О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ "О ПОРЯДКЕ СОСТАВЛЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ" ПИСЬМО ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ 30 апреля 2008 г. N 51-Т (Д) Банк России направляет для использования в работе Методические рекомендации "О порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности" (для составления финансовой отчетности за 2007 год), в которых учтены требования действующих международных стандартов финансовой отчетности по состоянию на 1 января 2007 года. Со дня подписания настоящего письма Банка России отменить письмо Банка России от 10 февраля 2006 года N 19-Т "О Методических рекомендациях "О порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности" ("Вестник Банка России" от 22 февраля 2006 года N 12-13). Территориальным учреждениям Банка России довести настоящее письмо до сведения кредитных организаций. Настоящее письмо подлежит опубликованию в "Вестнике Банка России". С.М.ИГНАТЬЕВ 30 апреля 2008 г. N 51-Т ---------------------------------------------------------------------- Не нуждается в государственной регистрации. Письмо Минюста России от 16 мая 2008 г. N 01/4873-АБ. Приложение к Письму Банка России от 30 апреля 2008 года N 51-Т МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ "О ПОРЯДКЕ СОСТАВЛЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ" Для обеспечения подготовки финансовой отчетности кредитными организациями Банк России направляет для использования в работе Методические рекомендации о порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (далее - МСФО), разработанными Советом по Международным стандартам финансовой отчетности, под которыми понимаются международные стандарты финансовой отчетности (IFRS), международные стандарты финансовой отчетности (IAS) и интерпретации, выпущенные Комитетом по интерпретации международной финансовой отчетности (IFRIC) или Постоянным комитетом по интерпретациям (SIC). Глава 1. Общие положения 1.1. Для составления финансовой отчетности в соответствии с МСФО на базе бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с российскими правилами бухгалтерского учета (далее - российская бухгалтерская отчетность), кредитные организации используют метод трансформации, то есть перегруппировывают статьи бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, вносят необходимые корректировки и применяют профессиональные суждения. 1.2. Консолидированная и неконсолидированная финансовая отчетность в соответствии с МСФО включает: баланс на отчетную дату; отчет о прибылях и убытках за отчетный период; отчет об изменениях собственного капитала за отчетный период; отчет о движении денежных средств за отчетный период; примечания, включая краткое описание существенных принципов учетной политики по составлению финансовой отчетности, и прочие пояснительные примечания. 1.3. Уполномоченный орган управления кредитной организации утверждает учетную политику по составлению финансовой отчетности в соответствии с МСФО, а также структуру и содержание форм указанной финансовой отчетности. 1.4. Для составления финансовой отчетности в соответствии с МСФО кредитной организацией утверждается регламент составления финансовой отчетности, содержащий порядок подготовки, утверждения финансовой отчетности в соответствии с МСФО, включая ведомости перегруппировки и корректировок статей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, документального оформления профессиональных суждений (профессиональных мнений ответственных лиц кредитной организации, формирующиеся на базе объективной интерпретации имеющейся информации о конкретных операциях и сделках кредитной организации в соответствии с МСФО), а также порядок хранения указанной документации в течение сроков, установленных для российской бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными актами Банка России. 1.5. Регламент составления финансовой отчетности предусматривает: ответственных лиц кредитной организации, которым руководитель кредитной организации предоставляет право формировать профессиональные суждения по каждому из направлений деятельности кредитной организации и осуществлять основанные на этих профессиональных суждениях корректировки к российской бухгалтерской отчетности; должностных лиц кредитной организации, которые обязаны проводить проверку объективности сформированных профессиональных суждений и выполненных на основе этих суждений корректировок к российской бухгалтерской отчетности; подразделение кредитной организации, ответственное за обобщение всех корректировок к российской бухгалтерской отчетности, полученных от соответствующих подразделений кредитной организации, а также должностных лиц кредитной организации, осуществляющих проверку правильности обобщения всех корректировок к российской бухгалтерской отчетности для целей подготовки финансовой отчетности в соответствии с МСФО; порядок оформления, визирования, утверждения, подписания, хранения документов, включая ведомости перегруппировки, профессиональных суждений и основанных на этих профессиональных суждениях корректировок к российской бухгалтерской отчетности, а также других корректировок, включенных в финансовую отчетность кредитной организации в соответствии с МСФО; подписание финансовой отчетности кредитных организаций руководителем и главным бухгалтером, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными актами Банка России, несут ответственность за достоверность финансовой отчетности. 