О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И УТВЕРЖДЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ, ПРЕДПРОЕКТНОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ. Постановление. Правительство РФ. 27.12.00 1008

    О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И УТВЕРЖДЕНИЯ
      ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ, ПРЕДПРОЕКТНОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          27 декабря 2000 г.
                                N 1008

                                (НТЦС)


     В целях упорядочения процедуры  и  сокращения  сроков  проведения
государственной    экспертизы   градостроительной,   предпроектной   и
проектной    документации    Правительство    Российской     Федерации
постановляет:
     1. Установить,  что градостроительная,  предпроектная и проектная
документация  до  ее  утверждения  подлежит государственной экспертизе
независимо от источников финансирования и формы собственности объектов
строительства,     за     исключением     случаев,     предусмотренных
законодательством Российской Федерации.
     2. Утвердить  прилагаемое  Положение о проведении государственной
экспертизы и утверждении градостроительной,  предпроектной и проектной
документации в Российской Федерации.
     3. Государственному    комитету    Российской    Федерации     по
строительству  и  жилищно-коммунальному  комплексу  и заинтересованным
федеральным  органам  исполнительной  власти   обеспечить   проведение
государственной    экспертизы   градостроительной,   предпроектной   и
проектной документации (далее именуется - государственная  экспертиза)
в  соответствии с Положением о проведении государственной экспертизы и
утверждении градостроительной,  предпроектной и проектной документации
в Российской Федерации.
     4. Государственному    комитету    Российской    Федерации     по
строительству  и  жилищно-коммунальному  комплексу  в  6-месячный срок
разработать  и  утвердить  по  согласованию  с  федеральными  органами
исполнительной   власти  нормативы  определения  стоимости  проведения
государственной экспертизы.
     5. В постановлении Совета Министров РСФСР от 30 мая 1991 г. N 290
"Вопросы государственной вневедомственной экспертизы в  РСФСР"  слова:
"Главное  управление  государственной  вневедомственной экспертизы при
Госкомархстрое РСФСР" и "Главгосэкспертиза  РСФСР"  в  соответствующем
падеже    заменить   соответственно   словами:   "Главное   управление
государственной  вневедомственной   экспертизы   при   Государственном
комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному
комплексу" и "Главгосэкспертиза России" в соответствующем падеже.
     6. Признать  утратившим  силу  постановление  Совета  Министров -
Правительства Российской Федерации  от  20  июня  1993  г.  N  585  "О
государственной   экспертизе   градостроительной   и  проектно-сметной
документации и утверждении  проектов  строительства"  (Собрание  актов
Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 26, ст. 2427;
Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 27, ст. 2587).
     7. Государственному     комитету    Российской    Федерации    по
строительству и  жилищно-коммунальному  комплексу  в  3-месячный  срок
представить   в   установленном   порядке  предложения  о  внесении  в
нормативные правовые акты изменений и дополнений в связи  с  настоящим
постановлением.
     Федеральным органам  исполнительной  власти  в  3-месячный   срок
привести  свои  нормативные  правовые акты по вопросам государственной
экспертизы в соответствие с настоящим постановлением.
     Рекомендовать органам  исполнительной власти субъектов Российской
Федерации  привести  свои  нормативные  правовые  акты   по   вопросам
государственной экспертизы в соответствие с настоящим постановлением.

Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                           М. Касьянов
27 декабря 2000 г.
N 1008



                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                               от 27 декабря 2000 года
                                                                N 1008

                              ПОЛОЖЕНИЕ

        о проведении государственной экспертизы и утверждении
      градостроительной, предпроектной и проектной документации
                        в Российской Федерации

