О ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В ОБЩЕЖИТИИ). Письмо. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. 24.06.05 ВА-2692/03


                                ПИСЬМО

                ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ
                  И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ

                           24 июня 2005 г.
                             N ВА-2692/03

                                 (Д)


     Федеральное  агентство  по  строительству и жилищно-коммунальному
хозяйству   рассмотрело   обращение   по  вопросу  приватизации  жилых
помещений в общежитии и сообщает.
     В   соответствии   со   ст.  4  Закона  Российской  Федерации  "О
приватизации  жилищного фонда в Российской Федерации" жилые помещения,
находящиеся в общежитиях, не подлежат приватизации.
     Существующий  запрет на приватизацию жилых помещений в общежитиях
связан  с  их  специальным  функциональным  назначением  и,  в  первую
очередь,  временным характером проживания в них граждан, обусловленным
работой либо учебой (ч. 1 ст. 94 ЖК РФ).
     Согласно  п.  2  ст.  92  ЖК  РФ использование жилого помещения в
качестве специализированного жилого помещения допускается только после
отнесения  такого  помещения  к  специализированному жилищному фонду с
соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством
Российской  Федерации.  До  принятия  такого постановления в части, не
противоречащей ЖК РФ, применяется Постановление Совета Министров РСФСР
от 11.08.88 N 328 "Об утверждении Примерного положения об общежитии".
     Включение  жилого  помещения в специализированный жилищный фонд с
отнесением  такого  помещения  к определенному виду специализированных
жилых  помещений  и  исключение  жилого  помещения из указанного фонда
осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление
государственным или муниципальным жилищным фондом.
     Следовательно,  снятию с общежития специального правового статуса
и  исключению  его  из  состава  специализированного жилищного фонда с
переводом   в   жилищный   фонд   социального   использования   должна
предшествовать ликвидация оснований отнесения их к указанному фонду.
     Несоблюдение  требований,  предъявляемых  к  общежитию (изменение
состава  проживающих,  условий  проживания  и  пр.), позволяет сделать
вывод,  что  дома,  в  которых проживают граждане на протяжении многих
лет, утратили статус общежития.
     Помимо  общежитий,  где  одну комнату занимают несколько человек,
имеют место так называемые "семейные" общежития.
     В настоящее время число семейных общежитий значительно.
     Права   граждан,  проживающих  в  общежитиях,  часто  оказывались
ущемленными,  поскольку  занимаемая  ими  площадь  уже  перестала быть
ведомственной,  целевой характер предоставления этих помещений в связи
с работой или учебой утерян, но режим общежития фактически сохранился.
     Федеральным законом от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие
Жилищного  кодекса  Российской  Федерации"  (ст.  7) определено, что к
общежитиям,   которые   находились   в   жилых   домах,  принадлежащих
государственным  или  муниципальным  предприятиям либо государственным
или  муниципальным  учреждениям,  и  были  переданы  в ведение органов
местного   самоуправления,   применяются   нормы   Жилищного   кодекса
Российской  Федерации  о  договоре  социального найма (обмен, поднаем,
приватизация и пр.).
     Безусловно,  применение  к  отношениям по пользованию общежитиями
положений  ст.  67  ЖК  РФ  о  договоре  социального  найма может быть
реализовано  только в отношении жилых помещений, где граждане занимают
отдельные изолированные жилые помещения (квартиры, комнаты).
     Как  следует  из  Федерального  закона  от  29.12.2004  N 189-ФЗ,
бесплатный   порядок   приватизации  жилья,  занимаемого  по  договору
социального найма, сохраняется до 1 января 2007 года.
     Что  касается  вопроса  приватизации  жилья  в  общежитиях,  то в
соответствии  с вышеупомянутой ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004
N  189-ФЗ положения социального найма применяются только к общежитиям,
которые  были  переданы  в муниципальную собственность до 1 марта 2005
года.
     Основанием  отказа  в приватизации такого жилья никоим образом не
должно  служить то обстоятельство, что не был изменен статус общежития
до 1 марта 2005 года.
     Следует  также отметить, что Жилищный кодекс Российской Федерации
определяет пределы действия жилищного законодательства во времени (ст.
6). По общему правилу акт жилищного законодательства не имеет обратной
силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его
в действие.
     Одновременно  для  сведения  сообщается,  что  по  положительному
решению  данной  проблемы  имеется  судебная практика (см. Комментарий
судебной практики, Москва, 1999 г., выпуск 5, стр. 3 - 17).

                                                         В.А.АВЕРЧЕНКО
24 июня 2005 г.
N ВА-2692/03