Без названия. Письмо. Министерство здравоохранения и социального развития РФ. 01.04.08 2372-РХ


                                ПИСЬМО

        МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ

                           1 апреля 2008 г.
                              N 2372-РХ

                                 (Д)


     Министерство  здравоохранения  и  социального развития Российской
Федерации   направляет  аналитический  обзор  "Профилактика  семейного
неблагополучия,       социального      сиротства,      беспризорности,
безнадзорности", подготовленный совместно с Минэкономразвития России и
Минобрнауки  России  в соответствии с п. 23 Плана основных мероприятий
по   проведению  в  2008  году  в  Российской  Федерации  Года  семьи,
утвержденного  распоряжением  Правительства Российской Федерации от 12
октября 2007 г. N 1405-р, для использования в работе.

                                                           Р.А.ХАЛЬФИН
1 апреля 2008 г.
N 2372-РХ


                                                            Приложение

                         АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР
         "ПРОФИЛАКТИКА СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ, СОЦИАЛЬНОГО
              СИРОТСТВА, БЕСПРИЗОРНОСТИ, БЕЗНАДЗОРНОСТИ"

     Правовую    основу   деятельности   по   профилактике   семейного
неблагополучия,  социального сиротства, беспризорности, безнадзорности
составляет ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе
Гражданский  кодекс  Российской  Федерации, Семейный кодекс Российской
Федерации,  Федеральный  закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах
системы      профилактики      безнадзорности     и     правонарушений
несовершеннолетних", Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об
основных  гарантиях  прав ребенка в Российской Федерации", Федеральный
закон  от  21  декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по
социальной  защите  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без  попечения
родителей".
     В  развитие  положений,  касающихся  организации  и осуществления
деятельности  по  профилактике  семейного  неблагополучия, социального
сиротства,     беспризорности,    безнадзорности,    содержащихся    в
законодательных   актах   Российской   Федерации,   указанные  вопросы
регулируются  на уровне субъектов Российской Федерации и входящих в их
состав муниципальных образований.
     В  2007 г. федеральными органами исполнительной власти Российской
Федерации  продолжена работа по совершенствованию нормативной правовой
базы  системы  профилактики  семейного неблагополучия, безнадзорности,
правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав.
     В  целях совершенствования правового регулирования правозащитных,
контрольных    и    координирующих    функций    комиссий   по   делам
несовершеннолетних  и  защите  их  прав  ведется  работа  над проектом
Федерального  закона  "О  внесении  изменений  в Федеральный закон "Об
основах   системы   профилактики   безнадзорности   и   правонарушений
несовершеннолетних"   и   некоторые  законодательные  акты  Российской
Федерации,    признании    утратившими    силу   некоторых   положений
законодательных актов РСФСР по вопросам деятельности комиссий по делам
несовершеннолетних  и защите их прав". В настоящее время данный проект
готовится   к   рассмотрению  во  II  чтении  в  Государственной  Думе
Российской Федерации.
     Также  ведется работа над проектами Федеральных законов "Об опеке
и  попечительстве" и "О внесении изменений в некоторые законодательные
акты  Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об
опеке  и  попечительстве",  направленных  на  повышение  эффективности
деятельности  органов  опеки  и попечительства, сокращение социального
сиротства  и  активизацию  семейного  устройства  детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
     В  целях  совершенствования нормативно-правового регулирования на
федеральном  уровне контроля и надзора в сфере образования подготовлен
проект  Постановления  Правительства  Российской  Федерации о Правилах
осуществления  контроля  и  надзора  в  сфере  образования (утверждены
Постановлением  Правительства  Российской Федерации от 20 февраля 2007
г. N 116).
     В  План  законопроектной  деятельности  Правительства  Российской
Федерации   на  2007  год,  утвержденный  распоряжением  Правительства
Российской  Федерации  от  29  декабря 2006 г. N 1852-р, была включена
разработка  проекта Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс
Российской  Федерации  об  административных  правонарушениях" (в части
установления    административной    ответственности    за    нарушение
законодательства   Российской   Федерации   в   области  образования).
