О КОНЦЕПЦИИ ОСВОЕНИЯ ПОДЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ПОДЗЕМНОЙ УРБАНИЗАЦИИ ГОРОДА МОСКВЫ (РЕДАКЦИЯ НА 25.12.2007). Постановление. Правительство Москвы. 29.05.07 412-ПП

Оглавление

       О КОНЦЕПЦИИ ОСВОЕНИЯ ПОДЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА И ОСНОВНЫХ
      НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ПОДЗЕМНОЙ УРБАНИЗАЦИИ ГОРОДА МОСКВЫ
                       (Редакция на 25.12.2007)

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

                            29 мая 2007 г.
                               N 412-ПП

                                (ЮИАИ)




     На   современном   этапе  градостроительного  развития  Москвы  в
условиях  сокращения  территориальных резервов для создания и развития
благоприятной  среды  жизнедеятельности  в  целях устойчивого развития
города необходимы опережающие темпы освоения подземного пространства.
     Вместе  с  тем  только  менее  трети строящихся в городе объектов
различного   назначения   имеют  подземную  часть,  и  доля  подземных
сооружений  в  общей  площади  объектов,  введенных  в эксплуатацию за
последние пять лет, не превышает 8%.
     Возможности  использования  подземного пространства города Москвы
ограничиваются сложными инженерно-геологическими и гидрогеологическими
условиями,   наличием  уже  построенных  и  эксплуатируемых  подземных
сооружений:  фундаментов  существующих  зданий, метрополитена и других
объектов транспортной и инженерной инфраструктуры города, что приводит
к значительному удорожанию строительства.
     В   результате   воздействия   этих  факторов  площадь  подземных
сооружений,  ежегодно  вводимых  в  эксплуатацию  в  последние годы, в
среднем не превышает 700 тыс. кв. м, и в действующем Генеральном плане
развития  города Москвы освоение подземного пространства как отдельное
направление градостроительного развития города Москвы отсутствует.
     Вместе  с тем анализ ранее принятых проектных решений показывает,
что  в  большинстве  случаев отказ от освоения подземного пространства
негативно влияет   на   формируемую  планировочную  и  архитектурно  -
пространственную структуру города.
     В  целях  создания  благоприятной  среды  для жизнедеятельности и
устойчивого   развития  города  за  счет  максимального  использования
градостроительного  потенциала  подземного  пространства Правительство
Москвы постановляет:
     1. Одобрить Концепцию освоения подземного пространства и основные
направления  развития  подземной  урбанизации  города  Москвы (далее -
Концепция) согласно приложению к настоящему постановлению.
     2.    Департаменту   градостроительной   политики,   развития   и
реконструкции города Москвы:
     2.1. Выступить государственным заказчиком по разработке Городской
целевой  среднесрочной  программы  освоения подземного пространства на
период  2008-2010  гг.  (далее  -  Программа)  и  основных направлений
развития подземной урбанизации города Москвы на последующие годы.
     2.2. Совместно с Москомархитектурой, ГУП "НИиПИ Генплана Москвы",
ГУП    "Московский   центр   освоения   резервных   территорий",   ГУП
"Мосгоргеотрест",  Департаментом потребительского рынка и услуг города
Москвы  в  III  квартале  2008 г. на основании Концепции разработать и
представить  на  утверждение  Правительства  Москвы  Городскую целевую
среднесрочную  программу  освоения  подземного  пространства на период
2008-2010  гг.  и  основные направления развития подземной урбанизации
города Москвы на последующие годы.
     2.3. Обеспечить на конкурсной основе разработку:
     2.3.1.  Совместно  с  Управлением  государственного строительного
надзора  Ростехнадзора в III квартале 2008 г. - методики районирования
территорий   города  по  условиям  освоения  подземных  пространств  в
зависимости от различных природных и техногенных факторов.
     2.3.2.  В  III  квартале 2008 г. - схемы районирования территорий
города   по   условиям  реализации  инвестиционных  проектов  освоения
подземного   пространства  в  зависимости  от  различных  природных  и
техногенных   факторов   и   методики  расчета  нормативной  стоимости
строительства  различных типов подземных сооружений в условиях влияния
негативных природных и техногенных процессов и явлений.
     2.3.3. Утратил силу.
     2.4. Осуществить   финансирование    разработки    Программы    и
мероприятий,  предусмотренных пунктом 2.3 настоящего постановления, за
счет  средств,  выделенных  Департаменту  градостроительной  политики,
развития  и  реконструкции города Москвы на 2007 год в рамках Адресной
инвестиционной программы.
     2.5. До 15 ноября 2007 г. представить в Департамент экономической
политики  и  развития  города  Москвы  прогноз обеспечения финансовыми
средствами предполагаемых основных мероприятий Программы на 2008 год и
последующие годы.
     2.6.   Совместно  с  Управлением  государственного  строительного
надзора   Ростехнадзора,   Москомархитектурой,   ГУП  "НИиПИ  Генплана
Москвы",  ГУП  "Московский  центр  освоения резервных территорий", ГУП
"Мосгоргеотрест",  префектурами административных округов города Москвы
и  другими  специализированными  организациями  в  целях  формирования
единой  базы  данных  о подземных объектах на территории города Москвы
организовать  систему  учета  существующих,  вводимых в эксплуатацию и
проектируемых подземных сооружений.
     3.  Создать  Координационный  совет  при  Правительстве Москвы по
вопросам  освоения  подземного  пространства  города  Москвы  (далее -
Координационный  совет) под председательством первого заместителя Мэра
Москвы  в  Правительстве  Москвы,  руководителя Комплекса архитектуры,
строительства, развития и реконструкции города Москвы Ресина В.И.
     4.   Председателю   Координационного   совета   в  месячный  срок
представить   на   утверждение   Правительства   Москвы   положение  о
Координационном совете и его состав.
     5. Москомархитектуре:
     5.1.   Совместно  с  Управлением  государственного  строительного
надзора   Ростехнадзора  в  III  квартале  2007  г.  подготовить  план
мероприятий  по  разработке  и  совершенствованию нормативной правовой
базы в целях обеспечения освоения подземного пространства.
     5.2.  При актуализации Генерального плана развития города Москвы,
разработке   других   видов   градостроительной,   нормативно-правовой
документации   и  проектов  законов  города  Москвы,  регламентирующих
градостроительную  деятельность,  предусматривать разработку разделов,
обеспечивающих освоение подземного пространства.
     6.  Департаменту  имущества  города  Москвы до 30 августа 2007 г.
подготовить  и  представить  для  учета  при  разработке  Программы  в
Департамент   градостроительной  политики,  развития  и  реконструкции
города  Москвы  предложения  по  внесению  дополнений  и  изменений  в
нормативные правовые акты, касающиеся вопросов имущественных отношений
при освоении подземного пространства.
     7.  Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ресина В.И.

