ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Постановление. Правительство РФ. 30.12.00 1038

          ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ ТРАНСПОРТА
                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          30 декабря 2000 г.
                                N 1038

                                (НТЦС)


     В соответствии с пунктом 8 Указа Президента Российской  Федерации
от   17   мая   2000   г.  N  867  "О  структуре  федеральных  органов
исполнительной    власти"    Правительство    Российской     Федерации
постановляет:
     1. Утвердить  прилагаемое  Положение  о  Министерстве  транспорта
Российской Федерации.
     2. Министерству  транспорта  Российской  Федерации  совместно   с
Министерством  имущественных отношений Российской Федерации уточнить в
первом полугодии 2001 г.  перечень организаций,  находящихся в ведении
Министерства транспорта Российской Федерации.
     3. Признать утратившими силу:
     постановление Правительства  Российской  Федерации  от  26 апреля
1997 г.  N 501 "Об утверждении  Положения  о  Министерстве  транспорта
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации,
1997, N 24, ст. 2758; 1998, N 34, ст. 4087; N 45, ст. 5521);
     постановление Правительства  Российской  Федерации  от 13 августа
1997 г. N 1033 "Об утверждении Положения о Федеральной дорожной службе
России" (Собрание законодательства Российской Федерации,  1997,  N 34,
ст. 3974; N 49, ст. 5601; 1998, N 45, ст. 5526);
     постановление Правительства  Российской  Федерации  от  30 ноября
1999  г.  N  1319  "Об  утверждении  Положения  о  Федеральной  службе
воздушного  транспорта  России"  (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1999, N 49, ст. 6003).

Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                           М. Касьянов
30 декабря 2000 г.
N 1038



                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                               от 30 декабря 2000 года
                                                                N 1038

                              ПОЛОЖЕНИЕ

            о Министерстве транспорта Российской Федерации

                          I. Общие положения

     1. Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России)
является  федеральным  органом   исполнительной   власти,   проводящим
государственную   политику   и  осуществляющим  управление  в  области
транспортного   комплекса,   а   также   в   случаях,    установленных
законодательством Российской Федерации,  координирующим деятельность в
этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
     2. Транспортный  комплекс  включает  в  себя гражданскую авиацию,
морской,  внутренний водный,  автомобильный,  городской  электрический
(включая  метрополитен),  промышленный  (кроме  отнесенного  к ведению
Министерства  путей  сообщения  Российской  Федерации)   транспорт   и
дорожное   хозяйство   с   входящими   в  них  юридическими  лицами  и
индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют:
     1) перевозочную и транспортно-экспедиционную деятельность;
     2) работы (услуги), связанные с обслуживанием пассажиров, грузов,
транспортных средств и их экипажей;
     3) организацию  использования  части   воздушного   пространства,
которая   в  установленном  порядке  определена  для  воздушных  трасс
(внутренних  и  международных),  местных  воздушных   линий,   районов
авиационных работ, гражданских аэродромов и аэропортов;
     4) обследование,  проектирование,  строительство,  реконструкцию,
ремонт,  содержание  автомобильных  дорог  общего пользования,  водных
путей сообщения и судоходных гидротехнических сооружений,  морских (за
исключением рыбных) и речных портов;
     5) добычу  и  переработку  нерудных  ископаемых   для   дорожного
строительства;
     6) научные исследования;
     7) информационное обеспечение;
     8) подготовку кадров;
     9) изготовление  и ремонт транспортных средств и технологического
оборудования;
     10) иные  работы,  выполняемые  входящими в транспортный комплекс
организациями.
     3. Министерство транспорта Российской Федерации руководствуется в
своей деятельности  Конституцией  Российской  Федерации,  федеральными
конституционными    законами,   федеральными   законами,   указами   и
распоряжениями  Президента  Российской  Федерации,  постановлениями  и
распоряжениями   Правительства  Российской  Федерации,  международными
договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.
     4. Министерство    транспорта    Российской   Федерации   и   его
территориальные   органы    осуществляют    свою    деятельность    во
взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной  власти  субъектов   Российской   Федерации,   органами
местного самоуправления,  а также организациями и объединениями, в том
числе общественными.
     5. Финансирование  расходов на содержание центрального аппарата и
территориальных органов Министерства транспорта  Российской  Федерации
осуществляется  за  счет  ассигнований,  предусмотренных в федеральном
бюджете на государственное управление.
     6. В   ведении   Министерства   транспорта  Российской  Федерации
находятся  федеральные   государственные   унитарные   предприятия   и
федеральные государственные учреждения.

        II. Основные задачи и функции Министерства транспорта
                         Российской Федерации

     7. Основными   задачами   Министерства   транспорта    Российской
Федерации являются:
     1) разработка и реализация государственной транспортной политики,
направленной   на   максимальное  удовлетворение  спроса  населения  и
потребностей   государства   в   транспортных   услугах,    сокращение
транспортных  издержек,  сохранение на территории Российской Федерации
единого транспортного пространства;
     2) формирование     и     совершенствование     правовых    основ
функционирования транспортного комплекса;
     3) разработка  и реализация совместно с другими заинтересованными
федеральными  органами   исполнительной   власти   программ   развития
транспортного   комплекса,   проведение   в   транспортном   комплексе
структурной перестройки;
     4) обеспечение эффективного управления федеральной собственностью
в транспортном комплексе;
     5) содействие    повышению   эффективности   работы   организаций
транспортного  комплекса  и  росту  конкурентоспособности   российских
транспортных операторов на российском и зарубежном рынках транспортных
услуг;
     6) координация    развития    транспортной    инфраструктуры    и
формирования  на   территории   Российской   Федерации   международных
транспортных коридоров;
     7) организация  оптимального   взаимодействия   различных   видов
транспорта;
     8) организация   совместно   с   заинтересованными   федеральными
органами  исполнительной власти проведения статистических наблюдений в
транспортном комплексе;
     9) содействие  развитию  экспорта  транспортных услуг и повышению
эффективности транспортного обеспечения экспортно-импортных операций;
     10) осуществление  в  пределах своей компетенции государственного
регулирования,  управления  и  контроля  деятельности  по  обеспечению
безопасного, устойчивого и эффективного функционирования транспортного
комплекса;
     11) формирование  и  проведение  в  транспортном комплексе единой
экономической,  инвестиционной,  тарифно-ценовой,  научно-технической,
информационной, кадровой и социальной политики;
     12) осуществление взаимодействия с заинтересованными федеральными
органами   исполнительной  власти  и  органами  исполнительной  власти
субъектов  Российской  Федерации  в  решении  вопросов  предоставления
транспортных   услуг,  обеспечения  энергопотребления  в  транспортном
комплексе и других комплексных проблем развития транспорта;
     13) взаимодействие   в   установленном   порядке  с  полномочными
представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах,
органами   исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации  и
ассоциациями  экономического   взаимодействия   субъектов   Российской
Федерации   по  вопросам  формирования  и  реализации  государственной
транспортной политики;
     14) осуществление  государственной  политики  в  области развития
международного сотрудничества и внешнеэкономических связей  Российской
Федерации  с  другими  государствами и международными организациями по
вопросам,  отнесенным к компетенции Министерства, при координации этой
деятельности Министерством иностранных дел Российской Федерации.
     8. Министерство транспорта Российской Федерации в соответствии  с
возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

           в области государственной транспортной политики

     1) проводит  во  взаимодействии  с заинтересованными федеральными
органами  исполнительной  власти  комплексный  анализ  деятельности  и
осуществляет  разработку прогнозов развития транспортного комплекса на
основе прогнозов развития входящих в него видов транспорта и дорожного
хозяйства,  вырабатывает  рекомендации и реализует меры по обеспечению
их устойчивого функционирования и развития;
     2) разрабатывает    во    взаимодействии    с   заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти и  реализует  концепции  и
программы социально-экономического развития транспортного комплекса на
краткосрочный,  среднесрочный  и  долгосрочный  периоды,  участвует  в
формировании и реализации межгосударственных и межотраслевых программ;
     3) выполняет в  установленном  порядке  функции  государственного
заказчика  межгосударственных,  федеральных  целевых  и  иных программ
развития транспортного комплекса;
     4) обосновывает  потребности в финансовых,  в том числе валютных,
материальных и трудовых ресурсах для реализации  межгосударственных  и
федеральных   целевых   программ   развития  транспортного  комплекса,
обеспечения его устойчивого и безопасного функционирования, выполнения
государственного  оборонного  заказа  и обеспечения других федеральных
государственных нужд;
     5) подготавливает    во    взаимодействии   с   заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти и с  участием  организаций
транспортного   комплекса   предложения   по   размещению  заказов  на
изготовление  продукции,  выполнение  работ  (услуг)  для   реализации
федеральных  целевых  программ,  государственного  оборонного заказа и
обеспечения других федеральных государственных нужд, осуществляет меры
по    развитию   кооперации   организаций   транспортного   комплекса,
производящих специальные виды промышленной продукции;

