О ПРАВОВЫХ ПОСЛЕДСТВИЯХ ОТМЕНЫ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 22.12.93 N 2270. Письмо. Государственная налоговая служба РФ (Госналогслужба России). 15.01.98 ВП-6-18/30

           О ПРАВОВЫХ ПОСЛЕДСТВИЯХ ОТМЕНЫ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА
               РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 22.12.93 N 2270

                                ПИСЬМО

                 ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РФ

                          15 января 1998 г.
                             N ВП-6-18/30

                              (ФР 98-3)


     Указ Президента  от  22.12.93  N  2270  "О некоторых изменениях в
налогообложении и во  взаимоотношениях  бюджетов  различных  уровней",
принятый  в  период  поэтапной  конституционной реформы и имевший силу
законодательного   акта   Российской   Федерации,   утратил   силу   в
соответствии  с  Указом  Президента  Российской  Федерации от 15.11.97
N 1233.
     Согласно пункту  5  Указа  Президента  Российской  Федерации   от
23.05.96  N  763  "О  порядке  опубликования и вступления в силу актов
Президента Российской Федерации,  Правительства Российской Федерации и
нормативных  правовых актов федеральных органов исполнительной власти"
акты Президента Российской Федерации,  имеющие  нормативный  характер,
вступают  в  силу одновременно на всей территории Российской Федерации
по  истечении  семи   дней   после   дня   их   первого   официального
опубликования.  Вместе с тем,  в актах Президента Российской Федерации
может быть установлен другой порядок вступления их в силу.
     Таким  образом, Указ  Президента Российской Федерации от 15.11.97
N 1233 вступил в силу со дня  его  подписания  и  соответственно  Указ
Президента  Российской  Федерации  от  22.12.93  N 2270 утратил силу с
15 ноября 1997 года.
     Отмена ряда  положений  данного  Указа,  а именно,  подпункта "б"
пункта 25,  пунктов 29 и  30,  имеющих  важное  значение  в  налоговой
системе  Российской  Федерации,  привела  к  образованию  в  налоговом
законодательстве  не  урегулированных  нормами  права  пробелов,   что
вызвало    большое   количество   вопросов   в   практической   работе
государственных налоговых инспекций,
     В связи   с  этим  Государственная  налоговая  служба  Российской
Федерации разъясняет следующее.
     1. Подпунктом "б" пункта 25 Указа Президента Российской Федерации
от  22.12.93  N  2270  был  введен  в  качестве  федерального   налога
транспортный  налог  с  предприятий,  учреждений  и организаций (кроме
бюджетных) в размере 1 процента от их фонда оплаты труда, с включением
уплаченных  сумм в себестоимость продукции (работ услуг),  средства от
взимания  которого  направлялись  в   бюджеты   субъектов   Российской
Федерации.
     Законом Российской Федерации  "Об  основах  налоговой  системы  в
Российской Федерации",  определяющим основные принципы налогообложения
и сборов в Российской Федерации, транспортный налог не установлен.
     Федеральным законом   "О   федеральном   бюджете   на  1997  год"
транспортный налог  предусмотрен  в  качестве  источника  формирования
бюджетов субъектов Российской Федерации.  Однако, налог или сбор может
считаться законно установленным только  в  том  случае,  если  законом
зафиксированы существенные элементы налогового обязательства,  то есть
установить налог Можно только путем прямого перечисления  в  законе  о
налоге элементов налогового обязательства (налогоплательщика,  объекта
и источника налога,  единицы налогообложения,  налоговой ставки, срока
уплаты налога,  бюджета или внебюджетного фонда, в который зачисляется
налоговый    оклад).    Указанное    подтверждается    Постановлениями
Конституционного  Суда  Российской  Федерации  от  18.02.97 N 8-П и от
11.11.97 N 16-П.
