ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ И НЕЛЕГАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ЛЕСНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА 2007 - 2008 ГОДЫ ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА 29 декабря 2007 г. N 524 (Д) В целях реализации Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р, приказываю: 1. Утвердить прилагаемую Программу противодействия коррупции и нелегальной деятельности в сфере лесных отношений на 2007 - 2008 годы. 2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя М.Д. Гиряева. Руководитель В.П.РОЩУПКИН 29 декабря 2007 г. N 524 УТВЕРЖДЕНА Приказом Рослесхоза от 29 декабря 2007 года N 524 ВЕДОМСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ И НЕЛЕГАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ЛЕСНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА 2007 - 2008 ГОДЫ ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ---------------------------------------------------------------------------------- | Наименование | Ведомственная программа противодействия коррупции и | | Программы | нелегальной деятельности в сфере лесных отношений на 2007 - | | | 2008 гг. | |---------------|----------------------------------------------------------------| | Основание для | Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 | | разработки | октября 2005 г. N 1789-р "О Концепции административной | | Программы | реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах" | | Разработчик | Федеральное агентство лесного хозяйства | | Программы | | |---------------|----------------------------------------------------------------| | Исполнитель | Федеральное агентство лесного хозяйства | | Цели | Снижение уровня коррупции и связанной с ней нелегальной | | Программы | деятельности в сфере лесных отношений в Российской | | | Федерации; Устранение причин и условий, порождающих | | | коррупцию и связанную с ней нелегальную деятельность в сфере | | | лесных отношений | |---------------|----------------------------------------------------------------| | Задачи | Измерение, оценка и анализ существующего в сфере лесных | | Программы | отношений уровня коррупции, а также измерение темпов | | | снижения уровня коррупции, достигаемого по ходу реализации | | | данной Программы; | | | Определение наиболее коррупционных сфер деятельности в сфере | | | лесных отношений, основных коррупционных механизмов, | | | идентификация случаев коррупции, в том числе анализ | | | потенциально коррупционной нормативной базы в сфере лесного | | | хозяйства, измерение и оценка существующего уровня | | | коррупции, а также измерение уровня снижения коррупции, | | | достигаемого по годам реализации Программы на основе | | | периодического мониторинга; | | | Обеспечение для государственных служащих установленных | | | запретов, ограничений, правил служебного поведения | | | антикоррупционной направленности, требований по | | | урегулированию конфликтов личных и служебных интересов, | | | обеспечивающее создание для государственных служащих и иных | | | должностных лиц стимулов к достижению общественных интересов | | | при помощи повышения риска коррупционных действий и потерь | | | от их совершения для должностных лиц, а также увеличения | | | выгод от действий в рамках законодательства и в соответствии | | | с общественными интересами для должностных лиц; Укрепление | | | системы внутреннего контроля с целью предупреждения, | | | идентификации и пресечения коррупционных правонарушений; | | | Упорядочивание и повышение качества сбора и анализа | | | информации о состоянии лесного фонда Российской Федерации; | | | Формирование антикоррупционного общественного сознания, | | | характеризующегося нетерпимостью государственных служащих, | | | граждан и организаций к коррупционным действиям; | | | Вовлечение граждан и институтов гражданского общества в | | | реализацию антикоррупционной политики посредством увеличения | | | открытости и подотчетности Рослесхоза по отношению к | | | гражданскому обществу, содействия реализации прав граждан и | | | организаций на доступ к информации о фактах коррупции и | | | коррупционных факторах, а также на их свободное освещение в | | | средствах массовой информации, кооперации с гражданами, | | | средствами массовой информации, неправительственными и | | | некоммерческими организациями, частными компаниями, другими | | | органами государственной власти с целью реализации | | | антикоррупционной политики в сфере лесных отношений; | | | Стимулирование лесопользователей к сертификации | | | лесоуправления; | | | Создание основы для снижения рисков проявления коррупции в | | | органах государственной власти субъектов Российской | | | Федерации, осуществляющих переданные полномочия в области | | | лесных отношений | |---------------|----------------------------------------------------------------| | Сроки и этапы | 2007 - 2008 гг. | | реализации | | | Программы | | |---------------|----------------------------------------------------------------| | Основные | 1. Увеличение информационной подготовленности Рослесхоза к | | мероприятия | борьбе с нелегальной деятельностью и коррупцией в сфере | | Программы | лесных отношений за счет увеличения полноты статистических | | | данных о размере и структуре лесного фонда, об угрозах | | | лесному фонду со стороны пожаров, очагов вредных организмов, | | | загрязнения радиоактивными веществами, нелегальной | | | деятельности, коррупции в сфере лесных отношений, | | | моделирования сценариев развития лесного хозяйства. | | | 2. Информационное сопровождение лесного планирования, | | | популяризация принципов рационального и неистощительного | | | использования лесов среди граждан и организаций. | | | 3. Образование в Федеральном агентстве лесного хозяйства | | | комиссии по соблюдению требований к служебному поведению | | | государственных гражданских служащих и урегулированию | | | конфликта интересов и обеспечение ее деятельности. | | | 4. Совершенствование организации деятельности Федерального | | | агентства лесного хозяйства по размещению государственного | | | заказа, повышение прозрачности процедур размещения | | | государственного заказа. | | | 5. Организация проведения антикоррупционного анализа и | | | подготовки заключений по проектам нормативных правовых актов | | | в целях выявления в них положений, способствующих проявлению | | | нелегальной деятельности и коррупции в сфере лесных | | | отношений. | | | 6. Формирование перечня должностей, в наибольшей степени | | | подверженных риску коррупции (коррупциогенных должностей), а | | | также примерного перечня коррупционных действий и проявлений | | | в деятельности государственных гражданских служащих. | | | 7. Внедрение механизмов дополнительного внутреннего контроля | | | деятельности государственных гражданских служащих, | | | замещающих коррупциогенные должности, а также формирование | | | предложений по увеличению размера ответственности за | | | нелегальную деятельность и коррупцию в сфере лесных | | | отношений. | | | 8. Мониторинг использования, защиты, охраны, восстановления | | | лесных ресурсов с целью противодействия коррупции и | | | нелегальной деятельности и установление обратной связи с | | | получателями государственных услуг. | | | 9. Формирование нетерпимого отношения к проявлениям | | | коррупции со стороны государственных гражданских служащих, | | | граждан и организаций. | | | 10. Применение технических средств мониторинга за | | | использованием, охраной, защитой и восстановлением лесов, а | | | также средств контроля за исполнением должностными лицами, | | | замещающими коррупциогенные должности в Агентстве, своих | | | должностных обязанностей. | | | 11. Внедрение и развитие информационно-коммуникационных | | | технологий в деятельности Агентства в целях сокращения | | | причин и условий, порождающих коррупцию. | | | 12. Стимулирование лесопользователей к внедрению | | | добровольной сертификации. | | | 13. Разработка информационного и методического обеспечения | | | для противодействия коррупции и нелегальной деятельности в | | | сфере лесных отношений при исполнении органами | | | государственной власти субъектов Российской Федерации | | | переданных полномочий | |---------------|----------------------------------------------------------------| | Источники | 1. Средства федерального бюджета, выделяемые на | | финансирования| финансирование текущей деятельности федерального органа | | Программы | исполнительной власти (2007 г. - 7,8 млн. руб., 2008 г. - | | | 3,3 млн. руб.). | | | 2. Средства федерального бюджета на проведение | | | административной реформы в случае победы федерального органа | | | исполнительной власти в конкурсном отборе для оказания | | | поддержки проведения административной реформы (2007 г. - | | | 2 млн. руб.) | |---------------|----------------------------------------------------------------| | Ожидаемые | Снижение уровня