ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 6 мая 2008 г. N 352 (Д) В соответствии с Федеральными законами "Об использовании атомной энергии" и "О государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и в целях совершенствования нормативного правового обеспечения учета и контроля ядерных материалов Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемые: Положение о системе государственного учета и контроля ядерных материалов; перечень ядерных материалов и специальных неядерных материалов, подлежащих государственному учету и контролю. 2. Признать утратившими силу: Постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. N 1205 "О Концепции системы государственного учета и контроля ядерных материалов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 43, ст. 4918); Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 1998 г. N 746 "Об утверждении Правил организации системы государственного учета и контроля ядерных материалов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 29, ст. 3559); Постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 962 "О порядке ведения государственного учета и контроля ядерных материалов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 52, ст. 5145); Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 г. N 59 "О внесении изменений в Положение о государственном учете и контроле ядерных материалов, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 962" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 7, ст. 529); пункты 24 и 74 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 49 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 7, ст. 560). Председатель Правительства Российской Федерации В.ЗУБКОВ 6 мая 2008 г. N 352 УТВЕРЖДЕНО Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года N 352 ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ I. Общие положения 1. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области обращения с ядерными материалами и специальными неядерными материалами (далее - ядерные материалы) и определяет порядок организации системы государственного учета и контроля ядерных материалов и осуществления учета и контроля ядерных материалов, обязательный для выполнения всеми юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности на ядерные материалы, осуществляющими деятельность по производству, использованию, переработке, хранению, транспортированию и перемещению через таможенную границу Российской Федерации ядерных материалов, а также органами государственного управления использованием атомной энергии и органами государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии. 2. Порядок учета и контроля ядерных материалов, используемых при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных установок военного назначения, определяется иными нормативными правовыми актами. 3. Система государственного учета и контроля ядерных материалов является элементом системы государственного управления использованием атомной энергии и предназначена для выполнения следующих задач: а) обеспечение контроля за обращением ядерных материалов; б) обеспечение сохранности, своевременного выявления и предотвращения потерь, несанкционированного использования и хищений ядерных материалов; в) предоставление органам государственной власти Российской Федерации, органам управления использованием атомной энергии, органам государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии и другим заинтересованным федеральным органам исполнительной власти необходимой для выполнения ими своих полномочий информации о наличии и перемещении ядерных материалов, включая их перемещение через таможенную границу Российской Федерации; г) определение наличного количества ядерных материалов в местах их нахождения; д) обеспечение необходимых условий для применения гарантий Международного агентства по атомной энергии, а также реализации двусторонних договоренностей о контроле за ядерными материалами. 4. Система государственного учета и контроля ядерных материалов включает в себя: а) органы управления, обеспечивающие ее функционирование на федеральном уровне и в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами; б) нормативное правовое обеспечение деятельности по учету и контролю ядерных материалов; в) информационно-аналитическое обеспечение функционирования системы, а также обработки и передачи информации о наличии и перемещении ядерных материалов; г) системы учета и контроля ядерных материалов организаций, в которых осуществляется обращение ядерных материалов; д) контроль и надзор за состоянием учета и контроля ядерных материалов. 5. Система государственного учета и контроля ядерных материалов должна обеспечивать: а) совершенствование системы измерений, обеспечивающей получение данных о количестве и составе ядерных материалов; б) профессиональную подготовку и переподготовку персонала в области учета и контроля ядерных материалов; в) ограничительный порядок доступа к информации в области государственного учета и контроля ядерных материалов в целях защиты сведений, отнесенных к государственной тайне или служебной информации ограниченного распространения. II. Термины и определения 6. Понятия, используемые в настоящем Положении, означают следующее: "аномалия в учете и контроле ядерных материалов (аномалия)" - расхождение значений фактически наличного количества ядерных материалов и данных учетных документов, выходящее за установленные пределы, недостача (излишек) учетной единицы с ядерными материалами; "баланс ядерных материалов" - сравнительный итог зарегистрированного и фактически наличного количества ядерных материалов; "зона баланса материалов" - территориально и административно установленная в пределах ядерной установки или пункта хранения ядерных материалов зона для учета и контроля ядерных материалов, в которой на основании измерений определяется количество ядерных материалов при каждом их перемещении в зону и из нее и подводится баланс ядерных материалов за установленный период времени; "зона отчетности" - территориально и административно установленная в организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, зона, объединяющая