ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАУЧНЫЕ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ" НА 2009 - 2013 ГОДЫ). Распоряжение. Правительство РФ. 07.04.08 440-Р

Оглавление


                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                           7 апреля 2008 г.
                               N 440-р

                                 (Д)


     1.  Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы
"Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 -
2013 годы.
     2. Определить:
     государственным  заказчиком  -  координатором федеральной целевой
программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России"
на 2009 - 2013 годы (далее - Программа) - Минобрнауки России;
     государственными   заказчиками   Программы   -  Рособразование  и
Роснауку.
     3.  Установить,  что предельный (прогнозный) объем финансирования
Программы  за  счет средств федерального бюджета составляет 68390 млн.
рублей (в ценах соответствующих лет).
     4.  Минобрнауки  России обеспечить разработку проекта Программы и
внесение  его  в  установленном  порядке  в  Правительство  Российской
Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                              В.ЗУБКОВ
7 апреля 2008 г.
N 440-р


                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                           распоряжением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                 от 7 апреля 2008 года
                                                               N 440-р

                              КОНЦЕПЦИЯ
                ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАУЧНЫЕ
         И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ"
                         НА 2009 - 2013 ГОДЫ

     Концепция    федеральной    целевой    программы    "Научные    и
научно-педагогические  кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы
(далее  -  Программа)  разработана  во исполнение поручений Президента
Российской Федерации от 4 августа 2006 г. N Пр-1321, от 16 января 2008
г.  N  Пр-78  и  поручений  Правительства  Российской  Федерации от 12
августа  2006  г.  N  МФ-П7-3875, от 22 января 2008 г. N ВЗ-П13-266, а
также  в  соответствии  с порядком разработки и реализации федеральных
целевых    программ   и   межгосударственных   целевых   программ,   в
осуществлении  которых  участвует  Российская  Федерация, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N
594 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20
февраля 2006 г. N 93).

        I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
       Программы приоритетным задачам социально-экономического
                    развития Российской Федерации

     В  соответствии  со  Стратегией  развития  науки  и  инноваций  в
Российской  Федерации  на  период  до 2015 года государственный сектор
науки  и  высшего  образования  должен в перспективе приобрести облик,
основу  которого  составят  технически  оснащенные  на мировом уровне,
укомплектованные  квалифицированными  кадрами,  достаточно  крупные  и
финансово устойчивые научные и научно-образовательные организации.
     В   этот  период  произойдет  реформирование  системы  управления
государственным сектором науки и высшего образования, реструктуризация
государственных    научных    учреждений    и    вузов,   формирование
организационно-правовой  структуры  государственного  сектора  науки и
высшего образования, совершенствование системы государственных научных
центров.  В целом с учетом приоритетных задач социально-экономического
развития  Российской  Федерации,  потребностей  экономики, приоритетов
научно-технической  и  инновационной  политики,  а  также  в интересах
обеспечения   эффективного  функционирования  государственных  научных
организаций  и  их  взаимодействия  с  организациями  частного сектора
государственный   сектор   науки   и   высшего   образования  составит
научно-технологическую   основу  национальной  инновационной  системы,
обеспечивающую построение экономики, основанной на знаниях.
     Указанные преобразования произойдут в течение переходного периода
и     потребуют    активного    участия    современных    научных    и
научно-педагогических   кадров   высшей   квалификации,  подготовку  и
закрепление   которых   в  государственном  секторе  науки  и  высшего
образования   необходимо  осуществлять  одновременно  со  структурными
преобразованиями.
     В    Программе   социально-экономического   развития   Российской
Федерации   на   среднесрочную   перспективу   (2006   -  2008  годы),
утвержденной  распоряжением  Правительства  Российской Федерации от 19
января  2006  г. N 38-р, отмечается, что для обеспечения инновационной
направленности  экономического  роста требуется повышение роли научных
исследований  и  разработок, превращение научного потенциала в один из
основных  ресурсов  устойчивого  экономического  роста путем кадрового
обеспечения инновационной экономики. В поручении Президента Российской
Федерации  от  10 декабря 2007 г. N Пр-2197 предлагается принять меры,
обеспечивающие сохранение, подготовку и закрепление научных работников
и квалифицированных кадров в оборонно-промышленном комплексе.
     В   период  реструктуризации  государственного  сектора  науки  и
высшего образования, перевода экономики на инновационный путь развития
необходимо  усилить роль государства в привлечении современных научных
и  научно-педагогических  кадров  в сферу науки, образования и высоких
технологий,  а  также  в  закреплении  их  в этой сфере как основы для
осуществления преобразований.

          II. Обоснование целесообразности решения проблемы
                      программно-целевым методом

     В   настоящее   время   невозможно   эффективно  решить  проблему
привлечения  молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий,
а   также   закрепления   ее   в  этой  сфере,  проблему  эффективного
воспроизводства   научных  и  научно-педагогических  кадров,  развития
инновационного  сектора экономики на федеральном уровне только за счет
использования   действующих   рыночных   механизмов.  Это  может  быть
осуществлено на основе программно-целевого метода, применение которого
позволит   обеспечить  решение  проблемы  и  рационально  использовать
ресурсы.  Эффективность  программно-целевого  метода  обусловлена  его
системным,  интегрирующим  характером,  что  позволит сконцентрировать
ресурсы  на приоритетных направлениях привлечения талантливой молодежи
в  сферу  науки, образования и высоких технологий, а также закрепления
ее   в   этой  сфере,  достигнуть  положительной  динамики  обновления
кадрового состава в установленные сроки реализации Программы.