коррупции и нелегальной деятельности в | | результаты | сфере лесных отношений; | | реализации | повышение качества и доступности государственных услуг; | | Программы | уменьшение издержек бизнеса на преодоление административных | | | барьеров; | | | обеспечение равного доступа к использованию лесных ресурсов; | | | увеличение открытости и подотчетности Рослесхоза | | | гражданскому обществу; | | | укрепление доверия граждан к деятельности федеральных | | | органов исполнительной власти и органов исполнительной | | | власти субъектов Российской Федерации | |---------------|----------------------------------------------------------------| | Контроль за | Координацию и контроль реализации программных мероприятий | | реализацией | осуществляет Федеральное агентство лесного хозяйства. | | Программы | Ответственность за реализацию программных мероприятий | | | возложена на руководителя Федерального агентства лесного | | | хозяйства | ---------------------------------------------------------------------------------- 1. Анализ состояния проблемы Нелегальная и коррупционная деятельность в сфере лесного хозяйства является одной из наиболее значимых проблем, которые необходимо разрешить для выполнения основной миссии Рослесхоза - создания условий для рационального использования лесов и сохранения потенциала лесных ресурсов в интересах будущих поколений. Данная проблема не является специфической для Российской Федерации: фактически с ней сталкиваются большинство стран мира, обладающих значительными запасами лесных ресурсов. Масштабы нелегальной и коррупционной деятельности трудно поддаются оценке; до сих пор большая часть данных основывается на результатах отдельных проверок и пилотных исследований. Тем не менее, данные оценки позволяют сделать общий вывод о серьезности проблемы на сегодняшний день. По данным Королевского института по международным делам Великобритании, объем нелегальных рубок составляет свыше 10% мировой торговли древесиной, что приводит к бюджетным потерям государств, где проводятся незаконные рубки, составляющим от 10 до 15 млрд. долларов ежегодно. По оценкам Института Всемирного Банка, до 15% мировой торговли древесиной тем или иным образом связано с нелегальной деятельностью, в том числе с коррупцией в сфере лесных отношений. По оценкам европейских общественных организаций, существенная доля импорта древесины Европейского союза (до 50% импорта древесины тропических лесов, до 20% импорта древесины бореальных лесов) имеет нелегальное происхождение. От нелегального использования лесных ресурсов и коррупции в сфере лесного хозяйства значительный ущерб получили экосистемы многих развивающихся государств и стран с переходной экономикой. По оценкам общественных организаций, доля нелегальных рубок в 2002 г. в некоторых странах значительно превышала объем легальных заготовок древесины. Так доля нелегальных рубок в Бразилии составляла до 80 - 85%, в Боливии до 80%, в Индонезии 51 - 73%, в Эстонии - до 50%. Формы нелегальной деятельности в сфере лесных отношений многочисленны. В частности, нелегальная деятельность включает: - самозахват лесных территорий сельскими жителями или частными компаниями с целью использования территории для нужд сельского хозяйства; - практику подсечно-огневого земледелия на захваченных участках; - рубки запрещенных пород дерева; - подделка разрешительных документов; - нанесение умышленного вреда лесу с целью проведения последующих легальных санитарных рубок; - рубки в охраняемых территориях (в т.ч. с участием посредников); - рубки за пределами выделенных участков; - рубки в запрещенных местах (берега рек, крутые овраги и т.д.); - вырубка деревьев недостаточно большого размера (или перезрелых деревьев); - превышение установленного объема лесозаготовок; - включение высоких объемов лесозаготовок на выделенных участках для лесопользователя с целью сокрытия факта частично нелегальных рубок; - проведение рубок в отсутствии разрешений; - получение права на использование лесов с помощью взяток; - поджог лесных массивов с целью дальнейшего использования земель в коммерческих целях; - несанкционированная транспортировка леса; - транспортировка нелегально заготовленной древесины; - контрабанда леса; - экспорт и импорт пород дерева, запрещенных для использования в соответствии с нормами международного права; - экспорт и импорт древесины в нарушение национального законодательства; - декларирование меньших объемов и занижение стоимости при экспорте; - декларирование цен, превышающих среднерыночные, на оборудование или услуги, предоставляемые связанными (зависимыми) компаниями; - манипулирование долговыми операциями с целью перечисления средств субсидиарной или головной компании с целью снижения налогов на прибыль; - искажение стоимости, умышленное нарушение классификации пород дерева, идущих на экспорт либо предназначенных для продажи на внутреннем рынке; - отсутствие необходимых разрешительных документов для обработки и переработки леса; - нарушение экологического, социального и трудового законодательства; - использование нелегально заготовленной древесины в промышленном производстве. Нелегальная и связанная с ней коррупционная деятельность в сфере лесных отношений имеют столь разнообразные формы, а также значительные масштабы в связи с острым применением проблемы информационной асимметрии - невозможности проведения непрерывного и полного мониторинга состояния лесного фонда на всей территории страны. Данной ситуацией могут воспользоваться как хозяйствующие субъекты, так и представители органов власти и сотрудники государственных учреждений в сфере лесного хозяйства. Программа предусматривает ряд мероприятий, направленных на снижение информационной асимметрии: - Увеличение информационной подготовленности Рослесхоза к борьбе с нелегальной деятельностью и коррупцией в сфере лесных отношений за счет увеличения полноты статистических данных о размере и структуре лесного фонда, об угрозах лесному фонду со стороны пожаров, очагов вредных организмов, загрязнения радиоактивными веществами, нелегальной деятельности, коррупции в сфере лесных отношений, моделирования сценариев развития лесного хозяйства; - Информационное сопровождение лесного планирования, популяризация принципов рационального и неистощительного использования лесов среди граждан и организаций. Значительная часть нелегальной деятельности в сфере лесных отношений приходится на Россию. Оценки масштабов нелегальной деятельности в лесном секторе в России варьируются от 10 - 15% лесозаготовок до 50% производства древесины в отдельных регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока. Результаты комплексной проверки, проведенной в Читинской области весной 2007 г., подтверждают выводы независимых экспертов: если в ближайшее время не будут приняты срочные меры по обеспечению эффективного межведомственного взаимодействия, действенного таможенного контроля, не будет налажена работа по охране лесов, уже к 2012 - 2013 гг. в Читинской области не останется запасов деловой древесины в экономически доступной зоне. Одной из ключевых причин высокого объема нелегальных рубок является коррупция в сфере лесных отношений и низкая эффективность системы управления. Данные проблемы приобретают особую актуальность для Российской Федерации с учетом проводимого в настоящее время реформирования в системе лесных отношений, децентрализации системы управления лесным хозяйством. Согласно положениям Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р, необходимым условием для достижения заявленных в административной реформе целей является ликвидация коррупции в федеральных органах исполнительной власти, которая стала важнейшей проблемой, препятствующей повышению эффективности государственного управления. Таким образом, разработка и внедрение правовых, организационных и иных механизмов противодействия коррупции являются необходимыми элементами реализации административной реформы в Федеральном агентстве лесного хозяйства (далее - Агентство). 2. Цели и задачи Программы Целями Программы являются: Снижение уровня коррупции и связанной с ней нелегальной деятельности в сфере лесных отношений в Российской Федерации; Устранение причин и условий, порождающих коррупцию и связанную с ней нелегальную деятельность в сфере лесных отношений. Для достижения указанных целей требуется решение следующих задач: 1. Измерение, оценка и анализ существующего в сфере лесных отношений уровня коррупции, а также измерение темпов снижения уровня коррупции, достигаемого по ходу реализации данной Программы; 2. Определение наиболее коррупционных сфер деятельности в сфере лесных отношений, основных коррупционных механизмов, идентификация случаев коррупции, в том числе анализ и подготовка заключений по потенциально коррупционной нормативной базе в сфере лесного хозяйства, измерение и оценка существующего уровня коррупции, а также измерение уровня снижения коррупции, достигаемого по годам реализации Программы на основе периодического мониторинга; 3. Обеспечение для государственных служащих установленных запретов, ограничений, правил служебного поведения антикоррупционной направленности, требований по урегулированию конфликтов личных и служебных интересов, обеспечивающее создание для государственных служащих и иных должностных лиц стимулов к достижению общественных интересов при помощи повышения риска коррупционных действий и потерь от их совершения для должностных лиц, а также увеличения выгод от действий в рамках законодательства и в соответствии с общественными интересами для должностных лиц; 4. Укрепление системы внутреннего контроля с целью предупреждения, идентификации и пресечения коррупционных правонарушений; 5. Упорядочивание и повышение качества сбора и анализа информации о состоянии лесного фонда Российской Федерации. 