1. ВПРАВЕ ЛИ СПЕЦИАЛИСТ-ОЦЕНЩИК ПРОВОДИТЬ ОЦЕНКУ СТОИМОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА - ЦЕННЫХ БУМАГ, ПАЕВ И ДОЛЕЙ УЧАСТИЯ В ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВАХ И КООПЕРАТИВАХ ПО ИХ НОМИНАЛЬНОЙ СТОИМОСТИ ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ РАЗМЕРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ ЗА ВЫДАЧУ СВИ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 09.06.08 03-05-05-03/20

           1. ВПРАВЕ ЛИ СПЕЦИАЛИСТ-ОЦЕНЩИК ПРОВОДИТЬ ОЦЕНКУ
         СТОИМОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА - ЦЕННЫХ БУМАГ,
           ПАЕВ И ДОЛЕЙ УЧАСТИЯ В ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВАХ И
             КООПЕРАТИВАХ ПО ИХ НОМИНАЛЬНОЙ СТОИМОСТИ ДЛЯ
              ИСЧИСЛЕНИЯ РАЗМЕРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ
            ЗА ВЫДАЧУ СВИДЕТЕЛЬСТВА О ПРАВЕ НА НАСЛЕДСТВО?
         2. КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ РАЗМЕРА
          ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ ЗА ВЫДАЧУ СВИДЕТЕЛЬСТВА О
               ПРАВЕ НА НАСЛЕДСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                            9 июня 2008 г.
                           N 03-05-05-03/20

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и таможенно-тарифной политики совместно с
Департаментом   корпоративного   управления  Минэкономразвития  России
рассмотрел   письмо   по  вопросам  оценки  стоимости  наследственного
имущества   (ценных   бумаг)   и   переходящих   имущественных   прав,
определяемых    специалистами-оценщиками,   для   исчисления   размера
государственной  пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство
и сообщает.
     1.  По  вопросу  проведения  оценки специалистом-оценщиком ценных
бумаг, паев и долей участия в хозяйственных обществах и кооперативах.
     Согласно  пп.  5  п.  1  ст. 333.25 Налогового кодекса Российской
Федерации  (далее  -  Кодекс)  по  выбору  плательщика  для исчисления
государственной  пошлины  может  быть представлен документ с указанием
инвентаризационной,  рыночной,  кадастровой  либо  иной  (номинальной)
стоимости    имущества,    выданный   организациями   (органами)   или
специалистами-оценщиками (экспертами), указанными в пп. 7 - 10 данного
пункта.   Нотариусы   и  должностные  лица,  совершающие  нотариальные
действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки)
в  целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика
представления   документа,   подтверждающего   данный   вид  стоимости
имущества (способ оценки).
     В    случае   представления   нескольких   документов,   выданных
организациями  (органами)  или  специалистами-оценщиками (экспертами),
указанными  в  пп.  7  -  10  данного  пункта,  с  указанием различной
стоимости  имущества  при  исчислении  размера государственной пошлины
принимается наименьшая из указанных стоимостей имущества.
     Стоимость  ценных  бумаг определяется специалистами-оценщиками на
основании пп. 10 п. 1 ст. 333.25 Кодекса.
     Статьей   5  Федерального  закона  от  29.07.1998  N  135-ФЗ  "Об
оценочной  деятельности  в  Российской  Федерации"  (далее  -  Закон N
135-ФЗ)  установлено,  что  совокупность вещей, составляющих имущество
лица,   в   том  числе  имущество  определенного  вида  (движимое  или
недвижимое,  в  том  числе  предприятия),  право  собственности и иные
вещные  права  на имущество или отдельные вещи из состава имущества, а
также  права  требования,  обязательства  (долги)  включены в перечень
объектов оценки.
     Проведение  оценки  объектов оценки является обязательным в целях
контроля  за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора
об исчислении налогооблагаемой базы (ст. 8 Закона N 135-ФЗ).
     Согласно  Федеральному  стандарту  оценки  "Цель  оценки  и  виды
стоимости  (ФСО  N  2)"  (далее  -  ФСО  N  2), утвержденному Приказом
Минэкономразвития   России   от  20.07.2007  N  255,  при  определении
стоимости  объекта  оценки,  вид  которой  определяется  в  задании на
оценку,  используются:  рыночная  стоимость; инвестиционная стоимость;
ликвидационная  стоимость;  кадастровая  стоимость.  Результат  оценки
может  использоваться  при  определении  сторонами цены для совершения
сделки  или  иных  действий  с  объектом оценки, в том числе для целей
налогообложения.   Кадастровая  стоимость  определяется  оценщиком,  в
частности, для целей налогообложения.
     Также  ст.  7  Закона  N 135-ФЗ установлено, что в случае, если в
нормативном   правовом   акте,   содержащем  требование  обязательного
проведения  оценки  какого-либо  объекта  оценки,  либо  в договоре об
оценке  объекта  оценки  не определен конкретный вид стоимости объекта
оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта.
     Указанное  правило подлежит применению и в случае использования в
нормативном  правовом  акте  не  предусмотренных  Законом N 135-ФЗ или
стандартами   оценки  терминов,  определяющих  вид  стоимости  объекта
оценки,  в  том  числе  терминов "действительная стоимость", "разумная
стоимость", "эквивалентная стоимость", "реальная стоимость" и других.
     Учитывая положения ст. 333.25 Кодекса, Закона N 135-ФЗ и ФСО N 2,
для исчисления размера государственной пошлины за выдачу свидетельства
о праве на наследство, объектом права которого являются ценные бумаги,
специалистом-оценщиком  будет  определяться  рыночная стоимость ценных
бумаг, паев и долей участия в хозяйственных обществах и кооперативах.
     2.  По  вопросу  документов,  необходимых  для исчисления размера
государственной  пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство
имущественных прав.
     Оценка  переходящих по наследству имущественных прав производится
из  стоимости имущества (курса Центрального банка Российской Федерации
- в отношении иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте),
на  которое переходят имущественные права, на день открытия наследства
(пп. 12 п. 1 ст. 333.25 Кодекса).
     В связи с этим отчет об оценке представляется нотариусу в случае,
если   определение   стоимости   имущества,   на   которое   переходят
имущественные  права,  не  предусмотрено  пп.  7  -  9 п. 1 ст. 333.25
Кодекса.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
9 июня 2008 г.
N 03-05-05-03/20