                III. Характеристика и прогноз развития
       сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере
             без использования программно-целевого метода

     Отсутствие   программной   поддержки  воспроизводства  научных  и
научно-педагогических  кадров  со  стороны  государства  в создавшихся
условиях   может  привести  к  снижению  инновационной  направленности
экономического роста Российской Федерации.
     Одной  из острейших проблем современной российской науки является
сохранение  научных  традиций  и  широкого спектра направлений научных
исследований.  Из-за  хронического  недофинансирования научной сферы в
90-е  годы прошлого века оказалась подорванной система воспроизводства
научных  и  научно-педагогических кадров. Неизбежным результатом этого
стал   кризис,   который  выражается  в  абсолютном  сокращении  числа
исследователей  в государственном секторе науки и высшего образования,
особенно  в секторе оборонно-промышленного комплекса, быстром старении
и   изменении  их  качественного  состава,  нарушении  преемственности
научных и педагогических школ.
     Двадцать   первый  век  станет  веком  экономики,  основанной  на
знаниях,   одним   из  основных  ресурсов  которой  является  кадровый
потенциал науки, образования и высокотехнологичных секторов экономики.
Мировой  опыт  организации  науки  свидетельствует  о  том, что потерю
научных  традиций,  ученых высшей квалификации, даже при благоприятных
экономических  условиях,  нельзя  восполнить  за  короткий  срок.  Для
создания полноценных научных школ необходимо 2 - 3 поколения.
     За  период  с  1990  по  2005  год  общая  численность персонала,
занятого  исследованиями  и  разработками  в России, сократилась на 58
процентов. В абсолютных цифрах наука потеряла более миллиона человек.
     Отток молодежи из сферы науки происходит прежде всего потому, что
она  является  группой, наиболее уязвимой с социальной и экономической
точек  зрения.  Старшее  поколение  ученых решает сегодня материальные
проблемы,  маневрируя  на традиционном поприще науки и высшей школы, а
для  молодежи  гораздо  проще  адаптироваться к неакадемическому рынку
труда, нежели искать способы выживания в науке.
     В  настоящее  время  существуют  различные меры поддержки молодых
ученых,   студентов   и   школьников,  реализуемые  на  федеральном  и
региональном  уровнях.  В соответствии с Указами Президента Российской
Федерации  от  3  февраля  2005  г. N 120 и 121 ежегодно на конкурсной
основе  выделяются  по  500  грантов  Президента  Российской Федерации
молодым  кандидатам  наук  и  их  научным  руководителям,  а также 100
грантов Президента Российской Федерации - молодым докторам наук.
     В  среднегодовом  исчислении  размер  гранта  для  кандидата наук
составляет 150 тыс. рублей, а для доктора наук - 250 тыс. рублей.
     В  рамках  национального  приоритетного проекта "Образование" и в
соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006
г.  N  325  (в  редакции  Указа  Президента Российской Федерации от 29
февраля  2008 г. N 283) осуществляется поддержка талантливой молодежи.
Этот  проект  предусматривает ежегодное определение 5350 юных талантов
во  всех регионах России, из которых 1250 юношей и девушек (победители
всероссийских  олимпиад,  победители и призеры международных олимпиад)
получают  премии  в  размере  60  тыс. рублей и 4100 молодых дарований
(победители   региональных   и   межрегиональных  олимпиад  и  призеры
всероссийских олимпиад) получают премии в размере 30 тыс. рублей.
     Осуществляются  программы  по  привлечению к научной деятельности
талантливой  молодежи,  по  поддержке  научно-технического  творчества
школьников   в   г.   г.   Москве  и  Санкт-Петербурге,  в  Самарской,
Белгородской  и  Челябинской областях, в Красноярском крае и некоторых
других  регионах  Российской  Федерации,  а  также грантовые программы
бизнеса по поддержке молодых талантливых ученых и специалистов.
     В   рамках   ряда  федеральных  целевых  программ  до  2007  года
выполнялись  мероприятия,  направленные на решение вопросов подготовки
кадров.   В   частности,   в   рамках  федеральной  целевой  программы
"Национальная  технологическая  база"  на 2002 - 2006 годы выполнялось
мероприятие    "Технологии    подготовки   кадров   для   национальной
технологической   базы".   Однако   в  федеральной  целевой  программе
"Национальная   технологическая   база"   на   2007  -  2011  годы  не
предусмотрено решение вопросов подготовки кадров.
     На втором этапе реализации федеральной целевой научно-технической
программы  "Исследования  и  разработки  по  приоритетным направлениям
развития  науки  и  техники"  на  2002  -  2006 годы предусматривались
мероприятия  по  проведению  молодыми  учеными научных исследований по
приоритетным  направлениям науки, высоких технологий и образования, по
развитию  системы  научно-исследовательской и учебно-исследовательской
работы  аспирантов  и  студентов  в  ведущих научных и образовательных
центрах, развитию системы стажировок молодых ученых и преподавателей в
крупных   научно-образовательных  центрах,  развитию  системы  ведущих
научных    школ    как    среды    генерации   знаний   и   подготовки
научно-педагогических   кадров   высшей  квалификации.  В  федеральную
целевую   программу   "Исследования   и   разработки  по  приоритетным
направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007
-  2012  годы"  указанные мероприятия не включены, так как ее основной
целью  является получение научного продукта вне зависимости от состава
исполнителей,   а  мероприятия  по  сохранению  и  развитию  кадрового
потенциала науки, образования и высокотехнологичных секторов экономики
целесообразно реализовывать в рамках отдельной программы.
     Сложившаяся   в   Российской   Федерации   ситуация   в   области
воспроизводства   и   изменения   возрастной   структуры   научных   и
научно-педагогических  кадров  показывает,  что  реализуемый  комплекс
государственных  мер  по  привлечению  и  закреплению  кадров является
недостаточным и не оказывает решающего влияния на позитивное изменение
ситуации.
     Принципиальным     является    отсутствие    единой    программы,
поддерживающей научные исследования молодых ученых в период выбора ими
жизненного  пути,  в  первую  очередь  сразу после защиты кандидатской
диссертации.  Важнейшим  элементом  является элемент привлекательности
карьеры   исследователя  для  молодых,  начиная  со  школьной  скамьи.
Необходимо   осуществлять  поддержку  ученых  и  научно-педагогических
коллективов,    которые   выполняют   двойную   роль,   -   во-первых,
демонстрируют успешность профессии ученого и преподавателя, во-вторых,
осуществляют     эффективную     подготовку    молодых    научных    и
научно-педагогических кадров.

