О МЕРАХ ПО АКТИВИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ И СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ 18 февраля 1998 г. N 54-СФ (Д) Рассмотрев вопрос о состоянии промышленного комплекса страны, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает, что ценой значительных усилий достигнута относительная финансовая стабилизация. Впервые за последнее десятилетие зафиксирован некоторый рост промышленного производства. Вместе с тем цели, поставленные в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию по активизации промышленной и инвестиционной политики, преодолению платежного кризиса, проведению конверсии наукоемких производств, не достигнуты. Не созданы достаточные условия для перехода к устойчивому экономическому росту. Допущены серьезные просчеты в реорганизации системы управления военно-техническим сотрудничеством, приведшие к сокращению экспорта машинотехнической продукции, отсутствует целенаправленная государственная промышленная и внешнеторговая политика. Особенно тяжелая обстановка сложилась на предприятиях сельскохозяйственного машиностроения, по производству минеральных удобрений, ядохимикатов и гербицидов для агропромышленного комплекса страны. Рост промышленного производства в трети субъектов Российской Федерации получен в основном в результате стимулирования инвестиционной деятельности на региональном уровне. Положительно зарекомендовали себя меры по реформированию предприятий, конверсии оборонной промышленности, поддержке и привлечению инвестиций в промышленность города Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Усилия субъектов Российской Федерации по обеспечению условий экономического роста должны подкрепляться соответствующими мерами государственной экономической политики. Однако важнейшие из этих мер не выполнены: Бюджет развития Российской Федерации, Федеральная инвестиционная программа, программа конверсии оборонной промышленности. Не принимаются меры по стимулированию научно-технического прогресса и инновационной активности, защите внутреннего рынка, повышению конкурентоспособности отечественной промышленной продукции. Неблагоприятной для производственных инвестиций остается денежно-кредитная и валютная политика. В целях создания условий для активизации государственной промышленной политики, повышения конкурентоспособности отечественного производства, обеспечения экономического роста Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет: 1. Считать приоритетным для обеспечения государственной экономической политики осуществление мер по развитию промышленного комплекса страны и созданию условий для экономического роста. Отметить положительный опыт региональной промышленной политики в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области. 2. Обратиться к Президенту Российской Федерации с просьбой: потребовать от Правительства Российской Федерации неукоснительного выполнения задач по реализации структурной, промышленной и научно-технической политики, повышению инвестиционной и инновационной активности, конверсии оборонной промышленности, поставленных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, а также принятия мер по обеспечению финансирования соответствующих статей федерального бюджета в полном объеме; приостановить действие Указа Президента Российской Федерации от 7 ноября 1997 года N 1173 "О дополнительных мерах по мобилизации кассовых поступлений в федеральный бюджет" до нормализации платежно-расчетных отношений в производственной сфере; рассмотреть вопрос о создании федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и проведение комплексной государственной промышленной, внешнеторговой и структурной политики, организацию военно-технического сотрудничества, а также исполнение Бюджета развития Российской Федерации и Федеральной инвестиционной программы; обеспечить восстановление эффективного управления военно-техническим сотрудничеством, а также предоставление предприятиям-изготовителям лицензий на осуществление самостоятельного экспорта комплектующих и запасных частей на основании обращений соответствующих исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации; рассмотреть вопрос об изменении пропорций ценообразования в пользу отраслей обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства путем усиления государственного контроля и регулирования цен на продукцию естественных монополий, снижения акцизов на товары внутреннего производства, природный газ и нефть с восполнением выпадающих доходов федерального бюджета за счет восстановления экспортного тарифа на вывоз этих продуктов с территории Российской Федерации; установить критерии экономической оценки деятельности Правительства Российской Федерации в части увеличения объемов валового внутреннего продукта и промышленного производства. 3. Предложить Правительству Российской Федерации: обеспечить с участием исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации принятие мер по повышению ответственности юридических и физических лиц за неэффективное управление государственными промышленными предприятиями, а также предприятиями, акции которых закреплены в федеральной собственности; завершить в течение 1998 года работу по реорганизации предприятий оборонной промышленности в казенные предприятия и акционерные общества, предусмотрев списание или погашение задолженности, образовавшейся вследствие недофинансирования государственного оборонного заказа; предусматривать участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в подготовке и принятии решений о реформировании и реструктуризации предприятий с федеральной долей собственности, об их приватизации, о передаче в залог или аренду акций или имущества этих предприятий, предъявлении исков о банкротстве, а также в рассмотрении затрагивающих интересы регионов вопросов по их реорганизации и управлению; внести в порядке законодательной инициативы предложение об отмене начисления пеней и штрафов на задолженность предприятий по обязательным платежам, образующуюся вследствие невыполнения обязательств федерального бюджета по государственному заказу, и списании пеней и штрафов, начисленных по этой причине на 1 января 1998 года. Учесть такой подход при доработке проекта федерального закона "О реструктуризации задолженности организаций по обязательным платежам"; провести в течение 1998 года выверку задолженности Правительства Российской Федерации по финансированию содержания мобилизационных мощностей и пополнения мобилизационных резервов, образовавшейся в 1992-1997 годах, обеспечив ее погашение предприятиям оборонной промышленности, а также пересмотреть планы мобилизационной подготовки производства исходя из имеющихся финансовых возможностей и заключить с предприятиями соответствующие договоры; погасить в первом полугодии 1998 года задолженность предприятиям оборонной промышленности, образовавшуюся по состоянию на 1 января 1998 года за продукцию, изготовленную по государственному оборонному заказу, выделив на это средства сверх сумм, предусматриваемых в федеральном бюджете на финансирование государственного оборонного заказа в 1998 году; обеспечить условия для