            в области правового и нормативного обеспечения

     6) разрабатывает  проекты  законодательных  и  иных   нормативных
правовых актов, определяющих функционирование транспортного комплекса,
в установленном порядке принимает участие в их рассмотрении;
     7) издает  в  установленном порядке нормативные акты по вопросам,
отнесенным   к   компетенции   Министерства;   принимает   участие   в
установленном порядке в разработке и согласовании проектов федеральных
законов и других нормативных правовых актов;
     8) контролирует   в   пределах   своей   компетенции   исполнение
законодательных,  иных нормативных правовых и нормативных  технических
актов, проводит анализ практики их применения в транспортном комплексе
и  на  его  основе  разрабатывает  предложения  по   совершенствованию
законодательства Российской Федерации;

            в области развития транспортной инфраструктуры

     9) содействует   совместно   с   Министерством   путей  сообщения
Российской  Федерации  развитию  смешанных   перевозок,   осуществляет
координацию  взаимодействия  видов  транспорта  в  транспортных узлах,
разрабатывает   предложения   о   преодолении   внутриструктурных    и
региональных диспропорций в развитии транспортных систем;
     10) разрабатывает  и  реализует  в  пределах  своей   компетенции
программы   формирования  и  планомерного  развития  российской  части
международных  транспортных  коридоров,   интегрированных   в   единую
евро-азиатскую транспортную сеть;
     11) содействует развитию  наземной  транспортной  инфраструктуры,
разрабатывает   схемы   оптимального   размещения   крупных   объектов
транспортной инфраструктуры;
     12) осуществляет  координацию  работ  по строительству портовых и
аэропортовых    комплексов,    грузовых     терминалов,     подъездных
железнодорожных  путей  и  автомобильных  дорог  к транспортным узлам,
других объектов транспортного комплекса;
     13) осуществляет    меры    по   развитию   и   совершенствованию
транспортно-экспедиционной  деятельности,  формированию  разветвленной
сети терминалов в транспортном комплексе;
     14) организует и координирует  работу  организаций  транспортного
комплекса  по  обеспечению  завоза  грузов  в районы Крайнего Севера и
приравненные к ним местности,  перевозок экспортно-импортных и  других
грузов для государственных нужд;
     15) проводит в  установленном  порядке  работу  по  приобретению,
закреплению  и резервированию земель,  необходимых для строительства и
реконструкции   объектов    транспортного    комплекса    (федеральных
автомобильных дорог общего пользования,  аэропортов,  морских и речных
портов и других объектов), находящихся в федеральной собственности;

     в области экономики, финансов и инвестиционной деятельности

     16) участвует  в  государственном  регулировании  инвестиционного
процесса  в  транспортном комплексе и создании условий для привлечения
инвестиций,  в том числе иностранных, взаимодействует по этим вопросам
в   установленном  порядке  с  международными  финансовыми  и  другими
организациями;
     17) осуществляет  анализ  предложений  организаций  транспортного
комплекса о размещении инвестиций в иностранных государствах,  а также
о  привлечении  инвестиций  и  кредитов,  в  том  числе  под  гарантии
государства,   представляет   заключения   о    целесообразности    их
привлечения;    вносит    предложения   по   развитию   международного
инвестиционного сотрудничества;
     18) содействует  развитию  лизинговой деятельности в транспортном
комплексе;
     19) вносит   в  установленном  порядке  предложения  по  вопросам
формирования регулируемых государством тарифов на услуги транспорта  и
цен  на дорожные работы,  а также участвует в разработке и обосновании
сквозных тарифов на перевозку грузов;
     20) обосновывает объемы и направления бюджетного финансирования в
транспортном комплексе,  в качестве главного  распорядителя  бюджетных
средств осуществляет распределение средств государственной поддержки и
контроль за целевым  и  рациональным  их  использованием,  содействует
привлечению    внебюджетных    источников    финансирования   развития
транспортного комплекса;
     21) содействует    развитию    обязательного    и   добровольного
страхования в транспортном комплексе,  направлению финансовых ресурсов
страховых  организаций  на  инвестирование  мероприятий по обеспечению
безопасности функционирования транспортного комплекса;
     22) осуществляет в установленном порядке распоряжение средствами,
получаемыми Министерством за  счет  внебюджетных  источников,  включая
добровольные целевые отчисления предприятий, организаций и учреждений;
     23) содействует        созданию        и         функционированию
финансово-промышленных  групп  с  участием  организаций  транспортного
комплекса;
     24) организует    в    транспортном    комплексе   проведение   в
установленном  порядке  конкурсов  на  строительство,   реконструкцию,
расширение   и   техническое   перевооружение   объектов  транспортной
инфраструктуры и дорожного хозяйства,  финансируемых за  счет  средств
федерального  бюджета,  заключает  в  установленном  порядке  договоры
(контракты) с отечественными и зарубежными организациями, осуществляет
контроль за их реализацией;

     в области государственного регулирования, контроля и надзора

     25) организует  по  согласованию  с  Министерством внутренних дел
Российской Федерации  стационарные  пункты,  на  которых  производится
весовой   контроль   транспортных   средств;   согласовывает   вопросы
организации стационарных постов органов внутренних дел на  федеральных
автомобильных дорогах;
     26) организует и  проводит  в  установленном  порядке  в  пунктах
пропуска    через   государственную   границу   Российской   Федерации
транспортных средств,  стационарных и передвижных контрольных пунктах,
в аэропортах, на аэродромах, в морских (за исключением рыбных) портах,
речных портах,  открытых для международных сообщений,  государственный
контроль  за  соблюдением гражданами и организациями,  осуществляющими
международные  перевозки   пассажиров   и   грузов,   законодательства
Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации по
вопросам, отнесенным к компетенции Министерства;
     27) организует   и   осуществляет   в   случаях   и   в  порядке,
установленных законодательством Российской  Федерации,  лицензирование
соответствующих видов деятельности, надзор за соблюдением лицензиатами
при  осуществлении  лицензируемых  видов   деятельности   лицензионных
требований и условий;
     28) осуществляет   функции   компетентного   органа    Российской
Федерации по перевозке опасных грузов воздушным,  морским,  внутренним
водным, автомобильным и промышленным транспортом;
     29) осуществляет     координацию     действий     поисковых     и
аварийно-спасательных служб на морском,  внутреннем водном и воздушном
транспорте,  находящихся в ведении Министерства,  и аналогичных служб,
находящихся  в  ведении  других  федеральных  органов   исполнительной
власти,  в  установленных  случаях  взаимодействует  с такими службами
иностранных   государств   при   проведении   работ   (операций)    по
предотвращению   и   ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  природного  и
техногенного  характера  на  транспортных  средствах  и   транспортных
коммуникациях,  в том числе при поиске и спасании людей и транспортных
средств, терпящих или потерпевших бедствие;
     30) организует    и    координирует   работу   специализированных
организаций при разливах нефти и нефтепродуктов в море и на внутренних
водных  путях  с  судов  и  объектов  независимо от их ведомственной и
национальной принадлежности;
     31) организует  государственную регистрацию гражданских воздушных
и морских судов (кроме судов, используемых для добычи и обработки рыбы
и  других  продуктов  моря,  и  судов,  обслуживающих  рыбопромысловый
комплекс),  судов   внутреннего   плавания,   а   также   в   случаях,
установленных федеральными законами,  прав собственности,  иных вещных
прав на них и сделок с ними;

                  в области структурной перестройки

     32) осуществляет  координацию   и   контроль   за   деятельностью
находящихся   в   ведении   Министерства  федеральных  государственных
унитарных  предприятий  и  федеральных   государственных   учреждений,
организует создание и обеспечивает работу балансовых комиссий, а также
координирует  деятельность  организаций  транспортного  комплекса   по
решению возложенных на Министерство задач;
     33) участвует  в  установленном  порядке   в   акционировании   и
приватизации   объектов   транспортного   комплекса,   находящихся   в
федеральной собственности, формировании рынка ценных бумаг, реализации
законодательства   по   вопросам  банкротства  и  санации  организаций
транспортного комплекса;
     34) реализует  во  взаимодействии  с  Министерством имущественных
отношений  Российской  Федерации  комплекс  мер  по  совершенствованию
управления   объектами   транспортного   комплекса,   находящимися   в
федеральной собственности;
     35) принимает совместно с заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти участие в подготовке предложений по передаче  из
федеральной   собственности   в   собственность  субъектов  Российской
Федерации,  приватизации  либо  ликвидации  в  установленном   порядке
неперспективных организаций и объектов транспортного комплекса;
     36) содействует совместно с Министерством Российской Федерации по
антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства формированию
конкурентной среды,  поддержке и развитию предпринимательства на рынке
транспортных услуг;
     37) участвует в установленном порядке в управлении находящимися в
федеральной  собственности  акциями  акционерных обществ транспортного
комплекса;
     38) организует  и  проводит  в  установленном  порядке аттестацию
руководителей   находящихся   в   ведении   Министерства   федеральных
государственных  унитарных  предприятий  и федеральных государственных
учреждений;
     39) обеспечивает  в  установленном  порядке контроль за целевым и
эффективным  использованием  федерального  имущества  в   транспортном
комплексе, организует его централизованное приобретение, согласовывает
размер платы за аренду  этого  имущества,  совместно  с  Министерством
имущественных  отношений  Российской  Федерации  ведет учет имущества,
находящегося   в   федеральной   собственности   и   закрепленного   в
установленном порядке за организациями транспортного комплекса;
     40) участвует   в   совершенствовании   системы   управления    и
экономических     механизмов    регулирования    работы    организаций
транспортного комплекса в условиях рыночных отношений;
     41) обеспечивает   в   пределах  своей  компетенции  защиту  прав
потребителей  услуг   воздушного,   морского,   внутреннего   водного,
автомобильного, городского электрического и промышленного транспорта;