3. Система программных мероприятий Программа основывается на реализации мероприятий по следующим основным направлениям: Мероприятие 3.1. Увеличение информационной подготовленности Рослесхоза к борьбе с нелегальной деятельностью и коррупцией в сфере лесного хозяйства за счет увеличения полноты статистических данных о размере и структуре лесного фонда, об угрозах лесному фонду со стороны пожаров, очагов вредных организмов, загрязнения радиоактивными веществами, нелегальной деятельности, коррупции в сфере лесных отношений, моделирования сценариев развития лесного хозяйства. Обнаружение нарушений, искажений плановых результатов, коррупции является одним из основных инструментов борьбы с обманом со стороны подчиненных или подконтрольных лиц. Для более эффективного мониторинга требуется более полная, достоверная и вовремя пополняемая статистическая база данных о состоянии лесного фонда. Значительные возможности для нелегальной деятельности создаются за счет неполноты и недостоверности ведомственных статистических данных об объеме и структуре лесного фонда, источниках угроз лесному фонду, их прошлом и настоящем влиянии на лесной фонд, а также отсутствием и низким качеством симуляционных <1> моделей развития угроз лесному фонду, принимающим во внимание новые релевантные факторы <2>, в том числе климатического характера. Неполнота и недостоверность статистических баз данных, а также ограниченность возможности для их анализа позволяют лесопользователям использовать гораздо больший объем лесного фонда, чем допустимо для обеспечения устойчивого развития лесного хозяйства, снижают вероятность выявления нелегальной и связанной с ней коррупционной деятельности в сфере лесного хозяйства. -------------------------------- <1> Модели, искусственно генерирующие вероятные сценарии развития каких-либо процессов. <2> Факторы, оказывающие статистически значимое влияние на исследуемую переменную, в данном случае на развитие лесного фонда. В рамках мероприятия предполагается провести работы по совершенствованию системы ведомственной отчетности и развитию методов и систем анализа данных, в том числе собираемых в рамках аналитических ведомственных целевых программ "Государственная инвентаризация лесов" и "Лесные мониторинги". В рамках настоящего мероприятия предполагается расширить перечень источников данных и аналитических результатов, используемых Рослесхозом для оценки состояния и развития лесного фонда за счет более активного использования данных международных, научных, экспертных, общественных и иных заинтересованных организаций, средств массовой информации. Показатели мероприятия: - Количество внешних организаций и экспертов, вовлеченных в обмен данными, аналитическими материалами о состоянии и развитии лесного хозяйства Российской Федерации с Рослесхозом; - Доля форм ведомственной статистики, прошедших актуализацию, в общем количестве форм ведомственной статистики, требующих актуализации, %. Мероприятие 3.2. Информационное сопровождение лесного планирования, популяризация принципов рационального и неистощительного использования лесов среди граждан и организаций. Важным фактором снижения возможностей по ведению нелегальной и коррупционной деятельности в сфере лесных отношений является пропаганда нетерпимого отношения общества к расточительному использованию лесных ресурсов. Проведенные недавно исследования показывают, что до 30% населения, проживающего в российских лесных территориях, толерантно относятся к нелегальным рубкам. Изменение общественного мнения к данной проблеме является одним из ключевых факторов успеха в деле предотвращения нелегальной и коррупционной деятельности в сфере лесных отношений. В рамках настоящего мероприятия планируется проведение широкого информирования населения о планах использования лесов. Зарубежный опыт показывает, что информирование населения и других заинтересованных сторон о планируемой деятельности и выделяемых на нее ресурсах часто приводит к значительному сокращению коррупции и нелегальной деятельности. Помимо информирования о планах использования, защиты, охраны и восстановления лесного фонда, необходимо информирование населения о последствиях истощительного лесопользования, к которому приводят нелегальные рубки и коррупция, недостаточное внимание к охране, защите и восстановлению лесов. Население должно осознавать содержание и последствия ресурсного и экологического ущерба, наносимого среде проживания настоящего и будущих поколений, а также материального ущерба, который несут законопослушные налогоплательщики из-за недостаточных перечислений в бюджет средств за лесопользование, возникающих из-за нелегальной деятельности и коррупции в сфере лесного хозяйства, а также из-за неэффективно проводимых аукционов. Важным аспектом реализации данного мероприятия является обеспечение тесного сотрудничества с центральными и местными средствами массовой информации. Наиболее эффективными средствами массовой информации являются радио и телевидение. Рослесхоз в сотрудничестве со средствами массовой информации может составить серию информационных передач о состоянии и проблемах лесного фонда. Региональные и муниципальные СМИ могут предоставлять информацию о лесных планах и характерных для конкретных лесных территорий проявлений коррупции и нелегальной деятельности. Показатели мероприятия: Доля граждан, чья жизнедеятельность связана с определенными лесными территориями, проинформированных о содержании планов об использовании, охране, защите, восстановлении соответствующих лесных территорий, в том числе при помощи картографического материала (по результатам опроса); Отношение населения, проживающего в лесных районах, к нелегальным лесозаготовкам (по результатам опроса). 3.3. Образование в Федеральном агентстве лесного хозяйства комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов и обеспечение ее деятельности. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 3 марта 2007 г. N 269 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских Российской Федерации", Приказом Рослесхоза N 314 от 29.06.2007 образована соответствующая Комиссия Рослесхоза и утвержден ее состав. В рамках настоящего мероприятия предполагается обеспечить эффективное функционирование данной Комиссии. Комиссия осуществляет следующие функции: проведение образовательной и просветительской работы среди государственных гражданских служащих Рослесхоза по разъяснению требований 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Указа Президента Российской Федерации N 269 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов"; проведение мероприятий по урегулированию конфликта личных и служебных интересов должностных лиц, иных государственных служащих Рослесхоза в случаях получения от правоохранительных, судебных или иных государственных органов, от организаций, должностных лиц или граждан информации о совершении государственным служащим поступков, порочащих его честь и достоинство, или об одном из нарушений государственным служащим требований к служебному поведению, предусмотренных статьей 18 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", и в случаях получения информации о наличии у государственного гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов; вынесение решения по урегулированию конфликта интересов личных и служебных интересов должностных лиц, иных государственных служащих Рослесхоза согласно требованиям 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Указа Президента Российской Федерации N 269 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов"; разработка и представление для принятия руководителю Рослесхоза Кодекса этики государственных гражданских служащих Рослесхоза. В рамках этого мероприятия проводится обучение сотрудников нормам этического поведения, концентрирующихся на предотвращении конфликта интересов, а также прикладываются усилия к выявлению случаев возникновения конфликта интересов и устранению этих случаев. Сотрудники Рослесхоза должны быть беспристрастными при исполнении своих обязанностей. Для этого они не должны быть подвержены влиянию лиц и групп, заинтересованных в искажении решений, аналитических материалов, статистики. В этой связи, сотрудники Рослесхоза не могут принимать любые материальные блага от лиц, для которых имеют значение результаты выполнения сотрудниками Рослесхоза своих обязанностей, за исключением компенсаций, предусмотренных трудовыми договорами с работодателями, основным из которых должен быть договор с Рослесхозом. О всех дополнительных заработках и контрактах сотрудники Рослесхоза обязаны уведомлять непосредственное руководство, которое оценивает влияние сторонних заработков на беспристрастность выполнения сотрудниками Рослесхоза своих обязанностей и на основе оценки делает рекомендации о желательности выполнения сотрудником сторонних работ. В рамках мероприятия достигается обеспечение соблюдения государственными гражданскими служащими Рослесхоза требований к служебному поведению. Показатель мероприятия: Степень реализации решений Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов (на основе мониторинга протокольных решений). 