О ПРОВЕДЕНИИ СЛУЖЕБНЫХ ПРОВЕРОК). Сообщение. Совет Адвокатской палаты г. Москвы. 26.03.08


                              СООБЩЕНИЕ

                  СОВЕТ АДВОКАТСКОЙ ПАЛАТЫ Г. МОСКВЫ

                           26 марта 2008 г.


                                 (Д)


                             (Извлечение)

     <...> На обращения сообщаю:
     Адвокатская  палата  не  вправе  проводить  служебные  проверки в
отношении адвокатов. Служебные проверки проводятся в организациях, где
существуют  отношения  работодателя  и работника, в тех случаях, когда
речь  идет, в частности, о привлечении работников к дисциплинарной или
материальной   ответственности   либо   об  увольнении  работников  по
некоторым  предусмотренным Трудовым кодексом РФ и другими федеральными
законами  основаниям,  а  также в некоторых других подобных ситуациях.
Необходимость   проведения  служебной  проверки  появляется,  когда  в
организации возникают такие ситуации и работодатель вынужден принимать
управленческие  решения,  негативным образом отражающиеся на отдельных
работниках.
     Сам  термин  "служебная проверка" законодательно закреплен лишь в
нормативных    актах,   регулирующих   прохождение   отдельных   видов
государственной  службы.  В частности, в Федеральном законе от 27 июля
2004  г.  N  79-ФЗ  "О  государственной  гражданской службе Российской
Федерации"  (с изменениями от 2 февраля 2006 г., 2 марта, 12 апреля, 1
декабря 2007 г.), в статье 59.
     Также  в  ряде  достаточно  крупных  организаций  со значительной
численностью   работающего   в  ней  персонала  применяются  локальные
нормативные   акты,   регламентирующие  порядок  проведения  служебных
проверок.    При   этом   обязательным   условием   является   наличие
соподчиненных     трудовых    (служебных)    отношений    работодателя
(должностного  лица из числа административно-управленческого персонала
организации) и работника.
     Служебная  проверка  проводится  на  основании  приказа или иного
распорядительного  акта  работодателя.  При  этом  определяются состав
комиссии, ее председатель и полномочия комиссии.
     Данные   обстоятельства  не  применимы  к  отношениям  адвокат  -
Адвокатская палата и адвокат - Федеральная регистрационная служба, так
как  и  в том, и в другом случае отсутствуют трудовые отношения и, как
следствие,  отсутствуют  служебные отношения, в связи с чем проведение
служебной  проверки в отношении адвоката со стороны Адвокатской палаты
и со стороны Федеральной регистрационной службы исключается.
     На  основании  п.  1  ст.  2  Федерального закона "Об адвокатской
деятельности  и  адвокатуре в Российской Федерации" адвокатом является
лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке
статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат
является независимым профессиональным советником по правовым вопросам.
Адвокат  не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника,
за   исключением   научной,   преподавательской   и   иной  творческой
деятельности,  а  также  занимать государственные должности Российской
Федерации,  государственные  должности субъектов Российской Федерации,
должности государственной службы и муниципальные должности.
     В  соответствии  с п. 1 ст. 3 Федерального закона "Об адвокатской
деятельности  и адвокатуре в Российской Федерации" адвокатура является
профессиональным  сообществом  адвокатов  и  как институт гражданского
общества  не входит в систему органов государственной власти и органов
местного самоуправления.
     Таким  образом,  Адвокатская палата и Федеральная регистрационная
служба не вправе проводить служебные проверки в отношении адвокатов.
     Для   рассмотрения   жалоб  на  действия  (бездействие)  адвоката
создается  Квалификационная  комиссия на основании ст. 33 Федерального
закона   "Об   адвокатской  деятельности  и  адвокатуре  в  Российской
Федерации", которая по результатам рассмотрения жалобы дает заключение
о  наличии  или  об  отсутствии  в  действиях  (бездействии)  адвоката
нарушения норм Кодекса профессиональной этики адвоката, о неисполнении
или ненадлежащем исполнении им своих обязанностей.
     Принципы  и  нормы  профессионального поведения адвоката, а также
основания   и   порядок   привлечения  адвоката  к  ответственности  и
процедурные  основы  дисциплинарного производства закреплены в Кодексе
профессиональной этики адвоката, принятом первым Всероссийским съездом
адвокатов   31   января  2003  года,  с  изменениями  и  дополнениями,
утвержденными  вторым  Всероссийским  съездом  адвокатов 8 апреля 2005
года.
     В  силу  ст. 4 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и
адвокатуре  в  Российской  Федерации"  Кодекс  профессиональной  этики
адвоката   является   составляющей   законодательства  об  адвокатской
деятельности и адвокатуре.
     В  соответствии  с  п.  1  ст.  18 Кодекса профессиональной этики
адвоката    нарушение   адвокатом   требований   законодательства   об
адвокатской  деятельности  и  адвокатуре, совершенное умышленно или по
грубой   неосторожности,   может   повлечь   применение   к  нему  мер
