ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕПАРТАМЕНТЕ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РФ 15 апреля 2008 г. N 102 (Д) 1. Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте корпоративного управления Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. 2. Признать утратившим силу Приказ Минэкономразвития России от 4 октября 2006 г. N 310 "Об утверждении Положения о Департаменте корпоративного управления Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации". 3. Контроль за исполнением Приказа возложить на статс-секретаря - заместителя Министра Попову А.В. Министр Э.С.НАБИУЛЛИНА 15 апреля 2008 г. N 102 УТВЕРЖДЕН Приказом Минэкономразвития России от 15 апреля 2008 года N 102 ПОЛОЖЕНИЕ О ДЕПАРТАМЕНТЕ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. Общие положения 1.1. Департамент корпоративного управления (далее - Департамент) является структурным подразделением центрального аппарата Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (далее - Министерство), осуществляющим реализацию функций Министерства в области совершенствования корпоративного управления, банковского и страхового законодательства, механизмов венчурного инвестирования, регулирования оценочной деятельности, развития финансового рынка, правового и аналитического обеспечения деятельности институтов развития, а также функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления организаций. Сокращенное название Департамента - ДКУ. 1.2. Департамент руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, актами Министерства и указаниями руководства Министерства, а также настоящим Положением. 1.3. Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями центрального аппарата Министерства, загранаппаратом Министерства, территориальными органами Министерства, федеральными агентствами, находящимися в ведении Министерства, их территориальными органами, а также с подведомственными Министерству организациями. 1.4. Структура и численность работников Департамента устанавливается в соответствии со штатным расписанием центрального аппарата Министерства. 1.5. Документационное, материально-техническое и транспортное обеспечение деятельности Департамента, а также социально-бытовое обслуживание работников Департамента осуществляют в установленном порядке соответствующие структурные подразделения Министерства. 2. Полномочия 2.1. Департамент корпоративного управления осуществляет следующие полномочия: 2.1.1. Разрабатывает с участием заинтересованных структурных подразделений центрального аппарата Министерства и обеспечивает внесение в Правительство Российской Федерации проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, других документов, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, входящим в компетенцию Департамента. 2.1.2. В области совершенствования корпоративного управления и корпоративного законодательства: 2.1.2.1. Осуществляет анализ и мониторинг процессов развития институтов корпоративного управления. 2.1.2.2. Готовит предложения по выработке государственной политики в сфере корпоративного управления и развития корпоративного законодательства. 2.1.2.3. В рамках компетенции Департамента осуществляет содействие формированию эффективной практики корпоративного управления, включая подготовку предложений, разработку проектов нормативных правовых актов, направленных на улучшение стандартов корпоративного управления в российских хозяйственных обществах, в том числе по следующим направлениям: - повышение значимости рейтингов корпоративного управления в деятельности компаний; - внедрение положительного опыта корпоративного управления в компаниях с государственным участием; - содействие развитию системы социальной отчетности компаний; - повышение информированности предпринимательского сообщества в сфере корпоративного управления. 2.1.2.4. Осуществляет подготовку проектов нормативных правовых актов, подготовку проектов заключений и отзывов для представления в Правительство Российской Федерации в области совершенствования корпоративного управления для законодательного закрепления эффективных механизмов реализации корпоративных процедур, в том числе по следующим направлениям: - стимулирование эффективности решений, принимаемых органами управления юридических лиц; - распределение компетенции между органами управления юридических лиц; - предотвращение конфликта интересов при принятии решений органами управления юридических лиц; - распределение прав по контролю между акционерами (участниками) хозяйственных обществ; - повышение информированности участников корпоративных отношений; - совершенствование системы организационно-правовых форм юридических лиц, удовлетворяющих различным интересам предпринимателей; - повышение эффективности механизмов защиты прав акционеров, создание системы предотвращения и эффективного разрешения корпоративных конфликтов. 