О ФЕДЕРАЛЬНОМ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ПО КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ КУЛЬТУРЫ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РФ 19 февраля 2008 г. N 29 (Д) В целях оптимизации научно-методического обеспечения деятельности Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации и Федерального агентства по культуре и кинематографии приказываю: 1. Утвердить состав Федерального научно-методического совета по культурному наследию при Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации (ФНМС) (приложение N 1 - не приводится). 2. Утвердить Положение о Федеральном научно-методическом совете по культурному наследию при Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации (ФНМС) (Приложение N 2). 3. Признать утратившими силу Приказы Минкультуры России от 27 января 2005 г. N 12, от 22 февраля 2005 г. N 67, от 21 апреля 2005 г. N 159, от 16 мая 2005 г. N 193, от 31 августа 2005 г. N 382, от 25 мая 2006 г. N 226, от 25 сентября 2006 г. N 489, от 17 ноября 2006 г. N 695, от 23 января 2007 г. N 25, от 15 февраля 2007 г. N 163, от 16 февраля 2007 г. N 169, от 31 октября 2007 г. N 1298. 4. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой. Министр А.С.СОКОЛОВ 19 февраля 2008 г. N 29 Приложение N 2 к Приказу Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 19 февраля 2008 года N 29 ПОЛОЖЕНИЕ О ФЕДЕРАЛЬНОМ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ПО КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ КУЛЬТУРЫ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ФНМС) 1. Общие положения 1. Федеральный научно-методический совет по культурному наследию при Министерстве культуры и массовых коммуникаций (далее - ФНМС) является координационным и совещательным органом по научно-методическому обеспечению деятельности Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Минкультуры России) и Федерального агентства по культуре и кинематографии (далее - Роскультуры) в сфере историко-культурного наследия. 2. ФНМС в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", иными международными и российскими законодательными и нормативными документами и актами, а также настоящим Положением. 3. ФНМС по поручению Минкультуры России или Роскультуры, по обращениям органов государственной власти субъектов, а также по собственной инициативе рассматривает вопросы государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия и принимает необходимые для обоснования принятия решения соответствующим органом исполнительной власти заключения. 4. Заключения ФНМС обязательны для рассмотрения при принятии решений по вопросам компетенции соответствующего органа исполнительной власти. 2. Основные задачи ФНМС 1. Научно-методическое обеспечение разработки и реализации государственной политики в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны, а также нормативно-правового регулирования по вопросам сохранения, использования и популяризации объектов историко-культурного наследия. 2. Научно-методическое обеспечение правоустанавливающей и правоприменительной практики в сфере ведения Минкультуры России и Роскультуры. 3. Научно-методическое обеспечение следующих полномочий Российской Федерации: - отнесение объектов культурного наследия к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации; - установление порядка формирования перечня объектов культурного наследия, рекомендуемых Российской Федерацией для включения в Список всемирного наследия; - формирование перечня не подлежащих отчуждению объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности; - определение условий охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия федерального значения; - установление режимов использования территорий и зон охраны объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия; - нормативно-правовое регулирование передаваемых органам государственной власти субъектов полномочий в отношении объектов культурного наследия. 4. Научно-методическое обеспечение порядка формирования и ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия и государственного учета объектов, представляющих историко-культурную ценность. 5. Научно-методическое обеспечение разработки и реализации федеральных, ведомственных и региональных целевых программ сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия. 6. Научно-методическое обеспечение нормативно-правового и финансово-экономического регулирования отношений в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия. 7. Научно-методическое обеспечение следующих видов деятельности по сохранению объектов культурного наследия: - ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля; - приспособление объекта культурного наследия для современного использования; - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы; - научно-методическое руководство, технический и авторский надзор; - установление порядка проведения работ по сохранению объекта культурного наследия; - определение обязанности физических и юридических лиц по соблюдению режима использования территории объекта культурного наследия; - воссоздание утраченного объекта культурного наследия. 8. Научно-методическое обеспечение осуществления прав владения, пользования и распоряжения объектами культурного и археологического наследия и земельным участком или участком водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия. 9. Научно-методическое обеспечение порядка использования объекта культурного наследия. 10. Научно-методическое обеспечение разработки порядка организации историко-культурного заповедника, определения его границы и установления общих принципов содержания. 11. Научно-методическое обеспечение определения предмета охраны и порядка осуществления градостроительной, хозяйственной и иной деятельности на территории исторического поселения. 12. Рассмотрение научно-технических, изыскательских и исследовательских материалов, архитектурных проектов и решений, планировки, застройки, реконструкции исторических поселений, достопримечательных мест, проектов зоны охраны, проектов реставрации и приспособления к современному использованию объектов культурного наследия. 