О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВ ГРАЖДАН НА ОБРАЗОВАНИЕ С УЧЕТОМ НОРМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 1 ДЕКАБРЯ 2007 ГОДА N 309-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ПОНЯТИЯ И СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБР. Письмо. Министерство образования и науки РФ. 28.04.08 03-848

                 О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВ ГРАЖДАН
           НА ОБРАЗОВАНИЕ С УЧЕТОМ НОРМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
        ОТ 1 ДЕКАБРЯ 2007 ГОДА N 309-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
        В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
        В ЧАСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ПОНЯТИЯ И СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
                     ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА"

                                ПИСЬМО

                 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

                          28 апреля 2008 г.
                               N 03-848

                                 (Д)


     В  связи  с  поступающими  обращениями  из  субъектов  Российской
Федерации  в  Минобрнауки России по поводу обеспечения прав граждан на
образование с учетом норм Федерального закона от 1 декабря 2007 года N
309-ФЗ   "О   внесении  изменений  в  отдельные  законодательные  акты
Российской   Федерации   в   части   изменения   понятия  и  структуры
государственного  образовательного  стандарта"  (далее  -  Федеральный
закон)    направляю    информацию   о   примерном   перечне   действий
(прилагается).

Директор департамента
                                                         И.М.РЕМОРЕНКО
28 апреля 2008 г.
N 03-848