                          I. Общие положения

     1. Настоящее    Положение    определяет    порядок     проведения
государственной    экспертизы   градостроительной,   предпроектной   и
проектной документации* и  утверждения  ее,  а  также  взаимоотношения
заказчика  (инвестора) и государственных экспертных органов в процессе
проведения экспертизы.
     2. Градостроительная  и  проектная документация до ее утверждения
подлежит   государственной   экспертизе   независимо   от   источников
финансирования и формы собственности предприятий,  зданий и сооружений
(далее именуются - объекты),  за исключением документации на  объекты,
строительные  работы  на  которых  не  затрагивают их конструктивных и
других характеристик надежности и безопасности  и  для  строительства,
расширения,  реконструкции,  технического перевооружения, капитального
ремонта,  консервации и ликвидации (далее именуется  -  строительство)
которых не требуется разрешения.
     Предпроектная документация  на  объекты,  строительство   которых
осуществляется  частично  или  полностью  за счет средств федерального
бюджета,   средств   бюджетов    субъектов    Российской    Федерации,
государственных  кредитов  и кредитов,  получаемых под государственные
гарантии,  других  средств,  поступающих  в  качестве  государственной
поддержки,  а также на потенциально опасные и технически особо сложные
объекты независимо от источников финансирования и формы  собственности
подлежит государственной экспертизе до утверждения этой документации.
     По объектам,  строительство  которых   осуществляется   за   счет
собственных   средств   заказчика  (инвестора),  включая  привлеченные
средства,  в  том  числе  средства   иностранных   инвесторов,   кроме
потенциально  опасных  и технически особо сложных объектов,  решение о
проведении  государственной  экспертизы   предпроектной   документации
принимает заказчик (инвестор).
     3. Целями    государственной    экспертизы     градостроительной,
предпроектной и проектной документации являются:
     а) предотвращение    создания    объектов,    строительство     и
использование  которых нарушает права физических и юридических лиц или
не отвечает требованиям утвержденных в установленном  порядке  норм  и
правил;
     б) оценка эффективности  капитальных  вложений,  направляемых  на
строительство  объектов,  осуществляемое  за счет средств федерального
бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
     4. При  проведении  государственной экспертизы градостроительной,
предпроектной и  проектной  документации  обеспечивается  проверка  ее
соответствия  исходным  данным,  техническим условиям и требованиям по
проектированию   и   строительству   объектов,    выданным    органами
государственного надзора и контроля и заинтересованными организациями.
     Градостроительная, предпроектная   и   проектная    документация,
разработанная   в   соответствии   с   указанными  исходными  данными,
техническими условиями и требованиями,  дополнительному согласованию с
органами и организациями,  их выдавшими,  не подлежит,  за исключением
случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
     5. На     федеральном     уровне    государственная    экспертиза
градостроительной, предпроектной и проектной документации проводится:
     а) Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации;
     б) Главным    управлением    государственной     вневедомственной
экспертизы   при  Государственном  комитете  Российской  Федерации  по
строительству и жилищно-коммунальному комплексу с  участием  следующих
федеральных   органов   исполнительной   власти,   уполномоченных   на
проведение специализированной экспертизы  (далее  именуются  -  органы
специализированной экспертизы):
     Министерство Российской Федерации по делам  гражданской  обороны,
чрезвычайным  ситуациям  и  ликвидации  последствий стихийных бедствий
(государственная  экспертиза  в  области  предупреждения  чрезвычайных
ситуаций);
     Министерство природных     ресурсов     Российской      Федерации
(государственная  экспертиза  в  области  охраны  окружающей природной
среды, использования и охраны водных объектов и недр);
     Министерство труда  и  социального  развития Российской Федерации
(государственная экспертиза условий труда);
     Федеральный горный   и  промышленный  надзор  России  (экспертиза
промышленной безопасности и рационального использования недр);
     другие федеральные  органы исполнительной власти,  уполномоченные
на проведение государственной экспертизы;
     в) федеральными  органами исполнительной власти,  уполномоченными
на проведение  ведомственной  экспертизы  (далее  именуются  -  органы
ведомственной    экспертизы),   в   соответствии   с   положениями   о
разграничении функций  по  государственной  экспертизе  и  утверждению
предпроектной   и   проектной   документации   между  соответствующими
федеральными  органами   исполнительной   власти   и   Государственным
комитетом      Российской     Федерации     по     строительству     и
жилищно-коммунальному комплексу.
     6. На   уровне  субъектов  Российской  Федерации  государственная
экспертиза градостроительной,  предпроектной и проектной  документации
проводится  организациями  государственной вневедомственной экспертизы
субъектов Российской  Федерации  с  участием  территориальных  органов
указанных  в  пункте 5 настоящего Положения органов специализированной
экспертизы.
     7. Перечень    документов,    представляемых    для    проведения
государственной   экспертизы   градостроительной,   предпроектной    и
проектной     документации,    определяется    нормативно-техническими
требованиями на ее разработку.
-----------------------------
     * Под градостроительной документацией понимается  документация  о
градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их
застройке,  предусмотренная в главах V-IX  Градостроительного  кодекса
Российской Федерации.
     Под предпроектной    документацией     понимается     обоснование
инвестиций,  привлекаемых для строительства, расширения, реконструкции
и технического перевооружения предприятий, зданий и сооружений.
     Под проектной  документацией  понимается  инвестиционный  проект,
проект  (рабочий  проект)  строительства,  реконструкции,  расширения,
капитального ремонта и технического перевооружения предприятий, зданий
и   сооружений,   а   также   консервации   и    ликвидации    опасных
производственных объектов.