3.4. Совершенствование организации деятельности Федерального агентства лесного хозяйства по размещению государственного заказа. В целях реализации данного направления в Рослесхозе должна быть продолжена работа по оптимизации процедур закупок для государственных нужд. В частности, будут реализованы: меры по установлению процедур, позволяющих проводить мониторинг отклонения цен заключения договоров от среднерыночного уровня (на основе определения среднерыночных закупочных цен из публичных (при возможности и внутренних) источников); меры по использованию всех возможных процедур, не противоречащих федеральному и региональному законодательству, в целях развития свободной конкуренции среди поставщиков продукции для государственных нужд (в основном при помощи полного дублирования соответствующих публикаций на интернет-сайтах Рослесхоза, подведомственных организаций); меры по устранению случаев участия на стороне поставщиков продукции для государственных нужд близких родственников должностных лиц, ответственных за принятие решений по размещенным государственным заказам, а также лиц, которые могут оказать прямое влияние на процесс формирования, размещения и контроля за проведением государственных закупок, исключение иных возможных предпосылок конфликта интересов государственных служащих. Мониторинг соблюдения требований Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" осуществляется уполномоченным структурным подразделением. Должны быть разработаны методика и административный регламент проведения мониторинга такого рода, в том числе проведения сопоставительного анализа закупочных и среднерыночных цен на закупаемую продукцию. Информация о результатах мониторинга соблюдения требований закона должна размещается на официальном интернет-сайте Агентства. Показатели мероприятия: Среднее количество участников открытых конкурсов (на закупку типовых товаров, работ, услуг); Среднее соотношение среднерыночных и закупочных цен по основным видам закупаемых товаров, работ и услуг, %. 3.5. Организация анализа и подготовка заключений по позиции Рослесхоза по проектам нормативных правовых актов, в целях выявления в них положений, способствующих проявлению нелегальной деятельности и коррупции в сфере лесных отношений. Одним из важнейших превентивных мероприятий, предотвращающих условия проявления коррупции и ведения нелегальной деятельности в сфере лесных отношений, является выработка позиции Рослесхоза в отношении коррупциогенности проектов нормативных правовых актов. Управление правового обеспечения и лесных отношений Рослесхоза ежеквартально готовит и представляет на утверждение руководителю Агентства перечень проектов нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Агентства, требующим в первоочередном порядке проведения антикоррупционного анализа. Заключения по проектам нормативных правовых актов готовятся на стадии разработки и/или согласования указанных актов. Наиболее актуальным представляется антикоррупционный анализ в отношении тех нормативных правовых актов, которые регулируют контрольные, разрешительные, регистрационные, юрисдикционные полномочия государственных служащих во взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами, а также порядок и сроки реализации данных полномочий. Показатель мероприятия: Доля проектов нормативно-правовых актов, направленных на реализацию нового лесного законодательства, по которым были подготовлены заключения Рослесхоза и доработанных по их результатам с устранением всех выявленных положений, которые могут способствовать коррупции. 3.6. Формирование перечня должностей, в наибольшей степени подверженных риску коррупции (коррупциогенных должностей), а также примерного перечня коррупционных действий и проявлений в деятельности государственных гражданских служащих. На основе проведенного анализа коррупционных рисков в сфере лесных отношений формируется и утверждается перечень коррупциогенных должностей в Рослесхозе. Перечень коррупциогенных должностей включает в себя должности государственной гражданской службы (а также перечень должностей в подведомственных Рослесхозу организациях), замещение которых связано с: непосредственным предоставлением государственных услуг заявителям, а также иными непосредственными контактами с гражданами и организациями; осуществлением контрольных и надзорных мероприятий; подготовкой и принятием решений о распределении бюджетных средств, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределением ограниченного ресурса (квоты, частоты, участки недр и др.); подготовкой и принятием решений, связанных с осуществлением государственных закупок; подготовкой и принятием решений по выдаче лицензий и разрешений; осуществлением регистрационных действий; подготовкой и принятием решений по ФЦП, ФАИП и другим программам, предусматривающим выделение бюджетных средств; подготовкой и принятием решений, связанных с назначениями на коррупциогенные должности. Перечень коррупциогенных должностей утверждается приказом руководителя Агентства. Перечень позволит локализовать и сконцентрировать усилия по противодействию коррупции в отношении должностных лиц, замещающих коррупциогенные должности, а также по обеспечению адекватной компенсации ограничений, связанных с замещением коррупциогенных должностей. Дополнительно необходимо составить список коррупциогенных должностей (процедура) в сфере регулирования лесных отношений в субъектах Российской Федерации, в территориальных органах Рослесхоза и в подведомственных организациях. В целях предотвращения коррупционных действий со стороны государственных гражданских служащих, замещающих коррупциогенные должности, в территориальных органах Агентства целесообразно рассмотреть возможность ротации их руководителей. Показатели мероприятий: Наличие утвержденного перечня коррупциогенных должностей в структуре Рослесхоза; Наличие утвержденного примерного перечня коррупциогенных должностей в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в сфере лесных отношений. 3.7. Внедрение механизмов дополнительного внутреннего контроля деятельности государственных гражданских служащих, замещающих коррупциогенные должности, а также формирование предложений по увеличению размера ответственности за нелегальную деятельность и коррупцию в сфере лесных отношений. Одним из механизмов дополнительного внутреннего контроля деятельности государственных гражданских служащих также может служить срочный служебный контракт (замена бессрочных контрактов на срочные будет осуществляться в полном соответствии с действующим законодательством), в котором необходимо предусмотреть следующие положения: дополнительные ограничения для данной категории государственных служащих в связи с занимаемой должностью; требования в отношении раскрытия контактов данного должностного лица с иными лицами по служебным вопросам, помимо обязательных административных процедур и действий, закрепленных в административном и должностном регламентах; формы ответственности за нарушение оговоренных в контракте ограничений, а также в случае выявления коррупционных проявлений в действиях данного должностного лица. Также в рамках реализации данного направления в Агентстве создается система внутреннего контроля, основанная на механизме служебных проверок. В рамках настоящего мероприятия Рослесхозом разрабатывается и внедряется механизм проведения служебных проверок в отношении государственных гражданских служащих, замещающих коррупциогенные должности в плановом порядке, а также в отношении иных государственных гражданских служащих на основании поступившей информации о коррупционных проявлениях, в том числе жалоб и обращений граждан и организаций, а также публикаций в СМИ. С этой целью Рослесхозом будет разработана система мероприятий по целенаправленному сбору, фиксации и детальному рассмотрению данных, свидетельствующих о фактах коррупции. Отдельным направлением внутреннего контроля должна стать система постоянного мониторинга имущественного положения должностных лиц, в том числе на основе выборочного анализа деклараций о доходах и имуществе, принадлежащем должностным лицам на праве собственности. Одним из наиболее эффективных способов снижения возможности для совершения нелегальных и коррупционных деяний является увеличение размера наказания за совершенные незаконные действия. В этой связи целесообразно внести предложения в законодательные акты по ужесточению санкций за нарушения и коррупцию в сфере лесных отношений. Показатели мероприятия: Разработка инициатив об ужесточении санкций за нарушения и коррупцию в сфере лесных отношений; Число/доля сотрудников Рослесхоза, имеющих срочные контракты, соответствующие требованиям к срочным контрактам; Доля результативных служебных проверок. 