О ПРОВЕРКЕ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО КОНТРОЛЮ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА 26 мая 2008 г. N 01/5440-8-32 (Д) В целях эффективного обеспечения отдыха и оздоровления детей в период летней оздоровительной кампании 2008 года, комплексной защиты связанных с этим соответствующих прав граждан, контроль и надзор за соблюдением которых возложен на Роспотребнадзор, во исполнение решения Коллегии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16 мая 2008 г. обращаю внимание на то, что в отношении хозяйствующих субъектов, оказывающих (предоставляющих) по возмездному договору с гражданами услуги в сфере детского отдыха (туризма), необходимо в установленном порядке обеспечивать применение мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений соответствующими лицами обязательных требований, не только в сфере законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, но и в области защиты прав потребителей. Практическую работу в этом направлении следует, в частности, вести с учетом соответствующих указаний и рекомендаций, содержащихся в ранее направлявшихся инструктивно-методических письмах от 31.08.2007 N 0100/8935-07-32 "Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания" и от 24.03.2008 N 01/2555-8-32 "Об оптимизации форм и методов работы по рассмотрению обращений потребителей". При этом особое значение необходимости реализации соответствующих полномочий в области законодательства о защите прав потребителей как в части применения административных мер воздействия, так и в части использования гражданско-правовых механизмов, следует придавать в случаях, когда это позволяет эффективно и действенно дополнять функции по контролю за соблюдением санитарного законодательства. Так, следует иметь в виду, что согласно положениям п. 1 ст. 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была безопасна для жизни и здоровья потребителя. При этом требования, которые должны обеспечивать такую безопасность, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке (в том числе Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и санитарными правилами и нормами). Положениями ст. 4 Закона N 2300-1 также закреплено, что услуга, оказываемая по возмездному договору, помимо соответствия по качеству условиям договора (п. 1 ст. 4), обычным или конкретным (заявленным) целям ее приобретения (п. п. 2, 3 ст. 4) должна соответствовать обязательным требованиям. В этой связи в тех случаях, когда следствием несоблюдения соответствующих обязательных санитарно-эпидемиологических требований явилось причинение вреда здоровью (жизни) находящихся на отдыхе детей, такого рода факты необходимо квалифицировать не только по нормам санитарного законодательства, но и законодательства о защите прав потребителей. При этом потребителям, под которыми в данном случае следует понимать обладающих гражданской дееспособностью законных представителей несовершеннолетних - родителей, усыновителей, опекунов или попечителей (см. ст. ст. 21, 26, 28, 31 - 36 Гражданского кодекса Российской Федерации), следует среди прочего оказывать необходимую консультационную и практическую помощь в деле защиты их потребительских прав, а в случае возбуждения соответствующих дел об административных правонарушениях - разрешать вопрос об их привлечении к участию в деле в качестве потерпевших (см. ст. ст. 25.2, 25.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Особое внимание следует уделять более активному формированию в рассматриваемой области судебной практики, связанной с возмещением имущественного вреда, причиненного потребителям вследствие недостатков услуги, правовая основа которого, а также лица, ответственные за такой вред, сроки его возмещения и основания освобождения от ответственности определены ст. ст. 1095 - 1098 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. ст. 13, 14 Закона N 2300-1. В соответствии с указанными нормами вред, причиненный жизни или здоровью потребителя вследствие конструктивных, производственных или иных недостатков услуги, подлежит возмещению ее исполнителем независимо от его вины и от того, состоял потерпевший с ним в договорных отношениях или нет (последнее обстоятельство, по мнению Роспотребнадзора, делает возможным распространение указанных положений гражданского законодательства, в том числе, на тех лиц, которые получают соответствующие виды услуг, связанные с отдыхом, оздоровлением, санаторно-курортным лечением и т.п., в рамках осуществляемой в установленном порядке государственной социальной помощи). Правовыми основаниями для компенсации потребителям морального вреда служат соответствующие положения ст. ст. 151, 1099 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 15 Закона N 2300-1. Напоминаем, что участие территориальных органов Роспотребнадзора в судебной защите прав потребителей регламентировано ст. ст. 46, 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 40 Закона N 2300-1. Документированную информацию об административной и судебной практике применения территориальными органами Роспотребнадзора законодательства о защите прав потребителей при реализации соответствующих функций по контролю и надзору в сфере организации летнего отдыха и оздоровления детей представить в срок до 20 сентября 2008 года. Руководитель Г.Г.ОНИЩЕНКО 26 мая 2008 г. N 01/5440-8-32 |