НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ДОРОГИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ. ЭЛЕМЕНТЫ ОБУСТРОЙСТВА. КЛАССИФИКАЦИЯ. AUTOMOBILE ROADS OF THE GENERAL USE. ROAD FACILITIES. CLASSIFICATION ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ 23 октября 2007 г. N ГОСТ Р 52765-2007 (Д) УТВЕРЖДЕН Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 года N 269-ст Дата введения - 1 июля 2008 года Предисловие Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения". Сведения о стандарте 1. Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский дорожный научно-исследовательский институт" (ФГУП "РОСДОРНИИ") Росавтодора совместно с Департаментом ОБДД МВД России и ЗАО "ДОРИСКОНСАЛТ". 2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство". 3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 г. N 269-ст. 4. Введен впервые. Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет. 1. Область применения Настоящий стандарт распространяется на элементы обустройства существующих и проектируемых автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог) и устанавливает их техническую классификацию. Классификация распространяется на элементы обустройства дорог постоянного характера. 2. Нормативные ссылки В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ Р 50970-96. Технические средства организации дорожного движения. Столбики сигнальные дорожные. Общие технические требования. Правила применения ГОСТ Р 50971-96. Технические средства организации дорожного движения. Световозвращатели дорожные. Общие технические требования. Правила применения ГОСТ Р 51256-99. Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования ГОСТ Р 51266-99. Автомобильные транспортные средства. Обзорность с места водителя. Технические требования. Методы испытаний ГОСТ Р 52282-2004. Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний ГОСТ Р 52289-2004. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств ГОСТ Р 52290-2004. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования. Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. 3. Термины и определения В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями: 3.1. Элементы обустройства автомобильной дороги: комплекс зданий и сооружений обслуживания движения, технических средств и устройств, предназначенных для организации и обеспечения безопасности дорожного движения. Примечание - К техническим средствам и устройствам организации и обеспечения безопасности дорожного движения относят технические средства по ГОСТ Р 52289, а также средства и устройства, перечисленные в таблице 1 настоящего стандарта. 3.2. Дорожный знак: устройство в виде панели определенной формы с обозначениями и/или надписями, информирующими участников дорожного движения о дорожных условиях и режимах движения, расположении населенных пунктов и других объектов. Примечание - Конструкция знаков - по ГОСТ Р 52290. 3.3. Табло с изменяющейся информацией: устройство в виде электронной панели, которое с помощью надписей и символов информирует участников дорожного движения об условиях и режимах движения на участке дороги. Примечание - Информация на табло изменяется в соответствии с изменениями условий движения. 3.4. Дорожная разметка: линии, надписи и другие обозначения на проезжей части с усовершенствованным покрытием, бордюрах, дорожных сооружениях и элементах обустройства дорог, информирующие участников дорожного движения об условиях и режимах движения на участке дороги. Примечание - Разметка - по ГОСТ Р 51256. 3.5. Дорожный светофор: светосигнальное устройство, применяемое для регулирования очередности пропуска транспортных средств и пешеходов, а также для обозначения опасных участков дорог. Примечание - Конструкция светофоров - по ГОСТ Р 52282. 3.6. Направляющие устройства: технические средства, предназначенные для зрительного ориентирования участников дорожного движения путем указания направления дороги, обозначения препятствий, представляющих опасность для движения. 3.7. Искусственные неровности: техническое средство для принудительного снижения скорости движения транспортных средств, представляющее собой специально созданное искусственное возвышение на проезжей части автомобильной дороги в виде полосы, расположенной перпендикулярно к направлению движения. 3.8. Шумовые полосы: устройство в виде чередующихся поперечных полос на поверхности покрытия дороги, выполненные посредством крупношероховатой поверхностной обработки или другим способом, вызывающие вибрацию элементов подвески автомобиля и повышенный шум, вынуждающие водителей снижать скорость движения и повышать внимание. 