О НЕОБХОДИМОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОРЯДКА УПРАВЛЕНИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ, НАХОДЯЩИМСЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ 8 декабря 2000 г. N 910-III ГД (НТЦС) В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 августа 2000 года N 1444 "Вопросы Управления делами Президента Российской Федерации" и Указом Президента Российской Федерации от 23 октября 2000 года N 1771 "О мерах по улучшению использования расположенного за пределами Российской Федерации федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральными органами исполнительной власти и их представительствами, другими государственными органами Российской Федерации и государственными организациями" "полномочными представителями Российской Федерации в отношении расположенного за пределами Российской Федерации недвижимого имущества бывшей Российской империи и бывшего СССР, в том числе недвижимого имущества его органов, организаций, учреждений, а также упраздненных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций Российской Федерации" являются Управление делами Президента Российской Федерации и Министерство иностранных дел Российской Федерации. Данные федеральные органы исполнительной власти должны осуществить "организацию поиска, защиту указанного имущества, а также надлежащее оформление прав собственности Российской Федерации на него". Кроме того, на Управление делами Президента Российской Федерации возложено управление и распоряжение федеральным недвижимым имуществом, находящимся за пределами территории Российской Федерации. Эффективность использования находящегося за пределами территории Российской Федерации федерального имущества крайне низка, поэтому централизация управления этим имуществом необходима и является, безусловно, позитивным шагом. Однако необходимо иметь в виду, что ранее Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации принимались аналогичные правовые акты, направленные на повышение эффективности использования федерального имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации. Так, Указ Президента Российской Федерации от 29 июня 1998 года N 733 "Об управлении федеральной собственностью, находящейся за границей", Указ Президента Российской Федерации от 2 августа 1996 года N 1135 "О мерах по улучшению использования недвижимого имущества, закрепленного за Министерством внешних экономических связей Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 5 января 1995 года N 14 "Об управлении федеральной собственностью, находящейся за рубежом", постановление Правительства Российской Федерации от 12 декабря 1995 года N 1211 "Об инвентаризации собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом" должны были существенно повысить эффективность управления данной собственностью. Однако это оказалось нерезультативным. В связи с этим представляется необходимым принятие федерального закона, устанавливающего порядок управления федеральным имуществом, находящимся за пределами территории Российской Федерации. Вызывает сомнение возможность эффективной реализации отдельных норм Указа Президента Российской Федерации от 23 октября 2000 года N 1771 "О мерах по улучшению использования расположенного за пределами Российской Федерации федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральными органами исполнительной власти и их представительствами, другими государственными органами Российской Федерации и государственными организациями". Так, в соответствии с абзацем шестым пункта 2 указанного правового акта Правительство Российской Федерации должно "утвердить порядок отчуждения федерального недвижимого имущества, расположенного за пределами Российской Федерации". Необходимость установления такого порядка бесспорна. Однако следует иметь в виду, что на основании статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации такое отчуждение может быть произведено только в порядке, установленном специальным федеральным законом. В настоящее время такого федерального закона в правовой системе Российской Федерации нет. Кроме того, в соответствии с абзацем вторым пункта 3 указанного правового акта должна быть передана определенная часть находящегося за пределами территории Российской Федерации федерального недвижимого имущества государственному унитарному предприятию - предприятию по управлению собственностью за рубежом для коммерческого использования. Целесообразность такого положения вызывает серьезные сомнения, поскольку при такой передаче может быть выведено из-под иммунитета Российской Федерации значительное число дорогостоящих объектов федерального недвижимого имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации, и вследствие этого подпадающих под все коммерческие риски, связанные с деятельностью одного унитарного предприятия. Следует иметь в виду, что федеральное недвижимое имущество, находящееся за пределами территории Российской Федерации, вследствие большого износа и иного функционального назначения малопригодно для коммерческого использования. Использование данного недвижимого имущества в коммерческих целях потребует больших инвестиционных вложений, а содержание его - больших ежегодных затрат, исчисляемых сотнями миллионов долларов. В связи с этим должен быть определен источник покрытия этих затрат и инвестиций. Необходимо отметить, что вышеназванные указы Президента Российской Федерации не решают актуальные вопросы, связанные с капитализированной государственной собственностью, с собственностью государственных унитарных предприятий, в том числе с недвижимым имуществом бывших внешнеторговых объединений. Исходя из вышеизложенного, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет: 1. Довести до сведения Президента Российской Федерации, что цели, поставленные в Указе Президента Российской Федерации от 7 августа 2000 года N 1444 и Указе Президента Российской Федерации от 23 октября 2000 года N 1771 могут быть достигнуты только на основании федерального закона, регулирующего порядок управления и распоряжения федеральным имуществом, находящимся за пределами территории Российской Федерации. 2. Обратиться к Президенту Российской Федерации с предложением приостановить до принятия федерального закона, указанного в пункте 1 настоящего Постановления, действие указанных в пункте 1 настоящего Постановления правовых актов Президента Российской Федерации в части положений, устанавливающих порядок управления и распоряжения федеральным имуществом, находящимся за пределами территории Российской Федерации. 3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации обеспечить подготовку и внесение в Государственную Думу проекта федерального закона, указанного в пункте 1 настоящего Постановления. 4. Направить настоящее Постановление Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации. 5. Направить настоящее Постановление для официального опубликования в "Парламентской газете". 6. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н. Селезнев 8 декабря 2000 г. N 910-III ГД |