Без названия. Письмо. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. 15.04.08 01-186/08-01


                                ПИСЬМО

      ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

                          15 апреля 2008 г.
                            N 01-186/08-01

                                 (Д)


     В  соответствии  с  Приказом Минобрнауки России от 5 февраля 2008
года  N  36 "Об установлении форм и порядка проведения государственной
(итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы
среднего  (полного)  общего  образования  в  2007/2008 учебном году, и
утверждении Положения о проведении единого государственного экзамена в
2008  году"  (зарегистрирован Минюстом России от 29 февраля 2008 года,
регистрационный  N  11251)  обучающиеся  с ограниченными возможностями
здоровья,   освоившие  образовательные  программы  среднего  (полного)
общего  образования,  в том числе обучавшиеся по состоянию здоровья на
дому,  в  оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа
для   детей,   нуждающихся   в   длительном  лечении,  находившихся  в
лечебно-профилактических    учреждениях    более    4    месяцев,    и
детей-инвалидов,  проходят  государственную  (итоговую)  аттестацию  в
форме, определенной Положением о государственной (итоговой) аттестации
выпускников  IX  и  XI  (XII)  классов  общеобразовательных учреждений
Российской  Федерации,  утвержденным Приказом Министерства образования
Российской  Федерации  от  3 декабря 1999 года N 1075 (зарегистрирован
Министерством  юстиции  Российской  Федерации  17  февраля  2000 года,
регистрационный N 2114).
     В  то  же  время  в  целях  реализации  прав  лиц с ограниченными
возможностями  здоровья  решением  Коллегии  Минобрнауки  России от 31
октября  2007  года  N  ПК-5  "Об  итогах  проведения  эксперимента по
введению  единого  государственного  экзамена в 2007 году и планах его
организации  в  2008  году"  установлено,  что в 2008 году продолжится
апробация  организации  проведения  единого  государственного экзамена
(ЕГЭ) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
     В  связи с этим Федеральная служба по надзору в сфере образования
и  науки  (Рособрнадзор)  сообщает,  что  в 2008 году на территории 36
субъектов   Российской   Федерации   пройдет   апробация   организации
проведения ЕГЭ по русскому языку для отдельных категорий обучающихся с
ограниченными  возможностями  здоровья - детей с глубокими нарушениями
зрения  (слепых),  с  нарушениями зрения (слабовидящих), с нарушениями
слуха   (глухих),   с   нарушениями   речи,   а  также  с  нарушениями
опорно-двигательной   системы   (за  исключением  заболеваний  верхних
конечностей).
     Участие  указанных категорий обучающихся в апробации добровольное
и  производится  по  их  письменному  заявлению. ЕГЭ для обучающихся с
ограниченными  возможностями  здоровья  проводится  в  соответствии  с
порядком,    установленным    Положением    о    проведении    единого
государственного  экзамена в 2008 году (утвержден Приказом Минобрнауки
России от 5 февраля 2008 года N 36, зарегистрирован Минюстом России от
29  февраля  2008  года,  регистрационный  N  11251),  и  инструкциями
Рособрнадзора  по  вопросам  организации  проведения  ЕГЭ,  а  также в
соответствии    с   расписанием   экзаменов,   утвержденным   Приказом
Рособрнадзора от 18 марта 2008 года N 541.
     В  то  же  время, учитывая психофизиологические особенности лиц с
ограниченными возможностями здоровья, Рособрнадзор направляет описание
ряда    организационно-технологических    условий,    которые   органы
исполнительной  власти  субъектов Российской Федерации, осуществляющие
управление  в  сфере  образования,  должны  обеспечить при организации
проведения ЕГЭ для указанных категорий обучающихся.

Руководитель
                                                           Л.Н.ГЛЕБОВА
15 апреля 2008 г.
N 01-186/08-01


                                                          Приложение 1

                                                к письму Рособрнадзора
                                                от 15 апреля 2008 года
                                                        N 01-186/08-01

                ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
              ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЕГЭ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
                        ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

