1. ВПРАВЕ ЛИ СПЕЦИАЛИСТ-ОЦЕНЩИК ПРОВОДИТЬ ОЦЕНКУ СТОИМОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА - ЦЕННЫХ БУМАГ, ПАЕВ И ДОЛЕЙ УЧАСТИЯ В ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВАХ И КООПЕРАТИВАХ ПО ИХ НОМИНАЛЬНОЙ СТОИМОСТИ ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ РАЗМЕРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ ЗА ВЫДАЧУ СВИДЕТЕЛЬСТВА О ПРАВЕ НА НАСЛЕДСТВО? 2. КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ РАЗМЕРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ ЗА ВЫДАЧУ СВИДЕТЕЛЬСТВА О ПРАВЕ НА НАСЛЕДСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 9 июня 2008 г. N 03-05-05-03/20 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики совместно с Департаментом корпоративного управления Минэкономразвития России рассмотрел письмо по вопросам оценки стоимости наследственного имущества (ценных бумаг) и переходящих имущественных прав, определяемых специалистами-оценщиками, для исчисления размера государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство и сообщает. 1. По вопросу проведения оценки специалистом-оценщиком ценных бумаг, паев и долей участия в хозяйственных обществах и кооперативах. Согласно пп. 5 п. 1 ст. 333.25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) по выбору плательщика для исчисления государственной пошлины может быть представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданный организациями (органами) или специалистами-оценщиками (экспертами), указанными в пп. 7 - 10 данного пункта. Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки). В случае представления нескольких документов, выданных организациями (органами) или специалистами-оценщиками (экспертами), указанными в пп. 7 - 10 данного пункта, с указанием различной стоимости имущества при исчислении размера государственной пошлины принимается наименьшая из указанных стоимостей имущества. Стоимость ценных бумаг определяется специалистами-оценщиками на основании пп. 10 п. 1 ст. 333.25 Кодекса. Статьей 5 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) установлено, что совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия), право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества, а также права требования, обязательства (долги) включены в перечень объектов оценки. Проведение оценки объектов оценки является обязательным в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы (ст. 8 Закона N 135-ФЗ). Согласно Федеральному стандарту оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)" (далее - ФСО N 2), утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255, при определении стоимости объекта оценки, вид которой определяется в задании на оценку, используются: рыночная стоимость; инвестиционная стоимость; ликвидационная стоимость; кадастровая стоимость. Результат оценки может использоваться при определении сторонами цены для совершения сделки или иных действий с объектом оценки, в том числе для целей налогообложения. Кадастровая стоимость определяется оценщиком, в частности, для целей налогообложения. Также ст. 7 Закона N 135-ФЗ установлено, что в случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке объекта оценки не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта. Указанное правило подлежит применению и в случае использования в нормативном правовом акте не предусмотренных Законом N 135-ФЗ или стандартами оценки терминов, определяющих вид стоимости объекта оценки, в том числе терминов "действительная стоимость", "разумная стоимость", "эквивалентная стоимость", "реальная стоимость" и других. Учитывая положения ст. 333.25 Кодекса, Закона N 135-ФЗ и ФСО N 2, для исчисления размера государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство, объектом права которого являются ценные бумаги, специалистом-оценщиком будет определяться рыночная стоимость ценных бумаг, паев и долей участия в хозяйственных обществах и кооперативах. 2. По вопросу документов, необходимых для исчисления размера государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство имущественных прав. Оценка переходящих по наследству имущественных прав производится из стоимости имущества (курса Центрального банка Российской Федерации - в отношении иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте), на которое переходят имущественные права, на день открытия наследства (пп. 12 п. 1 ст. 333.25 Кодекса). В связи с этим отчет об оценке представляется нотариусу в случае, если определение стоимости имущества, на которое переходят имущественные права, не предусмотрено пп. 7 - 9 п. 1 ст. 333.25 Кодекса. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 9 июня 2008 г. N 03-05-05-03/20 |