РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 7 апреля 2008 г. N 440-р (Д) 1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы. 2. Определить: государственным заказчиком - координатором федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы (далее - Программа) - Минобрнауки России; государственными заказчиками Программы - Рособразование и Роснауку. 3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 68390 млн. рублей (в ценах соответствующих лет). 4. Минобрнауки России обеспечить разработку проекта Программы и внесение его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации. Председатель Правительства Российской Федерации В.ЗУБКОВ 7 апреля 2008 г. N 440-р УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N 440-р КОНЦЕПЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАУЧНЫЕ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ" НА 2009 - 2013 ГОДЫ Концепция федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы (далее - Программа) разработана во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 4 августа 2006 г. N Пр-1321, от 16 января 2008 г. N Пр-78 и поручений Правительства Российской Федерации от 12 августа 2006 г. N МФ-П7-3875, от 22 января 2008 г. N ВЗ-П13-266, а также в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 93). I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации В соответствии со Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года государственный сектор науки и высшего образования должен в перспективе приобрести облик, основу которого составят технически оснащенные на мировом уровне, укомплектованные квалифицированными кадрами, достаточно крупные и финансово устойчивые научные и научно-образовательные организации. В этот период произойдет реформирование системы управления государственным сектором науки и высшего образования, реструктуризация государственных научных учреждений и вузов, формирование организационно-правовой структуры государственного сектора науки и высшего образования, совершенствование системы государственных научных центров. В целом с учетом приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации, потребностей экономики, приоритетов научно-технической и инновационной политики, а также в интересах обеспечения эффективного функционирования государственных научных организаций и их взаимодействия с организациями частного сектора государственный сектор науки и высшего образования составит научно-технологическую основу национальной инновационной системы, обеспечивающую построение экономики, основанной на знаниях. Указанные преобразования произойдут в течение переходного периода и потребуют активного участия современных научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, подготовку и закрепление которых в государственном секторе науки и высшего образования необходимо осуществлять одновременно со структурными преобразованиями. В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. N 38-р, отмечается, что для обеспечения инновационной направленности экономического роста требуется повышение роли научных исследований и разработок, превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста путем кадрового обеспечения инновационной экономики. В поручении Президента Российской Федерации от 10 декабря 2007 г. N Пр-2197 предлагается принять меры, обеспечивающие сохранение, подготовку и закрепление научных работников и квалифицированных кадров в оборонно-промышленном комплексе. В период реструктуризации государственного сектора науки и высшего образования, перевода экономики на инновационный путь развития необходимо усилить роль государства в привлечении современных научных и научно-педагогических кадров в сферу науки, образования и высоких технологий, а также в закреплении их в этой сфере как основы для осуществления преобразований. II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом В настоящее время невозможно эффективно решить проблему привлечения молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий, а также закрепления ее в этой сфере, проблему эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров, развития инновационного сектора экономики на федеральном уровне только за счет использования действующих рыночных механизмов. Это может быть осуществлено на основе программно-целевого метода, применение которого позволит обеспечить решение проблемы и рационально использовать ресурсы. Эффективность программно-целевого метода обусловлена его системным, интегрирующим характером, что позволит сконцентрировать ресурсы на приоритетных направлениях привлечения талантливой молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий, а также закрепления ее в этой сфере, достигнуть положительной динамики обновления кадрового состава в установленные сроки реализации Программы. III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода Отсутствие программной поддержки воспроизводства научных и научно-педагогических кадров со стороны государства в создавшихся условиях может привести к снижению инновационной направленности экономического роста Российской Федерации. Одной из острейших проблем современной российской науки является сохранение научных традиций и широкого спектра направлений научных исследований. Из-за хронического недофинансирования научной сферы в 90-е годы прошлого века оказалась подорванной система воспроизводства научных и научно-педагогических кадров. Неизбежным результатом этого стал кризис, который выражается в абсолютном сокращении числа исследователей в государственном