               IV. Возможные варианты решения проблемы,
        оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных
                      вариантах решения проблемы

     Вариантами решения проблемы являются:
     реализация  в  рамках  действующих  федеральных  и  ведомственных
целевых  программ,  а  также  в  рамках  программ  грантовой поддержки
мероприятий,   связанных   с  проведением  научно-исследовательских  и
опытно-конструкторских   работ  и  привлечением  к  их  исполнению  на
конкурсной   основе   научных   и  научно-педагогических  кадров  всех
возрастных групп;
     создание  единого  программного механизма повышения эффективности
воспроизводства   научных   и   научно-педагогических   кадров   и  их
закрепления  в  сфере  науки,  образования  и  высоких  технологий при
сохранении  существующей  системы  государственной  поддержки  молодых
ученых и ведущих научных школ.
     Основное  преимущество  первого варианта заключается в отсутствии
необходимости    формирования    нового   комплексного   механизма   и
осуществления   связанных   с   этим   дополнительных   финансовых   и
организационных затрат.
     Основные  риски  первого варианта заключаются в том, что подобное
несистемное   выделение  средств  не  обеспечит  решения  поставленной
актуальной   задачи.  Этот  вариант  не  предполагает  исследований  и
выявления   точек   роста,   координации,   систематизации  и  анализа
результативности  всей  совокупности работ, что не позволит эффективно
решить проблему в необходимые сроки.
     Основным   преимуществом  второго  варианта  является  реализация
механизма  государственной поддержки, управления и координации работ в
области  воспроизводства  научных  и  научно-педагогических  кадров  с
возможностью  анализа  результативности  всей  совокупности  работ  по
решению проблемы.
     Основные   риски  второго  варианта  связаны  с  длительностью  и
сложностью ведомственных согласований, процедур объективной экспертизы
и  мониторинга  мероприятий Программы для создания нового комплексного
механизма  государственной поддержки, управления и координации работ в
области воспроизводства научных и научно-педагогических кадров в сфере
науки, высшего образования и высоких технологий.
     Анализ  преимуществ  и  рисков  представленных  вариантов решения
проблемы позволяет сделать вывод о предпочтительности второго варианта
реализации Программы.

          V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
                      программно-целевым методом

     Реализацию Программы предлагается осуществить в 2009 - 2013 годах
в один этап, обеспечивающий непрерывность решения проблемы.
     Предполагаемый срок получения значимых результатов по привлечению
молодежи  в  сферу  науки,  образования  и высоких технологий, а также
закреплению  ее  в  этой сфере, эффективному воспроизводству научных и
научно-педагогических      кадров,      обеспечивающих     структурные
преобразования государственного сектора науки и высшего образования, -
2013 год.

            VI. Предложения по целям и задачам Программы,
       целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать
                  ход реализации Программы по годам

     Целью   Программы  является  создание  условий  для  эффективного
воспроизводства  научных  и научно-педагогических кадров и закрепления
молодежи  в  сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения
преемственности поколений в указанной сфере.
     Для   достижения  намеченной  цели  необходимо  решить  следующие
задачи:
     создание  условий  для  улучшения качественного состава научных и
научно-педагогических  кадров,  эффективной системы мотивации научного
труда;
     создание  системы стимулирования притока и закрепления молодежи в
сфере  науки,  образования и высоких технологий (оборонно-промышленный
комплекс,  энергетическая,  авиационно-космическая,  атомная отрасли и
иные приоритетные для Российской Федерации высокотехнологичные отрасли
промышленности);
     создание     системы     механизмов    обновления    научных    и
научно-педагогических кадров.
     Целевые индикаторы и показатели реализации Программы представлены
в приложении N 1.

               VII. Предложения по объемам и источникам
                       финансирования Программы

     Финансирование  реализации  мероприятий  Программы предполагается
осуществлять   за   счет   средств   федерального  бюджета  и  средств
внебюджетных источников.
     Общий объем расходов федерального бюджета на реализацию Программы
определен   в   ценах  соответствующих  лет  исходя  из  необходимости
выполнения  различных  проектов в рамках Программы, в том числе исходя
из  параметров  этих  проектов  (стоимость  проекта, планируемое число
проектов и срок реализации).
     Основной объем средств федерального бюджета планируется направить
на  реализацию  мероприятия  по  проведению научно-исследовательских и
опытно-конструкторских  работ.  Это  связано с необходимостью создания
эффективной   системы   мотивации   научного   труда,   стимулирования
выполнения    государственного    заказа    жизнеспособными   научными
коллективами,  в которых молодые ученые, аспиранты и студенты работают
с   исследователями   старших  поколений,  имеющими  наиболее  высокие
результаты научного труда.
     Уровень   внебюджетного   обеспечения   Программы,   составляющий
примерно  13  процентов  общего  объема  ее  финансового  обеспечения,
определяется    тем   обстоятельством,   что   мероприятия   Программы
ориентированы в основном на решение кадровой проблемы государственного
сектора  науки,  образования и высоких технологий, поскольку в частном
секторе   экономики  указанная  проблема  решается  путем  обеспечения
конкурентоспособного  на  рынке  уровня заработной платы и социального
обеспечения.
     Объемы финансирования Программы приведены в приложении N 2.
     Реализация  Программы  осуществляется  в установленном порядке на
основе государственных контрактов.
     При  недостаточности внебюджетных средств соответствующие расходы
на реализацию мероприятий Программы не могут быть осуществлены за счет
средств федерального бюджета.

         VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности
      и результативности предлагаемого варианта решения проблемы

     Предварительная    оценка   ожидаемой   эффективности   Программы
основывается  на  системе целевых индикаторов и показателей реализации
Программы, приведенной в приложении N 1 к настоящей Концепции.
     По   прогнозным   оценкам,   к   концу   2013   года   реализация
предусмотренных  Программой мероприятий обеспечит достижение следующих
положительных  результатов,  определяющих  ее  социально-экономическую
эффективность:
     а)  повышение  качества  возрастной  и квалификационной структуры
кадрового  потенциала  в  сфере  науки,  высшего образования и высоких
технологий,   преодоление   негативной  тенденции  повышения  среднего
возраста исследователей путем:
     снижения среднего возраста исследователей на 3 - 4 года;
     увеличения  доли  исследователей  высшей  квалификации  на  2 - 4
процента;
     увеличения  доли  профессорско-преподавательского  состава высшей
квалификации на 4 - 6 процентов;
     б)   создание   многоуровневой   системы  стимулирования  притока
молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий;
     в)  повышение  качества  научных публикаций путем увеличения доли
России  в  числе  статей  в  ведущих  научных журналах мира на 1 - 1,5
процента;
     г)   увеличение  числа  научных  и  образовательных  организаций,
использующих передовой опыт ведущих мировых университетов.
     Реализация   Программы   обеспечит   необходимое  воспроизводство
научных  и научно-педагогических кадров при относительной стабилизации
их  численности,  привлечение  молодежи  в  сферу науки, образования и
высоких технологий, а также закрепление ее в этой сфере.

            IX. Предложения по участию федеральных органов
         исполнительной власти, ответственных за формирование
                        и реализацию Программы

     Ответственными  за  формирование  и реализацию Программы являются
Министерство  образования  и  науки  Российской Федерации, Федеральное
агентство   по   образованию   и  Федеральное  агентство  по  науке  и
инновациям.

             X. Предложения по государственным заказчикам
                      и разработчикам Программы

     Государственным  заказчиком  -  координатором  Программы является
Министерство     образования    и    науки    Российской    Федерации.
Государственными  заказчиками Программы являются Федеральное агентство
по образованию и Федеральное агентство по науке и инновациям.

       XI. Предложения по основным направлениям финансирования,
                 срокам и этапам реализации Программы

     Достижение  цели  и  решение задач Программы осуществляются путем
скоординированного выполнения мероприятий Программы, распределяемых по
следующим направлениям:
     стимулирование  закрепления молодежи в сфере науки, образования и
высоких технологий;
     обеспечение  привлечения  молодежи  в  сферу науки, образования и
высоких  технологий,  а  также  закрепления  ее  в  этой сфере за счет
развитой инфраструктуры;
     осуществление  инвестиций, обеспечивающих государственную систему
подготовки научных и научно-педагогических кадров;
     обеспечение   управления   реализацией   Программы  и  содержание
дирекции Программы.
     Объемы   финансирования   по  направлениям  и  срокам  реализации
Программы  приведены  в приложении N 3. Объемы инвестиций, необходимых
для реализации Программы, приведены в приложении N 4.

             XII. Предложения по механизмам формирования
                        мероприятий Программы

     Мероприятия  Программы,  формируемые  Министерством образования и
науки  Российской  Федерации  при участии заинтересованных федеральных
органов  исполнительной  власти  и  организаций,  распределяются  по 4
направлениям с учетом следующих положений:
     повышение  привлекательности  научной деятельности для студентов,
аспирантов и молодых ученых в том числе путем создания стимулов для их
участия в выполнении государственных заказов в рамках Программы;
     выполнение  мероприятий,  стимулирующих  расширение  связей между
субъектами  научной  и  образовательной  деятельности,  а  также между
секторами   науки,   образования   и   высоких   технологий,  активное
использование механизмов интеграции науки и образования;
     доведение до сведения широкой общественности результатов успешной
реализации мероприятий Программы;
     использование  научного  и образовательного потенциала российской
диаспоры за рубежом;
     реализация   непрерывного  цикла  воспроизводства  и  закрепления
научных и научно-педагогических кадров.
     Направление 1. Стимулирование закрепления молодежи в сфере науки,
образования   и   высоких   технологий.  В  рамках  этого  направления
предусматриваются:
     проведение        научных        исследований        коллективами
научно-образовательных центров;
     проведение    научных    исследований   научными   группами   под
руководством докторов наук и кандидатов наук;
     проведение  научных  исследований  молодыми учеными - кандидатами
наук и целевыми аспирантами в научно-образовательных центрах;
     развитие      внутрироссийской      мобильности     научных     и
научно-педагогических  кадров  путем  выполнения  научных исследований
молодыми учеными и преподавателями в научно-образовательных центрах;
     проведение  научных  исследований  коллективами  под руководством
приглашенных исследователей;
     научно-методическое     обеспечение    повышения    эффективности
воспроизводства и закрепления научных и научно-педагогических кадров.
     Под   научно-образовательным   центром   в   настоящей  Концепции
понимается структурное подразделение (часть структурного подразделения
или      совокупность      структурных     подразделений)     научной,
научно-производственной  организации  или  высшего учебного заведения,
осуществляющее проведение исследований по общему научному направлению,
подготовку  кадров  высшей  научной квалификации на основе положения о
научно-образовательном  центре,  утвержденного руководителем указанной
организации.
     При    формировании   государственного   заказа   на   проведение
исследований  предполагается  направление  части  средств федерального
бюджета  на  исследования гражданского назначения в интересах развития
высокотехнологичных секторов экономики.
     Направление  2.  Обеспечение  привлечения молодежи в сферу науки,
образования  и высоких технологий, а также закрепления ее в этой сфере
за   счет   развитой   инфраструктуры.   В  рамках  этого  направления
предусматриваются:
     организация и проведение всероссийских и международных молодежных
научных конференций и школ;
     организация и проведение всероссийских и международных молодежных
олимпиад и конкурсов;
     развитие  информационной  инфраструктуры подготовки и закрепления
научных и научно-педагогических кадров;
     обеспечение   развития   системы  научно-технического  творчества
молодежи;
     оснащение    вузов,    лидирующих    в   подготовке   научных   и
научно-педагогических  кадров  для  научных  организаций и организаций
оборонно-промышленного   комплекса,   предприятий  высокотехнологичных
секторов  экономики,  современным  специальным  научно-технологическим
оборудованием  (учебно-исследовательскими  комплексами),  используемым
как  для  научных  исследований,  так  и  в  образовательном процессе,
ориентированном  на  потребности  указанных  организаций  в  ученых  и
специалистах;
     информационное обеспечение реализации Программы.
     Направление    3.    Осуществление   инвестиций,   обеспечивающих
государственную  систему  подготовки  научных  и научно-педагогических
кадров.  В  рамках этого направления предусматривается создание в ряде
государственных   учреждений  высшего  профессионального  образования,
участвующих  в  подготовке  научных и научно-педагогических кадров для
организаций  высокотехнологичных  секторов  экономики, в том числе для
оборонно-промышленного   комплекса,   необходимого   жилищного   фонда
(общежитий)  для  временного  проживания  студентов  и молодых ученых,
преподавателей   и   ученых,   приглашенных  для  проведения  работ  в
научно-образовательных   центрах,   что   позволит   поддерживать   их
мобильность.
     Направление  4.  Обеспечение  управления  реализацией Программы и
содержание    дирекции   Программы.   В   рамках   этого   направления
предусматриваются:
     организационно-техническое    и    информационное   сопровождение
конкурсных процедур;
     аналитическое обеспечение реализации Программы;
     содержание дирекции Программы.
     Реализация  мероприятий  Программы  должна быть скоординирована с
системой   выделения   грантов  Президента  Российской  Федерации  для
государственной  поддержки  молодых российских ученых. Оснащение вузов
современным     специальным    научно-технологическим    оборудованием
осуществляется  путем  централизованных  закупок  такого  оборудования
Федеральным агентством по образованию.

