ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКЛЮЧИЛА ДОГОВОР АРЕНДЫ ЗЕМЛИ, КОТОРЫЙ ВСТУПАЕТ В СИЛУ С МОМЕНТА ЕГО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ. ПЛАТА ЗА ПРАВО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА ПЕРЕЧИСЛЕНА, НО В ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ БЫЛО ОТКАЗАНО ПО НЕЗАВИСЯЩИМ ОТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИЧИНАМ. УЧИТЫ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 29.04.08 03-03-06/1/298

             ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКЛЮЧИЛА ДОГОВОР АРЕНДЫ ЗЕМЛИ,
        КОТОРЫЙ ВСТУПАЕТ В СИЛУ С МОМЕНТА ЕГО ГОСУДАРСТВЕННОЙ
           РЕГИСТРАЦИИ. ПЛАТА ЗА ПРАВО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА
          ПЕРЕЧИСЛЕНА, НО В ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ БЫЛО
           ОТКАЗАНО ПО НЕЗАВИСЯЩИМ ОТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИЧИНАМ.
           УЧИТЫВАЮТСЯ ЛИ РАСХОДЫ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАВА НА
            ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ЗЕМЛИ, ПОДЛЕЖАЩЕГО
             ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ
                 НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          29 апреля 2008 г.
                           N 03-03-06/1/298

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по вопросу о порядке налогового учета расходов на приобретение
права на земельные участки и сообщает следующее.
     В  соответствии  с  п.  2 ст. 264.1 Налогового кодекса Российской
Федерации  (далее - Кодекс) в состав расходов на приобретение права на
земельные  участки  для целей налогообложения прибыли включаются в том
числе  расходы  на  приобретение  права  на заключение договора аренды
земельных участков при условии заключения указанного договора аренды.
     Согласно  положениям  пп. 2 п. 3 и п. 4 ст. 264.1 Кодекса расходы
на   приобретение   права  на  заключение  договора  аренды  земельных
участков,  подлежащего государственной регистрации, подлежат включению
в  состав  прочих  расходов  в порядке, предусмотренном пп. 1 п. 3 ст.
264.1  Кодекса,  с  момента документально подтвержденного факта подачи
договора аренды на государственную регистрацию.
     В целях ст. 264.1 Кодекса под документальным подтверждением факта
подачи  документов  на  государственную  регистрацию  прав  понимается
расписка   в   получении   органом,   осуществляющим   государственную
регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документов на
государственную регистрацию.
     В  соответствии  с  п.  1 ст. 164 Гражданского кодекса Российской
Федерации  сделки  с  землей  и  другим недвижимым имуществом подлежат
государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных ст.
131  Гражданского кодекса Российской Федерации и законом о регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
     При  этом договор аренды земельного участка считается заключенным
с момента государственной регистрации договора аренды.
     В  соответствии  с  п.  2  ст.  264.1  Кодекса одним из оснований
отнесения  арендной платы за приобретение права на заключение договора
аренды  земельного  участка  на  расходы,  учитываемые при определении
налоговой  базы  по налогу на прибыль организаций, является заключение
договора аренды.
     Если  налогоплательщик учитывает расходы на приобретение права на
заключение  договора аренды земельного участка с момента документально
подтвержденного   факта  подачи  договора  аренды  на  государственную
регистрацию,    то    в    случае   отказа   органа,   осуществляющего
государственную   регистрацию   прав   на   недвижимое   имущество,  в
государственной   регистрации   договора   аренды  и,  соответственно,
невозможности   заключения   договора   аренды   у   налогоплательщика
отсутствуют   правовые   основания   для   учета  таких  расходов  при
определении  налоговой  базы  по  налогу  на  прибыль. В этом случае в
соответствии  со  ст.  54  Кодекса налогоплательщик должен пересчитать
налоговые  обязательства  за  прошлые  налоговые  (отчетные) периоды и
подать уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном ст. 81
Кодекса.
     Одновременно  сообщаем,  что  настоящее  письмо  Департамента  не
содержит  правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания,  и не является нормативным правовым актом. В соответствии
с  Письмом  Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое
мнение  Департамента  имеет  информационно-разъяснительный характер по
вопросам  применения законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах  и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о
налогах  и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в
настоящем письме.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
29 апреля 2008 г.
N 03-03-06/1/298