О ПРОВЕДЕНИИ АНАЛИЗА РЫНКА УСЛУГ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДОСТУПА К СЕТИ ИНТЕРНЕТ. Письмо. Федеральная антимонопольная служба. 12.07.07 АЦ/117-11

Оглавление

           О ПРОВЕДЕНИИ АНАЛИЗА РЫНКА УСЛУГ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
                       ДОСТУПА К СЕТИ ИНТЕРНЕТ

                                ПИСЬМО

                  ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

                           12 июля 2007 г.
                             N АЦ/117-11

                                 (Д)


     В  целях  реализации  Приказа  ФАС  России от 09.11.2006 N 285 "О
плане  работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на рынках на
период  до  2008  года",  Приказа  ФАС  России  от 15.06.2007 N 165 "О
внесении  изменений  в  Приказ ФАС России от 09.11.2006 N 285 "О плане
работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на рынках на период
до  2008  года"  направляем Методические рекомендации по анализу рынка
услуг  предоставления доступа к сети Интернет, одобренные на заседании
Комиссии  ФАС  России по проведению анализа товарных рынков 03.07.2007
(прилагается).
     Сводные   таблицы   с   отчетными   данными  прошу  направлять  в
электронном виде в Управление контроля транспорта и связи ФАС России.
     Напоминаем,  что срок представления отчетных данных установлен до
30.03.2008.

                                                       А.Ю.ЦАРИКОВСКИЙ
12 июля 2007 г.
N АЦ/117-11


                                                            Приложение

                      МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
                ПО АНАЛИЗУ РЫНКА УСЛУГ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
                       ДОСТУПА К СЕТИ ИНТЕРНЕТ

     Анализ проводится на основании Приказа ФАС России  от  15.06.2007
N 165 "О внесении изменений в Приказ ФАС России от 09.11.2006 N 285 "О
плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции  на  товарных
рынках".
     Анализ  проводится  в  соответствии  с  требованиями  Приказа ФАС
России  от 25.04.2006 N 108 "Об утверждении порядка проведения анализа
и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке".

                               Введение

     Рынок  доступа  к  сети  передачи  данных  разделяется  по  кругу
покупателей на:
     1.  Рынок  доступа  к  сети  Интернет  (передачи  данных)  - круг
покупателей    определен    совокупностью    конечных   пользователей,
использующих данные услуги для личных, служебных нужд.
     2. Магистральный или операторский доступ к сети передачи данных -
круг    покупателей    определен   совокупностью   операторов   связи,
использующих  данные  услуги для организации собственной сети передачи
данных и покупающих трафик для дальнейшей перепродажи.
     В настоящем исследовании анализируется первый рынок.
     В  городах  с  численностью  населения,  превышающей 1 млн. чел.,
настоящий   анализ  проводится  только  в  части  определения  перечня
хозяйствующих субъектов, действующих на рынке (таблица N 2).

           1. Определение временного интервала исследования

     Анализ проводится за период 2006 - 2007 по полугодиям.