       XIII. Предложения по возможным вариантам форм и методов
                   управления реализацией Программы

     Предлагается следующий вариант управления реализацией Программы.
     Министр   образования   и  науки  Российской  Федерации  является
руководителем  Программы  и  несет  ответственность за ее реализацию и
конечные   результаты,   рациональное   использование   выделяемых  на
выполнение  Программы средств, определяет формы и методы управления ее
реализацией.
     Министерство   образования   и  науки  Российской  Федерации  как
государственный  заказчик  -  координатор  Программы в ходе выполнения
Программы:
     осуществляет контроль за деятельностью государственных заказчиков
Программы;
     вносит  в  Правительство Российской Федерации проекты федеральных
законов,  нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и
другие  необходимые  для  выполнения  Программы  документы, по которым
требуется решение Правительства Российской Федерации;
     разрабатывает и принимает в пределах своих полномочий нормативные
правовые акты, необходимые для выполнения Программы;
     уточняет  ежегодно  с  учетом  выделяемых на реализацию Программы
средств   в  установленном  порядке  целевые  показатели  Программы  и
необходимые   затраты,   механизм   реализации   Программы   и  состав
исполнителей;
     составляет    детализированный   организационно-финансовый   план
мероприятий    по    реализации   Программы   с   учетом   предложений
государственных заказчиков Программы;
     подготавливает  с  учетом  реализации  Программы в текущем году и
представляет  в  установленном  порядке  в Министерство экономического
развития   и   торговли   Российской   Федерации   в   устанавливаемые
Правительством  Российской Федерации сроки сводную бюджетную заявку на
финансовое обеспечение мероприятий Программы на очередной год;
     представляет  в  Министерство  экономического развития и торговли
Российской   Федерации   статистическую,  справочную  и  аналитическую
информацию о ходе реализации Программы в целом;
     представляет  в  Министерство  финансов  Российской  Федерации  и
Министерство  экономического  развития и торговли Российской Федерации
сведения  о  заключенных  со всеми исполнителями мероприятий Программы
государственных  контрактах  (договорах) на финансирование мероприятий
Программы  за  счет  средств  внебюджетных  источников, в том числе на
закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд;
     представляет    ежегодно,    до   1   февраля,   в   Министерство
экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство
финансов   Российской   Федерации  по  установленной  форме  доклад  о
выполнении    работ,   предусмотренных   Программой,   результатах   и
эффективности использования средств;
     инициирует   при  необходимости  экспертные  проверки  реализации
отдельных мероприятий Программы;
     вносит   в   Министерство   экономического  развития  и  торговли
Российской  Федерации  и  Министерство  финансов  Российской Федерации
предложения о корректировке, продлении срока реализации Программы либо
о прекращении ее выполнения (при необходимости);
     представляет  по  завершении Программы в Правительство Российской
Федерации,  Министерство экономического развития и торговли Российской
Федерации  и  Министерство  финансов  Российской  Федерации  доклад  о
выполнении  Программы,  эффективности  использования  средств  за весь
период ее реализации.
     Федеральное  агентство  по образованию и Федеральное агентство по
науке и инновациям как государственные заказчики Программы:
     представляют   предложения   по   формированию  детализированного
организационно-финансового плана мероприятий по реализации Программы;
     в    случае    сокращения   средств   федерального   бюджета   на
финансирование   работ,   предусмотренных   Программой,  разрабатывают
дополнительные меры по привлечению средств внебюджетных источников для
достижения    результатов,   характеризуемых   целевыми   индикаторами
Программы,  в  установленные  сроки  и при необходимости разрабатывают
предложения по их корректировке;
     вносят  предложения  и  участвуют в уточнении целевых индикаторов
реализации  Программы и расходов на реализацию ее мероприятий, а также
в совершенствовании механизма реализации Программы;
     разрабатывают  перечень  целевых  индикаторов  и  показателей для
мониторинга реализации мероприятий Программы;
     обеспечивают  эффективное  использование  средств,  выделяемых на
реализацию Программы;
     организуют   ведение   ежеквартальной  отчетности  по  реализации
Программы, а также мониторинг реализации мероприятий Программы;
     организуют   экспертные   проверки   хода   реализации  отдельных
мероприятий Программы;
     осуществляют  управление  деятельностью  исполнителей Программы в
рамках выполнения ее мероприятий;
     осуществляют   отбор  на  конкурсной  основе  исполнителей  работ
(услуг)  и  поставщиков  продукции  по  каждому мероприятию Программы,
заключение государственных контрактов;
     организуют   применение   информационных   технологий   в   целях
управления  реализацией  Программы  и контроля за ходом ее выполнения,
обеспечение  размещения  в сети Интернет текста Программы, нормативных
правовых актов по управлению реализацией Программы и контролю за ходом
ее выполнения, а также других материалов, связанных с Программой;
     согласуют  с государственным заказчиком - координатором Программы
и  основными  ее  участниками  возможные сроки выполнения мероприятий,
объемы и источники финансирования;
     представляют  государственному заказчику - координатору Программы
статистическую,  справочную  и  аналитическую  информацию о реализации
мероприятий Программы;
     при   необходимости  представляют  государственному  заказчику  -
координатору   Программы   предложения   о   продлении  срока  либо  о
прекращении реализации Программы;
     представляют ежегодно, до 15 января, государственному заказчику -
координатору Программы по установленной форме доклад о ходе выполнения
работ,   предусмотренных   Программой,   результатах  и  эффективности
использования средств.
     В   целях   обеспечения  согласованных  действий  при  реализации
Программы   создается  научно-координационный  совет,  формируемый  из
представителей  государственного  заказчика  - координатора Программы,
государственных     заказчиков    Программы,    федеральных    органов
исполнительной   власти,   научных   организаций,  учреждений  высшего
профессионального  образования  и  независимых  экспертов. Привлечение
специалистов для работы в научно-координационном совете осуществляется
на общественных началах.
     Научно-координационный  совет  возглавляет председатель - Министр
образования и науки Российской Федерации или один из его заместителей.
Положение  о  научно-координационном  совете и его персональный состав
утверждаются   приказом   Министра   образования  и  науки  Российской
Федерации.  Организационное  и методическое сопровождение деятельности
научно-координационного совета осуществляет Министерство образования и
науки Российской Федерации.
     Научно-координационный совет осуществляет следующие функции:
     выработка предложений по тематике мероприятий Программы и объемам
финансового  обеспечения заказов на поставки товаров, выполнение работ
и оказание услуг в рамках мероприятий Программы;
     рассмотрение материалов о ходе реализации мероприятий Программы;
     организация проверок выполнения мероприятий Программы, целевого и
эффективного использования средств;
     подготовка   рекомендаций   по   более   эффективной   реализации
мероприятий   Программы  с  учетом  хода  ее  реализации  и  тенденций
социально-экономического развития Российской Федерации;
     выявление технических и организационных проблем в ходе реализации
Программы;
     рассмотрение   результатов   экспертизы  содержания  и  стоимости
проектов, предлагаемых для реализации в очередном финансовом году.
     Оперативное   управление   реализацией  Программы  осуществляется
дирекцией Программы.
     Дирекция Программы выполняет следующие основные функции:
     собирает   и   систематизирует   статистическую  и  аналитическую
информацию о реализации мероприятий Программы;
     организует  по  поручению  государственных  заказчиков  Программы
экспертизу выполняемых проектов;
     организует  независимую  оценку  показателей  результативности  и
эффективности   мероприятий   Программы,   их   соответствия   целевым
индикаторам и показателям;
     внедряет  и  обеспечивает  применение информационных технологий в
целях   управления  реализацией  Программы  и  контроля  за  ходом  ее
выполнения,    а   также   осуществляет   информационное   обеспечение
специализированного сайта в сети Интернет.
     Финансирование  деятельности  дирекции  Программы  осуществляется
Федеральным  агентством  по  образованию  на основе бюджетной сметы за
счет средств, предусмотренных для реализации Программы.
     До  начала  реализации Программы Министерство образования и науки
Российской  Федерации  утверждает  положение об управлении реализацией
Программы, определяющее:
     порядок  формирования организационно-финансового плана реализации
Программы;
     механизмы  корректировки  мероприятий  Программы  и их ресурсного
обеспечения в ходе реализации Программы;
     процедуры   обеспечения  публичности  (открытости)  информации  о
значениях  целевых  индикаторов  и  показателей  реализации Программы,
результатах мониторинга ее выполнения, об условиях участия в Программе
исполнителей,  а  также о проводимых конкурсах и критериях определения
победителей.


