НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО ПРИМЕНЯЕТ УСН ("ДОХОДЫ МИНУС РАСХОДЫ"). УЧИТЫВАЕТСЯ ЛИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО УСН СУММА СВОБОДНЫХ ОСТАТКОВ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПАРТНЕРСТВОМ ОТ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ И ЧЛЕНСКИХ ВЗНОСОВ, НАПРАВЛЯЕМАЯ В КАЧЕСТВЕ ФИН. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 03.06.08 03-11-04/2/89

          НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО ПРИМЕНЯЕТ УСН ("ДОХОДЫ
           МИНУС РАСХОДЫ"). УЧИТЫВАЕТСЯ ЛИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ
            НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО УСН СУММА СВОБОДНЫХ ОСТАТКОВ
             ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПАРТНЕРСТВОМ ОТ
           ВСТУПИТЕЛЬНЫХ И ЧЛЕНСКИХ ВЗНОСОВ, НАПРАВЛЯЕМАЯ В
          КАЧЕСТВЕ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ, А ИМЕННО ВЫДАВАЕМЫХ
          ПРОЦЕНТНЫХ ЗАЙМОВ? ВКЛЮЧАЮТСЯ ЛИ В СОСТАВ ДОХОДОВ,
         УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО УСН,
          ПОЛУЧЕННЫЕ ПРОЦЕНТЫ ПО ЭТИМ ЗАЙМАМ, ЕСЛИ УКАЗАННЫЕ
          СУММЫ БУДУТ ИСПОЛЬЗОВАНЫ НА НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ЦЕЛИ В
                 СООТВЕТСТВИИ С УСТАВОМ ПАРТНЕРСТВА?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                            3 июня 2008 г.
                           N 03-11-04/2/89

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по  вопросу  определения  дохода  некоммерческой организацией,
применяющей упрощенную систему налогообложения, и сообщает следующее.
     Статья   2   Федерального   закона   от   12.01.1996  N  7-ФЗ  "О
некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) устанавливает, что
некоммерческой   организацией   является   организация,   не   имеющая
извлечение  прибыли  в  качестве основной цели своей деятельности и не
распределяющая полученную прибыль между участниками.
     Некоммерческие   организации  могут  создаваться  для  достижения
социальных,  благотворительных, культурных, образовательных, научных и
управленческих  целей,  в  целях  охраны  здоровья  граждан,  развития
физической   культуры   и   спорта,  удовлетворения  духовных  и  иных
нематериальных  потребностей  граждан, защиты прав, законных интересов
граждан  и  организаций,  разрешения  споров  и  конфликтов,  оказания
юридической  помощи,  а также в иных целях, направленных на достижение
общественных благ.
     Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных
или  религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств,
учреждений,   автономных   некоммерческих   организаций,   социальных,
благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других
формах, предусмотренных федеральными законами.
     В соответствии со ст. 8 Закона N 7-ФЗ некоммерческим партнерством
признается   основанная   на   членстве   некоммерческая  организация,
учрежденная  гражданами  и (или) юридическими лицами для содействия ее
членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей,
предусмотренных п. 2 ст. 2 указанного Закона.
     Некоммерческое        партнерство       вправе       осуществлять
предпринимательскую  деятельность,  соответствующую  этим  целям,  для
достижения которых оно создано.
     Согласно  п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее   -   Кодекс)   налогоплательщики   при   определении   объекта
налогообложения   по  налогу,  уплачиваемому  в  связи  с  применением
упрощенной системы налогообложения, учитывают в составе доходов доходы
от   реализации   товаров   (работ,  услуг),  реализации  имущества  и
имущественных  прав и внереализационные доходы, определяемые исходя из
положений   ст.  ст.  249  и  250  Кодекса.  При  определении  объекта
налогообложения  организациями  не учитываются доходы, предусмотренные
ст. 251 Кодекса.
     В   частности,  в  соответствии  с  п.  2  ст.  251  Кодекса  при
определении  налоговой  базы  по  налогу  на  прибыль  организаций  не
учитываются   целевые   поступления   на   содержание   некоммерческих
организаций   и   ведение   ими   уставной  деятельности,  поступившие
безвозмездно   от   других   организаций  и  (или)  физических  лиц  и
использованные указанными получателями по назначению.
     К   таким   целевым   поступлениям   относятся  осуществленные  в
соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих
организациях  вступительные  взносы,  членские  взносы, паевые взносы,
пожертвования,  признаваемые  таковыми  в  соответствии  с гражданским
законодательством Российской Федерации.
     Предусмотренные  п.  2  ст.  251  Кодекса  целевые поступления из
бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций
и  ведение  ими  уставной деятельности не имеют ограничений по срокам,
формам  и  условиям  использования,  если  иное прямо не предусмотрено
лицом  -  источником  таких целевых поступлений. Если лицо, являющееся
источником  целевых  поступлений,  не  установило  конкретных сроков и
условий  их  использования,  критерием  соблюдения целевого назначения
этих   средств   является  их  конечное  использование  на  содержание
некоммерческой организации и ведение ею уставной деятельности.
     Основным  условием  применения  положений  п.  2  ст. 251 Кодекса
является  соблюдение их целевого назначения и установленных источником
средств    целевого    финансирования   условий   их   предоставления.