1.6. Финансовая отчетность считается составленной в соответствии с МСФО, если она соответствует всем требованиям действующих МСФО и интерпретаций Постоянного комитета по интерпретациям и Комитета по интерпретации международной финансовой отчетности, обязательных к применению на дату составления отчетности. 1.7. Банк России рекомендует кредитным организациям постоянно осуществлять профессиональную подготовку и обучение соответствующих категорий служащих, занимающихся составлением финансовой отчетности в соответствии с МСФО, теоретическим основам МСФО и практическим навыкам их применения. Глава 2. Структура и содержание форм финансовой отчетности и примечаний к ней 2.1. Примерные формы, входящие в состав финансовой отчетности в соответствии с МСФО, приведены в Иллюстративной финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО (приложение 1 к настоящим Методическим рекомендациям). Примерные формы, входящие в состав финансовой отчетности в соответствии с МСФО, могут быть изменены кредитной организацией для обеспечения наилучшего отражения в финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО, структуры и специфики операций кредитной организации, объема совершаемых операций, не нарушая при этом требований МСФО, например, путем: введения дополнительных статей финансовой отчетности по операциям, размер и характер которых, исходя из принципа существенности, таков, что их отдельное представление в финансовой отчетности повысит прозрачность и качество информации, представленной в данной финансовой отчетности, а также будет способствовать адекватному восприятию финансовой отчетности пользователями; исключения либо объединения отдельных статей финансовой отчетности кредитной организации вследствие отсутствия либо несущественности объемов отдельных операций для обеспечения адекватного восприятия финансовой отчетности пользователями. 2.2. В примечания включается существенная, полная и наиболее полезная информация для пользователей финансовой отчетности кредитной организации. В частности: описание характера операций и основной деятельности кредитной организации, справочная информация о кредитной организации. В случае если кредитная организация является дочерней или зависимой по отношению к другой организации, в примечаниях указывается наименование и местонахождение материнской (головной) (далее - материнская) организации, сведения о подготовке консолидированной финансовой отчетности по МСФО или информация о том, что консолидированная финансовая отчетность не подготовлена на основании требований МСФО (IAS) 27 "Консолидированная и отдельная финансовая отчетность" (далее - МСФО (IAS) 27) с указанием причин ее несоставления (данная информация излагается в примечании 1 "Основная деятельность Группы" приложения 1 к настоящим Методическим рекомендациям); вспомогательная (дополнительная) информация, которая не представлена в самой финансовой отчетности, но необходима для восприятия финансовой отчетности пользователями (например, характеристика экономической ситуации в стране (странах) или регионе (регионах), в которых осуществляет свою деятельность кредитная организация) (данная информация излагается в примечании 2 "Экономическая среда, в которой Группа осуществляет свою деятельность" приложения 1 к настоящим Методическим рекомендациям); констатация соответствия составленной финансовой отчетности требованиям МСФО, информация об основах подготовки финансовой отчетности, в том числе конкретная основа для подготовки финансовой отчетности (например, представленная финансовая отчетность является неконсолидированной или консолидированной) (данная информация излагается в примечании 3 "Основы представления отчетности" приложения 1 к настоящим Методическим рекомендациям); принципы учетной политики, принятые кредитной организацией для целей подготовки финансовой отчетности и основанные на утвержденной учетной политике по подготовке и составлению финансовой отчетности по МСФО (данная информация излагается в примечании 4 "Принципы учетной политики" приложения 1 к настоящим Методическим рекомендациям); дополнительная аналитическая информация по всем существенным статьям баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств и отчета об изменениях в собственном капитале в соответствии с МСФО; характеристика деятельности кредитной организации по сегментам в соответствии с требованиями МСФО (IAS) 14 "Сегментная отчетность"; описание деятельности кредитной организации по управлению финансовыми рисками в соответствии с МСФО (IFRS) 7 "Финансовые инструменты: раскрытие информации" (далее - МСФО (IFRS) 7)). С введением МСФО (IFRS) 7 требуется раскрытие информации, позволяющей оценить влияние финансовых инструментов на финансовое положение и результаты деятельности кредитной организации, характер и степень рисков, связанных с финансовыми инструментами, которым кредитная организация подвергалась в течение отчетного периода и по состоянию на отчетную дату, и способы управления этими рисками. Требования по раскрытию информации в финансовой отчетности в соответствии с МСФО (IFRS) 7 распространяются на сопоставимые данные предшествующего периода. При подготовке финансовой отчетности по МСФО кредитной организации рекомендуется раскрывать информацию в соответствии с МСФО (IFRS) 7, соблюдая минимальные требования к раскрытию: балансовой стоимости финансовых активов и финансовых обязательств по классам (Определяя классы финансовых инструментов, как минимум, рекомендуется проводить различие между финансовыми инструментами, оцениваемыми по амортизированной стоимости, и финансовыми инструментами, оцениваемыми по справедливой стоимости, и рассматривать в качестве отдельного класса (классов) те финансовые