Мэр Москвы
                                                           Ю.М. Лужков
29 мая 2007 г.
N 412-ПП


                                                            Приложение

                                  к постановлению Правительства Москвы
                                                   от 29 мая 2007 года
                                                              N 412-ПП

                              КОНЦЕПЦИЯ
       ОСВОЕНИЯ ПОДЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
             РАЗВИТИЯ ПОДЗЕМНОЙ УРБАНИЗАЦИИ ГОРОДА МОСКВЫ

     В соответствии с Порядком разработки, утверждения, финансирования
и  контроля  за  ходом  реализации городских целевых программ в городе
Москве,  утвержденным постановлением Правительства Москвы от 17 января
2006  г.  N  33-ПП,  на  основании  представленной  Концепции освоения
подземного  пространства  и  основных  направлений  развития подземной
урбанизации   города   Москвы   (далее   -  Концепция)  предполагается
разработать   Городскую   целевую   среднесрочную  программу  освоения
подземного пространства на 2008-2010 гг. (далее - Целевая программа) и
основные  направления  развития подземной урбанизации города Москвы на
последующие годы.
     Концепция содержит следующие основные разделы:
     I.  Обоснование  соответствия целей и решаемой Целевой программой
проблемы приоритетным задачам социально-экономического развития города
Москвы.
     II. Обоснование целесообразности решения  проблемы  программно  -
целевым методом.
     III. Возможные варианты реализации Целевой программы.
     IV.  Основные  цели,  задачи  и  мероприятия  Целевой  программы,
ожидаемые результаты.
     V. Основные показатели реализации Целевой программы.
     VI. Финансовое обеспечение Целевой программы.
     VII. Основные исполнители Целевой программы.
     VIII. Государственный заказчик и разработчики Целевой программы.
     IX. Управление и контроль за реализацией Целевой программы.

         I. Обоснование соответствия целей и решаемой Целевой
               программой проблемы приоритетным задачам
           социально-экономического развития города Москвы

     На  современном  этапе  социально-экономического  развития Москвы
создание  благоприятной  среды  для  жизнедеятельности  и  обеспечения
устойчивого  развития  города  в значительной степени возможно за счет
максимального  использования  градостроительного  потенциала подземных
пространств,  который  в  настоящее время используется в недостаточной
степени.   Реализация   Целевой   программы   и   разработка  основных
направлений   развития   подземной   урбанизации   города   Москвы  на
последующие  годы  позволит  резко  увеличить  ввод подземных объектов
различного   назначения   до   уровня,   соответствующего  современным
требованиям  к  городской  среде  и необходимого для решения следующих
приоритетных задач социально-экономического развития города:
     - размещение    на    наиболее    градостроительно   значимых   и
инвестиционно     привлекательных     территориях    города    крупных
многофункциональных  комплексов,  строительство  которых  в  связи  со
сложившейся   застройкой  возможно  только  путем  освоения  подземных
пространств;
     - повышение  уровня  комфортности  проживания  в  городе  за счет
обеспечения    комплексности   застройки   с   размещением   подземных
гаражей-стоянок,  объектов  социально-культурного, торгового и другого
назначения в пределах пешеходной доступности;
     - обеспечение ввода подземных объектов в объемах, необходимых для
реализации городских градостроительных программ;
     - сокращение  площади  городских  территорий,  занятых объектами,
размещение которых возможно в подземном пространстве;
     - увеличение   уровня   обеспеченности   жителей  города  местами
организованного      хранения      автотранспорта      и     объектами
социально-культурного назначения;
     - снижение   избыточной   парковочной  нагрузки  на  существующую
улично-дорожную   сеть   города   за   счет   размещения  в  подземном
пространстве  гаражей  и вспомогательных помещений при строительстве и
реконструкции  жилых,  общественных  центров, административных зданий,
предприятий     торговли.     Увеличение     пропускной    способности
улично-дорожной сети;
     - увеличение   доходной  части  бюджета  города  Москвы  за  счет
налоговых  и  неналоговых  поступлений  от  деятельности предприятий и
организаций,   которые   будут  размещены  на  объектах,  созданных  в
подземном пространстве.

          II. Обоснование целесообразности решения проблемы
                      программно-целевым методом

     Реализация   основных   направлений  градостроительного  развития
Москвы,  предусмотренных  Генеральным  планом  развития города Москвы,
осуществляется   в  условиях  постоянного  сокращения  территориальных
ресурсов.
     Одновременно  возрастают  требования  по  обеспеченности  местами
организованного хранения автомобилей, объектами социальной, инженерной
и транспортной инфраструктуры.
     Значительная часть этих объектов может быть размещена в подземном
пространстве  города  и  в  последние  годы  темпы освоения подземного
пространства постоянно увеличиваются по двум основным направлениям:
     - массовое  строительство  объектов,  в  составе  которых имеются
подземные сооружения;
     - уникальные  объекты общегородского значения, такие как торговый
центр  на  Манежной  площади,  тоннель  Третьего транспортного кольца,
подземный участок Звенигородского проспекта.
     Вместе  с  тем особенности геологического строения территории, на
которой  расположен  город Москва, гидрогеологические условия, а также
сложившаяся   наземная  застройка  и  существующие  подземные  объекты
значительно осложняют освоение подземных пространств города.
     Как  следствие  этого,  менее  30%  строящихся  в городе объектов
различного   назначения  имеют  подземную  часть,  в  результате  доля
подземных   сооружений   в   общей   площади   объектов,  введенных  в
эксплуатацию за последние пять лет, не превышает 8%.
     Изучение  зарубежного  опыта  показывает, что оптимальные условия
для  обеспечения  устойчивого  развития  и  комфортного  проживания  в
городских  агломерациях,  схожих  с  Москвой по таким показателям, как
общая  площадь,  численность  населения,  соотношение  исторической  и
современной  застройки,  достигаются  при доле подземных сооружений от
общей площади вводимых объектов, составляющей 20-25%.
     Анализ  хода реализации Генерального плана развития города Москвы
до 2020 года показывает, что основные негативные факторы, сдерживающие
развитие подземной урбанизации в городе Москве, следующие:
     - при   планировании  развития  города  в  недостаточной  степени
используются   в   качестве   обосновывающих   материалов  объективные
характеристики  градостроительного  потенциала  подземных  пространств
города;  как следствие этого, при планировании наземного строительства
возможности  размещения объектов в подземном пространстве используются
в недостаточной степени;
     - до  настоящего  времени в городе не разработана единая методика
оценки   экономической   целесообразности   подземного  строительства,
учитывающая   влияние   подземных  объектов  на  развитие  инженерной,
транспортной  и социальной инфраструктуры. В связи с этим в результате
недостаточного   стимулирования   строительства  подземных  сооружений
значительные  городские  территории  застраиваются  объектами, которые
могут быть размещены в подземном пространстве;
     - отсутствует единая общегородская система нормативно-правового и
технического  регулирования освоения подземного пространства. Вместе с
тем  анализ  существующей  нормативной базы показывает, что в условиях
изменяющегося   федерального   законодательства  и  при  необходимости
значительного  увеличения объемов подземного строительства нормативное
обеспечение   подземной  урбанизации  Москвы  необходимо  осуществлять
опережающими темпами;
     - одно   из   основных  преимуществ  подземного  строительства  в
условиях  сложившейся  застройки  -  возможность  размещения подземных
сооружений под объектами природного комплекса и культурного наследия -
используется  крайне редко - как правило, при строительстве уникальных
объектов транспортной инфраструктуры.
     С  учетом  изложенного  эффективно  решать  поставленные задачи и
существующие проблемы возможно только программно-целевым методом.

         III. Возможные варианты реализации Целевой программы

     Варианты  реализации  Целевой  программы  определены на основании
предложений   по   размещению  объектов  подземного  строительства  на
2008-2010  гг., подготовленных ГУП "НИиПИ Генплана Москвы" при участии
Департамента  градостроительной  политики,  развития  и  реконструкции
города Москвы, Москомархитектуры и префектур административных округов,
а  также  с  учетом показателей, утвержденных Среднесрочной программой
жилищного  строительства  в  городе  Москве  на период 2006-2008 гг. и
заданий   до  2010  года  в  целях  реализации  национального  проекта
"Доступное  и комфортное жилье - гражданам России" и Целевой программы
строительства гаражей-стоянок в городе Москве на период 2005-2007 гг.
     Строительство подземных сооружений в объеме 1 млн. 800 тыс. кв. м
в  период  с  2008  по  2010  год  по расчетам, выполненным ГУП "НИиПИ
Генплана   Москвы",  соответствует  минимальному  варианту  реализации
Целевой  программы  и  обеспечивает  подземными объектами утвержденные
городские градостроительные программы.
     Вместе  с  тем  при  выполнении Целевой программы по минимальному
варианту  такие  важнейшие  показатели  качества  городской среды, как
обеспеченность   местами  организованного  хранения  автотранспорта  и
пропускная   способность   улично-дорожной  сети  за  счет  подземного
строительства не увеличатся, а напротив, могут уменьшиться.
     Максимальный вариант реализации Целевой программы предусматривает
предельный  объем ввода подземных сооружений в 2008-2010 гг. на уровне
3,0 млн. кв. м.
     В  значительной  степени  возможность  реализации  этого варианта
зависит  от темпов строительства и сроков ввода в эксплуатацию крупных
многофункциональных  комплексов,  в  составе  которых  доля  подземных
сооружений, как правило, не превышает 30%.
     Опыт  реализации  таких проектов в городе Москве в последние годы
показывает,  что  одним  из  важнейших  факторов,  влияющих  на  сроки
строительства,   является  обеспеченность  инженерной  и  транспортной
инфраструктурой, в первую очередь электроснабжением.
     В   связи   с   этим   при   сравнении  максимального  и  единого
оптимистического     варианта     реализации     Целевой    программы,
предусматривающего ввод подземных объектов в объеме 2,550 млн. кв. м с
учетом  имеющегося и планируемого уровня развития городской инженерной
и   транспортной   инфраструктуры,  в  целях  безусловного  выполнения
мероприятий  Целевой  программы  в  установленные  сроки  предлагается
оптимистический вариант реализации Целевой программы.
     Указанный   вариант   предусматривает   ввод   объектов   Целевой
программы,   увязанный   с   развитием   инженерной   и   транспортной
инфраструктуры  города,  и обеспечивает утвержденные градостроительные
программы необходимыми объемами подземного строительства.
     Кроме  того,  при  реализации  этого варианта Целевой программы и
одновременно  с  нарастающим вводом подземных сооружений в необходимом
объеме будет обеспечен задел на последующие годы за счет значительного
увеличения  количества  объектов,  по  которым  в период 2008-2010 гг.
планируется разработка проектно-сметной документации.

      IV. Основные цели, задачи и мероприятия Целевой программы,
                         ожидаемые результаты

     Целевая  программа освоения подземного пространства города Москвы
будет   разработана   с   целью   создания   благоприятной  среды  для
жизнедеятельности  и  обеспечения  устойчивого развития города за счет
максимального  использования  градостроительного  потенциала подземных
пространств.
     Для   достижения   целей   Целевой  программы  необходимо  решить
следующие задачи:
     1.  Обеспечить максимальное использование подземного пространства
для        формирования        современной       планировочной       и
архитектурно-пространственной структуры города.
     2.   Разработать   основные   направления   освоения   подземного
пространства города Москвы.
     3.    Создать    систему   стимулирования   освоения   подземного
пространства города Москвы.
     4.   Повысить  надежность,  энергоэффективность  и  долговечность
подземных  сооружений,  обеспечить безопасность эксплуатации подземных
сооружений  в  расчетных  условиях  эксплуатации,  а  также в условиях
чрезвычайных ситуаций.
     В   соответствии   с   указанными  целями  и  задачами  программы
предлагается выполнить следующие мероприятия:
     1.   Мероприятия,   направленные   на  обеспечение  максимального
использования  подземного  пространства  для  формирования современной
планировочной и архитектурно-пространственной структуры города Москвы:
     1.1.   Сбор   и   систематизация   информации   по  существующим,
проектируемым и строящимся подземным сооружениям.
     1.2.  Подготовка  предложений  по размещению подземных сооружений
при выполнении городских градостроительных программ.
     1.3.  Формирование  базовых адресных перечней объектов подземного
строительства.
     1.4.   Разработка   предпроектной   и   конкурсной  документации,
предусматривающей  в  условиях конкурса возврат в бюджет города Москвы
средств   на   предпроектные   проработки   и   разработку  конкурсной
документации.
     1.5.  Подготовка предложений по уточнению показателей финансового
обеспечения Целевой программы при формировании бюджета города Москвы и
адресной инвестиционной программы города Москвы.
     Ожидаемые результаты:
     1.  Повышение  уровня  комфортности  проживания  в городе за счет
обеспечения    комплексности   застройки   с   размещением   подземных
гаражей-стоянок,  объектов  социально-культурного, торгового и другого
назначения в пределах пешеходной доступности.
     2.  Обеспечение  ввода  подземных объектов в объемах, необходимых
для реализации городских градостроительных программ.
     3.  Сокращение  площади  городских территорий, занятых объектами,
размещение которых возможно в подземном пространстве.
     4.   Увеличение  уровня  обеспеченности  жителей  города  местами
организованного      хранения      автотранспорта      и     объектами
социально-культурного назначения.
     5.  Снижение  избыточной  парковочной  нагрузки  на  существующую
улично-дорожную   сеть   города   за   счет   размещения  в  подземном
пространстве  гаражей  и вспомогательных помещений при строительстве и
реконструкции  жилых,  общественных  центров, административных зданий;
предприятий торговли.
     6.  Создание единой общегородской системы разработки и реализации
предпроектной   и   проектной   документации  по  освоению  подземного
пространства.
     7.   Увеличение   количества   конкурсов  на  выполнение  функций
инвестора по строительству подземных объектов.
     8. Увеличение пропускной способности улично-дорожной сети.
     9. Сохранение объектов культурного наследия.
     10. Сохранение и развитие озелененных территорий.
     11.    Разработка    системы   контроля   за   использованием   и
складированием грунтов при создании подземных сооружений.
     2.   Мероприятия  по  разработке  основных  направлений  освоения
подземного пространства города Москвы.
     2.1.  Разработка  методики  районирования  территорий  города  по
условиям  освоения  подземных  пространств  в зависимости от различных
природных и техногенных факторов.
     2.2.    Разработка   методики   расчета   нормативной   стоимости
строительства  различных типов подземных сооружений в условиях влияния
негативных природных и техногенных процессов и явлений.
     2.3   Разработка  методики  расчета  нормативных  показателей  по
проектированию  размещения  объектов  потребительского  рынка и услуг,
расположенных  в  подземных  пространствах, по районам города Москвы с
учетом действующих градостроительных нормативов.
     2.4. Разработка схемы районирования территорий города по условиям
освоения  подземных  пространств в зависимости от различных природных,
техногенных и экономических факторов.
     2.5.   Разработка   основных   направлений   развития   подземной
урбанизации,  соответствующих  разделов  Генерального  плана  развития
города Москвы и другой градостроительной документации.
     Ожидаемые результаты:
     1.   Увеличение  эффективности  использования  градостроительного
потенциала подземных пространств города.
     2.  Определение объемов и видов подземного строительства, которое
возможно  на  территории  города  Москвы  с учетом действия негативных
природных  и  техногенных процессов и явлений, а также экономических и
других факторов, влияющих на условия освоения подземного пространства.
     3.    Повышение   качества   и   сокращение   сроков   разработки
предпроектной   и   проектной   документации  по  объектам  подземного
строительства.
     4.  Создание  системы  мониторинга  реализации  градостроительной
документации  по  освоению  подземных  пространств города и подготовки
обосновывающих материалов для актуализации указанной документации.
     3.   Мероприятия  по  созданию  системы  стимулирования  освоения
подземного пространства города Москвы:
     3.1. Проведение анализа экономических условий реализации проектов
строительства подземных сооружений в городе Москве.
     3.2.  Выполнение  оценки влияния природных и техногенных факторов
на стоимость строительства подземных сооружений.
     3.3.    Разработка    методики    экономического   стимулирования
строительства подземных объектов, предусматривающей следующие основные
положения:
     3.3.1.  Разработанная  методика  обеспечит возможность проведения
анализа    потенциальных    коммерческих    (финансовых)   результатов
строительства  подземных  объектов, а также подготовки предварительных
заключений  по  возможным  поступлениям в бюджет города при реализации
проектов  подземного  строительства за счет средств инвесторов с целью
стимулирования   инвестиционной   активности  при  освоении  подземных
пространств города Москвы.
     3.3.2.   Методику   необходимо   разработать  в  соответствии  со
сложившейся практикой инвестиционной деятельности в городе Москве.
     3.3.3.  Методика  предусматривает возможность расчета максимально
допустимого размера обременений при строительстве подземных объектов с
учетом   приемлемой   рентабельности   инвестиционного   проекта   для
инвестора.
     3.3.4.  При  разработке  методики  необходимо  учесть сложившийся
уровень  рыночных  цен  и  экономическую  эффективность  строительства
различных объектов для различных районов Москвы.
     3.3.5.  В результате разработки и утверждения методики необходимо
обеспечить  учет влияния следующих природных и техногенных факторов на
себестоимость строительства подземных сооружений:
     - инженерно-геологические и гидрогеологические условия;
     - археологические данные;
     - негативные  природные и природно-техногенные процессы и явления
(суффозия,  изменение  уровня грунтовых вод, вибрационные воздействия,
магнитные поля и др.);
     - существующие   либо   планируемые   к  строительству  подземные
сооружения,  в  том  числе  подземные  части  или  фундаменты наземных
сооружений;
     - наличие объектов природного комплекса;
     - существующие биоценозы и прогноз их развития.
     3.3.6.  Кроме того, в методике необходимо предусмотреть следующие
планировочные и иные ограничения, а также мероприятия, направленные на
максимальное  использование  градостроительного  потенциала подземного
пространства:
     - требования по безопасности;
     - требования по ресурсо- и энергосбережению;
     - функциональное     назначение     объектов     (отдельно    для
многофункциональных комплексов);
     - размеры сооружений;
     - вид  сооружения:  отдельно  стоящие  либо  в  составе  объекта,
имеющего наземную и подземную части;
     - плотность  существующей  застройки (возможность ведения работ с
поверхности либо щитовой проходкой);
     - требования  к  подземным сооружениям, определяемые существующей
либо планируемой наземной застройкой;
     - необходимость строительства объектов ГО;
     - условия присоединения к наружным сетям;
     - необходимость  строительства  автономных  источников  электро-,
тепло- и водоснабжения;
     - возможность размещения муниципальных объектов;
     - целесообразность  финансирования  строительства  (в  том  числе
частичного) из средств бюджета города;
     - форму  возврата  вложенных средств: продажа, аренда, концессия,
прочее;
     - разработку      нормативно-правовой     и     градостроительной
документации,   обеспечивающей  эффективное  использование  подземного
пространства.
     Ожидаемые результаты:
     1. Увеличение объемов строительства подземных сооружений.
     2.   Увеличение   доли   подземных   сооружений  в  общем  объеме
строительства  (в  том  числе за счет размещения объектов инженерной и
транспортной инфраструктуры).
     3.  Сокращение  неэффективно  используемых  подземных пространств
города.
     4.   Повышение   инвестиционной  привлекательности  строительства
подземных сооружений.
     5.  Увеличение  поступлений в бюджет города Москвы при реализации
инвестиционных проектов.
     6.  Увеличение объемов внебюджетного финансирования строительства
подземных сооружений.
     4.    Мероприятия,    направленные   на   повышение   надежности,
энергоэффективности  и долговечности подземных сооружений, обеспечение
безопасности  эксплуатации  подземных  сооружений в расчетных условиях
эксплуатации, а также в условиях чрезвычайных ситуаций:
     4.1. Разработка технической и нормативно-правовой документации по
освоению подземных пространств.
     4.2. Разработка технической и нормативно-правовой документации по
эксплуатации и ремонту подземных сооружений.
     4.3.  Разработка нормативно-правовой документации, обеспечивающей
стимулирование  внедрения при освоении подземных пространств передовых
отечественных    и    зарубежных    проектных,    технологических    и
организационных решений.
     4.4.   Разработка   методики   мониторинга   состояния  подземных
сооружений.
     4.5. Изучение и внедрение передового отечественного и зарубежного
опыта  при  освоении  подземных  пространств,  а  также  инновационных
технологий.
     4.6.   Разработка   прогноза   влияния   негативных  природных  и
техногенных процессов и явлений на подземные сооружения.
     4.7.   Разработка   нормативно-правовой   документации   в  целях
повышения безопасности эксплуатации подземных сооружений.
     4.8.  Разработка  и  внедрение проектных решений, направленных на
повышение   безопасности   эксплуатации   существующих   и  строящихся
подземных сооружений.
     Ожидаемые результаты:
     1.  Повышение  надежности,  энергоэффективности,  долговечности и
безопасности подземных сооружений.
     2. Улучшение эксплуатационных характеристик подземных сооружений.
     3.  Повышение  качества  объемно-планировочных  решений подземных
объектов.
     4.   Увеличение  сроков  эксплуатации  подземных  сооружений  без
текущего и капитального ремонта.
     5. Снижение эксплуатационных затрат подземных сооружений.
     6.  Снижение  затрат  на  текущий  и капитальный ремонт подземных
сооружений.
     7.  Обеспечение  проектирования  и  строительства в городе Москве
технической   и   нормативно-правовой  документацией,  соответствующей
современным    требованиям   к   надежности,   энергоэффективности   и
долговечности подземных сооружений.

         V. Основные показатели реализации Целевой программы

     Основные показатели Целевой программы определены в соответствии с
планируемыми  объемами  строительства  подземных  сооружений  по годам
реализации Программы.
     Предусмотрено увеличение ввода подземных объектов на 150 тыс. кв.
м в год начиная с 2008 года и доведение этого показателя до 1 млн. кв.
м в 2010 году.
     Указанное  увеличение  будет обеспечено за счет того, что в целях
совершенствования    планировочной   и   архитектурно-пространственной
структуры   города   Концепцией  намечено  существенное  -  до  15%  -
увеличение   доли  подземных  сооружений  в  общем  вводе  жилищной  и
административно-деловой застройки по городу.
     Выполнение   этих   показателей  обеспечит  достижение  ожидаемых
результатов выполнения мероприятий программы, таких как:
     - повышение  уровня  комфортности  проживания  в  городе  за счет
обеспечения    комплексности   застройки   с   размещением   подземных
гаражей-стоянок,  объектов  социально-культурного, торгового и другого
назначения в пределах пешеходной доступности;
     - обеспечение ввода подземных объектов в объемах, необходимых для
реализации городских градостроительных программ;
     - сокращение  площади  городских  территорий,  занятых объектами,
размещение которых возможно в подземном пространстве;
     - увеличение   уровня   обеспеченности   жителей  города  местами
организованного      хранения      автотранспорта      и     объектами
социально-культурного назначения;
     - снижение   избыточной   парковочной  нагрузки  на  существующую
улично-дорожную   сеть   города   за   счет   размещения  в  подземном
пространстве  гаражей  и вспомогательных помещений при строительстве и
реконструкции  жилых,  общественных  центров, административных зданий;
предприятий торговли;
     - увеличение  объемов  строительства  подземных сооружений, в том
числе закрытым способом;
     - увеличение   доли   подземных   сооружений   в   общем   объеме
строительства;
     - увеличение пропускной способности улично-дорожной сети.

                          СВОДНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
          ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ОСВОЕНИЯ ПОДЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА
                            ГОРОДА МОСКВЫ

---------------------------------------------------------------------
|                                         |2008 г.| 2009 г.| 2010 г.|
|-----------------------------------------|-------|--------|--------|
| Общая площадь объектов подземного       |  700  |  850   | 1000   |
| строительства, тыс. кв. м               |       |        |        |
|-----------------------------------------|-------|--------|--------|
| Доля подземных сооружений в общем вводе |   10  |   12   |   15   |
| жилищной и административно-деловой      |       |        |        |
| застройки (%)                           |       |        |        |
---------------------------------------------------------------------

             VI. Финансовое обеспечение Целевой программы

     Источниками финансирования мероприятий Целевой программы являются
средства бюджета города Москвы (на возвратной  основе  при  проведении
конкурсов  по  подбору  инвесторов  на  проектирование и строительство
подземных объектов).
     Стоимость выполнения   мероприятий  определяется  при  разработке
лотовой документации для проведения конкурсов по подбору исполнителей.
     Объем финансовых  средств  городского  бюджета,  необходимых  для
реализации Целевой программы, представлен в таблице.
      
-----------------------------------------------------------------------
| Мероприятия                   |Объемы финансирования за счет        |
|                               |городского бюджета, млн. руб.        |
|                               |-------------------------------------|
|                               |2008 г.|2009 г.|2010 г.|Всего        |
|                               |       |       |       |2008-2010 гг.|
|-------------------------------|-------|-------|-------|-------------|
|                1              |   2   |   3   |   4   |      5      |
|-------------------------------|-------|-------|-------|-------------|
| Мероприятия, направленные на  |       |       |       |             |
| обеспечение максимального     |   50,0|   30,0|   30,0|     110,0   |
| использования подземного      |       |       |       |             |
| пространства, для формирования|       |       |       |             |
| современной планировочной     |       |       |       |             |
| архитектурно-пространственной |       |       |       |             |
| структуры города Москвы       |       |       |       |             |
|-------------------------------|-------|-------|-------|-------------|
| Мероприятия по разработке     |   41,7|   20,0|   20,0|      81,7   |
| основных направлений освоения |       |       |       |             |
| подземного пространства       |       |       |       |             |
| города Москвы                 |       |       |       |             |
|-------------------------------|-------|-------|-------|-------------|
| Мероприятия по созданию       |   23,0|   12,0|   10,0|      45,0   |
| системы стимулирования        |       |       |       |             |
| освоения подземного           |       |       |       |             |
| пространства города Москвы    |       |       |       |             |
|-------------------------------|-------|-------|-------|-------------|
| Мероприятия, направленные на  |   14,0|   10,0|    8,0|      32,0   |
| повышение надежности,         |       |       |       |             |
| энергоэффективности и         |       |       |       |             |
| долговечности подземных       |       |       |       |             |
| сооружений, обеспечение       |       |       |       |             |
| безопасности эксплуатации     |       |       |       |             |
| подземных сооружений в        |       |       |       |             |
| расчетных условиях            |       |       |       |             |
| эксплуатации, а также         |       |       |       |             |
| в условиях чрезвычайных       |       |       |       |             |
| ситуаций                      |       |       |       |             |
|-------------------------------|-------|-------|-------|-------------|
| Итого                         |  128,7|   72,0|   68,0|     268,7   |
-----------------------------------------------------------------------

     Реализация  всех  мероприятий  должна  происходить  на конкурсной
основе.  В условиях конкурса должен быть предусмотрен возврат средств,
затраченных   на  предпроектные  проработки  и  разработку  конкурсной
документации,  в  бюджет  города Москвы. Стартовые цены для проведения
конкурса  должны быть рассчитаны на основании соответствующих расчетов
по  трудозатратам на реализацию мероприятий и утверждены Департаментом
экономической  политики  и  развития  города  Москвы. Указанные объемы
финансирования   мероприятий   Целевой   программы   корректируются  и
уточняются   при   формировании   бюджета  и  адресной  инвестиционной
программы Правительства Москвы на соответствующий год.

             VII. Основные исполнители Целевой программы

     Департамент  градостроительной политики, развития и реконструкции
города Москвы.
     Департамент экономической политики и развития города Москвы.
     Департамент земельных ресурсов города Москвы.
     Департамент науки и промышленной политики города Москвы.
     Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы.
     Москомархитектура.
     Префектуры административных округов города Москвы.
     ГУП "НИиПИ Генплана Москвы".
     ГУП "МЦОРТ".
     ГУП "Мосгоргеотрест".

            VIII. Государственный заказчик и разработчики
                          Целевой программы

     Государственный   заказчик  и  координатор  Целевой  программы  -
Департамент   градостроительной  политики,  развития  и  реконструкции
города Москвы.
     Разработчики  Целевой  программы  - Департамент градостроительной
политики,  развития и реконструкции города Москвы, ГУП "НИиПИ Генплана
Москвы",  ГУП  "МЦОРТ",  Департамент  потребительского  рынка  и услуг
города Москвы.

      IX. Управление и контроль за реализацией Целевой программы

     Управление    реализацией    Целевой   программы   осуществляется
Департаментом  градостроительной  политики,  развития  и реконструкции
города  Москвы  в соответствии с Законом города Москвы от 11 июля 2001
г.  N  34  "О  государственных  целевых  программах в городе Москве" и
постановлениями  Правительства  Москвы от 13 декабря 2005 г. N 1030-ПП
"О  совершенствовании  порядка размещения государственного заказа", от
11  января  2005  г. N 3-ПП "О совершенствовании практики разработки и
реализации  городских  целевых программ в городе Москве", от 17 января
2006  г.  N 33-ПП "О Порядке разработки, утверждения, финансирования и
контроля  за  ходом  реализации  городских  целевых  программ в городе
Москве".
     Координация  деятельности  органов  исполнительной  власти города
Москвы  при  реализации  мероприятий  Целевой программы осуществляется
Координационным  советом при Правительстве Москвы по вопросам освоения
подземного  пространства  города  Москвы,  в  состав  которого  входят
представители   Комплекса   городского   хозяйства  Москвы,  Комплекса
архитектуры,  строительства,  развития  и реконструкции города Москвы,
Комплекса экономической политики и развития города Москвы.
     Контроль   за  ходом  выполнения  мероприятий  Целевой  программы
осуществляется   Правительством   Москвы   в   установленном  порядке.
Государственный   заказчик   Целевой   программы   несет  всю  полноту
ответственности  за  реализацию  Целевой  программы,  осуществление  в
установленные   сроки   мероприятий   Целевой   программы   и  целевое
использование выделенных на реализацию средств бюджета города Москвы.
     В целях осуществления контроля за выполнением мероприятий Целевой
программы государственный заказчик обеспечивает:
     - разработку  и  утверждение  годовых  планов  реализации Целевой
программы;
     - сбор  данных  от  исполнителей  Целевой  программы о выполнении
целевых показателей;
     - сбор  данных  об  освоении денежных средств, предусмотренных на
выполнение мероприятий Целевой программы;
     - на   основании   отчетов  исполнителей  мероприятий  подготовку
ежегодного отчета о ходе выполнения Целевой программы.

Оглавление