13. Организация и проведение международных, российских, региональных мероприятий по вопросам сохранения и использования объектов культурного наследия. 14. Популяризация объектов культурного наследия, проблем их сохранения и использования в периодической печати и средствах массовых коммуникаций. 15. Обеспечение участия членов ФНМС в проведении обоснованной, объективной, независимой и гласной государственной историко-культурной экспертизы. 3. Структура ФНМС 1. ФНМС состоит из Председателя и Сопредседателя, трех заместителей председателя, Ученого секретаря, руководителей секций и подсекций, ученых секретарей секции, членов ФНМС, членов административно-консультативного совета, членов секций. 2. ФНМС возглавляет в качестве Председателя Министр культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. 3. Сопредседателем ФНМС является руководитель Роскультуры. 4. В административно-консультативный совет ФНМС входят: три заместителя председателя, руководителей секций и подсекций, представители руководства Минкультуры России, Роскультуры и органов государственной власти субъектов по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, председатель Всероссийской общественной организации "Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры", представитель Комитета Государственной Думы по культуре и представители ведущих организаций отрасли. 5. Административно-консультативный совет ФНМС выполняет функции совещательного органа по вопросам правоустанавливающей и правоприменительной практики, нормативно-правового регулирования, а также организационного, материально-технического, информационного и иных мер обеспечения собственной деятельности ФНМС. 6. Для координации деятельности административно-консультативного совета ФНМС назначается Председатель. 7. ФНМС состоит из следующих секций: - Секция архитектуры и градостроительства. - Секция реставрации памятников каменного зодчества. - Секция реставрации памятников искусства. - Секция реставрации памятников деревянного зодчества. - Секция археологии. - Секция историко-культурных территорий. - Секция государственной политики и правового регулирования. 8. Секции ФНМС имеют в своем составе до пятнадцати членов ФНМС, включая руководителя секции. В состав секций, помимо членов ФНМС, могут входить до пятнадцати членов секции - эксперты и консультанты, количество и персональный состав которых определяются секцией и по представлению руководителя секции утверждаются председателем ФНМС. 9. Секретариат ФНМС формируется из ученого секретаря ФНМС и ученых секретарей секций. Ученый секретарь ФНМС является сотрудником Минкультуры России. 10. Председатель, Сопредседатель, заместители председателя, руководители секций и подсекций, Ученый секретарь и председатель административно-консультативного совета образуют Президиум ФНМС. 4. Порядок формирования состава ФНМС 1. ФНМС формируется из высококвалифицированных ученых и специалистов в областях деятельности по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия. 2. Члены ФНМС и члены секций должны иметь или ученую степень, или ученое звание, или высокую реставрационную квалификацию, а также не менее десяти лет стажа работы или опыт руководства в профильной области. 3. Персональный состав членов ФНМС и членов секций формируется на основании предложений руководителей секций и утверждается приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. 5. Регламент работы ФНМС 1. ФНМС рассматривает вопросы сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия по поручению Минкультуры России и Роскультуры, по обращениям органов исполнительной власти субъектов, а также по собственной инициативе. Поручения и комплекты документации по ним направляются Ученому секретарю ФНМС, который по согласованию с заместителями председателя распределяет их для рассмотрения по секциям. 2. Заседания Президиума ФНМС проводятся с целью обсуждения вопросов, выносимых на заседания секций и пленарные заседания, программ его работы, а также с целью заслушивания отчетов секций и секретариата. Заседания Президиума ФНМС проводятся по мере формирования повестки дня заседаний, но не реже одного раза в квартал. Повестка дня заседаний Президиума ФНМС подготавливается Ученым секретарем ФНМС, который также ведет протоколы заседаний Президиума. Протоколы заседаний Президиума утверждаются Председателем, Сопредседателем или заместителями председателя ФНМС. Секции рассматривают содержащиеся в поручениях вопросы на своих заседаниях в соответствии с повестками дня, подготовленными учеными секретарями секций и утвержденными руководителями секций. Заседания секций (в т.ч. выездные) проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в два месяца. Совместные заседания двух или нескольких секций проводятся в случаях, если вопросы носят комплексный характер. Все рассматриваемые на заседаниях секций вопросы проходят предварительную экспертизу членов секций. При необходимости по предварительной договоренности руководителей секций в заседании секции могут принимать участие члены других секций. Члены секций как члены ФНМС, так и не члены ФНМС, имеют на заседаниях секций право решающего голоса. Заседания секций считаются правомочными, если на них присутствуют более половины их членов. Решения секций считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей присутствующих на заседаниях. Ученые секретари секций ведут протоколы заседаний секций. Протоколы заседаний секций подписывают руководители и ученые секретари секций. Протоколы с соответствующими сопроводительными письмами направляются в Минкультуры России и Роскультуру. Копии протоколов направляются ученому секретарю ФНМС. Выписки из протоколов могут предоставляться секциями физическим или юридическим лицам на основании их заявок. 3. Пленарные заседания ФНМС проводятся с целью обсуждения наиболее проблемных, сложных и комплексных вопросов в области охраны, сохранения и использования культурного наследия. Пленарные заседания ФНМС (в т.