О КОРРЕКТИРОВКЕ СТАВОК ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН НА МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЕ СЫРЬЕ И ТРУБНУЮ ПРОДУКЦИЮ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РФ 17 июня 2008 г. N 8031-АБ/Д12 (Д) В соответствии с п. 7 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Сечина Минэкономразвития России совместно с другими министерствами и ведомствами поручено принять участие в подготовке предложений по повышению вывозных таможенных пошлин на лом, отходы и руды черных металлов, коксующийся уголь, чугун, заготовку, а также проработать целесообразность создания механизма снижения ввозных таможенных пошлин на трубную продукцию в случае необоснованного роста стоимости на эту продукцию на внутреннем рынке. 1. О введении вывозных таможенных пошлин. Из указанных товаров в настоящее время вывозные таможенные пошлины действуют только в отношении отходов и лома черных металлов (код ТН ВЭД России 7204, 11 товарных позиций) в размере 15%, но не менее 15 евро за 1000 кг. Размер пошлин зафиксирован в ходе переговоров по присоединению России в ВТО и предполагает снижение до 5%, но не менее 5 евро за 1000 кг, в течение 5 лет после присоединения по нелинейной формуле. В отношении других товаров Российская Федерация юридически сохраняет возможность введения вывозных таможенных пошлин. Однако известные решения в отношении вывозных пошлин на необработанную древесину привели к вскрытию ЕС пакета договоренностей по всей лесной группе товаров и к отсрочке завершения переговоров по ВТО на год. Анализ последствий введения вывозных таможенных пошлин на отдельные группы товаров показывает неэффективность таких мер таможенно-тарифного регулирования в качестве меры подавления ценовых всплесков на внутреннем рынке. Снижение экспортной выручки экспортеров приводит к обратному эффекту - стремлению компенсировать выпадающие доходы за счет роста цен реализации на внутреннем рынке, что ведет вопреки ожиданиям к раскручиванию инфляционной спирали и увеличению внутренних цен. Установление вывозной пошлины на запретительном уровне, очевидно, приведет к избыточному предложению на внутреннем рынке, что будет иметь краткосрочный эффект снижения цен, но в перспективе приведет к сокращению производства. Черные металлы являются в настоящее время одной из основных статей российского экспорта после энергоносителей (их доля в общем стоимостном объеме экспорта в 2007 году составила 6,7%, январь - апрель 2008 года - 6,6%). Ее снижение вследствие введения (повышения) экспортных пошлин в условиях тенденции к сокращению положительного сальдо внешней торговли может отрицательно повлиять на макроэкономическую стабильность и темпы экономического роста в стране. Кроме того, расширение практики применения экспортных пошлин в качестве регулятора внутренних цен не соответствует Основным направлениям таможенно-тарифной политики на 2009 год и плановый период 2010 и 2011, одобренным на заседании Правительства Российской Федерации 21 февраля 2008 года, в соответствии с которыми в среднесрочной перспективе должен быть осуществлен постепенный отказ от применения вывозных таможенных пошлин, за исключением узкого круга товаров сырьевой и энергетической группы. Справочно: В 2007 году объем экспорта кокса и полукокса из каменного угля составил 3,1 млн. т (497,2 млн. долл. США). При этом объем производства коксового концентрата составил 54 млн. т при потребности в 45 млн. т. В ближайшие три года ожидается прирост производства коксового концентрата на 21 млн. т, при этом адекватный прирост мощностей в металлургии не прогнозируется, т.е. профицит внутреннего баланса коксующихся углей будет только возрастать. Ограничения российских производителей коксующегося угля снизят их конкурентоспособность и приведут к потере отдельных сегментов мирового рынка. Кроме этого ограничение российского экспорта коксующихся углей спровоцирует рост цен на дефицитном мировом рынке, который неизбежно повлечет за собой рост внутренних цен. Аналогичная ситуация может сложиться и с отходами и ломом черных металлов. Справочно: В общем объеме экспорта черных металлов (45,5 млн. т общей стоимостью 22,4 млрд. долл. США) доля чугуна составила 12,8% в физическом (5,8 млн. т), в стоимостном - 8,2% (1,8 млрд. долл. США), отходов и лома черных металлов - 20,5% (9,3 млн. т), в стоимостном - 10,8% (2,4 млрд. долл. США). При этом в 2007 году в сравнении с 2006 годом наблюдается устойчивая тенденция снижения объемов их экспорта: чугуна - на 4,8% (5,8 млн. т против 6,1 млн. т), отходов и лома черных металлов - на 16,2% (9,3 млн. т против 11,1 млн. т). Данная тенденция сохраняется и в 2008 году: в январе - апреле 2008 года в сравнении с аналогичным периодом 2007 года - чугун - 99,2% (1,72 млн. т против 1,74 млн. т), отходы и лом черных - 94,4% (2,4 млн. т против 2,6 млн. т). Объем российского производства металла значительно превосходит объем его потребления на внутреннем рынке (в 2007 году при объеме производства 62,1 млн. т товарного проката емкость внутреннего рынка не превысила 40 млн. т, или 64,1% от производства). Экспорт составляет значительную часть доходов российских металлургов. С 2003 по 2007 