с 01.10.97 | | опубликования информации, обязанность | | | | по раскрытию или опубликованию которой | | | | предусмотрена законодательством | | | | Российской Федерации по ценным бумагам, | | | | а также раскрывают или опубликовывают | | | | информацию с нарушением установленных | | | | форм и сроков; | | | | - не представляют или несвоевременно | | | | представляют информацию и документы по | | | | требованию МРО ФКЦБ России, необходимые | | | | для осуществления возложенных на МРО | | | | ФКЦБ России функций. | | | | | | | | - создание системы контроля над | Москомимущество, | 01.03.98 | | состоянием портфеля ценных бумаг и | Департамент | | | инвестиций Правительства Москвы. | финансов, | | | | Москомзайм, МРО | | | | ФКЦБ России. | | | | | | | 2. Организация участия в управлении | Москомимущество, | 01.01.98 | | предприятий группы A, акции которых | Департамент науки и | | | находятся в собственности Москвы: | промышленной | | | | политики, | | | - разработка программы управления | Департамент | | | долями и в необходимых случаях оказание | потребительского | | | поддержки (организационной, | рынка и услуг, | | | возвратно-финансовой, технической или | Департамент | | | иной) по каждому отдельному предприятию | продовольственных | | | группы; | ресурсов, Фонд | | | | имущества Москвы, | | | - разработка инструкций для | МРО ФКЦБ России. | | | официальных представителей | | | | Правительства Москвы в органах | | | | управления предприятий группы A; | | | | | | | | - осуществление контроля над | | | | деятельностью официальных | | | | представителей Правительства Москвы в | | | | органах управления предприятий группы A | | | | (предусматривающего в необходимых | | | | случаях замену представителей). | | | | | | | | 3. Организация управления пакетами | Департамент науки и | 01.01.98 | | акций предприятий группы B, | промышленной | | | находящимися в портфеле ценных бумаг | политики, | | | Москвы: | Департамент | | | - разработка планов оптимизации | потребительского | | | потоков дохода в бюджет по каждому | рынка и услуг, | | | отдельному предприятию группы B; | Департамент | | | | продовольственных | | | - разработка положения о назначении в | ресурсов, Фонд | | | органы управления предприятий группы B | имущества Москвы, | | | официальных представителей | Москомимущество, | | | Правительства Москвы, проводящих | Департамент | | | утвержденную отраслевую политику на | финансов, МРО ФКЦБ | | | каждом конкретном предприятии; | России, Департамент | | | | экономической | | | - осуществление контроля над | политики и развития | | | деятельностью официальных | г.Москвы. | | | представителей Правительства Москвы в | | | | органах управления предприятий группы B | | | | (предусматривающего в необходимых | | | | случаях замену представителей). | | | | | | | | 4. Организация управления пакетами | Москомимущество, | 01.01.98 | | акций предприятий группы C, | Департамент | | | находящимися в портфеле ценных бумаг | финансов, | | | Москвы: | Департамент науки и | | | | промышленной | | | - разработка планов действий по | политики, | | | реструктуризации каждого отдельного | Департамент | | | предприятия группы; | потребительского | | | | рынка и услуг, | | | - разработка инструкций для | Департамент | | | официальных представителей | продовольственных | | | Правительства Москвы в органах | ресурсов, | | | управления предприятий группы C, | Департамент | | | имеющих целью проведение плановой | экономической | | | реструктуризации предприятий с целью | политики и развития | | | увеличения потока доходов в городской | г. Москвы, МРО ФКЦБ | | | бюджет от этих предприятий; | | | | | | | | - осуществление контроля над | | | | деятельностью официальных | | | | представителей Правительства Москвы в | | | | органах управления предприятий группы C | | | | (предусматривающего в необходимых | | | | случаях замену представителей). | | | | | | | | 5. Осуществление плановой реализации | Департамент | 01.01.98 | | пакетов акций предприятий группы D, | экономической | | | находящихся в портфеле ценных бумаг | политики и развития | | | Москвы: | г. Москвы, | | | | Департамент науки и | | | - разработка (с учетом рыночной | промышленной | | | конъюктуры) планов продажи | политики, Фонд | | | принадлежащих Правительству Москвы | имущества Москвы, | | | акций