ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПОЛОЖЕНИЯ БАНКА РОССИИ ОТ 20.07.2007 N 308-П "О ПОРЯДКЕ ПЕРЕДАЧИ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ БАНКАМИ ИНФОРМАЦИИ О НАРУШЕНИЯХ ЛИЦАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ, АКТОВ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И АКТОВ. Письмо. Центральный банк РФ (ЦБР). 30.05.08 37

       ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПОЛОЖЕНИЯ БАНКА РОССИИ
      ОТ 20.07.2007 N 308-П "О ПОРЯДКЕ ПЕРЕДАЧИ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ
       БАНКАМИ ИНФОРМАЦИИ О НАРУШЕНИЯХ ЛИЦАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ
         ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ, АКТОВ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
            РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И АКТОВ ОРГАНОВ ВАЛЮТНОГО
              РЕГУЛИРОВАНИЯ" (ДАЛЕЕ - ПОЛОЖЕНИЕ N 308-П)

                                ПИСЬМО

                         ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ

                            30 мая 2008 г.
                                 N 37

                                 (Д)


     1.  В  каком  случае  уполномоченный  банк  сообщает  о нарушении
резидентом  требований  части  1  статьи  19  Федерального  закона  от
10.12.2003  N  173-ФЗ  "О  валютном регулировании и валютном контроле"
(далее - Закон)?
     Согласно   части   1   статьи   19   Закона   при   осуществлении
внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные
внешнеторговыми  договорами  (контрактами),  обеспечить  получение  от
нерезидентов   на   свои  банковские  счета  в  уполномоченных  банках
иностранной  валюты  или  валюты Российской Федерации, причитающейся в
соответствии   с   условиями   указанных   договоров  (контрактов)  за
переданные  нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные
им  услуги,  переданные  им  информацию  и результаты интеллектуальной
деятельности, в том числе исключительные права на них, либо обеспечить
возврат   в   Российскую   Федерацию   денежных   средств,  уплаченных
нерезидентам  за  не  ввезенные  на  таможенную  территорию Российской
Федерации   (не   полученные   на   таможенной  территории  Российской
Федерации)   товары,   невыполненные   работы,   неоказанные   услуги,
непереданные  информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в
том числе исключительные права на них.
     На  основании  части  9 статьи 23 Закона уполномоченные банки как
агенты валютного контроля передают органу валютного контроля, имеющему
право  применять санкции к лицу, осуществляющему валютные операции или
открывающему счета (вклады) в банке за пределами территории Российской
Федерации  с  нарушением  актов  валютного законодательства Российской
Федерации  и  актов  органов  валютного  регулирования,  информацию  о
нарушениях  актов  валютного  законодательства  Российской Федерации и
актов органов валютного регулирования при наличии такой информации.
     Если   внешнеторговым  контрактом  установлены  конкретные  сроки
зачисления  иностранной валюты или валюты Российской Федерации на счет
резидента  в  уполномоченном  банке  либо  конкретные сроки возврата в
Российскую   Федерацию   денежных   средств,   уплаченных   резидентом
нерезиденту  в  качестве  авансового платежа, и если в указанные сроки
денежные   средства   от  нерезидента  не  поступают  и  резидентом  в
уполномоченный   банк   не   представлены   документы,  подтверждающие
получение  им  товара,  оказание  услуг,  выполнение  работ,  передачу
информации   и   результатов   интеллектуальной   деятельности,   либо
документы,    изменяющие    первоначальные   условия   внешнеторгового
контракта,  то  уполномоченный  банк  сообщает  о нарушении резидентом
требований  части  1  статьи  19  Закона.  В  указанном  случае  датой
нарушения   будет  являться  дата,  следующая  за  установленной  (или
рассчитываемой) датой по внешнеторговому контракту.

     2.   Является  ли  нарушением  актов  валютного  законодательства
Российской   Федерации   и   актов   органов  валютного  регулирования
непредставление  или несвоевременное представление клиентом по запросу
уполномоченного банка документов и информации, связанных с проведением
валютных   операций,   при  отсутствии  установленного  Банком  России
требования   о   представлении  уполномоченному  банку  подтверждающих
документов и информации при проведении валютных операций?
     При   отсутствии   установленного   Банком  России  требования  о
представлении   уполномоченному   банку  подтверждающих  документов  и
информации  при осуществлении валютных операций уполномоченный банк на
основании  пункта 3 части 1 статьи 23 Закона имеет право запрашивать и
получать  от  клиентов документы и информацию, связанные с проведением
валютных  операций.  При  этом  в  запросе  уполномоченный  банк может
установить  срок  представления  указанных  документов  и  информации,
который  не  может  составлять  менее  семи рабочих дней со дня подачи
запроса.
     В  случае  если  по  запросу  уполномоченного  банка  (в  котором
установлен   срок   представления  документов)  клиент  не  представил
документы и информацию, связанные с проведением валютных операций, или
представил  с  нарушением установленного срока, то уполномоченный банк
направляет  сообщение  о  нарушении  клиентом  нормы  пункта 1 части 2
статьи 24 Закона в порядке, установленном Положением N 308-П.