секторе науки и высшего образования, особенно в секторе оборонно-промышленного комплекса, быстром старении и изменении их качественного состава, нарушении преемственности научных и педагогических школ. Двадцать первый век станет веком экономики, основанной на знаниях, одним из основных ресурсов которой является кадровый потенциал науки, образования и высокотехнологичных секторов экономики. Мировой опыт организации науки свидетельствует о том, что потерю научных традиций, ученых высшей квалификации, даже при благоприятных экономических условиях, нельзя восполнить за короткий срок. Для создания полноценных научных школ необходимо 2 - 3 поколения. За период с 1990 по 2005 год общая численность персонала, занятого исследованиями и разработками в России, сократилась на 58 процентов. В абсолютных цифрах наука потеряла более миллиона человек. Отток молодежи из сферы науки происходит прежде всего потому, что она является группой, наиболее уязвимой с социальной и экономической точек зрения. Старшее поколение ученых решает сегодня материальные проблемы, маневрируя на традиционном поприще науки и высшей школы, а для молодежи гораздо проще адаптироваться к неакадемическому рынку труда, нежели искать способы выживания в науке. В настоящее время существуют различные меры поддержки молодых ученых, студентов и школьников, реализуемые на федеральном и региональном уровнях. В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 3 февраля 2005 г. N 120 и 121 ежегодно на конкурсной основе выделяются по 500 грантов Президента Российской Федерации молодым кандидатам наук и их научным руководителям, а также 100 грантов Президента Российской Федерации - молодым докторам наук. В среднегодовом исчислении размер гранта для кандидата наук составляет 150 тыс. рублей, а для доктора наук - 250 тыс. рублей. В рамках национального приоритетного проекта "Образование" и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. N 325 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 29 февраля 2008 г. N 283) осуществляется поддержка талантливой молодежи. Этот проект предусматривает ежегодное определение 5350 юных талантов во всех регионах России, из которых 1250 юношей и девушек (победители всероссийских олимпиад, победители и призеры международных олимпиад) получают премии в размере 60 тыс. рублей и 4100 молодых дарований (победители региональных и межрегиональных олимпиад и призеры всероссийских олимпиад) получают премии в размере 30 тыс. рублей. Осуществляются программы по привлечению к научной деятельности талантливой молодежи, по поддержке научно-технического творчества школьников в г. г. Москве и Санкт-Петербурге, в Самарской, Белгородской и Челябинской областях, в Красноярском крае и некоторых других регионах Российской Федерации, а также грантовые программы бизнеса по поддержке молодых талантливых ученых и специалистов. В рамках ряда федеральных целевых программ до 2007 года выполнялись мероприятия, направленные на решение вопросов подготовки кадров. В частности, в рамках федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2002 - 2006 годы выполнялось мероприятие "Технологии подготовки кадров для национальной технологической базы". Однако в федеральной целевой программе "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы не предусмотрено решение вопросов подготовки кадров. На втором этапе реализации федеральной целевой научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002 - 2006 годы предусматривались мероприятия по проведению молодыми учеными научных исследований по приоритетным направлениям науки, высоких технологий и образования, по развитию системы научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы аспирантов и студентов в ведущих научных и образовательных центрах, развитию системы стажировок молодых ученых и преподавателей в крупных научно-образовательных центрах, развитию системы ведущих научных школ как среды генерации знаний и подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации. В федеральную целевую программу "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы" указанные мероприятия не включены, так как ее основной целью является получение научного продукта вне зависимости от состава исполнителей, а мероприятия по сохранению и развитию кадрового потенциала науки, образования и высокотехнологичных секторов экономики целесообразно реализовывать в рамках отдельной программы. Сложившаяся в Российской Федерации ситуация в области воспроизводства и изменения возрастной структуры научных и научно-педагогических кадров показывает, что реализуемый комплекс государственных мер по привлечению и закреплению кадров является недостаточным и не оказывает решающего влияния на позитивное изменение ситуации. Принципиальным является отсутствие единой программы, поддерживающей научные исследования молодых ученых в период выбора ими жизненного пути, в первую очередь сразу после защиты кандидатской диссертации. Важнейшим элементом является элемент привлекательности карьеры исследователя для молодых, начиная со школьной скамьи. Необходимо осуществлять поддержку ученых и научно-педагогических коллективов, которые выполняют двойную роль, - во-первых, демонстрируют успешность профессии ученого и преподавателя, во-вторых, осуществляют эффективную подготовку молодых научных и научно-педагогических кадров. IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы Вариантами решения проблемы являются: реализация в рамках действующих федеральных и ведомственных целевых программ, а также в рамках