3.8. Мониторинг использования, защиты, охраны, восстановления лесных ресурсов с целью противодействия коррупции и нелегальной деятельности и установление обратной связи с получателями государственных услуг, иными гражданами и организациями, участвующими в лесных отношениях. В рамках реализации данного мероприятия необходимо обеспечить использование различных средств мониторинга, позволяющих выявлять случаи нелегальной (в т.ч. коррупционной) деятельности в сфере лесных отношений. Сопоставление результатов дистанционного мониторинга территорий интенсивного лесопользования с картографическим представлением лесных планов и отчетности субъектов Российской Федерации позволит выявить расхождения в ожидаемом и фактическом состоянии лесов, провести отбор территорий для проведения внеплановых проверок. Вовлечение в процесс мониторинга нелегальной и коррупционной деятельности в сфере лесных отношений, нерационального использования лесных ресурсов местного населения (в том числе с использованием материального стимулирования граждан) позволит расширить круг источников информации о состоянии лесов. Обнаруженные случаи нарушений и коррупции должны попадать в сферу внимания и деятельности Рослесхоза. Таким образом, должна существовать связь между промежуточным результатом деятельности некоммерческих и неправительственных организаций, граждан и средств массовой информации в виде обнаруженных случаев нарушений лесопользования и коррупции и конечным результатом, обеспечиваемым Рослесхозом, в виде санкций за нарушения и коррупцию. Это мероприятие необходимо выполнять с привлечением правоохранительных органов, включая структуры Министерства внутренних дел и Федеральной службы безопасности. Рослесхозом ежегодно проводится комплексный ведомственный антикоррупционный мониторинг, включая мониторинг уровня коррупции, мониторинг коррупционных факторов и эффективности реализации мер антикоррупционной политики. Под антикоррупционным мониторингом в данном случае понимается наблюдение, анализ, оценка и прогноз коррупционных правонарушений, коррупциогенных факторов, а также мер по реализации антикоррупционной политики. Рослесхоз вправе использовать аналитические материалы, предоставленные неправительственными организациями, гражданами и другими ведомствами, сотрудничающими с Рослесхозом в области борьбы с нелегальной деятельностью и коррупцией в сфере лесных отношений. Мониторинг включает сбор, анализ и учет коррупционных проявлений в деятельности Агентства, в том числе путем проведения опросов на интернет-сайте, а также с использованием электронной почты, телефонных звонков и sms от лиц и организаций, имевших удачный или неудачный опыт взаимодействия с Агентством, его структурными подразделениями и подведомственными организациями. В рамках данного мероприятия необходимо обеспечить сбор и обработку информации о количестве коррупционных правонарушений, совершаемых в сфере лесопользования, и количестве граждан, сталкивающихся с коррупционными проявлениями, отношение граждан и предпринимателей к деятельности Рослесхоза, результаты реализации каждого из программных мероприятий по противодействию коррупции в сфере лесных отношений. Для углубленного и детального анализа уровня коррупции и коррупциогенных факторов в отдельных сферах лесных отношений могут проводиться социологические исследования. Оценка уровня коррупции и эффективности антикоррупционных мероприятий будет проводиться по следующим направлениям: - разрешительная политика и предоставление государственных услуг в сфере лесных отношений; - регулирование лесопользования, регулирование исполнения обязательств в сфере лесопользования; - осуществление государственных закупок в сфере лесных отношений. Результаты проведенного мониторинга будут публиковаться на официальном интернет-сайте Рослесхоза. Для нормативного обеспечения процедуры экспертизы жалоб и обращений граждан должны быть разработаны соответствующие административные регламенты рассмотрения обращений и жалоб граждан, включающие необходимость направления обращений заявителей, в том числе в уполномоченное структурное подразделение Агентства и в Комиссию. В целях установления действенной обратной связи Агентство разрабатывает комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективное информирование граждан, средств массовой информации, частных компаний, неправительственных и некоммерческих организаций о заинтересованности Агентства в выявлении фактов нелегальной деятельности и коррупции и привлечении виновных должностных лиц к ответственности. В Агентстве на базе общественной приемной создается интерактивный канал взаимодействия с заявителями (Интернет, электронная почта), организуется "телефон доверия", анализируются публикации о случаях коррупции и нарушения в сфере лесных отношений, разрабатывается и внедряется порядок обработки поступающих сообщений о коррупционных инцидентах и случаях нелегальной деятельности в сфере компетенции Агентства, создается и на постоянной основе действует "горячая линия" для сообщений о фактах нарушений в сфере лесного хозяйства и коррупции, нерационального использования лесных ресурсов. Показатели мероприятия: Число сообщений о случаях нелегальной деятельности и коррупции, полученных от граждан, некоммерческих и неправительственных организаций, частных компаний, средств массовой информации, других органов власти; Результативность "горячей линии" (доля подтвердившихся случаев нарушений). 3.9. Формирование нетерпимого отношения к проявлениям коррупции со стороны государственных гражданских служащих, граждан и организаций. В рамках настоящей Программы должна быть создана и внедрена программа этического образования государственных служащих в сфере лесных отношений в форме семинаров и тренингов. Ее основная задача - формирование у государственных служащих осознания важности и ответственности государственной службы как формы служения обществу и государству, разъяснение государственным служащим вопросов административной и уголовной ответственности за коррупционные правонарушения и основных положений международного и российского законодательства по противодействию коррупции, ситуаций конфликта интересов и механизмов его преодоления, формирование ясного представления о действиях и проявлениях в деятельности государственных служащих, рассматриваемых как коррупционные. В этих целях на систематической основе проводятся тренинги для сотрудников Агентства. Указанные мероприятия должны проводиться как для сотрудников центрального аппарата Рослесхоза, так и для сотрудников территориальных органов и подведомственных организаций. Целесообразно проведение публичных информационных мероприятий для различных целевых групп граждан. Граждане и предприниматели должны быть проинформированы о своей роли контролера государственных органов, о последствиях своего неучастия в контроле за действиями органов власти, своих возможностях по контролю, причинах нелегальной деятельности и коррупции в сфере лесного хозяйства, их проявлениях. Агентство обеспечивает информирование своих сотрудников, а также должностных лиц подведомственных организаций о результатах проведенных проверок, обстоятельствах совершения нелегальных действий и коррупционных проступков и принятых мерах по отношению к виновным лицам. Успешная реализация данного мероприятия требует повышения прозрачности деятельности Рослесхоза. Для обеспечения информационной открытости и контроля за предоставлением государственных услуг и исполнением государственных функций, исполняемых в связи с запросом заявителя, Агентство в качестве необходимого элемента своего интернет-сайта создает раздел, посвященный предоставлению государственных услуг и исполнению государственных функций Агентства, связанных с непосредственным взаимодействием с гражданами и организациями. Кроме того, в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, Агентство на официальном интернет-сайте обеспечивает автоматическое раскрытие информации о своей деятельности, в том числе о готовящихся проектах ведомственных и иных нормативных правовых актов, с целью их публичного обсуждения и получения максимального количества замечаний и рекомендаций по данным проектам. Важным аспектом является размещение на официальном сайте подробной информации о планируемой и текущей деятельности Агентства, о достигнутых результатах, о затратах, сделанных для получения этих результатов. Показатели мероприятия: Число/доля сотрудников Агентства, получивших этическое образование в результате реализации мероприятия; Возможность оценки эффективности и результативности деятельности Агентства на основе размещаемой Агентством информации. 