     3. Следует ли уполномоченному банку в соответствии с требованиями
Положения N 308-П направлять в территориальное учреждение Банка России
для  последующего  направления  в  Росфиннадзор  информацию  о  лицах,
осуществляющих   валютные   операции  с  нарушением  требований  актов
валютного   законодательства  Российской  Федерации  и  актов  органов
валютного  регулирования,  если  они  не  являются  клиентами  данного
уполномоченного банка?
     Исходя  из  требований  части  9  статьи 23 Закона уполномоченные
банки   передают   в   территориальное  учреждение  Банка  России  для
последующего   направления  в  Росфиннадзор  информацию  о  нарушениях
лицами,   за   исключением  кредитных  организаций  и  валютных  бирж,
являющимися клиентами данного уполномоченного банка.
     На  основании  части  10  статьи  23  Закона уполномоченные банки
передают  информацию  в  соответствии  с  частью  9 статьи 23 Закона в
порядке, установленном Банком России.
     Такой  порядок  установлен  Положением  N 308-П, в соответствии с
которым  уполномоченные банки передают информацию о нарушениях лицами,
осуществляющими   валютные  операции,  являющимися  их  клиентами  (за
исключением  кредитных  организаций  и валютных бирж), актов валютного
законодательства   Российской  Федерации  и  актов  органов  валютного
регулирования.

     4.    Какое    программное    обеспечение    могут   использовать
уполномоченные банки в целях выполнения требований Положения N 308-П?
     Для  формирования электронного сообщения (далее - ЭС) в форматах,
установленных  Приложением 2 к Положению N 308-П, уполномоченные банки
могут использовать:
     - программное      обеспечение,      разработанное     сторонними
организациями;
     - программное обеспечение, разработанное Банком России;
     - собственное программное обеспечение.

     5.  Какая  информация  о дате нарушения указывается в ЭС в случае
нарушения  клиентом  требований  пункта 1.3 Инструкции Банка России от
15.06.2004   N   117-И   "О   порядке   представления   резидентами  и
нерезидентами   уполномоченным  банкам  документов  и  информации  при
осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками
валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N
117-И)  и  пунктов  2.4  и  2.7 Положения Банка России от 01.06.2004 N
258-П  "О  порядке  представления  резидентами  уполномоченным  банкам
подтверждающих   документов  и  информации,  связанных  с  проведением
валютных   операций  с  нерезидентами  по  внешнеторговым  сделкам,  и
осуществлением   уполномоченными   банками   контроля  за  проведением
валютных операций" (далее - Положение N 258-П)?
     При  несоблюдении  резидентами установленных сроков представления
документов  -  справки  о  валютных  операциях (пункт 1.3 Инструкции N
117-И),  справки  о  подтверждающих  документах (пункт 2.4 Положения N
258-П),  справки о поступлении валюты Российской Федерации и справки о
расчетах  через  счета за рубежом (пункт 2.7 Положения N 258-П) в ЭС в
качестве даты нарушения указывается дата, следующая за датой истечения
срока,  установленного  для  представления резидентом в уполномоченный
банк указанных документов.

     6. Каким образом следует заполнять поле "Сумма валютной операции"
в  ЭС  в  случае,  если  выявлено  нарушение клиентом требований актов
валютного   законодательства  Российской  Федерации  и  актов  органов
валютного  регулирования  и  при  этом  платеж  осуществлен  в валюте,
отличной от валюты счета клиента?
     Если  клиентом  допущено  нарушение  требований  актов  валютного
законодательства   Российской  Федерации  и  актов  органов  валютного
регулирования  и  при  этом  платеж  осуществлен в валюте, отличной от
валюты   счета  клиента,  то  сумма  валютной  операции,  связанной  с
допущенным нарушением, может быть указана в ЭС как в валюте, списанной
со счета клиента, так и в валюте платежа.
     Материал  подготовлен  Департаментом  финансового  мониторинга  и
валютного контроля.

30 мая 2008 г.
N 37