ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИОБРЕЛА ЛИЦЕНЗИЮ НА ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ, РАЗВЕДКУ И ДОБЫЧУ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ АУКЦИОНА. СОГЛАСНО ПОЛОЖЕНИЯМ ЛИЦЕНЗИОННОГО СОГЛАШЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ БЫЛА ПЕРЕЧИСЛЕНА СУММА РАЗОВОГО ПЛАТЕЖА ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ. ПРАВОМЕР. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 05.06.08 03-03-06/1/351

           ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИОБРЕЛА ЛИЦЕНЗИЮ НА ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ
         ИЗУЧЕНИЕ, РАЗВЕДКУ И ДОБЫЧУ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ В
        РЕЗУЛЬТАТЕ АУКЦИОНА. СОГЛАСНО ПОЛОЖЕНИЯМ ЛИЦЕНЗИОННОГО
            СОГЛАШЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ БЫЛА ПЕРЕЧИСЛЕНА СУММА
         РАЗОВОГО ПЛАТЕЖА ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ. ПРАВОМЕРНО
          ЛИ ЕДИНОВРЕМЕННОЕ ОТНЕСЕНИЕ РАСХОДОВ, СВЯЗАННЫХ С
         ПОЛУЧЕНИЕМ ЛИЦЕНЗИИ НА ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ, В СОСТАВ
            РАСХОДОВ, УМЕНЬШАЮЩИХ НАЛОГОВУЮ БАЗУ ПО НАЛОГУ
                       НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                            5 июня 2008 г.
                           N 03-03-06/1/351

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по  вопросу  о порядке учета для целей налогообложения прибыли
расходов,  связанных  с  получением лицензии на пользование недрами, и
сообщает следующее.
     В  соответствии  с  п.  1  ст.  325 Налогового кодекса Российской
Федерации  (далее  -  Кодекс)  налогоплательщики,  принявшие решение о
приобретении  лицензий  на  право пользования недрами, в аналитических
регистрах    налогового    учета    обособленно    отражают   расходы,
осуществляемые в целях приобретения данных лицензий. При этом расходы,
связанные  с  приобретением  каждой  конкретной  лицензии, учитываются
отдельно.
     К  расходам,  осуществляемым  в  целях  приобретения  лицензии, в
частности, относятся:
     расходы, связанные с предварительной оценкой месторождения;
     расходы, связанные с проведением аудита запасов месторождения;
     расходы  на  разработку  технико-экономического обоснования (иных
аналогичных работ), проекта освоения месторождения;
     расходы на приобретение геологической и иной информации;
     расходы на оплату участия в конкурсе.
     В  случае если по результатам конкурса налогоплательщик заключает
лицензионное   соглашение   на  право  пользования  недрами  (получает
лицензию),  то расходы, осуществленные налогоплательщиком, связанные с
процедурой  участия  в  конкурсе,  формируют  стоимость  лицензионного
соглашения   (лицензии),   которая  учитывается  налогоплательщиком  в
составе   нематериальных   активов.   При   этом  амортизация  данного
нематериального  актива  начисляется  в порядке, установленном ст. ст.
256 - 259 Кодекса.
     В  соответствии  со  ст.  40  Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О
недрах"  пользователи  недр,  получившие право на пользование недрами,
уплачивают  разовые  платежи  за  пользование  недрами при наступлении
определенных  событий,  оговоренных  в  лицензии  (разовые  платежи за
пользование недрами).
     Поскольку   уплата   разовых   платежей   является   лицензионным
требованием  и условием, то есть является обязательством лицензиата по
уже  имеющейся  лицензии,  уплата  таких  разовых  платежей  не  может
рассматриваться   как  расход,  осуществленный  в  целях  приобретения
лицензии  и,  соответственно,  включаемый  в стоимость нематериального
актива.
     Учитывая   изложенное,   расход   в   виде  разового  платежа  за
пользование недрами учитывается в составе прочих расходов, связанных с
производством и реализацией, на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 Кодекса.
     В  соответствии  с  п. 1 ст. 272 Кодекса расходы, принимаемые для
целей  налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом)
периоде,  к  которому они относятся, независимо от времени фактической
выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с
учетом положений ст. ст. 318 - 320 Кодекса.
     В  связи с этим в случае, если согласно принятой учетной политике
и  положениям  п. 1 ст. 318 Кодекса расходы в виде разового платежа за
пользование недрами являются косвенными расходами, указанные расходы в
соответствии с п. 2 ст. 318 Кодекса подлежат отнесению в полном объеме
к расходам текущего отчетного (налогового) периода.
     Мнение  Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит
правовых   норм   или   общих   правил,  конкретизирующих  нормативные
предписания,  и не является нормативным правовым актом. В соответствии
с  Письмом  Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое
мнение  Департамента  имеет  информационно-разъяснительный характер по
вопросам  применения законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах   и  не  препятствует  налоговым  органам,  налогоплательщикам,
плательщикам  сборов  и  налоговым  агентам  руководствоваться нормами
законодательства  о  налогах  и  сборах  в  понимании, отличающемся от
трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
5 июня 2008 г.
N 03-03-06/1/351