          2. Определения продуктовых границ товарного рынка

     Услуги предоставления доступа к сети Интернет относятся к услугам
связи  в  соответствии  со статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003
N 126-ФЗ "О связи".
     По  ОКВЭД  классифицируются  по  коду  64.20.12  "деятельность  в
области документальной электросвязи".
     Правилами  оказания  услуг связи по передаче данных, утвержденных
Постановлением  Правительства Российской Федерации от 23.01.2006 N 32,
предоставление   доступа   к   сети  передачи  данных  определено  как
совокупность   действий   оператора  связи  сети  передачи  данных  по
формированию   абонентской   линии   и   подключению   с   ее  помощью
пользовательского   оборудования  к  узлу  сети  передачи  данных  или
обеспечению   возможности   подключения   к   сети   передачи   данных
пользовательского оборудования с использованием телефонного соединения
или  соединения  по  иной  сети  передачи  данных  в целях обеспечения
возможности оказания абоненту услуг связи по передаче данных.
     Услуги  предоставления  доступа  к  сети  Интернет  выделяются  в
отдельный  рынок  на  основании  функционального  назначения  товара -
получения  доступа к сети Интернет с целью использования ресурсов сети
Интернет, документальной электросвязи, иных сервисов.
     Для   целей   настоящего   анализа   не   рассматриваются  услуги
предоставления  доступа к сети передачи данных с целью получения услуг
связи  по  передаче  данных  для  целей  передачи голосовой информации
(IP-телефония).
     Услуги  предоставления  доступа к сети Интернет по качественным и
техническим  характеристикам,  значимым  с  точки  зрения потребителя,
характеризуются:
     1. Способом соединения по сети передачи данных:
     - коммутируемый доступ (Dial-up);
     - широкополосный доступ.
     2.  Широкополосный доступ различается по типу технологии передачи
данных:
     - ADSL   (ассиметричная  цифровая  абонентская  линия),  передача
данных  осуществляется  по  телефонной  линии  в результате расширения
диапазона частот, передаваемых по этой линии;
     - Ethernet   (подключение  по  локальной  сети),  применяются,  в
основном, для создания локальных "домашних" сетей;
     - технологии для организации беспроводного доступа: WiMAX, Wi-Fi,
WAP.
     Учитывая   направленность  развития  рынков  телекоммуникационных
услуг в сторону предоставления комбинированных услуг, в ряде случаев с
точки  зрения  потребительской  ценности  товара,  могут быть отдельно
выделены услуги "Интернет + ТВ".
     Взаимозаменяемость   способов  предоставления  услуги  доступа  к
Интернет оценивается с точки зрения потребительской ценности товара по
стоимостным  (при этом оценивается как стоимость организации доступа к
сети, так и плата за пользование ресурсами, то есть плата за трафик) и
качественным   (скорость,   предоставление   дополнительных  сервисов,
распространенность) параметрам.
     Если  услуги  предоставления доступа к сети Интернет по различным
технологиям  и  способам  соединения  не взаимозаменяемы для отдельных
групп   потребителей  либо  по  географическому  признаку  (что  более
характерно  для  предоставления  широкополосного доступа по технологии
Ethernet  при  организации  домашних  сетей),  рынки сегментируются по
соответствующему признаку.

         3. Определение географических границ товарного рынка

     Анализ  проводится  в географических границах субъекта Российской
Федерации.
     В   случае   сегментирования  рынка  по  способу  соединения  или
технологии географические границы в пределах субъекта РФ определяются:
     - коммутируемый   доступ,   ADSL  -  как  зона  пролегания  сетей
фиксированной электросвязи;
     - Ethernet  -  как  зона  пролегания  выделенных  сетей  передачи
данных;
     - широкополосный  беспроводной доступ - как радиус действия точек
доступа и их количество.

           4. Определение состава хозяйствующих субъектов,
                         действующих на рынке

     Покупателями  на  данном  рынке являются физические и юридические
лица  -  конечные  потребители  услуги  предоставления  доступа к сети
Интернет.
     Для  целей  настоящего  анализа  не  рассматриваются покупатели -
операторы  связи,  использующие  услуги  предоставления доступа к сети
передачи  данных и услуги передачи данных для дальнейшей перепродажи и
организации  собственных  сетей  передачи  данных,  то есть покупатели
трафика, действующие на рынке магистрального или операторского доступа
к сети передачи данных.
     Продавцами  на данном рынке являются юридические лица - операторы
связи,  владеющие  лицензией  на  право  предоставления услуг связи по
передаче  данных,  за  исключением  услуг связи по передаче данных для
целей  передачи  голосовой  информации  на соответствующей территории,
оказывающие услуги доступа к Интернет конечным пользователям.
     В  соответствии с пунктом 5.4.3 Положения о Федеральной службе по
надзору  в  сфере  массовых  коммуникаций,  связи и охраны культурного
наследия,   утвержденного   Постановлением   Правительства  Российской
Федерации от 06.06.2007 N 354, реестр лицензий на право предоставления
услуг связи ведет Россвязьохранкультура России.
     Для   хозяйствующих   субъектов   (продавцов),   действующих   на
рассматриваемом рынке, определяется принадлежность к группе лиц.
     Для   каждого   продавца   на   рассматриваемом   товарном  рынке
выявляются:
     - основные покупатели (приобретающие более 5% объема реализуемого
трафика за полугодие);
     - основные  поставщики  трафика  продавцам, поставляющие более 5%
объема  трафика  от  общего  объема закупаемого трафика, за полугодие.
Поставщики  трафика  могут  являться продавцами на рынке операторского
доступа  к  сети  передачи  данных (РТКомм, ТрансТелеком, Эквант, МТТ,
другие),  а  также  продавцами  на  исследуемом рынке (межрегиональные
компании электросвязи).
     Для   хозяйствующих   субъектов   (продавцов),   действующих   на
рассматриваемом  рынке, выявляются планы по расширению и строительству
сетей  передачи  данных  на период 2008 - 2010 гг. (отдельно по каждой
технологии).

