ОСНОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ - ИМПОРТ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ. ОРГАНИЗАЦИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ РАСХОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПЕРЕДАЧЕЙ ОБРАЗЦОВ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В ЛЕЧЕБНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ С ЦЕЛЬЮ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ И ПРОДВИЖЕН. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 14.12.07 03-03-06/1/854

              ОСНОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ - ИМПОРТ
         ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ НА РОССИЙСКОМ
         РЫНКЕ. ОРГАНИЗАЦИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ РАСХОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С
         ПЕРЕДАЧЕЙ ОБРАЗЦОВ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В ЛЕЧЕБНЫЕ
        УЧРЕЖДЕНИЯ С ЦЕЛЬЮ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ
        ИХ НА РЫНКЕ, А ТАКЖЕ РАСХОДЫ НА ВОЗВРАТ И УНИЧТОЖЕНИЕ
           ВОЗВРАЩЕННОЙ ПРОДУКЦИИ. УЧИТЫВАЮТСЯ ЛИ ПОДОБНЫЕ
           ЗАТРАТЫ В СОСТАВЕ РАСХОДОВ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ИСЧИСЛЕНИЯ
                    НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          14 декабря 2007 г.
                           N 03-03-06/1/854

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по  вопросу о порядке учета расходов на передачу лекарственных
средств,  а  также  на  возврат  и  уничтожение  препаратов и сообщает
следующее.
     При   определении   налоговой   базы   по   налогу   на   прибыль
налогоплательщик  - российская организация уменьшает полученные доходы
на  сумму  произведенных  расходов  в  порядке, предусмотренном гл. 25
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
     При этом ст. 252 Кодекса предусмотрены критерии, в соответствии с
которыми  осуществленные затраты (за исключением расходов, указанных в
ст.  270  Кодекса)  признаются  расходами  для целей налогообложения и
учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
     Так,    расходами   признаются   обоснованные   и   документально
подтвержденные  затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса,
убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     Под  обоснованными  расходами понимаются экономически оправданные
затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     Под  документально  подтвержденными расходами понимаются затраты,
подтвержденные    документами,    оформленными    в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными
в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном
государстве,  на  территории которого были произведены соответствующие
расходы,  и  (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные
расходы  (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке,
проездными  документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с
договором).
     Расходами   признаются   любые   затраты  при  условии,  что  они
произведены  для осуществления деятельности, направленной на получение
дохода.
     Обоснованность  расходов, учитываемых при расчете налоговой базы,
должна   оцениваться   с  учетом  обстоятельств,  свидетельствующих  о
намерениях   налогоплательщика   получить   экономический   эффект   в
результате   реальной   предпринимательской   или  иной  экономической
деятельности.
     В  соответствии  с  пп.  28 п. 1 ст. 264 Кодекса в составе прочих
расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются расходы
на  рекламу  производимых  (приобретенных) и (или) реализуемых товаров
(работ,  услуг),  деятельности  налогоплательщика,  товарного  знака и
знака  обслуживания,  включая участие в выставках и ярмарках, с учетом
положений п. 4 статьи.
     Согласно   ст.   11   Кодекса   институты,   понятия   и  термины
гражданского,  семейного и других отраслей законодательства Российской
Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком
они  используются  в  этих  отраслях  законодательства,  если  иное не
предусмотрено Кодексом.
     В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ
"О  рекламе"  (далее  -  Закон  N  38-ФЗ)  реклама  -  это информация,
распространенная  любым  способом,  в  любой  форме и с использованием
любых  средств,  адресованная неопределенному кругу лиц и направленная
на  привлечение  внимания  к  объекту рекламирования, формирование или
поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
     Требования  к рекламе лекарственных средств, медицинской техники,
изделий  медицинского  назначения  и  медицинских  услуг,  в том числе
методов лечения, установлены ст. 24 Закона N 38-ФЗ.
     Передача  образцов  лекарственных  средств в лечебные заведения с
целью   привлечения   внимания  к  данным  лекарственным  средствам  и
продвижения их на рынке не является рекламой в значении этого понятия,
используемого  в  Законе  N  38-ФЗ.  В  связи  с этим расходы по такой
передаче  образцов лекарственных средств в лечебные заведения не могут
быть учтены для целей налогообложения прибыли на основании пп. 28 п. 1
ст. 264 Кодекса.
     В  соответствии с п. 16 ст. 270 Кодекса при определении налоговой
базы  по  налогу  на  прибыль  не учитываются расходы в виде стоимости
безвозмездно  переданного  имущества  и  расходы,  связанные  с  такой
передачей.
     Учитывая    изложенное,   оснований   для   учета   расходов   по
безвозмездной  передаче  образцов  лекарственных  средств  в  лечебные
заведения  для  целей налогообложения прибыли, по мнению Департамента,
не имеется.
     По  вопросу  о  порядке  учета  для целей налогообложения прибыли
расходов на возврат и уничтожение препаратов.
     Расходы,   связанные  с  возвратом  лекарственных  препаратов  от
дистрибьюторов по причине их несоответствия установленным требованиям,
и  последующим  уничтожением возвращенной продукции, могут быть учтены
для   целей  налогообложения  прибыли  при  условии  их  экономической
обоснованности и надлежащем документальном подтверждении.
     При   оценке   налогоплательщиком   экономической  обоснованности
произведенных  расходов  необходимо  также  учитывать, что в налоговом
законодательстве     не     используется     понятие     экономической
целесообразности   и   не   регулируется  порядок  и  условия  ведения
финансово-хозяйственной    деятельности.    Обоснованность   расходов,
уменьшающих  в  целях  налогообложения  полученные  доходы,  не  может
оцениваться   с  точки  зрения  их  целесообразности,  рациональности,
эффективности  или  полученного  результата.  В  силу принципа свободы
экономической   деятельности   (ч.  1  ст.  8  Конституции  Российской
Федерации)  налогоплательщик  осуществляет  ее  самостоятельно на свой
риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и
целесообразность.
     Проверка      экономической      обоснованности     произведенных
налогоплательщиком  расходов  осуществляется  налоговыми  органами  во
время  мероприятий  налогового  контроля,  порядок проведения которого
установлен Кодексом.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
14 декабря 2007 г.
N 03-03-06/1/854