ч. выездные) проводятся по мере формирования повестки дня заседания, но не реже одного заседания в квартал. Вопросы, требующие обсуждения на пленарных заседаниях, определяются Президиумом ФНМС, который принимает решения о включении их в повестку дня заседания, назначает докладчиков и экспертов, определяет состав рассматриваемых материалов. Члены ФНМС на пленарных заседаниях имеют право решающего голоса, члены секций ФНМС - право совещательного голоса. Пленарные заседания считаются правомочными, если на них присутствуют более половины членов ФНМС. Решения ФНМС принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов ФНМС (при равенстве голосов Председатель имеет право решающего голоса) и оформляются протоколами. Ученый секретарь ФНМС ведет протоколы пленарных заседаний. Протоколы пленарных заседаний подписывают Председатель заседания и Ученый секретарь ФНМС. Протоколы с соответствующими сопроводительными письмами направляются в Минкультуры России и Роскультуру. Выписки из протоколов могут предоставляться физическим или юридическим лицам на основании их заявок. 4. Члены ФНМС обеспечиваются удостоверениями. 6. Права и обязанности членов ФНМС 1. Члены ФНМС имеют право: - участвовать в заседаниях секций и пленарных заседаниях ФНМС с правом решающего голоса; - запрашивать у руководителей секций и изучать материалы по вопросам, рассматриваемым на заседаниях секций и пленарных заседаниях ФНМС; - выступать на заседаниях секций и пленарных заседаниях ФНМС; - принимать участие в выработке решений заседаний секций и пленарных заседаний ФНМС; - участвовать в обсуждении и принятии решений ФНМС по вопросам его внутреннего устройства, совершенствования форм и методов работы, персонального состава. 2. Члены ФНМС обязаны: - постоянно участвовать в работе ФНМС; - постоянно присутствовать на заседаниях секций ФНМС и его пленарных заседаниях (в т.ч. выездных); - нести персональную ответственность за принятые на заседаниях секций и пленарных заседаниях ФНМС решения и их реальные последствия; - выполнять поручения Председателя, Сопредседателя, заместителей председателя, руководителей секций, Ученого секретаря ФНМС; - вносить предложения по совершенствованию организационной структуры ФНМС, форм и методов его работы. 7. Права и обязанности членов секций ФНМС 1. Члены секций ФНМС имеют право: - участвовать в заседаниях секции ФНМС, в которой состоят, с правом решающего голоса и в заседаниях других секций с правом совещательного голоса; - участвовать в пленарных заседаниях ФНМС с правом совещательного голоса; - запрашивать у руководителей секций и изучать материалы по вопросам, рассматриваемым на заседаниях секций и пленарных заседаниях ФНМС; - выступать экспертами на заседаниях секций и пленарных заседаниях ФНМС; - принимать участие в выработке решений заседаний секций и пленарных заседаний ФНМС. 2. Члены секций ФНМС обязаны: - постоянно участвовать в работе соответствующих секций ФНМС; - постоянно присутствовать на заседаниях соответствующих секций ФНМС (в т.ч. выездных); - нести персональную ответственность за принятые на заседаниях секций ФНМС решения и их реальные последствия; - выполнять поручения Председателя, Сопредседателя, заместителей председателя, руководителей секций, Ученого секретаря, секретарей соответствующих секций ФНМС. 8. Финансирование работы ФНМС Финансирование работы ФНМС осуществляется за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на деятельность координационных и совещательных органов, Минкультуры России и Роскультуры в части, касающейся соответствующей сферы ведения. 9. Отчетность ФНМС 1. ФНМС отчитывается в проделанной работе ежегодно на своем первом в году пленарном заседании. 2. Секции ФНМС отчитываются о проделанной работе ежегодно на заседаниях секций, а также на заседаниях Президиума ФНМС. 3. Секретариат ФНМС отчитывается ежегодно на заседаниях Президиума ФНМС. 4. Председатель и Сопредседатель ежегодно информируют ФНМС на его пленарных заседаниях о деятельности Минкультуры России и Роскультуры в сфере сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия. 10. Изменения персонального состава Совета 1. Изменения персонального состава членов ФНМС и членов секций, в т.ч. частичные изменения, могут осуществляться в порядке ротации раз в три года, а также в исключительных случаях по предложению членов президиума. 2. Изменения персонального состава членов ФНМС и членов секций утверждаются приказом Министра культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. 11. Прекращение полномочий ФНМС ФНМС прекращает свои полномочия на основании приказа Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. 12. Местонахождение ФНМС г. Москва, Минкультуры России Форма удостоверения члена ФНМС Золотым тиснением на лицевой стороне Удостоверения --------------------------------------------------------------------------- | | | | | герб | | | | | | | | | УДОСТОВЕРЕНИЕ | | | | | | | | | | | | | | | | --------------------------------------------------------------------------- Внутренняя левая сторона Внутренняя правая сторона Удостоверения Удостоверения --------------------------------------------------------------------------- | МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И МАССОВЫХ | Действительно до ---- | | КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |фото Продлено до --------- | | | Продлено до --------- | | Удостоверение N | Продлено до --------- | | Ф.И.О. | | | | | | член | | | Федерального научно-методического | | | совета по культурному наследию при| | | Министерстве культуры и массовых | | | коммуникаций Российской Федерации | | | | | |Министр культуры и |Дата выдачи | |массовых коммуникаций -------------|------------ | |Российской Федерации А.С. Соколов |Москва Настоящее удостоверение| | | подлежит возврату при | | | оставлении должности | --------------------------------------------------------------------------- |