инструменты, на которые не распространяется МСФО (IFRS) 7.); информации о финансовых активах и финансовых обязательствах, оцениваемых по справедливой стоимости через прибыль или убыток; балансовой стоимости финансовых активов и финансовых обязательств по категориям, определенным МСФО (IAS) 39 "Финансовые инструменты: признание и оценка"; реклассификаций финансовых активов между категориями, отражаемыми по амортизированной стоимости и по справедливой стоимости; информации по классам переданных финансовых активов, не отвечающих критериям, установленным для прекращения признания финансовых активов; балансовой стоимости финансовых активов, предоставленных в качестве обеспечения обязательств или условных обязательств, условия залога, справедливой стоимости обеспечения, полученного кредитной организацией с правом дальнейшей реализации залога или последующего залога, при отсутствии невыполнения обязательств со стороны собственника обеспечения данных обязательств; сверка движения резерва на покрытие кредитных убытков по классам финансовых активов; наличия сложных финансовых инструментов, содержащих встроенные производные инструменты, элементы капитала (например, конвертируемые облигации); информации о невыполнении обязательств и нарушениях условий погашения полученных кредитной организацией кредитов и прочих заемных средств; доходов (расходов), прибылей (убытков) непосредственно в основных формах отчетности или в примечаниях в разрезе статей доходов (расходов), прибылей (убытков); основных положений учетной политики в отношении финансовых инструментов, включая описание методов оценки, использованных при подготовке финансовой отчетности; справедливой стоимости финансовых инструментов, включая раскрытие справедливой стоимости каждого класса финансовых инструментов, позволяющее осуществить сравнение с их балансовой стоимостью, методы и допущения, используемые при оценке справедливой стоимости, способ определения справедливой стоимости; в разрезе классов финансовых инструментов информации о прекращении признания финансовых инструментов, анализе изменения резерва под обесценение кредитного портфеля, сумме убытка от обесценения, справедливой стоимости финансовых активов и обязательств, количественной информации о кредитном риске; информации о хеджировании; информации, которая поможет пользователям финансовой отчетности оценить на отчетную дату характер и уровень связанных с финансовыми инструментами рисков, включающих кредитный риск, риск ликвидности и рыночный риск; рисков, связанных с финансовыми инструментами, и источников их возникновения, целей, политики и процедур управления рисками, а также методов, применяемых для оценки рисков; сводных количественных данных об уровне каждого вида риска, связанного с финансовыми инструментами, и его концентрации; суммы максимального кредитного риска по классам финансовых инструментов на отчетную дату без учета какого-либо залогового обеспечения и другой информации по кредитному риску, информации о просроченных и обесцененных финансовых активах и обеспечении; анализа по срокам погашения недисконтированных денежных потоков финансовых обязательств, отражающего оставшийся срок до погашения в соответствии с договорными условиями; анализа чувствительности по рыночному риску. Объем раскрываемой информации зависит от масштабов использования кредитной организацией финансовых инструментов и способов управления финансовыми рисками. Иллюстративная финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО, приведенная в приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям, является одним из примеров раскрытия информации, и не рекомендуется воспринимать кредитными организациями как единственно возможный вариант раскрытия информации в соответствии с МСФО, включая МСФО (IFRS) 7; описание условных обязательств кредитной организации и операций с производными финансовыми инструментами. В данном примечании раскрывается информация: о текущих и возможных судебных разбирательствах; обязательствах налогового, кредитного характера, а также связанных с финансированием капитальных вложений и операционной арендой; операциях с производными финансовыми инструментами; операциях с активами, находящимися на ответственном хранении, в залоге и т.д.; информация об операциях со связанными сторонами в соответствии с требованиями МСФО (IAS) 24 "Раскрытие информации о связанных сторонах"; информация о существенных событиях, произошедших после отчетной даты, но до даты подписания финансовой отчетности руководством кредитной организации и получения заключения аудиторской организации; другая существенная информация о деятельности кредитной организации в отчетном периоде. Примеры примечаний, включая принципы учетной политики, приведены в приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям. Глава 3. Составление финансовой отчетности 3.1. При подготовке финансовой отчетности кредитными организациями применяется метод трансформации в соответствии с учетной политикой, принятой для целей подготовки финансовой отчетности в соответствии с МСФО. 3.2. Метод трансформации состоит из следующих этапов: 3.2.1. Первый этап представляет собой перегруппировку статей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, исходя из экономической сущности активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов кредитной организации для приведения их в соответствие с МСФО. Рекомендуемые алгоритмы перегруппировки статей баланса и отчета о прибылях и убытках приведены в приложении 2 к настоящим Методическим рекомендациям. 