2.1.2.5. Готовит предложения и осуществляет подготовку проектов заключений и отзывов по совершенствованию нормативного правового регулирования создания, деятельности и ликвидации хозяйствующих субъектов различной организационно-правовой формы, в том числе в области: - законодательного регулирования процедур реорганизации и ликвидации коммерческих организаций; - повышения гарантий защиты прав и законных интересов инвесторов при осуществлении процедур реорганизации и ликвидации организаций; - повышения эффективности решений органов управления юридических лиц в преддверии и в ходе реорганизации и ликвидации. 2.1.2.6. Разрабатывает предложения и осуществляет подготовку проектов заключений и отзывов по совершенствованию законодательного обеспечения функционирования интегрированных корпоративных структур, в том числе в части: - создания целостной системы регулирования интегрированных корпоративных структур; - регулирования создания и деятельности дочерних и зависимых обществ, а также обособленных подразделений юридических лиц; - совершенствования принципов налогообложения интегрированных корпоративных структур в рамках компетенции Департамента. 2.1.2.7. Принимает участие в подготовке предложений и участвует в разработке государственной политики по вопросам совершенствования налогообложения юридических лиц в рамках компетенции Департамента. 2.1.2.8. Участвует в разработке предложений о порядке государственного регулирования деятельности юридических лиц (хозяйствующих субъектов), в том числе по вопросам лицензирования, контроля и надзора за деятельностью юридических лиц, антимонопольного регулирования, привлечения к административной ответственности юридических лиц. 2.1.2.9. Организует подготовку предложений по выработке государственной политики в области корпоративного управления в организациях, в которых государство выступает участником (членом) или учредителем в рамках компетенции Департамента. 2.1.3. В области финансовой отчетности российских организаций: 2.1.3.1. Осуществляет анализ и мониторинг развития системы учета и отчетности предприятий в России и в зарубежных странах. 2.1.3.2. Разрабатывает меры, направленные на совершенствование системы раскрытия информации о российских организациях инвесторам, кредиторам и другим заинтересованным лицам в системе корпоративного управления, разрабатывает предложения по повышению качества финансовой отчетности организаций. 2.1.3.3. Участвует в разработке нормативных правовых актов в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности. 2.1.3.4. Разрабатывает предложения по совершенствованию системы управленческого учета в организациях. 2.1.3.5. Участвует в разработке предложений по совершенствованию правовых и организационных механизмов внутреннего и внешнего аудита финансовой отчетности предприятий и формирования института независимого аудита в рамках имеющейся компетенции. 2.1.3.6. Участвует в разработке нормативных правовых актов в области аудиторской деятельности в рамках имеющейся компетенции. 2.1.4. В области регулирования оценочной деятельности: 2.1.4.1. Осуществляет мониторинг правоприменительной практики по вопросам оценки имущества в России и в зарубежных странах. 2.1.4.2. Разрабатывает предложения по совершенствованию системы регулирования оценочной деятельности, разрабатывает и обеспечивает внесение в Правительство Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих порядок взаимодействия государственных органов по вопросам оценки имущества. 2.1.4.3. Обеспечивает разработку и утверждение федеральных стандартов оценки. 2.1.4.4. Разрабатывает требования, условия и порядок привлечения независимых оценщиков для государственных нужд. 2.1.4.5. Разрабатывает нормативные правовые акты, регулирующие вопросы оценочной деятельности применительно к различным объектам оценки, видам стоимости, основаниям проведения оценки, а также экспертизы отчетов об оценке и порядка ее проведения. 2.1.5. В области развития финансовой инфраструктуры экономики: 2.1.5.1. Осуществляет мониторинг и анализ социально-экономических процессов в области финансовых рынков и представляет соответствующие материалы в ежеквартальные доклады Министерства. 2.1.5.2. Участвует в разработке нормативных правовых актов по развитию финансовых рынков, устранению диспропорций в развитии финансового сектора. 2.1.5.3. Участвует в разработке прогнозов развития финансового сектора на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды. 2.1.5.4. Участвует в разработке нормативных правовых актов по устранению административных ограничений и развитию конкуренции на финансовых рынках. 2.1.5.5. Участвует в разработке предложений по совершенствованию нормативной правовой базы, регулирующей деятельность кредитных организаций, институциональному развитию кредитной системы, в том числе небанковских кредитных организаций. 2.1.5.6. Участвует в разработке нормативных правовых актов в области страхования и предложений по вопросам регулирования страхового рынка. 2.1.5.7. Участвует в подготовке предложений по развитию и правовому обеспечению институтов коллективных инвестиций. 