В стране намечается новый этап финансово-экономических преобразований, изменений налоговой и бюджетной систем. Они сопровождаются дальнейшим развертыванием процессов изменения форм собственности, приватизации государственного и муниципального имущества, реструктуризации, реорганизации, банкротства и ликвидации различных организаций. Одновременно провозглашается проведение социальной реформы, охватывающей сферу трудовых отношений, социального обеспечения, жилищных условий, здравоохранения, образования и культуры. Однако повышение жизненного уровня российских граждан сдерживается продолжающимся увеличением числа незанятого населения, несправедливо низкой оплатой труда, депрофессионализацией многих работников, крайне медленным внедрением новых технологий в сфере труда. Беспрецедентный рост приобрели массовые нарушения социально-трудовых прав работников. При этом заключаемые трудовые договоры нередко носят формальный характер, являются бессодержательными или заключаются на условиях, ухудшающих правовое положение работников. Во многих местах работодателями навязываются срочные трудовые договоры либо гражданско-правовые договоры, лишающие работников защиты нормами трудового законодательства. В одностороннем порядке работодателями изменяются существенные условия труда, происходят принудительные переводы работников на неполное рабочее время, продолжается отправление в отпуска без сохранения заработной платы или лишь с частичной оплатой. Нарушаются сроки выплаты заработной платы, оплаты отпусков, выплаты выходных пособий и окончательного расчета при увольнении. Под предлогами изменения формы собственности, реструктуризации, реорганизации и банкротства осуществляются массовые увольнения работников вопреки действующему законодательству. Как свидетельствует сложившаяся практика трудовых отношений, принятые за последние годы меры по защите социально-трудовых прав работников являются явно недостаточными. Многие из них носят разрозненный характер. Предпринимаются попытки законодательно закрепить снижение уровня правовой защиты и правовых гарантий труда, ограничить правовые интересы работников лишь уровнем прожиточного минимума, минимальной заработной платы, минимальной часовой тарифной ставки, минимальных государственных социальных стандартов, отменить или понизить существующие нормативы социального обеспечения работников. В этих условиях назрела необходимость в принятии неотложных, решительных и скоординированных действий на различных уровнях власти и управления для повышения гарантий соблюдения правового порядка в социально-трудовых отношениях на территории Российской Федерации. Руководители ФНПР, российских отраслевых профсоюзов обратились к субъектам права законодательной инициативы с конкретными предложениями о законодательном усилении защиты трудовых прав работников и предложили внести соответствующие изменения и дополнения в действующие законодательные акты Российской Федерации. Исполнительный комитет Генерального Совета ФНПР постановляет: 1. Признать целесообразным внесение в действующее законодательство Российской Федерации норм, обеспечивающих усиление защиты социально-трудовых прав работников и предусматривающих: повышение правовых требований к содержанию, заключению и выполнению трудовых договоров, коллективных договоров, соглашений; конкретизацию правового статуса, трудовых прав и обязанностей работников и работодателей; расширение системы мер по предотвращению необоснованных изменений существенных условий труда и предупреждению неправомерных увольнений работников; усиление правовых гарантий оплаты труда и своевременности выплаты заработной платы; разработку социальных планов развития персонала, направленных на сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников и повышение их конкурентоспособности на рынке труда; участие работников в управлении организациями, в решении вопросов о реструктуризации, реорганизации, банкротстве, ликвидации организаций; усиление и неотвратимость ответственности за нарушение трудовых прав работников. 2. Поддержать проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации для усиления защиты трудовых прав работников", подготовленный в ФНПР с участием общероссийских профсоюзов, и предложить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации включить его в план законопроектной работы для рассмотрения и принятия в первоочередном порядке во втором полугодии 1997 года. 3. Рекомендовать территориальным объединениям организаций профсоюзов подготовить и внести предложения по принятию специальных законов о защите трудовых прав граждан, оплате труда, охране труда и социальном партнерстве на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. 4. Рекомендовать членским организациям ФНПР: принять участие в разработке Генеральной схемы сохранения и создания рабочих мест на 1998 - 1999 годы, предусматривающей меры по обеспечению максимальной занятости трудоспособного населения; осуществить подготовку предложений по разработке Трудового кодекса Российской Федерации, созданию трудового процессуального законодательства, формированию системы специализированных трудовых судов; активнее использовать для защиты интересов работников индивидуальные трудовые договоры (контракты), коллективные договоры, соглашения, непосредственно предусмотренные законодательством, а также расширять практику заключения новых видов соглашений, соглашений профсоюзных объединений с торгово-промышленными палатами, финансово-промышленными группами и транснациональными корпорациями, с органами исполнительной власти и местного самоуправления, внебюджетными фондами, банковскими учреждениями и налоговыми службами; совершенствовать формы взаимодействия инспекций труда, инспекций по охране труда профсоюзов с Рострудинспекцией, ее органами на местах в целях усиления и обеспечения эффективного государственного надзора и профсоюзного контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда, о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, социальном страховании, занятости, банкротстве, приватизации, коллективных договоров и соглашений; добиваться возрастания роли правовой работы среди основных направлений деятельности профсоюзов, развертывания правотворческой инициативы и правозащитной работы профсоюзов; рассмотреть в профсоюзных органах вопрос об усилении правозащитной деятельности профсоюзов. 