                                                        Приложение N 1

                                               к Концепции федеральной
                                            целевой программы "Научные
                                         и научно-педагогические кадры
                                                 инновационной России"
                                                   на 2009 - 2013 годы

                   ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ
          РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАУЧНЫЕ
         И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ"
                         НА 2009 - 2013 ГОДЫ

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|     |                                   |  Единица  |  2009 год  |  2010 год   | 2011 год  |   2012 год  |  2013 год   |
|     |                                   | измерения |            |             |           |             |             |
|-----|-----------------------------------|-----------|------------|-------------|-----------|-------------|-------------|
|  1. |   Доля исследователей в возрасте  | процентов | 12,2 - 12,4| 12,5 - 12,9 | 13 - 13,4 | 13,2 - 13,8 |13,8 - 14,5  |
|     | 30 - 39 лет (включительно) в      |           |            |             |           |             |             |
|     | общей численности исследователей  |           |            |             |           |             |             |
|-----|-----------------------------------|-----------|------------|-------------|-----------|-------------|-------------|
|  2. |   Доля исследователей в возрасте  | процентов |   17 - 18  |   18 - 19   | 19 - 20   |   20 - 21   |  21 - 22    |
|     | 30 - 39 лет (включительно) в      |           |            |             |           |             |             |
|     | общей численности исследователей  |           |            |             |           |             |             |
|     | в секторе высшего образования     |           |            |             |           |             |             |
|-----|-----------------------------------|-----------|------------|-------------|-----------|-------------|-------------|
|  3. |   Доля профессорско-              | процентов |   35 - 36  |   36 - 37   | 38 - 39   |   39 - 40   |  40 - 41    |
|     | преподавательского состава        |           |            |             |           |             |             |
|     | государственных и муниципальных   |           |            |             |           |             |             |
|     | высших учебных заведений в        |           |            |             |           |             |             |
|     | возрасте до 39 лет (включительно) |           |            |             |           |             |             |
|     | в общей численности профессорско- |           |            |             |           |             |             |
|     | преподавательского состава        |           |            |             |           |             |             |
|-----|-----------------------------------|-----------|------------|-------------|-----------|-------------|-------------|
|  4. |   Доля исследователей высшей      | процентов | 11,5 - 12  |   12 - 12,5 |12,5 - 13  |   13 - 13,5 |13,5 - 14,5  |
|     | научной квалификации (кандидаты и |           |            |             |           |             |             |
|     | доктора наук) в общей численности |           |            |             |           |             |             |
|     | исследователей в возрасте до 39   |           |            |             |           |             |             |
|     | лет (включительно)                |           |            |             |           |             |             |
|-----|-----------------------------------|-----------|------------|-------------|-----------|-------------|-------------|
|  5. |   Доля профессорско-              | процентов |   58 - 59  |   59 - 60   |  61 - 62  |   62 - 63   |  63 - 64    |
|     | преподавательского состава высшей |           |            |             |           |             |             |
|     | научной квалификации (кандидаты и |           |            |             |           |             |             |
|     | доктора наук) в общей численности |           |            |             |           |             |             |
|     | профессорско-преподавательского   |           |            |             |           |             |             |
|     | состава государственных и         |           |            |             |           |             |             |
|     | муниципальных высших учебных      |           |            |             |           |             |             |
|     | заведений                         |           |            |             |           |             |             |
|-----|-----------------------------------|-----------|------------|-------------|-----------|-------------|-------------|
|  6. |   Доля аспирантов и докторантов - | процентов |      -     |     30      |    45     |      60     |     80      |
|     | участников Программы,             |           |            |             |           |             |             |
|     | представивших диссертации в       |           |            |             |           |             |             |
|     | диссертационный совет             |           |            |             |           |             |             |
|     | (нарастающим итогом)              |           |            |             |           |             |             |
|-----|-----------------------------------|-----------|------------|-------------|-----------|-------------|-------------|
|  7. |   Количество студентов,           |   тыс.    |   15 - 17  |   30 - 34   |  45 - 51  |   53 - 58   |  60 - 65    |
|     | аспирантов, докторантов и молодых |  человек  |            |             |           |             |             |
|     | исследователей, принимавших       |           |            |             |           |             |             |
|     | участие в предметных олимпиадах,  |           |            |             |           |             |             |
|     | конкурсах научных работ и других  |           |            |             |           |             |             |
|     | мероприятиях, проводимых в        |           |            |             |           |             |             |
|     | области науки и техники в рамках  |           |            |             |           |             |             |
|     | Программы (нарастающим итогом)    |           |            |             |           |             |             |
|-----|-----------------------------------|-----------|------------|-------------|-----------|-------------|-------------|