     При  организации  проведения  ЕГЭ для обучающихся с ограниченными
возможностями  здоровья  пункты  проведения экзаменов (ППЭ) могут быть
организованы  на  базе специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений (СКОУ).
     В  случае  отсутствия  возможности  организации проведения ЕГЭ на
базе  СКОУ  для  указанных  категорий  обучающихся  могут быть созданы
отдельные  ППЭ,  в  том  числе  в  учреждениях,  на  базе  которых уже
организованы ППЭ для других категорий участников ЕГЭ.
     Рассадка   обучающихся   по   аудиториям   ППЭ  осуществляется  в
соответствии  с  инструкциями  Рособрнадзора  по  вопросам организации
проведения   ЕГЭ.   Особенности  организации  ППЭ  для  обучающихся  с
различными заболеваниями приведены в таблице (приложение 2).
     1.  При  проведении  ЕГЭ  для обучающихся с глубокими нарушениями
зрения   (слепых)   в   2008  году  будут  использоваться  контрольные
измерительные   материалы   (КИМ),   переведенные   на   шрифт  Брайля
(рельефно-точечный   шрифт),   и   специальные   тетради  (для  письма
рельефно-точечным  шрифтом  с  использованием письменного Брайлевского
прибора),  на которых обучающиеся будут оформлять свои экзаменационные
работы.  При  этом  продолжительность экзамена для указанных категорий
участников ЕГЭ увеличивается на 1,5 часа.
     Для  подготовки  экзаменационных  работ  обучающихся  с глубокими
нарушениями   зрения  (слепых)  к  обработке  в  региональных  центрах
обработки  информации  (РЦОИ) необходим перенос ответов обучающихся на
бланки  ЕГЭ  установленной  формы  в  обычном  плоскопечатном  шрифте,
который  осуществляется  тифлопереводчиками  непосредственно в ППЭ под
контролем      уполномоченных      представителей      государственной
экзаменационной   комиссии   субъекта  Российской  Федерации  (ГЭК)  и
общественных  наблюдателей. Тифлопереводчики обязаны переносить ответы
обучающихся,   точно   копируя   авторскую  орфографию,  пунктуацию  и
стилистику.
     После  переноса  ответов  обучающихся  бланки ЕГЭ упаковываются и
передаются в РЦОИ в соответствии с инструкциями Рособрнадзора. Тетради
с   оригинальными   ответами   обучающихся   также   упаковываются   и
направляются в РЦОИ.
     При  рассмотрении  апелляции  обучающегося  с глубоким нарушением
зрения  (слепого)  конфликтная  комиссия субъекта Российской Федерации
запрашивает  у  РЦОИ  тетрадь с оригинальными ответами обучающегося, а
также привлекает к рассмотрению апелляции тифлопереводчика.
     2.  При  проведении  ЕГЭ  для  обучающихся  с  нарушениями зрения
(слабовидящих)  используются  КИМ  и  бланки ЕГЭ увеличенного размера.
Увеличение указанных материалов осуществляется непосредственно в ППЭ в
день экзамена путем создания копии указанных материалов (увеличение до
формата A3).
     Копирование   КИМ   и   бланков   ЕГЭ   возможно  проводить  либо
непосредственно  в  аудитории  ППЭ,  в  которой  проходит  экзамен,  в
присутствии  участников  ЕГЭ,  либо  в  кабинете  руководителя  ППЭ  в
присутствии      уполномоченного     представителя     (уполномоченных
представителей)  ГЭК  и  общественных  наблюдателей.  Факт копирования
указанных   материалов   фиксируется   актом,  в  котором  обязательно
отражается  количество  скопированных  КИМ  и  бланков,  а также лица,
присутствующие  при  копировании  (кроме  участников  ЕГЭ).  При  этом
продолжительность  экзамена  для  указанных  категорий  участников ЕГЭ
увеличивается на 1 час.
     Для  подготовки  экзаменационных  работ обучающихся с нарушениями
зрения  (слабовидящих)  к  обработке  в  РЦОИ  также необходим перенос
ответов   обучающихся  на  бланки  ЕГЭ  установленной  формы  обычного
формата, который также осуществляется организаторами непосредственно в
ППЭ  под  контролем  уполномоченных  представителей ГЭК и общественных
наблюдателей.  К  переносу  ответов  обучающихся  на бланки необходимо
привлекать организаторов из других аудиторий ППЭ.
     Организаторы  обязаны переносить ответы обучающихся точно копируя
авторскую орфографию, пунктуацию и стилистику.
     После  переноса  ответов  обучающихся  бланки ЕГЭ упаковываются и
передаются  в  РЦОИ в соответствии с инструкциями Рособрнадзора. Копии
бланков  с  оригинальными  ответами  обучающихся также упаковываются и
направляются в РЦОИ.
     При  рассмотрении  апелляции  обучающегося  с  нарушениями зрения
(слабовидящего)  конфликтная  комиссия  субъекта  Российской Федерации
запрашивает   у   РЦОИ   копии   бланков   с   оригинальными  ответами
обучающегося.


                                                          Приложение 2

                                                к письму Рособрнадзора
                                                от 15 апреля 2008 года
                                                        N 01-186/08-01