      II. Разграничение полномочий по проведению государственной
       экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной
                             документации

     8. Экспертный   совет   при  Правительстве  Российской  Федерации
проводит государственную экспертизу градостроительной, предпроектной и
проектной   документации,   подлежащей   рассмотрению   и  утверждению
Правительством Российской Федерации.
     9. Главное управление государственной вневедомственной экспертизы
при Государственном комитете Российской Федерации по  строительству  и
жилищно-коммунальному  комплексу  проводит  государственную экспертизу
следующей градостроительной документации:
     а) градостроительная  документация  на  объекты градостроительной
деятельности особого регулирования федерального значения, в том числе:
     градостроительная документация  о  градостроительном планировании
развития особо охраняемых природных территорий федерального значения и
свободных экономических зон;
     генеральные планы городов -  административных  центров  субъектов
Российской  Федерации;  городов,  отнесенных к историческим поселениям
федерального значения; городов-курортов федерального значения; городов
-  научных  центров;  поселений  с  особым  режимом  жизнедеятельности
(военные городки  и  другие  закрытые  административно-территориальные
образования,  города  (поселки)  при атомных электростанциях,  атомных
тепловых  электростанциях,  поселения  в   государственных   природных
заповедниках,    национальных    и   природных   парках);   поселений,
расположенных  в  регионах  с  особо  неблагоприятными  экологическими
условиями    вследствие    радиоактивного    загрязнения,   повышенной
сейсмичностью,  на территориях,  подверженных воздействию чрезвычайных
ситуаций  природного  или  техногенного  характера,  а также в районах
залегания полезных ископаемых;
     б) градостроительная   документация,   разрабатываемая   за  счет
средств  федерального   бюджета   и   совместного   финансирования   с
привлечением средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
     в) градостроительные  разделы   федеральных   целевых   программ,
программ   социально-экономического   развития  территории  Российской
Федерации;
     г) схемы и проекты развития инженерной, транспортной и социальной
инфраструктур  федерального  значения  и  благоустройства   территорий
федерального значения;
     д) консолидированные схемы градостроительного планирования.
     10. Главное     управление    государственной    вневедомственной
экспертизы  при  Государственном  комитете  Российской  Федерации   по
строительству     и     жилищно-коммунальному    комплексу    проводит
государственную экспертизу предпроектной и проектной документации на:
     а) объекты,  строительство  которых  осуществляется полностью или
частично  за  счет  средств  федерального   бюджета,   государственных
кредитов и кредитов,  получаемых под государственные гарантии, а также
за  счет  других  средств,  поступающих  в  качестве   государственной
поддержки;
     б) объекты, находящиеся в государственной собственности;
     в) объекты:
     строящиеся за  границей  при  техническом  содействии  Российской
Федерации;
     находящиеся в  совместном  пользовании  Российской  Федерации   и
других государств и строящиеся с привлечением иностранных инвестиций;
     сооружаемые при реализации соглашений о разделе продукции;
     включенные в         федеральные         целевые        программы
социально-экономического развития регионов;
     г) экспериментальные   и  базовые  проекты,  предназначенные  для
массового применения;
     д) потенциально   опасные  и  технически  особо  сложные  объекты
независимо от источников финансирования и формы собственности,  в  том
числе:
     ядерно опасные   и   радиационно   опасные    объекты    (атомные
электростанции,  исследовательские  реакторы,  предприятия  топливного
цикла,  хранилища  временного  и  долговременного  хранения   ядерного
топлива и радиоактивных отходов);
     объекты по уничтожению химического оружия  и  ракетного  топлива,
уничтожению и захоронению химических и других опасных отходов;
     гидротехнические сооружения 1 и 2-го классов;
     опасные производственные объекты, предусмотренные приложением N 1
к   Федеральному   закону   "О   промышленной   безопасности   опасных
производственных объектов";
     тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;
     линии электропередачи  и  подстанции  напряжением 330 киловольт и
выше;
     морские порты,    космодромы,   аэропорты   с   длиной   основной
взлетно-посадочной полосы 1800 метров и более,  мосты и тоннели длиной
более 500 метров, метрополитены;
     радиолокационные станции,  радио-  и  телецентры,   магистральные
линии связи;
     общегородские объекты  коммунального  хозяйства   в   городах   с
расчетной численностью населения свыше 500 тыс. жителей;
     крупные объекты  пищевой,   перерабатывающей   промышленности   и
сельского   хозяйства,   оказывающие   влияние   на  продовольственную
безопасность  страны  и  населения  или  имеющие   важное   социальное
значение;
     объекты оборонной промышленности, включая объекты по производству
конверсионной продукции и продукции двойного назначения.
     11. Организации   государственной   вневедомственной   экспертизы
субъектов Российской Федерации проводят государственную экспертизу:
     а) градостроительной  документации,  градостроительных   разделов
целевых  программ  субъектов  Российской  Федерации  и местных целевых
программ,  программ   социально-экономического   развития   территорий
субъектов Российской Федерации и территорий муниципальных образований,
а также схем и проектов развития инженерной, транспортной и социальной
инфраструктур   и   благоустройства   территорий  в  части  соблюдения
градостроительных   требований,   за   исключением   градостроительной
документации,   рассматриваемой  Главным  управлением  государственной
вневедомственной экспертизы при  Государственном  комитете  Российской
Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу;
     б) предпроектной   и   проектной   документации    на    объекты,
строительство   которых   осуществляется   за  счет  средств  бюджетов
субъектов Российской Федерации,  а также на объекты,  строящиеся на их
территориях,   независимо   от   источников   финансирования  и  формы
собственности,  в пределах компетенции органов государственной  власти
субъектов  Российской  Федерации,  органов  местного  самоуправления и
органов, осуществляющих контроль за соблюдением нормативных требований
по надежности и эксплуатационной безопасности объектов, за исключением
проектной   документации,    рассматриваемой    Главным    управлением
государственной   вневедомственной   экспертизы   при  Государственном
комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному
комплексу.
     12. Органы ведомственной экспертизы в пределах своей  компетенции
проводят  в  соответствии с установленным ими порядком государственную
экспертизу  предпроектной  и   проектной   документации   с   участием
организаций   государственной  вневедомственной  экспертизы  субъектов
Российской  Федерации  и  территориальных  органов  специализированной
экспертизы.