программ грантовой поддержки мероприятий, связанных с проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и привлечением к их исполнению на конкурсной основе научных и научно-педагогических кадров всех возрастных групп; создание единого программного механизма повышения эффективности воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и их закрепления в сфере науки, образования и высоких технологий при сохранении существующей системы государственной поддержки молодых ученых и ведущих научных школ. Основное преимущество первого варианта заключается в отсутствии необходимости формирования нового комплексного механизма и осуществления связанных с этим дополнительных финансовых и организационных затрат. Основные риски первого варианта заключаются в том, что подобное несистемное выделение средств не обеспечит решения поставленной актуальной задачи. Этот вариант не предполагает исследований и выявления точек роста, координации, систематизации и анализа результативности всей совокупности работ, что не позволит эффективно решить проблему в необходимые сроки. Основным преимуществом второго варианта является реализация механизма государственной поддержки, управления и координации работ в области воспроизводства научных и научно-педагогических кадров с возможностью анализа результативности всей совокупности работ по решению проблемы. Основные риски второго варианта связаны с длительностью и сложностью ведомственных согласований, процедур объективной экспертизы и мониторинга мероприятий Программы для создания нового комплексного механизма государственной поддержки, управления и координации работ в области воспроизводства научных и научно-педагогических кадров в сфере науки, высшего образования и высоких технологий. Анализ преимуществ и рисков представленных вариантов решения проблемы позволяет сделать вывод о предпочтительности второго варианта реализации Программы. V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом Реализацию Программы предлагается осуществить в 2009 - 2013 годах в один этап, обеспечивающий непрерывность решения проблемы. Предполагаемый срок получения значимых результатов по привлечению молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий, а также закреплению ее в этой сфере, эффективному воспроизводству научных и научно-педагогических кадров, обеспечивающих структурные преобразования государственного сектора науки и высшего образования, - 2013 год. VI. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам Целью Программы является создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений в указанной сфере. Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи: создание условий для улучшения качественного состава научных и научно-педагогических кадров, эффективной системы мотивации научного труда; создание системы стимулирования притока и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий (оборонно-промышленный комплекс, энергетическая, авиационно-космическая, атомная отрасли и иные приоритетные для Российской Федерации высокотехнологичные отрасли промышленности); создание системы механизмов обновления научных и научно-педагогических кадров. Целевые индикаторы и показатели реализации Программы представлены в приложении N 1. VII. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы Финансирование реализации мероприятий Программы предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета и средств внебюджетных источников. Общий объем расходов федерального бюджета на реализацию Программы определен в ценах соответствующих лет исходя из необходимости выполнения различных проектов в рамках Программы, в том числе исходя из параметров этих проектов (стоимость проекта, планируемое число проектов и срок реализации). Основной объем средств федерального бюджета планируется направить на реализацию мероприятия по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Это связано с необходимостью создания эффективной системы мотивации научного труда, стимулирования выполнения государственного заказа жизнеспособными научными коллективами, в которых молодые ученые, аспиранты и студенты работают с исследователями старших поколений, имеющими наиболее высокие результаты научного труда. Уровень внебюджетного обеспечения Программы, составляющий примерно 13 процентов общего объема ее финансового обеспечения, определяется тем обстоятельством, что мероприятия Программы ориентированы в основном на решение кадровой проблемы государственного сектора науки, образования и высоких технологий, поскольку в частном секторе экономики указанная проблема решается путем обеспечения конкурентоспособного на рынке уровня заработной платы и социального обеспечения. Объемы финансирования Программы приведены в приложении N 2. Реализация Программы осуществляется в установленном порядке на основе государственных контрактов. При недостаточности внебюджетных средств соответствующие расходы на реализацию мероприятий Программы не могут быть осуществлены за счет средств федерального бюджета. VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы Предварительная оценка ожидаемой эффективности Программы основывается на системе целевых индикаторов и показателей реализации Программы, приведенной в приложении N 1 к настоящей Концепции. По прогнозным оценкам, к концу 2013 года реализация предусмотренных Программой мероприятий обеспечит достижение следующих положительных результатов, определяющих ее социально-экономическую эффективность: а) повышение качества возрастной и квалификационной структуры