     Законодательного закрепления  элементов  обязательства  по уплате
транспортного налога в связи с отменой Указа в настоящее время нет.
     Исходя из изложенного,  с 15 ноября 1997 г.  законных оснований у
налоговых органов для взимания транспортного налога не имеется.
     Порядок начисления  сумм транспортного налога в период с 01.11.97
по 14.11.97, задолженности по уплате данного налога, а также штрафов и
пеней  за  неисполнение  обязанности  по его уплате определен в письме
Госналогслужбы  России  от  18.12.97  N   СШ-6-07/882,   изданным   по
согласованию с Минфином России.
     2. Пунктом  29  Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93
N 2270  устанавливалось,  что к плательщикам налогов могут применяться
меры бесспорного взыскания  недоимки  по  платежам  в  бюджет  в  виде
обращения   взыскания   на  суммы,  причитающиеся  недоимщику  от  его
дебиторов.
     Введение данной  нормы обосновывалось тем,  что во многих случаях
образование недоимки и несвоевременное перечисление платежей в бюджеты
вызвано    отвлечением    средств    в    дебиторскую   задолженность,
образовавшуюся  по  расчетам  за  отгруженную  продукцию,  выполненные
работы и услуги.
     Признание  Указа  Президента  Российской  Федерации  от  22.12.93
N 2270 утратившим силу повлекло к тому,  что налоговые органы лишились
с 15.11.97 права  на  бесспорное  взыскание  недоимки  по  платежам  в
бюджеты в виде обращения взыскания на суммы,  причитающиеся недоимщику
от  его  дебиторов,  поскольку  законодательное  закрепление   данного
положения в настоящее время отсутствует.
     При этом,  инкассовые поручения (распоряжения) налоговых  органов
на бесспорное взыскание сумм, причитающихся недоимщику по его платежам
в бюджеты от  его  дебитора,  выписанные  до  15  ноября  1997  г.  на
основании  пункта  29  данного  Указа,  но неисполненные до указанного
срока, подлежат отзыву в установленном порядке.
     3. Согласно  пункту  30  Указа Президента Российской Федерации от
22.12.93 N 2270 органам Государственной  налоговой  службы  Российской
Федерации   разрешалось  предоставлять  отсрочки  и  рассрочки  уплаты
штрафов за нарушения налогового законодательства Российской  Федерации
в  тех  случаях,  когда  применение  штрафных санкций могло привести к
прекращению       дальнейшей       производственной       деятельности
налогоплательщика.
     Реализация установленных  данным  пунктом  Указа  норм  позволяла
финансовым   и   налоговым   органам   оперативно  принимать  меры  по
реструктуризации  недоимки  предприятий  и  организаций  не   допуская
прекращения  деятельности  налогоплательщика  в  тех случаях,  когда с
помощью предоставления  отсрочек  и  рассрочек  по  уплате  налогов  и
штрафных  санкций  возможно  в  последующем  взимание указанных сумм в
бюджет Применение указанных  норм  также  позволяло  избежать  случаев
необоснованного  банкротства  организаций  в тех случаях,  когда путем
предоставления отсрочек и рассрочек возможно в последующем  финансовое
оздоровление организации-налогоплательщика.
     С 15 ноября  1997  г.  органы  Государственной  налоговой  службы
Российской  Федерации  лишились  предоставленного  им  права,  так как
норма,  аналогичная той,  которая устанавливалась пунктом 30 Указа,  в
законодательстве отсутствует.
     Действие отсрочек  (рассрочек)   уплаты   штрафных   санкций   за
нарушения    налогового    законодательства    Российской   Федерации,
предоставленных налоговыми органами до 15.11.97 на основании пункта 30
названного  Указа  в установленном Госналогслужбой России порядке,  не
прекращается.
     Доведите указанное      разъяснение      до      подведомственных
государственных налоговых инспекций.

Заместитель Руководителя
Государственной
налоговой службы РФ -
Государственный советник
налоговой службы I ранга                       В.А. Павлов