дисциплинарной  ответственности,  предусмотренных законодательством об
адвокатской  деятельности  и  адвокатуре  и  Кодексом профессиональной
этики адвоката.
     Утрата  или  порча  удостоверения адвоката не является основанием
для возбуждения дисциплинарного производства в отношении адвоката, так
как законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре данного
основания для привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности не
предусмотрено.
     Меры   дисциплинарной  ответственности  применяются  к  адвокатам
только   в   рамках  дисциплинарного  производства  в  соответствии  с
процедурами,  предусмотренными  разделом  2  Кодекса  профессиональной
этики адвоката, о чем прямо указано в п. 4 ст. 18 Кодекса.
     Дисциплинарное       производство      осуществляется      только
Квалификационной   комиссией  и  Советом  адвокатской  палаты,  членом
которой  состоит адвокат на момент возбуждения такого производства (п.
5 ст. 19 Кодекса профессиональной этики адвоката).
     Причем в квалификационную комиссию входят также два представителя
"от территориального органа юстиции" (подп. 2 п. 2 ст. 33 Федерального
закона   "Об   адвокатской  деятельности  и  адвокатуре  в  Российской
Федерации").
     В  соответствии  с  подп.  3 п. 1 ст. 20 Кодекса профессиональной
этики  адвоката  одним  из  поводов  для  возбуждения  дисциплинарного
производства   является   представление,  внесенное  в  Совет  органом
государственной власти, уполномоченным в области адвокатуры.
     Случай,  когда  орган  государственной  власти,  уполномоченный в
области   адвокатуры,  может  направить  в  Совет  адвокатской  палаты
представление  в отношении адвоката, указан в п. 6 ст. 17 Федерального
закона   "Об   адвокатской  деятельности  и  адвокатуре  в  Российской
Федерации"  (в  ред.  Федерального  закона  от  20.12.2004 N 163-ФЗ) -
"Территориальный    орган   юстиции,   располагающий   сведениями   об
обстоятельствах,   являющихся   основаниями  для  прекращения  статуса
адвоката,  направляет  представление  о прекращении статуса адвоката в
адвокатскую палату".
     <...> Министерством юстиции Российской Федерации был издан приказ
N  211  от  29 июля 2002 года "Об утверждении порядка ведения реестров
адвокатов  субъектов  Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте
РФ  7  августа  2002  г. N 3672), где указано, что новое удостоверение
адвоката  оформляется  в  месячный  срок  со  дня  получения заявления
адвоката (п. 5.2).
     В  п.  6.8  Порядка  ведения реестров определена процедура выдачи
удостоверений  адвоката  -  "В  случае  утраты или порчи удостоверения
адвокат  направляет  в  территориальный орган Минюста России, выдавший
удостоверение,  заявление  с  указанием обстоятельств утраты или порчи
удостоверения  и просьбой о выдаче нового удостоверения. К заявлению о
порче прилагается испорченное удостоверение.
     Утраченное  удостоверение  объявляется  недействительным,  о  чем
территориальный  орган  Минюста  России  сообщает в управление (отдел)
Судебного  департамента  при  Верховном  Суде  Российской  Федерации и
органы предварительного следствия в субъекте Российской Федерации.
     О выдаче нового удостоверения взамен утраченного или испорченного
издается   распоряжение   территориального  органа  Минюста  России  в
месячный срок со дня получения заявления адвоката".
     Этим  же  положением  определено  (п. 6.11) - "Ответственность за
соблюдение   требований  по  оформлению,  выдаче,  учету,  хранению  и
уничтожению    бланков   удостоверений   возлагается   на   начальника
территориального органа Минюста России".
     <...>   Удостоверение   адвоката   на   основании  п.  3  ст.  15
Федерального  закона  "Об  адвокатской  деятельности  и  адвокатуре  в
Российской Федерации" является единственным документом, подтверждающим
статус адвоката.
     Адвокат выполняет публичные функции по оказанию квалифицированной
юридической  помощи,  которая  гарантируется  каждому  в  силу  ст. 48
Конституции  Российской  Федерации  в  целях  защиты их прав, свобод и
интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.
     Задержка выдачи удостоверения адвоката со стороны должностных лиц
Управления  ФРС  по  г.  Москве  (по  любому основанию) не основана на
законе  и  по  сути  может  расцениваться как форма воспрепятствования
оказанию юридической помощи и доступу к правосудию.
     Какие-либо  ходатайства со стороны Адвокатской палаты г. Москвы и
резолюции  на  заявлениях,  адресованных  в  Управление  ФРС  о выдаче
удостоверения,  не имеют правовой основы и не могут служить основанием
выдачи удостоверения.
     Если  такой  факт  имеет место, то у адвокатов, которым не выдают
удостоверения   адвокатов  в  установленный  законом  срок,  есть  все
основания  для  обращения  в  суд с заявлением об обжаловании действия
(бездействия)  органа  государственной  власти,  должностного лица или
государственного  служащего  в  порядке  глав 23 и 25 ГПК РФ по делам,
возникающим из публичных правоотношений <...>.

Вице-президент
Адвокатской палаты г. Москвы
                                                          И.А. Поляков
26 марта 2008 г.