предприятий группы D по каждому | Департамент | | | отдельному предприятию группы; | продовольственных | | | | ресурсов, МРО ФКЦБ | | | - осуществление операций по | России. | | | реализации на рынке акций предприятий | | | | группы D. | | | | | | | | | | | | 6. Проведение процедуры банкротства | Московский Комитет | 01.01.98 | | предприятий группы Е, акции которых | по делам о | | | находятся в портфеле ценных бумаг | несостоятельности | | | Москвы: | (банкротстве), | | | | Москомимущество, | | | - проведение анализа деятельности | Фонд имущества | | | предприятий группы Е применительно к | Москвы, МРО ФКЦБ | | | процедурам банкротства, предусмотренным | России, Департамент | | | законодательством. Привлечение к этой | науки и | | | работе консалтинговых фирм на | промышленной | | | договорной основе; | политики, | | | | Департамент | | | - осуществление контроля процедуры | потребительского | | | банкротства и санации предприятий | рынка и услуг, | | | группы Е. | Департамент | | | | продовольственных | | | | ресурсов. | | | 7. Проведение работ по | Департамент науки и | 01.03.98 | | реструктуризации предприятий с целью | промышленной | | | повышения эффективности их | политики, | | | деятельности: | Москомимущество, | | | - выявление существующих | Департамент | | | производственно-финансовых связей между | экономической | | | предприятиями региона; | политики и развития | | | | г. Москвы, МРО ФКЦБ | | | - разработка и проведение политики | России. | | | временного смягчения налогового пресса | | | | в отношении предприятий, находящихся в | | | | процессе объединения в группы (снижение | | | | местных налогов, предоставление | | | | временных налоговых льгот, кредитов, | | | | отсрочек и т.д.); | | | | | | | | - разработка и проведение политики | | | | использования административных рычагов | | | | с целью ускорения процесса объединения | | | | предприятий в группы (реструктуризация | | | | и временное снижение ставок | | | | коммунальных платежей и платы за | | | | энергию, улучшение условий | | | | предоставления аренды и выкупа | | | | имущества, предоставление городского | | | | заказа и проч.); | | | | | | | | - разработка условий тендеров, | | | | проведение тендеров и заключение | | | | договоров с консалтинговыми фирмами, | | | | оказывающими услуги, связанные с | | | | проведением рестуктуризации | | | | предприятий; | | | | | | | | осуществление государственного | | | | контроля над процессом реструктуризации | | | | предприятий. | | | --------------------------------------------------------------------------------- II. Мероприятия по оказанию помощи акционерным обществам при публичном размещении ценных бумаг --------------------------------------------------------------------------------- | Содержание мероприятий | Исполнители | Сроки | |-----------------------------------------|---------------------|---------------| | 1. Оказание поддержки акционерным | Департамент науки и | | | обществам в подготовке эмиссий и | промышленной | | | размещении ценных бумаг: | политики, | | | | Департамент внешних | | | - проведение экономического анализа | связей, Фонд | 01.04.98 | | состояния крупных предприятий Москвы, | имущества, | | | способных осуществлять эмиссию своих | Москомимущество, | | | ценных бумаг; | Москомзайм, МРО | | | | ФКЦБ России, | | | - проведение обучения руководителей и | Департамент эко | постоянно | | специалистов предприятий по | номической политики | | | использованию инструментов рынка ценных | и развития | | | бумаг с целью обеспечения производства | г.Москвы. | | | инвестиционными ресурсами; | | | | | | | | - предложить включить в смету | | | | расходов внебюджетных фондов оказание | | | | помощи предприятиям в подготовке | | | | эмиссий и размещении ценных бумаг; | | | | | | | | - разработка и проведение политики | | | | временного смягчения налогового пресса | | | | (снижение местных налогов, | | | | предоставление временных налоговых | | | | льгот, кредитов, отсрочек и т.