ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО
www.businesspravo.ru
    
         О ПОРЯДКЕ НАЧИСЛЕНИЯ ПЕНЕЙ В СЛУЧАЕ НЕСВОЕВРЕМЕННОЙ
               УПЛАТЫ СУММЫ НАЛОГА (АВАНСОВОГО ПЛАТЕЖА)

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                           18 марта 2008 г.
                           N 03-02-07/1-106

                              (НАБ 08-8)


     В  Департаменте  налоговой и таможенно-тарифной политики <...> по
вопросу  о  порядке  начисления  пеней в случае несвоевременной уплаты
налогов сообщается следующее.
     В  соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской
Федерации   (далее  -  Кодекс)  налогоплательщики  обязаны  уплачивать
законно установленные налоги.
     Обязанность  по  уплате  налога  должна  быть  выполнена  в срок,
установленный  законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 45, п. 2
ст.  58  Кодекса).  Налогоплательщик  вправе  исполнить обязанность по
уплате налога досрочно.
     В силу пп. 1 и 4 п. 3 ст. 45 Кодекса обязанность по уплате налога
считается  исполненной  налогоплательщиком, если иное не предусмотрено
п.  4  данной  статьи,  с  момента  предъявления  в  банк поручения на
перечисление    в    бюджетную   систему   Российской   Федерации   на
соответствующий  счет  Федерального  казначейства  денежных средств со
счета  налогоплательщика  в  банке  при  наличии  на  нем достаточного
денежного  остатка на день платежа, а также со дня вынесения налоговым
органом  в  соответствии  с  Кодексом  решения  о  зачете сумм излишне
уплаченных  или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет
исполнения обязанности по уплате соответствующего налога.
     Пунктом  3  ст.  58  Кодекса  установлено,  что  в соответствии с
Кодексом  может  предусматриваться уплата в течение налогового периода
предварительных  платежей  по налогу - авансовых платежей. Обязанность
по   уплате  авансовых  платежей  признается  исполненной  в  порядке,
аналогичном для уплаты налога.
     При  уплате  налога  с  нарушением  срока уплаты налогоплательщик
уплачивает  пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом (п.
2 ст. 57 Кодекса).
     Для  целей  Кодекса  и  иных  актов  законодательства о налогах и
сборах  пеней  признается установленная ст. 75 Кодекса денежная сумма,
которую    налогоплательщик   должен   выплатить   в   случае   уплаты
причитающихся   сумм   налогов   в   более  поздние,  по  сравнению  с
установленными  законодательством  о налогах и сборах, сроки. Согласно
п.  3  указанной  статьи  пеня  начисляется за каждый календарный день
просрочки   исполнения   обязанности  по  уплате  налога,  начиная  со
следующего  за  установленным законодательством о налогах и сборах дня
уплаты  налога  (за исключением случаев, предусмотренных абз. 2 п. 3 и
п.  8 ст. 75 Кодекса). Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо
причитающихся  к  уплате сумм налога и независимо от применения других
мер  обеспечения  исполнения обязанности по уплате налога, а также мер
ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2
ст. 75 Кодекса).
     В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с
установленными  законодательством  о  налогах  и сборах сроки на сумму
несвоевременно  уплаченных авансовых платежей на основании п. 3 ст. 58
начисляются пени в порядке, предусмотренном ст. 75 Кодекса.
     Излишняя    уплата   налогоплательщиком   суммы   одного   налога
(авансового  платежа  по  налогу)  не  свидетельствует об отсутствии у
этого  налогоплательщика  недоимки  по  другому  налогу,  а  также  об
отсутствии  основания  для начисления в соответствии со ст. 75 Кодекса
пеней на сумму такой недоимки.
     С  01.01.2008  налоговыми  органами самостоятельно производится в
порядке, установленном ст. 78 Кодекса, зачет суммы излишне уплаченного
налога  в  счет  погашения  недоимки по иным налогам, задолженности по
пеням  и  (или) штрафам за налоговые правонарушения, подлежащим уплате
или  взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом (п. п. 1 и 5 ст. 78
Кодекса). При этом зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и
сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим
видам   налогов   и   сборов,   а   также  по  пеням,  начисленным  по
соответствующим налогам и сборам.
     Таким  образом, в случае если причитающаяся к уплате сумма налога
(авансового   платежа)   не   была   уплачена   налогоплательщиком   в
установленный  законодательством о налогах и сборах срок, на эту сумму
начисляются  пени  за  каждый  календарный  день  просрочки исполнения
обязанности   по   уплате  налога  (авансового  платежа),  начиная  со
следующего  за  установленным законодательством о налогах и сборах дня
уплаты  налога  (авансового  платежа) до дня фактической уплаты данной
суммы.  При  этом  пени  исчисляются  в  порядке, установленном ст. 75
Кодекса,  и  с  учетом  рекомендаций Пленума Высшего Арбитражного Суда
Российской  Федерации,  предусмотренных Постановлением от 26.07.2007 N
47  "О  порядке  исчисления  сумм  пеней за просрочку уплаты авансовых
платежей  по  налогам  и  страховым взносам на обязательное пенсионное
страхование".  В  п.  2  названного Постановления указано, что пени за
неуплату  в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежат
исчислению до даты их фактической уплаты или в случае их неуплаты - до
момента  наступления  срока  уплаты  соответствующего  налога. Если по
итогам  налогового  периода сумма исчисленного налога оказалась меньше
сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового
периода,  судам  необходимо исходить из того, что пени, начисленные за
неуплату   указанных   авансовых   платежей,   подлежат   соразмерному
уменьшению.  Данный  порядок надлежит применять и в случае, если сумма
авансовых платежей по налогу, исчисленных по итогам отчетного периода,
меньше  суммы  авансовых  платежей, подлежавших уплате в течение этого
отчетного периода.
     Одновременно  сообщаем,  что  настоящее  письмо  Департамента  не
содержит  правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания,  и не является нормативным правовым актом. В соответствии
с  Письмом  Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое
мнение  Департамента  имеет  информационно-разъяснительный характер по
вопросам  применения законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах  и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о
налогах  и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в
настоящем письме.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
18 марта 2008 г.
N 03-02-07/1-106
    

Печать
2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
Рейтинг@Mail.ru