В КАКОМ РАЗМЕРЕ СЛЕДУЕТ УПЛАЧИВАТЬ ГОСПОШЛИНУ ЗА ГОСУДАРСТВЕННУЮ РЕГИСТРАЦИЮ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА КВАРТИРУ В СЛУЧАЕ ЕЕ ПРИВАТИЗАЦИИ ЧЕТЫРЬМЯ ГРАЖДАНАМИ-СОБСТВЕННИКАМИ, ОДИН ИЗ КОТОРЫХ ОСВОБОЖДЕН ОТ УПЛАТЫ ГОСПОШЛИНЫ В СООТВЕТСТВИИ С ГЛ. 25.3 НК РФ?. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 04.04.08 03-05-06-03/10

            В КАКОМ РАЗМЕРЕ СЛЕДУЕТ УПЛАЧИВАТЬ ГОСПОШЛИНУ
          ЗА ГОСУДАРСТВЕННУЮ РЕГИСТРАЦИЮ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ
            НА КВАРТИРУ В СЛУЧАЕ ЕЕ ПРИВАТИЗАЦИИ ЧЕТЫРЬМЯ
        ГРАЖДАНАМИ-СОБСТВЕННИКАМИ, ОДИН ИЗ КОТОРЫХ ОСВОБОЖДЕН
        ОТ УПЛАТЫ ГОСПОШЛИНЫ В СООТВЕТСТВИИ С ГЛ. 25.3 НК РФ?
           ОБЯЗАНЫ ЛИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РОСРЕГИСТРАЦИИ
            РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ПРИ РЕШЕНИИ ДАННОГО ВОПРОСА
                    РАЗЪЯСНЕНИЯМИ МИНФИНА РОССИИ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                           4 апреля 2008 г.
                           N 03-05-06-03/10

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
обращение по вопросу уплаты государственной пошлины за государственную
регистрацию  права собственности гражданами, приватизирующими жилье, и
сообщает,  что,  поскольку  не  представлены  необходимые документы по
существу вопроса, дать однозначный ответ не представляется возможным.
     Вместе с тем согласно п. 1 ст. 34.2 Налогового кодекса Российской
Федерации  (далее - Кодекс) Министерство финансов Российской Федерации
дает  письменные  разъяснения  по вопросам применения законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах. Учитывая, что государственная
регистрация   прав   на   недвижимое   имущество   и   сделок   с  ним
непосредственно связана с уплатой государственной пошлины, Департамент
считает возможным высказать свое мнение по данному вопросу.
     В соответствии со ст. 7 Закона Российской Федерации от 04.07.1991
N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" право
собственности  на  приобретенное  жилое  помещение возникает с момента
государственной  регистрации  права  в  Едином государственном реестре
прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
     Одновременно  следует  учитывать,  что  имущество,  в  том  числе
приватизируемая   квартира,   находящееся  в  собственности  двух  или
нескольких  лиц,  принадлежит  им на праве общей собственности и может
находиться  в  общей  собственности  с  определением  доли  каждого из
собственников  в праве собственности как долевая собственность или без
определения  таких  долей как совместная собственность (п. п. 1, 2 ст.
244 Гражданского кодекса Российской Федерации - далее ГК РФ). При этом
государственной   регистрации   подлежит   право  в  общей  совместной
собственности  и  право  в  общей  долевой  собственности  каждого  из
участников общей долевой собственности на основании ст. 131 ГК РФ.
     Статьей   11  Федерального  закона  от  21.07.1997  N  122-ФЗ  "О
государственной  регистрации  прав  на недвижимое имущество и сделок с
ним" определено, что за государственную регистрацию прав на недвижимое
имущество  в  соответствии  с  налоговым  законодательством  взимается
государственная пошлина.
     В    соответствии    со    ст.   333.17   Кодекса   плательщиками
государственной  пошлины  признаются  организации  и  физические лица,
которые   обращаются  за  совершением  юридически  значимых  действий,
предусмотренных гл. 25.3 "Государственная пошлина" Кодекса.
     Согласно  пп.  20 п. 1 ст. 333.33 Кодекса государственная пошлина
за   государственную   регистрацию   прав   на   недвижимое  имущество
уплачивается физическими лицами в размере 500 руб.
     Учитывая  изложенное,  при приватизации физическими лицами жилого
помещения  государственная  пошлина  уплачивается  за  государственную
регистрацию:
     права  общей  совместной  собственности  в  размере 500 руб. (вне
зависимости от количества участников общей совместной собственности);
     доли   в   праве   общей  собственности,  возникающей  с  момента
государственной  регистрации, в размере 500 руб., умноженных на размер
доли  в  праве собственности. Например, в случае приватизации квартиры
четырьмя    собственниками   в   равнодолевую   собственность   каждым
собственником  должна  уплачивается  государственная пошлина в размере
125 руб. (500 руб. x 1/4 = 125 руб.).
     При  этом п. 2 ст. 333.18 Кодекса установлено, что, в случае если
за  совершением  юридически значимого действия одновременно обратились
несколько  плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные гл.
25.3  Кодекса,  государственная  пошлина  уплачивается плательщиками в
равных  долях.  В  случае  если среди лиц, обратившихся за совершением
юридически   значимого   действия,   одно   лицо   (несколько  лиц)  в
соответствии  с  гл.  25.3 Кодекса освобождено (освобождены) от уплаты
государственной  пошлины,  размер  государственной пошлины уменьшается
пропорционально   количеству   лиц,   освобожденных  от  ее  уплаты  в
соответствии  с данной главой Кодекса. При этом оставшаяся часть суммы
государственной  пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным
(не  освобожденными)  от  уплаты  государственной пошлины согласно гл.
25.3 Кодекса.
     Таким   образом,   в   случае   приватизации   квартиры  четырьмя
собственниками,  один  из которых освобожден от уплаты государственной
пошлины  в  соответствии  с  гл.  25.3  Кодекса, сумма государственной
пошлины составит 333 руб. 33 коп. (500 руб. x 1/4 x 3 = 375 руб.).
     Данная    позиция    Минфина    России   по   расчетам   размеров
государственной  пошлины,  уплачиваемой  за  совершение  вышеуказанных
регистрационных  действий, согласована с Росрегистрацией и доведена до
ее  территориальных  органов  Письмом  Росрегистрации  от 15.06.2007 N
9-1879-СВ.
     Одновременно   сообщаем,   что  в  соответствии  с  Положением  о
Министерстве  финансов  Российской  Федерации (далее - Минфин России),
утвержденным  Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от
30.06.2004  N  329,  в  компетенцию  Минфина России не входят вопросы,
связанные  с  нормативно-правовым  регулированием  в сфере регистрации
прав  на  недвижимое  имущество  и сделок с ним, а также осуществление
координации    и   контроля   деятельности   территориальных   органов
Росрегистрации.
     В   связи   с   этим  по  вопросам,  связанным  с  осуществлением
государственной  регистрации  прав  на объекты недвижимого имущества и
правомерностью  деятельности  территориальных  органов Росрегистрации,
необходимо обратиться в Росрегистрацию.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
4 апреля 2008 г.
N 03-05-06-03/10