                                                            Приложение

     В  соответствии  со  ст.  43  Конституции  Российской Федерации и
Федеральным   законом  на  территории  Российской  Федерации  вводится
федеральный    государственный   образовательный   стандарт,   который
включает:
     - требования  к  результатам  освоения  основных  образовательных
программ;
     - требования   к  условиям  реализации  основных  образовательных
программ  (в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и
иным);
     - требования к структуре основных образовательных программ (в том
числе  к  соотношению  частей  основной образовательной программы и их
объему,    а    также    соотношению   обязательной   части   основной
образовательной    программы    и   части,   формируемой   участниками
образовательного процесса). Данное изменение не означает, что меняется
представление о целях образования.
     На   уровне   Российской  Федерации  при  разработке  федеральных
государственных      образовательных     стандартов     обязательность
удовлетворения этнокультурных потребностей и языковых прав обучающихся
будет включена в указанные требования следующим образом:
     - знание    этнокультурных   особенностей   субъекта   Российской
Федерации  (исторических,  экономических,  географических, культурных,
языковых,  конфессиональных и др.), наличие у выпускника компетенций в
области        природно-климатической,        социально-экономической,
поликультурной  специфики  конкретного  региона  будут предусмотрены в
качестве требований к результатам образования;
     - базисным учебным планом будет предусмотрено изучение предметов,
содержащих  этнокультурные  особенности конкретного региона (история и
культура,  география, искусство, технология, народные промыслы и др.).
Кроме того, для школ с русским (неродным) и родным (нерусским) языками
обучения будет предусмотрено наличие особых вариантов базисных учебных
планов     и     примерных    основных    образовательных    программ,
предусматривающих изучение родного языка и литературы;
     - использование  потенциала и ресурсов социокультурного окружения
(возможностей  дополнительного образования, учреждений культуры и др.)
будет  определено в качестве требований к условиям реализации основных
образовательных программ;
     - структурная  составляющая  основной  образовательной программы,
которую   формируют   участники   образовательного   процесса,   будет
направлена   на   максимальное   удовлетворение   их   образовательных
потребностей  и  запросов и предусмотрена для каждого образовательного
учреждения  в части обеспечения этнокультурных потребностей и языковых
прав обучающихся;
     - в  федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных)
к   использованию   в   образовательном   процессе  в  образовательных
учреждениях,  реализующих образовательные программы общего образования
и  имеющих  государственную аккредитацию, могут быть включены учебники
по родным языкам и учебники на родных языках.
     На  уровне субъектов Российской Федерации необходимо организовать
регулярное   изучение  этнокультурных  потребностей  и  языковых  прав
участников   образовательного   процесса   и   вести   соответствующий
мониторинг.
     Во  исполнение  пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "Об
образовании"  (далее  - Закон) органы государственной власти субъектов
Российской  Федерации в сфере образования должны разработать и принять
законы (иные нормативные правовые акты в области образования), которые
в   том   числе   создают   необходимые   условия  для  удовлетворения
образовательных потребностей и запросов граждан.
     В  соответствии  с  пунктом  6  статьи  6 Закона вопросы изучения
государственных   языков  республик  в  составе  Российской  Федерации
регулируются  законодательством  этих  республик. Нормативные правовые
акты  республик  должны  учитывать  эти  положения.  В связи с этим на
уровне   субъектов  Российской  Федерации  при  необходимости  следует
разработать  и  принять  законы  об  изучении  государственного  языка
субъекта   Российской  Федерации  в  рамках  основных  образовательных
программ.
     В  соответствии  с  пунктом  5  статьи  29  Закона при разработке
республиканских, региональных программ развития образования необходимо
учитывать  социально-экономические,  культурные, национальные и другие
особенности субъекта Российской Федерации.
     Законом  также  установлено,  что  финансирование государственных
образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской
Федерации,  и  муниципальных образовательных учреждений осуществляется
на  основе  федеральных  нормативов  и  нормативов субъекта Российской
Федерации.  Данные  нормативы  определяются  по  каждому  типу, виду и
категории  образовательных учреждений, уровню образовательных программ
в расчете на одного обучающегося, воспитанника.
     Поэтому  на  уровне  субъектов  Российской  Федерации должны быть
установлены  нормативы  финансирования  образовательных  учреждений, в
которых  для  обеспечения  этнокультурных потребностей и языковых прав
обучающихся  предусматривается  финансирование изучения этнокультурных
особенностей  региона  в  рамках  реализации  основной образовательной
программы,  утверждаемой  и  реализуемой  образовательным  учреждением
самостоятельно.
     На  муниципальном  уровне  при  планировании  муниципальной  сети
образовательных учреждений необходимо:
     - вести  учет запросов и потребностей участников образовательного
процесса  (в  изучении  национальных  культур, региональных культурных
традиций и особенностей, языков изучения и обучения);
     - осуществлять мониторинг удовлетворенности данных потребностей;
     - создавать  условия  для  реализации  данных потребностей (в том
числе материальные, финансовые, кадровые, организационные и др.);
     - шире внедрять механизмы сетевого взаимодействия образовательных
учреждений  различных  типов,  учреждений культуры (музеи, библиотеки,
музыкальные школы и др.);
     - создавать  на  базе образовательных учреждений этнографические,
исторические и иные выставки (экспозиции), клубы.
     Кроме  того,  муниципалитетом  как  учредителем  образовательного
учреждения   утверждается   устав   при   согласовании  с  участниками
образовательного   процесса,   в   котором   в   обязательном  порядке
указываются  типы  и  виды  реализуемых образовательных программ, язык
(языки) обучения и иные характеристики образовательного процесса.
     Образовательное    учреждение    вправе    включать   дисциплины,
обеспечивающие  удовлетворение  этнокультурных потребностей и языковых
прав  обучающихся, в соответствующую структурную составляющую основной
образовательной   программы,   которая  формируется  с  учетом  мнений
участников   образовательного   процесса   (педагогов,   обучающихся),
родителей        (законных       представителей)       и       органов
государственно-общественного управления самостоятельно.
     Педагоги  при  разработке  программ  учебных  курсов,  предметов,
дисциплин   (модулей)  должны  учитывать  этнопедагогические  традиции
социума,     национально-региональную     специфику,    этнокультурные
образовательные  потребности  обучающихся,  воспитанников, родителей и
работодателей,  при изучении отдельных предметов (истории, литературы,
географии,   мировой   художественной   культуры   и  т.д.)  дополнять
содержание    региональными   материалами,   отражающими   культурные,
исторические,  национальные  и  другие особенности субъекта Российской
Федерации (муниципального образования).
     Учителя  родных  языков и литературы, региональной (национальной)
истории,  истории  родной  культуры и т.п. должны в своей деятельности
вводить в содержание образования учебные элементы, учитывающие местную
этнокультурную   специфику  (например,  обучение  народным  традициям,
обычаям), особенности развития и подготовки обучающихся с учетом языка
обучения  и  специфики содержания гуманитарных дисциплин, выстроенного
на   родной   (нерусской)   этнокультуре.   Это  будет  способствовать
консолидации многонационального сообщества, поликультурному воспитанию
обучающихся,   их   органичной  интеграции  в  современное  российское
общество.
     Обращаем  также  внимание,  что  Федеральным  законом  установлен
переходный   период.   Это   означает,   что   лица,   поступившие   в
образовательные  учреждения  до введения федерального государственного
образовательного    стандарта,    продолжают    свое    обучение    по
образовательной  программе  данного  уровня на основе государственного
образовательного стандарта,  включающего региональный  (национально  -
региональный) компонент в нынешнем виде до завершения обучения.  Прием
на такое обучение прекращается 31 августа 2009 года.