одну или несколько зон баланса материалов, в целях формирования отчетности для представления в федеральную автоматизированную информационную систему государственного учета и контроля ядерных материалов; "инвентаризационная разница" - разница между фактически наличным и документально зарегистрированным количеством ядерного материала; "контроль ядерных материалов" - административный контроль за наличием и перемещением ядерных материалов с целью предотвращения их несанкционированного использования; "надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов" - проверка соблюдения норм и правил уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении государственного учета и контроля ядерных материалов; "незаконный оборот ядерных материалов" - деятельность, связанная с изготовлением, поставкой, получением, обладанием, хранением, использованием, передачей, перемещением, транспортированием или переработкой ядерных материалов, совершаемая с нарушением требований законодательства Российской Федерации; "система измерений ядерных материалов" - совокупность методик и средств измерений, стандартных образцов, а также организационных мероприятий, позволяющая выполнять учетные и подтверждающие измерения с требуемой точностью; "сохранность ядерных материалов" - предотвращение несанкционированного доступа к ядерным материалам, их утери, хищения или иных несанкционированных действий с ними путем реализации комплекса мер, осуществляемых в соответствии с требованиями нормативных правовых актов по учету, контролю и физической защите ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов; "специальные неядерные материалы" - материалы, не содержащие или не способные воспроизвести ядерные материалы, но которые могут быть использованы в устройствах, предназначенных для осуществления взрывного выделения внутриядерной энергии (ядерного взрыва); "учет ядерных материалов" - определение количества ядерных материалов, составление, регистрация и ведение учетных и отчетных документов; "физическая инвентаризация" - определение фактического количества ядерных материалов, имеющихся в наличии в зоне баланса материалов. III. Государственный учет и контроль ядерных материалов 7. Государственный учет и контроль ядерных материалов включают в себя сбор, регистрацию и анализ информации о количестве, качественном составе и перемещении ядерных материалов и осуществляются путем сплошного непрерывного документального учета всех хозяйственных и технологических операций с ядерными материалами на основе результатов измерений характеристик ядерных материалов, а также проверки достоверности этой информации и ее соответствия фактическому наличию ядерных материалов в местах их нахождения. 8. Перечень ядерных материалов, подлежащих государственному учету и контролю в Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации. 9. Минимальное количество ядерных материалов в организации, начиная с которого они подлежат государственному учету и контролю, определяется федеральными нормами и правилами государственного учета и контроля ядерных материалов, кроме того, федеральные нормы и правила учета и контроля ядерных материалов устанавливают: а) порядок постановки на учет, ведения учета, контроля и снятия с учета ядерных материалов; б) категории ядерных материалов и меры по их учету и контролю в зависимости от состава и количества ядерных материалов, находящихся в зоне баланса материалов; в) требования к организации зон баланса материалов; г) требования к ведению учетной документации, периодичность представления и объем информации, содержащейся в отчетной документации; д) порядок и требования к проведению измерений состава и количества ядерных материалов или применению расчетных методов (методик) для определения состава и количества этих материалов; е) требования к порядку организации и проведению физической инвентаризации, периодичность и объем ее проведения; ж) требования к порядку подведения баланса ядерных материалов и определению величины допустимой инвентаризационной разницы; з) требования к определению допустимых значений расхождений данных отправителя и получателя о наличии ядерных материалов и мероприятия при обнаружении превышения этих значений; и) требования к учету и контролю ядерных материалов при их экспорте и импорте; к) периодичность, объем и вид проверок, проводимых органами государственного управления использованием атомной энергии, осуществляющими учет и контроль ядерных материалов на федеральном уровне, управление использованием атомной энергии, государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью. 10. Ядерные материалы, находящиеся в составе облученных тепловыделяющих сборок и отработавшего ядерного топлива, учитываются в системе государственного учета и контроля ядерных материалов. Порядок перевода ядерных материалов в категорию радиоактивных веществ или радиоактивных отходов определяется федеральными нормами и правилами ведения государственного учета и контроля ядерных материалов. IV. Деятельность органов государственного управления использованием атомной энергии в области государственного учета и контроля ядерных материалов 11. Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" в пределах своих полномочий: а) проводит государственную политику в области государственного учета и контроля ядерных материалов; б) осуществляет государственный учет и контроль ядерных материалов, находящихся на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности на эти материалы; в) осуществляет методическое руководство и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление использованием атомной энергии, в области государственного учета и контроля ядерных материалов; г) ведет государственный регистр ядерных материалов, находящихся в федеральной собственности; д) формирует перечень ядерных материалов, находящихся в собственности юридических лиц Российской Федерации, а также принадлежащих иностранным государствам и иностранным юридическим лицам, временно находящихся на территории Российской Федерации; е) ведет регистрацию зон баланса материалов и зон отчетности; ж) предоставляет по запросам