д.) в | | | | отношении предприятий региона в ходе | | | | проведения вторичных эмиссий акций и | | | | долгосрочных облигационных займов; | | | | | | | | - разработка и проведение политики | | | | использования административных рычагов | | | | (реструктуризация и временное снижение | | | | ставок коммунальных платежей и платы за | | | | энергию, улучшение условий | | | | предоставления аренды и выкупа | | | | имущества, предоставления городского | | | | заказа и проч.) с целью стимулирования | | | | процессов проведения вторичных эмиссий | | | | акций и долгосрочных облигационных | | | | займов предприятиями региона; | | | | | | | | - введение рейтинга МРО ФКЦБ России | | | | фирм, оказывающих услуги по аудированию | | | | предприятий, оценке имущества, | | | | консалтинговых фирм и | | | | фирм-регистраторов; | | | | | | | | - организация системы обучения | | | | аудиторов, осуществляющих аудит в ходе | | | | подготовки к проведению вторичных | | | | эмиссий и и долгосрочных облигационных | | | | займов; | | | | | | | | - проведение аккредитации при МРО | | | | ФКЦБ России аудиторских фирм, | | | | отвечающих следующим требованиям: | | | | - наличие лицензии на проведение | | | | аудиторской деятельности не менее | | | | чем на три года; | | | | - государственная регистрация в г. | | | | Москве; | | | | - наличие опыта работы в сфере общего | | | | аудита не менее трех лет; | | | | - наличие у аудиторской организации | | | | собственных средств в объеме не менее | | | | одного миллиарда рублей; | | | | - наличие в качестве постоянных | | | | клиентов не менее двух крупных | | | | предприятий; | | | | | | | | - проведение обучения руководителей и | | | | специалистов предприятий международным | | | | стандартам бухгалтерской отчетности, | | | | оказание методической и | | | | консультационной помощи в использовании | | | | международных правил учета; | | | | | | | | - осуществление контроля над | | | | соблюдением законодательных и | | | | нормативных актов в процессе размещения | | | | ценных бумаг предприятий; | | | | | | | | - оказание информационной поддержки | | | | со стороны Правительства Москвы в | | | | выполнении инвестиционных проектов | | | | предприятий (прямая и косвенная реклама | | | | инвестиционных проектов в СМИ); | | | | | | | | - кредитование (по решению | | | | Инвестиционного совета) за счет средств | | | | московского городского займа | | | | инвестиционных проектов предприятий | | | | Москвы; | | | | | | | | - разработка и проведение политики | | | | представления гарантий Правительства | | | | Москвы для выполнения инвестиционных | | | | проектов предприятий Москвы; | | | | | | | | 2. Обеспечение информационной | МРО ФКЦБ России, | 01.03.98 | | прозрачности рынка ценных бумаг: | Департамент науки и | | | | промышленной | | | - создание информационной базы данных | полититики, | | | по эмитентам и профессиональным | Департамент внешних | | | участникам рынка ценных бумаг; | связей, Фонд | | | | имущества, | | | | Москомимущество, | | | | Москомзайм, | | | - проведение постоянного мониторинга | Департамент | | | прессы по вопросам инвестиций и рынка | экономической | | | ценных бумаг; | полики и развития | | | | г.Москвы, | | | - создание публичной информационной | Пресс-центр Мэрии. | | | базы данных о ценах и объемах операций | | | | с ценными бумагами в торговых системах | | | | Москвы в рамках общероссийской системы | | | | раскрытия информации, создаваемой ФКЦБ | | | | России; | | | | | | | | - создание специального печатного | | | | органа МРО ФКЦБ России в соответствии с | | | | решением ФКЦБ России. | | | | | | | | 3. Разработка и реализация | Пресс-центр Мэрии, | 01.11.97 | | рекламно-имиджевой стратегии | Департамент науки и | | | Правительства Москвы по вопросам | промышленной | | | инвестиций и рынка ценных бумаг: | политики, МРО ФКЦБ. | | | | | | | - определение целей, задач, методов и | | | | средств рекламной кампании по | | | | привлечению российских и иностранных | | | | инвестиций в Московский регион, | | | | проведение рекламной кампании; | | | | | | | | - проведение имиджевой рекламной | | | | кампании, направленной на повышение | | | | общей инвестиционной привлекательности | | | | Московского региона; | | | | | | | | - проведение целевой рекламы | | | | предприятий, доли (акции) которых | | | | находятся в муниципальной | | | | собственности; | | | | | | | | - проведение комплекса мероприятий по | | | | обеспечению решений, принимаемых МРО | | | | ФКЦБ и Правительством Москвы по | | | | соответствующим вопросам. | | | | | | | | 4. Проведение специальных | Департамент науки | 01.03.98 | | мероприятий, направленных на | и промышленной | | | привлечение инвестиций в Московский | политиполитики, | | | регион: | Департамент | | | - подготовка и проведение в Москве | внешних связей, | | | всероссийских и международных | МРО ФКЦБ. | | | конференций и презентаций для | | | | потенциальных инвесторов; | | | | | | | | - подготовка и проведение в Москве | | | | тематических всероссийских и | | | | международных совещаний, конференций и | | | | семинаров профессиональных участников | | | | рынка ценных бумаг. | | | | | | | | 5. Разработка комплекса | Департамент | 30.12.97 | | законодательных мер (главным образом - | экономической | | | в части налогообложения) с целью | политики и развития | | | повышения привлекательности | г. Москвы, | | | инвестирования свободного капитала в | Департамент науки и | | | реальное производство: | промышленной | | | | политики, МРО ФКЦБ | | | - проведение анализа нормативной и | России. | | | законодательной базы, на основании | | | | которой строится регулирование | | | | инвестиций в Российской Федерации в | | | | целом и в Московском регионе в | | | | частности, с целью определения | | | | потенциальных возможностей | | | | совершенствования этой базы; | | | | | | | | - разработка проектов законодательных | | | | и нормативных документов г. Москвы, | | | | направленных на стимулирование | | | | инвестиционной активности основных | | | | финансовых институтов; | | | | | | | | - подготовка и обеспечения | | | | законодательных инициатив Правительства | | | | Москвы с целью решения отдельных | | | | законодательных проблем на федеральном | | | | уровне. | | | | | | | | | | | | 2.6. Использование инструментов рынка | МРО ФКЦБ России, | 01.07.98 | | ценных бумаг для привлечения крупных | Москомзайм, | | | иностранных инвестиций в экономику | Департамент внешних | | | Москвы: | связей, Управление | | | | делами Мэрии, | | | - организация взаимодействия с | Департамент | | | авторитетными международными | экономической | | | финансовыми институтами, | политики и развития | | | интересующимися российским фондовым | г. Москвы. | | | рынком с целью активизации их работы в | | | | Московском регионе; | | | | | | | | - участие в разработке и реализации | | | | международных и федеральных программ | | | | привлечения иностранных инвестиций в | | | | экономику Московского региона; | | | | | | | | - оказание методической помощи | | | | приватизированным предприятиям в выходе | | | | на международный фондовый рынок, в | | | | разработке технологии выпуска и | | | | получении разрешений на выпуск ADR и | | | | GDR; | | | | | | | | - разработка и создание на базе МРО | | | | ФКЦБ России системы международного | | | | маркетинга региональных инвестиционных | | | | проектов в сети ИНТЕРНЕТ. | | | | | | | | 7. Реализация мер по защите интересов | МРО ФКЦБ России, | | | акционеров и вкладчиков в Московском | Пресс-центр Мэрии. | | | регионе: | | | | | | | | - организация приема граждан в | | постоянно | | общественной приемной МРО ФКЦБ и | | | | рассмотрения писем, жалоб и иных | | | | обращений физических и юридических лиц, | | | | связанных с профессиональной | | | | деятельностью на рынке ценных бумаг | | | | Московского региона; | | | | | | | | - организация "горячей телефонной | | постоянно | | линии" по работе с акционерами и | | | | вкладчиками и для разъяснения | | | | государственной политики на рынке | | | | ценных бумаг; | | | | | | | | - проведение разъяснительной работы | | постоянно | | через СМИ по ознакомлению населения с | | | | основными правилами поведения инвестора | | | | на рынке ценных бумаг; | | | | | | | | - подготовка и проведение комплекса | | постоянно | | информационных, разъяснительных, | | | | пропагандистских и рекламных | | | | мероприятий (презентаций, выступлений | | | | на конференциях, симпозиумах и | | | | семинарах, интервью представителям СМИ | | | | и т.