3.10. Применение технических средств мониторинга за использованием, охраной, защитой и восстановлением лесов, а также средств контроля за исполнением должностными лицами, замещающих коррупциогенные должности в Агентстве, своих должностных обязанностей. Для существенного снижения возможностей коррупционного поведения при исполнении государственных функций (в частности функций контроля и надзора), а также при предоставлении государственных услуг целесообразно использовать современные технологии, позволяющие получать дополнительную информацию об исполнении должностным лицом своих должностных обязанностей. В этих целях могут использоваться средства видеонаблюдения в местах предоставления государственных услуг, где происходит прием и непосредственное общение с заявителями. В рамках настоящего мероприятия Агентством планируется задействовать камеры видеонаблюдения в здании Федерального агентства лесного хозяйства. В административных регламентах исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг необходимо закрепить возможность личного взаимодействия с заявителем только в определенных местах, оборудованных соответствующими техническими средствами внутреннего контроля без возможности произвольного отключения данных средств. При назначении на коррупциогенную должность государственный гражданский служащий должен быть проинформирован о возможном применении при исполнении им своих должностных обязанностей специальных технических средств контроля. Так как основная часть коррупционного потенциала в административной иерархии концентрируется на уровне принятия решений о распределении финансовых средств и выдаче разрешений, установка средств видеонаблюдения планируется в переговорных комнатах, в которых, в том числе, проводят переговоры лица, должности которых включены в перечень коррупциогенных должностей. Показатели мероприятия: Число/доля служебных переговоров лиц, замещающих коррупциогенные должности и располагающихся в здании Рослесхоза, с лицами, способными предоставить коррупционный доход, записанных при помощи средств видеонаблюдения. 3.11. Внедрение и развитие информационно-коммуникационных технологий в деятельности Агентства в целях сокращения причин и условий, порождающих коррупцию. В рамках реализации данного направления Агентство обеспечивает максимальную автоматизацию административно-управленческих процессов с целью сокращения непосредственных контактов государственных служащих с гражданами и организациями при исполнении государственных функций (предоставлении государственных услуг), в том числе путем дистанционного предоставления государственных услуг, выполнения отдельных административных действий или административных процедур в рамках предоставления государственных услуг (запись на прием по телефону либо с использованием электронной почты, прием заявления, принятие решения по заявлению, информирование заявителя о результатах рассмотрения и др.) либо информации о них. Внедрение и развитие информационно-коммуникационных технологий в деятельности Агентства также включает в себя создание системы информационного взаимодействия с подразделениями правоохранительных органов, занимающимися вопросами противодействия коррупции и нелегальной деятельности в сфере лесного хозяйства. Это приведет к увеличению полноты информации за счет объединения баз данных различных ведомств, занимающихся противодействием нелегальной деятельности в сфере лесного хозяйства и коррупции. Показатели мероприятия: Доля услуг, предоставляемых при помощи дистанционных, в том числе электронных, средств связи; Доля получателей услуг, предпочитающих дистанционный способ получения услуги. Мероприятие 3.12. Стимулирование лесопользователей к внедрению добровольной сертификации. В рамках данного мероприятия предусматривается: разработка предложений по предоставлению льгот лесопользователям, осуществившим добровольную сертификацию лесоуправления и заготавливаемой древесины по международным стандартам или на основе национальной программы сертификации; разработка национальной программы лесной сертификации; пропаганда добровольной лесной сертификации. Ожидается, что сертификация, осуществляемая по одному или нескольким распространенным международным (или разработанным на их основе национальным) стандартам, могла бы значительно приблизить использование лесных ресурсов в России к стандартам, соответствующим условиям устойчивости развития лесного хозяйства, значительно сократив при этом расходы всего общества на контроль за деятельностью лесопользователей. Сертификация может принести значительные результаты в устранении нелегальной деятельности и коррупции в лесном хозяйстве, благодаря чему ресурсы общества - органов власти, некоммерческих и неправительственных организаций, граждан, средств массовой информации - могут сконцентрироваться на борьбе с меньшим числом нарушений и коррупции в сфере лесного хозяйства. Показатели мероприятия: Прирост площади лесов, находящихся под сертифицированным управлением благодаря реализации мероприятия. 3.13 Разработка информационного и методического обеспечения для противодействия коррупции и нелегальной деятельности в сфере лесных отношений при исполнении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий. Особенность децентрализованной системы управления в системе лесных отношений заключается в том, что принятие узковедомственной программы мероприятий по снижению коррупционных рисков исключительно на уровне Рослесхоза может не привести к желаемому результату - кардинальному снижению объемов нелегальной и коррупционной деятельности в лесном секторе Российской Федерации. Фактически принятие типовой ведомственной антикоррупционной программы в основном позволит снизить только общие управленческие риски. Снижение других рисков проявления коррупции в лесном секторе требует изменения системы стимулов поведения прежде всего на низшем звене управления. Частично такое изменение будет обеспечиваться на основе введения практики проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов, направленных на реализацию нового Лесного кодекса. Однако данное мероприятие будет иметь эффект в среднесрочной перспективе. Для обеспечения оперативного изменения ситуации необходимо вовлечь в антикоррупционную деятельность и мероприятия по борьбе с нелегальной деятельностью в лесном секторе органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Иными словами, для существенного снижения уровня коррупционных рисков необходимо тесное межуровневое взаимодействие. Организация подобного взаимодействия во многом возможна на основе обеспечения тесной взаимосвязи антикоррупционных мероприятий с мероприятиями других направлений административной реформы. В частности, разработка и внедрение административных регламентов межуровневого взаимодействия, внедрение элементов управления по результатам, в частности аудита результативности исполнения переданных субъектам Российской Федерации полномочий в области лесных отношений на основе использования более широкого спектра информации о состоянии лесного фонда (в т.ч. данных дистанционного мониторинга, данных, представляемых независимыми общественными организациями и т.д.), позволит изменить систему стимулов и снизить риск коррупционных проявлений и иных нарушений. Важным направлением деятельности по обеспечению межведомственного взаимодействия является предоставление субъектам Российской Федерации методической поддержки по эффективной организации исполнения вновь переданных полномочий, а также специально разрабатываемых в рамках данной программы методических рекомендаций по снижению уровня коррупции и связанной с ней нелегальной деятельности в сфере лесных отношений. Показатели выполнения мероприятия: 1) Количество мероприятий по вопросам снижения коррупции в сфере лесных отношений, организованных для органов государственной власти субъектов Российской Федерации; 2) Доля субъектов Российской Федерации, внедривших методику оценки уровня коррупции в сфере лесных отношений. 