3.9. Аварийный съезд: однополосный съезд с дороги в горной местности для вывода из транспортного потока и гашения скорости движения автомобиля, потерявшего управление из-за отказа тормозов на спуске. 3.10. Дорожное ограждение: устройство, предназначенное для предотвращения съезда транспортного средства с земляного полотна дороги и мостового сооружения (моста, путепровода, эстакады и т.п.), переезда через разделительную полосу, столкновения со встречным транспортным средством, наезда на массивные препятствия и сооружения, расположенные на обочине и в полосе отвода дороги, на разделительной полосе (удерживающее ограждение для автомобилей), падения пешеходов с мостового сооружения или насыпи (удерживающие ограждения для пешеходов), а также для упорядочения движения пешеходов и предотвращения выхода животных на проезжую часть (ограничивающее ограждение). 3.11. Акустический экран: преграда, устанавливаемая на пути распространения шума от транспортного потока к защищаемому от шума объекту. 3.12. Противоослепляющий экран: преграда, устанавливаемая на пути распространения света от фар автомобилей одного направления движения к потоку автомобилей противоположного направления движения. 3.13. Снегозащитные устройства: устройства в виде заборов, щитов или посадки деревьев и кустарников, уменьшающие отложение снега на проезжей части дороги. 3.14. Тротуар: имеющее усовершенствованное покрытие инженерное сооружение, предназначенное для движения пешеходов в населенных пунктах, размещаемое в полосе отвода или придорожной полосе автомобильной дороги, а также часть дороги на мостовых и других искусственных сооружениях. 3.15. Пешеходная дорожка: размещаемое за пределами земляного полотна инженерное сооружение, предназначенное для движения пешеходов вне населенных пунктов в полосе отвода или придорожной полосе автомобильной дороги. 3.16. Пешеходный переход: обозначенные дорожными знаками и/или разметкой инженерное сооружение или участок проезжей части для движения пешеходов через дорогу. 3.17. Велосипедная дорожка: дорожка, предназначенная для движения велосипедов и мопедов, имеющая усовершенствованное покрытие и оборудованная средствами организации дорожного движения (знаками, разметкой, светофорами). 3.18. Стационарное электрическое освещение: искусственное освещение, обеспечивающее в темное время суток видимость дороги и дорожных сооружений для их эффективного использования и предотвращения дорожно-транспортных происшествий. Примечание - Включает в себя стационарные осветительные устройства и линии электропередачи. 3.19. Дорожное зеркало: устройство, предназначенное для обеспечения в пределах нормативного поля обзора транспортного средства минимального расстояния видимости на участках дороги, на которых видимость ограничена расположенными на дороге сооружениями или особенностями рельефа местности. Примечание - Нормативное поле обзора транспортного средства - по ГОСТ Р 51266. 3.20. Здания и сооружения обслуживания движения: здания и сооружения, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения, технического обслуживания транспортных средств, обслуживания грузовых и пассажирских перевозок и контроля за движением. Примечания: 1. Здания и сооружения для обслуживания участников дорожного движения включают в себя здания и сооружения для отдыха водителей и пассажиров, пункты питания и торговли, медицинской помощи и связи. 2. Здания и сооружения для технического обслуживания транспортных средств включают в себя станции заправки топливом, моечные пункты, здания и сооружения для ремонта автомобилей. 3. Здания и сооружения для обслуживания грузовых и пассажирских перевозок включают в себя терминалы и грузовые автостанции, сооружения таможенной службы, автовокзалы, пассажирские автостанции и автобусные остановки. 4. Здания и сооружения для контроля за движением включают в себя стационарные посты дорожно-патрульной службы, пункты весового и габаритного контроля. 3.21. Площадки отдыха: площадки вблизи автомобильной дороги для остановки транспортных средств с целью отдыха водителей и пассажиров в пути следования. 3.22. Площадки для остановки и стоянки автомобилей: оборудованные площадки или уширения проезжей части для остановок и кратковременных стоянок автомобилей у объектов дорожного сервиса, историко-архитектурных комплексов и других привлекательных для участников дорожного движения мест с систематической остановкой автомобилей. 3.23. Аварийно-вызывная связь: система связи для вызова к месту дорожно-транспортного происшествия сотрудника ГИБДД, медицинской или технической помощи. Примечание - Включает в себя вызывные колонки, линии связи (оборудование радиосвязи) и диспетчерский пункт. 