г. уровень загрузки мировых сталеплавильных мощностей возрос с нормальных 85% до критических 94%. Нехватка мощностей привела к дефициту предложения металлопроката в объеме около 6 - 8% от объема мирового производства. Дефицит предложения поддерживает рост цен на металлопрокат на мировом рынке. За 4 месяца 2008 г. мировые цены на металлопродукцию выросли на 40 - 50%. Цены на металл на российском рынке также выросли, однако темпы роста цен российских производителей существенно ниже темпов роста мировых цен. В товарной структуре экспорта металлопроката 50% составляют полуфабрикаты. Введение экспортной пошлины на полуфабрикаты не окажет никакого влияния на ценообразование внутреннего рынка, поскольку они не имеют спроса на рынке Российской Федерации, но может привести к росту мировых цен на прокат на мировом рынке и увеличит цены конечного продукта для потребителей, которыми, в том числе, являются и российские компании. Проблема восполнения недостатка сырьевых товаров и полуфабрикатов (лома черных металлов, коксующегося угля, чугуна) должна решаться прежде всего методами внутренней экономической политики. В этой связи повышение вывозных пошлин на указанные товары Минэкономразвития России не поддерживает. 2. О целесообразности создания механизма снижения ввозных таможенных пошлин на трубную продукцию. В Товарной номенклатуре РФ трубы из черных металлов классифицируются в товарных позициях 7304, 7305, 7306 (107 подсубпозиций). В соответствии с Таможенным тарифом Российской Федерации в отношении труб из черных металлов установлены ставки ввозных таможенных пошлин от нуля до 20% от таможенной стоимости (0% - 1 подсубпозиция, 5% - 33, 10% - 5, 15% - 66, 20% - 2). Анализ таможенной статистики показал, что за последние три года ввоз труб из черных металлов на территорию Российской Федерации увеличился на 50% (в количественном выражении), в том числе по коду 7304 - на 17%, 7405 - на 86% и 7406 - на 96%. Доля труб, ввезенных из стран СНГ по указанным кодам, составляет от 50% до 78% от общего количества. Согласно межправительственным соглашениям ввоз товаров из стран СНГ осуществляется беспошлинно. Кроме того, в настоящее время действуют следующие защитные меры. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 г. N 824 сроком на 5 лет (с 31 января 2006 г. по 30 января 2011 г.) установлены антидемпинговые пошлины в отношении некоторых видов стальных труб из Украины в размере: 11,4% на обсадные трубы (14 кодов ТН ВЭД России); 55,3% на подшипниковые трубы (9 кодов ТН ВЭД России); 18,1% на насосно-компрессорные трубы (6 кодов ТН ВЭД России); 8,9% на нефтегазовые трубы диаметром до 820 мм и горячедеформированные трубы общего назначения диаметром до 820 мм (из позиций 7304, 7305, 7306); 11,3% на котельные трубы (из позиций 7304, 7305, 7306). Указанные пошлины не применяются в отношении ряда украинских производителей трубной продукции в соответствии с Соглашением между Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством экономики и по вопросам европейской интеграции Украины о регулировании поставок некоторых видов стальных труб, происходящих из Украины, на таможенную территорию Российской Федерации от 13 января 2005 г. В рамках зафиксированных данным Соглашением объемов (411 тыс. тонн в 2007 году, 419 тысяч тонн в 2008 году, 427,6 тыс. тонн в 2009 году) поставки труб на таможенную территорию Российской Федерации осуществляются без уплаты антидемпинговых пошлин. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. N 685 сроком на 3 года (с 1 января 2007 г. по 1 января 2010 г.) установлена специальная пошлина в отношении труб большого диаметра (свыше 508 мм, коды ТН ВЭД России 7304 11 900 2, 7304 19 900 2, 7304 11 900 9, 7304 19 900 9, 7304 31 800 0, 7304 39 990 0, 7304 59 990 0, 7305 11 000 1, 7305 11 000 2, 7305 11 000 3, 7305 11 000 9, 7305 12 000 1, 7305 12 000 9, 7405 19 000 0, 7305 31 000 0, 7305 39 000 0, 7305 90 000 0) в размере 8%. Специальная пошлина не применяется в отношении развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации. По результатам проведенного Минэкономразвития России анализа российского рынка труб большого диаметра, в 2007 году импорт труб большого диаметра на таможенную территорию Российской Федерации вырос по сравнению с 2006 годом на 4,8%, при этом указанный рост был обеспечен, в основном, резким ростом импорта труб большого диаметра из Китая, доля которого в общем объеме импорта увеличилась с 0,01% в 2006 году до 20,6% в 2007 году. В этой связи на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике 24 апреля 2008 г. был одобрен проект постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающий распространение специальной пошлины на Китай. Необходимо отметить, что механизмы пересмотра и отмены специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при изменении условий, служивших основанием для введения таких мер, четко сформулированы соответственно в статьях 10, 17 и 24 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" и создание дополнительных механизмов корректировки решений в части применения и пересмотра защитных мер, по мнению Минэкономразвития России, не требуется. А.Р.БЕЛОУСОВ 17 июня 2008 г. N 8031-АБ/Д12 |