3.2.2. Второй этап состоит в определении перечня необходимых корректировок статей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках для приведения их в соответствие с МСФО, в том числе на основе профессиональных суждений руководства кредитной организации в целях: корректировки временных (отчетных) периодов, в которых были совершены операции либо образовались рассматриваемые активы, обязательства, источники собственного капитала, доходы и расходы; оценки активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов кредитной организации в соответствии с МСФО; реклассификации статей баланса и отчета о прибылях и убытках. Примерный Перечень возможных корректировок кредитной организации для подготовки баланса и отчета о прибылях и убытках методом трансформации приведен в приложении 3 к настоящим Методическим рекомендациям. 3.2.3. Третий этап метода трансформации включает процедуру расчета сумм необходимых корректировок статей баланса и отчета о прибылях и убытках для приведения их в соответствие с МСФО. 3.3. Кредитные организации формируют Отчет о движении денежных средств с использованием разработочных вспомогательных таблиц, а также корректировок, приведенных в приложении 4 к настоящим Методическим рекомендациям, и на основе данных баланса и отчета о прибылях и убытках, подготовленных в соответствии с МСФО. 3.4. Кредитным организациям рекомендуется составлять финансовую отчетность в соответствии с МСФО не реже чем один раз в полугодие. При подготовке финансовой отчетности за период, более короткий, чем полный финансовый год, необходимо руководствоваться МСФО (IAS) 34 "Промежуточная финансовая отчетность". 3.5. Кредитные организации, зарегистрированные в отчетном периоде, впервые подготавливающие финансовую отчетность в соответствии с МСФО, руководствуются требованиями МСФО (IFRS) 1 "Первое применение МСФО". 3.6. В случае если кредитная организация контролирует и (или) оказывает существенное влияние на деятельность других юридических лиц, то рекомендуется установить, являются ли данные юридические лица по отношению к кредитной организации дочерними или зависимыми (ассоциированными) организациями (в соответствии с требованиями МСФО (IAS) 27, МСФО (IAS) 28 "Инвестиции в ассоциированные организации", МСФО (IAS) 31 "Участие в совместной деятельности"). В случае, если данные юридические лица являются дочерними или зависимыми (ассоциированными) организациями по отношению к кредитной организации в соответствии с положениями вышеназванных стандартов, кредитной организацией подготавливается и представляется неконсолидированная финансовая отчетность в соответствии с МСФО как самостоятельного юридического лица, а также консолидированная финансовая отчетность в соответствии с МСФО группы, в которой кредитная организация является материнской. Глава 4. Аудит финансовой отчетности 4.1. Консолидированная и неконсолидированная финансовая отчетность, составленная кредитными организациями за период, начинающийся 1 января и заканчивающийся 31 декабря отчетного года, подтверждается аудиторской организацией в соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3422; N 51, ст. 4829; 2002, N 1, ст. 2; 2005, N 1, ст. 45; 2006, N 6, ст. 636; N 45, ст. 4635) и статьей 42 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492; 2001, N 26, ст. 2586). 4.2. Рекомендации по отбору аудиторской организации для проведения аудита финансовой отчетности кредитной организации в соответствии с МСФО приведены в приложении 5 к настоящим Методическим рекомендациям. Аудиторское заключение, выражающее в установленной форме мнение о достоверности финансовой отчетности, представляется вместе с финансовой отчетностью. Глава 5. Публикация финансовой отчетности 5.1. Кредитные организации до особых указаний Банка России самостоятельно принимают решение о целесообразности и способе публикации финансовой отчетности в соответствии с МСФО, подтвержденной аудиторской организацией. При принятии решения о сроках опубликования финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО, кредитной организации следует учитывать, что в целях соблюдения принципов уместности и полезности отчетности информация должна быть раскрыта пользователям в разумные сроки. 5.2. Банк России рекомендует кредитным организациям публиковать финансовую отчетность, подготовленную в соответствии с МСФО, подтвержденную аудиторской организацией, в отдельных публикациях, средствах массовой информации, на WEB-сайте кредитной организации в сети Интернет и т.д. Глава 6. Представление и использование финансовой отчетности 6.1. Финансовая отчетность представляется кредитными организациями в территориальные учреждения Банка России в соответствии со сроками, установленными пунктом 3 Указания Банка России от 25 декабря 2003 года N 1363-У "О составлении и представлении финансовой отчетности кредитными организациями", зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2003 года N 5365, 19 октября 2005 года N 7095 ("Вестник Банка России" от 31 декабря 2003 года N 72, от 26 октября 2005 года N 56). 6.2. Финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО, используется: Банком России - для осуществления анализа деятельности кредитных организаций при выполнении надзорных функций и проведения сравнительного анализа с отчетностью, составленной в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации; руководством кредитных организаций - для целей анализа результатов деятельности кредитных организаций и возможности принятия управленческих решений. Приложения 1 - 5 ---------------------------------------------------------------------- Примечание. Приложения будут представлены в ближайшее время. |