ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА ЮРКИНА СЕРГЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ 6 СТАТЬИ 13 ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА "О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И СТАТЬЕЙ 6 ЗАКОНА Р. Определение. Конституционный Суд РФ. 21.12.00 252-О

        ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
         ГРАЖДАНИНА ЮРКИНА СЕРГЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ
       ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ 6 СТАТЬИ 13 ФЕДЕРАЛЬНОГО
        КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА "О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ
          ФЕДЕРАЦИИ" И СТАТЬЕЙ 6 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
               "О СТАТУСЕ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

                             ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                        КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ

                          21 декабря 2000 г.
                               N 252-О

                                (НТЦС)


     Конституционный Суд  Российской  Федерации в составе Председателя
М.В.Баглая,    судей    Н.С.Бондаря,    Н.В.Витрука,     Г.А.Гаджиева,
Ю.М.Данилова,  Л.М.Жарковой,  Г.А.Жилина,  В.Д.Зорькина, А.Л.Кононова,
В.О.Лучина,  Т.Г.Морщаковой,  Ю.Д.Рудкина,  Н.В.Селезнева,  А.Я.Сливы,
В.Г.Стрекозова,      О.И.Тиунова,     О.С.Хохряковой,     Б.С.Эбзеева,
В.Г.Ярославцева,
     рассмотрев в  пленарном  заседании  вопрос  о соответствии жалобы
гражданина С.А.Юркина требованиям Федерального конституционного закона
"О Конституционном Суде Российской Федерации", установил:
     1. Постановлением Верховного Совета Коми АССР от 26 мая 1990 года
С.А.Юркин был избран членом Верховного Суда Коми АССР сроком на десять
лет.  В ноябре 1999 года,  продолжая работать  в  этой  должности,  он
просил  квалификационную  коллегию судей Республики Коми рекомендовать
его для назначения на должность судьи того  же  суда  без  ограничения
срока  полномочий.  Такая  рекомендация  была  получена,  после чего в
соответствии с частью 6 статьи 13 Федерального конституционного закона
"О  судебной системе Российской Федерации" кандидатура С.А.Юркина была
внесена для согласования  в  Государственный  Совет  Республики  Коми,
который  постановлением  от  15  марта  2000  года  в  согласии на его
назначение отказал.  Впоследствии решением  квалификационной  коллегии
судей Республики Коми его полномочия в должности судьи были прекращены
в связи с истечением срока.
     В своей   жалобе   в  Конституционный  Суд  Российской  Федерации
С.А.Юркин утверждает,  что примененные в его деле часть  6  статьи  13
Федерального  конституционного  закона  "О судебной системе Российской
Федерации" и статья 6 Закона Российской Федерации "О статусе  судей  в
Российской  Федерации" не соответствуют статьям 10,  19 (часть 1),  24
(часть 2),  29 (часть 3),  37 (часть 1), 71 (пункт "г"), 72 (пункт "л"
части  1),  119,  120,  121  и  128  (часть  2) Конституции Российской
Федерации.
     Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в пределах
своих полномочий на основании  части  второй  статьи  40  Федерального
конституционного  закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"
уведомлял  С.А.Юркина  о   несоответствии   его   жалобы   требованиям
названного   Закона.   Однако   в  своей  очередной  жалобе  заявитель
настаивает на  принятии  Конституционным  Судом  Российской  Федерации
решения по поставленному им вопросу.
     2. Согласно статьям 96 и 97 Федерального конституционного  закона
"О   Конституционном   Суде  Российской  Федерации"  гражданин  вправе
обратиться в Конституционный Суд Российской  Федерации  с  жалобой  на
нарушение  своих  конституционных прав и свобод законом и такая жалоба
признается допустимой,  если  оспариваемым  законом,  примененным  или
подлежащим    применению   в   деле   заявителя,   затрагиваются   его
конституционные права и свободы.
     Между тем,  статьями 10,  71 (пункт "г"), 72 (пункт "л" части 1),
119,  120,  121 и 128 (часть 2) Конституции Российской  Федерации,  на
нарушение  которых  в  обоснование  своей позиции ссылается С.А.Юркин,
права и свободы граждан непосредственно не закрепляются.
     Кроме того,   из   содержания  части  6  статьи  13  Федерального
конституционного закона "О  судебной  системе  Российской  Федерации",
предусматривающей,  что  судьи  верховных  судов  республик  в составе
Российской Федерации назначаются на должность  Президентом  Российской
Федерации  по  представлению  Председателя  Верховного Суда Российской
Федерации,  основанному на заключении квалификационных коллегий  судей
этих  судов  и  согласованному  с законодательными (представительными)
органами   государственной   власти   соответствующих   республик,   и
аналогичной ей статьи 6 Закона Российской Федерации "О статусе судей в
Российской  Федерации"  следует  лишь  то,   что   при   представлении
Президенту   Российской   Федерации   кандидатуры  для  назначения  на
должность председателя  соответствующего  суда  необходимо  соблюдение
определенных   согласительных  процедур  с  участием  законодательного
(представительного) органа государственной власти субъекта  Российской
Федерации.  При  этом  несогласие законодательного (представительного)
органа с назначением конкретного лица на должность  не  исключает  как
возможность  представления  Председателем  Верховного  Суда Российской
Федерации данной кандидатуры Президенту Российской  Федерации,  так  и
право  Президента Российской Федерации назначить на должность то лицо,
чья   кандидатура    не    была    согласована    с    законодательным