3.24. Остановочные пункты общественного пассажирского транспорта: комплекс элементов обустройства, предназначенный для организации ожидания, высадки и посадки пассажиров маршрутных транспортных средств. Примечание - Оборудуются в местах промежуточных остановок на маршруте следования. 3.25. Стационарный пост дорожно-патрульной службы: место несения службы нарядами дорожно-патрульной службы, оборудованное специальными служебными помещениями, оснащенное оперативно-техническими и специальными средствами, инженерными и иными сооружениями, а также закрепленная за ним зона ответственности. 3.26. Пункт весового и габаритного контроля: место контроля весовых и габаритных характеристик транспортных средств, оборудованное служебными помещениями, оснащенное инженерными сооружениями и техническими средствами для размещения транспортных средств и измерения их весовых и габаритных характеристик. 4. Классификация элементов обустройства автомобильных дорог 4.1. Классификация элементов обустройства дорог включает в себя таксономические категории, выделяемые по следующим признакам: - класс - по функциональному назначению элемента обустройства; - группу - по способу реализации их назначения; - тип - по конструктивному исполнению; - вид - по особенностям конструкции. 4.2. Элементы обустройства автомобильных дорог по их функциональному назначению подразделяют на два класса: - класс технических средств и устройств организации и обеспечения безопасности дорожного движения - элементы обустройства, предназначенные для организации движения транспортных средств и пешеходов, обеспечения безопасных условий движения; - класс зданий и сооружений обслуживания движения - элементы обустройства, предназначенные для обеспечения участников дорожного движения различными видами услуг, необходимыми для создания нормальных условий их работы и отдыха. 4.3. Класс технических средств и устройства организации и обеспечения безопасности дорожного движения по способу реализации назначения, конструктивному исполнению и особенностям конструкции подразделяют на группы, типы и виды в соответствии с таблицей 1. Таблица 1 КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И УСТРОЙСТВ ОРГАНИЗАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ --------------------------------------------------------------------------- | Класс | Группа | Тип | Вид | |--------------|-----------------|-------------------|--------------------| |Технические |Дорожные знаки и |Дорожные знаки |Со световозвращающей| |средства и |сигналы | |поверхностью | |устройства | | |--------------------| |организации и | | |С внутренним | |обеспечения | | |освещением | |безопасности | | |--------------------| |дорожного | | |С внешним освещением| |движения | |-------------------|--------------------| | | |Табло с |Экранное | | | |изменяющейся |--------------------| | | |информацией |Строчное | | | | |--------------------| | | | |Символьное | | | | |--------------------| | | | |Комбинированное | | | |-------------------|--------------------| | | |Дорожная разметка |Горизонтальная | | | | |--------------------| | | | |Вертикальная | | | |-------------------|--------------------| | | |Дорожные светофоры |Транспортные | | | | |--------------------| | | | |Пешеходные | | |-----------------|-------------------|--------------------| | |Направляющие |Дорожные сигнальные|По ГОСТ Р 50970 | | |устройства |столбики | | | | |-------------------|--------------------| | | |Дорожные тумбы | | | | |-------------------|--------------------| | | |Дорожные |По ГОСТ Р 50971 | | | |световозвращатели | | | | |-------------------|--------------------| | | |Направляющие |В уровне проезжей | | | |островки |части | | | | |--------------------| | | | |Приподнятые | | | |-------------------|--------------------| | | |Островки |В уровне проезжей | | | |безопасности |части | | | | |--------------------| | | | |Приподнятые | | |-----------------|-------------------|--------------------| | |Устройства |Искусственные |Сборные | | |воздействия на |неровности |--------------------| | |транспортные | |Монолитные | | |средства |-------------------|--------------------| | | |Шумовые полосы |Сборные | | | | |--------------------| | | | |Монолитные | | | |-------------------|--------------------| | | |Аварийные съезды | | | |-----------------|-------------------|--------------------| | |Защитные |Дорожные ограждения|Удерживающие | | |устройства | |--------------------| | | | |Ограничивающие | | | |-------------------|--------------------| | | |Акустические