|  8. |   Количество студентов,           |   тыс.    |      -     |    2 - 3    |   4 - 5   |    6 - 9    |   9 - 12    |
|     | аспирантов, докторантов и         |  человек  |            |             |           |             |             |
|     | молодых исследователей из         |           |            |             |           |             |             |
|     | организаций - участников          |           |            |             |           |             |             |
|     | Программы, закрепленных в сфере   |           |            |             |           |             |             |
|     | науки, образования и высоких      |           |            |             |           |             |             |
|     | технологий (зачисленных в         |           |            |             |           |             |             |
|     | аспирантуру или принятых на       |           |            |             |           |             |             |
|     | работу в учреждения высшего       |           |            |             |           |             |             |
|     | профессионального образования,    |           |            |             |           |             |             |
|     | научные организации, предприятия  |           |            |             |           |             |             |
|     | оборонно-промышленного комплекса, |           |            |             |           |             |             |
|     | энергетической,                   |           |            |             |           |             |             |
|     | авиационно-космической, атомной   |           |            |             |           |             |             |
|     | и иных приоритетных для           |           |            |             |           |             |             |
|     | Российской Федерации отраслей     |           |            |             |           |             |             |
|     | промышленности) (нарастающим      |           |            |             |           |             |             |
|     | итогом)                           |           |            |             |           |             |             |
|-----|-----------------------------------|-----------|------------|-------------|-----------|-------------|-------------|
|  9. |   Доля исследователей в области   | процентов |      -     |   10 - 12   |  25 - 30  |   35 - 40   |  40 - 45    |
|     | естественных и технических        |           |            |             |           |             |             |
|     | наук - участников Программы,      |           |            |             |           |             |             |
|     | результаты работы которых в       |           |            |             |           |             |             |
|     | рамках мероприятий Программы      |           |            |             |           |             |             |
|     | опубликованы в высокорейтинговых  |           |            |             |           |             |             |
|     | российских и зарубежных журналах  |           |            |             |           |             |             |
|     | (нарастающим итогом)              |           |            |             |           |             |             |
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


                                                        Приложение N 2

                                               к Концепции федеральной
                                            целевой программы "Научные
                                         и научно-педагогические кадры
                                                 инновационной России"
                                                   на 2009 - 2013 годы
                           
                        ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ
                ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАУЧНЫЕ
         И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ"
                         НА 2009 - 2013 ГОДЫ
                           
                            (млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
--------------------------------------------------------------------------------------------------
|                                   | 2009 - 2013 |                 В том числе                  |
|                                   |годы - всего |----------------------------------------------|
|                                   |             |2009 год|2010 год |2011 год|2012 год |2013 год|
|-----------------------------------|-------------|--------|---------|--------|---------|--------|
| Всего                             |    78454    | 11232  |  17279  | 21856  |  16896  | 11191  |
|-----------------------------------|-------------|--------|---------|--------|---------|--------|
| в том числе:                      |             |        |         |        |         |        |
| средства федерального бюджета     |    68390    |  9630  |  15100  | 19265  |  14795  |  9600  |
|-----------------------------------|-------------|--------|---------|--------|---------|--------|
|   из них:                         |             |        |         |        |         |        |
|   НИОКР                           |    43920    |  5060  |   9820  | 14130  |   9830  |  5080  |
|-----------------------------------|-------------|--------|---------|--------|---------|--------|
|   прочие нужды                    |     9470    |  1570  |   2280  |  2135  |   1965  |  1520  |
|-----------------------------------|-------------|--------|---------|--------|---------|--------|
|   капитальные вложения            |    15000    |  3000  |   3000  |  3000  |   3000  |  3000  |
|-----------------------------------|-------------|--------|---------|--------|---------|--------|
| средства внебюджетных источников  |    10064    |  1602  |   2179  |  2591  |   2101  |  1591  |
|-----------------------------------|-------------|--------|---------|--------|---------|--------|
|   из них:                         |             |        |         |        |         |        |
|   НИОКР                           |     4050    |   450  |    900  |  1350  |    900  |   450  |
|-----------------------------------|-------------|--------|---------|--------|---------|--------|
|   прочие нужды                    |     1514    |   252  |    379  |   341  |    301  |   241  |
|-----------------------------------|-------------|--------|---------|--------|---------|--------|
|   капитальные вложения            |     4500    |   900  |    900  |   900  |    900  |   900  |
--------------------------------------------------------------------------------------------------