(представительным)  органом.  Иное  означало  бы  сужение  компетенции
Российской Федерации в  решении  вопросов,  отнесенных  к  ее  ведению
статьей  71  (пункт  "о")  Конституции  Российской Федерации,  а также
ограничение предусмотренного статьями 83 (пункт "е") и 128  (часть  2)
Конституции  Российской  Федерации  полномочия  Президента  Российской
Федерации.
     Такая правовая   позиция  получила  закрепление  в  постановлении
Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 года по делу
о   проверке   конституционности   отдельных   положений   Конституции
Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации
законодательных    (представительных)    и    исполнительных   органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" и в  официально
опубликованном  определении Конституционного Суда Российской Федерации
от 27 июня 2000 года по запросу группы депутатов Государственной  Думы
о  проверке  соответствия  Конституции  Российской Федерации отдельных
положений  конституций  Республики  Адыгея,  Республики  Башкортостан,
Республики  Ингушетия,  Республики Коми,  Республики Северная Осетия -
Алания и Республики Татарстан.
     3. Согласно  статье 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации
каждый имеет  право  свободно  распоряжаться  своими  способностями  к
труду,   выбирать   род   деятельности   и  профессию.  Это  право  не
предполагает,  однако,  обязанности  государства  обеспечить   занятие
гражданином   конкретной   должности   и   не   исключает  возможности
закрепления в законе определенных требований к кандидатам  на  те  или
иные должности в органах государственной власти,  а также установления
специального  порядка  их  замещения.  Более  того,  применительно   к
замещению должностей судей федеральных судов такого рода регулирование
является необходимым, что обусловлено особым местом судебных органов в
системе   государственной   власти,   значимостью  и  общеобязательным
характером принимаемых ими решений.  При этом  положениями  статьи  13
Федерального  конституционного  закона  "О судебной системе Российской
Федерации" и статьи 6 Закона Российской Федерации "О статусе  судей  в
Российской  Федерации",  являющимися составной частью законодательного
регулирования порядка  назначения  судей  судов  субъектов  Российской
Федерации и устанавливающими единые для всех граждан правила замещения
соответствующих  судейских  должностей,  не  нарушается  гарантируемое
статьей 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации право граждан на
свободный  труд,  как  и  провозглашенный  в  статье  19   Конституции
Российской Федерации принцип равенства всех перед законом и судом.
     4. Не   затрагиваются   положениями   статьи   13    Федерального
конституционного  закона  "О  судебной системе Российской Федерации" и
статьи 6 Закона Российской Федерации "О  статусе  судей  в  Российской
Федерации"  ни  конституционные  право  заявителя  на  ознакомление  с
документами и материалами,  непосредственно затрагивающими его права и
свободы  (статья 24,  часть 2,  Конституции Российской Федерации),  ни
запрет принуждать кого бы то  ни  было  к  выражению  своих  мнений  и
убеждений   или  отказу  от  них  (статья  29,  часть  3,  Конституции
Российской Федерации).
     Ни одна  из  указанных  статей  не определяет порядок,  в котором
законодательные   (представительные)   органы   субъектов   Российской
Федерации  рассматривают и решают вопрос о даче согласия на назначение
на должность судьи или об отказе в таком согласии, и не содержит каких
бы то ни было предписаний, ограничивающих права кандидата на должность
судьи    ознакомиться    с    представленной     в     законодательный
(представительный)  орган  информацией  о  нем  и  дать  по  ней  свои
объяснения.  В связи с этим отсутствуют предусмотренные частью  второй
статьи 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации" основания для рассмотрения Конституционным Судом
Российской   Федерации   вопроса   о   конституционности  оспариваемых
заявителем норм.
     Оценивать же   правомерность   действий  Государственного  Совета
Республики Коми,  не обеспечившего С.А.Юркину,  как следует из жалобы,
возможность  ознакомиться с характеризующими его материалами и дать по
ним свои  объяснения,  Конституционный  Суд  Российской  Федерации  не
управомочен,   поскольку   рассмотрение   этого  вопроса  относится  к
компетенции судов общей юрисдикции.
     Исходя из  изложенного  и руководствуясь частью второй статьи 40,
пунктом  2  части  первой  статьи  43  и  частью  первой   статьи   79
Федерального   конституционного   закона   "О   Конституционном   Суде
Российской  Федерации",  Конституционный  Суд   Российской   Федерации
определил:
     1. Отказать в принятии к рассмотрению  жалобы  гражданина  Юркина
Сергея   Александровича,   поскольку   она   не  отвечает  требованиям
Федерального   конституционного   закона   "О   Конституционном   Суде
Российской  Федерации",  в  соответствии  с которыми жалоба может быть
признана допустимой.
     2. Определение  Конституционного  Суда  Российской  Федерации  по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
     3. Настоящее   Определение  подлежит  опубликованию  в  "Собрании
законодательства  Российской   Федерации",   "Российской   газете"   и
"Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Председатель Конституционного
Суда Российской Федерации
                                                           М.В. Баглай
21 декабря 2000 г.
N 252-О

Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
                                                         Н.В. Селезнев
21 декабря 2000 г.
N 252-О