О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО НАДЗОРУ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 29 мая 2008 г. N 407 (Д) Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия. 2. Разрешить Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия иметь до 3 заместителей руководителя, а также в структуре центрального аппарата - до 4 управлений по основным направлениям деятельности Службы. 3. Установить: предельную численность работников центрального аппарата Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (без персонала по охране и обслуживанию зданий) в количестве 85 единиц; предельную численность работников территориальных органов Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (без персонала по охране и обслуживанию зданий) в количестве 210 единиц. 4. Осуществить формирование предельной численности работников Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия в соответствии с пунктом 3 настоящего Постановления и финансовое обеспечение расходных обязательств по предоставлению Службе бюджетных ассигнований в следующем порядке: центральный аппарат - за счет передачи 52 единиц предельной численности работников центрального аппарата и 66 единиц предельной численности работников территориальных органов преобразованной Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия и бюджетных ассигнований, предусмотренных Службе в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций; территориальные органы - за счет передачи 210 единиц предельной численности работников территориальных органов преобразованной Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия и бюджетных ассигнований, предусмотренных территориальным органам Службы в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций. 5. Согласиться с предложением Министерства культуры Российской Федерации о размещении центрального аппарата Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия в г. Москве, ул. Малая Никитская, д. 12, и Китайгородский проезд, д. 7, строение 2. Председатель Правительства Российской Федерации В.ПУТИН 29 мая 2008 г. N 407 УТВЕРЖДЕНО Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года N 407 ПОЛОЖЕНИЕ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО НАДЗОРУ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ I. Общие положения 1. Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по охране культурного наследия, авторского права и смежных прав, по контролю и надзору в указанной сфере деятельности, а также по нормативно-правовому регулированию в сфере охраны культурного наследия, осуществления контроля и надзора в сфере авторского права и смежных прав. 2. Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия находится в ведении Министерства культуры Российской Федерации. 3. Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства культуры Российской Федерации, а также настоящим Положением. 4. Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. II. Полномочия 5. Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия осуществляет следующие полномочия: 5.1. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства культуры Российской Федерации принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, в том числе: 5.1.1. акты по вопросам обеспечения контроля и надзора в установленной сфере ведения; 5.1.2. акты по вопросу установления формы отчета о деятельности аккредитованных государством организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами; 5.1.3. акты по вопросу утверждения границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения, признанного особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации или включенного в Список всемирного наследия, а также конкретных требований к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон; 5.1.4. акты по вопросам характера использования территории достопримечательного места, представляющего собой объект культурного наследия федерального значения, ограничений на использование данной территории и требований к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории указанного достопримечательного места; 5.1.5. требования к содержанию и формам отчетности, а также к порядку представления отчетности об осуществлении переданных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия федерального значения; 5.1.6. обязательные для исполнения методические указания и инструкции по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия федерального значения; 5.2. осуществляет: 5.2.1. государственный контроль и надзор: 5.2.1.1. за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, в том числе совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 5.2.1.2. за соблюдением условий охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия федерального значения и при заключении охранных обязательств с пользователями и собственниками объектов культурного наследия федерального значения, а также за выполнением условий указанных охранных обязательств; 5.2.1.3. за разработкой градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов, обеспечивающих содержание и использование объектов культурного наследия федерального значения в соответствии с требованиями законодательства; 5.2.1.4. за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам переданных полномочий по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране культурного наследия, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене указанных нормативных правовых актов или о внесении в них изменений; 5.2.1.5. за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, в том числе в установленном порядке за расходованием предоставленных на осуществление переданных полномочий субвенций из федерального бюджета, с правом проведения проверок; 5.2.1.6. за соблюдением законодательства Российской Федерации об авторском праве и смежных правах в установленной сфере деятельности; 5.2.1.7. за деятельностью аккредитованных государством организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами; 5.2.1.8. за вывозом из Российской Федерации и ввозом