ОБ УЧЕТЕ И ДОКУМЕНТАЛЬНОМ ПОДТВЕРЖДЕНИИ РАСХОДОВ НА ПРОЕЗД КОМАНДИРОВАННОГО РАБОТНИКА В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 12.05.08 03-03-06/2/47

               ОБ УЧЕТЕ И ДОКУМЕНТАЛЬНОМ ПОДТВЕРЖДЕНИИ
            РАСХОДОВ НА ПРОЕЗД КОМАНДИРОВАННОГО РАБОТНИКА
                 В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                            12 мая 2008 г.
                           N 03-03-06/2/47

                             (НАБ 08-11)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной  политики  <...> по
вопросу  учета  для целей налогообложения прибыли организаций расходов
на проезд командированного работника сообщает следующее.
     1.  Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму
произведенных  расходов  (за исключением расходов, указанных в ст. 270
Кодекса).
     Расходами  признаются обоснованные и документально подтвержденные
затраты  (а  в  случаях,  предусмотренных  ст.  265  Кодекса, убытки),
осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     Под  обоснованными  расходами понимаются экономически оправданные
затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     Под  документально  подтвержденными расходами понимаются затраты,
подтвержденные    документами,    оформленными    в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными
в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном
государстве,  на  территории которого были произведены соответствующие
расходы,  и  (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные
расходы  (в  т.ч.  таможенной  декларацией,  приказом  о командировке,
проездными  документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с
договором).  Расходами  признаются  любые затраты при условии, что они
произведены  для осуществления деятельности, направленной на получение
дохода.
     В  соответствии  с пп. 12 п. 1 ст. 264 Кодекса к прочим расходам,
связанным  с  производством  и  (или)  реализацией,  относятся расходы
организации  на  командировки, в частности на проезд работника к месту
командировки и обратно к месту постоянной работы.
     Следует  отметить,  что  обоснованность расходов, учитываемых при
расчете  налоговой  базы,  должна  оцениваться с учетом обстоятельств,
свидетельствующих     о    намерениях    налогоплательщика    получить
экономический  эффект  в  результате  реальной предпринимательской или
иной экономической деятельности.
     Учитывая,  что  налоговое  законодательство не использует понятие
экономической  целесообразности  и  не  регулирует  порядок  и условия
ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов,
уменьшающих  в  целях  налогообложения  полученные  доходы,  не  может
оцениваться   с  точки  зрения  их  целесообразности,  рациональности,
эффективности  или  полученного  результата.  В  силу принципа свободы
экономической   деятельности   (ч.  1  ст.  8  Конституции  Российской
Федерации)  налогоплательщик  осуществляет  ее  самостоятельно на свой
риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и
целесообразность.
     Аналогичная  позиция изложена в Определении Конституционного Суда
Российской Федерации от 04.06.2007 N 320-О-П.
     Учитывая     изложенное,     считаем     возможным     уменьшение
налогооблагаемой  прибыли  на  сумму  расходов  на проезд работника на
такси  при  следовании  к  месту командировки и обратно при условии их
соответствия   требованиям  ст.  252  Кодекса.  При  этом  обязанность
проверки экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком
расходов возложена на налоговые органы.
     2.  В  соответствии  со ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N
129-ФЗ   "О   бухгалтерском  учете"  (далее  -  Закон  N  129-ФЗ)  все
хозяйственные  операции,  проводимые  организацией, должны оформляться
оправдательными  документами. Эти документы служат первичными учетными
документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
     Первичные   учетные  документы  принимаются  к  учету,  если  они
составлены  по  форме,  содержащейся  в  альбомах унифицированных форм
первичной  учетной  документации,  и  содержат обязательные реквизиты.
Документы,  форма  которых  не  предусмотрена  в этих альбомах, должны
содержать  обязательные  реквизиты,  поименованные  в  ст.  9 Закона N
129-ФЗ.
     Постановлением  Госкомстата  России  от 05.01.2004 N 1 утверждены
Унифицированные  формы первичной учетной документации по учету труда и
его оплаты.
     При  направлении  работника  в командировку должны быть оформлены
следующие документы:
     1)  приказ  (распоряжение) о направлении работника в командировку
по формам N Т-9 и N Т-9а;
     2)  командировочное  удостоверение  -  форма  N Т-10. Фактическое
время  пребывания  в  месте  командировки  определяется  по отметкам в
командировочном  удостоверении  о  дне прибытия в место командировки и
дне  выбытия  из  места командировки. Суточные выплачиваются только за
дни  пребывания  в  командировке,  количество  которых определяется на
основании отметок в командировочном удостоверении;
     3) служебное задание для направления в командировку и отчет о его
выполнении по форме N Т-10а.
     Кроме  того,  согласно  п. 11 Порядка ведения кассовых операций в
РФ, утвержденного Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 N 40,
работник  не  позднее  трех дней по возвращении из командировки обязан
составить авансовый отчет (форма N АО-1).
     Форма  авансового  отчета  утверждена  Постановлением Госкомстата
России от 01.08.2001 N 55.
     К   авансовому   отчету   должны  быть  приложены  оправдательные
документы:   авиа-  и  (или)  железнодорожные  билеты  (подтверждающие
расходы   на   проезд),  счета  гостиниц  (подтверждающие  расходы  на
проживание)  и другие документы, подтверждающие произведенные расходы.
При   заграничных   командировках   к  авансовому  отчету  прилагаются
ксерокопии  страниц  загранпаспорта  с отметками о пересечении границы
(подтверждающие время пребывания работника в загранкомандировке).
     Оправдательные  документы,  составленные  на  иностранных языках,
должны  иметь построчный перевод (на отдельном листе) на русский язык.
Такое  требование  содержится  в  ст.  68  Конституции РФ, п. 1 ст. 16
Закона  РФ  от  25.10.1991  N  1807-1  "О  языках  народов  Российской
Федерации"  и  п.  9  Положения  по  ведению  бухгалтерского  учета  и
бухгалтерской  отчетности  в РФ, утвержденного Приказом Минфина России
от 29.07.1998 N 34н.
     Таким  образом,  расходы  на загранкомандировки производственного
характера,  подтвержденные  приказами  (распоряжениями)  о направлении
работников    в    командировки,   командировочными   удостоверениями,
служебными  заданиями  для направления в командировки и отчетами об их
выполнении,  авансовыми  отчетами,  авиабилетами,  счетами  турфирм, в
которых  расшифрована  стоимость  каждой  оказанной  услуги,  и актами
выполненных  работ,  подписанными  с  турфирмами, ксерокопиями страниц
загранпаспортов  с отметками о пересечении границы, могут быть приняты
в качестве первичных документов для целей налогового учета.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
12 мая 2008 г.
N 03-03-06/2/47