ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ЮРИДИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ СУБ`ЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПОДЛЕЖАЩИХ ВКЛЮЧЕНИЮ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕГИСТР ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РФ 25 декабря 2000 г. N 410 (НЦПИ) В целях создания федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 года N 1486 "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации" приказываю: Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по юридической обработке нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, подлежащих включению в федеральный регистр. Министр юстиции Российской Федерации Ю. Чайка 25 декабря 2000 г. N 410 УТВЕРЖДЕНЫ приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 25 декабря 2000 года N 410 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по юридической обработке нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, подлежащих включению в федеральный регистр I. Общие положения Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях формирования и ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 г. N 1486 "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства". ]. Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (далее - федеральный регистр) является федеральным банком нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Федеральный регистр ведется в целях обеспечения конституционного права граждан на получение достоверной информации, контроля за обеспечением законности нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, создания условий для получения информации о нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации государственными и муниципальными органами, организациями. Федеральный регистр предназначен также для учета, систематизации нормативных правовых актов. 2. При юридической обработке нормативных правовых актов подлежащих включению в федеральный регистр, рекомендуется использовать постановление Государственной Думы от 11 ноября 1996 г. N 7 81-11 ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации", в котором приводятся определения нормативного правового акта и правовой нормы: "Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение". В соответствии с Положением о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2000 г. N 904, и настоящими Методическими рекомендациями в федеральный регистр включаются конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших органов исполнительных власти субъектов Российской Федерации), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (государственных советов, правительств, кабинетов министров, администраций, мэрий, министерств и иных органов), затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер. 3. Нормативный правовой акт может быть принят (издан) совместно несколькими правотворческими органами, а также одним из этих органов по согласованию с другими. 4. Юридическая обработка нормативных правовых актов представляет собой процесс определения нормативности правового акта. классификации по отраслям законодательства, приведения нормативных правовых актов в актуальное (контрольное) состояние, регистрации актов и включения их в федеральный регистр, а также проведения юридической экспертизы. II. Определение нормативности правовых актов, подлежащих включению в федеральный регистр 5. При определении нормативности правовых актов в соответствии с пунктом 2 настоящих Методических рекомендаций необходимо учитывать, что, исходя из общеметодологических позиций теории права, норма права рассматривается как правило, включающее в себя все государственно-властные и правообразующие свойства направленность на регулирование вида общественных отношений, длящийся характер действия и неперсонифицированность адресата. 6. В соответствии с пунктами 2 и 5 настоящих Методических рекомендаций включению в федеральный регистр подлежат: а) акты постоянного действия; б) акты временного действия со сроком год и более; в) акты временного действия со сроком менее года, в случае последуюшего их продления, если имеются акты о продлении их действия. В федеральный регистр не включаются: а) индивидуальные правовые акты: персонального характера о назначении, перемещении или освобождении от должности, командировках, о награждении орденами и медалями, присвоении почетного или воинского звания, премировании, о назначении персональной пенсии и.т.д , о закреплении жилых и нежилых помещении и предоставлении льгот и преимуществ конкретным лицам и.т.п. действие которых исчерпывается однократным применением; срок действия которых истек; оперативно-распорядительного характера (разовые поручения); б) акты о созыве совещаний, конференций, съездов и.т.п; в) акты о сооружении памятников, бюстов, монументов; г) акты о внесении нормативных правовых актов и их проектов на рассмотрение и утверждение; д) акты, направленные на организацию исполнения ранее установленного порядка и не содержащие норм (в том числе акты. все содержание которых сводится к извещению об актах других органов); е) акты о создании, реорганизации, ликвидации, наименовании и переименовании организаций, предприятий, учреждений (за исключением актов о создании органов государственной власти субъектов Российской Федерации); ж) технические акты (тарифно-квалификационные справочники формы статистического наблюдения и.т.