органов государственной власти Российской Федерации, органов государственного управления использованием атомной энергии, органов государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии информацию о наличном количестве и перемещении ядерных материалов, необходимую для выполнения ими своих полномочий; з) обеспечивает создание, развитие и функционирование федеральной автоматизированной информационной системы учета и контроля ядерных материалов, создает информационно-аналитические организации и (или) центры сбора и обработки информации; и) разрабатывает и утверждает формы отчетных документов в области государственного учета и контроля ядерных материалов, порядок и периодичность их представления; к) разрабатывает и утверждает форму государственного регистра ядерных материалов, находящихся в федеральной собственности, и форму перечня ядерных материалов, находящихся в собственности юридических лиц Российской Федерации, а также принадлежащих иностранным государствам и иностранным юридическим лицам, временно находящихся на территории Российской Федерации; л) разрабатывает федеральные нормы и правила ведения государственного учета и контроля ядерных материалов; м) создает центры по подготовке и переподготовке специалистов в области учета и контроля ядерных материалов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, обеспечивает их функционирование; н) осуществляет контроль за состоянием и функционированием системы государственного учета и контроля ядерных материалов в Российской Федерации независимо от формы собственности на ядерные материалы; о) осуществляет контроль за обращением с ядерными материалами; п) обеспечивает совместно с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии проведение сертификации средств и аттестации методик для выполнения измерений характеристик ядерных материалов. 12. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие управление использованием атомной энергии в пределах своих полномочий, в системе государственного учета и контроля ядерных материалов: а) осуществляют координацию деятельности находящихся в их ведении организаций, осуществляющих обращение с ядерными материалами, в области учета и контроля ядерных материалов; б) участвуют в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в разработке федеральных норм и правил государственного учета и контроля ядерных материалов; в) разрабатывают и утверждают в соответствии с федеральными нормами и правилами ведения учета и контроля ядерных материалов нормативные и распорядительные акты, в которых отражаются особенности учета и контроля ядерных материалов в подведомственных им организациях. 13. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие управление использованием атомной энергии, могут разрабатывать по согласованию с Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" положения по учету и контролю ядерных материалов, а также создавать центры сбора, обработки и анализа информации о ядерных материалах, находящихся в подведомственных им организациях. 14. Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие управление использованием атомной энергии, а также организации, не находящиеся в ведении органа государственного управления использованием атомной энергии, незамедлительно информируют Министерство внутренних дел Российской Федерации и Федеральную службу безопасности Российской Федерации о выявленных фактах незаконного обращения с ядерными материалами и хищения ядерных материалов. V. Учет и контроль ядерных материалов организацией, осуществляющей обращение с ядерными материалами 15. Организации, осуществляющие обращение с ядерными материалами: а) ведут учет и контроль ядерных материалов и проводят физические инвентаризации ядерных материалов в зонах баланса материалов; б) представляют отчеты о количестве и перемещении (изменении инвентарного количества) ядерных материалов в соответствии с порядком, установленным Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом"; в) оснащают системы учета и контроля ядерных материалов методиками, техническими и программно-техническими средствами, обеспечивающими выполнение требований учета и контроля ядерных материалов; г) осуществляют подбор, подготовку и повышение квалификации персонала, осуществляющего учет и контроль ядерных материалов; д) обеспечивают сохранность ядерных материалов. 16. Учет и контроль ядерных материалов организацией, осуществляющей обращение с ядерными материалами, проводятся по зонам баланса материалов в соответствии с федеральными нормами и правилами государственного учета и контроля ядерных материалов, нормативной и технической документацией, разрабатываемой и утверждаемой этими организациями во исполнение федеральных норм и правил государственного учета и контроля ядерных материалов. Зоны баланса материалов устанавливаются указанной организацией по согласованию с Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом". 17. Учет и контроль ядерных материалов в зоне баланса материалов проводятся материально ответственным лицом или должностным лицом, ответственным за учет ядерных материалов, в соответствии с инструкцией, положениями об учете и контроле ядерных материалов, утвержденными руководителем организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами. 18. Местонахождение ядерного материала в зоне баланса материалов, его количество и изменение инвентарного количества этого материала регистрируются в учетной документации. Ведение учетных документов в зоне баланса материалов основывается на результатах измерений характеристик ядерных материалов. Ведение учетных документов по ядерным материалам, входящим в состав неразборных изделий (учетных единиц), допускается проводить на основании результатов измерений характеристик ядерных материалов, полученных заводом-изготовителем, или с использованием расчетных методов, основанных на результатах экспериментальных исследований. Бухгалтерский учет должен основываться на учетных данных ядерных материалов, полученных в результате измерений материалов, в соответствии с учетной документацией зоны баланса материалов. 