кадрового потенциала в сфере науки, высшего образования и высоких технологий, преодоление негативной тенденции повышения среднего возраста исследователей путем: снижения среднего возраста исследователей на 3 - 4 года; увеличения доли исследователей высшей квалификации на 2 - 4 процента; увеличения доли профессорско-преподавательского состава высшей квалификации на 4 - 6 процентов; б) создание многоуровневой системы стимулирования притока молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий; в) повышение качества научных публикаций путем увеличения доли России в числе статей в ведущих научных журналах мира на 1 - 1,5 процента; г) увеличение числа научных и образовательных организаций, использующих передовой опыт ведущих мировых университетов. Реализация Программы обеспечит необходимое воспроизводство научных и научно-педагогических кадров при относительной стабилизации их численности, привлечение молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий, а также закрепление ее в этой сфере. IX. Предложения по участию федеральных органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию Программы Ответственными за формирование и реализацию Программы являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию и Федеральное агентство по науке и инновациям. X. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам Программы Государственным заказчиком - координатором Программы является Министерство образования и науки Российской Федерации. Государственными заказчиками Программы являются Федеральное агентство по образованию и Федеральное агентство по науке и инновациям. XI. Предложения по основным направлениям финансирования, срокам и этапам реализации Программы Достижение цели и решение задач Программы осуществляются путем скоординированного выполнения мероприятий Программы, распределяемых по следующим направлениям: стимулирование закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий; обеспечение привлечения молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий, а также закрепления ее в этой сфере за счет развитой инфраструктуры; осуществление инвестиций, обеспечивающих государственную систему подготовки научных и научно-педагогических кадров; обеспечение управления реализацией Программы и содержание дирекции Программы. Объемы финансирования по направлениям и срокам реализации Программы приведены в приложении N 3. Объемы инвестиций, необходимых для реализации Программы, приведены в приложении N 4. XII. Предложения по механизмам формирования мероприятий Программы Мероприятия Программы, формируемые Министерством образования и науки Российской Федерации при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций, распределяются по 4 направлениям с учетом следующих положений: повышение привлекательности научной деятельности для студентов, аспирантов и молодых ученых в том числе путем создания стимулов для их участия в выполнении государственных заказов в рамках Программы; выполнение мероприятий, стимулирующих расширение связей между субъектами научной и образовательной деятельности, а также между секторами науки, образования и высоких технологий, активное использование механизмов интеграции науки и образования; доведение до сведения широкой общественности результатов успешной реализации мероприятий Программы; использование научного и образовательного потенциала российской диаспоры за рубежом; реализация непрерывного цикла воспроизводства и закрепления научных и научно-педагогических кадров. Направление 1. Стимулирование закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий. В рамках этого направления предусматриваются: проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров; проведение научных исследований научными группами под руководством докторов наук и кандидатов наук; проведение научных исследований молодыми учеными - кандидатами наук и целевыми аспирантами в научно-образовательных центрах; развитие внутрироссийской мобильности научных и научно-педагогических кадров путем выполнения научных исследований молодыми учеными и преподавателями в научно-образовательных центрах; проведение научных исследований коллективами под руководством приглашенных исследователей; научно-методическое обеспечение повышения эффективности воспроизводства и закрепления научных и научно-педагогических кадров. Под научно-образовательным центром в настоящей Концепции понимается структурное подразделение (часть структурного подразделения или совокупность структурных подразделений) научной, научно-производственной организации или высшего учебного заведения, осуществляющее проведение исследований по общему научному направлению, подготовку кадров высшей научной квалификации на основе положения о научно-образовательном центре, утвержденного руководителем указанной организации. При формировании государственного заказа на проведение исследований предполагается направление части средств федерального бюджета на исследования гражданского назначения в интересах развития высокотехнологичных секторов экономики. Направление 2. Обеспечение привлечения молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий, а также закрепления ее в этой сфере за счет развитой инфраструктуры. В рамках этого направления предусматриваются: организация и проведение всероссийских и международных молодежных научных конференций и школ; организация и проведение всероссийских и международных молодежных олимпиад и конкурсов; развитие информационной инфраструктуры подготовки и закрепления научных и научно-педагогических