д.) с целью реализации политики | | | | информационной открытости МРО ФКЦБ и | | | | Правительства Москвы в области рынка | | | | ценных бумаг; | | | | | | | | - организация консалдинговых услуг | | 30.12.97 | | населению по вопросам инвестирования | | | | в ценные бумаги; | | | | | | | | - создание на базе МРО ФКЦБ системы | | 31.03.98 | | государственного контроля за | | | | соблюдением прав акционеров и | | | | вкладчиков на рынке ценных бумаг | | | | Московского региона. | | | --------------------------------------------------------------------------------- III. Мероприятия по развитию инфраструктуры рынка ценных бумаг --------------------------------------------------------------------------------- | Содержание мероприятий | Исполнители | Сроки | |-----------------------------------------|---------------------|---------------| | 1. Мероприятия по проведению реформы | МРО ФКЦБ России, | 01.07.98 | | рынка ценных бумаг Московского региона, | Департамент | | | направленной на создание финансового | финансов, | | | сектора, способного мобилизовывать и | Департамент | | | предоставлять экономике региона | экономической | | | инвестиционные ресурсы, необходимые для | политики и развития | | | ее развития: | г. Москвы. | | | - проработка вопросов изменения | | | | существующей нормативно-правовой базы с | | | | целью снижения налогооблагаемой базы по | | | | налогу на прибыль на операции, | | | | связанные с выпуском и обращением | | | | ценных бумаг, а также отмены налогов с | | | | оборота | | | | | | | | - подготовка и обеспечения | | 30.12.97 | | законодательной инициативы | | | | Правительства Москвы с целью решения | | | | отдельных законодательных проблем на | | | | федеральном уровне; | | | | | | | | - проведение сертификации | | 31.03.98 | | программного обеспечения, используемого | | | | профессиональными участниками рынка | | | | ценных бумаг для оказания услуг | | | | клиентам в установленном порядке; | | | | | | | | - разработка предложений и участие в | | 30.12.97 | | реализации систем бухгалтерской | | | | отчетности и учета профессиональных | | | | участников рынка ценных бумаг на | | | | международные стандарты. | | | | | | | | 2. Мероприятия по институциональному | МРО ФКЦБ, | | | преобразованию бывших чековых | Пресс-центр Мэрии, | | | инвестиционных фондов в | Департамент | | | высокоэффективные институты | экономической | | | коллективных инвестиций: | политики и развития | | | | г.Москвы. | | | - проработка вопросов изменения | | 30.12.97 | | существующей нормативно-правовой базы с | | | | целью обеспечения возможности гибкого | | | | институционального преобразования | | | | чековых фондов; | | | | | | | | - подготовка и обеспечение | | 30.12.97 | | законодательной инициативы | | | | Правительства Москвы с целью решения | | | | отдельных законодательных проблем на | | | | федеральном уровне; | | | | | | | | - осуществление пилотного проекта по | | 01.07.98 | | преобразованию чекового инвестиционного | | | | фонда; | | | | | | | | - разработка и осуществление мер по | | | | гибкому использованию возможных | | | | налоговых льгот и административных | | | | рычагов с целью стимулирования процесса | | | | преобразования чековых инвестиционных | | | | фондов в высокоэффективные институты | | | | коллективных инвестиций. | | | | | | | | 3. Мероприятия по профилактике | МРО ФКЦБ России по | 31.03.98 | | правонарушений, укреплению порядка и | согласованию с: | | | дисциплины на рынке ценных бумаг | Прокуратурой г. | | | Московского региона: | Москвы, Московским | | | | городским | | | - организация системы обучения | арбитражным судом, | | | основам законодательства, приемам и | Управлением по | | | правилам поведения на рынке, по | экономической | | | категориям участников рынка ценных | преступности ГУВД | | | бумаг: | г. Москвы, | | | 1) руководители акционерных обществ, | Управлением | | | 2) сотрудники правительственных | Федеральной службы | | | структур, участвующих в процессе | безопасности РФ по | | | регулирования рынка ценных бумаг, | г. Москве и | | | 3) сотрудники органов дознания и | Московской области, | | | судьи; | Управлением | | | | Федеральной службы | | | | налоговой полиции | | | | по г. Москве, | | | | Государственной | | | | налоговой инспекций | | | | по г. Москве, | | | | Департаментом | | | - проведение лицензирования | финансов г. Москвы, | постоянно | | профессиональных участников рынка | ГУ ЦБ РФ по г. | | | ценных бумаг, организация системы | Москве, | | | постоянного контроля за деятельностью | Территориальным | | | лицензированных организаций; | управлением г. | | | | Москвы с | | | - организация взаимодействия между | привлечением | постоянно | | государственными регистирирующими, | территориального | | | надзорными, правоохранительными | управления | | | органами и регуляторами рынка в | Московской области | | | вопросах выявления и пресечения фактов | государственного | | | безлицензионной деятельности и | комитета по | | | мошенничества на рынке ценных бумаг; | антимонопольной | | | - проведение плановых и внеплановых | политике РФ, | постоянно | | проверок деятельности лицензированных | Инспекцией | | | организаций, организация служебных | негосударственных | | | расследований фактов нарушения | пенсионных фондов | | | действующего законодательства на | при Министерстве | | | региональном рынке ценных бумаг и | труда и социального | | | пресечения незаконной деятельности | развития РФ, | | | юридических и физических лиц в пределах | Департаментом | | | своей компетенции; | страхового надзора | | | - проведение плановых и внеплановых | при Минфине РФ, | постоянно | | проверок эмитентов на предмет | Московской | | | выполнения требований законодательства | регистрационной | | | об акционерных обществах, установленных | палатой, Московским | | | правил ведения реестров и соблюдения | комитетом по | | | интересов акционеров в пределах своей | статистике, | | | компетенции; | Пресс-центром | | | | Мэрии. | | | - организация взаимодействия между | | постоянно | | государственными регистрирующими, | | | | надзорными, правоохранительными | | | | органами и регуляторами рынка в | | | | вопросах выявления и пресечения фактов | | | | нарушения законодательства при эмиссии | | | | ценных бумаг. | | | | | | | | - подготовка и проведение публичных | | постоянно | | кампаний в СМИ, направленных на борьбу | | | | с недобросовестными эмиссиями, | | | | нарушением прав акционеров и иными | | | | негативными явлениями, затрагивающими | | | | интересы инвесторов; | | | | | | | | - организация контроля над | | постоянно | | соблюдением эмитентами, | | | | профессиональными участниками и | | | | крупными инвесторами стандартов | | | | раскрытия информации, включающей | | | | взаимодействия и обмена информацией | | | | между государственными регистрирующими, | | | | надзорными, правоохранительными | | | | органами и регуляторами рынка; | | | | | | | | - организация взаимодействия между | | постоянно | | государственными регистрирующими, | | | | надзорными, правоохранительными | | | | органами и регуляторами рынка в | | | | вопросах выявления и пресечения фактов | | | | злоупотребления служебным положением | | | | должностными лицами эмитентов и | | | | организаций - профессиональных | | | | участников рынка ценных бумаг; | | | | | | | | - создание системы обнаружения и | | | | пресечения случаев использования | | | | инсайдерской информации | | | | профессиональными участниками на | | | | региональном рынке ценных бумаг; | | | | | | | | - отработка и внедрение действенного | | 01.10.97 | | механизма административных взысканий за | | | | нарушения законодательства Российской | | | | Федерации на рынке ценных бумаг, | | | | обеспечение эффективного контроля над | | | | исполнением наложенных на нарушителей | | | | санкций; | | | | | | | | - организация взаимодействия и | | 30.12.97 | | оказание со стороны МРО ФКЦБ | | | | методической помощи УЭП ГУВД г. Москвы | | | | в работе по выявлению и пресечению | | | | преступлений на финансовом и фондовом | | | | рынке; | | | | | | | | - организация взаимодействия и | | 30.12.97 | | оказание со стороны МРО ФКЦБ | | | | методической помощи УФСНП по г. Москва | | | | в работе по выявлению и пресечению | | | | случаев уклонения от уплаты налогов | | | | посредством использования незаконных | | | | операций с ценными бумагами; | | | | | | | | - организация взаимодействия и | | 30.12.97 | | оказание со стороны МРО ФКЦБ | | | | методической помощи Территориальному | | | | управлению г.