2.1.5.8. Участвует в экспертизе проектов нормативных правовых актов, реализующих финансовую политику государства. 2.1.5.9. Участвует в совершенствовании правового регулирования инфраструктуры, институтов и инструментов рынка ценных бумаг. 2.1.5.10. Осуществляет взаимодействие с российскими кредитными и финансовыми организациями, в первую очередь с теми, в органы управления которых входит руководство Министерства, а также с другими организациями с государственным участием. Участвует в разработке концепций и стратегий развития этих организаций, осуществляет организационно-техническое и аналитическое обеспечение участия руководства Министерства в деятельности этих организаций. 2.1.5.11. Участвует в разработке предложений, направленных на повышение эффективности интеграционных процессов на российских финансовых рынках. 2.1.5.12. Участвует в деятельности рабочих групп по банковско-финансовому сотрудничеству в составе российских частей межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами. 2.1.5.13. Осуществляет выработку предложений в области развития и правового обеспечения системы ипотечного жилищного кредитования. 2.1.6. В области выработки государственной политики в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления, а также предупреждения банкротства предприятий (организаций): 2.1.6.1. Осуществляет мониторинг и анализ практики применения нормативных правовых актов в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления предприятий (организаций), а также в сфере законодательства об исполнительном производстве в рамках компетенции Министерства. 2.1.6.2. Готовит предложения по выработке государственной политики в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления предприятий (организаций). 2.1.6.3. Участвует в выработке предложений по совершенствованию законодательства об исполнительном производстве в пределах компетенции Министерства. 2.1.6.4. Участвует в выработке предложений по законодательному регулированию механизмов урегулирования задолженности. 2.1.6.5. Готовит предложения по нормативному правовому регулированию, совершенствованию действующего законодательства, в частности, осуществляет разработку проектов нормативных правовых актов для представления в Правительство Российской Федерации, подготовку проектов заключений и отзывов в области несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления предприятий (организаций), в том числе по следующим направлениям: - несостоятельность (банкротство) и финансовое оздоровление финансовых организаций, предприятий (организаций) реального сектора экономики, отсутствующих должников, физических лиц, а также иных категорий должников; - участие Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации и муниципальных образований как кредиторов и как собственников в делах о банкротстве и процедурах банкротства; - деятельность арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих; - трансграничная несостоятельность. 2.1.6.6. Разрабатывает порядок выбора органом, уполномоченным представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, саморегулируемой организации арбитражных управляющих при подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. 2.1.6.7. Осуществляет рассмотрение обращений, связанных с деятельностью федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам. 2.1.6.8. Осуществляет рассмотрение документов, связанных с применением мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций. 2.1.6.9. Организует проведение текущего анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций. 2.1.7. В области аналитической и правовой поддержки институтов развития: 2.1.7.1. Осуществляет разработку предложений, направленных на повышение эффективности деятельности институтов развития. 2.1.7.2. Организует рассмотрение стратегий и планов деятельности институтов развития. 2.1.7.3. Осуществляет взаимодействие с российскими институтами развития, в первую очередь с теми, в органы управления которых входит руководство Министерства. 2.1.7.4. Участвует в рассмотрении вопросов, связанных с созданием инновационной инфраструктуры в рамках частно-государственного партнерства. 2.1.7.5. Осуществляет координацию мероприятий Министерства, связанных с организацией деятельности ОАО "Российская венчурная компания". 2.1.7.6. Осуществляет координацию мероприятий Министерства, связанных с организацией деятельности ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию". Участвует в разработке концепции и стратегии развития этой организации, осуществляет организационно-техническое и аналитическое обеспечение участия руководства Министерства в деятельности этой организации. 2.2. С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности Департамент имеет право: 2.2.1. Запрашивать у других структурных подразделений Министерства, находящихся в ведении Министерства территориальных органов, загранаппарата, организаций и федеральных агентств информацию и материалы, необходимые для осуществления полномочий Департамента. 