кадров; обеспечение развития системы научно-технического творчества молодежи; оснащение вузов, лидирующих в подготовке научных и научно-педагогических кадров для научных организаций и организаций оборонно-промышленного комплекса, предприятий высокотехнологичных секторов экономики, современным специальным научно-технологическим оборудованием (учебно-исследовательскими комплексами), используемым как для научных исследований, так и в образовательном процессе, ориентированном на потребности указанных организаций в ученых и специалистах; информационное обеспечение реализации Программы. Направление 3. Осуществление инвестиций, обеспечивающих государственную систему подготовки научных и научно-педагогических кадров. В рамках этого направления предусматривается создание в ряде государственных учреждений высшего профессионального образования, участвующих в подготовке научных и научно-педагогических кадров для организаций высокотехнологичных секторов экономики, в том числе для оборонно-промышленного комплекса, необходимого жилищного фонда (общежитий) для временного проживания студентов и молодых ученых, преподавателей и ученых, приглашенных для проведения работ в научно-образовательных центрах, что позволит поддерживать их мобильность. Направление 4. Обеспечение управления реализацией Программы и содержание дирекции Программы. В рамках этого направления предусматриваются: организационно-техническое и информационное сопровождение конкурсных процедур; аналитическое обеспечение реализации Программы; содержание дирекции Программы. Реализация мероприятий Программы должна быть скоординирована с системой выделения грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых. Оснащение вузов современным специальным научно-технологическим оборудованием осуществляется путем централизованных закупок такого оборудования Федеральным агентством по образованию. XIII. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией Программы Предлагается следующий вариант управления реализацией Программы. Министр образования и науки Российской Федерации является руководителем Программы и несет ответственность за ее реализацию и конечные результаты, рациональное использование выделяемых на выполнение Программы средств, определяет формы и методы управления ее реализацией. Министерство образования и науки Российской Федерации как государственный заказчик - координатор Программы в ходе выполнения Программы: осуществляет контроль за деятельностью государственных заказчиков Программы; вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и другие необходимые для выполнения Программы документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации; разрабатывает и принимает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для выполнения Программы; уточняет ежегодно с учетом выделяемых на реализацию Программы средств в установленном порядке целевые показатели Программы и необходимые затраты, механизм реализации Программы и состав исполнителей; составляет детализированный организационно-финансовый план мероприятий по реализации Программы с учетом предложений государственных заказчиков Программы; подготавливает с учетом реализации Программы в текущем году и представляет в установленном порядке в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации в устанавливаемые Правительством Российской Федерации сроки сводную бюджетную заявку на финансовое обеспечение мероприятий Программы на очередной год; представляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе реализации Программы в целом; представляет в Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации сведения о заключенных со всеми исполнителями мероприятий Программы государственных контрактах (договорах) на финансирование мероприятий Программы за счет средств внебюджетных источников, в том числе на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд; представляет ежегодно, до 1 февраля, в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации по установленной форме доклад о выполнении работ, предусмотренных Программой, результатах и эффективности использования средств; инициирует при необходимости экспертные проверки реализации отдельных мероприятий Программы; вносит в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации предложения о корректировке, продлении срока реализации Программы либо о прекращении ее выполнения (при необходимости); представляет по завершении Программы в Правительство Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации доклад о выполнении Программы, эффективности использования средств за весь период ее реализации. Федеральное агентство по образованию и Федеральное агентство по науке и инновациям как государственные заказчики Программы: представляют предложения по формированию детализированного организационно-финансового плана мероприятий по реализации Программы; в случае сокращения средств федерального бюджета на финансирование работ, предусмотренных Программой, разрабатывают дополнительные меры по привлечению средств внебюджетных источников для достижения результатов, характеризуемых целевыми индикаторами Программы, в установленные сроки и при необходимости разрабатывают предложения по их корректировке; вносят предложения и участвуют в уточнении целевых индикаторов реализации Программы и расходов на реализацию ее мероприятий, а также в совершенствовании механизма реализации Программы; разрабатывают перечень целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации мероприятий Программы; обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы; организуют ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы, а также мониторинг реализации мероприятий Программы; организуют экспертные проверки хода реализации отдельных мероприятий Программы; осуществляют управление деятельностью исполнителей Программы в рамках выполнения ее мероприятий; осуществляют отбор на конкурсной основе исполнителей работ (услуг) и поставщиков продукции по каждому мероприятию Программы, заключение государственных контрактов; организуют применение информационных технологий в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом ее выполнения, обеспечение размещения в сети Интернет текста Программы, нормативных правовых актов по управлению реализацией Программы и контролю за ходом ее выполнения, а также других материалов, связанных с Программой; согласуют с государственным заказчиком - координатором Программы и основными ее участниками возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования; представляют государственному заказчику - координатору Программы статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации мероприятий Программы; при необходимости представляют государственному заказчику - координатору Программы предложения о продлении срока либо о прекращении реализации Программы; представляют ежегодно, до 15 января, государственному заказчику - координатору Программы по установленной форме доклад о ходе выполнения работ, предусмотренных Программой, результатах и эффективности использования средств. В целях обеспечения согласованных действий при реализации Программы создается научно-координационный совет, формируемый из представителей государственного заказчика - координатора Программы, государственных заказчиков Программы, федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, учреждений высшего профессионального образования и независимых экспертов. Привлечение специалистов для работы в научно-координационном совете осуществляется на общественных началах. Научно-координационный совет возглавляет председатель - Министр образования и науки Российской Федерации или один из его заместителей. Положение о научно-координационном совете и его персональный состав утверждаются приказом Министра образования и науки Российской Федерации. Организационное и методическое сопровождение деятельности научно-координационного совета осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации. Научно-координационный совет осуществляет следующие функции: выработка предложений по тематике мероприятий Программы и объемам финансового обеспечения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг в рамках мероприятий Программы; рассмотрение материалов о ходе реализации мероприятий Программы; организация проверок выполнения мероприятий Программы, целевого и эффективного использования средств; подготовка рекомендаций по более эффективной реализации мероприятий Программы с учетом хода ее реализации и тенденций социально-экономического развития Российской Федерации; выявление технических и организационных проблем в ходе реализации Программы; рассмотрение результатов экспертизы содержания и стоимости проектов, предлагаемых для реализации в очередном финансовом году. Оперативное управление реализацией Программы осуществляется дирекцией Программы. Дирекция Программы выполняет следующие основные функции: собирает и систематизирует статистическую и аналитическую информацию о реализации мероприятий Программы; организует по поручению государственных заказчиков Программы экспертизу выполняемых проектов; организует независимую оценку показателей результативности и эффективности мероприятий Программы, их соответствия целевым индикаторам и показателям; внедряет и обеспечивает применение информационных технологий в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом ее выполнения, а также осуществляет информационное обеспечение специализированного сайта в сети Интернет. Финансирование деятельности дирекции Программы осуществляется Федеральным агентством по образованию на основе бюджетной сметы за счет средств, предусмотренных для реализации Программы. До начала реализации Программы Министерство образования и науки Российской Федерации утверждает положение об управлении реализацией Программы, определяющее: порядок формирования организационно-финансового плана реализации Программы; механизмы корректировки мероприятий Программы и их ресурсного обеспечения в ходе реализации Программы; процедуры обеспечения публичности (открытости) информации о значениях целевых индикаторов и показателей реализации Программы, результатах мониторинга ее выполнения, об условиях участия в Программе исполнителей, а также о проводимых конкурсах и критериях определения победителей. Приложение N 1 к Концепции федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАУЧНЫЕ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ" НА 2009 - 2013 ГОДЫ -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | | Единица | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | | | | измерения | | | | | | |-----|-----------------------------------|-----------|------------|-------------|-----------|-------------|-------------| | 1. | Доля исследователей в возрасте | процентов | 12,2 - 12,4| 12,5 - 12,9 | 13 - 13,4 | 13,2 - 13,8 |13,8 - 14,5 | | | 30 - 39 лет (включительно) в | | | | | | | | | общей численности исследователей | | | | | | | |-----|-----------------------------------|-----------|------------|-------------|-----------|-------------|-------------| | 2. | Доля исследователей