        III. Организация проведения государственной экспертизы
      градостроительной, предпроектной и проектной документации

     13. Для  проведения государственной экспертизы градостроительной,
предпроектной и  проектной  документации  необходимые  документы  в  4
экземплярах представляются:
     а) в Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации - по
объектам, относящимся к его компетенции;
     б) в   Главное   управление   государственной    вневедомственной
экспертизы   при  Государственном  комитете  Российской  Федерации  по
строительству  и  жилищно-коммунальному  комплексу  -   по   объектам,
указанным в пунктах 9 и 10 настоящего Положения;
     в) в органы ведомственной экспертизы - по объектам в соответствии
с  положениями о разграничении функций по государственной экспертизе и
утверждению   предпроектной    и    проектной    документации    между
соответствующими   федеральными   органами   исполнительной  власти  и
Государственным комитетом  Российской  Федерации  по  строительству  и
жилищно-коммунальному комплексу;
     г) в  организации  государственной  вневедомственной   экспертизы
субъектов  Российской  Федерации  по  месту  размещения  объектов - по
объектам, указанным в пункте 11 настоящего Положения.
     14. Орган  (организация)  государственной  экспертизы  в  срок не
более 30 дней:
     а) регистрирует   представленные   документы   и   проверяет   их
комплектность;
     б) определяет  совместно с органами специализированной экспертизы
необходимость их  участия  в  проведении  государственной  экспертизы,
сроки  подготовки  заключений  органов специализированной экспертизы и
стоимость проведения экспертизы;
     в) разрабатывает  проекты договоров с органами специализированной
экспертизы о выполнении работ в пределах  общей  стоимости  проведения
государственной экспертизы;
     г) готовит   и   предварительно   согласовывает   с    заказчиком
(инвестором) проект договора о проведении государственной экспертизы;
     д) направляет заказчику (инвестору):
     проект договора  о  проведении  государственной  экспертизы  (при
условии   соответствия   представленных    документов    установленным
требованиям);
     уведомление о  сроках  представления  недостающих  документов  (в
случае    несоответствия   представленных   документов   установленным
требованиям).
     15. При  неполучении  от  заказчика (инвестора) в течение 30 дней
подписанного им договора о  проведении  государственной  экспертизы  и
предусмотренной  в  нем платы за проведение государственной экспертизы
или  непредставлении  заказчиком   (инвестором)   в   указанный   срок
запрашиваемых  документов государственная экспертиза не проводится,  а
все документы в 7-дневный срок возвращаются заказчику (инвестору).
     16. Стоимость  проведения государственной экспертизы определяется
на  основании  утвержденных  в   установленном   порядке   нормативов.
Продолжительность      проведения      государственной      экспертизы
устанавливается договором, но не должна превышать 3 месяцев.
     17. В   процессе   проведения   государственной   экспертизы   по
договоренности с заказчиком (инвестором) могут быть уточнены стоимость
и   сроки   ее   проведения.  Достигнутая  договоренность  оформляется
дополнительным   договором.   При   этом   общий    срок    проведения
государственной экспертизы не должен превышать 6 месяцев.