развития интеграционных процессов в промышленности путем создания разнообразных форм кооперации, интеграции, а также специализации производственных, научно-исследовательских, торговых и финансовых организаций; осуществлять эффективный контроль за деятельностью естественных монополий, не допуская необоснованного завышения издержек и цен, дискриминации потребителей и регионов; обеспечить безусловное исполнение Федеральной инвестиционной программы и Бюджета развития Российской Федерации, включая предоставление гарантий Правительства Российской Федерации под инвестиционные проекты с учетом предложений субъектов Российской Федерации; обеспечить с участием Центрального банка Российской Федерации условия для трансформации сбережений населения в инвестиции, привлечения кредитов на развитие производства, преодоления роста неплатежей в промышленности, увеличения совокупного спроса на продукцию отечественного производства, а также разработать соответствующие предложения по корректировке Программы единой государственной денежно-кредитной политики на 1998 год; разработать с участием межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации прогноз развития промышленности страны на период до 2005 года, определив приоритеты структурной, промышленной и научно-технической политики; стимулировать активизацию спроса российских потребителей на товары отечественного производства, не допускать использования средств федерального бюджета на финансирование импорта товаров и услуг при наличии отечественных аналогов; активизировать деятельность Комиссии Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике, а также предусмотреть введение порядка сертификации или технико-экономической оценки всей ввозимой по импорту машиностроительной продукции; включить в целях учета интересов субъектов Российской Федерации в состав Комиссии Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике представителей Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; разработать в качестве законодательной инициативы предложения по прекращению взимания налога на добавленную стоимость на поставляемую в государства - участники Содружества Независимых Государств продукцию, а также по отмене уплаты налога на добавленную стоимость с валютных авансов (по экспорту) на машиностроительную продукцию; рассмотреть и обобщить опыт по оздоровлению промышленного производства на примере города Санкт-Петербурга, Ленинградской области и других субъектов Российской Федерации, ведущих активную промышленную и инвестиционную политику, создать необходимые правовые условия для ее эффективной реализации, использовав эти субъекты Российской Федерации для проведения эксперимента по отработке механизмов экономического роста. 4. Рекомендовать исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации использовать накопленный городом Санкт-Петербургом опыт перспективного планирования социально-экономического и промышленного развития города, проведения бюджетной, налоговой и инвестиционной политики. 5. Комитету Совета Федерации по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности и Комитету Совета Федерации по вопросам экономической политики активизировать работу с соответствующими комитетами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по совершенствованию налогового законодательства Российской Федерации, имея в виду необходимость стимулирования инвестиционной и инновационной активности промышленных предприятий, внедрения методов ускоренной амортизации, снижения налогового бремени для расширения и развития промышленного производства, в частности предусмотреть налоговые льготы, связанные с выполнением инвестиционных проектов. 6. Комитету Совета Федерации по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности и Комитету Совета Федерации по вопросам экономической политики в порядке законодательной инициативы подготовить законопроекты о внесении изменений и дополнений в законы Российской Федерации "О таможенном тарифе" и "О налоге на добавленную стоимость", имея в виду предоставление хозяйствующим субъектам льгот по уплате таможенных пошлин и налогов при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации машин и оборудования, включая технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, непроизводимые на территории Российской Федерации. Комитету Совета Федерации по аграрной политике в порядке законодательной инициативы подготовить и внести в 1998 году на рассмотрение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов "О паритете цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию" и "О государственном регулировании импорта продовольствия". 7. Временной комиссии Совета Федерации по энергетике: подготовить предложения по регулированию тарифов на электроэнергию и совершенствованию управления электроэнергетическим комплексом, исходя из необходимости существенного снижения этих тарифов, резкого сокращения их региональной дифференциации и постепенной отмены перекрестного субсидирования; рассмотреть проект концепции формирования федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии и мощностей (ФОРЭМ) и подготовить свои предложения по его доработке с учетом интересов субъектов Российской Федерации. 8. Правительству Российской Федерации считать необходимым условием присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации гарантию стабильности положения российских производителей товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках. Провести в первом квартале 1998 года в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации обсуждение вопроса о позиции российской делегации на переговорах о присоединении Российской Федерации к Всемирной торговой организации. 9. Предложить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации: ускорить рассмотрение законопроектов и принять в первоочередном порядке следующие федеральные законы: "Бюджетный кодекс Российской Федерации", "Налоговый кодекс Российской Федерации", "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", "О мерах по защите экономических интересов при осуществлении внешней торговли товарами", "О перечне отраслей, производств, видов деятельности и территорий, в которых запрещается или ограничивается деятельность иностранных инвесторов", "О реструктуризации задолженности организаций по обязательным платежам", "Об инженерно-технической сфере агропромышленного комплекса"; при рассмотрении проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" предусмотреть выделение отдельной строкой ассигнований на погашение задолженности Правительства Российской Федерации предприятиям оборонной промышленности, образовавшейся по состоянию на 1 января 1998 года по оплате государственного оборонного заказа, содержанию мобилизационных мощностей и резервов, а также предусмотреть списание пеней и штрафов, начисленных по этой причине. 10. Комитету Совета Федерации по вопросам экономической политики подготовить информацию о ходе исполнения настоящего постановления для рассмотрения на заседании Совета Федерации в четвертом квартале 1998 года. 11. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Е.С.Строев 18 февраля 1998 г. N 54-СФ |