ФГУП ПО ИТОГАМ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ПО СОСТОЯНИЮ НА 01.11.2006 БЫЛО ВЫЯВЛЕНО ИМУЩЕСТВО, ЯВЛЯЮЩЕЕСЯ ОТДЕЛЬНЫМИ ИНВЕНТАРНЫМИ ОБЪЕКТАМИ, ВКЛЮЧАЕМЫМИ В РАЗНЫЕ АМОРТИЗАЦИОННЫЕ ГРУППЫ. ПО ДАННЫМ ОБЪЕКТАМ БЫЛИ СОСТАВЛЕНЫ СЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ, ДАТИРОВАННЫЕ 01.12.. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 06.06.08 03-03-06/4/42

            ФГУП ПО ИТОГАМ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ПО СОСТОЯНИЮ НА
            01.11.2006 БЫЛО ВЫЯВЛЕНО ИМУЩЕСТВО, ЯВЛЯЮЩЕЕСЯ
           ОТДЕЛЬНЫМИ ИНВЕНТАРНЫМИ ОБЪЕКТАМИ, ВКЛЮЧАЕМЫМИ В
          РАЗНЫЕ АМОРТИЗАЦИОННЫЕ ГРУППЫ. ПО ДАННЫМ ОБЪЕКТАМ
         БЫЛИ СОСТАВЛЕНЫ СЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ, ДАТИРОВАННЫЕ
         01.12.2006. ПРОТОКОЛОМ ОТ 09.02.2007 ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ
          ОБ ОЦЕНКЕ ИХ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ НА
            БАЛАНС. В КАКОМ ПОРЯДКЕ ФГУП ДОЛЖНО ОТРАЗИТЬ В
         БУХГАЛТЕРСКОМ И НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ ВЫЯВЛЕННОЕ ИМУЩЕСТВО
           В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО И НАЛОГА
           НА ПРИБЫЛЬ? ВОЗМОЖНО ЛИ РАССМАТРИВАТЬ ВЫЯВЛЕННОЕ
         ИМУЩЕСТВО КАК ПОЛУЧЕННОЕ ФГУП ОТ СОБСТВЕННИКА ЭТОГО
            ИМУЩЕСТВА? С КАКОГО МОМЕНТА ВОЗМОЖНО НАЧИСЛЯТЬ
                             АМОРТИЗАЦИЮ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                            6 июня 2008 г.
                           N 03-03-06/4/42

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо   и   по  вопросам,  относящимся  к  компетенции  Департамента,
сообщает.
     В  соответствии  со  ст.  374  части  второй  Налогового  кодекса
Российской  Федерации  (далее  -  Кодекс)  объектом налогообложения по
налогу  на  имущество  организаций  признается  движимое  и недвижимое
имущество   (включая  имущество,  переданное  во  временное  владение,
пользование,  распоряжение  или  доверительное управление, внесенное в
совместную   деятельность),   учитываемое  на  балансе  организации  в
качестве  объектов  основных  средств  в  соответствии с установленным
порядком ведения бухгалтерского учета.
     Порядок  принятия на баланс организаций (за исключением кредитных
и  бюджетных)  объектов  основных  средств и формирования их стоимости
регулируется  Приказами  Министерства финансов Российской Федерации от
30.03.2001  N  26н  "Об  утверждении Положения по бухгалтерскому учету
"Учет   основных  средств"  ПБУ  6/01"  и  от  13.10.2003  N  91н  "Об
утверждении  Методических  указаний  по  бухгалтерскому учету основных
средств",  а  также  от  31.10.2000 N 94н "Об утверждении Плана счетов
бухгалтерского  учета финансово-хозяйственной деятельности организаций
и Инструкции по его применению".
     При  проведении  инвентаризации  имущества организации необходимо
иметь   в   виду,   что   в   соответствии  с  Положением  по  ведению
бухгалтерского   учета   и   бухгалтерской   отчетности  в  Российской
Федерации,  утвержденным  Приказом  Министерства  финансов  Российской
Федерации  от  29.07.1998 N 34н, выявленный при инвентаризации излишек
имущества   приходуется  по  рыночной  стоимости  на  дату  проведения
инвентаризации.
     При этом при принятии к бухгалтерскому учету имущества в качестве
основного средства следует руководствоваться условиями, установленными
ПБУ 6/01, согласно которым активы принимаются к бухгалтерскому учету в
качестве основных средств на бухгалтерский счет 01 "Основные средства"
при одновременном выполнении условий, установленных п. 4 ПБУ 6/01.
     Учитывая   вышеизложенное,   полагаем,   что  выявленные  в  ходе
инвентаризации   имущества   активы,   отвечающие  критериям  основных
средств,  установленным  п.  4  ПБУ  6/01, и отраженные в сличительной
ведомости  по  состоянию  на  01.12.2006, подлежат налогообложению с 1
января 2006 г.