           IV. Сводное заключение по результатам проведения
            государственной экспертизы градостроительной,
                предпроектной и проектной документации

     18. Сводное  заключение по результатам проведения государственной
экспертизы градостроительной,  предпроектной и проектной  документации
(далее  именуется  -  сводное  заключение)  содержит совокупную оценку
экономической целесообразности и  технической  возможности  реализации
проектных  решений  с  учетом  требований экологической и промышленной
безопасности,  а  также  соответствия   архитектурно-планировочных   и
инженерно-технических решений технологическим требованиям, требованиям
конструктивной надежности и безопасности.  В сводном заключении  также
устанавливаются      основные     технико-экономические     показатели
строительства объектов.
     19. Сводное заключение подготавливается:
     а) на федеральном уровне -  Главным  управлением  государственной
вневедомственной  экспертизы  при  Государственном комитете Российской
Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу;
     б) на   региональном   уровне   -  организациями  государственной
вневедомственной экспертизы субъектов Российской Федерации.
     20. Сводное  заключение подготавливается с учетом заключений (или
с участием специалистов) органов специализированной экспертизы или  их
территориальных    органов,    органов    ведомственной    экспертизы,
заинтересованных органов исполнительной  власти  субъектов  Российской
Федерации   и   органов  местного  самоуправления,  других  органов  и
организаций, а также результатов общественного обсуждения.
     21. Сводное  заключение  утверждается  в  порядке,  установленном
органом,  осуществляющим государственную  экспертизу,  и  направляется
заказчику (инвестору).
     22. К сводному заключению прилагаются являющиеся его неотъемлемой
частью заключения органов специализированной экспертизы.
     Положительное сводное   заключение   составляется   при   наличии
положительных   заключений  органов  специализированной  экспертизы  и
включает выводы  о  соответствии  градостроительной,  предпроектной  и
проектной  документации предъявляемым требованиям и рекомендации по ее
утверждению (согласованию) с указанием основных  технико-экономических
показателей.
     Без положительного      сводного      заключения      утверждение
градостроительной,    предпроектной    и    проектной    документации,
финансирование  и  строительство  объектов  независимо  от  источников
финансирования и формы собственности не допускаются.
     Отрицательное сводное заключение содержит выводы:
     о необходимости   доработки  градостроительной,  предпроектной  и
проектной документации с указанием конкретных недостатков;
     о недопустимости   использования   указанной   документации   для
строительства   объектов   из-за   ее   несоответствия   предъявляемым
требованиям.
     23. В случае составления  отрицательного  сводного  заключения  в
связи  с  необходимостью доработки градостроительной,  предпроектной и
проектной  документации   заказчик   (инвестор)   вправе   представить
документы  на  повторную  государственную  экспертизу  при  условии их
доработки с учетом  замечаний  и  предложений,  изложенных  в  сводном
заключении.

           V. Утверждение градостроительной, предпроектной,
                       и проектной документации

     24. Градостроительная документация утверждается в соответствии со
статьями 21-23 Градостроительного кодекса Российской Федерации и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации,  законами и  иными
нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
     25. Предпроектная    документация     утверждается     заказчиком
(инвестором).
     26. Проектная документация утверждается:
     а) по  объектам,  строительство  которых  осуществляется  за счет
средств федерального бюджета,  - Государственным комитетом  Российской
Федерации  по  строительству  и  жилищно-коммунальному комплексу или в
порядке,  устанавливаемом этим Комитетом совместно с заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти;
     б) по объектам,  строительство  которых  осуществляется  за  счет
бюджетов субъектов Российской Федерации,  - в порядке, устанавливаемом
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
     в) по  объектам,  строительство  которых  осуществляется  за счет
собственных  средств  заказчика  (инвестора),   включая   привлеченные
средства,  в  том числе средства иностранных инвесторов,  - заказчиком
(инвестором).

     Примечание. Разделы   III-IV   настоящего   Положения   в   части
проведения  государственной  экспертизы градостроительной документации
являются примерными.