экраны|Широкие акустические| | | | |экраны | | | | |--------------------| | | | |Акустические экраны-| | | | |стенки | | | | |--------------------| | | | |Комбинированные | | | | |акустические экраны | | | | |--------------------| | | | |Экранные комплексы | | | |-------------------|--------------------| | | |Противоослепляющие |Сетчатые | | | |экраны |--------------------| | | | |Стоечные | | | |-------------------|--------------------| | | |Снегозащитные |Снегозащитные | | | |устройства |насаждения | | | | |--------------------| | | | |Снегозадерживающие | | | | |заборы | | | | |--------------------| | | | |Снегопередувающие | | | | |заборы | | |-----------------|-------------------|--------------------| | |Средства |Тротуары и | | | |организации |пешеходные дорожки | | | |движения |-------------------|--------------------| | |пешеходов и |Пешеходные переходы|Наземные | | |велосипедистов | |--------------------| | | | |Надземные | | | | |--------------------| | | | |Подземные | | | |-------------------|--------------------| | | |Велосипедные | | | | |дорожки | | | |-----------------|-------------------|--------------------| | |Средства |Стационарное |Одностороннее | | |улучшения условий|электрическое |однорядное | | |видимости |освещение |--------------------| | | | |Двухстороннее | | | | |прямоугольное | | | | |--------------------| | | | |Двухстороннее | | | | |шахматное | | | | |--------------------| | | | |Осевое однорядное | | | | |--------------------| | | | |Осевое двухрядное | | | |-------------------|--------------------| | | |Дорожные зеркала | | --------------------------------------------------------------------------- 4.5. Класс зданий и сооружений обслуживания движения по способу реализации назначения, конструктивному исполнению и особенностям конструкции подразделяют на группы, типы и виды в соответствии с таблицей 2. Таблица 2 КЛАССИФИКАЦИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ ОБСЛУЖИВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ --------------------------------------------------------------------------- | Класс | Группа | Тип | Вид | |---------------|----------------|------------------|---------------------| |Здания |Для обслуживания|Здания и |Гостиницы | |и сооружения |участников |сооружения для |---------------------| |обслуживания |дорожного |отдыха водителей |Мотели | |движения |движения |и пассажиров |---------------------| | | | |Кемпинги | | | | |---------------------| | | | |Площадки отдыха | | | |------------------|---------------------| | | |Пункты питания |Рестораны | | | |и торговли |---------------------| | | | |Кафе и столовые | | | | |---------------------| | | | |Киоски | | | |------------------|---------------------| | | |Пункты медицинской|Пункты первой | | | |помощи |медицинской помощи | | | | |---------------------| | | | |Больницы | | | |------------------|---------------------| | | |Сооружения связи |Пункты связи | | | | |---------------------| | | | |Аварийно-вызывная | | | | |связь | | |----------------|------------------|---------------------| | |Для технического|Станции заправки |Автозаправочные | | |обслуживания |топливом |станции | | |транспортных | |---------------------| | |средств | |Автогазозаправочные | | | | |станции | | | |------------------|---------------------| | | |Моечные пункты |Автоматические | | | | |---------------------| | | | |Ручные | | | |------------------|---------------------| | | |Станции (пункты) |Стационарные | | | |технического |---------------------| | | |обслуживания |Передвижные | | |----------------|------------------|---------------------| | |Для обслуживания|Терминалы и | | | |грузовых |грузовые | | | |и пассажирских |автостанции | | | |перевозок |------------------|---------------------| | | |Сооружения | | | | |таможенной службы | | | | |------------------|---------------------| | | |Автовокзалы | | | | |------------------|---------------------| | | |Пассажирские | | | | |автостанции | | | | |------------------|---------------------| | | |Остановочные | | | | |пункты | | | | |общественного | | | | |пассажирского | | | | |транспорта | | | |----------------|------------------|---------------------| | |Для контроля |Стационарные посты|Стационарные | | |за движением |дорожно-патрульной|---------------------| | | |службы |Передвижные | | | |------------------|---------------------| | | |Пункты весового |Стационарные | | | |и габаритного |---------------------| | | |контроля |Передвижные | --------------------------------------------------------------------------- |