                    в области технической политики

     42) реализует   государственную   научно-техническую  политику  в
транспортном         комплексе,         организует          проведение
научно-исследовательских,  проектных  и  научно-технических  работ  по
приоритетным   направлениям   его   развития    и    функционирования,
координирует деятельность научных организаций транспортного комплекса,
организует  разработку  и  реализацию  федеральных   и   межотраслевых
научно-технических программ и инновационных проектов;
     43) разрабатывает,  согласовывает  и  в   установленном   порядке
утверждает технические нормативы (стандарты,  нормы,  правила, включая
федеральные авиационные),  определяющие требования к внутренним водным
путям,  судоходным гидротехническим сооружениям,  технологической сети
связи,  транспортным  средствам,  дорожным  машинам,  технологическому
оборудованию,  материалам,  используемым  в транспортном комплексе,  а
также работам  (услугам),  организует  в  пределах  своей  компетенции
контроль за соблюдением этих требований;
     44) организует  во  взаимодействии  с  Государственным  комитетом
Российской   Федерации   по   стандартизации   и  метрологии,  другими
заинтересованными федеральными органами исполнительной  власти  работы
по   обязательной   сертификации   объектов   транспортного  комплекса
(транспортных средств,  дорожной  техники,  технологического  и  иного
оборудования,  работ (услуг),  материалов и иных объектов), подлежащих
такой  сертификации  в  соответствии  с  законодательством  Российской
Федерации,   в   установленном   порядке  проводит  сертификацию  этой
продукции  или  участвует  в  ней,  утверждает  правила  сертификации,
определяет по согласованию с федеральным органом исполнительной власти
в области финансов порядок оплаты работ по обязательной  сертификации;
выдает   соответствующие   сертификаты   (свидетельства),  содействует
добровольной сертификации продукции транспортного комплекса;
     45) организует  во  взаимодействии  с  Государственным  комитетом
Российской  Федерации  по   стандартизации   и   метрологии,   другими
заинтересованными   федеральными   органами  исполнительной  власти  в
соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации  работы   по
обеспечению  единства  измерений,  совершенствованию  метрологического
обеспечения и стандартизации производственной  деятельности,  созданию
современной  измерительной,  испытательной  и  диагностической  базы в
транспортном комплексе;
     46) планирует  и  осуществляет  мероприятия  по охране окружающей
природной среды и ресурсосбережению в транспортном комплексе;
     47) организует    и    координирует    работы   по   развитию   и
совершенствованию  технических  средств  и  систем  информатизации   в
транспортном   комплексе,   повышению   их  качества,  обеспечению  их
доступности  и  информационной  безопасности,  а  также  по  созданию,
функционированию и развитию технологической сети связи,  в том числе с
использованием спутниковых систем и  средств  навигации;  участвует  в
разработке  и  реализации планов частотного обеспечения,  в работах по
международно-правовой  защите  частотных  присвоений  радиоэлектронным
средствам в транспортном комплексе; организует и осуществляет контроль
использования   выделенных   полос   радиочастотного    спектра    для
радиоэлектронных средств, используемых в транспортном комплексе;
     48) осуществляет ведение и хранение банков данных,  формируемых в
транспортном комплексе,  в том числе реестра его субъектов, организует
информационное обеспечение организаций транспортного комплекса;

            в области труда, кадров и социальной политики

     49) участвует  в  формировании   и   реализации   государственной
политики,  направленной  на  подготовку,  переподготовку  и  повышение
квалификации кадров транспортного  комплекса,  обеспечение  занятости,
социальной  защиты  работников транспортного комплекса,  их пенсионное
обеспечение,  развитие  трудовых  отношений  на   основе   социального
партнерства и предотвращения трудовых конфликтов, охраны труда;
     50) участвует   в   случаях   и    в    порядке,    установленных
законодательством    Российской   Федерации,   в   работе   Российской
трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых  отношений,
взаимодействует с отраслевыми профсоюзами и по поручению работодателей
организаций   транспортного   комплекса   заключает    соответствующие
отраслевые тарифные соглашения;
     51) осуществляет управление находящимися в  ведении  Министерства
высшими  и  средними  профессиональными  образовательными учреждениями
транспортного комплекса;
     52) проводит в установленном порядке государственную аккредитацию
находящихся  в  ведении   Министерства   образовательных   учреждений,
реализующих программы среднего профессионального образования;
     53) согласовывает  государственные  образовательные  стандарты  в
области  высшего  и  среднего профессионального образования по перечню
специальностей, закрепленных за Министерством;
     54) в  установленном  порядке  организует  и  проводит аттестацию
работников,  обеспечивающих  в  организациях  транспортного  комплекса
безопасность    полетов,    мореплавания,   судоходства   и   движения
автомобильного,  городского электрического и промышленного транспорта,
ядерную,   радиационную,   промышленную  безопасность  и  производство
аварийно-спасательных работ;
     55) содействует   развитию  сети  образовательных  учреждений  по
подготовке,   переподготовке   и   повышению    квалификации    кадров
транспортного комплекса;
     56) взаимодействует с  Министерством  здравоохранения  Российской
Федерации    по    вопросам   медицинского   обслуживания   работников
транспортного комплекса;
     57) осуществляет  общее  руководство  проведением  в транспортном
комплексе аттестации рабочих мест  по  условиям  труда  с  последующей
сертификацией работ по охране труда;

               в области международного сотрудничества
                     и внешнеэкономических связей

     58) осуществляет контроль за соблюдением на территории Российской
Федерации  и  за  ее  пределами  (где ответственность за этот контроль
возложена  на  Российскую  Федерацию)  национальных  и   международных
требований,  стандартов, норм, правил и процедур в области гражданской
авиации, морского, внутреннего водного, промышленного, автомобильного,
городского   электрического   транспорта  и  дорожного  хозяйства  (за
исключением  нормативных  правовых   актов   в   области   обеспечения
безопасности дорожного движения);
     59) организует,  координирует  и   контролирует   выполнение   по
международным договорам Российской Федерации обязательств,  касающихся
деятельности транспортного комплекса,  в  пределах  своей  компетенции
представляет  и  защищает  в установленном порядке интересы Российской
Федерации в международных организациях;
     60) участвует совместно с заинтересованными федеральными органами
исполнительной  власти  в   деятельности   Комитета   по   внутреннему
транспорту   Европейской   экономической  комиссии  ООН,  Комитета  по
транспорту,  связи,  туризму и развитию инфраструктуры Экономической и
социальной   комиссии  ООН  для  Азии  и  Тихого  океана,  Европейской
конференции  министров  транспорта,  а  также   других   международных
специализированных транспортных организаций;
     61) регулирует в установленном порядке паспортно-визовые  вопросы
в   отношении   членов   экипажей   морских  судов,  судов  смешанного
(река-море) плавания (кроме судов, используемых для добычи и обработки
рыбы  и  других продуктов моря,  а также обслуживающих рыбопромысловый
комплекс)   и   воздушных   судов   гражданской   авиации,   водителей
автомобильного   транспорта,   занятых  на  международных  перевозках,
осуществляет  подбор,  оформление  и  командирование  специалистов  за
границу по служебным делам;
     62) обеспечивает при осуществлении  межгосударственных  отношений
проведение  транспортной  политики,  отвечающей  интересам  Российской
Федерации,  выработку  соответствующих  позиций  и  их   поддержку   в
международных организациях;
     63) осуществляет по поручению Правительства Российской  Федерации
функции  компетентного  органа  по реализации на территории Российской
Федерации  подписанных  и  ратифицированных  международных   договоров
Российской   Федерации   по   вопросам,   отнесенным   к   компетенции
Министерства;
     64) осуществляет руководство и координацию участия представителей
Российской   Федерации    в    межправительственных    комиссиях    по
торгово-экономическому   и  научно-техническому  сотрудничеству  между
Российской  Федерацией   и   зарубежными   странами,   в   том   числе
государствами  -  участниками  Содружества Независимых Государств,  по
вопросам, отнесенным к компетенции Министерства;
     65) разрабатывает по согласованию с Министерством иностранных дел
Российской Федерации предложения по сотрудничеству с  государствами  -
участниками Содружества Независимых Государств по вопросам, входящим в
компетенцию Министерства транспорта Российской Федерации;

