КАКОВЫ ПОРЯДОК И ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ПРИЗНАВАЕМЫХ МАЛОИМУЩИМИ, ОТ УПЛАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ ЗА ГОСУДАРСТВЕННУЮ РЕГИСТРАЦИЮ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И ДОГОВОРОВ ОБ ОТЧУЖДЕНИИ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА? ИМЕЕТ ЛИ ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО - ПЕНСИОНЕР ПРАВО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОТСРОЧКОЙ ИЛИ РАССРОЧКОЙ ПРИ УПЛАТЕ ДАННОГО НАЛОГА? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 13 мая 2008 г. N 03-05-06-03/13 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу уплаты пенсионерами государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и договоров об отчуждении недвижимого имущества в рассрочку и сообщает. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора установлены ст. 64 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). При этом в соответствии с п. 1 ст. 63 Кодекса органом, уполномоченным принимать решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов по федеральным налогам и сборам, в том числе по государственной пошлине, является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов. В настоящее время таким органом является Федеральная налоговая служба России (ФНС России). Таким образом, по вопросу предоставления рассрочки или отсрочки по уплате государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и договоров об отчуждении недвижимого имущества следует обратиться в ФНС России. Одновременно сообщаем, что в соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 333.35 гл. 25.3 "Государственная пошлина" части второй Кодекса физические лица, признаваемые малоимущими в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ), освобождаются от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и договоров об отчуждении недвижимого имущества (за исключением случаев, указанных в пп. 19, 20.1, 20.2, 22 - 24 и 52 п. 1 ст. 333.33 Кодекса). Основанием для предоставления данной льготы является документ, выданный в установленном порядке. В соответствии со ст. 49 ЖК РФ малоимущими гражданами в целях данного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. На основании п. 3 ст. 13 ЖК РФ к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими. Таким образом, признание физических лиц малоимущими гражданами в соответствии с ЖК РФ находится в компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Поскольку принимается соответствующий закон субъекта Российской Федерации, то данным полномочием наделены только представительные (законодательные) органы субъекта Российской Федерации. В связи с этим основанием для освобождения физических лиц, признаваемых малоимущими в соответствии с ЖК РФ, от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и договоров об отчуждении недвижимого имущества согласно пп. 15 п. 1 ст. 333.35 Кодекса является решение уполномоченного органа о признании заявителя малоимущим. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 13 мая 2008 г. N 03-05-06-03/13 |