в возрасте | процентов | 17 - 18 | 18 - 19 | 19 - 20 | 20 - 21 | 21 - 22 | | | 30 - 39 лет (включительно) в | | | | | | | | | общей численности исследователей | | | | | | | | | в секторе высшего образования | | | | | | | |-----|-----------------------------------|-----------|------------|-------------|-----------|-------------|-------------| | 3. | Доля профессорско- | процентов | 35 - 36 | 36 - 37 | 38 - 39 | 39 - 40 | 40 - 41 | | | преподавательского состава | | | | | | | | | государственных и муниципальных | | | | | | | | | высших учебных заведений в | | | | | | | | | возрасте до 39 лет (включительно) | | | | | | | | | в общей численности профессорско- | | | | | | | | | преподавательского состава | | | | | | | |-----|-----------------------------------|-----------|------------|-------------|-----------|-------------|-------------| | 4. | Доля исследователей высшей | процентов | 11,5 - 12 | 12 - 12,5 |12,5 - 13 | 13 - 13,5 |13,5 - 14,5 | | | научной квалификации (кандидаты и | | | | | | | | | доктора наук) в общей численности | | | | | | | | | исследователей в возрасте до 39 | | | | | | | | | лет (включительно) | | | | | | | |-----|-----------------------------------|-----------|------------|-------------|-----------|-------------|-------------| | 5. | Доля профессорско- | процентов | 58 - 59 | 59 - 60 | 61 - 62 | 62 - 63 | 63 - 64 | | | преподавательского состава высшей | | | | | | | | | научной квалификации (кандидаты и | | | | | | | | | доктора наук) в общей численности | | | | | | | | | профессорско-преподавательского | | | | | | | | | состава государственных и | | | | | | | | | муниципальных высших учебных | | | | | | | | | заведений | | | | | | | |-----|-----------------------------------|-----------|------------|-------------|-----------|-------------|-------------| | 6. | Доля аспирантов и докторантов - | процентов | - | 30 | 45 | 60 | 80 | | | участников Программы, | | | | | | | | | представивших диссертации в | | | | | | | | | диссертационный совет | | | | | | | | | (нарастающим итогом) | | | | | | | |-----|-----------------------------------|-----------|------------|-------------|-----------|-------------|-------------| | 7. | Количество студентов, | тыс. | 15 - 17 | 30 - 34 | 45 - 51 | 53 - 58 | 60 - 65 | | | аспирантов, докторантов и молодых | человек | | | | | | | | исследователей, принимавших | | | | | | | | | участие в предметных олимпиадах, | | | | | | | | | конкурсах научных работ и других | | | | | | | | | мероприятиях, проводимых в | | | | | | | | | области науки и техники в рамках | | | | | | | | | Программы (нарастающим итогом) | | | | | | | |-----|-----------------------------------|-----------|------------|-------------|-----------|-------------|-------------| | 8. | Количество студентов, | тыс. | - | 2 - 3 | 4 - 5 | 6 - 9 | 9 - 12 | | | аспирантов, докторантов и | человек | | | | | | | | молодых исследователей из | | | | | | | | | организаций - участников | | | | | | | | | Программы, закрепленных в сфере | | | | | | | | | науки, образования и высоких | | | | | | | | | технологий (зачисленных в | | | | | | | | | аспирантуру или принятых на | | | | | | | | | работу в учреждения высшего | | | | | | | | | профессионального образования, | | | | | | | | | научные организации, предприятия | | | | | | | | | оборонно-промышленного комплекса, | | | | | | | | | энергетической, | | | | | | | | | авиационно-космической, атомной | | | | | | | | | и иных приоритетных для | | | | | | | | | Российской Федерации отраслей | | | | | | | | | промышленности) (нарастающим | | | | | | | | | итогом) | | | | | | | |-----|-----------------------------------|-----------|------------|-------------|-----------|-------------|-------------| | 9. | Доля исследователей в области | процентов | - | 10 - 12 | 25 - 30 | 35 - 40 | 40 - 45 | | | естественных и технических | | | | | | | | | наук - участников Программы, | | | | | | | | | результаты работы которых в | | | | | | | | | рамках мероприятий Программы | | | | | | | | | опубликованы в высокорейтинговых | | | | | | | | | российских и зарубежных журналах | | | | | | | | | (нарастающим итогом) | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Приложение N 2 к Концепции федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАУЧНЫЕ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ" НА 2009 - 2013 ГОДЫ (млн. рублей, в ценах соответствующих лет) -------------------------------------------------------------------------------------------------- | | 2009 - 2013 | В том числе | | |годы - всего |----------------------------------------------| | | |2009 год|2010 год |2011 год|2012 год |2013 год| |-----------------------------------|-------------|--------|---------|--------|---------|--------| | Всего | 78454 | 11232 | 17279 | 21856 | 16896 | 11191 | |-----------------------------------|-------------|--------|---------|--------|---------|--------| | в том числе: | | | | | | | | средства федерального бюджета | 68390 | 9630 | 15100 | 19265 | 14795 | 9600 | |-----------------------------------|-------------|--------|---------|--------|---------|--------| | из них: | | | | | | | | НИОКР | 43920 | 5060 | 9820 | 14130 | 9830 | 5080 | |-----------------------------------|-------------|--------|---------|--------|---------|--------| | прочие нужды | 9470 | 1570 | 2280 | 2135 | 1965 | 1520 | |-----------------------------------|-------------|--------|---------|--------|---------|--------| | капитальные вложения | 15000 | 3000 | 3000 | 3000 | 3000 | 