4. Описание ожидаемых результатов реализации Программы Ожидаемые результаты реализации Программы: снижение уровня коррупции и нелегальной деятельности в сфере лесных отношений; повышение качества и доступности государственных услуг; уменьшение издержек бизнеса на преодоление административных барьеров; обеспечение равного доступа к использованию лесных ресурсов; увеличение открытости и подотчетности Рослесхоза гражданскому обществу; укрепление доверия граждан к деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Показатели достижения результатов реализации Программы: - снижение объема коррупционного рынка в сфере лесных отношений; - повышение доступности для гражданского общества информации о состоянии и планах развития лесного хозяйства, о деятельности Рослесхоза, договорах и иных сделках в сфере лесных отношений, фактах коррупции в сфере лесных отношений, результатах рассмотрения обращений граждан и организаций, связанных с коррупционными правонарушениями и подозрениями в их свершении (по результатам опросов и мониторинга обращений граждан и организаций); - число выявленных коррупционных правонарушений со стороны должностных лиц федерального органа исполнительной власти; - объем посреднических рынков при предоставлении государственных услуг в сфере лесных отношений; - уровень удовлетворенности заявителями качеством и доступностью государственных услуг. По указанным показателям достижения результатов реализации Программы в Рослесхозе должен осуществляться постоянный мониторинг. Результаты мониторинга показателей регулярно заслушиваются на заседаниях Комиссии. 5. Сроки и этапы реализации Программы Срок реализации Программы - 2007 - 2008 гг. 6. Риски реализации Программы и механизмы их минимизации 6.1. Низкие стимулы к сотрудничеству со стороны других органов власти, в том числе силовых структур. Риск может быть уменьшен при помощи информирования средств массовой информации и высокопоставленных чиновников о нежелании других органов власти осуществлять эффективное сотрудничество. 6.2. Более чем ожидаемое эффективное сопротивление инициативам со стороны коррумпированных исполнительных, законодательных, судебных органов государственной власти. Риск может быть минимизирован при помощи информирования о ситуации общественности за счет вовлечения независимых средств массовой информации. 6.3. Невозможность построения системы сдержек и противовесов, взаимного контроля из-за масштабов коррупции в государственных органах власти. Риск можно минимизировать при помощи сообщения сведений о масштабах коррупции в независимые средства массовой информации. 6.4. Появление новых, не имеющих прецедентов и не учтенных анализов механизмов совершения нелегальных и коррупционных действий в сфере лесного хозяйства. Риск минимизируется при помощи максимального информационного взаимодействия с неправительственными и некоммерческими организациями, средствами массовой информации, независимыми экспертами, другими органами государственной власти, в том числе иностранными. 6.5. Неэффективность централизованно установленных мер по стимулированию сотрудников Агентства к деятельности, направленной на преследование общественных интересов ввиду значительных размеров коррупционных доходов. Риск может быть минимизирован при помощи проведения анализа особенностей коррупционной деятельности в сфере лесных отношений и информирования об этих особенностях органов власти, определяющих меры стимулирования. 6.6. Значительная площадь лесного фонда делает труднодостижимым результат по ликвидации нелегальной деятельности и коррупции в сфере лесного хозяйства. Риск может быть минимизирован при помощи вовлечения в мониторинг использования, охраны, защиты и восстановления лесных ресурсов как можно большего количества участников из числа граждан, неправительственных и некоммерческих организаций, средств массовой информации, других органов власти. 6.7. Недостаток знаний и опыта сотрудников Федерального агентства лесного хозяйства для достижения эффективных результатов в сфере борьбы с нелегальной и коррупционной деятельностью в лесном хозяйстве, в особенности в условиях введения системы лесного планирования. Риск может быть минимизирован при помощи взаимодействия с международными компаниями и органами власти зарубежных государств, имеющими необходимый опыт в определенных сферах анализа и регулирования. 7. Ресурсное обеспечение Программы Программа реализуется за счет средств, предусмотренных на финансирование текущей деятельности Федерального агентства лесного хозяйства. Дополнительными источниками средств на реализацию программных мероприятий могут являться средства федерального бюджета, выделяемые на финансирование мероприятий административной реформы в случае победы в конкурсном отборе для оказания поддержки проведения административной реформы. 8. Система управления и контроль за реализацией Программы Для каждого вида мероприятий разрабатывается план организационных действий с указанием конкретного вида деятельности, методики, ответственного органа или лиц, сроков реализации и ресурсов, необходимых для осуществления того или иного мероприятия. Контроль за реализацией Программы осуществляется руководителем Федерального агентства лесного хозяйства. Координацию мероприятий в рамках Программы осуществляет Комиссия по проведению административной реформы в Федеральном агентстве лесного хозяйства. За реализацию отдельных мероприятий Программы отвечают ответственные структурные подразделения Рослесхоза в соответствии с Планом мероприятий по реализации Программы (Приложение 1). Неотъемлемой составляющей механизма реализации Программы является использование на всех стадиях независимого мониторинга хода реализации Программы. Оперативная информация о ходе реализации мероприятий Программы, о нормативных актах по управлению Программой и об условиях проведения конкурсов размещается на официальном сайте Федерального агентства лесного хозяйства в сети Интернет. Приложение 1 к Ведомственной программе противодействия коррупции и нелегальной деятельности в сфере лесных отношений на 2007 - 2008 гг. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ------------------------------------------------------------------------------------------------------- | N | Наименование мероприятия | Сроки | Показатели мониторинга | Ответственное | | | | реализации| мероприятия | подразделение | |----|------------------------------|-----------|-------------------------------|---------------------| |1. | Увеличение информационной | IV кв. | - Количество внешних | Сводно- | | | подготовленности | 2007 г. | организаций и экспертов, | аналитическое | | | Рослесхоза к борьбе с | - | вовлеченных в обмен | управление | | | нелегальной деятельностью | 2008 г. | данными, аналитическими | Управление | | | и коррупцией в сфере | | материалами о состоянии | инвентаризации | | | лесных отношений за счет | | и развитии лесного | и оценки | | | увеличения полноты | | хозяйства РФ с | состояния | | | статистических данных о | | Рослесхозом; | лесов | | | размере и структуре | | - Доля форм ведомственной | | | | лесного фонда, об угрозах | | статистики, прошедших | | | | лесному фонду со стороны | | актуализацию, в общем | | | | пожаров, очагов вредных | | количестве форм | | | | организмов, загрязнения | | ведомственной статистики, | | | | радиоактивными | | требующих актуализации | | | | веществами, нелегальной | | | | | | деятельности, коррупции в | | | | | | сфере лесных отношений, | | | | | | моделирование сценариев | | | | | | развития лесного | | | | | | хозяйства | | | | |----|------------------------------|-----------|-------------------------------|---------------------| |1.1.| Совершенствование системы | IV кв. | | Сводно- | | | ведомственной отчетности | 2007 г. | | аналитическое | | | | - II кв. | | управление | | | | 2008 г. | | | |----|------------------------------|-----------|-------------------------------|---------------------| |1.2.| Развитие методов и систем | 2008 г. | | Сводно- | | | анализа данных, в том | | | аналитическое | | | числе собираемых в рамках | | | управление | | | АВЦП "Государственная | | | Управление | | | инвентаризация лесов" и | | | инвентаризации | | | "Лесные мониторинги" | | | и оценки | | | | | | состояния | | | | | | лесов | |----|------------------------------|-----------|-------------------------------|---------------------| |1.3.