                          в других областях

     66) организует,  координирует и контролирует во взаимодействии  с
заинтересованными    федеральными   органами   исполнительной   власти
выполнение  мероприятий  по  реализации  задач  гражданской   обороны,
мобилизационной подготовки;
     67) осуществляет  руководство  проведением  мер  по   обеспечению
безопасности  полетов  российских воздушных судов гражданской авиации,
российского морского судоходства в  условиях  вооруженных  конфликтов,
при  появлении  непосредственной угрозы агрессии или в период агрессии
против Российской Федерации;
     68) обеспечивает  участие  организаций  транспортного комплекса в
перевозке  сил,  средств  и  материальных  ресурсов,  необходимых  для
ликвидации   чрезвычайных   ситуаций   и  осуществления  эвакуационных
мероприятий;
     69) создает   функциональные  подсистемы  единой  государственной
системы  предупреждения  и   ликвидации   чрезвычайных   ситуаций   по
транспортному   обеспечению   при   ликвидации  чрезвычайных  ситуаций
природного  и  техногенного  характера  в  транспортном  комплексе   и
руководит деятельностью этих подсистем;
     70) организует,  координирует и контролирует во взаимодействии  с
заинтересованными    федеральными   органами   исполнительной   власти
разработку  и   выполнение   организациями   транспортного   комплекса
мероприятий  по  обеспечению  охраны  их  объектов,  предотвращению  в
отношении этих  объектов  совершения  террористических  актов  и  иных
противоправных действий;
     71) осуществляет   сбор   и   обработку   бухгалтерских   отчетов
находящихся   в   ведении   Министерства  федеральных  государственных
унитарных  предприятий  и  федеральных   государственных   учреждений,
формирует  сводную бухгалтерскую отчетность по транспортному комплексу
в соответствии с законодательством Российской Федерации;
     72) осуществляет    проведение   государственных   статистических
наблюдений в  транспортном  комплексе  в  соответствии  с  официальной
статистической  методологией,  утверждаемой  Государственным комитетом
Российской  Федерации  по  статистике;  разрабатывает  предложения  по
совершенствованию  системы государственного статистического наблюдения
в транспортном комплексе;
     73) организует  в  установленном  порядке  издание  карт  и  схем
навигационно-гидрографического  обеспечения  плавания  морских  судов,
судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания, других справочных
изданий по вопросам, относящимся к компетенции Министерства;
     74) обеспечивает  защиту  государственных информационных ресурсов
ограниченного доступа и контролирует  эффективность  защиты  сведений,
составляющих  государственную  тайну,  в  организациях,  находящихся в
ведении Министерства;

                    в области гражданской авиации

     75) является  специально   уполномоченным   органом   в   области
гражданской авиации;
     76) утверждает номенклатуру подлежащих обязательной  сертификации
видов продукции,  работ (услуг), а также юридических лиц, деятельность
которых непосредственно связана с  обеспечением  безопасности  полетов
воздушных судов или авиационной безопасности;
     77) участвует в установленном порядке в организации и  проведении
сертификации  категорированных  и  международных аэродромов,  типов их
оборудования,  типов наземных радиотехнических  средств  и  комплексов
радиолокации,  радионавигации  и  радиосвязи,  отдельных  подсистем  и
компонентов,   автоматизированных   и   неавтоматизированных    систем
управления   воздушным   движением,  предназначенных  для  обеспечения
полетов воздушных судов по воздушным трассам,  а также в осуществлении
производства этого оборудования;
     78) участвует  в  сертификации   гражданских   воздушных   судов,
авиационных  двигателей  и  воздушных  винтов  нового типа,  а также в
процедурах признания норм летной годности и удостоверений о годности к
полетам   гражданских   воздушных   судов  иностранного  производства,
импортируемого    наземного    авиационного    оборудования;    выдает
удостоверения   о  годности  гражданских  воздушных  судов  к  полетам
(сертификаты летной годности воздушных судов);
     79) ведет  государственные  реестры  гражданских воздушных судов,
аэродромов, аэропортов и сертифицированных объектов; реестры лицензий,
реестры  федеральных  правил  использования  воздушного пространства и
федеральных авиационных правил,  утвержденных в Российской  Федерации,
баз  и  банков  данных  нормативных  документов  в области гражданской
авиации, являющихся федеральными информационными ресурсами;
     80) осуществляет     государственный     контроль     обеспечения
безопасности  полетов  воздушных  судов  и  авиационной   безопасности
гражданской  авиации,  а  также  летной годности гражданских воздушных
судов,  авиационных  двигателей  и  воздушных  винтов  во   время   их
эксплуатации;
     81) участвует в установленном Правительством Российской Федерации
порядке   в  расследовании  авиационных  происшествий  с  гражданскими
воздушными судами на территории Российской Федерации и с  гражданскими
воздушными   судами   Российской   Федерации   на   территории  других
государств;   организует   и   проводит   расследования   чрезвычайных
происшествий,  инцидентов и повреждений гражданских воздушных судов на
территории  Российской  Федерации,  участвует  в  расследовании  таких
событий  с  гражданскими  воздушными  судами  Российской  Федерации на
территории других государств;  ведет учет авиационных  и  чрезвычайных
происшествий,   инцидентов  с  гражданскими  воздушными  судами  и  их
повреждений;
     82) организует и контролирует поисковое,  аварийно-спасательное и
противопожарное  обеспечение   полетов   и   объектов   инфраструктуры
гражданской авиации;
     83) участвует в проведении операций по  урегулированию  кризисных
ситуаций,  связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность
гражданской авиации, а также проводит по ним служебные расследования;
     84) выполняет   функции  государственного  заказчика  федеральных
целевых программ развития гражданской авиации,  создания  и  испытания
авиационной   и   наземной   техники,  систем  и  средств  организации
воздушного движения,  совместно  с  Министерством  обороны  Российской
Федерации   -   программ   модернизации   единой  системы  организации
воздушного  движения  Российской  Федерации,  утверждает   технические
условия на поставляемую серийную технику;
     85) утверждает по согласованию с Министерством обороны Российской
Федерации  программы  и  планы  оснащения  гражданских  органов единой
системы   организации   воздушного   движения   Российской   Федерации
средствами      радиолокации,     радионавигации     и     радиосвязи,
автоматизированными  комплексами,  предназначенными  для  планирования
использования   воздушного   пространства   и  организации  воздушного
движения,  а также программы и планы оснащения  гражданских  воздушных
судов средствами государственного радиолокационного опознавания;
     86) выполняет  функции  государственного  заказчика   в   области
аэронавигационного  обслуживания полетов воздушных судов,  заключает с
пользователями воздушного пространства соглашения об аэронавигационном
обслуживании;
     87) организует взимание платы за  аэронавигационное  обслуживание
полетов   воздушных  судов,  распределяет  полученные  средства  между
организациями  по  аэронавигационному  обслуживанию   и   осуществляет
контроль за целевым и эффективным их использованием;
     88) устанавливает формы перевозочных документов (билета, багажной
квитанции,  грузовой накладной),  удостоверяющих заключение договора о
перевозке воздушным транспортом пассажиров, багажа, груза; совместно с
Министерством   Российской   Федерации   по   связи  и  информатизации
устанавливает  форму  почтовой  накладной,  удостоверяющей  договор  о
перевозке почты воздушным транспортом;
     89) утверждает  в  установленном  порядке  правила  формирования,
применения и регистрации тарифов,  взимания сборов (включая разработку
и утверждение их перечня) в области гражданской авиации;
     90) утверждает  ставки  сборов за аэронавигационное обслуживание,
кроме  аэронавигационных  сборов  в  аэропортах,  в   соответствии   с
межправительственными   соглашениями   -   тарифы   на   международные
перевозки;
     91) устанавливает  классификацию  районов воздушного пространства
по видам обслуживания воздушного движения;
     92) участвует  в  разработке и реализации планов развития системы
контроля воздушного пространства,  создания единых радиолокационных  и
радионавигационных полей, полей радиосвязи;
     93) организует и  осуществляет  контроль  летной  работы,  выдает
сертификаты   (свидетельства)   авиационному   персоналу   гражданской
авиации;
     94) разрабатывает и организует выполнение мероприятий по развитию
материально-технической базы для технического обслуживания  и  ремонта
авиационной техники и топливозаправочных комплексов;
     95) согласовывает  с   полномочными   государственными   органами
гражданской авиации других государств маршруты и частоту полетов, типы
воздушных судов и предоставляемых  емкостей,  квоты  на  международные
воздушные перевозки и условия их выполнения;
     96) утверждает в установленных  случаях  требования  к  состоянию
здоровья   авиационного   персонала,   организует   и   совершенствует
проведение      врачебно-летной      экспертизы       и       оказание
лечебно-профилактической помощи;
     97) осуществляет     организационно-методическое      руководство
авиационной  медициной  и  координацию  деятельности  в области охраны
труда и  медицинского  обслуживания  работников  в  сфере  гражданской
авиации;
     98) осуществляет  функции  головной  организации  по  обеспечению
участия  Российской  Федерации в Международной организации гражданской
авиации  (ИКАО);   обеспечивает   деятельность   Комиссии   Российской
Федерации по делам Международной организации гражданской авиации;