2.2.2. Привлекать с согласия руководителей структурных подразделений Министерства работников этих подразделений для подготовки проектов нормативных правовых актов, а также для разработки и осуществления мероприятий, проводимых Департаментом в соответствии с возложенными на Департамент функциями. 2.2.3. Разрабатывать предложения по научным исследованиям проблем корпоративного управления, по другим вопросам, входящим в компетенцию Департамента, проводимым по заказам Министерства. Участвует в формировании заказа на проведение на конкурсной основе прикладных экономических исследований, обеспечивает контроль за целевым использованием выделенных ассигнований и осуществляет оценку и прием результатов выполненных работ. 2.2.4. Пользоваться в установленном порядке государственными системами связи, в том числе правительственными. 2.2.5. Пользоваться в установленном порядке информационными базами данных Министерства, а также базами данных иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций. 3. Организация деятельности 3.1. Департамент возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром. 3.2. Директор имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром по представлению директора Департамента. Другие работники Департамента назначаются на должность и освобождаются от должности заместителем Министра в соответствии с распределением обязанностей между заместителями Министра, по представлению директора Департамента. 3.3. В состав Департамента включаются отделы по основным направлениям деятельности. 3.4. Директор: 3.4.1. Руководит деятельностью Департамента и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент полномочий. 3.4.2. Осуществляет контроль и принимает необходимые меры по соблюдению Департаментом установленных Регламентом Правительства Российской Федерации и Регламентом Министерства сроков исполнения поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и руководства Министерства. 3.4.3. Докладывает руководству Министерства по вопросам, входящим в компетенцию Департамента. 3.4.4. Подписывает в пределах своей компетенции документы, касающиеся деятельности Департамента. 3.4.5. Представляет Министерство по поручению руководства Министерства в органах государственной власти и российских организациях, а также в учреждениях и организациях иностранных государств и международных организациях. 3.4.6. Совместно с Департаментом кадров, государственной службы и управления персоналом: 3.4.6.1. Осуществляет работу по формированию кадрового резерва, подбору, расстановке и использованию кадров в Департаменте. 3.4.6.2. Вносит предложения об изменении штатного расписания Департамента, о назначении, перемещении и повышении в должности работников Департамента, продлении сроков их пребывания на государственной гражданской службе. 3.4.6.3. Организует работу по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в установленном порядке. 3.4.6.4. Организует работу аттестационной комиссии Департамента. 3.4.6.5. Осуществляет контроль за своевременным присвоением классных чинов, прохождением испытательного срока вновь принятыми работниками Департамента. 3.4.6.6. Вносит в установленном порядке руководству Министерства предложения о поощрении работников Департамента, в том числе о присвоении почетных званий и награждении государственными наградами, а также о применении дисциплинарных взысканий к работникам Департамента. 3.4.6.7. Вносит предложения о командировании за пределы территории Российской Федерации и по России работников Департамента по вопросам, входящим в компетенцию Департамента. 3.4.7. Распределяет обязанности среди своих заместителей, утверждает положения об отделах Департамента, а также должностные регламенты работников Департамента. 3.4.8. Обеспечивает соблюдение работниками Департамента служебной дисциплины в соответствии со Служебным распорядком центрального аппарата Министерства, контролирует своевременное, качественное и эффективное исполнение ими заданий и поручений. 3.4.9. Обеспечивает ведение делопроизводства в Департаменте в соответствии с Регламентом Министерства. 3.4.10. Обеспечивает соблюдение работниками Департамента режима секретности при работе с документами, а также организацию работы по защите сведений, составляющих государственную тайну, и информации ограниченного доступа, находящихся в ведении Департамента или полученных Департаментом от других органов и организаций. 3.4.11. Представляет на утверждение руководству Министерства планы работ Департамента и отчет об их исполнении. 3.4.12. Издает в пределах компетенции Департамента распоряжения. 3.4.13. Пользуется иными правами и выполняет другие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решениями руководства Министерства. 3.5. Во время отсутствия директора Департамента его обязанности выполняет один из его заместителей на основании приказа Министра. |