Использование   полученных  средств  не  по  целевому  назначению  или
нарушение     условий    предоставления    целевого    финансирования,
предусмотренных  организацией (физическим лицом) - источником целевого
финансирования   или   федеральными   законами,   влечет  последствия,
предусмотренные п. 14 ст. 250 Кодекса.
     При   размещении   свободных   остатков  средств,  полученных  от
вступительных и членских взносов, иных видов целевого финансирования и
целевых  поступлений, в виде выдачи процентных займов возникает вопрос
о    том,   должна   ли   такая   деятельность   рассматриваться   как
предпринимательская  и,  соответственно,  должно  ли  такое размещение
средств  рассматриваться  как нарушение их целевого назначения, а сами
средства  в  соответствии  с п. 14 ст. 250 Кодекса включаться в состав
внереализационных доходов организации.
     Поскольку  при  размещении  в  виде  процентных  займов свободных
остатков  средств,  полученных  от добровольных имущественных взносов,
целевого   финансирования  и  целевых  поступлений  конечные  цели  их
использования   не   могут  быть  определены,  то  указанные  операции
некоммерческих организаций следует рассматривать как формы сохранения,
а не расходования денежных средств.
     В   связи   с  этим  суммы  средств,  источником  которых  служат
добровольные  имущественные  взносы, иные виды целевого финансирования
или  целевых  поступлений,  размещенные  в  виде процентных займов, не
учитываются  при  определении  налоговой  базы  по налогу организаций,
применяющих  упрощенную  систему  налогообложения,  в случае если было
произведено такое размещение средств.
     Таким   образом,   конечное  использование  средств  по  целевому
назначению  является основным критерием отнесения к основной, уставной
деятельности  некоммерческой  организации  деятельности  по размещению
временно   свободных  остатков  целевых  средств,  полученных  в  виде
добровольных  имущественных взносов, целевого финансирования и целевых
поступлений, в приносящих доход финансовых активах.
     Однако  при  решении  вопроса  об  отнесении такой деятельности к
предпринимательской  деятельности,  а  также  для  принятия решения об
учете   при   определении   налоговой   базы  по  налогу  организаций,
применяющих упрощенную систему налогообложения, на основании пп. 14 п.
1   и   п.  2  ст.  251  Кодекса  средств,  полученных  от  источников
финансирования   и  направляемых  на  подобную  деятельность,  следует
рассматривать  каждый  конкретный  случай с точки зрения использования
средств по целевому назначению.
     По   мнению   Минфина  России,  в  качестве  критериев  отнесения
деятельности   по   размещению  временно  свободных  остатков  целевых
средств,   полученных   в   виде  имущественных  взносов  учредителей,
добровольных  имущественных взносов, целевого финансирования и целевых
поступлений,    в    приносящих    доход    финансовых    активах    к
предпринимательской деятельности могут использоваться следующие:
     1) в отсутствие предпринимательской деятельности у некоммерческой
организации  должны  отсутствовать  произведенные расходы, связанные с
рассматриваемой   деятельностью   по   размещению  временно  свободных
остатков целевых средств и приносящих доход, которые уменьшают доходы,
получаемые  от  такой деятельности, в целях определения налоговой базы
по  налогу,  уплачиваемому  в  связи  с применением упрощенной системы
налогообложения.  Наличие  расходов, направленных на получение дохода,
является     основным     критерием     отнесения    деятельности    к
предпринимательской;
     2)  некоммерческая  организация должна представить документальное
обоснование   принимаемых  решений  о  размещении  временно  свободных
остатков целевых средств в приносящих доход финансовых активах с точки
зрения   минимизации   риска  потери  (обесценивания)  соответствующих
средств;
     3)  некоммерческая  организация  должна  представить  обоснование
целесообразности   неполного   использования  целевых  средств  в  том
периоде,   в  котором  они  получены  некоммерческой  организацией,  с
размещением  свободных  остатков  таких  средств  процентных  займов с
получением  дохода,  по  сравнению со стратегией полного использования
средств  в  текущем периоде, в том числе обоснование того, что наличие
временно  свободных  остатков целевых средств не приведет к сокращению
масштабов деятельности некоммерческой организации (ее прекращению) или
того, что такое сокращение (прекращение) является временным и позволит
за  счет  накопления  средств  наиболее эффективно достигнуть уставные
цели.
     Что касается полученных процентов от размещения целевых средств в
качестве   финансовых   вложений   виде   процентных  займов,  следует
учитывать, что средства целевого финансирования и целевых поступлений,
не   являющиеся   средствами  целевого  капитала  и  доходами  от  его
использования,  предоставляются  для  непосредственного  использования
некоммерческой организацией и, в отличие от средств целевого капитала,
специально  не  предназначены  для  извлечения доходов от размещения в
приносящих  доход  активах  для  получения  дохода,  используемого для
финансирования уставной деятельности некоммерческой организации.
     Таким образом, в случае получения дохода от временного размещения
целевых  средств,  не  относящихся  к  целевому  капиталу, и получения
дохода  в виде процентов последний должен учитываться при формировании
налоговой   базы  по  налогу,  уплачиваемому  в  связи  с  применением
упрощенной системы налогообложения.
     Одновременно  сообщаем,  что  настоящее  письмо  Департамента  не
содержит  правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания,  и не является нормативным правовым актом. В соответствии
с  Письмом  Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое
мнение  Департамента  имеет  информационно-разъяснительный характер по
вопросам  применения законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах  и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о
налогах  и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в
настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
3 июня 2008 г.
N 03-11-04/2/89