     Вместе  с  тем, поскольку на 1 декабря 2006 г. рыночная стоимость
указанных  объектов отсутствовала, по нашему мнению, организация после
проведенной  в 2007 г. оценки выявленных при проведении инвентаризации
основных  средств  обязана представить уточненную налоговую декларацию
(расчет)   по  налогу  на  имущество  организаций  за  соответствующий
налоговый (отчетный) период начиная с налоговой декларации за 2006 г.
     В  целях налогообложения прибыли следует учитывать, что Кодекс не
содержит   специальных  норм,  регламентирующих  порядок  отражения  в
налоговом учете выявленного в результате инвентаризации имущества.
     В этой связи полагаем, что указанное имущество подлежит отражению
в  налоговом  учете  в  порядке, аналогичном порядку, установленному в
целях бухгалтерского учета, на дату проведения инвентаризации.
     Выявленные  излишки  основных  средств  принимаются  к налоговому
учету  по рыночной стоимости исходя из положений п. 8 ст. 250 Кодекса,
устанавливающих,   что   при   получении   имущества   (работ,  услуг)
безвозмездно  оценка  доходов  осуществляется  исходя из рыночных цен,
определяемых  с  учетом  положений ст. 40 Кодекса. В результате оценки
выявленных   излишков   основных   средств   у  организации  возникает
внереализационный  доход,  который подлежит включению в налоговую базу
по налогу на прибыль организаций для уплаты налога.
     Вместе  с  тем  в  соответствии с пп. 26 п. 1 ст. 251 Кодекса при
формировании  налоговой  базы  по  налогу  на  прибыль  организаций не
учитываются  доходы в виде средств и иного имущества, которые получены
унитарными  предприятиями  от собственника имущества этого предприятия
или уполномоченного им органа.
     В  п.  1  ст.  11  Федерального  закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О
государственных  и  муниципальных  унитарных  предприятиях"  (далее  -
Федеральный  закон  N 161-ФЗ) содержится открытый перечень источников,
за  счет которых может формироваться имущество унитарного предприятия.
При этом в соответствии с п. 2 ст. 113 Гражданского кодекса Российской
Федерации  и  п.  1  ст.  2  Федерального  закона  N  161-ФЗ имущество
унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения
или  на  праве  оперативного управления, а правом собственности на это
имущество  обладает Российская Федерация, субъект Российской Федерации
или  муниципальное  образование.  Следовательно, имущество, выявленное
унитарным предприятием в результате инвентаризации, может принадлежать
ему  только  на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного
управления.
     Пунктом  2  ст.  2  Федерального закона N 161-ФЗ установлено, что
имущество  унитарного предприятия становится объектом указанных прав с
момента   его   передачи   унитарному   предприятию,   если   иное  не
предусмотрено   федеральным   законом   или  не  установлено  решением
собственника о передаче имущества унитарному предприятию.
     Понятие  "передача имущества" раскрывается в ст. 224 Гражданского
кодекса  Российской  Федерации,  из  положений  которой  следует,  что
имущество  переходит к унитарному предприятию с момента вручения, т.е.
с   момента   его  фактического  поступления  во  владение  унитарного
предприятия.
     Согласно  п.  1 ст. 256 Кодекса амортизируемым имуществом в целях
налогообложения     прибыли     признаются    имущество,    результаты
интеллектуальной   деятельности   и   иные   объекты  интеллектуальной
собственности,   которые   находятся   у  налогоплательщика  на  праве
собственности,  используются  им  для  извлечения  дохода  и стоимость
которых   погашается   путем  начисления  амортизации.  Амортизируемым
имуществом  признается  имущество  со  сроком  полезного использования
более  12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб. (более
10 000 руб. до 1 января 2008 г.).
     Для  целей  налогообложения  прибыли  выявленные  по  результатам
инвентаризации  основные  средства  в  налоговом  учете учитываются по
рыночной стоимости и относятся к амортизируемому имуществу.
     Амортизируемое  имущество,  полученное  унитарным предприятием от
собственника имущества унитарного предприятия в оперативное управление
или  хозяйственное  ведение, подлежит амортизации у данного унитарного
предприятия в порядке, установленном гл. 25 Кодекса.
     Одновременно  сообщаем,  что  настоящее  письмо  Департамента  не
содержит  правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания,  и не является нормативным правовым актом. В соответствии
с  Письмом  Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое
мнение  Департамента  имеет  информационно-разъяснительный характер по
вопросам  применения законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах  и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о
налогах  и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в
настоящем письме.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
6 июня 2008 г.
N 03-03-06/4/42