19. Во время физической инвентаризации ядерных материалов определяются фактически наличное количество, качественный состав и состояние ядерных материалов, находящихся в зонах баланса материалов. Порядок организации и проведения физической инвентаризации ядерных материалов, периодичность ее проведения и объем устанавливаются организацией, осуществляющей обращение с ядерными материалами, в соответствии с федеральными нормами и правилами государственного учета и контроля ядерных материалов и должны основываться на технологическом процессе, оснащенности зоны баланса материалов инженерными и техническими средствами физической защиты, а также на применении мер и средств контроля доступа к этим материалам. По результатам физической инвентаризации ядерных материалов в каждой зоне баланса материалов подводится баланс ядерных материалов и составляется материально-балансовый отчет, который утверждается руководителем организации. Материально-балансовый отчет зоны баланса материалов содержит сведения о фактическом и зарегистрированном количествах ядерных материалов, инвентаризационной разнице и ее погрешности. 20. Для обеспечения представления в Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" отчетов, содержащих информацию, необходимую для выполнения задач, поставленных перед системой государственного учета и контроля ядерных материалов, организация, осуществляющая обращение с ядерными материалами, по согласованию с указанной корпорацией формирует зоны отчетности. 21. Организации, осуществляющие обращение с ядерными материалами, сообщают о выявленных аномалиях в учете и контроле ядерных материалов в Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" и в федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие управление использованием атомной энергии, в ведении которых находятся эти организации, а также в территориальные органы регулирования безопасности. Порядок представления информации о такой аномалии и организации работ по выявлению причин ее возникновения устанавливается федеральными нормами и правилами государственного учета и контроля ядерных материалов. 22. Для накопления, систематизации и анализа информации о состоянии учета и контроля ядерных материалов, подготовки и представления отчетов в организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, может создаваться центр (центры) сбора, обработки и передачи информации. VI. Государственный учет и контроль ядерных материалов на федеральном уровне 23. Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" ежегодно, до 1 июля года, следующего за отчетным, формирует государственный регистр ядерных материалов, находящихся в федеральной собственности, а также перечень ядерных материалов, находящихся в собственности юридических лиц Российской Федерации, принадлежащих иностранным государствам и иностранным юридическим лицам. Государственный регистр ядерных материалов, находящихся в федеральной собственности, относится к федеральным информационным ресурсам и подлежит инвентарному учету в Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом". 24. Министерство внутренних дел Российской Федерации и Федеральная служба безопасности Российской Федерации ежегодно, до 1 февраля года, следующего за отчетным, представляют в Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" и Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору сводную информацию о выявлении, предупреждении и раскрытии незаконных действий в отношении ядерных материалов, а также причинах их совершения. 25. Федеральная таможенная служба ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным, представляет в Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" обобщенную информацию, содержащуюся в грузовых таможенных декларациях, о перемещениях через таможенную границу Российской Федерации ядерных материалов. При необходимости Федеральная таможенная служба представляет по запросу Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации сведения по отдельным фактам перемещения через таможенную границу Российской Федерации ядерных материалов. VII. Надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов 26. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственное регулирование ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности при использовании атомной энергии, в пределах своих полномочий: осуществляют надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов; разрабатывают, утверждают и вводят в действие в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, федеральные нормы и правила в области государственного учета и контроля ядерных материалов. 27. Надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов включает в себя проверку выполнения требований федеральных норм и правил, организационно-распорядительных документов в области государственного учета и контроля ядерных материалов, условий лицензий, а также состояния государственного учета и контроля ядерных материалов и их наличия на территории Российской Федерации, осуществляемую путем проведения инспекций. 28. Порядок организации и осуществления надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов определяется положением, утверждаемым в установленном порядке Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. VIII. Ответственность за нарушение порядка ведения государственного учета и контроля ядерных материалов 29. За нарушение установленного порядка ведения государственного учета и контроля ядерных материалов должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. УТВЕРЖДЕН Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года N 352 ПЕРЕЧЕНЬ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ И СПЕЦИАЛЬНЫХ НЕЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ГОСУДАРСТВЕННОМУ УЧЕТУ И КОНТРОЛЮ Ядерные материалы Плутоний Уран (за исключением урана, содержащегося в руде) Торий (за исключением тория, содержащегося в руде) Нуклиды: нептуний-237 америций-241 америций-243 калифорний-252 Специальные неядерные материалы Нуклиды: дейтерий тритий литий-6 Примечание. Материалы, указанные в настоящем перечне, подлежат государственному учету и контролю независимо от химической и физической формы соединения, в которое они входят. |