3000 | |-----------------------------------|-------------|--------|---------|--------|---------|--------| | средства внебюджетных источников | 10064 | 1602 | 2179 | 2591 | 2101 | 1591 | |-----------------------------------|-------------|--------|---------|--------|---------|--------| | из них: | | | | | | | | НИОКР | 4050 | 450 | 900 | 1350 | 900 | 450 | |-----------------------------------|-------------|--------|---------|--------|---------|--------| | прочие нужды | 1514 | 252 | 379 | 341 | 301 | 241 | |-----------------------------------|-------------|--------|---------|--------|---------|--------| | капитальные вложения | 4500 | 900 | 900 | 900 | 900 | 900 | -------------------------------------------------------------------------------------------------- Приложение N 3 к Концепции федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАУЧНЫЕ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ РОССИИ" НА 2009 - 2013 ГОДЫ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ И СРОКАМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ (млн. рублей, в ценах соответствующих лет) -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Направления | 2009 - 2013 годы | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | | |-------------------------------|---------------------------------|---------------------------------|---------------------------------|---------------------------------|---------------------------------| | |всего| средства |внебюджетные|всего| средства | внебюджетные |всего| средства | внебюджетные |всего| средства | внебюджетные |всего| средства | внебюджетные |всего| средства | внебюджетные | | | |федерального|средства | |федерального| средства | |федерального| средства | |федерального| средства | |федерального| средства | |федерального| средства | | | | бюджета | | | бюджета | | | бюджета | | | бюджета | | | бюджета | | | бюджета | | | | |------------| | |------------| | |------------| | |------------| | |------------| | |------------| | | | |НИОКР|прочие| | |НИОКР|прочие| | |НИОКР|прочие| | |НИОКР|прочие| | |НИОКР|прочие| | |НИОКР|прочие| | | | | |нужды | | | |нужды | | | |нужды | | | |нужды | | | |нужды | | | |нужды | | |--------------|-----|-----|------|------------|-----|-----|------|--------------|-----|-----|------|--------------|-----|-----|------|--------------|-----|-----|------|--------------|-----|-----|------|--------------| | Направление 1|47600|43550| - | 4050 |5450 |5000 | - | 450 |10650|9750 | - | 900 |15400|14050| - | 1350 |10650|9750 | - | 900 |5450 |5000 | - | 450 | |--------------|-----|-----|------|------------|-----|-----|------|--------------|-----|-----|------|--------------|-----|-----|------|--------------|-----|-----|------|--------------|-----|-----|------|--------------| | Направление 2|10444| - | 8930 | 1514 |1712 | - | 1460 | 252 | 2549| - | 2170 | 379 | 2361| - | 2020 | 341 | 2161| - | 1860 | 301 |1661 | - | 1420 | 241 | |--------------|-----|-----|------|------------|-----|-----|------|--------------|-----|-----|------|--------------|-----|-----|------|--------------|-----|-----|------|--------------|-----|-----|------|--------------| | Направление 4| 910| 370| 540 | - | 170 | 60 | 110 | - | 180| 70 | 110 | - | 195| 80| 115 | - | 185| 80 | 105 | - | 180 | 80 | 100 | - | -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Приложение N 4 к Концепции федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы ОБЪЕМЫ ИНВЕСТИЦИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАУЧНЫЕ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ РОССИИ" НА 2009 - 2013 ГОДЫ (млн. рублей, в ценах соответствующих лет) ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Направление | 2009 - 2013 годы | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | | |---------------------------------------|-------------------------------------|-------------------------------------|-------------------------------------|-------------------------------------|-------------------------------------| | |всего| средства |внебюджетные|всего| средства |внебюджетные|всего| средства |внебюджетные|всего| средства |внебюджетные|всего| средства |внебюджетные|всего| средства |внебюджетные| | | | федерального |средства | | федерального |средства | | федерального |средства | | федерального |средства | | федерального |средства | | федерального |средства | | | | бюджета |(капитальные| | бюджета |(капитальные| | бюджета |(капитальные| | бюджета |(капитальные| | бюджета |(капитальные| | бюджета |(капитальные| | | |--------------------|вложения) | |------------------|вложения) | |------------------|вложения) | |------------------|вложения) | |------------------|вложения) | |------------------|вложения) | | | |капительные |прочие| | |капитальные|прочие| | |капитальные|прочие| | |капитальные|прочие| | |капитальные|прочие| | |капитальные|прочие| | | | |вложения |нужды | | |вложения |нужды | | |вложения |нужды | | |вложения |нужды | | |вложения |нужды | | |вложения |нужды | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |---------------|-----|-------------|------|------------|-----|-----------|------|------------|-----|-----------|------|------------|-----|-----------|------|------------|-----|-----------|------|------------|-----|-----------|------|------------| | Направление 3 |19500| 15000 | - | 4500 |3900 | 3000 | - | 900 |3900 | 3000 | - | 900 |3900 | 3000 | - | 900 |3900 | 3000 | - | 900 |3900 | 3000 | - | 900 | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |