ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 15 апреля 2008 г. N 01-186/08-01 (Д) В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 5 февраля 2008 года N 36 "Об установлении форм и порядка проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования в 2007/2008 учебном году, и утверждении Положения о проведении единого государственного экзамена в 2008 году" (зарегистрирован Минюстом России от 29 февраля 2008 года, регистрационный N 11251) обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, освоившие образовательные программы среднего (полного) общего образования, в том числе обучавшиеся по состоянию здоровья на дому, в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, находившихся в лечебно-профилактических учреждениях более 4 месяцев, и детей-инвалидов, проходят государственную (итоговую) аттестацию в форме, определенной Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства образования Российской Федерации от 3 декабря 1999 года N 1075 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 февраля 2000 года, регистрационный N 2114). В то же время в целях реализации прав лиц с ограниченными возможностями здоровья решением Коллегии Минобрнауки России от 31 октября 2007 года N ПК-5 "Об итогах проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена в 2007 году и планах его организации в 2008 году" установлено, что в 2008 году продолжится апробация организации проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) сообщает, что в 2008 году на территории 36 субъектов Российской Федерации пройдет апробация организации проведения ЕГЭ по русскому языку для отдельных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - детей с глубокими нарушениями зрения (слепых), с нарушениями зрения (слабовидящих), с нарушениями слуха (глухих), с нарушениями речи, а также с нарушениями опорно-двигательной системы (за исключением заболеваний верхних конечностей). Участие указанных категорий обучающихся в апробации добровольное и производится по их письменному заявлению. ЕГЭ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится в соответствии с порядком, установленным Положением о проведении единого государственного экзамена в 2008 году (утвержден Приказом Минобрнауки России от 5 февраля 2008 года N 36, зарегистрирован Минюстом России от 29 февраля 2008 года, регистрационный N 11251), и инструкциями Рособрнадзора по вопросам организации проведения ЕГЭ, а также в соответствии с расписанием экзаменов, утвержденным Приказом Рособрнадзора от 18 марта 2008 года N 541. В то же время, учитывая психофизиологические особенности лиц с ограниченными возможностями здоровья, Рособрнадзор направляет описание ряда организационно-технологических условий, которые органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, должны обеспечить при организации проведения ЕГЭ для указанных категорий обучающихся. Руководитель Л.Н.ГЛЕБОВА 15 апреля 2008 г. N 01-186/08-01 Приложение 1 к письму Рособрнадзора от 15 апреля 2008 года N 01-186/08-01 ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЕГЭ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ При организации проведения ЕГЭ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья пункты проведения экзаменов (ППЭ) могут быть организованы на базе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений (СКОУ). В случае отсутствия возможности организации проведения ЕГЭ на базе СКОУ для указанных категорий обучающихся могут быть созданы отдельные ППЭ, в том числе в учреждениях, на базе которых уже организованы ППЭ для других категорий участников ЕГЭ. Рассадка обучающихся по аудиториям ППЭ осуществляется в соответствии с инструкциями Рособрнадзора по вопросам организации проведения ЕГЭ. Особенности организации ППЭ для обучающихся с различными заболеваниями приведены в таблице (приложение 2). 1. При проведении ЕГЭ для обучающихся с глубокими нарушениями зрения (слепых) в 2008 году будут использоваться контрольные измерительные материалы (КИМ), переведенные на шрифт Брайля (рельефно-точечный шрифт), и специальные тетради (для письма рельефно-точечным шрифтом с использованием письменного Брайлевского прибора), на которых обучающиеся будут оформлять свои экзаменационные работы. При этом продолжительность экзамена для указанных категорий участников ЕГЭ увеличивается на 1,5 часа. Для подготовки экзаменационных работ обучающихся с глубокими нарушениями зрения (слепых) к обработке в региональных центрах обработки информации (РЦОИ) необходим перенос ответов обучающихся на бланки ЕГЭ установленной формы в обычном плоскопечатном шрифте, который осуществляется тифлопереводчиками непосредственно в ППЭ под контролем уполномоченных представителей государственной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации (ГЭК) и общественных наблюдателей. Тифлопереводчики обязаны переносить ответы обучающихся, точно копируя авторскую орфографию, пунктуацию и стилистику. После переноса ответов обучающихся бланки ЕГЭ упаковываются и передаются в РЦОИ в соответствии с инструкциями Рособрнадзора. Тетради с оригинальными ответами обучающихся также упаковываются и направляются в РЦОИ. При рассмотрении апелляции обучающегося с глубоким нарушением зрения (слепого) конфликтная комиссия субъекта Российской Федерации запрашивает у РЦОИ тетрадь с оригинальными ответами обучающегося, а также привлекает к рассмотрению апелляции тифлопереводчика. 