                                                        Приложение N 3

                                               к Концепции федеральной
                                            целевой программы "Научные
                                         и научно-педагогические кадры
                                                 инновационной России"
                                                   на 2009 - 2013 годы

                        ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ
                ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАУЧНЫЕ
         И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ РОССИИ"
      НА 2009 - 2013 ГОДЫ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ И СРОКАМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
                           
                            (млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| Направления  |     2009 - 2013 годы          |         2009 год                |         2010 год                |         2011 год                |         2012 год                |         2013 год                |
|              |-------------------------------|---------------------------------|---------------------------------|---------------------------------|---------------------------------|---------------------------------|
|              |всего|  средства  |внебюджетные|всего|  средства  | внебюджетные |всего|  средства  | внебюджетные |всего|  средства  | внебюджетные |всего|  средства  | внебюджетные |всего|  средства  | внебюджетные |
|              |     |федерального|средства    |     |федерального| средства     |     |федерального| средства     |     |федерального| средства     |     |федерального| средства     |     |федерального| средства     |
|              |     |  бюджета   |            |     |  бюджета   |              |     |  бюджета   |              |     |  бюджета   |              |     |  бюджета   |              |     |  бюджета   |              |
|              |     |------------|            |     |------------|              |     |------------|              |     |------------|              |     |------------|              |     |------------|              |
|              |     |НИОКР|прочие|            |     |НИОКР|прочие|              |     |НИОКР|прочие|              |     |НИОКР|прочие|              |     |НИОКР|прочие|              |     |НИОКР|прочие|              |
|              |     |     |нужды |            |     |     |нужды |              |     |     |нужды |              |     |     |нужды |              |     |     |нужды |              |     |     |нужды |              |
|--------------|-----|-----|------|------------|-----|-----|------|--------------|-----|-----|------|--------------|-----|-----|------|--------------|-----|-----|------|--------------|-----|-----|------|--------------|
| Направление 1|47600|43550|  -   |  4050      |5450 |5000 |  -   |  450         |10650|9750 |  -   |  900         |15400|14050|  -   |  1350        |10650|9750 |  -   |  900         |5450 |5000 |  -   |  450         |
|--------------|-----|-----|------|------------|-----|-----|------|--------------|-----|-----|------|--------------|-----|-----|------|--------------|-----|-----|------|--------------|-----|-----|------|--------------|
| Направление 2|10444|  -  | 8930 |  1514      |1712 |  -  | 1460 |  252         | 2549|  -  | 2170 |  379         | 2361|  -  | 2020 |   341        | 2161|  -  | 1860 |  301         |1661 |  -  | 1420 |  241         |
|--------------|-----|-----|------|------------|-----|-----|------|--------------|-----|-----|------|--------------|-----|-----|------|--------------|-----|-----|------|--------------|-----|-----|------|--------------|
| Направление 4|  910|  370|  540 |   -        | 170 |  60 |  110 |   -          |  180|  70 |  110 |   -          |  195|   80|  115 |   -          |  185|  80 |  105 |   -          | 180 |  80 |  100 |   -          |
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


                                                        Приложение N 4

                                               к Концепции федеральной
                                            целевой программы "Научные
                                         и научно-педагогические кадры
                                                 инновационной России"
                                                   на 2009 - 2013 годы

                          ОБЪЕМЫ ИНВЕСТИЦИЙ,
       НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
        "НАУЧНЫЕ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
                     РОССИИ" НА 2009 - 2013 ГОДЫ
                           
                            (млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|  Направление  |       2009 - 2013 годы                |           2009 год                  |           2010 год                  |           2011 год                  |           2012 год                  |           2013 год                  |
|               |---------------------------------------|-------------------------------------|-------------------------------------|-------------------------------------|-------------------------------------|-------------------------------------|
|               |всего|   средства         |внебюджетные|всего|   средства       |внебюджетные|всего|   средства       |внебюджетные|всего|   средства       |внебюджетные|всего|   средства       |внебюджетные|всего|   средства       |внебюджетные|
|               |     | федерального       |средства    |     | федерального     |средства    |     | федерального     |средства    |     | федерального     |средства    |     | федерального     |средства    |     | федерального     |средства    |
|               |     |    бюджета         |(капитальные|     |    бюджета       |(капитальные|     |    бюджета       |(капитальные|     |    бюджета       |(капитальные|     |    бюджета       |(капитальные|     |    бюджета       |(капитальные|
|               |     |--------------------|вложения)   |     |------------------|вложения)   |     |------------------|вложения)   |     |------------------|вложения)   |     |------------------|вложения)   |     |------------------|вложения)   |
|               |     |капительные  |прочие|            |     |капитальные|прочие|            |     |капитальные|прочие|            |     |капитальные|прочие|            |     |капитальные|прочие|            |     |капитальные|прочие|            |
|               |     |вложения     |нужды |            |     |вложения   |нужды |            |     |вложения   |нужды |            |     |вложения   |нужды |            |     |вложения   |нужды |            |     |вложения   |нужды |            |
|               |     |             |      |            |     |           |      |            |     |           |      |            |     |           |      |            |     |           |      |            |     |           |      |            |
|---------------|-----|-------------|------|------------|-----|-----------|------|------------|-----|-----------|------|------------|-----|-----------|------|------------|-----|-----------|------|------------|-----|-----------|------|------------|
| Направление 3 |19500| 15000       |  -   | 4500       |3900 |  3000     |  -   |   900      |3900 |  3000     |  -   |   900      |3900 |  3000     |  -   |   900      |3900 |  3000     |  -   |   900      |3900 |  3000     |  -   |   900      |
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Оглавление