5. Рекомендовать общероссийским и межрегиональным профсоюзам, территориальным объединениям организаций профсоюзов - членским организациям ФНПР осуществить: внесение в коллективные договоры, соглашения норм, обеспечивающих необходимую компенсацию за несвоевременную выплату заработной платы и социальных пособий; рассмотрение в комиссиях по трудовым спорам заявлений работников о задержке заработной платы и выплате социальных пособий с их индексацией и последующим направлением в банковские учреждения удостоверений КТС; обращение в судебные органы либо по вопросу о принудительном исполнении удостоверений КТС, либо о вынесении судебного приказа о выплате начисленной заработной платы, либо о рассмотрении гражданского иска о взыскании ущерба, причиненного задержкой заработной платы; оказание содействия администрации организации по ее обращению в арбитражный суд о взыскании с организаций - должников, в том числе с государственных и муниципальных органов, виновных в несвоевременном перечислении денежных средств, необходимых для выплаты заработной платы; принятие решений профсоюзных органов о привлечении к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения лиц, виновных в нарушении законодательства о труде, законодательства о профсоюзах, в невыполнении своих обязательств по коллективному договору, соглашению; обращение в Рострудинспекцию с заявлениями о применении мер административной ответственности и наложении штрафных санкций на должностных лиц, нарушающих законодательство о труде; обращение в органы прокуратуры с заявлением о привлечении к уголовной ответственности должностных лиц, виновных в нарушениях трудовых прав граждан, проявляющихся в нарушениях равноправия граждан, нарушениях правил охраны труда, воспрепятствовании профсоюзным организациям проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирования или участия в них, злоупотреблениях представителями работодателей своими полномочиями или превышении должностных полномочий; проведение коллективных акций протеста в защиту индивидуальных трудовых прав работников, в том числе по поводу невыплаты заработной платы, с учетом судебного толкования порядка их проведения. 6. Учебным заведениям профсоюзов обеспечить включение в учебные планы и программы повышения квалификации различных категорий профсоюзных кадров и актива специальный раздел "Правозащитная деятельность профсоюзов в современных условиях". Академии труда и социальных отношений, Санкт-Петербургскому гуманитарному университету профсоюзов, Научному центру профсоюзов предусмотреть в планах научных работ специальные научные исследования в области защиты социально-трудовых прав работников. 7. Правовому отделу Аппарата ФНПР: обобщить практику правозащитной работы членских организаций ФНПР по вопросам защиты индивидуальных трудовых прав работников и практики разрешения коллективных трудовых споров; совместно с Академией труда и социальных отношений, Санкт-Петербургским гуманитарным университетом профсоюзов, другими учебными заведениями профсоюзов организовать регулярное повышение квалификации инспекторов труда профсоюзов, работников юридических служб и консультаций профсоюзов. 8. Отделам Аппарата ФНПР по взаимодействию с парламентом и общественными объединениями совместно с Правовым осуществить необходимую организационную работу по рассмотрению в Федеральном Собрании Российской Федерации законопроектных предложений ФНПР, направленных на усиление защиты социально-трудовых прав работников. 9. Международному отделу Аппарата ФНПР активизировать работу по распространению и разъяснению материалов МОТ, касающихся защиты социально-трудовых прав работников, осуществить подготовку предложений профсоюзов к международным договорам, заключаемым Российской Федерацией с СНГ, другими странами по вопросам социально-трудовых отношений. 10. Отделам Аппарата ФНПР: правовому, социально-трудовых отношений, по проблемам социальных гарантий, международному, Технической инспекции труда ФНПР подготовить и внести во Всеобщую Конфедерацию Профсоюзов предложения об организации совместных действий по усилению защиты социально-трудовых прав работников стран СНГ. 11. Центру общественных связей ФНПР обеспечить освещение деятельности профсоюзов по защите социально-трудовых прав работников в средствах массовой информации. 12. Внести на рассмотрение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений вопрос о мерах по правовому закреплению обязательного обучения руководителей организаций, иных лиц, осуществляющих управленческие функции, трудовому законодательству с проведением их аттестации и выдаче соответствующего сертификата (аттестата). Обратиться к Министерству юстиции Российской Федерации с предложением о необходимом осуществлении мер по организации повышения уровня правовых знаний руководителей организаций, обучению их основам трудового законодательства. Председатель ФНПР М.В. ШМАКОВ |