                             ОСОБЕННОСТИ
          ОРГАНИЗАЦИИ ПУНКТА ПРОВЕДЕНИЯ ЕГЭ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
                      С РАЗЛИЧНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|   |     Вид          |                                           Требования к:                                           |
|   | заболевания      |---------------------------------------------------------------------------------------------------|
|   |                  | оформлению|продолжительности |      рабочему месту      |    ассистенту    |   оформлению работы  |
|   |                  |    КИМ    |     экзамена     |                          |                  |                      |
|---|------------------|-----------|------------------|--------------------------|------------------|----------------------|
|1. | Слепые           |Перевод на |Увеличивается на  |Отдельная аудитория,      |Помогает занять   |Обучающийся оформляет |
|   |                  |шрифт      |1,5 часа          |количество обучающихся в  |рабочее           |экзаменационную       |
|   |                  |Брайля     |                  |одной аудитории - не более|место в аудитории |работу на тетради     |
|   |                  |           |                  |6 чел.                    |------------------|рельефно-точечным     |
|   |                  |           |                  |                          |         -        |шрифтом.              |
|   |                  |           |                  |                          |                  |Тифлопереводчик       |
|   |                  |           |                  |                          |                  |переводит работу      |
|   |                  |           |                  |                          |                  |обучающегося и        |
|   |                  |           |                  |                          |                  |оформляет ее на бланке|
|   |                  |           |                  |                          |                  |ЕГЭ установленной     |
|   |                  |           |                  |                          |                  |формы.                |
|---|------------------|-----------|------------------|--------------------------|------------------|----------------------|
|2. | Слабовидящие     |Шрифт,     |Увеличивается на 1|Отдельная аудитория,      |         -        |          -           |
|   |                  |увеличенный|час               |количество обучающихся в  |                  |                      |
|   |                  |до 16 - 18 |                  |одной аудитории - не более|                  |                      |
|   |                  |pt         |                  |15 чел.                   |                  |                      |
|   |                  |           |                  |--------------------------|                  |                      |
|   |                  |           |                  |Индивидуальное равномерное|                  |                      |
|   |                  |           |                  |освещение не ниже 300 люкс|                  |                      |
|   |                  |           |                  |--------------------------|                  |                      |
|   |                  |           |                  |Каждому обучающемуся -    |                  |                      |
|   |                  |           |                  |увеличивающее устройство  |                  |                      |
|---|------------------|-----------|------------------|--------------------------|------------------|----------------------|
|3. | С тяжелыми       |    нет    |Увеличивается на 1|Наличие звукоусиливающей  |В аудитории должен|Текстовая форма       |
|   | нарушениями      |           |час               |аппаратуры, как           |быть ассистент-   |инструкции по         |
|   | слуха            |           |                  |коллективного, так        |сурдопереводчик,  |заполнению бланков    |
|   |                  |           |                  |и индивидуального         |осуществляющий при|                      |
|   |                  |           |                  |пользования               |необходимости     |                      |
|   |                  |           |                  |                          |жестовый перевод и|                      |
|   |                  |           |                  |                          |разъяснение       |                      |
|   |                  |           |                  |                          |непонятных слов.  |                      |
|---|------------------|-----------|------------------|--------------------------|------------------|----------------------|
|4. | С тяжелыми       |    нет    |Увеличивается на 1|нет                       |         -        |Текстовая форма       |
|   | нарушениями      |           |час               |                          |                  |инструкции по         |
|   | речи             |           |                  |                          |                  |заполнению бланков    |
|---|------------------|-----------|------------------|--------------------------|------------------|----------------------|
|5. | С нарушениями    |    нет    |Увеличивается на  |Отдельные аудитории и ППЭ |Ассистент, который|          -           |
|   | опорно -         |           |1,5 часа          |должны находиться на 1    |может оказать     |                      |
|   | двигательного    |           |                  |этажах.                   |помощь в фиксации |                      |
|   | аппарата         |           |                  |Количество обучающихся в  |положения в       |                      |
|   |                  |           |                  |одной аудитории - не более|кресле, укрепить и|                      |
|   |                  |           |                  |6 человек                 |поправить протезы |                      |
|   |                  |           |                  |--------------------------|и т.п.            |                      |
|   |                  |           |                  |В ППЭ - пандусы и поручни,|                  |                      |
|   |                  |           |                  |в помещении - специальные |                  |                      |
|   |                  |           |                  |кресла, медицинские лежаки|                  |                      |
|   |                  |           |                  |- для детей, которые не   |                  |                      |
|   |                  |           |                  |могут долго сидеть        |                  |                      |
|   |                  |           |                  |--------------------------|                  |                      |
|   |                  |           |                  |В туалетных помещениях    |                  |                      |
|   |                  |           |                  |также предусмотреть       |                  |                      |
|   |                  |           |                  |расширенные дверные проемы|                  |                      |
|   |                  |           |                  |и поручни                 |                  |                      |
|---|------------------|-----------|------------------|--------------------------|------------------|----------------------|
|6. | Иные (диабет,    |    нет    |Дополнительное    |             -            |         -        |          -           |
|   | астма, порок     |           |время на процедуры|                          |                  |                      |
|   | сердца, энурез,  |           |и лечебное питание|                          |                  |                      |
|   | язва, сложные    |           |(до 1 часа)       |                          |                  |                      |
|   | формы            |           |                  |                          |                  |                      |
|   | остеохондроза,   |           |                  |                          |                  |                      |
|   | сколиоза и др.)  |           |                  |                          |                  |                      |
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------