на ее территорию культурных ценностей; 5.2.1.9. за состоянием Музейного фонда Российской Федерации; 5.2.1.10. за деятельностью негосударственных музеев в Российской Федерации; 5.2.1.11. за хранением и использованием отнесенных к культурному наследию народов Российской Федерации библиотечных фондов и кинофонда; 5.2.1.12. за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации, в том числе совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 5.2.1.13. за соблюдением законодательства Российской Федерации в отношении культурных ценностей, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации, сохранностью перемещенных культурных ценностей и их учетом; 5.2.2. государственную охрану в соответствии со статьей 33 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации; 5.2.3. государственную аккредитацию организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами; 5.2.4. лицензирование деятельности (в том числе контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий и требований) по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры); 5.2.5. аттестацию экспертов и специалистов по культурным ценностям и объектам культурного наследия; 5.3. анализирует причины выявленных нарушений при осуществлении органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, принимает меры по устранению выявленных нарушений; 5.4. выдает в порядке и на основаниях, установленных законодательством Российской Федерации: 5.4.1. разрешения (открытые листы) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия; 5.4.2. задания на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия федерального значения; 5.4.3. представления об исключении объектов культурного наследия из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; 5.4.4. обязательные для исполнения предписания: 5.4.4.1. о приостановлении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, нарушить его целостность и сохранность, а также разрешения в письменной форме на возобновление приостановленных работ; 5.4.4.2. о прекращении действий, влекущих повреждение, разрушение, уничтожение или перемещение объекта культурного наследия, а также изменение его облика и интерьера; 5.4.4.3. об устранении выявленных нарушений осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, в том числе нарушений расходования предоставленных на осуществление переданных полномочий субвенций из федерального бюджета; 5.4.4.4. о привлечении к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации, должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия; 5.4.4.5. об отстранении от должности должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия; 5.5. ведет: 5.5.1. единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; 5.5.2. реестр лицензий; 5.6. согласовывает в порядке и случаях, предусмотренных законодательством: 5.6.1. проекты зон охраны объектов культурного наследия федерального значения, градостроительную документацию и градостроительные регламенты, устанавливаемые в границах территорий объектов культурного наследия федерального значения, расположенных в исторических поселениях, и границах зон их охраны; 5.6.2. проектную документацию по сохранению объектов культурного наследия федерального значения; 5.6.3. установку на объекты культурного наследия федерального значения информационных надписей и обозначений; 5.6.4. охранные обязательства собственника объекта культурного наследия федерального значения и пользователя указанным объектом; 5.7. организует: 5.7.1. проведение государственной историко-культурной экспертизы объектов культурного наследия в части, необходимой для исполнения полномочий Службы, а также историко-культурной и искусствоведческой экспертизы коллекционируемого, в том числе изъятого и конфискованного, оружия, патронов к нему, копий (реплик) оружия; 5.7.2. проведение экспертизы культурных ценностей, заявленных к вывозу и временному вывозу, а также при их возврате после временного вывоза; 5.8. регистрирует: 5.8.1. культурные ценности, ввозимые и временно ввозимые на территорию Российской Федерации; 5.8.2. культурные ценности, задержанные или конфискованные таможенными и другими правоохранительными органами, обеспечивает их временное хранение, проведение экспертизы, а также публикацию информации о них с целью уточнения права собственности; 5.8.3. факты пропажи, утраты, хищения культурных ценностей, организует и обеспечивает оповещение государственных органов и общественности в Российской Федерации и за ее пределами об этих фактах; 5.9. принимает решения о возможности вывоза или временного вывоза культурных ценностей из Российской Федерации, выдает юридическим и физическим лицам свидетельства на право их вывоза и временного вывоза с территории Российской Федерации; 5.10. заключает в соответствии с законодательством Российской Федерации договоры о возврате вывозимых культурных ценностей с лицами, ходатайствующими о временном их вывозе; 5.11. оказывает в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации содействие законным собственникам в восстановлении их прав на культурные ценности при незаконных вывозе, ввозе культурных ценностей и передаче права собственности на них, содействует возвращению культурных ценностей в Российскую Федерацию в случае незаконного вывоза; 5.12. в порядке и на основаниях, установленных законодательством Российской Федерации, составляет протоколы и рассматривает дела об административных правонарушениях в установленной сфере деятельности; 5.13. дает методические разъяснения по проведению историко-культурных исследований, подготовке материалов по обоснованию и разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия; 5.14. размещает в соответствии с законодательством Российской Федерации заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности; 5.15. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций; 5.16. осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в сфере деятельности Службы; 5.17. осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федерального органа государственной власти, в том числе имущества, переданного федеральным государственным учреждениям и федеральным государственным унитарным предприятиям, находящимся в ведении Службы; 5.18. осуществляет анализ экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Службы, и утверждает показатели экономической эффективности их деятельности, проводит в этих организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности, в том числе целевого и эффективного использования имущественного комплекса; 5.19. учреждает в установленном порядке средства массовой информации; 5.20. осуществляет прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок; 5.21. обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную тайну, в процессе деятельности Службы, а также контроль за деятельностью в указанной области ее территориальных органов и организаций, находящихся в ведении Службы; 5.22. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности ее территориальных органов и организаций, находящихся в ведении Службы, по их мобилизационной подготовке; 5.23. организует профессиональную подготовку работников центрального аппарата Службы и ее территориальных органов, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку; 5.24. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности; 5.25. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы; 5.26. обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности; 5.27. представляет в установленном порядке работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и организаций, находящихся в ведении Службы, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере деятельности, к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными наградами; 5.28. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. 6. Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право: 6.1. запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы; 6.2. проводить необходимые расследования, испытания, экспертизы, анализы и оценки, а также научные исследования по вопросам, отнесенным к компетенции Службы; 6.3. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к компетенции Службы, научные и иные организации, ученых и специалистов; 6.4. давать государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы; 6.5. утверждать образцы служебных удостоверений; 6.6. пресекать нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности и (или) ликвидацию последствий таких нарушений; 6.7. обращаться в суд с иском об изъятии у собственника (пользователя) бесхозяйственно содержащегося объекта культурного наследия федерального значения либо земельного участка или участка водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия, в случае, если собственник (пользователь) объекта культурного наследия федерального значения, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо земельного участка или участка водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия, не выполняет требований к сохранению объекта культурного наследия или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения; 6.8. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности; 6.9. организовывать и проводить конференции, совещания, съезды, семинары по вопросам установленной сферы ведения; 6.10. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы, а также за деятельностью организаций, находящихся в ведении Службы. 7. Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия не вправе оказывать платные услуги в установленной сфере деятельности, кроме случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. При осуществлении нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности Служба не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции и полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также ограничения на осуществление прав и свобод граждан, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти прямо предусмотрена Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. III. Организация деятельности 8. Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра культуры Российской Федерации. Руководитель Службы несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу задач и функций. Руководитель Службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром культуры Российской Федерации по представлению руководителя Службы. Количество заместителей руководителя Службы устанавливается Правительством Российской Федерации. 9. Руководитель Службы: 9.1. распределяет обязанности между своими заместителями; 9.2. представляет Министру культуры Российской Федерации: 9.2.1. проект положения о Службе; 9.2.2. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Службы; 9.2.3. предложения по кандидатурам на должности заместителей руководителя Службы; 9.2.4. предложения по кандидатурам на должности руководителей территориальных органов Службы; 9.2.5. ежегодный план и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет о ее деятельности; 9.2.6. предложения по формированию федерального бюджета и финансированию Службы; 9.3. назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Службы и заместителей руководителей ее территориальных органов; 9.4. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Службе; 9.5. утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Службы и ее территориальных органов в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на содержание центрального аппарата Службы и ее территориальных органов в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете; 9.6. утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете; 9.7. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства культуры Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы. 10. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов Службы осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете. 11. Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца и счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. 12. Место нахождения Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия - г. Москва. |