Законопроектом,     в     частности,     предусматривается    введение
ответственности  за  правонарушения,  связанные  с  приемом  граждан в
образовательные  учреждения  или  отчислением (исключением) граждан из
образовательных    учреждений,   переводом   обучающихся   из   одного
образовательного   учреждения  в  другое  и  т.д.  В  настоящее  время
законопроект  подготовлен  и  направлен  на согласование в федеральные
органы исполнительной власти.
     В    целях    анализа    ситуации   по   профилактике   семейного
неблагополучия,   безнадзорности   и   беспризорности   в   2007  году
Министерством   здравоохранения   и  социального  развития  Российской
Федерации  совместно  с органами социальной защиты населения субъектов
Российской   Федерации   продолжено   ведение  учета  семей  и  детей,
находящихся в социально опасном положении.
     Анализ  данных  позволяет  сделать  вывод,  что  в  данный период
продолжилось  снижение числа семей в социально опасном положении. Так,
по  данным  субъектов  Российской  Федерации,  в  2007 году на учете в
органах  социальной  защиты  населения  состояли  274,8  тысяч  семей,
находящихся  в  социально опасном положении, в которых проживали 489,5
тысяч  детей  (в  2006  году - 309,1 тыс. семей, 554,3 тысячи детей, в
2005  году - 364,3 тыс. семей, 676,6 - тыс. детей; в 2004 году - 435,4
тыс. семей, 795,5 тыс. детей).
     В  2006  году  впервые  за последние годы число выявленных детей,
оставшихся  без  попечения  родителей, сократилось по сравнению с 2005
годом  на  4,5%.  В  2007 году эта тенденция продолжала сохраняться (в
2005  г. - 133 тыс. детей, в 2006 г. - 127 тыс. детей, в 2007 г. - 123
тыс. детей). При этом 80% из первично выявленных детей-сирот - это так
называемые  "социальные сироты", оставшиеся без попечения родителей по
"социальным"   причинам   (нарушение   прав  ребенка,  выражающееся  в
действиях  родителей  насильственного характера, а также пренебрежении
нуждами ребенка, уклонении от исполнения родительских обязанностей).
     Важной    составляющей    социальной    защиты   детей   является
своевременное  предоставление  необходимых  социальных  услуг семьям и
детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
     В  настоящее  время в ведении органов социальной защиты населения
действуют 3362 учреждения социального обслуживания семьи и детей.
     В  системе  учреждений  социального  обслуживания семьи и детей в
2007 году 3,8 млн. семей получили различные виды помощи (в 2006 году -
4,1  млн.  семей,  в  2005  году  -  3,1  млн. семей). В каждом случае
специалисты  учреждений  социального  обслуживания семьи и детей ведут
работу с семьей адресно, организуют социальный патронаж над семьями из
группы  риска  (по  состоянию  на  31.12.2007 588817 семей состояли на
социальном  патронаже).  Это  позволяет  сохранить  для ребенка родную
семью   и   предоставить   ему  возможность  получения  образования  и
всестороннего  воспитания.  Всего в 2007 году учреждениями социального
обслуживания семьи и детей оказано около 160 млн. услуг.
     Реформирование  системы социальной защиты населения, проводимое в
2005  - 2006 гг. в рамках реализации Федерального закона от 10.12.1995
N  195-ФЗ  "Об основах социального обслуживания населения в Российской
Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ), не
привело  к сокращению сети учреждений социального обслуживания семьи и
детей  и  мест в них. В целях усиления профилактической направленности
работы  с семьями, сохранения семейного окружения детям, оказавшимся в
трудной  жизненной  ситуации, органами исполнительной власти субъектов
Российской  Федерации  была  проведена  оптимизация  системы  оказания
социальных услуг семьям и детям.