Москва и Московской | | | | области государственного комитета по | | | | антимонопольной политике РФ в | | | | проведении контроля за соблюдением | | | | антимонопольного законодательства и | | | | законодательства о рекламе на рынке | | | | ценных бумаг; | | | | | | | | - организация системы контроля над | | постоянно | | соблюдением эмитентами и | | | | профессиональными участниками рынка | | | | ценных бумаг стандартов бухгалтерской | | | | отчетности и финансового учета; | | | | | | | | - организация взаимодействия с | | 30.12.97 | | Инспекцией негосударственных пенсионных | | | | фондов при Министерстве труда и | | | | социального раз вития РФ (в части рынка | | | | ценных бумаг) в вопросах контроля над | | | | негосударственными пенсионными фондами | | | | и структурами, осуществляющими | | | | привлечение средств граждан в | | | | негосударственные пенсионные фонды и | | | | управление ими; | | | | | | | | - организация взаимодействия с | | 30.12.97 | | Министерством финансов (в части рынка | | | | ценных бумаг) в вопросах контроля над | | | | страховыми компаниями и организациями, | | | | осуществляющими привлечение средств | | | | граждан в страховые компании и | | | | управление ими. | | | | | | | | | | | | 4. Мероприятия по снижению "рисков | МРО ФКЦБ России. | 01.07.98 | | регистратора" на региональном рынке | | | | ценных бумаг: | | | | | | | | - осуществление МРО ФКЦБ регулярных | | | | проверок по ведению реестров акционеров | | | | эмитентами и регистраторами; | | | | | | | | | | | | - создание программ страхования | | | | регистраторами своих профессиональных | | | | рисков; | | | | | | | | - проверка и обеспечение реальной | | | | независимости регистратора от эмитента; | | | | | | | | | | | | - проведение мероприятий по передаче | | | | ведения реестров от эмитентов, имеющих | | | | более 500 акционеров и ведущих реестр | | | | самостоятельно, независимым | | | | регистраторам, включающих: | | | | - создание информационной базы, | | | | содержащей типовые договора на ведение | | | | реестров и ценовые условия их | | | | заключения (в виде публичной оферты) по | | | | всем лицензированным регистраторам | | | | Московского региона; | | | | - направление предписаний МРО ФКЦБ | | | | эмитентам, имеющим более 500 акционеров | | | | и ведущим реестр самостоятельно, с | | | | приложением имеющегося пакета оферт | | | | регистраторов; | | | | - применение административных санкций | | | | к эмитентам, не своевременно | | | | выполняющим предписаний МРО ФКЦБ о | | | | передаче ведения реестров независимым | | | | регистраторам; | | | | | | | | - организация методического | | | | сопровождения и обеспечение контроля за | | | | реорганизацией регистраторов, | | | | происходящим в ходе реализации политики | | | | ФКЦБ РФ по укрупнению регистраторов и | | | | повышению требований к соблюдению | | | | стандартов регистраторской | | | | деятельности, установленных ФКЦБ | | | | России; | | | | - организация контроля за соблюдением | | | | регистраторами Московского региона прав | | | | инвесторов. | | | | | | | | | | | | 5. Мероприятия по снижению рисков | МРО ФКЦБ России, | 01.03.98 | | учета, поставки и хранения ценных | Мос комзайм, | | | бумаг, а также осуществления расчетов | Московская фондовая | | | на региональном рынке ценных бумаг: | биржа. | | | | | | | | | | | - оказание организационной и | | | | рекламно-информационной поддержки | | | | процессу создания крупных депозитариев, | | | | оказывающих депозитарные услуги в | | | | соответствии с требованиями ФКЦБ России | | | | ( при одновременном снижении риска | | | | хранения ценных бумаг; | | | | | | | | - осуществление организационных | | | | мероприятий, направленных на развитие | | | | Депозитарно-расчетного союза и | | | | обеспечение связей с региональными | | | | расчетно-депозитарными организациями; | | | | | | | | | | | | - создание расчетно-клирингового | | | | центра при Московской фондовой бирже. | | | | | | | | | | | | | | | | 6. Мероприятия по снижению торговых | МРО ФКЦБ России, | 01.07.98 | | рисков и созданию разветвленной | Пресс-центр Мэрии, | | | региональной инфраструктуры торговли | Москомзайм, | | | корпоративными ценными бумагами: | Московская фондовая | | | | биржа. | | | - проведение работ по включению в | | | | листинг Московской фондовой биржи | | | | ценных бумаг московских эмитентов; | | | | | | | | - создание современного | | | | программо-технического комплекса | | | | Московской фондовой биржи за счет | | | | финансирования из средств Москомзайма | | | | | | | | - разработка нормативных документов и | | | | проведение организационных мероприятий, | | | | напрвленных на дальнейшее и | | | | использование и использование в | | | | региональных интересах биржевой и | | | | электронной системы внебиржевой | | | | торговли ценными бумагами. | | | --------------------------------------------------------------------------------- |