        5. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих
                          субъектов на рынке

     Основным показателем для расчета является:
     - при  организации  соединения  по  коммутируемому доступу - тыс.
мин.,
     - при   организации   соединения   по   широкополосному   доступу
(Ethernet, WAP) - Мбайт.,
     - при  организации соединения с использованием технологий по типу
Wi-Fi - количество точек доступа.
     При  расчете показателей рынка, на котором предоставление доступа
к  сети  Интернет по различным способам доступа и технологиям признано
взаимозаменяемым, в качестве показателей для расчета принимается объем
продаж (в тыс. руб.), за период.
     В  соответствии  с  определенными продуктовыми границами рынка (в
случае  сегментирования  -  на  каждом  отдельном  сегменте в границах
субъекта РФ) рассчитывается уровень концентрации товарного рынка.

           6. Определение барьеров входа на товарный рынок

     В   случае   сегментирования  барьеры  входа  на  товарный  рынок
оцениваются для каждого сегмента отдельно.
     1. Административные барьеры (получение лицензии на оказание услуг
связи,   выделение   радиочастот,   разрешительные  документы  местной
администрации).
     2.  Экономические  барьеры.  При оценке экономических барьеров, в
зависимости   от  принадлежности  сетей  связи,  на  которых  продавец
организует  сеть  передачи  данных  для продажи конечным потребителям,
рекомендуется проанализировать:
     - в  случае  организации  сети  передачи  данных с использованием
собственной сети связи:
     провести   сравнительный   анализ   стоимости   строительства   и
эксплуатации  за  амортизационный  период  собственной  сети  передачи
данных   (по   строительной   смете   или  по  стоимости  современного
функционального эквивалента);
     оценить   барьеры,   возникающие   в   связи   с   необходимостью
присоединения  к  сети  связи оператора связи, в том числе занимающего
существенное  положение  в  сети  связи  общего пользования (статья 19
Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи"). В данном случае
рекомендуется    проанализировать    договоры   на   присоединение   и
взаимодействие  сетей  связи на предмет установления дискриминационных
условий  (для  операторов,  не  входящих  в группу лиц присоединяющего
оператора связи);
     - в  случае  организации  сети  передачи  данных  на сетях связи,
принадлежащих   иному  оператору  связи  -  оценить  стоимость  аренды
цифровых   (аналоговых)   каналов  для  организации  собственной  сети
передачи данных.
     При   оценке   экономических   барьеров   для   входа   на  рынок
рекомендуется  учитывать  долю  стоимости  (с  учетом  срока полезного
использования  имущества)  строительства,  аренды, присоединения сетей
передачи данных, в доходах от оказания услуг передачи данных.

       7. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

     Оценка  состояния  конкурентной  среды  производится на основании
показателей  уровня  концентрации  товарного  рынка,  с  учетом планов
продавцов  о  расширении и строительстве новых сетей, а также сведений
об  операторах  связи  (в  том  числе  входящих  в  одну  группу лиц с
продавцами),  предоставляющих  услуги  передачи  данных  продавцам  на
рассматриваемом товарном рынке.

                   8. Представление отчетных данных

     По результатам проведения анализа в ФАС России представляется:
     1.  Обзор  состояния  конкуренции  на  рынке услуг предоставления
доступа к сети Интернет.
     2. Сводные таблицы данных по прилагаемым формам в формате Excel в
электронном  виде.  По городам с численностью населения, превышающей 1
млн. чел., представляется только таблица N 2.