     В  настоящее время действующая сеть специализированных учреждений
для  несовершеннолетних,  нуждающихся  в социальной реабилитации (1336
учреждений  с  общим  числом  мест  45484), удовлетворяет существующей
потребности   в   оказании   экстренной   помощи  беспризорным  детям,
проведении  реабилитационной работы с детьми, находящимися в социально
опасном положении, в том числе с безнадзорными детьми.
     По  состоянию  на 01.01.2008 в специализированных учреждениях для
несовершеннолетних,  нуждающихся в социальной реабилитации, находилось
39687  детей,  находящихся  в  трудной  жизненной ситуации, из них 895
беспризорных.
     В  соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.06.1999 N
120-ФЗ    "Об    основах   системы   профилактики   безнадзорности   и
правонарушений  несовершеннолетних"  специализированные учреждения для
несовершеннолетних,  нуждающихся  в социальной реабилитации, принимают
участие  в  выявлении  и  устранении  причин и условий, способствующих
безнадзорности    и   беспризорности   несовершеннолетних;   оказывают
социальную,  психологическую  и  иную  помощь  несовершеннолетним,  их
родителям  или  иным  законным  представителям  в  ликвидации  трудной
жизненной     ситуации,     восстановлении     социального     статуса
несовершеннолетнего;  организуют  медицинское  обслуживание и обучение
несовершеннолетних,   содействуют  их  профессиональной  ориентации  и
получению    ими    специальности;   содействуют   органам   опеки   и
попечительства    в   осуществлении   устройства   несовершеннолетних,
оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и
др.
     Принимая  во  внимание,  что  создание,  управление и обеспечение
деятельности   учреждений   социального  обслуживания  семей  и  детей
относится к ведению субъектов Российской Федерации, следует продолжить
практику   создания  и  работы  такого  рода  учреждений  в  субъектах
Российской      Федерации.      При      этом      их      количество,
профессионально-квалификационный   состав   работников   служб  должны
учитывать  ситуацию,  сложившуюся  в  субъекте  Российской  Федерации,
связанную  с количеством состоящих на учете семей и детей, находящихся
в   социально  опасном  положении,  а  также  с  числом  преступлений,
совершенных несовершеннолетними или при их участии.
     Меры  материального и морального стимулирования замещающих семей,
принимаемые  как  на  федеральном уровне, так и в субъектах Российской
Федерации,  способствовали  увеличению  в 2007 году числа детей-сирот,
устроенных в семьи, в том числе в приемные семьи, более чем в 2 раза.
     Всего по данным Минобрнауки России на семейные формы устройства в
2007  году  передано  119755 детей (в 2006 г. - 113101 ребенок), в том
числе:  под  опеку  (попечительство)  - 83700 детей (в 2006 г. - 85830
детей);  в приемные семьи - 18927 детей (в 2006 г. - 8554 ребенка); на
усыновление  -  13220  детей, в их числе российскими гражданами - 8896
детей,  иностранными  гражданами  -  4324  ребенка  (в 2006 г. - 14456
детей,  в  их  числе российскими гражданами - 7767 детей, иностранными
гражданами  - 6689 детей); на другие формы семейного устройства - 3908
детей (в 2006 г. - 4261 ребенок).
     В  соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и
Федеральным  законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений  несовершеннолетних"  органами  управления образованием
субъектов  Российской  Федерации обеспечивается контроль за получением
детьми   обязательного   общего   образования.   На  уровне  субъектов
Российской   Федерации,   муниципальных  образований,  образовательных
учреждений  создаются  банки  данных  о несовершеннолетних, по тем или
иным причинам не обучающихся в образовательных учреждениях.
     По  данным  Росстата  на  1  октября  2007  г.  выявлено  5003 не
обучающихся  в  нарушение Закона Российской Федерации "Об образовании"
детей  в  возрасте  от  7  до  15  лет  <1>  или 0,04% от общего числа
несовершеннолетних указанной возрастной категории (12,9 млн. человек).
Для  сравнения,  на  тот же период 2006 г. выявлено 6835 необучающихся
или  0,05%  от  общего  числа  несовершеннолетних указанной возрастной
категории  (13,5  млн.  человек),  в 2004 г. численность необучающихся
детей  и  подростков  составляла  соответственно 12693 или 0,08% (15,8
млн. человек).
--------------------------------
     <1> К данной категории детей не относятся дети, не обучающиеся по
причине  серьезного заболевания, так как эта категория не обучается по
уважительной причине и их право на образование не нарушается.

     Таким   образом   количество  несовершеннолетних,  не  получающих
образование  в  нарушение  закона,  с  2004  года  снизилось  на 10797
человек.
     Это   связано   с   тем,   что   происходит  снижение  количества
обучающихся,   отчисленных   из   общеобразовательных   учреждений  до
получения  ими  основного  общего образования, сокращается численность
обучающихся, длительно не посещающих общеобразовательное учреждение по
неуважительным  причинам,  а также количество обучающихся, оставленных
на повторное обучение.
     Органами  управления  образованием субъектов Российской Федерации
принимаются  дополнительные  меры  по обеспечению права на образование
различных категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
     Продолжается  развитие  дифференцированной  сети  образовательных
учреждений,  в  том  числе  реабилитационного  профиля,  для  детей  с
проблемами  в  развитии,  поведении,  обучении  и социальной адаптации
(специальные  учебно-воспитательные  учреждения  закрытого и открытого
типа, общеобразовательные школы-интернаты, кадетские школы и кадетские
школы-интернаты,  образовательные  учреждения для детей, нуждающихся в
психолого-педагогической   и   медико-социальной  помощи,  специальные
(коррекционные)    образовательные    учреждения    для   обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и другие). В 2007
г.   в   России   действовало   61  специальное  учебно-воспитательное
учреждение закрытого типа и 35 учреждений открытого типа.
     Федеральными  органами исполнительной власти Российской Федерации
принимаются   системные   меры   по  развитию  современных  технологий
профилактической и реабилитационной работы с семьями и детьми.
     Так,    в    целях    организационно-методического    обеспечения
деятельности  субъектов Российской Федерации в сфере социальной зашиты
и  социального  обслуживания несовершеннолетних, находящихся в трудной
жизненной   ситуации,   и   в   соответствии  с  пунктом  6  протокола
оперативного  совещания  Совета  Безопасности  Российской Федерации от
02.12.2006,   утвержденного   Президентом   Российской  Федерации  (от
15.12.2006  N  Пр-2174),  Министерством  здравоохранения и социального
развития   Российской   Федерации,   совместно   с   заинтересованными
министерствами и ведомствами, подготовлены информационно-аналитические
материалы  из  опыта работы субъектов Российской Федерации по вопросам
социальной     адаптации    выпускников    детских    интернатных    и
реабилитационных   учреждений,  несовершеннолетних,  освобожденных  из
воспитательных   колоний;  комплекс  мер,  включающий  мероприятия  по
профессиональной    ориентации    и   подготовке   несовершеннолетних,
трудоустройству,  решению жилищных вопросов, постинтернатной адаптации
и     жизнеустройству     несовершеннолетних,     нормативно-правовому
регулированию    деятельности    регионов   по   улучшению   положения
несовершеннолетних.
     Вышеуказанные материалы направлены в органы исполнительной власти
субъектов   Российской   Федерации   для  использования  в  работе  по
разработке  и  реализации  региональных  программ социальной поддержки
несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.
     В  последние  годы  все  большее значение в организации работы по
профилактике  асоциальных  явлений  среди  детей в системе образования
приобретает  закрепление  за образовательными учреждениями инспекторов
по  делам несовершеннолетних органов внутренних дел. В настоящее время
такой  опыт  при  поддержке  МВД  России  и Минобрнауки России получил
распространение более чем в 60 регионах.
     В    образовательных   учреждениях   внедряются   и   реализуются
образовательные  программы,  направленные  на повышение общей культуры
обучающихся,  родителей,  педагогических  работников,  обучение  детей
безопасному поведению, подготовку будущих родителей к выполнению своих
обязанностей  по воспитанию детей, пропаганду ненасильственных методов
воспитания.   Указанные   вопросы  включены  в  федеральный  компонент
государственного  образовательного  стандарта  и  примерные  программы
общего  образования  по  ряду предметов (в том числе "Обществознание",
"Право", "Основы безопасности жизнедеятельности" и т.д.).
     На    базе    опорно-экспериментальных   учреждений   социального
обслуживания  семьи и детей отрабатываются новые социальные технологии
работы с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении;
инновационные  формы  и  технологии  социального воспитания: различные
формы  замещающей  семьи  (приемные семьи, патронатные семьи, семейные
воспитательные   группы   и   др.);   технологии  реабилитации  детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации.
     В  целях развития системы социального обслуживания семьи и детей,
создания  необходимой  нормативной правовой базы, научно-методического
обеспечения работы социальных служб, разработки и внедрения стандартов
социальных услуг в 2006 году проведен конкурс, по результатам которого
Приказом   Министерства   здравоохранения   и   социального   развития
Российской     Федерации     от     23.06.2006     N     495    статус
опорно-экспериментального  учреждения  социальной  сферы  присвоен  36
учреждениям социального обслуживания семьи и детей.
     Особое  внимание  в  настоящее  время  органами социальной защиты
населения,   учреждениями   социального  обслуживания  семьи  и  детей
уделяется развитию форм и технологий воспитания и реабилитации детей в
семейных  условиях;  профессионального  сопровождения замещающих семей
(приемных семей, семей опекунов (попечителей), патронатных семей).
     Профессиональное   сопровождение   замещающих   семей  в  системе
социальной     защиты     населения     обеспечивается    структурными
подразделениями  учреждений  социального  обслуживания  семьи  и детей
(отделениями     профилактики    безнадзорности    несовершеннолетних,
отделениями  психолого-педагогического  сопровождения  семьи и др.), а
также   созданными   на   базе  данных  учреждений  "Школами  приемных
родителей".
     Во    многих   субъектах   Российской   Федерации   (Костромской,
Волгоградской,   Калужской,  Кировской  областях  и  др.)  разработана
система  подготовки  семей  к  приему  детей,  подготовлены  комплекты
психолого-педагогических методик, диагностики эффективности подготовки
приемных  родителей, выявления характера их затруднений как в процессе
подготовки,   так   и   во   внутрисемейных  отношениях,  апробированы
вариативные обучающие программы и технологии социально-педагогического
патронажа и психологического сопровождения.
     Апробированные  в  системе социального обслуживания семьи и детей
регионов  России  технологии и модели работы социального сопровождения
замещающих   семей   могут   быть   положены   в  основу  формирования
межведомственной системы подготовки и сопровождения замещающих семей.
     Действенным  механизмом  реализации  государственной  политики по
профилактике   всех  форм  неблагополучия  детей  является  реализация
утвержденной  Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от
21.03.2007 N 172 Федеральной целевой программы "Дети России" на 2007 -
2010  годы,  включающей  подпрограмму  "Дети  и  семья",  в  том числе
направление     "Профилактика    безнадзорности    и    правонарушений
несовершеннолетних".
     Основными задачами указанного направления являются: развитие форм
профилактики  социального неблагополучия семей с детьми; защита прав и
интересов  детей;  укрепление  системы  профилактики  безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних; развитие инновационных технологий и
форм  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
в  том  числе  в  условиях сельской местности; обеспечение доступности
социальной  реабилитации  и  адаптации  детям,  оказавшимся  в трудной
жизненной    ситуации;    создание   условий   творческого   развития,
оздоровления  и  временной  занятости  детей,  находящихся  в  трудной
жизненной  ситуации,  а  также  детей,  проживающих в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях.
     Результатом  работы по названному направлению в 2007 году явились
разработанные     программы,     в     рамках    которых    на    базе
опорно-экспериментальных   учреждений  социальной  сферы  апробированы
технологии социальной реабилитации выпускников интернатных учреждений;
психологического   сопровождения   профессионального  самоопределения;
социально-правовой   защиты,   укрепления   здоровья   и  формирования
здорового   образа   жизни;  разработаны  механизмы  межведомственного
взаимодействия    по    постинтернатному   сопровождению   выпускников
специализированных учреждений для несовершеннолетних.
     С целью распространения наработанного опыта изданы и направлены в
учреждения социальной защиты населения методические пособия и сборники
информационно-аналитических    материалов,    в    которых    изложены
концептуальные  подходы  по  внедрению  технологий и методов работы по
комплексной   реабилитации  несовершеннолетних,  командной  работе  по
сопровождению  замещающих  семей  и семей "группы риска", профилактики
жестокого  обращения  с  детьми,  реализации  ювенальных  технологий в
субъектах Российской Федерации и др.
     В   рамках   реализации  мероприятий  вышеназванного  направления
осуществлено  дооснащение детских специализированных учреждений систем
здравоохранения,    соцзащиты    и    образования    реабилитационным,
технологическим, медицинским, бытовым оборудованием и автотранспортом,
что    способствовало    повышению    эффективности   реабилитационных
мероприятий.
     В  2007  году  общий объем финансирования мероприятий направления
"Профилактика   безнадзорности  и  правонарушений  несовершеннолетних"
подпрограммы  "Дети  и  семья"  ФЦП  "Дети  России" на 2007 - 2010 гг.
составил 2983,8 млн. рублей.
     С  целью  обеспечения  единого государственного подхода к решению
проблем защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, комплекса
вопросов поддержки семей, находящихся в социально опасном положении, и
в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ
"Об  основах  системы  профилактики  безнадзорности  и  правонарушений
несовершеннолетних"  была  создана Правительственная комиссия по делам
несовершеннолетних  и  защите  их  прав,  утвержденная  Постановлением
Правительства  Российской  Федерации  от  6 мая 2006 г. N 272, которая
фактически   является  главным  координирующим  органом  всей  системы
органов  и  учреждений  профилактики  беспризорности  и правонарушений
несовершеннолетних в Российской Федерации.
     В    2007   году   на   заседаниях   Правительственной   комиссии
рассматривались  вопросы  совершенствования  законодательства  в сфере
профилактики  безнадзорности  и  правонарушений  несовершеннолетних  и
защите  их  прав;  исполнения  законодательства  в сфере защиты прав и
законных  интересов  несовершеннолетних,  выявления  фактов  жестокого
обращения  с  детьми;  защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения   родителей;  организации  летнего  отдыха,  оздоровления  и
занятости несовершеннолетних и др.
     В  целях  создания  необходимых условий для позитивного изменения
ситуации по проблемам детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,
профилактики  всех  форм  неблагополучия  ребенка  и  в соответствии с
поручением  Президента Российской Федерации В.В. Путина предполагается
осуществить дополнительный комплекс мер поддержки детей, находящихся в
трудной жизненной ситуации.
     Приоритетными  направлениями  указанного  комплекса мер являются:
профилактика    семейного   неблагополучия,   социального   сиротства;
деинституционализация,  развитие форм семейного устройства детей-сирот
и  детей,  оставшихся  без  попечения  родителей;  обеспечение  жильем
детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без  попечения  родителей, а также
детей,   находящихся   под   опекой   (попечительством),   не  имеющих
закрепленного  жилого  помещения, полностью пригодного для проживания;
реализация программ занятости, отдыха, оздоровления детей, находящихся
в трудной жизненной ситуации.
     На эти цели федеральным бюджетом предусмотрены средства в размере
5,2 млрд. рублей.
     С целью организационно-правового обеспечения реализации комплекса
мер  26 марта 2008 года Президентом Российской Федерации подписан Указ
"О  создании Фонда по поддержке детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации".   Президент   возложил   полномочия   учредителя  Фонда  на
Минздравсоцразвития России.
     Основной  целью деятельности фонда является содействие разработке
и  практической  реализации  мер  по поддержке семей с детьми и детей,
находящихся   в   трудной   жизненной   ситуации,   осуществляемых   в
соответствии  со  стратегическими  целями  и  основными  направлениями
демографической и семейной политики Российской Федерации.