п), если они не содержат правовых норм; з) акты рекомендательного характера; и) акты хозяйственно-распорядительного характера о строительстве и реконструкции конкретных зданий, сооружений предприятий и пуске их в эксплуатацию; о выделении материалов, машин, оборудования, товаров изделий; о выделении и разрешении расходовать денежные средства на проведение конкретных мероприятий; об отсрочке погашения задолженности по ссудам; об отводе земель отдельным предприятиям, учреждениям, организациям; иные акты хозяйственно-распорядительного характера; 7. В том случае, если правовой акт признается нормативным, он поступает на дальнейшую смысловую обработку классификацию по отраслям законодательства, приведение нормативных правовых актов в актуальное контрольное) состояние, регистрацию актов и включение их в федеральный регистр, проведение юридической экспертизы; 8. Юридическая экспертиза проводится в соответствии с Временным порядком проведения юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 18 октября 2000 г N 296. III. Классификация (индексирование) нормативных правовых актов по отраслям законодательства 9. Классификация (индексирование) нормативных правовых актов является необходимым элементом формирования единого информационно-правового пространства и представляет собой процесс, состоящий в определении нормативности акта в целом и отдельных его составных частей (статей, пунктов, подпунктов, абзацев), определении тем акта в целом, а также отдельных его частей и отнесении в соответствии с тематическим содержанием акта к разделам, подразделам, пунктам или подпунктам классификатора правовых актов с присвоением данному акту в целом и отдельным его частям соответствующих индексов классификатора. В основе классификации нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации для ведения федерального регистра, следует использовать предметный классификатор, представляющий собой иерархическую систему юридических понятий, определяющих самостоятельные отрасли законодательства, регулирующих различные сферы деятельности и отражающих весь массив нормативных правовых актов. Таким классификатором является классификатор правовых актов, одобренный Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. N 511 и созданный в целях унификации формирования банков данных правовой информации. 10. По своей структуре классификатор построен по отраслям и областям системы законодательства и содержит 21 раздел Все разделы делятся на подразделы и пункты, каждый из которых имеет наименование и свое условное обозначение - индекс Индексы разделов, подразделов и пунктов обозначаются арабскими цифрами. 11. Нормативный правовой акт классифицируется (индексируется) сначала в целом, а затем по отдельным частям (статьям, пунктам и т.д.), если последние требуют дополнительных индексов. Последовательность проставления индексов, соответствующих темам отдельных структурных единиц нормативных правовых актов (статей, пунктов, параграфов), как правило, соответствует той последовательности, в которой эти структурные единицы расположены в акте. Если в классифицируемом акте имеется указание о распространении действия ранее изданного нормативного акта или его отдельной структурной единицы, оно, как правило, относится к тем разделам, подразделам и пунктам, к которым был отнесен распространяемый акт или его часть. Индексы разделов, подразделов и пунктов на утверждаемых и утверждающих, изменяемых и изменяющих, частично или полностью отменяемых и отменяющих, продлевающих срок действия нормативных актов временного характера и продлеваемых нормативных актах, как правило, должны соответствовать друг другу. При классификации нормативных актов проставляются только цифровые индексы разделов, подразделов и пунктов без проставления их наименований. IV. Приведение текста нормативного правового акта в актуальное (контрольное) состояние 12. Текст нормативного правового акта в актуальном (контрольном) состоянии является последней, текущей редакцией текста (ТРТ) со всеми изменениями и дополнениями и дает возможность применять акт без обращения к изменяющим его актам. В таком тексте нормативного правового акта должны содержаться все записи об актах, изменяющих его или поясняющих порядок и условия его применения. Возможны также ссылки на правовые акты, дополнительно регулирующие тот же круг правоотношений. 13. Тексты нормативных правовых актов приводятся в контрольное состояние в результате обработки текущих поступлений нормативных правовых актов и выявления среди них вносящих изменения в ранее принятые. Указанные акты получают также номер государственной регистрации. 14. Приведение текстов нормативных правовых актов в актуальное (контрольное) состояние осуществляется на основе технологии, разработанной Научным центром правовой информации при Минюсте России. 15. Следует отметить, что работа по приведению текстов нормативных правовых актов в актуальное (контрольное) состояние не может быть ограничена рамками настоящих рекомендаций, в которых невозможно привести все возникающие на практике ситуации, поэтому в каждом конкретном случае требуется индивидуальный и творческий подход юриста. V. Регистрация нормативного правового акта и введение его в федеральный регистр 16. Нормативному правовому акту, подлежащему включению в федеральный регистр, присваивается номер государственной регистрации который представляет собой последовательный ряд цифр, состоящий из кода субъекта Российской Федерации, года принятия акта, его порядкового номера. 17. Реквизиты нормативного правового акта вносятся в федеральный регистр в следующем порядке: вид акта; наименование органа принявшего акт; дата принятия подписания акта; номер акта; заголовок акта; Также указываются источники официального опубликования нормативного правового акта. 18. Экспертные заключения Министерства юстиции Российской Федерации или его территориального органа, протесты и представления органов прокуратуры, постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации, решения иных федеральных судов и государственных органов, конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации по результатам рассмотрения нормативного правового акта субъекта Российской Федерации и иная информация правового характера об акте являются дополнительными сведениями и подлежат включению в соответствующий раздел федерального регистра. |