В КАКОЙ МОМЕНТ СЛЕДУЕТ ОПРЕДЕЛИТЬ НАЛОГОВЫЙ СТАТУС ИНОСТРАННОГО РАБОТНИКА В ЦЕЛЯХ ПРИМЕНЕНИЯ СТАВОК НДФЛ? УЧИТЫВАЮТСЯ ЛИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТАТУСА ДНИ НАХОЖДЕНИЯ РАБОТНИКА НА ТЕРРИТОРИИ РФ В ПРЕДЫДУЩЕМ ГОДУ? КАКОВ ПОРЯДОК ПЕРЕРАСЧЕТА УДЕРЖАННЫХ СУ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 05.05.08 03-04-06-01/115

             В КАКОЙ МОМЕНТ СЛЕДУЕТ ОПРЕДЕЛИТЬ НАЛОГОВЫЙ
           СТАТУС ИНОСТРАННОГО РАБОТНИКА В ЦЕЛЯХ ПРИМЕНЕНИЯ
          СТАВОК НДФЛ? УЧИТЫВАЮТСЯ ЛИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
         СТАТУСА ДНИ НАХОЖДЕНИЯ РАБОТНИКА НА ТЕРРИТОРИИ РФ В
        ПРЕДЫДУЩЕМ ГОДУ? КАКОВ ПОРЯДОК ПЕРЕРАСЧЕТА УДЕРЖАННЫХ
      СУММ НДФЛ В СЛУЧАЕ ИЗМЕНЕНИЯ НАЛОГОВОГО СТАТУСА РАБОТНИКА?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                            5 мая 2008 г.
                          N 03-04-06-01/115

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо   по   вопросу   определения   налогового   статуса  работников
организации  -  иностранных  граждан  и  в  соответствии  со  ст. 34.2
Налогового  кодекса  Российской  Федерации (далее - Кодекс) разъясняет
следующее.
     Пунктом  2  ст.  207  Кодекса  (в  ред.  Федерального  закона  от
27.07.2006   N  137-ФЗ,  вступившей  в  силу  с  31  января  2007  г.)
установлено,  что  налоговыми  резидентами признаются физические лица,
фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных
дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
     Таким  образом,  при  определении  налогового статуса физического
лица    организации    необходимо    учитывать   12-месячный   период,
предшествующий  дате  получения  дохода  физическим лицом, в том числе
начавшийся в предыдущем календарном году.
     В   целях   исчисления  сумм  налога  на  доходы  физических  лиц
организация  -  налоговый  агент  должна  определять  налоговый статус
работника на каждую дату выплаты доходов.
     В  случае  если  срок  нахождения  физического лица на территории
Российской Федерации в течение 12 месяцев, предшествующих дате выплаты
дохода,  будет  составлять  менее  183  дней,  работник  не признается
налоговым резидентом Российской Федерации и его доходы от источников в
Российской  Федерации  подлежат налогообложению по ставке в размере 30
процентов.
     Если  на  дату  выплаты  дохода  работник будет признан налоговым
резидентом Российской Федерации, его доходы от источников в Российской
Федерации подлежат налогообложению по ставке 13 процентов.
     В  случае  если  в  текущем налоговом периоде работник приобретет
статус  налогового резидента и его налоговый статус более не изменится
либо   если   по   итогам  налогового  периода  иностранный  сотрудник
организации  будет  признан налоговым резидентом Российской Федерации,
по  его  доходам  от  источников  в Российской Федерации сумму налога,
ранее рассчитанную по ставке 30 процентов как с нерезидента Российской
Федерации, следует пересчитать по ставке 13 процентов.
     Перерасчет  сумм  налога  в связи с изменением налогового статуса
производится  после  наступления  даты,  с  которой  налоговый  статус
налогоплательщика  за  текущий  налоговый период поменяться не сможет,
либо  при  окончательном  определении его налогового статуса по итогам
налогового   периода.   Указанный  перерасчет  производится  с  начала
налогового  периода,  в котором произошло изменение налогового статуса
работника.
     Зачет   или   возврат   излишне   уплаченного  налога  по  итогам
вышеуказанного  перерасчета  производится в порядке, установленном ст.
ст. 78 и 231 Кодекса.
     Пунктом  1  ст. 231 Кодекса предусмотрено, что излишне удержанные
из  дохода  налогоплательщика суммы налога подлежат возврату налоговым
агентом    по    представлении   налогоплательщиком   соответствующего
заявления.
     В  соответствии  с  п.  4  ст.  78  Кодекса  зачет  суммы излишне
уплаченного  налога  в  счет  предстоящих  платежей  налогоплательщика
осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по
решению налогового органа.
     Таким  образом, в случае если перерасчет сумм налога иностранного
работника,   ставшего   налоговым   резидентом   Российской  Федерации
производится  с  даты, когда статус налогоплательщика более измениться
не  сможет,  налоговый  агент  вправе  произвести  зачет  сумм излишне
уплаченного  налога  на  доходы  физических  лиц  в  счет  предстоящих
платежей   налогоплательщика   по   этому   налогу.   Указанный  зачет
производится до окончания налогового периода.
     Если  по  итогам  налогового периода сумма переплаты налога будет
зачтена   не  полностью  либо  в  случае  проведения  перерасчета  при
окончательном  определении  налогового  статуса  работника  по  итогам
налогового  периода,  в соответствии со ст. 78 Кодекса возврат излишне
удержанной  налоговым  агентом  суммы  налога  может  быть  произведен
налогоплательщику налоговым агентом на основании заявления физического
лица,  поданного  налоговому  агенту,  а налоговому агенту - налоговым
органом  на  основании  соответствующего заявления налогового агента о
возврате (зачете), поданного в налоговый орган.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
5 мая 2008 г.
N 03-04-06-01/115