     Основная  часть  вопросов  поддержки  названных  категорий детей,
находится  в  компетенции  органов  государственной  власти  субъектов
Российской Федерации.
     В  этой  связи  фондом  будут поддерживаться практические меры по
реализации  стратегий Российской Федерации в области демографической и
семейной  политики,  осуществляемые в регионах. Так, с целью поддержки
субъектов  Российской  Федерации,  проводящих  эффективную  социальную
политику, будут выделяться финансовые средства на частичное возмещение
расходов  на  реализацию  региональных  и  муниципальных  программ  по
приоритетным  направлениям  деятельности  фонда: программ профилактики
отказов  от  детей  ("Отказные  дети"  и  т.п.), программ толерантного
отношения  к  детям-инвалидам,  их  интеграции  в  общество  ("Дети  с
неограниченными  возможностями"  и  т.п.),  программ  поддержки детей,
проживающих  в  сельской местности ("Дети наших сел" и т.п.), программ
экстренной помощи детям ("Помощь в беде" и т.п.) и др.
     Ведущими   принципами   поддержки  региональных  и  муниципальных
программ    будут    являться   инновационность,   межведомственность,
софинансирование  со  стороны  всех участников проекта, эффективность,
возможность  продолжения программы после окончания софинансирования ее
фондом.
     Фондом  будут  разработаны и реализованы собственные программы, в
частности, обучающие программы (мастер-классы, летние школы и др.) для
специалистов   учреждений,   непосредственно   работающих   с  детьми,
находящимися  в трудной жизненной ситуации (социально-реабилитационных
центров,   социальных   приютов,   воспитательных   колоний,   центров
временного  содержания  несовершеннолетних  правонарушителей  и  др.);
программы распространения положительного опыта и лучших практик работы
в  данной  области;  проекты  по  установлению  шефства  над  детскими
лечебно-профилактическими,      социальными     и     образовательными
учреждениями;  программы  высокотехнологичного  лечения  детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей.

                                Выводы

     Анализ  данных,  представляемых  органами  исполнительной  власти
субъектов  Российской  Федерации,  позволяет сделать вывод, что в 2007
году   на   фоне  стабилизации  социально-экономического  развития,  в
результате  принимаемых  органами  государственной власти всех уровней
мер  по  улучшению  материального положения семей с детьми, проведению
профилактической  работы,  социального  патронажа  семей, продолжилась
тенденция  уменьшения  числа  семей,  находящихся  в социально опасном
положении,  и  проживающих  в  них детей, а также числа безнадзорных и
беспризорных несовершеннолетних.
     Вместе  с  тем,  проблема  профилактики  негативных явлений среди
несовершеннолетних,  их  социальной адаптации, повышения уровня защиты
прав и интересов, предупреждения семейного неблагополучия, социального
сиротства,  жестокого  обращения  с  детьми  остается  одной из острых
социальных   проблем,   решение   которой  невозможно  без  дальнейшей
консолидации   усилий  федеральных  министерств  и  ведомств,  органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
     Ключевыми  задачами  в  решении  проблем детской безнадзорности и
беспризорности, предотвращения социального сиротства в настоящее время
является  совершенствование  действующей  на  межведомственной  основе
системы  профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства,
безнадзорности    и    правонарушений   несовершеннолетних;   правовое
регулирование  деятельности всех субъектов названной системы, в первую
очередь  комиссий  по  делам  несовершеннолетних  и  защите  их  прав,
обеспечивающих координацию вышеназванной деятельности, а также органов
опеки и попечительства; развитие и государственная поддержка различных
форм  семейного  устройства детей, лишившихся родительского попечения;
развитие  сети  учреждений  социального  обслуживания семьи и детей; а
также  более  широкое  внедрение  ювенальных технологий в деятельность
органов   и   учреждений   системы   профилактики   безнадзорности   и
правонарушений несовершеннолетних.