                                                            Приложение

                        ФОРМЫ ДЛЯ СВОДА ДАННЫХ

                                                               Табл. 1

                  СВЕДЕНИЯ О ПРОИЗВОДСТВЕ ПРОДУКЦИИ

                                                            Субъект РФ

-------------------------------------------------------------------------------------------------------
|Период|Наименование |Способ         | Технология|  Территория  |Количество|Выручка, |Объем реализации|
|      |хоз. субъекта|соединения     |           |предоставления|абонентов |тыс. руб.|продукции, тыс. |
|      |             |               |           |    услуг     |          |         |мин./ Мбт/точек |
|      |             |               |           |              |          |         |доступа         |
|------|-------------|---------------|-----------|--------------|----------|---------|----------------|
| 2 пг | ООО "К"     |коммутируемый  |           |г. Новокузнецк|   1000   |150      |  6500          |
| 2006 |             |---------------|-----------|--------------|----------|---------|----------------|
|      |             |широкополосный | ADSL      |г. Новокузнецк|   6000   |500      |  12850 Мб      |
|      |             |---------------|-----------|--------------|----------|---------|----------------|
|      |             |широкополосный | WAP       |г. Новокузнецк|   200    |600      |  800 Мб        |
-------------------------------------------------------------------------------------------------------

                                                               Табл. 2

                 СВЕДЕНИЯ О ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТАХ,
                     ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ДАННОМ РЫНКЕ

                                                            Субъект РФ

---------------------------------------------------------------------------
|Период|Наименование|Юридический|Почтовый|Реквизиты|  Срок  |  Территория |
|      |    хоз.    |   адрес   | адрес  |лицензии |действия|лицензионного|
|      |  субъекта  |           |        |         |лицензии|   покрытия  |
|------|------------|-----------|--------|---------|--------|-------------|
---------------------------------------------------------------------------

                                                               Табл. 3

                        СВЕДЕНИЯ О ГРУППЕ ЛИЦ

                                                            Субъект РФ

---------------------------------------------------------------------------
|Наименование |  Организация, |Юридический |   Основания принадлежности   |
|хоз. субъекта|входящая в одну|адрес, место| к группе лиц (в соответствии |
|             | группу лиц с  | нахождения |      со статьей 9 ФЗ-135     |
|             | хозяйствующим |            |        от 26.07.2006)        |
|             |   субъектом   |            |                              |
|-------------|---------------|------------|------------------------------|
---------------------------------------------------------------------------

                                                               Табл. 4

              СВЕДЕНИЯ ОБ ОСНОВНЫХ ПОКУПАТЕЛЯХ ПРОДУКЦИИ

----------------------------------------------------------------------------------------------------------
|Период|Наименование |Способ и  |Наименование|Адрес покупателя|Территория    |   Объем продаж            |
|      |хоз. субъекта|технология|покупателя  |(юридический,   |предоставления|                           |
|      |             |передачи  |            |местонахождения)|услуги        |                           |
|      |             |          |            |                |              |                           |
|------|-------------|----------|------------|----------------|--------------|---------T-----------------|
|      |             |          |            |                |              |в натуральном|в стоимостном|
|      |             |          |            |                |              |  выражении  |  выражении  |
|------|-------------|----------|------------|----------------|--------------|-------------|-------------|
----------------------------------------------------------------------------------------------------------

                                                               Табл. 5

        СВЕДЕНИЯ ОБ ОСНОВНЫХ ПОСТАВЩИКАХ УСЛУГ ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ
                ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ СЕТЕЙ ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ
                 И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДОСТУПА К ИНТЕРНЕТ

--------------------------------------------------------------------------------
|Период|Наименование |Наименование|Адрес поставщика|      Объем поставок       |
|      |хоз. субъекта|поставщика  | (юридический,  |                           |
|      |             |            |местонахождения)|                           |
|------|-------------|------------|----------------|---------------------------|
|      |             |            |                |в натуральном|в стоимостном|
|      |             |            |                |  выражении  |  выражении  |
|------|-------------|------------|----------------|-------------|-------------|
--------------------------------------------------------------------------------
Оглавление