| Расширение использования | IV кв. | | Сводно- | | | данных внешних источников | 2007 г. | | аналитическое | | | | - | | управление | | | | 2008 г. | | | |----|------------------------------|-----------|-------------------------------|---------------------| |2. | Информационное | IV кв. | - Доля граждан, чья | Сводно- | | | сопровождение лесного | 2007 г. | жизнедеятельность связана с | аналитическое | | | планирования, | - | определенными лесными | управление | | | популяризация принципов | 2008 г. | территориями, | Пресс-служба | | | рационального и | | проинформированных о | | | | неистощительного | | содержании планов об | | | | использования лесов среди | | использовании, охране, | | | | граждан и организаций | | защите, восстановлении | | | | | | соответствующих лесных | | | | | | территорий, в том числе при | | | | | | помощи картографического | | | | | | материала (по результатам | | | | | | опроса); - Отношение | | | | | | населения, проживающего в | | | | | | лесных районах, к нелегальным | | | | | | лесозаготовкам (по | | | | | | результатам опроса) | | |----|------------------------------|-----------|-------------------------------|---------------------| |3. | Образование в Федеральном | IV кв. | - Степень реализации решений | Управление | | | агентстве лесного | 2007 г. | Комиссии по соблюдению | делами | | | хозяйства Комиссии по | - | требований к служебному | | | | соблюдению требований к | 2008 г. | поведению государственных | | | | служебному поведению | | гражданских служащих и | | | | государственных служащих | | урегулированию конфликта | | | | и урегулированию конфликта | | интересов (на основе | | | | интересов и обеспечение ее | | мониторинга протокольных | | | | деятельности | | решений) | | |----|------------------------------|-----------|-------------------------------|---------------------| |4. | Совершенствование | IV кв. | - Среднее количество | Управление | | | организации деятельности | 2007 г. | участников открытых конкурсов | делами | | | Федерального агентства | - | (на закупку типовых товаров, | ФГУ | | | лесного хозяйства по | 2008 г. | работ, услуг); | "Лесоинфотека" | | | размещению государственного | | - Среднее соотношение | | | | заказа | | среднерыночных и закупочных | | | | | | цен по основным видам | | | | | | закупаемых товаров, работ и | | | | | | услуг, % | | |----|------------------------------|-----------|-------------------------------|---------------------| |5. | Организация анализа и | IV кв. | - Доля проектов | Управление | | | подготовки заключений по | 2007 г. | нормативно-правовых актов, | правового | | | позиции Рослесхоза по | - | направленных на реализацию | обеспечения и | | | проектам нормативных | 2008 г. | нового лесного | лесных | | | правовых актов в | | законодательства, по которым | отношений | | | целях выявления в них | | были подготовлены заключения | | | | положений, способствующих | | Рослесхоза и доработанных по | | | | проявлению нелегальной | | ее результатам с устранением | | | | деятельности и коррупции | | всех выявленных положений, | | | | в сфере лесных отношений | | которые могут способствовать | | | | | | коррупции | | |----|------------------------------|-----------|-------------------------------|---------------------| |6. | Формирование перечня | IV кв. | - Наличие утвержденного | Сводно- | | | должностей, в наибольшей | 2007 г. | перечня коррупциогенных | аналитическое | | | степени подверженных | | должностей в структуре | управление | | | риску коррупции | | Рослесхоза; | Управление | | | (коррупциогенных | | - Наличие утвержденного | делами | | | должностей), а также | | примерного перечня | | | | примерного перечня | | коррупциогенных должностей в | | | | коррупционных действий и | | органах исполнительной власти | | | | проявлений в деятельности | | субъектов Российской | | | | государственных | | Федерации, осуществляющих | | | | гражданских служащих | | полномочия в сфере лесных | | | | | | отношений | | |----|------------------------------|-----------|-------------------------------|---------------------| |7. | Внедрение механизмов | 2008 г. | - Разработка инициатив об | Сводно- | | | дополнительного внутреннего | | ужесточении санкций за | аналитическое | | | контроля деятельности | | нарушения и коррупцию в сфере | управление | | | государственных гражданских | | лесных отношений; | Управление | | | служащих, замещающих | | - Число/доля сотрудников | делами | | | коррупциогенные должности, а | | Рослесхоза, имеющих срочные | | | | также формирование | | контракты, соответствующие | | | | предложений по увеличению | | требованиям к срочным | | | | размера ответственности за | | контрактам; | | | | нелегальную деятельность и | | - Доля результативных | | | | коррупцию в сфере лесных | | служебных проверок | | | | отношений | | | | |----|------------------------------|-----------|-------------------------------|---------------------| |8. | Мониторинг использования, | IV кв. | - Число сообщений о | Сводно- | | | защиты, охраны, | 2007 г. | случаях нелегальной | аналитическое | | | восстановления лесных | - | деятельности и коррупции, | управление | | | ресурсов с целью | 2008 г. | полученных от граждан, | Управление | | | противодействия коррупции и | | некоммерческих и | делами | | | нелегальной деятельности и | | неправительственных | Общественная | | | установление обратной связи | | организаций, частных | приемная | | | с получателями | | компаний, средств | | | | государственных услуг, иными | | массовой информации, | | | | гражданами и организациями, | | других органов власти; | | | | участвующими в лесных | | - Результативность | | | | отношениях | | "горячей линии" (доля | | | | | | подтвердившихся случаев | | | | | | нарушений) | | |----|------------------------------|-----------|-------------------------------|---------------------| |8.1.| Разработка методики оценки | IV кв. | | Сводно- | | | уровня коррупции в сфере | 2007 г. | | аналитическое | | | лесных отношений | | | управление | |----|------------------------------|-----------|-------------------------------|---------------------| |8.2.| Проведение комплексного | С | | Сводно- | | | антикоррупционного | 2008 г. | | аналитическое | | | мониторинга | | | управление | | | | | | Управление | | | | | | делами | |----|------------------------------|-----------|-------------------------------|---------------------| |8.3.| Организация механизмов | IV кв. | | Сводно- | | | "обратной связи" (телефон | 2007 г. | | аналитическое | | | доверия, "горячая линия") | - | | управление | | | | 2008 г. | | Управление | | | | | | делами | |----|------------------------------|-----------|-------------------------------|---------------------| |9. | Формирование нетерпимого | IV кв. | - Число/доля сотрудников | Управление | | | отношения к проявлениям | 2007 г. | Агентства, получивших | делами | | | коррупции со стороны | - | этическое образование в | Сводно- | | | государственных | 2008 г. | результате реализации | аналитическое | | | гражданских служащих, | | мероприятия; | управление | | | граждан и организаций | | - Возможность оценки | | | | | | эффективности и | | | | | | результативности деятельности | | | | | | Агентства на основе | | | | | | размещаемой Агентством | | | | | | информации | | |----|------------------------------|-----------|-------------------------------|---------------------| |10. | Применение технических | IV кв. | - Число/доля служебных | Управление | | | средств мониторинга за | 2007 г. | переговоров лиц, замещающих | делами | | | использованием, охраной, | | коррупциогенные должности и | | | | защиной и восстановлением | | располагающихся в здании | | | | лесов, а также средств | | Рослесхоза, с лицами, | | | | контроля за исполнением | | способными предоставить | | | | должностными лицами, | | коррупционный доход, | | | | замещающими | | записанных при помощи средств | | | | коррупциогенные должности | | видеонаблюдения | | | | в Агентстве, своих | | | | | | должностных обязанностей | | | | |----|------------------------------|-----------|-------------------------------|---------------------| |11. | Внедрение и развитие | IV кв. | - Доля услуг, | Управление | | | информационно- | 2007 г. | предоставляемых при | правового | | | коммуникационных технологий | - | помощи дистанционных, в | обеспечения | | | в деятельности Агентства, в | 2008 г. | том числе электронных, | и лесных | | | целях сокращения причин и | | средств связи; | отношений | | | условий, порождающих | | - Доля получателей услуг, | Сводно- | | | коррупцию | | предпочитающих | аналитическое | | | | | дистанционный способ | управление | | | | | получения услуги | | |----|------------------------------|-----------|-------------------------------|---------------------| |12. | Стимулирование | IV кв. | - Прирост площади лесов, | Управление | | | лесопользователей к | 2007 г. | находящихся под | инвентаризации | | | внедрению добровольной | - | сертифицированным | и оценки | | | сертификации | 2008 г. | управлением | состояния лесов | | | | | | Сводно- | | | | | | аналитическое | | | | | | управление | |----|------------------------------|-----------|-------------------------------|---------------------| |13. | Разработка информационного и | IV кв. | - Количество мероприятий | Сводно- | | | методического обеспечения | 2007 г. | по вопросам снижения | аналитическое | | | для противодействия | - | коррупции в сфере лесных | управление | | | коррупции и нелегальной | 2008 г. | отношений, организованных | Управление | | | деятельности в сфере лесных | | для органов государственной | правового | | | отношений при исполнении | | власти субъектов РФ; | обеспечения | | | органами государственной | | - Доля субъектов РФ, | и лесных | | | власти субъектов Российской | | внедривших методику оценки | отношений | | | Федерации переданных | | уровня коррупции в сфере | (в части | | | полномочий | | лесных отношений | административных | | | | | | регламентов) | ------------------------------------------------------------------------------------------------------- |