2. При проведении ЕГЭ для обучающихся с нарушениями зрения (слабовидящих) используются КИМ и бланки ЕГЭ увеличенного размера. Увеличение указанных материалов осуществляется непосредственно в ППЭ в день экзамена путем создания копии указанных материалов (увеличение до формата A3). Копирование КИМ и бланков ЕГЭ возможно проводить либо непосредственно в аудитории ППЭ, в которой проходит экзамен, в присутствии участников ЕГЭ, либо в кабинете руководителя ППЭ в присутствии уполномоченного представителя (уполномоченных представителей) ГЭК и общественных наблюдателей. Факт копирования указанных материалов фиксируется актом, в котором обязательно отражается количество скопированных КИМ и бланков, а также лица, присутствующие при копировании (кроме участников ЕГЭ). При этом продолжительность экзамена для указанных категорий участников ЕГЭ увеличивается на 1 час. Для подготовки экзаменационных работ обучающихся с нарушениями зрения (слабовидящих) к обработке в РЦОИ также необходим перенос ответов обучающихся на бланки ЕГЭ установленной формы обычного формата, который также осуществляется организаторами непосредственно в ППЭ под контролем уполномоченных представителей ГЭК и общественных наблюдателей. К переносу ответов обучающихся на бланки необходимо привлекать организаторов из других аудиторий ППЭ. Организаторы обязаны переносить ответы обучающихся точно копируя авторскую орфографию, пунктуацию и стилистику. После переноса ответов обучающихся бланки ЕГЭ упаковываются и передаются в РЦОИ в соответствии с инструкциями Рособрнадзора. Копии бланков с оригинальными ответами обучающихся также упаковываются и направляются в РЦОИ. При рассмотрении апелляции обучающегося с нарушениями зрения (слабовидящего) конфликтная комиссия субъекта Российской Федерации запрашивает у РЦОИ копии бланков с оригинальными ответами обучающегося. Приложение 2 к письму Рособрнадзора от 15 апреля 2008 года N 01-186/08-01 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПУНКТА ПРОВЕДЕНИЯ ЕГЭ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | Вид | Требования к: | | | заболевания |---------------------------------------------------------------------------------------------------| | | | оформлению|продолжительности | рабочему месту | ассистенту | оформлению работы | | | | КИМ | экзамена | | | | |---|------------------|-----------|------------------|--------------------------|------------------|----------------------| |1. | Слепые |Перевод на |Увеличивается на |Отдельная аудитория, |Помогает занять |Обучающийся оформляет | | | |шрифт |1,5 часа |количество обучающихся в |рабочее |экзаменационную | | | |Брайля | |одной аудитории - не более|место в аудитории |работу на тетради | | | | | |6 чел. |------------------|рельефно-точечным | | | | | | | - |шрифтом. | | | | | | | |Тифлопереводчик | | | | | | | |переводит работу | | | | | | | |обучающегося и | | | | | | | |оформляет ее на бланке| | | | | | | |ЕГЭ установленной | | | | | | | |формы. | |---|------------------|-----------|------------------|--------------------------|------------------|----------------------| |2. | Слабовидящие |Шрифт, |Увеличивается на 1|Отдельная аудитория, | - | - | | | |увеличенный|час |количество обучающихся в | | | | | |до 16 - 18 | |одной аудитории - не более| | | | | |pt | |15 чел. | | | | | | | |--------------------------| | | | | | | |Индивидуальное равномерное| | | | | | | |освещение не ниже 300 люкс| | | | | | | |--------------------------| | | | | | | |Каждому обучающемуся - | | | | | | | |увеличивающее устройство | | | |---|------------------|-----------|------------------|--------------------------|------------------|----------------------| |3. | С тяжелыми | нет |Увеличивается на 1|Наличие звукоусиливающей |В аудитории должен|Текстовая форма | | | нарушениями | |час |аппаратуры, как |быть ассистент- |инструкции по | | | слуха | | |коллективного, так |сурдопереводчик, |заполнению бланков | | | | | |и индивидуального |осуществляющий при| | | | | | |пользования |необходимости | | | | | | | |жестовый перевод и| | | | | | | |разъяснение | | | | | | | |непонятных слов. | | |---|------------------|-----------|------------------|--------------------------|------------------|----------------------| |4. | С тяжелыми | нет |Увеличивается на 1|нет | - |Текстовая форма | | | нарушениями | |час | | |инструкции по | | | речи | | | | |заполнению бланков | |---|------------------|-----------|------------------|--------------------------|------------------|----------------------| |5. | С нарушениями | нет |Увеличивается на |Отдельные аудитории и ППЭ |Ассистент, который| - | | | опорно - | |1,5 часа |должны находиться на 1 |может оказать | | | | двигательного | | |этажах. |помощь в фиксации | | | | аппарата | | |Количество обучающихся в |положения в | | | | | | |одной аудитории - не более|кресле, укрепить и| | | | | | |6 человек |поправить протезы | | | | | | |--------------------------|и т.п. | | | | | | |В ППЭ - пандусы и поручни,| | | | | | | |в помещении - специальные | | | | | | | |кресла, медицинские лежаки| | | | | | | |- для детей, которые не | | | | | | | |могут долго сидеть | | | | | | | |--------------------------| | | | | | | |В туалетных помещениях | | | | | | | |также предусмотреть | | | | | | | |расширенные дверные проемы| | | | | | | |и поручни | | | |---|------------------|-----------|------------------|--------------------------|------------------|----------------------| |6. | Иные (диабет, | нет |Дополнительное | - | - | - | | | астма, порок | |время на процедуры| | | | | | сердца, энурез, | |и лечебное питание| | | | | | язва, сложные | |(до 1 часа) | | | | | | формы | | | | | | | | остеохондроза, | | | | | | | | сколиоза и др.) | | | | | | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |