О МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ С ГРАДООБРАЗУЮЩИМИ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ КОМПЛЕКСАМИ (НАУКОГРАДОВ). Постановление. Правительство РФ. 24.01.98 79

   О МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ С ГРАДООБРАЗУЮЩИМИ
          НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ КОМПЛЕКСАМИ (НАУКОГРАДОВ)

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          24 января 1998 г.
                                 N 79

                                 (Д)



     Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от  7  ноября
1997  г.  N  1171 "О мерах по развитию наукоградов как городов науки и
высоких технологий" (Собрание законодательства  Российской  Федерации,
1997, N 45, ст. 5167) Правительство Российской Федерации постановляет:
     1. Утвердить прилагаемые:
     Временный порядок    отнесения    муниципальных   образований   к
наукоградам;
     Временное положение о государственной поддержке наукоградов.
     2. Министерству  финансов  Российской   Федерации,   Министерству
экономики   Российской  Федерации,  Министерству  науки  и  технологий
Российской Федерации и  другим  заинтересованным  федеральным  органам
исполнительной  власти  при формировании проектов федерального бюджета
на 1999 и  последующие  годы  предусматривать  выделение  средств  для
финансирования    программ    развития    наукоградов,    утвержденных
Правительством Российской Федерации.
     3. Рекомендовать    органам   исполнительной   власти   субъектов
Российской Федерации и органам местного самоуправления предусматривать
при   формировании   бюджетов  соответствующих  уровней  средства  для
совместного с федеральным бюджетом  финансирования  программ  развития
наукоградов,   а  также  привлекать  к  финансированию  этих  программ
дополнительные инвестиции, используя в этих целях соответствующие меры
по     стимулированию     инвестиционной     активности     участников
научно-технической и инновационной деятельности.
     4. Провести  в  г.  Обнинске  (Калужская  область) эксперимент по
отработке   механизмов   перехода    муниципальных    образований    с
градообразующими  научно-производственными комплексами (наукоградов) к
бездотационному развитию и форм государственной поддержки  наукоградов
(далее именуется - эксперимент).
     5. Возложить на Правительственную комиссию по  научно-технической
политике,  образованную  в соответствии с постановлением Правительства
Российской  Федерации  от  1  февраля  1995   г.   N   102   (Собрание
законодательства   Российской   Федерации,   1995,   N  7,  ст.  538),
рассмотрение предложений  об  отнесении  муниципальных  образований  к
наукоградам,  проектов  программ  их  развития,  а  также  документов,
регламентирующих вопросы государственной поддержки наукоградов.
     6. Администрациям  Калужской  области  и г.  Обнинска совместно с
Министерством Российской Федерации по атомной  энергии,  Министерством
науки  и  технологий  Российской  Федерации,  Министерством  экономики
Российской Федерации,  Министерством  финансов  Российской  Федерации,
Министерством   Российской   Федерации   по  делам  национальностей  и
федеративным отношениям  и  Министерством  государственного  имущества
Российской Федерации представить в I квартале 1998 г.  на рассмотрение
Правительственной комиссии по научно-технической политике:
     проект программы  развития  г.  Обнинска  в  качестве наукограда,
предусмотрев  в  ней  основные   задачи   эксперимента,   приоритетные
направления   развития   науки  и  техники,  а  также  соответствующие
технико-экономические   обоснования    и    конкретные    мероприятия,
обеспечивающие  научно-техническое  и социально-экономическое развитие
этого города;
     проект соглашения   между  Правительством  Российской  Федерации,
администрацией  Калужской  области  и  администрацией   г.   Обнинска,
определяющего   полномочия,   функции   и   ответственность  сторон  в
реализации указанной программы, а также порядок ее финансирования.
     7. Министерству науки и технологий Российской Федерации:
     совместно с     заинтересованными      федеральными      органами
исполнительной  власти оказывать администрациям Калужской области и г.
Обнинска  необходимую  организационную   и   методическую   помощь   в
проведении эксперимента;
     ежегодно обобщать результаты эксперимента и с учетом  предложений
федеральных  органов  исполнительной  власти,  органов государственной
власти   субъектов   Российской   Федерации   и    органов    местного
самоуправления    муниципальных    образований    с   градообразующими
научно-производственными  комплексами  представлять  в   Правительство
Российской  Федерации предложения о распространении подтвердивших свою
эффективность форм государственной поддержки на  другие  наукограды  в
Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации                                     В.Черномырдин
24 января 1998 г.
N 79



                                                             УТВЕРЖДЕН
                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                от 24 января 1998 года
                                                                  N 79


                          ВРЕМЕННЫЙ ПОРЯДОК

          отнесения муниципальных образований к наукоградам

     I. Условия отнесения муниципальных образований к наукоградам

     1. Муниципальное   образование,   претендующее   на  отнесение  к
наукоградам, должно отвечать следующим основным требованиям:
     весь градообразующий научно-производственный комплекс должен быть
расположен в границах одного муниципального образования;
     в уставе  муниципального образования или в ином нормативном акте,
принятом в  установленном  порядке  органом  местного  самоуправления,
должны    быть   предусмотрены   обязанности   администрации   данного
муниципального      образования      по       поддержке       развития
научно-производственного   комплекса,   научной,   научно-технической,
инновационной  деятельности,  производства  наукоемкой   продукции   и
подготовки кадров, определены порядок формирования научно-технического
совета муниципального образования,  его задачи,  права и  обязанности,
порядок   принятия   решения   о   целесообразности  развития  данного
муниципального   образования   как   наукограда,   порядок   включения
юридических лиц в состав научно-производственного комплекса.
     2. Научно-производственный комплекс  муниципального  образования,
претендующего  на отнесение данного образования к наукоградам,  должен
являться для данного муниципального образования градообразующим:
     либо его  основные  фонды составляют не менее 50 процентов общего
объема основных фондов всех хозяйствующих  субъектов  (за  исключением
объектов  жилищно-коммунальной  и  социальной сфер),  расположенных на
территории данного муниципального образования;
     либо объем  его  научно-технической  продукции  (работ,  услуг) в
стоимостном выражении составляет  более  50  процентов  общего  объема
продукции (работ,  услуг) всех хозяйствующих субъектов,  расположенных
на территории данного муниципального образования.
     3. В   состав   научно-производственного   комплекса  могут  быть
включены:
     научные организации - при условии прохождения ими в установленном
порядке государственной аккредитации;
     высшие учебные  заведения  -  при  наличии  у них свидетельства о
государственной аккредитации;
     промышленные предприятия  -  при условии,  что объем производства
наукоемкой продукции  (в  стоимостном  выражении)  в  течение  3  лет,
предшествовавших  году  подачи  документов на отнесение к наукоградам,
составляет не менее 50 процентов общего объема производства;
     объекты инновационной     инфраструктуры,    малые    предприятия
независимо   от   организационно-правовой    формы,    работающие    в
научно-технической  и  инновационной  сфере,  - при условии выполнения
работ  по  договорам  с  научными  организациями,  расположенными   на
территории   данного   муниципального   образования,  составляющих  (в
стоимостном выражении)  не  менее  50  процентов  объема  их  основной
деятельности.
     Указанные организации  должны  быть   в   установленном   порядке
зарегистрированы на территории данного муниципального образования.
     Не подлежат включению в состав научно-производственного комплекса
наукограда    объекты    социальной   инфраструктуры   и   обеспечения
жизнедеятельности муниципального образования.

   II. Порядок рассмотрения предложений об отнесении муниципальных
                      образований к наукоградам

     4. Инициатива  постановки  вопроса  об  отнесении  муниципального
образования  к  наукоградам   может   принадлежать   органу   местного
самоуправления   муниципального  образования,  органу  государственной
власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится
муниципальное   образование,   а  также  Российской  академии  наук  и
федеральным органам исполнительной власти, заинтересованным в развитии
организаций,  входящих  в  состав  научно-производственного  комплекса
муниципального образования.
     5. Для  решения вопроса об отнесении муниципального образования к
наукоградам  в  Правительственную   комиссию   по   научно-технической
политике   представляются   следующие   документы,   согласованные   с
администрацией субъекта Российской Федерации,  на территории  которого
расположено данное муниципальное образование,  Министерством экономики
Российской Федерации,  Министерством  финансов  Российской  Федерации,
Министерством  науки и технологий Российской Федерации,  Министерством
государственного  имущества  Российской  Федерации,  а  также  другими
заинтересованными  федеральными  органами  исполнительной  власти  или
Российской академией наук:
     предложение органа    местного    самоуправления   муниципального
образования,   содержащее   основные   данные   о   научно-техническом
потенциале  муниципального  образования  и  обоснование  необходимости
отнесения его к наукоградам;
     проект программы  развития муниципального образования,  в которой
определены  меры  государственной  поддержки,  учитывающие   специфику
муниципального    образования,    программные    мероприятия    и   их
технико-экономические   обоснования,   источники   финансирования    с
указанием   разделов   расходной   части   бюджетов   всех  уровней  в
соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации;
     проект соглашения   между  Правительством  Российской  Федерации,
администрацией  субъекта  Российской  Федерации  и  органом   местного
самоуправления  муниципального образования,  определяющего полномочия,
обязательства  и  ответственность  сторон  по   реализации   программы
развития муниципального образования;
     проект решения Правительства Российской  Федерации  об  отнесении
муниципального  образования  к наукоградам,  утверждении программы его
развития  и  подписании  соглашения  между  Правительством  Российской
Федерации,  администрацией  субъекта  Российской  Федерации  и органом
местного самоуправления муниципального образования.
     6. Правительственная   комиссия  по  научно-технической  политике
рассматривает представленные материалы и на основании принятых решений
вносит  в  Правительство Российской Федерации предложение об отнесении
муниципального образования к наукоградам.
     7. Отнесение    муниципального    образования    к    наукоградам
осуществляется   решением   Правительства   Российской   Федерации   и
закрепляет    за    данным   муниципальным   образованием   право   на
соответствующую государственную поддержку.
     8. Признание наукоградом муниципального образования, созданного в
установленном        порядке        в        качестве        закрытого
административно-территориального    образования,    осуществляется   с
согласия Президента Российской Федерации.

      III. Контроль за деятельностью муниципального образования
                            как наукограда

     9. Контроль   за  деятельностью  муниципального  образования  как
наукограда,   целевым   использованием    государственной    поддержки
осуществляется федеральными органами исполнительной власти совместно с
органами исполнительной власти  соответствующего  субъекта  Российской
Федерации.
     10. Отчет  о  ходе  реализации  программы  развития   наукограда,
подготовленный    администрацией    наукограда   и   согласованный   с
администрацией  субъекта  Российской   Федерации,   представляется   в
Правительственную  комиссию  по  научно-технической  политике  не реже
одного раза в 2 года.
     11. В     случае    несоответствия    результатов    деятельности
научно-производственного комплекса  наукограда  его  основным  задачам
решение Правительства Российской Федерации об отнесении муниципального
образования к наукоградам  может  быть  признано  утратившим  силу  по
представлению   Правительственной   комиссии   по   научно-технической
политике.


                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                от 24 января 1998 года
                                                                  N 79


                         ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

               о государственной поддержке наукоградов

                          I. Общие положения

     1. Настоящее Временное положение определяет цели,  формы, порядок
и   условия   государственной   поддержки  социально-экономического  и
научно-технического развития муниципального образования, отнесенного в
установленном  порядке  к наукоградам,  и организаций,  входящих в его
научно-производственный комплекс.
     2. Основными        целями        государственной       поддержки
социально-экономического и научно-технического развития  наукограда  и
организаций, входящих в его научно-производственный комплекс, являются
сохранение и развитие имеющегося научного потенциала, реструктуризация
и  повышение  эффективности  использования  этого комплекса,  создание
условий для устойчивого развития наукограда.
     3. Возможными  формами  осуществления  государственной  поддержки
социально-экономического и научно-технического развития  наукограда  и
организаций,   входящих   в   его   научно-производственный  комплекс,
являются:
     целевое выделение  средств  из федерального бюджета и/или бюджета
субъекта  Российской  Федерации,  на  территории  которого   находится
муниципальное образование, отнесенное к наукоградам;
     установленные законодательством Российской  Федерации  льготы  по
уплате налогов, пошлин, сборов, зачисляемых в федеральный бюджет и/или
бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации;
     принятие и  реализация  федеральных  целевых  программ  (разделов
федеральных  целевых  программ)  и/или  программ  (разделов  программ)
субъекта  Российской  Федерации,  предусматривающих  решение  вопросов
социально-экономического и научно-технического развития  наукограда  и
организаций, входящих в его научно-производственный комплекс;
     передача в    установленном    порядке    объектов    федеральной
собственности  и/или  собственности  субъекта  Российской  Федерации в
собственность муниципального образования,  отнесенного к  наукоградам,
или в управление этого муниципального образования;
     наделение в соответствии  с  федеральными  законами,  законами  и
иными  нормативными  правовыми  актами  субъекта  Российской Федерации
органов   местного    самоуправления    муниципального    образования,
отнесенного к наукоградам,  отдельными государственными полномочиями с
одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств;
     формирование в       муниципальных       образованиях      фондов
научно-технического и социально-экономического развития;
     разработка и   реализация   мероприятий   по   социальной  защите
работников научно-технической сферы.

     II. Порядок и условия государственной поддержки наукоградов

     4. Основным механизмом осуществления  реализации  государственной
поддержки наукограда является программа его развития, в которой исходя
из  индивидуальных  особенностей  данного  муниципального  образования
приводится   технико-экономическое   обоснование  программы  в  целом,
определяются основные направления  социально-экономического  развития,
приоритетные  для  этого  образования  направления  развития  науки  и
техники,  конкретные  меры   государственной   поддержки,   сроки   их
реализации,  источники  финансирования  с указанием разделов расходной
части бюджетов всех уровней в соответствии с бюджетной  классификацией
Российской Федерации.
     Формирование программ  развития  наукоградов  осуществляется   на
основе принципов разработки и реализации федеральных целевых программ.
     5. Основные условия, обеспечивающие реализацию программы развития
наукограда,  определяются  соглашением между Правительством Российской
Федерации,  администрацией субъекта  Российской  Федерации  и  органом
местного  самоуправления  муниципального  образования,  отнесенного  к
наукоградам.  Соглашением  определяются  полномочия,  обязательства  и
ответственность  сторон по развитию наукограда,  формы государственной
поддержки наукограда,  порядок финансирования программных  мероприятий
из средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации
и местного бюджета,  а также другие  вопросы,  решение  которых  имеет
важное значение для реализации программы развития наукограда.
     6. Передача объектов федеральной  собственности  в  муниципальную
собственность   или  в  управление  органам  местного  самоуправления,
наделение  органов  местного  самоуправления  отдельными  полномочиями
федеральных  органов  исполнительной  власти осуществляются в порядке,
установленном Правительством Российской  Федерации  в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации.
     7. Выделение средств на реализацию программы развития  наукограда
осуществляется  в  соответствии  с  федеральным  законодательством  из
федерального  бюджета  и  из  средств,  направляемых   на   реализацию
федеральных  целевых  и  инвестиционных программ,  а также из средств,
выделяемых федеральным  органам  исполнительной  власти  и  Российской
академии   наук   на  финансирование  фундаментальных  исследований  и
содействие научно-техническому прогрессу.
     8. Выделение средств из федерального бюджета предусматривается не
более чем  в  течение  первых  пяти  лет  действия  соглашения.  Сумма
выделяемых  средств определяется индивидуально для каждого наукограда,
устанавливается соглашением  и  не  может  превышать  суммы  налоговых
доходов,  собранных на территории данного муниципального образования и
поступивших в федеральный бюджет  в  течение  года,  предшествовавшего
расчетному,  за  исключением доходов от таможенных пошлин,  таможенных
сборов и иных таможенных платежей,  а также доходов целевых  бюджетных
фондов.
     Обязательным условием целевого выделения средств из  федерального
бюджета   является   соответствующая  поддержка  наукограда  субъектом
Российской Федерации.
     Формы и   размеры   этой   поддержки   определяются  соглашением,
заключаемым в соответствии с пунктом 5 настоящего положения.  При этом
общий  размер  указанной  поддержки  не может быть меньше 50 процентов
налоговых платежей,  подлежащих  в  соответствии  с  законодательством
перечислению     в     бюджет     субъекта     Российской    Федерации
организациями-плательщиками,       осуществляющими       хозяйственную
деятельность на территории наукограда.
     9. Вопросы  финансирования  из   средств   федерального   бюджета
программ     развития     закрытых     административно-территориальных
образований,   отнесенных   к   наукоградам,   решаются    с    учетом
законодательства       Российской       Федерации      о      закрытых
административно-территориальных образованиях.
     10. Фонды         поддержки         научно-технического         и
социально-экономического развития в наукограде создаются и действуют в
соответствии    с    законодательством    Российской   Федерации   как
некоммерческие организации.
     Попечительские советы  фондов  формируются  с учетом участия в их
работе представителей органа  местного  самоуправления  муниципального
образования,   отнесенного   к   наукоградам,  отдельных  организаций,
входящих   в    его    научно-производственный    комплекс,    органов
исполнительной власти субъекта Российской Федерации,  заинтересованных
федеральных органов исполнительной власти.