                    в области морского транспорта

     99) осуществляет  контроль  соответствия  судоходных  компаний  и
судов (за исключением организаций рыбопромыслового комплекса и  судов,
используемых  для  добычи и обработки рыбы и других продуктов моря,  а
также  судов,  обслуживающих  рыбопромысловый  комплекс)   требованиям
международных  правил,  стандартов и норм,  в том числе Международного
кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением
загрязнения  морской среды и меморандумов о взаимопонимании о контроле
со стороны государства порта,  организует  государственный  надзор  за
соблюдением    законодательства   Российской   Федерации   в   области
безопасности мореплавания и охраны морской среды в российских  морских
торговых  портах  всеми  судами  независимо  от  формы  собственности,
ведомственной и национальной принадлежности;
     100) является  головным  межотраслевым  координирующим  органом в
системе федеральных органов исполнительной власти по вопросам  морской
деятельности Российской Федерации, в том числе по проблемам развития и
использования      торгового,      речного,       ледокольного       и
служебно-вспомогательного   флота   Российской   Федерации,   а  также
прибрежно-береговой инфраструктуры гражданского назначения;
     101) организует  создание  и  функционирование объектов и средств
обеспечения безопасности мореплавания в акваториях морских портов  (за
исключением рыбных) и на подходе к ним, в том числе средств управления
движением судов;
     102) осуществляет  общее руководство операциями по спасанию людей
и судов,  терпящих бедствие на море,  по  ликвидации  разливов  нефти,
нефтепродуктов и других вредных веществ в море;
     103) организует  при  выпуске  судов  из   морских   портов   (за
исключением  рыбных) контроль их технического состояния и соответствия
международным требованиям и  требованиям  законодательства  Российской
Федерации, в том числе по вопросам пожарной безопасности;
     104) участвует в организации и проведении работ  по  сертификации
оборудования,  изделий  и  технологий  для  судовых ядерных установок,
радиационных  источников  и  пунктов  хранения  ядерных  материалов  и
радиоактивных  веществ  в  соответствии с законодательством Российской
Федерации;
     105) выдает  разрешения на осуществление перевозок и буксировки в
каботаже судами, плавающими под иностранным флагом;
     106) содействует развитию Северного морского пути;
     107) осуществляет  государственный  надзор  за  судоходством   по
Северному морскому пути,  обеспечивает навигационную, гидрографическую
и гидрологическую обстановку в Арктике;
     108) выдает  разрешения  на  проводку судов по Северному морскому
пути;
     109) координирует  вопросы,  связанные  с  завозом морем грузов в
районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности;
     110) регулирует  в  пределах  своей  компетенции  вопросы найма и
трудоустройства моряков на суда, плавающие под иностранным флагом;
     111) осуществляет    руководство    и    контроль    деятельности
администраций морских портов (за исключением рыбных),  в том числе  по
созданию   условий   для   добросовестной   конкуренции  хозяйствующих
субъектов  в  морских  портах,  эффективного  использования  объектов,
находящихся  в федеральной собственности,  и соблюдения установленного
порядка выдачи паспортов моряка;
     112) осуществляет    методическое    руководство    и    контроль
деятельности   организаций   морского   транспорта    по    выполнению
международных  договоров Российской Федерации в области охраны морской
среды и требований природоохранительного  законодательства  Российской
Федерации;
     113) вносит в установленном порядке представления об  утверждении
тарифов  на  услуги  ледокольного  флота на трассах Северного морского
пути;
     114) проводит   работу,   направленную   на   увеличение  объемов
экспортно-импортных и транзитных перевозок  через  российские  морские
порты;
     115) устанавливает на  основе  международных  требований  правила
выдачи  морякам  дипломов  и  подтверждений к ним,  квалификационных и
специальных  свидетельств  специалиста,   осуществляет   контроль   за
выполнением этих требований;
     116) принимает по согласованию с  Министерством  иностранных  дел
Российской   Федерации,   а   в   необходимых   случаях  и  с  другими
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти от имени
Российской  Федерации  поправки технического характера к международным
договорам Российской Федерации о торговом мореплавании;
     117) осуществляет   государственное   управление   использованием
атомной энергии на морском транспорте,  а также ведомственный  учет  и
контроль ядерных материалов и радиоактивных веществ;
     118) разрабатывает и реализует меры по  обеспечению  безопасности
при использовании атомной энергии;
     119) представляет   в    Правительство    Российской    Федерации
предложения   по   перечню  портов  Российской  Федерации,  в  которые
разрешаются  заходы  судов  и  иных  плавучих   средств   с   ядерными
установками и радиационными источниками;
     120) участвует в предупреждении,  выявлении и пресечении ядерного
терроризма  и  ликвидации  (локализации)  его  последствий  на  ядерно
опасных и радиационно опасных объектах морского транспорта;
     121) проводит  во взаимодействии с заинтересованными федеральными
органами  исполнительной  власти  мероприятия   по   защите   морского
торгового судоходства от актов незаконного вмешательства, направленных
против безопасности мореплавания;
     122) осуществляет  функции  головной  организации  по обеспечению
участия Российской Федерации в Международной морской организации (ИМО)
и  при  наличии  соответствующих  полномочий  - в других международных
организациях по вопросам морского транспорта;
     123) осуществляет  функции секретариата Межведомственной комиссии
Российской Федерации по делам Международной морской организации;
     124) осуществляет   совместно  с  Министерством  иностранных  дел
Российской Федерации руководство работой Постоянного представительства
Российской Федерации при Международной морской организации;

               в области внутреннего водного транспорта

     125) организует   и   обеспечивает   проведение  государственного
надзора  за  соответствием  судоходных  компаний  внутреннего  водного
транспорта  и  судов  внутреннего  и  смешанного (река-море) плавания,
работающих  на  внутренних  водных  путях,  требованиям   безопасности
судоходства и пожарной безопасности;
     126) организует  и  осуществляет  в  портах  внутреннего  водного
транспорта,  в  том  числе  устьевых и открытых для захода иностранных
судов,  государственный надзор за  соблюдением  международных  правил,
стандартов  и  норм,  в  том  числе  меморандумов  о взаимопонимании о
контроле со  стороны  государства  порта;  организует  государственный
надзор  за соблюдением законодательства Российской Федерации в области
безопасности судоходства и охраны  окружающей  природной  среды  всеми
судами независимо от формы собственности, ведомственной и национальной
принадлежности (кроме военных,  военно-вспомогательных  судов,  судов,
используемых  для  добычи  и  обработки  рыбы и других продуктов моря,
судов, обслуживающих рыбопромысловый комплекс);
     127) организует  в  установленном  порядке  технический  надзор в
отношении судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания;
     128) организует регулирование движения судов по внутренним водным
путям;
     129) осуществляет   координацию   и   взаимодействие   с  другими
федеральными органами исполнительной власти и органами  исполнительной
власти  субъектов  Российской  Федерации  по  вопросам  строительства,
эксплуатации  и  содержания  внутренних  водных  путей  и   судоходных
гидротехнических сооружений;
     130) подготавливает  с  участием   заинтересованных   федеральных
органов исполнительной власти и утверждает планы строительства судов и
плавучих средств за счет средств федерального бюджета;
     131) согласовывает   размещение   искусственных   сооружений   на
внутренних водных путях;
     132) обеспечивает   государственный   надзор   за   безопасностью
судоходных  гидротехнических  сооружений,  ведет  регистр   судоходных
гидротехнических   сооружений,  участвует  в  формировании  и  ведении
Российского   регистра   гидротехнических    сооружений,    организует
навигационно-гидрографическое обеспечение плавания судов по внутренним
водным путям;
     133) взаимодействует    с    Министерством   природных   ресурсов
Российской Федерации  и  его  территориальными  органами,  а  также  с
другими   федеральными   органами  исполнительной  власти  и  органами
исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации  по  вопросам
регулирования режимов попуска воды и эксплуатации водохранилищ;
     134) устанавливает габариты  судовых  ходов,  категорию  и  сроки
действия судоходной обстановки, а также сроки работы шлюзов;
     135) координирует и  регулирует  работу  организаций  внутреннего
водного  транспорта  по обеспечению перевозок грузов в районы Крайнего
Севера и приравненные к ним  местности,  а  также  экспортно-импортные
перевозки по государственным заказам;
     136) утверждает в установленном порядке размер платы  за  услуги,
оказываемые   судам  и  судовладельцам  государственными  бассейновыми
управлениями водных путей и судоходства,  федеральным  государственным
унитарным предприятием "Канал имени Москвы" и морскими администрациями
портов внутреннего водного  транспорта,  а  также  порядок  применения
такой платы;
     137) представляет Российскую Федерацию в Постоянной международной
ассоциации конгрессов по судоходству и при
     наличии соответствующих  полномочий  -  в  других   международных
организациях по вопросам внутреннего водного транспорта;

         в области автомобильного, городского электрического
                      и промышленного транспорта

     138) участвует  в  разработке  и  реализации  мер  по   повышению
безопасности   дорожного  движения  и  снижению  вредного  воздействия
автомобильного транспорта на окружающую среду, поддержанию находящихся
в эксплуатации транспортных средств в технически исправном состоянии;
     139) участвует в рабочих и государственных комиссиях по приемке в
эксплуатацию новых образцов транспортных средств,  предназначенных для
перевозки пассажиров и опасных грузов;
     140) согласовывает    с    компетентными   органами   иностранных
государств и Европейской конференцией министров  транспорта  квоты  на
международные   перевозки   автомобильным  транспортом  и  условия  их
выполнения,  получает  и  распределяет  на  конкурсной  основе   между
российскими перевозчиками разрешения на эти перевозки;
     141) организует    всероссийские    конкурсы    профессионального
мастерства  работников  автомобильного,  городского  электрического  и
промышленного транспорта;
     142) согласовывает    с    компетентными   органами   иностранных
государств вопросы об  открытии  регулярных  международных  автобусных
маршрутов, обменивается в установленном порядке бланками разрешений на
осуществление  нерегулярных  международных   пассажирских   перевозок,
выдает такие разрешения российским перевозчикам;
     143) рассматривает заявки,  осуществляет в случаях, установленных
международными  договорами  и  законодательством Российской Федерации,
оформление и выдачу в установленном порядке российским  и  иностранным
перевозчикам специальных разрешений на международные перевозки опасных
грузов автомобильным транспортом по территории Российской Федерации;

                    в области дорожного хозяйства

     144) организует   исполнение   федерального   бюджета   в   части
финансирования  дорожного  хозяйства,  включая  средства  Федерального
дорожного фонда Российской Федерации;
     145) выполняет  в  установленном  порядке  функции  по управлению
федеральными автомобильными дорогами общего пользования и  федеральным
имуществом, необходимым для обеспечения их функционирования;
     146) координирует деятельность  по  развитию  сети  автомобильных
дорог  общего  пользования  во  взаимодействии  с другими федеральными
органами  исполнительной  власти  и  органами  государственной  власти
субъектов  Российской Федерации;  осуществляет перспективное и текущее
планирование развития  федеральной  дорожной  сети,  совершенствование
системы обеспечения ее содержания;
     147) организует  совместно   с   заинтересованными   федеральными
органами   исполнительной  власти  и  органами  исполнительной  власти
субъектов  Российской   Федерации   общественные   работы   в   рамках
федеральных и региональных программ дорожного строительства;
     148) рассматривает   и    готовит    заключения    по    вопросам
строительства,  содержания  и эксплуатации платных автомобильных дорог
общего  пользования,  объектов  дорожного  сервиса  на   автомобильных
дорогах   общего   пользования,   согласовывает   их   технические   и
эксплуатационные параметры;
     149) осуществляет  контроль  за  соблюдением  порядка пользования
федеральными автомобильными дорогами общего пользования  и  правил  их
охраны;
     150) согласовывает нормативные правовые акты федеральных  органов
исполнительной   власти,   устанавливающие   правила  пересечения  или
сближения автомобильных дорог с трубопроводами,  сетями  и  средствами
связи  и  электропередачи  и  другими  сооружениями,  а  также порядок
эксплуатации железнодорожных переездов, их открытия и закрытия;
     151) вносит  предложения о порядке использования земель,  занятых
автомобильными дорогами общего пользования, организует их рациональное
использование   в   целях   привлечения   дополнительных  средств  для
реализации дорожных программ и проектов, согласовывает в установленном
порядке  размещение  в  полосе отвода и придорожной полосе федеральных
автомобильных дорог общего пользования сооружений и объектов;
     152) разрабатывает   и   утверждает   техническую   классификацию
автомобильных  дорог  общего  пользования,  готовит  в   установленном
порядке   предложения   по   изменению   и   уточнению   классификации
автомобильных  дорог  общего  пользования   и   перечней   федеральных
автомобильных дорог общего пользования;
     153) организует учет автомобильных дорог общего пользования, учет
интенсивности  движения  транспортных  средств,  диагностику  и оценку
транспортно-эксплуатационного  состояния   федеральных   автомобильных
дорог  общего  пользования,  информирование  пользователей о состоянии
этих автомобильных дорог;
     154) организует  ежегодное  планирование  работ  на автомобильных
дорогах общего пользования, финансируемых за счет средств федерального
бюджета,  утверждает  перечень  объектов,  в  отношении которых должны
разрабатываться технико-экономические обоснования,  перечни, титульные
списки  строек  и  проекты строительства объектов дорожного хозяйства,
финансируемых  за  счет   средств   федерального   бюджета,   проводит
экспертизу проектно-сметной документации;
     155) участвует в разработке и  согласовании  программ  ликвидации
пересечений  автомобильных  дорог общего пользования и железнодорожных
путей на одном уровне,  рассматривает вопросы долевого  финансирования
строительства путепроводов в местах их пересечения;
     156) утверждает по согласованию с  Министерством  внутренних  дел
Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти правила пропуска по автомобильным дорогам общего
пользования  транспортных  средств  со сверхнормативными нагрузками на
ось, массой и габаритами;
     157) уведомляет   в   установленном  порядке  полномочные  органы
государств,  заключивших  с   Российской   Федерацией   соглашения   о
международном    автомобильном    сообщении,    о    правовых   актах,
предусматривающих ограничение движения по  автомобильным  дорогам  или
устанавливающих   нормативы  допустимых  весовых  нагрузок  на  ось  и
габаритов транспортных средств, заблаговременно оповещает эти органы о
времени    и    маршрутах    введения    ограничения    движения    по
сезонно-климатическим условиям на  федеральных  автомобильных  дорогах
общего пользования;
     158) организует  взимание  установленных  неналоговых  сборов   и
платежей   за  проезд  по  федеральным  автомобильным  дорогам  общего
пользования (в том числе платы в счет компенсации ущерба от  перевозки
тяжеловесных  и  крупногабаритных  грузов)  и  контроль  за их целевым
использованием;
     159) осуществляет    контроль    за   качеством   проектирования,
строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог
общего   пользования  в  части  соблюдения  установленных  требований,
стандартов  и  норм,  проводит   проверку   деятельности   организаций
дорожного   хозяйства   по   выполнению   законодательства  Российской
Федерации, стандартов и иных нормативных актов;
     160) участвует    непосредственно    или   через   уполномоченные
Министерством организации в расследовании причин аварий  и  разрушений
автомобильных дорог общего пользования и дорожных сооружений на них;
     161) устанавливает порядок определения размера  платы  за  проезд
транспортных  средств,  осуществляющих  перевозку  крупногабаритных  и
тяжеловесных грузов,  взимаемой в счет компенсации ущерба,  наносимого
федеральным   автомобильным  дорогам  общего  пользования  и  дорожным
сооружениям на них;
     162) выдает  специальные  разрешения  для пропуска по федеральным
автомобильным  дорогам  общего  пользования  транспортных  средств   с
крупногабаритными     и    тяжеловесными    грузами,    осуществляющих
международные автомобильные перевозки;
     163) выполняет  другие функции в соответствии с законодательством
Российской Федерации.

       III. Права Министерства транспорта Российской Федерации

     9. Министерство транспорта Российской Федерации имеет право:
     1) распределять  выделенные  из  федерального  бюджета средства и
осуществлять контроль за их расходованием;
     2) вносить  в  соответствующие  федеральные органы исполнительной
власти предложения по вопросам транспортного комплекса,  участвовать в
установленном  порядке  в рассмотрении органами государственной власти
Российской Федерации вопросов,  затрагивающих  интересы  транспортного
комплекса;
     3) осуществлять в  установленном  порядке  концентрацию  средств,
получаемых за счет внебюджетных источников;
     4) утверждать в установленном порядке по  объектам  транспортного
комплекса,   финансируемым   за  счет  средств  федерального  бюджета,
технико-экономические обоснования,  типовые проекты,  проектно-сметную
документацию, титульные списки строек и объектов, а также требования к
составу проектной документации;
     5) вносить  в  Правительство  Российской  Федерации предложения о
приостановлении выделения субъектам  Российской  Федерации  субвенций,
субсидий   и   дотаций  из  Федерального  дорожного  фонда  Российской
Федерации в случае нецелевого использования этих средств;
     6) создавать  рабочие  и  государственные комиссии и осуществлять
приемку объектов транспортного комплекса,  относящихся  к  федеральной
собственности;
     7) издавать в установленном порядке обязательные  для  исполнения
всеми   юридическими  и  физическими  лицами  нормативные  правовые  и
нормативные технические акты, в том числе межведомственного характера,
а также методические и инструктивные документы по вопросам, отнесенным
к компетенции Министерства, давать по ним разъяснения; согласовывать в
установленном  порядке  проекты  нормативных  правовых  и  нормативных
технических  актов,  разрабатываемых   иными   федеральными   органами
исполнительной власти;
     8) вносить  в  установленном  порядке  проекты  законов  и   иных
нормативных   правовых  актов,  затрагивающих  интересы  транспортного
комплекса;
     9) отменять   решения   территориальных   органов   Министерства,
принятые ими в нарушение законодательства Российской Федерации  или  с
превышением    полномочий,   а   также   рекомендовать   организациям,
находящимся в ведении Министерства,  отменять такие решения,  принятые
этими организациями;
     10) утверждать  уставы  и   положения   находящихся   в   ведении
Министерства   федеральных  государственных  унитарных  предприятий  и
федеральных государственных учреждений;
     11) разрабатывать  и  утверждать  совместно с Министерством путей
сообщения Российской  Федерации  правила  перевозок  грузов  в  прямом
смешанном сообщении;
     12) разрабатывать  и  в  установленном  порядке  представлять  на
утверждение правила дорожного движения Российской Федерации;
     13) выдавать в установленных  случаях  и  порядке  юридическим  и
физическим   лицам,   осуществляющим   хозяйственную   деятельность  в
транспортном  комплексе,  лицензии  и  свидетельства;  при   выявлении
нарушений   приостанавливать   действие   лицензий   или  аннулировать
свидетельства, а также вносить предложения об аннулировании лицензий в
порядке   и  в  случаях,  установленных  законодательством  Российской
Федерации, привлекать нарушителей к ответственности;
     14) вносить  в  установленном  порядке в Правительство Российской
Федерации  предложения  об  открытии  (закрытии)  для   международного
сообщения  автомобильных переходов,  аэропортов,  аэродромов,  морских
торговых и речных портов,  а также об установлении и  закрытии  в  них
пунктов   пропуска;  принимать  в  установленном  порядке  решение  об
открытии автомобильных,  воздушных,  морских и речных пунктов пропуска
через государственную границу Российской Федерации;
     15) согласовывать  в  установленном  порядке   планы   размещения
зданий,  сооружений  и  объектов  (в  том числе наружной рекламы),  не
относящихся к транспортному  комплексу,  в  полосе  отвода  внутренних
водных  путей  и  придорожной  полосе  федеральных автомобильных дорог
общего пользования, подъездных железнодорожных путей, в зонах действия
аэропортов,  объектов аэронавигации, морских торговых и речных портов,
других объектов транспортного комплекса;
     16) проводить  проверки  соблюдения  юридическими  и  физическими
лицами,  входящими  в  транспортный  комплекс,  требований  в  области
обеспечения   авиационной   безопасности,   безопасности   полетов   и
судоходства,  соблюдения правил пользования  воздушным  пространством,
внутренними водными путями и гидротехническими сооружениями на них;
     17) запрещать или приостанавливать выполнение  полетов  воздушных
судов  гражданской  авиации при обнаружении обстоятельств,  угрожающих
безопасности  полетов,  а  также  в  иных   случаях,   предусмотренных
законодательством Российской Федерации;
     18) принимать  по  согласованию   с   территориальными   органами
Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства
внутренних дел Российской Федерации решения  о  временном  ограничении
или  прекращении  движения по федеральным автомобильным дорогам общего
пользования при стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях,  вводить
по  согласованию  с  указанными  территориальными  органами  временное
ограничение  движения  по  федеральным  автомобильным  дорогам  общего
пользования при проведении дорожных работ на проезжей части и в полосе
отвода указанных дорог;
     19) вводить по согласованию с Главным управлением Государственной
инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних  дел
Российской  Федерации  в  установленном  порядке временное ограничение
движения при неблагоприятных сезонных природно-климатических условиях;
     20) выдавать паспорт моряка членам экипажей морских судов и судов
смешанного (река-море) плавания (кроме судов,  используемых для добычи
и  обработки  рыбы  и  других продуктов моря,  и судов,  обслуживающих
рыбопромысловый комплекс),  устанавливать и продлевать  срок  действия
этих паспортов;
     21) вносить в  специально  уполномоченные  органы  предложения  о
проведении   проверок  соблюдения  требований  пожарной,  промышленной
безопасности  и  охраны  труда  юридическими  и  физическими   лицами,
осуществляющими  деятельность  в  области  транспортного комплекса,  и
участвовать в проведении этих проверок;
     22) создавать  в установленном порядке временные рабочие группы и
комиссии по ликвидации чрезвычайных ситуаций при их  возникновении  на
транспортных коммуникациях и с транспортными средствами;
     23) утверждать мобилизационные  планы  организаций  транспортного
комплекса,   заключать  с  ними  договоры  (контракты)  на  выполнение
мобилизационных заданий и мероприятий по мобилизационной подготовке;
     24) проводить   в  установленном  порядке  проверки  деятельности
организаций  транспортного   комплекса   и   территориальных   органов
Министерства  по  соблюдению  законодательства  Российской Федерации в
области транспорта, финансовой дисциплины, мобилизационной подготовки,
безопасности   движения   и  экологических  норм,  принимать  меры  по
устранению выявленных нарушений;
     25) устанавливать перечень сведений, отнесенных к государственной
тайне и подлежащих засекречиванию в транспортном комплексе;
     26) приостанавливать   работы   со   сведениями,   отнесенными  к
государственной тайне,  в случае обнаружения утечки (или предпосылок к
утечке)   указанных   сведений   до   устранения   причин,   повлекших
несанкционированный доступ к таким сведениям;
     27) принимать   по  согласованию  с  Министерством  имущественных
отношений  Российской  Федерации  и   по   представлению   организаций
транспортного  комплекса  решения  о консервации транспортных средств,
дорожной техники, технологического оборудования и другого федерального
имущества,   имеющего   мобилизационное  назначение  или  временно  не
используемого в связи с сокращением объема  перевозок  и  производства
продукции, работ и услуг;
     28) вносить и согласовывать в установленном порядке предложения о
закреплении  федерального  имущества  за  организациями  транспортного
комплекса в хозяйственном ведении,  оперативном управлении или  о  его
отчуждении,  а  также  о разграничении государственной собственности в
транспортном комплексе на федеральную  собственность  и  собственность
субъектов  Российской  Федерации и о передаче федерального имущества в
собственность субъектов Российской Федерации;
     29) давать  заключения  по  проектам  решений об акционировании и
приватизации   предприятий   и   объектов   транспортного   комплекса,
находящихся в федеральной собственности;
     30) вносить предложения и согласовывать решения об отчуждении или
передаче  закрепленных  в  федеральной собственности акций организаций
транспортного   комплекса   в   собственность   субъектов   Российской
Федерации, а также о других изменениях, касающихся вопросов управления
и распоряжения этими акциями;
     31) представлять  в  установленном порядке интересы государства в
акционерных обществах транспортного комплекса, акции которых находятся
в  федеральной  собственности,  а  также  в  отношении которых принято
решение об использовании  специального  права  на  участие  Российской
Федерации   в   управлении  этими  акционерными  обществами  ("золотая
акция");
     32) создавать,  реорганизовывать  и ликвидировать в установленном
порядке  свои  территориальные  органы,   а   также   подведомственные
федеральные   государственные   учреждения,  утверждать  их  уставы  и
положения;
     33) подготавливать  и вносить в установленном порядке предложения
о создании,  реорганизации и  ликвидации  федеральных  государственных
унитарных предприятий транспортного комплекса, утверждать их уставы;
     34) давать заключения по вопросам отчуждения,  списания  и  (или)
утилизации  федерального  имущества,  закрепленного  за  организациями
транспортного  комплекса  в  хозяйственном  ведении  или   оперативном
управлении;
     35) заключать,  изменять и расторгать  в  порядке,  установленном
законодательством  Российской  Федерации,  контракты  с руководителями
находящихся  в  ведении   Министерства   федеральных   государственных
унитарных  предприятий  и  федеральных  государственных учреждений,  а
также капитанами морских торговых портов;
     36) осуществлять    в    установленном   порядке   финансирование
проектных,  научно-технических  и  научно-исследовательских  работ  по
важнейшим проблемам транспортного комплекса,  привлекать на договорной
основе  научные  организации,  ученых  и  специалистов,  в  том  числе
иностранных, к решению проблем, относящихся к ведению Министерства;
     37) определять в установленном порядке размер, правила взимания и
использования    платы   за   услуги,   оказываемые   государственными
бассейновыми управлениями водных путей и судоходства,  а также правила
взимания и использования платы за услуги,  оказываемые администрациями
морских торговых портов;
     38) утверждать  в  установленном  порядке  правила  применения  и
регистрации  тарифов  и  взимания  сборов   за   услуги,   оказываемые
организациями   морского,   внутреннего   водного,   автомобильного  и
промышленного транспорта;
     39) вносить   в   установленном  порядке  предложения  о  размере
платежей и сборов,  взимаемых с иностранных перевозчиков, пользующихся
на  территории  Российской  Федерации  воздушными трассами,  морскими,
внутренними водными  путями  и  федеральными  автомобильными  дорогами
общего   пользования,   в  случаях,  когда  международными  договорами
Российской Федерации не предусмотрено на взаимной основе  освобождение
от  взимания  указанных  платежей  и  сборов или когда такие платежи и
сборы устанавливаются в отношении российских перевозчиков полномочными
государственными   органами  иностранных  государств  в  одностороннем
порядке;
     40) разрабатывать  и  утверждать  по согласованию с Министерством
труда  и   социального   развития   Российской   Федерации   и   иными
заинтересованными    федеральными   органами   исполнительной   власти
квалификационные требования в отношении отдельных категорий работников
организаций транспортного комплекса;  устанавливать порядок присвоения
званий лицам командного  состава  воздушных  и  морских  судов  (кроме
судов,  используемых  для  добычи  и обработки рыбы и других продуктов
моря,  и  судов,  обслуживающих   рыбопромысловый   комплекс),   судов
внутреннего  и  смешанного  (река-море)  плавания  и выдавать дипломы,
удостоверяющие эти звания;
     41) разрабатывать  и  утверждать  перечни  должностей работников,
имеющих право на ведение работ в области использования атомной энергии
в транспортном комплексе;
     42) получать в установленном порядке у организаций  транспортного
комплекса   информацию   (в   том   числе   статистические   данные  и
бухгалтерскую  отчетность)  по  вопросам,   входящим   в   компетенцию
Министерства;
     43) учреждать в установленном  порядке  ведомственные  награды  и
награждать ими;
     44) устанавливать  правила  ношения  форменной  одежды  и   знаки
различия   для  работников  центрального  аппарата  Министерства,  его
территориальных   органов   и   работников    отдельных    организаций
транспортного комплекса;
     45) формировать  по  согласованию  с  заинтересованными  органами
исполнительной    власти    субъектов    Российской   Федерации   сеть
межреспубликанских и межобластных автобусных маршрутов,  утверждать по
согласованию  с компетентными органами других государств международные
автобусные маршруты;
     46) осуществлять в установленном порядке координацию деятельности
органов  исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации   по
вопросам   совместного   ведения   Российской  Федерации  и  субъектов
Российской Федерации, связанным с транспортным комплексом;
     47) создавать    в    установленном    порядке   межведомственный
координационный совет по транспорту,  совет по координации действий  с
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также
участвовать в работе межведомственных координационных и  совещательных
органов по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
     48) заключать  с   органами   исполнительной   власти   субъектов
Российской   Федерации,   ассоциациями  экономического  взаимодействия
субъектов Российской Федерации и  отраслевыми  ассоциациями  (союзами)
соглашения о взаимодействии в области транспортного комплекса;
     49) представлять по поручению Правительства Российской  Федерации
интересы   Российской   Федерации   на  межгосударственном  уровне  по
вопросам, входящим в компетенцию Министерства, в установленном порядке
участвовать   в  подготовке  и  заключении  договоров  с  иностранными
государствами   и   международными,   в   том    числе    финансовыми,
организациями, осуществлять контроль за выполнением этих договоров;
     50) направлять по согласованию с  Министерством  иностранных  дел
Российской  Федерации  своих  представителей  в секретариаты и рабочие
органы  специализированных  международных  организаций   по   вопросам
транспорта   и   дорожного   хозяйства   и   осуществлять  оперативное
руководство деятельностью этих представителей;
     51) вырабатывать  по согласованию с Министерством иностранных дел
Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами
исполнительной   власти  позицию  Российской  Федерации  по  вопросам,
относящимся к  гражданской  авиации,  морскому,  внутреннему  водному,
автомобильному  и  городскому  электрическому  транспорту  и дорожному
хозяйству;
     52) вносить  в  установленном  порядке  предложения об открытии и
закрытии  представительств  Министерства  за   рубежом,   осуществлять
оперативное  руководство  их  деятельностью и кадровое обеспечение,  а
также в случае необходимости  иметь  своих  представителей  в  составе
дипломатических     представительств    Российской    Федерации,    их
торгово-экономических отделов и представительств Российской  Федерации
по торгово-экономическим вопросам;
     53) аккредитовывать  в  установленном  порядке  при  Министерстве
российские  организации  и  представительства  иностранных юридических
лиц, осуществляющих деятельность в области транспортного комплекса;
     54) принимать  в  установленном  порядке  иностранные  делегации,
прибывающие  в  Российскую  Федерацию,  и   направлять   делегации   в
иностранные  государства для решения вопросов,  входящих в компетенцию
Министерства;
     55) согласовывать  с  компетентными  органами  других  государств
квоты  на  международные  перевозки  гражданской  авиацией,   морским,
внутренним водным и автомобильным транспортом и условия их выполнения;
     56) учреждать в установленном порядке журналы,  газеты  и  другие
средства  массовой информации для освещения деятельности транспортного
комплекса;
     57) проводить конференции,  совещания и семинары,  организовывать
выставки  по  проблемам  совершенствования  и  развития  транспортного
комплекса, в том числе международного характера.

         IV. Организация деятельности Министерства транспорта
                         Российской Федерации

     10. Министерство  транспорта  Российской  Федерации   возглавляет
Министр,   назначаемый  на  должность  и  освобождаемый  от  должности
Президентом  Российской  Федерации   по   представлению   Председателя
Правительства Российской Федерации.
     Министр имеет   заместителей,   назначаемых   на   должность    и
освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.
     Министр руководит   деятельностью    Министерства    на    основе
единоначалия   и  несет  персональную  ответственность  за  выполнение
возложенных на Министерство задач и функций.
     11. Министр транспорта Российской Федерации:
     1) вносит в установленном порядке на  рассмотрение  Правительства
Российской  Федерации  проекты  законов  и других нормативных правовых
актов по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
     2) распределяет обязанности между своими заместителями;
     3) распределяет   обязанности   и   определяет    ответственность
руководителей    структурных   подразделений   центрального   аппарата
Министерства и его территориальных органов;
     4) утверждает положения о структурных подразделениях центрального
аппарата Министерства и о его территориальных органах;
     5) в  установленном  порядке назначает на должность и освобождает
от   должности   руководящих    работников    центрального    аппарата
Министерства, руководителей его территориальных органов, находящихся в
ведении Министерства федеральных государственных унитарных предприятий
и    федеральных    государственных   учреждений,   перечень   которых
устанавливается  Министерством,  поощряет  и  налагает  дисциплинарные
взыскания на указанных работников;
     6) утверждает  структуру  и   штатное   расписание   центрального
аппарата Министерства,  численность и фонд оплаты труда работников его
территориальных  органов  в  пределах   установленных   Правительством
Российской  Федерации  предельной  численности  и  фонда  оплаты труда
работников,  а также  смету  расходов  на  их  содержание  в  пределах
средств,  предусмотренных  в  федеральном  бюджете  на государственное
управление;
     7) представляет   в   установленном  порядке  особо  отличившихся
работников центрального  аппарата  Министерства,  его  территориальных
органов и работников организаций транспортного комплекса к награждению
государственными наградами Российской Федерации,  награждает указанных
работников,    а   также   работников   других   федеральных   органов
исполнительной  власти,  органов  государственной   власти   субъектов
Российской  Федерации и органов местного самоуправления ведомственными
наградами;
     8) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации
о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной
государственной службы в Министерстве и его территориальных органах;
     9) осуществляет в установленном порядке полномочия  по  отнесению
сведений к государственной тайне и организует их защиту;
     10) является  по  должности   начальником   гражданской   обороны
Министерства   и   осуществляет  руководство  гражданской  обороной  в
Министерстве;
     11) осуществляет    другие    полномочия    в    соответствии   с
законодательством Российской Федерации.
     12. В  Министерстве  транспорта  Российской  Федерации образуется
коллегия в составе Министра  (председатель  коллегии)  и  заместителей
Министра, входящих в нее по должности.
     В состав  коллегии   могут   включаться   руководящие   работники
центрального   аппарата   Министерства   и   руководители  организаций
транспортного    комплекса,    представители    федеральных    органов
государственной власти, ведущие ученые и специалисты.
     Численность и члены  коллегии,  кроме  лиц,  входящих  в  нее  по
должности,   утверждаются   Правительством   Российской  Федерации  по
представлению Министра.
     Коллегия рассматривает  на  своих  заседаниях  важнейшие вопросы,
входящие в  компетенцию  Министерства.  Решения  коллегии  оформляются
протоколами и реализуются, как правило, приказами Министра.
     В случае разногласий между Министром и членами  коллегии  решение
принимает Министр, докладывая о возникших разногласиях в Правительство
Российской Федерации.
     Члены коллегии, имеющие особое мнение по принятому решению, также
могут сообщить о нем в Правительство Российской Федерации.
     13. В  центральном  аппарате  Министерства  транспорта Российской
Федерации  создаются  в  установленном  порядке  департаменты,  другие
структурные  подразделения,  а  также Администрация Северного морского
пути.
     Структурные подразделения       Министерства,      осуществляющие
специальные   функции   отраслевого   управления,    объединяются    в
соответствующие отраслевые блоки,  возглавляемые первыми заместителями
(заместителями) Министра (государственная служба гражданской  авиации,
государственная  служба  дорожного  хозяйства,  государственная служба
морского  флота,  государственная   служба   речного   флота,   служба
автомобильного и городского пассажирского транспорта).
     14. Министерство транспорта Российской Федерации имеет Российскую
транспортную   инспекцию,   состоящую  из  подразделения  центрального
аппарата Министерства - Департамента Российской транспортной инспекции
и   территориальных   органов   Министерства  -  отделений  Российской
транспортной инспекции.
     Российскую транспортную    инспекцию    возглавляет   заместитель
Министра - главный государственный транспортный  инспектор  Российской
Федерации.
     Положение о  Российской   транспортной   инспекции   утверждается
Правительством Российской Федерации.
     15. В Министерстве транспорта  Российской  Федерации  могут  быть
образованы   научно-консультативные,   экспертные  и  иные  советы  по
проблемам функционирования транспортного комплекса.
     Состав научно-консультативных, экспертных и иных советов, а также
положения о них утверждаются Министром.
     Организационно-техническое обеспечение   деятельности   указанных
советов осуществляется центральным аппаратом Министерства.
     16. Министерство   транспорта   Российской   Федерации   является
юридическим   лицом,   имеет   бланк   и   печать    с    изображением
Государственного  герба Российской Федерации и со своим наименованием,
счета,  открываемые  в  соответствии  с  законодательством  Российской
Федерации.