О ПРОВЕРКЕ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО КОНТРОЛЮ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ. Письмо. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. 26.05.08 01/5440-8-32

           О ПРОВЕРКЕ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ
       ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО КОНТРОЛЮ
       В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

                                ПИСЬМО

             ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
              ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

                            26 мая 2008 г.
                            N 01/5440-8-32

                                 (Д)


     В  целях  эффективного  обеспечения отдыха и оздоровления детей в
период  летней  оздоровительной кампании 2008 года, комплексной защиты
связанных  с  этим  соответствующих прав граждан, контроль и надзор за
соблюдением которых возложен на Роспотребнадзор, во исполнение решения
Коллегии   Федеральной   службы   по   надзору  в  сфере  защиты  прав
потребителей  и  благополучия  человека  от  16  мая  2008  г. обращаю
внимание  на  то, что в отношении хозяйствующих субъектов, оказывающих
(предоставляющих)  по возмездному договору с гражданами услуги в сфере
детского   отдыха   (туризма),   необходимо  в  установленном  порядке
обеспечивать  применение  мер  ограничительного,  предупредительного и
профилактического  характера,  направленных  на  недопущение  и  (или)
ликвидацию  последствий нарушений соответствующими лицами обязательных
требований,     не     только     в     сфере    законодательства    о
санитарно-эпидемиологическом  благополучии, но и в области защиты прав
потребителей.
     Практическую  работу  в  этом  направлении  следует, в частности,
вести с учетом соответствующих указаний и рекомендаций, содержащихся в
ранее направлявшихся инструктивно-методических письмах от 31.08.2007 N
0100/8935-07-32   "Об   особенностях   правоприменительной   практики,
связанной   с   обеспечением   защиты   прав   потребителей   в  сфере
туристического  обслуживания"  и  от  24.03.2008  N  01/2555-8-32  "Об
оптимизации   форм   и   методов   работы  по  рассмотрению  обращений
потребителей".
     При этом особое значение необходимости реализации соответствующих
полномочий в области законодательства о защите прав потребителей как в
части  применения  административных  мер  воздействия,  так  и в части
использования  гражданско-правовых  механизмов,  следует  придавать  в
случаях, когда это позволяет эффективно и действенно дополнять функции
по контролю за соблюдением санитарного законодательства.
     Так,  следует  иметь  в  виду, что согласно положениям п. 1 ст. 7
Закона  Российской  Федерации  от  07.02.1992  N 2300-1 "О защите прав
потребителей"  (далее - Закон N 2300-1) потребитель имеет право на то,
чтобы  услуга при обычных условиях ее использования была безопасна для
жизни  и  здоровья  потребителя.  При  этом требования, которые должны
обеспечивать    такую    безопасность,    являются   обязательными   и
устанавливаются  законом  или  в установленном им порядке (в том числе
Федеральным      законом      от     30.03.1999     N     52-ФЗ     "О
санитарно-эпидемиологическом  благополучии  населения"  и  санитарными
правилами и нормами).
     Положениями  ст.  4 Закона N 2300-1 также закреплено, что услуга,
оказываемая  по  возмездному договору, помимо соответствия по качеству
условиям  договора  (п.  1 ст. 4), обычным или конкретным (заявленным)
целям  ее  приобретения  (п.  п.  2,  3  ст. 4) должна соответствовать
обязательным требованиям.
     В  этой  связи  в  тех  случаях,  когда  следствием  несоблюдения
соответствующих  обязательных  санитарно-эпидемиологических требований
явилось причинение вреда здоровью (жизни) находящихся на отдыхе детей,
такого  рода  факты  необходимо  квалифицировать  не  только по нормам
санитарного  законодательства,  но  и  законодательства  о защите прав
потребителей.  При  этом  потребителям,  под  которыми в данном случае
следует   понимать  обладающих  гражданской  дееспособностью  законных
представителей  несовершеннолетних - родителей, усыновителей, опекунов
или  попечителей (см. ст. ст. 21, 26, 28, 31 - 36 Гражданского кодекса
Российской  Федерации),  следует  среди  прочего оказывать необходимую
консультационную    и   практическую   помощь   в   деле   защиты   их
потребительских  прав,  а  в случае возбуждения соответствующих дел об
административных  правонарушениях - разрешать вопрос об их привлечении
к  участию  в  деле  в  качестве  потерпевших  (см. ст. ст. 25.2, 25.3
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
     Особое  внимание  следует  уделять более активному формированию в
рассматриваемой  области  судебной  практики,  связанной с возмещением
имущественного вреда, причиненного потребителям вследствие недостатков
услуги, правовая основа которого, а также лица, ответственные за такой
вред, сроки его возмещения и основания освобождения от ответственности
определены  ст.  ст.  1095  -  1098  Гражданского  кодекса  Российской
Федерации и ст. ст. 13, 14 Закона N 2300-1.
     В  соответствии  с указанными нормами вред, причиненный жизни или
здоровью  потребителя  вследствие конструктивных, производственных или
иных   недостатков   услуги,   подлежит   возмещению  ее  исполнителем
независимо  от  его  вины  и  от  того,  состоял  потерпевший  с ним в
договорных  отношениях  или  нет  (последнее обстоятельство, по мнению
Роспотребнадзора, делает возможным распространение указанных положений
гражданского  законодательства,  в  том  числе,  на  тех  лиц, которые
получают    соответствующие   виды   услуг,   связанные   с   отдыхом,
оздоровлением,   санаторно-курортным   лечением   и   т.п.,  в  рамках
осуществляемой  в  установленном  порядке  государственной  социальной
помощи).
     Правовыми  основаниями  для  компенсации  потребителям морального
вреда  служат  соответствующие  положения  ст.  ст.  151,  1099 - 1101
Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 15 Закона N 2300-1.
     Напоминаем,  что участие территориальных органов Роспотребнадзора
в  судебной  защите  прав потребителей регламентировано ст. ст. 46, 47
Гражданского  процессуального  кодекса  Российской  Федерации и ст. 40
Закона N 2300-1.
     Документированную   информацию  об  административной  и  судебной
практике   применения   территориальными   органами   Роспотребнадзора
законодательства   о   защите   прав   потребителей   при   реализации
соответствующих  функций  по  контролю  и  надзору в сфере организации
летнего  отдыха и оздоровления детей представить в срок до 20 сентября
2008 года.

Руководитель
                                                          Г.Г.ОНИЩЕНКО
26 мая 2008 г.
N 01/5440-8-32